Арт терапия в эмоциональном развитии ребенка

шарапова юлия
Применение элементов арт-терапии в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка

Применение элементов арттерапии в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка

Основные цели арт-терапии — самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности. В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, создавая некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Методы арт-терапии применяются с дошкольниками разного возраста, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения физического развития, страдающими соматическими заболеваниями. Эти методы включают индивидуальную и групповую арт-терапию. «Рисунок, как игра, компенсирует права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему.» (Ленц Ф., 1999) В своей работе на диагностическом этапе применяются такие методики как:диагностическая методика исследования тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В., методика исследования самооценки по методу Дембо Рубинштейна, проективную методику исследования личности «Несуществующее животное» М. З. Дукаревич,проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой. По результатам диагностики формируются группы из 4—6 детей одного возраста (от 4 до 7 лет).

Методики,применяемые в работе, подтверждают результативность применения арт-терапевтических методов в работе с детьми. Для того чтобы активизировать творческий процесс, стимулировать ребенка и разнообразить его сенсорный и эмоциональный опыт в ходе арт-терапевтических занятий детям предлагаю различные материалы (краски, уголь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, глина, песок). В конце каждого занятия происходит обсуждение чувств, вызванных работой с тем или иным материалом. В ходе занятий нами нередко используется музыка. Она воздействует на сознание в виде образов, вызывает эмоциональный отклик, снимает внутреннее напряжение, также используется движение и танец, сочинение историй. Кроме лечебного эффекта, рисунок несёт в себе и диагностическое значение. По детскому рисунку можно не только рассказать о возможных психологических проблемах ребёнка, но и определить уровень интеллектуального развития, степень психологической зрелости. В ходе терапии характер рисунка, как правило, меняется: образы становятся более позитивными, красочными, гармоничными. Этот показатель является одним из критериев эффективности терапии. : При выборе художественных материалов следует помнить, что такие материалы как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие – пастель, краска, глина – способствуют более свободному выражению эмоций. Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. При индивидуальной работе с детьми, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов. Такие материалы, как краска или глина, могут дать возможность более активной сенсорной стимуляции и избавиться от негативных эмоций. Несмотря на кажущуюся простоту метода, арт-терапия позволяет лечить:

-Неврозы

-Повышенную тревожность, страхи

-Низкую самооценку

-Трудности взаимоотношений с окружающими -Последствия стрессовых ситуаций Арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, более успешными детьми, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. Арт-терапевтические занятия развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования, активизируют функцию воображения детей. Дети с богатой фантазией более успешно решают нестандартные задачи, легче переживают неприятности и чаще завоевывают уважение среди сверстников.

Упражнение «Имя» Цель: учить ребенка лучше понимать себя, развивать его коммуникативные качества. Детям дается задание придумать и нарисовать свой символ (предмет, который, по мнению ребенка, отображает его самого) на бумажном кружке. Далее каждый по кругу называет свое имя и показывает свой рисунок.

Упражнение «Придумаем сказку» Цель: развивать воображение и творческое мышление ребенка, учить взаимодействовать с другими детьми и уважать чужое мнение. Дети поочередно подходят к листу ватмана, разложенного на полу в центре комнаты, и рисуют на нем что-нибудь, например: домик, озеро, цветок, солнышко, деревья, горы, облака. После того как сказочная страна нарисована, дети могут заселить ее сказочными героями, для этого взять небольшие игрушки и расположить их на листе. Затем детям предлагается сочинить небольшую сказку по цепочке.

Упражнение «Прекрасный сад» Цель: познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения и эмоциональной сферы. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок. Не беспокойся о том, как ты нарисуешь, главное, чтобы ты мог описать свой цветок. Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Затем они его вырезают и размещают на большом листе бумаг, формируя огромный красивый сад. Затем можно послушать музыку и изобразить свой цветок в танце.

Аналогично выполняется упражнение «Страна зверей». Детям предлагается вообразить себя каким-либо зверем, нарисовать. Рассказать об этом животном. С кем оно дружит, чего боится, о чем мечтает, чему радуется. Затем изобразить в танце придуманный образ.

Название Игра: «Разговор цветов»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе организации игровой деятельности.

Задачи: -Способствовать развитию умения детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей.

Читайте также:  От чего у ребенка врожденные отклонения в развитии

— Способствовать развитию у детей умения определять эмоции своих сверстников.

— Способствовать развитию коммуникативные навыки

Атрибуты: картинки цветов (в виде броши) и садовника.

Ход игры и правила: В игре принимают участие от двух до восьми человек. В начале психолог читает сказку детям «Цветочные характеры»:

«Жил-был Садовник. Он очень любил цветы. Выращивал их, ухаживал за ними.

Все цветы радовали Садовника своей красотой,запахом, но у каждого цветка был свой характер. Красавица Роза, желая показать свею неприступностью, больно ранила шипами Садовника, когда он пропалывал вокруг нее сорняки.

Общительный Колокольчик развлекал Садовника своей беседой. Вьюнок удивлял своей смелостью и настойчивостью -он всегда стремился вверх и совершенно не боялся высоты и других опасностей, которые его ждали впереди. Ромашка всегда была в хорошем настроении, и когда видела Садовника, старалась погладить его руки своими лепестками в знак благодарности. Георгин был очень гордый и не подступный, считал себя самым красивым цветком во всем саду. Поэтому всегда смотрел своими лепестками только вверх к солнцу. И никогда не здоровался с Садовником и другими цветами. Мак, всегда хвастался своей красотой и ароматом. Незабудка, была скромна, и всегда говорила : «Спасибо!», «Извините!». Где-то в самом углу сада жил кактус, он и с кем ни хотел общаться, всегда ворчал на все цветы с самого утра. А, если кто-то из цветов тянул к нем лепестки, чтобы поздороваться: колол своими колючками, которых у него было предостаточно.

Другие цветы тоже были со своими характерами.

Но, характеры, оказывается, могут меняться. И один из цветков изменил свой характер.

Как же это произошло?

Красивая, но неприступная роза стала что ее красота никому не видна. Ее срывали для букетов, которыми украшали праздники, не сажали на клумбах.

-Почему так происходит?- спросила она Садовника.

-Ты очень гордишься своей красотой и больно ранишь своими шипами всех. Кто к тебе прикасается, а это не слишком приятно. Я-Садовник, и люблю цветы с любым характером, но остальные не будут любить тебя только за красоту.

Роза прислушалась к словам Садовника и постаралась сделать свои шипы не такими острыми. А, если кто-то наклонялся к ней, чтобы насладиться ароматом лепестков, она вежливо и с улыбкой предупреждала: «Осторожно, у меня на стебле выросли колючки, я тоже от них страдаю, не пораньтесь, пожалуйста.»

Такие изменения в характере Розы не прошли незамеченными. Ее приветливость всем пришлась по душе, красота восхищала, аромат поднимал настроение, а на шипы почти никто не обращал внимания».

Далее, психолог говорит: «Предлагаю представить, что цветы, растущие у Садовника на клумбе, беседуют между собой, например, о том, что скоро начнется сильный дождь (гроза, буря, ярко светит солнце и т. п.).Распределите роли между собой, подумайте о том, что будет говорить ваш герой, с какими интонациями,выражение лица, жестами».

Примечание: Также, психолог сам может распределить роли с учетом личностных качеств детей: застенчивому ребенку предлагается роль хвастливого мака; ребенку с завышенной самооценкой, с проявлениями агрессии- роль скромной незабудки; нерешительному, тревожному- роль смелого вьюнка и т. п.

Упражнение «Рисунок в круге» Цель: развитие рефлексии, познание внутреннего мира ребенка. Детям раздаются вырезанные из бумаги круги и предлагается с двух сторон нарисовать рисунок на тему: «Добро и зло», «Белое и черное», «Радость и горе», «День и ночь», «Веселье и грусть». Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.

Упражнение «Волшебные руки» Цель: развитие воображения, чувств и представлений; гармонизация эмоционального состояния Детям предлагается на листе бумаги обвести силуэт ладоней. Затем им предлагается раскрасить (оживить) силуэты ладоней так, как хочется. Разбиться на пары и под музыку изобразить пантомиму друг с другом: «Наши руки знакомятся», «Руки поссорились», «Руки помирились», «Руки дружат». Детям предлагается послушать тихую музыку, закрыть глаза и представить, что их руки стали волшебными и изобразить порывы ветра, распускающиеся цветы, стебли трав, крылышки бабочек, птичьи крылья, ветви дерева. Затем обсудить свои ощущения.

Упражнение «Спонтанное рисование под музыку» Цель: осознание чувств; стабилизация психоэмоционального состояния ребенка Детям предлагается рисовать все, что захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные в процессе слушания музыки, свободно выражаются на бумаге (музыка со звуками леса, шумом моря, журчанием ручья.)

Упражнение «Рисование на стекле под музыку» Цель: Используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных» замечаниями взрослых, учебными неуспехами, нагрузкой, завышенными требованиями. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, лишенное монументальности и постоянства, можно не нести ответственности за результат. Ребенок имеет право на ошибки и исправления.

Вариант 2. Цель: Совместное рисование на одном стекле учит детей сотрудничеству, формирует умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать свою точку зрения. Показывает привлекательность «помогающих» отношений. Дети рисуют парами на укрепленном вертикально стекле гуашью. Темы рисунков: «Радость», «Волшебный сад», «Тайны океана» «Полет в космос», слушают и рисуют музыку. Вариант 3. Цель: развитие фантазии, воображения; снятие эмоционального напряжения. На стекле можно нарисовать маркерами своих любимых сказочных героев.

Упражнение «Два качества» Цель: развитие творческого и речевого мышления Предлагается нарисовать то, что одновременно может быть зеленым и пушистым, сильным и добрым, сладким и легким, красивым и ядовитым, пугающим и веселым.

Читайте также:  Как выявить отклонения в развитии ребенка 2 лет

Упражнение «Рисуем маску» Цель: получение данных о взаимодействии ребенка с миром, выражение эмоций Детям предлагается с помощью различных изобразительных средств (восковых мелков, карандашей, гуаши, угля) раскрасить заранее приготовленные педагогом шаблоны для масок, наполнить маски своим содержанием. Перед началом работы педагог рассказывает о том, что для чего в разных культурах применяются маски, что маска может означать для человека, одевшего ее. После завершения каждый маску надевает на лицо, рассказывает о том, что хотел изобразить. Желающие могут станцевать танец своей маски под музыку.

Упражнение «Талисманы» Цель: развивать позитивные эмоции, развитие эмпатии Детям предлагается из круглых кусочков картона изготовить символические «магические круги», островки доброты, счастливые талисманы, а затем подарить их другу.

Список литературы:

1. Копытин А. И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когито-центр. 2012г.

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь. 2006г.

3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.

4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.

5. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. СПБ: Речь, 2008 г.

6. Зинкевич-Евстигнееева Т. Д. Практикум по креативной терапии. СПБ: Речь, 2001

Источник

Юлия Сероткина
Методическое пособие «Арттерапия как средство социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста»

«Интонация, мелодия, лад, ритм,

гармония отражают окружающую

нас действительность – природу,

мир человеческих чувств, историю,

будущее человечеств

В. А Сухомлинский

Пояснительная записка

Сохранение и укрепление здоровья детей — приоритетное направление деятельности всего современного российского общества. По мнению ведущих психологов, врачей в нашей стране наблюдается вялотекущая возрастающая эпидемия увядания, дегенерация и распад телесных, энергетических и психических потенциалов. От поколения к поколению все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни.

Социальная среда является одним из важнейших факторов поддержания здоровья. Социальный микроклимат либо побуждает человека к здоровому образу жизни, либо формирует вредные установки и привычки. Такие социальные факторы, как агрессия в семье, разводы родителей, неполные семьи, алкоголизация, наркотизация и криминализация общества служат мощными причинами, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье детей. Так в России, более 60 % наших детей находиться на грани нервного срыва, что является основной причиной необычного (девиантного) поведения детей; они или гиперактивны (перевозбуждены, агрессивны, или гипоактивны (в состоянии угнетения, депрессии, аутизма, фобий).

Экстремальные условия Крайнего Севера сказываются на здоровье детей. Низкое содержание кислорода вызывает головокружение, в период полярной ночи отмечается спад творческой активности, быстрая утомляемость детей, все это влечет за собой трудности эмоционального развития, снижение эмоционального тонуса, вызывает повышенную тревожность и страхи.

В настоящее время государством разрабатываются кардинальные меры по охране и укреплению здоровья детей. Их реализация должна осуществляться при активном участии образовательных учреждений, в том числе и ДОУ. Назрела необходимость введения здоровьесберегающей педагогики в работу с детьми.

Анализ сложившейся ситуации в нашей стране и регионе в сфере психического и социального здоровья детейпозволил выделить ряд противоречий:

— между заказом общества на социально здоровое, гармонично развитое поколение и резким ухудшением психосоциального здоровья детей;

— между инициативой педагогов, проявляющейся в их творческом подходе к организации образовательного процесса, и отсутствием знаний и умений использования здоровьесберегающих технологий.

Вследствие этого возникла проблема выбора и использования здоровьесберегающей технологии, обеспечивающей эффективную работу по сохранению и укреплению социально-эмоционального здоровья детей.

Внутренний мир ребенка с проблемами в эмоциональном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решить все эти задачи, является искусство.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенность детей. Урегулировать неправильные и лишние движения.

Г. П. Шипулин еще в 1928 году отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью. Психологи Н. С. Самойленко, В. А. Гринер, Е. В. Конорова указывают, что организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.

Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, т. е. социализируют ребенка.

Последние исследования педагогов, психологов показали, что один из наиболее эффективных способов оздоровления детей является арттерапия, где музыка используется в профилактических и коррекционных целях.

Детские психотерапевты рассматривают арт-терапию в качестве средства социально-эмоционального воспитании и образования. Педагогическое направление арт-терапии имеет не клиническую (медицинскую) направленность, а рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и социальном здоровье личности, детского коллектива средствами музыкальной деятельности.

Говоря официальным научным языком, арт-терапия в образовании – это системная инновация,которая характеризуется: многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями, способностью к интеграции, трансформации.

Арт-терапия включает в себя несколько направлений работы: музыкотерапия, вокалотерапия, танцетерапия, игротерапия.

Таким образом, если в процессе оздоровления детей посредством искусства приобщать детей к пению, слушанию классической музыки, (работать над пластикой и красотой движений, развивать общую музыкальность, использовать игру как терапевтическое средство, то у дошкольников будут сформированы такие качества как толерантность, доброжелательность, миролюбие, эмпатия, положительное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, положительная «Я-концепция», развито чувственное познание, музыкально-творческие способности, что и послужит основой укрепления социального здоровья.

В связи с этим основная цель работы с детьми — сохранение и укрепление социального здоровья детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Читайте также:  Рост и развитие критические периоды в развитии ребенка

Реализация поставленной цели требует решения совокупности следующих задач:

1. Профилактика и коррекция нарушений социально-эмоционального развития детей средствами музыкотерапии, танцетерапии, вокалотерапии, игротерапии.

2. Облегчение процесса воспитания детей с помощью музыкально-художественных образов разного порядка (зрительных, слуховых, тактильных).

3. Создание атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

4. Выработка гуманно-ориентированной модели поведения у детей.

5. Развитие музыкально-творческих способностей детей

Вся педагогическая работа с детьми строится на следующих принципах:

— принцип соизмерения преподносимого музыкального материала;

— принцип поиска ассоциаций;

— принцип контрастного сопоставления;

— принцип многообразия;

— принцип нахождения аналогий;

— принцип восприятия и выражения личностного смысла переживаний от явлений окружающего мира в его «звуковой картине»;

— принцип вариативности смысловых трактовок при воплощении в музыке значимого для детей смысла жизненного явления;

— принцип «вхождения в мир звука и звуковых сочетаний».

Занятия построенные на принципах арт-терапии проводиться в форме тематического и имеет определенную структуру.

Начало занятия – настрой на восприятие музыкальных произведений. Задача первого этапа состоит в подготовке детей к музыкальной деятельности и внутригрупповому общению. Для этого используются различные игры, двигательные и танцевальные движения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы.

В содержание второго этапа полезно включать элементы музыкотерапии или вокалотерапии. Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции, музыкальные импровизации, оркестровые произведения с мягким мелодико-ритмическим рисунком. После прослушивания создаются условия для внутригруппового общения. Считается, что вербализация помогает улучшить самочувствие, и в какой то мере освободиться от внутренних переживаний.

Поэтому детям предлагается поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, эмоциях, ассоциациях, которые возникли у них в процессе прослушивания музыкальных произведений.

Третий этап – выражение полученных эмоций в танце.Здесь можно использовать различные виды танцевального искусства: образно- сюжетный, танец-импровизация, современный детский или народный танец. Таким образом, ребенок языком движений сообщает о себе, учится понимать и анализировать эмоции, сознательно вызывать, управлять и в определенной степени их контролировать.

Четвертый этап направлен на развитие эмоциональной сферы детей через использование психогимнастики. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психосоциального здоровья ребенка. Осуществляется перевод травмирующих переживаний в комическую форму, эмоциональное переключение приводит к освобождению от неприятных эмоций.

Заключительный пятый этап занятия предполагает рефлексивный анализ работы на занятии. Следуя древней и мудрой традиции, приглашаем детей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться своими чувствами и переживаниями. В таком взаимодействии обычно присутствуют элементы «психологического поглаживания» посредством доброжелательных высказываний, так называемого положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы, складывающейся на занятии, позволяет каждому участнику пережить ситуацию успеха в том или ином виде музыкальной деятельности. В итоге, приобретается позитивный опыт самоуважения и самоприятия, укрепляется чувство собственного достоинства.

Предложенная методика проведения музыкального занятия на основе арт-терапии может использоваться в работе с детьми от 5 до 7 лет. Такие занятия можно проводить 1 раз в месяц, как в первой, так и во второй половине дня в форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Наряду с арт-терапевтическими, проводятся занятия с традиционной структурой, но включается один элемент из музыкальнооздоровительных методик: вокалотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, игротерапия. Такие занятия могут проводиться с детьми от 3 до 7 лет. В данном пособии раскрыто перспективное планирование направлений арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста, предложен музыкальный репертуар.

Задачи, которые решает педагог в процессе оздоровления детей средствами музыкального искусства тесно связаны с психологией. Но музыкальный руководитель не всегда может владеть необходимыми психологическими знаниями и во избежание негативных последствий использования арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста необходима грамотная помощь психолога. Поэтому предусматривается тесная взаимосвязь работы музыкального руководителя и психолога в вопросах диагностики социально-эмоционального развития детей, выделения групп риска, планирования и проведения занятий.

Сочетание социально-эмоционального развития, духовной и нравственной чистоты, эстетического отношения к жизни и к искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания.

К сожалению, многие родители считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению только к одаренным детям, проявляющим самостоятельное влечение к музыке, а если ребенок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке не надо.

Каждому родителю необходимо помнить, что детей не восприимчивых к музыке, нет, каждый нормальный ребенок всегда эмоционально реагирует на нее. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребенка.

Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, получают знания о воспитании и развитии детей через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Поэтому музыкальным руководителям необходимо оказать помощь семьям в вопросах приобщения детей к музыкальному искусству.

Сохранение и укрепление социального здоровья средствами музыкального воспитания во многом зависит от активного сотрудничества ДОУ и семьи.В связи с этим при планировании работы с родителями были определены следующие задачи:

— формирование единого психолого-педагогического пространства «семья-ребенок-педагог»;

— вовлечение родителей в проблемное поле профилактики и коррекции социально-эмоционального развития детей средствами арттерапии;

— повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах музыкального воспитания;

Безусловно, арт-терапия не представляет чудодейственную силу, способную в полной мере решить все проблемы психосоциального здоровья детей. Вместе с тем оздоровление средствами музыкального воспитания способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми, формируется здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Уважаемые педагоги, опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе. Верьте, что все мы способны быть подлинно творческими.

Источник