Развитие ребенка после рождения становление личности
Фото: https://pixabay.com/ru
В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых важен, и отражается на дальнейшей жизни человека. Рассмотрим более подробно особенности развития личности от рождения до юности.
От рождения до года, норма: доверие к людям.
Самое главное, что должен получить ребенок в данном периоде — материнскую любовь, заботу. Только имея любовь, ребенок принимает решение — доверять миру. Если малыш не получил любовь — он миру доверять не сможет.
Этот временной отрезок самый важный в формировании личности человека (при условии, конечно, нормальной беременности). Поэтому врачи неустанно твердят о необходимости матери находиться рядом с малышом, заботиться о нем.
Правильное развитие дает малышу: доверие к людям, нормальную привязанность ребенка к родителям, удовлетворение потребностей малыша, в том числе в общении.
Неправильное, аномальное развитие личности формирует: недоверие к людям, эмоциональную изоляцию.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
От одного года до трех лет, следующий важный период.
В этот период у ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе. Родители должны помочь малышу почувствовать себя самостоятельным. Научить самостоятельно выполнять простые поручения.
Правильное развитие ребенка формирует — самостоятельную личность.
Неправильное, аномальное развитие, излишнее сюсюканье, или, наоборот, чрезмерная строгость, лишает ребенка этого дара. Личность ребенка формируется с отклонениями, в сторону сомнения в себе. Появляется гипертрофированное чувство стыда, чувство своей неполноценности, ущербности. Заметить неправильное развитие личности ребенка можно по следующим признакам: странное хождение — на цыпочках, пальчиках, семенящими шагами. Походка, как бы говорит о неуверенности малыша (не путать со здоровой временной неуклюжестью). Слабо развитая речь, нечеткий, слабый и вялый голос. Мало энергии у ребенка, он как бы извиняется и за эту энергию, за свои дела. «Извините, что я вот тут сейчас пройду», говорят походка, позы, жесты малыша.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
От 3-х до 5 лет — следующий значимый промежуток.
В это время формируется любознательность, активность, творческий потенциал, и, что особенно важно, полоролевое поведение.
При правильном развитии малыш ведет себя активно, живо интересуется всем, что его окружает: игрушками, людьми, окружающем миром. Задает множество вопросов. Понимает к какому полу он относится, ведет себя в соответствии со своей половой принадлежностью, подражает взрослому, своего пола. Живое воображение, здоровая любознательность, полоролевое поведение— показатель правильного развития детской личности.
Аномальная линия развития приводит к пассивности и безразличности к людям, вялости, отсутствию инициативы, инфантильности. К зависимости от родителей, от других детей, от взрослых. Развивается зависть. Признаки полоролевого поведения отсутствуют.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
Чем взрослее становится ребенок, тем труднее корректировать неправильно формирующуюся личность. Поэтому, еще раз хочется отметить, дорогие родители, не затягивайте с коррекционными мероприятиями, если вы заметили, что с ребенком, что-то не так, что развитие не соответствует возрасту и полу, не затягивайте, ведите малыша к специалисту.
Чем раньше будут исправлены ошибки, тем лучше и для ребенка, и для родителей.
От 5 до 11 лет — период формирования любви к труду, развитие познавательных и коммуникативных навыков.
Правильное развитие дает ребенку интерес и любовь к труду. Он сам будет проявлять заинтересованность, предлагать свою помощь маме и папе. Попросится постирать вместе с мамой, почистить картошку, прибить гвоздь вместе с папой. В данный период формируется у ребенка чувство долга, стремление к успеху, освоение простых работ, действий.
Аномальное развитие — закрепляет в ребенке чувство собственной неполноценности. Нет развития трудовых навыков, либо они слишком слаборазвиты. Ребенок начинает избегать сложных заданий, тяготится соревнованиями. Развивается: зависимость, слабоволие, слабохарактерность, пассивное поведение, чрезмерная конформность. Конформность— повторение, подобие другого, чрезмерное послушание, отсутствие своих взглядов.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
Период от 11 до 20 лет — период полового созревания, здесь и подростковый период и ранняя юность.
При правильном развитии личности — окончательно формируется половое поведение. Личность ведет себя в соответствии со свои полом: выбирает методы общения, игры, одежду, прическу, занятия, профессию.
Для данного возраста характерно: активный поиск себя, выбор профессии, становление мировоззрения, умение подчиняться, умение при необходимости быть лидером.
При аномальном векторе развития личности — путаница ролей. Низкая активность, фиксация на себе, большое желание разобраться в себе, в ущерб общению со сверстниками. Потеря трудовой активности, поведение, несвойственное полу, смешение добра и зла, путаница в моральных и мировоззренческих установках.
Если личности не оказать помощь в данный промежуток времени, во взрослую жизнь выйдет человек, неготовый к ней. Дальнейшая взрослая, самостоятельная жизнь: выбор, поступки, которые будет совершать индивид, развитие которого происходило с аномалиями, — будут неверными, сопряжены со множеством ошибок. Возможно, что за человека выбор и все решения будет принимать кто-то другой, что разумеется, критично для жизни.
Автор: Лубянская Светлана, клинический психолог
Используемый материал: эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
Источник
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация «Развитие ребенка после рождения» 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
астенический (слабое развитие жира, преобладание длины тела, стройность, легкость) нормостенический (усредненные параметры) гиперстенический (преобладание поперечных размеров, упитанность, не высокий рост)
4 слайд
Описание слайда:
Половое созревание — период, когда организм становится способным к половому размножению
5 слайд
Описание слайда:
Увеличение массы семенников Увеличение наружных половых органов Начинают созревать сперматозоиды Выработка мужских половых гормонов Появление волос на лобке, в подмышечных впадинах, на лице Быстрый рост скелета и мышц (плечи расширяются, таз узкий) Усиление секреции кожных желез (появление угрей) Увеличение и изменение хрящей гортани (голос «ломается»)
6 слайд
Описание слайда:
Уменьшается толщина подкожного жирового слоя Созревание сперматозоидов (появление поллюций) Дальнейшее увеличение наружных половых органов Дальнейшее развитие II половых признаков
7 слайд
Описание слайда:
Увеличение массы яичников Увеличение наружных половых органов Выработка женских половых гормонов Появление волос на лобке, в подмышечных впадинах Быстрый рост скелета и мышц (плечи узкие, таз широкий) Усиление секреции кожных желез (появление угрей) Появление молочных желез
8 слайд
Описание слайда:
Равномерно увеличивается подкожный жировой слой Созревание яйцеклеток (появление менструаций) Дальнейшее увеличение наружных половых органов Дальнейшее развитие II половых признаков
9 слайд
Описание слайда:
Типы темперамента: Меланхолики Холерики Сангвиники Флегматики По типу психической деятельности: художественный, мыслительный и смешанный. * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru
10 слайд
Описание слайда:
Характер — совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного человека поведение.
11 слайд
Описание слайда:
Индивид и личность Индивид – человек со всеми его физическими и психическими особенностями. Личность – человек, как член общества, обладающий системой уникальных черт. * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru
12 слайд
Описание слайда:
Задание: Вопрос 3 стр.324 под знаком! * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru
13 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Параграф 63 пересказ * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Учебник:
«Биология. Человек», Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.
Тема:
§ 63. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности
Номер материала:
ДБ-015369
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема: Развитие ребенка после рождения. Становление личности
Цель: раскрыть особенности роста и развития ребенка первого года жизни, познакомить с периодами формирования организма до 18 лет; дать понятие о психологических особенностях человека (темперамент и характер), выделить биологические и социальные факторы, влияющие на формирование личности.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний (работа с карточками)
Изучение нового материала
При изучении материала обучающиеся пользуются раздаточным материалом с общей таблицей развития ребенка, схемами
Слайд 1 – Ребенок родился, и началось его формирование как Личности. Как это происходит с точки зрения биологии и социологии человека? Об этом мы и будем говорить
Слайд 2 – С момента рождения человека начинается постэмбриональный период развития, который является не менее важным для дальнейшей жизнедеятельности, чем эмбриональный.
В нем выделяют периоды:
— прогрессивного развития, связанного с ростом и половым созреванием;
— половой зрелости, или взрослого состояния, во время которого возможно самовоспроизведение;
— регрессивного развития, связанного со старением организма.
У человека периоды ускоренного роста чередуются с его замедлением. Самый активный и быстрый рост происходит в первый год жизни (вес тела увеличивается почти в 3 раза) и в период полового созревания (подростковый период).
Слайд 3 – В постнатальный онтогенезе человека выделяют следующие периоды:
1. Неонатальный или период новорожденности. 1 — 10 дни.
2. Грудной возраст. 10 дней — 1 год.
3. Раннее детство. 1 — 3 года.
4. Первое детство. 4 — 7 лет.
5. Второе детство. 8 — 12 лет для мальчиков, 8 — 11 лет девочек.
6. Подростковый возраст. 13 — 16 лет для мальчиков, 12 — 15 лет девочек.
7. Юношеский возраст. 17 — 21 год для юношей, 16 — 20 лет девушек.
8. Зрелый возраст:
I период: 22 — 35 лет мужчины, 21 — 35 лет женщины.
II период: 36 — 60 лет мужчины, 36 — 55 лет женщины.
9. Пожилой возраст. Мужчины 61 — 74 года, женщины 56 — 74 года.
10. Старческий возраст. 75 — 90 лет.
12. Период долгожительства. Свыше 90 лет.
Слайды 4-5 – Рассмотрим основные изменения в развитии ребенка в вышеуказанные периоды жизни. Неонатальный или период новорожденности и грудной возраст длятся от 1 дня до 1 года.
1 месяц. Новорожденный сосет грудь, активно двигает ручками и ножками, подносит сжатые кулачки ко рту, реагирует вздрагиванием на резкий шум. Малыш впервые улыбается, фиксирует взгляд на ярком объекте и следит за движущимися предметами.
Малыш активно растет, речь малыша становится более членораздельной, учится произносить
11 месяцев. Многие дети делают свои первые шаги. Прогрессирует моторное развитие малыша. Ребенку становится понятен обобщающий характер слов.
Слайд 6 – Раннее детство (1-3 года)
1 год. Малыш чаще всего уже умеет самостоятельно ходить, говорит от шести до десяти простых слов. Ребенок знает имена людей из близкого окружения. Кроме того, кроха ближе к году уже умеет самостоятельно пить из чашки и пробует сам умываться и одеваться.
2 года. Речь малыша уже состоит из простых предложений. Заканчивается прорезывание молочных зубов
3 года – кризисный возраст. В этом возрасте начинает проявляться личность ребенка. Порою такие изменения сопровождаются криками, истериками и даже агрессией. Малыш активно требует самостоятельности.
Слайды 7-8 – Первое детство (4 — 7 лет).
4 года. Ребенок стремится к совместным играм, может сохранять равновесие. Интенсивно расширяется словарный запас и строятся более сложные речевые конструкции.
5 лет. Важнейшей деятельностью для ребенка становится учебная – начинается подготовка к школе. Малыш строит длинные предложения и умеет пересказывать тексты, считает до десяти, рассказывает наизусть небольшие стихотворения.
6 лет. Обычно идет активная подготовка к школе. Ребенок знает счет, рисует геометрические фигуры, сравнивает размеры предметов, понимает математические знаки.
7 лет. Окончательно происходит созревание лобных отделов полушарий мозга, гармонизируются процессы возбуждения и торможения. Поэтому этот возраст, с точки зрения физиологии, наиболее приемлем для начала учебной деятельности детей.
В то же время, семь лет – это очередной кризис, который переживает ребенок. Он учится новым социальным ролям, хочет принимать решения самостоятельно и начинает копировать взрослых. Протекает первая фаза формирования мышления
Слайд 9 – Второе детство (8 — 12 лет для мальчиков, 8 — 11 лет для девочек).
Ребенок получает опыт доверительного общения и взаимодействия вне семьи.
Активно развивается интеллектуально, учится оценивать собственное состояние и рассказать о своих эмоциях.
Ребенок достаточно автономен, но все еще нуждается в поддержке взрослых.
Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки (см. схемы 1-2).
Слайд 10 – Подростковый возраст (13 — 16 лет для мальчиков, 12 — 15 лет для девочек).
В двенадцать лет наибольшее значение для «начинающего» подростка играет социальная жизнь. Он учится уважать потребности и права окружающих людей, демонстрирует стремление отстоять свою независимость.
Подросток крайне озабочен своим внешним видом и оценкой окружающих, у него возникают первые нежные чувства к противоположному полу, он начинает задавать серьезные вопросы самоопределения.
Ближе к шестнадцати годам у ребенка заканчивается половое созревание.
Половое созревание — период, когда организм становится способным к половому размножению.
Дети начинают формировать группы по интересам, большое влияние оказывают сверстники, а также лидеры популярных музыкальных групп и другие известные личности.
В подростковом возрасте в основном завершается созревание висцеральных систем и протекает 3-я фаза организации мышления.
Слайд 11 – Юношеский возраст. 17 — 21 год для юношей, 16 — 20 лет девушек. Период юношества является переломным, когда происходит завершение формирования личности и анатомо-физиологического созревания.
Основа – профессиональное самоопределение, самовоспитание, самообразование.
Возраст неприемственности, крайностей (юношеская одержимость).
Слайд 12 – Зрелый возраст:
I период: 22 — 35 лет мужчины, 21 — 35 лет женщины.
II период: 36 — 60 лет мужчины, 36 — 55 лет женщины.
Период зрелости или стабильности является наиболее продуктивным в социальном плане и организованности физиологических функций.
Пожилой возраст: мужчины 61 — 74 года, женщины 56 — 74 года. Начинаются инволюционные изменения, которые являются следствием физиологических перестроек гомеостаза.
Слайд 13 – Старческий возраст (75 — 90 лет). Период долгожительства – свыше 90 лет. Изменение длины и массы тела, его старение. Активизируются инволюционные изменения, которые являются следствием физиологических перестроек гомеостаза.
Геронтология — наука об особенностях строения и жизнедеятельности организма пожилых и старых людей.
Слайд 14 – Итак, людей планеты объединяет то, что в течение всей жизни организм любого человека изменяется физиологически и анатомически. Но еще Гиппократ (IV в. до нашей эры) на основе наблюдений за поведением людей разделил всех по темпераменту на четыре типа: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.
Типы темперамента определяются комбинацией трёх параметров нервной системы: силой, уравновешенностью (балансом) и подвижностью.
Сила нервной системы — это её устойчивость к длительному воздействию раздражителя;
Уравновешенность — возможность перехода от одних реакций к другим (например, от возбуждения к торможению) в критических ситуациях;
Подвижность — это скорость образования новых условных связей.
Слайд 15 — Холерический тип: сильный, неуравновешенный; характеризуется сильным раздражительным и слабым тормозным процессом, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД.
Флегматический тип: сильный, уравновешенный, инертный; с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.
Меланхолический тип: слабый; характеризуется слабостью и возбуждения, и торможения; плохо приспосабливается к условиям окружающей среды.
Сангвинический тип: сильный, уравновешенный, подвижный; имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.
Необходимо иметь в виду, что отмеченные выше типы высшей нервной деятельности представляют собой крайние классические типы, которые в чистом виде практически не встречаются. Однако, как считают ученые, темперамент один из факторов, влияющих на развитие организма человека.
Слайд 16 – Определите, каков тип темперамента у вас? Можно ли изменить темперамент?
/Ответы обучающихся/ Темперамент относят к врожденному признаку личности.
Слайды 17-18 – Характер — совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного человека поведение.
Зная характер человека, можно в какой-то степени предвидеть его поступки. Характер вырабатывается в процессе жизни путем усиления одних и ослабления других врожденных свойств. По отношению к другим людям и окружающей обстановке выделяют экстравертов (открыты, нацелены на общение) и интровертов (замкнуты, погружены в себя).
Слайды 19-20 – Работа с картинками. Определите, кто из них экстраверты, а кто интроверты? К какой группе вы отнесли бы себя? (Ответы обучающихся)
Слайд 21 — Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Что такое личность?
Давайте рассмотрим несколько понятий.
Личность (от латинского – персона, особа) – это человеческий индивид. как субъект отношений и сознательной деятельности в обществе.
Индивид – это один из людей, наделенный типичными признаками: разумом, волей, потребностями, интересами.
Индивидуальность — одна из сторон личности.
Индивидом – рождаются, личностью — становятся, индивидуальность – отстаивают
Слайды 22-23 – Что влияет на формирование личности человека?
Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. (С. И. Ожегов)
Факторы, влияющие на формирование личности:
Биологический фактор – наследственности. По наследству от родителей к детям передаются: анатомо-физиологическая структура физические, физиологические особенности нервной системы.
Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей (общечеловеческие, индивидуальные, специальные).
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности (талант гениальность).
Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.
Общение — это одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Воспитание — это целенаправленный и сознательно контролируемый процесс социализации, коллективная деятельность Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности
Закрепление изученного материала
Слайд 24 – Итак, структура психических свойств личности: направленность, темперамент, характер, способности.
Задание: Добавьте к этому перечню те индивидуальные свойства человека, способного быть ЛИЧНОСТЬЮ. Обоснуйте свой выбор.
Подведение итога
Слайд 25 – Домашнее задание: §63 прочитать. Ответьте на вопрос: Какие этапы проходит человек, входя в какую-либо общность людей?
Таблица «Постнатальный онтогенез человека»
Периоды
Возраст
Характеристика
Новорожденный
1-10 дней
Вскармливание ребенка молозивом
Грудной
возраст
10 дн. — 1 год
Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса — в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы.
Раннее детство
1-3 года
В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов.
Первое детство
4-7 лет
В 6 лет появляются первые постоянные зубы.
Второе детство
М.: 8-12 лет
Д.: 8-11 лет
Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки.
Подростковый возраст
М.: 13-16 лет
Д.: 12-15 лет
Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста — пубертатный скачок.
Юношеский возраст
М.: 17-21 год
Д.: 16-20 лет
Завершается процесс роста и формирование организма.
Зрелый возраст
I период
М.: 22-35 лет
Д.: 21-35 лет
Форма и строение тел остаются практически неизменными (постоянными).
Типы телосложения:
астенический (слабое развитие жира, преобладание длины тела, стройность, легкость)
нормостенический (усредненные параметры)
гиперстенический (преобладание поперечных размеров, упитанность, не высокий рост)
II период
М.: 35-60 лет
Д.: 35-55 лет
Пожилой
возраст
М.: 61-74 года
Д.: 56-74 года
Масса и длина тела уменьшаются за счет атрофических изменений в тканях и уменьшения в них воды.
Старческий
возраст
75-90 лет
Изменение длины и массы тела, его старение.
Долгожители
90 лет и более
Геронтология — наука об особенностях строения и жизнедеятельности организма пожилых и старых людей.
Схема 1. Половое созревание мальчиков
Схема 2. Половое созревание девочек
Источник