Развитие ребенка по земцовой
Всем доброго дня!
Закончена третья на нашем с дочкой веку книга О.Н.Земцовой и я спешу поделиться впечатлениями/мыслями/наблюдениями. На объективность не замахиваюсь, т.к. и я с тараканами, и занимались мы не по возрасту — в 3,11 года.
Книжками Земцовой я заинтересовалась, когда дочка приближалась к трем годам. Купила первую пару книг и начались наши веселые занятия.
Ближе к 3м годам мы осилили Тесты для детей 2-3 лет. О.Н.Земцовой:
Полезная шпаргалка для родителей и прочих деткомучителей)! Но только не сама по себе, а в комбинации с Вашим умением и терпением!
В 3,9 года закончили Грамотейку для 3-4х летних.
Растем вместе с Умными книгами Земцовой ???? Проверим детей на сообразительность???? мам на терпеливость ???? пап на знание детской психологии ???? когда пора заниматься по этой книге? ????
И т.к. Грамотейка для 4-5 летних стояла рядом, то дочка на следующий же день взялась за нее. Посмотрев задания и убедившись, что они гораздо сложнее заданий для 3-4 летних, я подумала, что пока рано и что скоро она от нее отступится. Не тут-то было…
Обложка, пережившая потоп
О чем эта книга?
Перед нами опять же сборник заданий, которые помогут наглядно увидеть как дела в области логики, речевого развития, математических понятий и интеллекта вообще у ребенка 4-5 лет.
Выходные данные
Как и прочие издания Земцовой, книга толково структурирована. Все задания делятся на 4 общих блока (развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления), развитие речи, математика, графические навыки), выполнять их предлагается по 4 за одно занятие, объединенное одной темой (птицы, транспорт, мебель, спорт и т.д.).
Получается 124 задания в 31 занятии + вводное и заключительное слово автора. Итого 128 стр.)))
Забавно, но вводное слово 1 в 1 повторяет такое же к предыдущему изданию.
Купить можно практически везде: Детский Мир, Озон, Читай Город и т.д.
Цены в диапазоне от 120 до 145 руб. Я брала за 126 руб. по акции в ИМ Озон.
Посмотрим и проанализируем задания из разных блоков:
- Развитие внимания
найди новое
найди отличия
Поиск подходящих/новых элементов, схожего и отличного — это задания, которые полезны, нравятся детям и обычно выполняются на 50% минимум.
- Развитие памяти
сосчитай и запомни
Типовое задание раздела. Картинки яркие, образы внятные, запоминаются легко.
- Развитие мышления
найди лишнее
Дочь пока не оперирует понятием спорт.инвентарь, но со втрой попытки осилила))
Покажи НЕ…
Эти задания потруднее и, скажем так, более специфичны. Т.к. мы уже знакомы с книгами Земцовой, то задания «найди не/покажи не» дочка выполнила верно и без спешки. Там же, где нужно найти общий признак, пришлось потренироваться)) Немало в этом блоке и заданий хороших по задумке, но странных по воплощению:
установт последовательность
Взрослый без труда скажет, что сначала было яблоко, а потом остался огрызок. Ребенку же эта связь неочевидна и для него на рисунке не один предмет, претерпевший трансформацию, а 2 разных: «Это яблочко съели, а это нет», «Одно яичко разбилось».
- Математика
Ранжирование
Ранжирование не из самых простых — поишлось помогать линейкой)
Примеры на вычитание
Таких заданий на сложение и вычитание больше всего. С ходу они не пошли, но оказались в зоне ближайшего развития, поэтому сначала мы считали вместе на счетах и вдвоем громко перечитывали примеры, а к концу книги дочка с удовольствием решала их сама, ловко оперируя счетами.
Распознавание фигур и счет
Крайне приятное и полезное задание. Хорошо и для внимания, и для счета, и для письма.
Раскладываем число
Это задание озадачило ???? Мы не смотрим Поле Чудес, поэтому пришлось сказать, что Катя пришла в магазин)))
К математическому блоку не повредит доп.материал — разной длины карандаши, разнокалиберные мячи, счеты и т.п.
5. Развитие речи
Мир птиц
Это было самое легкое ????
скороговорки
Скороговорки тренируют и речь и память)
расширяем словарный запас
Расширяем словарный запас ????
выделяем звук
В 3,11 дочь знает буквы, но пока не читает, так что тут только с помощью мамы.
подбор антонимов
Отличное задание: полезное и понятное.
6. Графические навыки
обвести по точкам
провести кривую без отрыва
Большинство заданий на «проведи», «обведи», направлено на подготовку руки к письму. Этот блок менее всего отличается от заданий в предыдущем издании. И так как мой ребенок любит рисовать, но не любит раскрашивать, то часть «раскрасок» мы пропускали. Также в 3,11 ребенку было трудно повторить рисунок путем построения по клеткам. Оставили такие задания на потом.
Трудные и неоднозначные задания
а Вы умеете вязать зеленый шарф из синего клубка?
Синюю шапку из розового клубка? И так далее. Очевидно, опечатались цветами или цифрами.
Здесь надо найти связь между предметами, но если в 3х из 5ти случаев подразумевается, что из чего сделано, то на 4й и 5й раз ребенок удивленно спросил: чашку что делают из роз, а мед из пчел?? ????????????
Это задание было полезно для меня ???? Т.к., увы, я говорю «один тапок» и «один кроссовок», а это неправильно…
Как и сколько занимались?
Дочке заниматься нравится и мы не ограничивались 15-20ю минутами и одним занятием из книжки. Занимались пока не надоест и осилили Грамотрейку за 16 подходов растянувшихся на месяц с небольшим хвостиком.
Планирую повторить еще через полгода.
Что нравится детям?
- Яркие иллюстрации
- Тематическая разбивка занятий
- Каждый ребенок найдет заведомо легкие и приятные для себя задания, которые будут подогревать общий интерес к занятиям
- Конечно же делать успехи и осозновать, что всё больше они уже умеют сами
Что понравилось мне?
- разбивка на разделы позволяет видеть сильные и слабые стороны в актуальном развитии
- умеренный объем — задания то что надо для 3-4летних: и толково, и наглядно
- адекватные и хорошие иллюстрации. Во многом именно из-за них я продолжаю покупать книги этой серии.
Что не понравилось?
- кому должны наши дети?
Не успел родиться, а уже должен)))
У автора есть свое представление о том, что «должен уметь ребёнок в возрасте от 4 до 5 лет», которое на мой материнский и подкрепленный соответствующим психолого-педагогическим образованием взгляд может невротизировать некоторых родителей. Дети, как и мы, очень разные. И по моему мнению никому ничего не должны.
- издание на один раз — к концу занятий страницы разлетаются и для повторной работы малопригодны.
Когда можно и пора заниматься по этой книге?
Все дети разные и равиваются неравномерно, в связи с этим, как я писала в предыдущих отзывах:
мне странно, что ни в одной вступительной статье к своим изданиям Земцова не касается такого понятия как «зона ближайшего развития»(ЗБР). Как педагог отечественной школы, она не может его не знать. В двух словах, ЗБР это то, что ребенок еще не умеет сам, но с чем справляется с помощью взрослого. Простой пример — хождение на горшок: сначала высаживают, потом ходят вместе, а потом ребенок идет сам. Важно помнить о ЗБР, занимаясь по этой книжке, чтобы понять, что уже умеем, что в зоне ближайшего развития, а что пока недоступно.
Поэтому, предлагая Грамотейку для детей 4-5 лет Вашему ребенку, посмотрите насколько она ему интересна и с чем он уже может справиться сам или с Вашей помощью. Если и так и так трудно и ребенок не понимает смысла заданий, стоит немного отложить начало занятий.
Подводя итог, безусловно рекомендую, но не в качестве единственного и всеобъемлющего пособия. Я далека от мысли взрастить гения и сделать это как можно раньше, но если детям нравится заниматься — я только ЗА. А по книгам Земцовой пока нравится ????
Спасибо за прочтение! И пусть Ваши дети всегда Вас радуют собой, а не ответами в книжке)!
Источник
Обновлено:
14 апреля 2020 г.
Здравствуйте, уважаемые читатели! Многие неравнодушные мамы задумываются о том, как и в каком возрасте необходимо начать интеллектуальное развитие своего ребёнка. В данной статье я хочу поделиться с вами обзором методических пособий, которые взяла за основу для образования собственных детей.
Поскольку я имею педагогическое образование и очень долгое время проработала в школе, то развитием своих троих детей до поступления в школу я занималась и занимаюсь сама, не отдавая их в какие-либо развивающие центры.
Мне пришлось перелопатить большое количество методических пособий для дошкольников и в итоге свой выбор я остановила на серии «Умных книжек» О.Н.Земцовой для детей 1-2 года, 3-4 и 5-6 лет. Основной причиной моего выбора стал чётко и правильно подобранный учебный материал для интеллектуального развития детей в разных возрастных группах.
Зачем нужны «Умные книжки» Земцовой
Ольга Николаевна Земцова является заслуженным учителем России и кандидатом педагогических наук, а также руководит Центром дошкольного воспитания и развития детей в Москве. Благодаря её методическим разработкам была создана уникальная система по интеллектуальному развитию и подготовке детей к школе.
Система Земцовой «Умные книжки» соответствует Федеральным Образовательным Стандартами, получила одобрение у огромного количества педагогов и родителей (заниматься с детьми по методическим пособиям Ольги Николаевны можно как в детском саду, так и дома).
Методика охватывает все интеллектуальные аспекты: память, внимание, мышление, речь, сенсорика; освоение чтения, грамматики, математики и развитие мелкой моторики. Она грамотно разбита и тщательно проработана по каждой возрастной группе:
- Возраст 0-2 года.
- Возраст 2-3 года.
- Возраст 3-4 года.
- Возраст 4-5 лет.
- Возраст 5-6 лет.
Все методические пособия О.Н.Земцовой можно разделить не только по возрасту, но и по типам: «Грамотейка», «Умные книжки», «Развивающие тесты». В каждом возрасте рекомендуется начинать с развивающих книг «Грамотейка» и «Умные книжки», а когда будет полностью усвоен материал, то переходить уже к книгам «Развивающие тесты».
На задней части обложки «Грамотейки» всегда есть целый список рекомендуемых книг из серии методических разработок О.Н. Земцовой «Умные книжки», причём для всех возрастов по отдельности.
В каждой такой книге даются задания на отработку и развитие конкретного навыка: «Ожившие буквы» (задания на развитие навыка чтения), «Задачки для ума» (задания для развития мышления), «Найди отличия» (развивается навык внимания), «Рисуем пальчиками» (даются задания на развитие мелкой моторики) и так далее. Вот пример подборки книг для возрастной группы 3-4 года:
Приобрести развивающие книги «Грамотейка», «Умные книжки» и «Развивающие тесты» можно в интернет-магазинах: Лабиринт, My-shop, Читай-город, Ozon, Read Ru. Цена за одно пособие варьируется от 170 до 350 рублей, плюс некоторые магазины предлагают скидки и бонусы при покупке на определённую сумму. По получению скидки (или кешбека) от интернет-магазинов вы можете узнать здесь>>>
Плюсы и минусы «Умных книжек»
Со своими детьми по серии О.Н.Земцовой «Умные книжки» я занимаюсь уже более 11 лет: сначала со старшим сыном развивали интеллект, затем со средним, а вот теперь с младшим сыном занимаемся и готовимся к поступлению в первый класс.
За такой не маленький период времени я для себя отметила как положительные, так и отрицательные моменты, связанные с методическими книгами Ольги Николаевны Земцовой, и хочу ими с вами поделиться. Плюсы:
- Материал сформирован по темам – это расширяет кругозор и помогает больше узнать об окружающем мире.
- Абсолютно все пособия выполнены в ярких красочных тонах, много картинок, в том числе сюжетных. Детей привлекают сочные краски и они бегут с удовольствием рассматривать пособия Земцовой.
- Интеллект развивается с разных сторон: это и память, и внимание, и мышление, и речь, и сенсорика. Плюс тренируется усидчивость и умение сосредотачиваться на главном.
- Есть возможность произвести самооценку в конце каждого мини-занятия.
- Дети в дошкольном возрасте очень любят творчество, и в пособиях этот момент учитывается. Ребёнок может фантазировать и придумывать истории на заданную тему, раскрашивать разными карандашами предложенные картинки, что-то дорисовывать или дописывать по теме.
К сожалению, есть и минусы «Умных книжек». Маленький объём, например. При ежедневных занятиях с малышом пройти весь материал по О.Н.Земцовой можно за полгода, а остальное время выискивать похожие задания из интернета или на полках магазина.
Уровень развития детей должен быть выше среднего, и если ребенок не дотягивает до него, то приходится топтаться на месте, и нет возможности перейти к следующему занятию, пока нет нужных знаний. Например, звуки и буквы рассматриваются в пособиях уже с 3 летнего возраста, а цифры и счёт и того раньше.
Очень не просто заниматься с малышом, если он не говорит вообще (например, с 2-х до 3-х лет) или говорит, но очень плохо, непонятно – большинство заданий в «Умных книжках» О.Н. Земцовой ориентировано на умение показать, сказать, объяснить.
Как работать с пособием «Умные книжки» О.Н. Земцовой
Даже если вы являетесь родителем дошкольника и не имеете педагогического образования, то заниматься с малышом по пособиям «Умные книжки» для вас не составит никакого труда!
Поскольку материал очень чётко и интуитивно понятно разбит на мини-уроки, и в начале каждой даются рекомендации по проведению занятий. Хочу лишь обратить ваше внимание на несколько особенностей методических пособий, чтобы было легче заниматься с ребёнком.
Все задания в «Грамотейке» Земцовой разбиты по тематическим направленностям, то есть, например: «Зима, «Одежда», «Музыкальные инструменты», «Животные», «Машинки» и другие.
В «Развивающих тестах» занятия преподносятся в виде блоков (то есть каждый блог способствует проверке и развитию одного конкретного навыка): блок математики, блок по развитию памяти, блок по развитию внимания, блок по знакомству с окружающим миром, блок развития мелкой моторики, блок по развитию речи.
В тестовых заданиях самому ребёнку или взрослому требуется оценить качество выполненной задачи: «Сделал сам», «Сделал с помощью взрослого» или есть необходимость позаниматься ещё (для этого нужно выбрать подходящее по выражению лица Солнышко).
Важно! Как бы хорошо или плохо не получалось у малыша заниматься по “Умным книжкам” Ольги Николаевны Земцовой, необходимо постоянно находить поводы для похвалы и, возможно, даже материально поощрить ребёнка в конце занятия.
Все задания в серии “Умные книжки” Земцовой О.Н. преподносятся в игровом формате для более качественного усвоения материала. Детей завораживают яркие картинки, необычные предметы и даже, порой, странные для них задания.
Одно занятие располагается на 3-4 страницах книги и рассчитано на 15-20 минут. Это как раз то время, которое малыш может физически выдержать и спокойно позаниматься с родителем или педагогом. На каждой странице, в нижней части листа, даются краткие указания для взрослого по правильному выполнению упражнений.
После каждой темы мини-урока необходимо закрепить пройденный материал и удостовериться, насколько хорошо малыш его понял. Например, задавайте простенькие вопросы: «Какие головные уборы ты запомнил?», «Сколько мышек нашёл сегодня котик?», «Как ты понял, что такое оркестр?», «До скольки ты научился сегодня считать?» и т.п., в зависимости от тематики занятия.
Если вы чувствуете, что ребёнок плохо понял то, о чём вы с ним общались на протяжении 20 минут, то на следующий день снова вернитесь к этой же теме и не спешите идти вперёд, пока малыш не усвоит материал!
Чтобы малышу было легче ориентироваться в пройденном материале на занятиях по книгам Земцовой, самый лучший вариант – закреплять полученные им знания на практике в жизни.
Например, помочь маме накрыть на стол и посчитать сколько нужно достать ложек и тарелок для своих домочадцев или заглянуть в вещевой шкаф и перечислить виды мужской и женской одежды, или с целью развития речи почаще рассказывать о событиях, произошедших в течении дня, или идя в детский сад понаблюдать за изменениями в природе зимой, весной, летом и т.д.
Я сторонник ежедневных занятий или хотя бы занятий через день. Таким образом, изученный материал лучше откладывается в памяти, и интеллектуальное развитие происходит быстрее.
В таком случае ребёнку будет намного интереснее заниматься и он будет с большим желанием выполнять поставленные перед ним задачи. Также важно, чтобы малыш сам проявлял желание к занятиям и не было никаких насильственных принуждений со стороны взрослого человека!
Со своими мальчиками я начинала заниматься по серии О.Н.Земцовой с возраста 2-х лет, когда они уже разговаривали и могли более или менее выражать свои детские мысли вслух. В таком возрасте они лучше усваивают информацию.
Заключение
В качестве вывода хочется отметить следующее: если заниматься с ребёнком, начиная с 1,5 или 2 лет по 20 минут каждый день или через день, то малыш будет прекрасно подготовлен к школе! Необходимо использовать все пособия из серии «Умные книжки» – это «Грамотейка», «Развивающие тесты», «От слова к рассказу», «Цифры и числа», «Ожившие буквы».
У малыша уже к 7 годам будут сформированы все ключевые аспекты интеллектуальной деятельности, и не будет необходимости водить малыша в различные развивающие центры для дошкольников.
Однако, нужно понимать, что начало занятий по возрасту очень индивидуальны, границы в данном случае размыты. Так как есть дети, которые проявляют интерес и усидчивость в отношении занятий уже в два года. А есть дети, которых и в три года невозможно усадить и с которыми хоть немного спокойно пообщаться.
Здесь также очень важна небольшая хитрость и фантазия родителей: как они сумеют малыша заинтересовать, чем поощрить. Удачи вам, дорогие родители, в вашем непростом деле на пути образования и развития своих детей. Желаю вашим малышам быть умными, любознательными и не переставать удивляться нашему необъятному миру!
Если у вас возникли вопросы или уже есть опыт по использованию “Умных книжек” для детей 1-2, 3-4 или 5-6 лет, пишите ниже свои развёрнутые комментарии, буду вам очень благодарна!
Источник
Сегодня хочу показать наши любимые пособия и рабочие тетради. Они всегда выручают — не надо придумывать, чем заняться с ребенком, к тому же детям такие задания и рисунки очень нравятся. И по таким пособиям можно проводить экспресс диагностику основных умений ребенка в соответствии с возрастом. У меня для примера пособия на возраст 2-3 года. Хотя почти все имеют в серии варианты до 6 лет.
- Годовой курс занятий от «ЭКСМО» 2-3. Автор О.Гурская. Пособие содержательное, но мне кажется много заданий для более младшего возраста. Разделы: логика, развитие речи, буквы, окружающий мир, мой день, рисование, лепка и др. 222 стр. Стоимость около 500 руб. Оно может быть основным, и к нему добавлять рабочие тетради.
Годовой курс занятий от ЭКСМО
- Рабочие тетради Kumon. Автор- японец Тору Кумон. Издательство «МИФ». Хорошие, но дорогие для своего содержания. У нас «лабиринты» от 2 лет. 80 стр. +-400 руб
KUMON
- Рабочие тетради Gakken. Тоже японская методика. Издательство «Эксмо-кидз». Мне понравились больше, чем кумоны. В одной тетради разнообразные задания-рисование, лабиринты, логика, много заданий на понимание пространства, количества, размера. Цена +-450 руб. 65 стр +наклейки
GAKKEN
- Наклейки и раскраски Fix price. На мой взгляд, самое оптимальное соотношение цены/качества для «расходного» материала. 70 наклеек на 6 листах с заданиями (логические ряды), 55 руб.
Развивающие наклейки FIX PRICE
- Пособия О.Земцовой серии «Умные книжки» и «Развивайка» от издательства Махаон. Наши любимые пособия. Особенно «Логопедические тесты» и вообще серия «Умные книжки». 64 стр. 120 руб. Логопедические тесты на 1-2 года затерты до дыр )
Логопедические тесты 1 часть
Логопедические тесты 2 часть
Развивающие тесты на 1-2 года, мы используем после двух
- Е.Ульева, Серия «Мастерская малыша» от «Айрис-пресс». Тут и аппликация, и лепка, и рисование по готовым шаблонам (крупами, ватой и другими подручными средствами). В одном наборе 8 шаблонов +методичка. 190 рублей. Слышала много хвалебных отзывов о пособиях Елены Ульевой. Хочу приобрести рабочие тетради «Времена года».
Мастерская малыша «Айрис пресс»
- «Умная вырезалочка» 2+ от Школы семи гномов. Это одна из рабочих тетрадей годового курса. Отдельно стоит 110 рублей, там около 10 заданий. Я не приобретала полный курс Школы семи гномов, у нас уже и так много аналогичных пособий. Но даже если приобрести весь курс, его будет недостаточно. У нас также есть и другие наклейки, раскраски от издательства «Мозаика-синтез», серии «Лесные истории», «Это может ваш малыш»- тоже рекомендую. Почти все покупаю на распродажах.
- Серия «Разумники» издательства Робинс. У нас- «Внимание и речь 1-3». В пособии 52 упражнения на 95 страницах. Стоимость-290 рублей. Мне нравится то, что помимо внимания и речи очень много заданий на изучение окружающего мира, планет, континентов. Вообще стоит присмотреться к издательству Робинс — огромное количество познавательных книг и пособий, особенно от трех лет. В серии «Разумники» еще около 10 вариантов рабочих тетрадей и пособий. Я пока провожу много занятий с акцентом на речи.
Серия «Разумники» Внимание и речь 1-3
Если пособий много быть не должно, то рабочие тетради заканчиваются очень быстро. Поэтому я присматриваясь еще к пособиям «Я могу» и тетрадям Юлии Фишер.
Источник