Развитие ребенка по второму типу

Почему в одной семье рождаются дети с разным характером? Очень часто братья и сестры обладают совершенно противоположными чертами характера, стоит разобраться, почему так происходит.

Одна семья. Один из часто задаваемых вопросов родителей, пришедших на консультацию у психологу или позвонивших на «Телефон доверия» является: «Почему в нашей семье оба ребенка такие разные? Ведь растут они в той же семье, да и воспитываем мы их одинаково. Первый – серьезный, добросовестный, учится хорошо, а у второго только озорство на уме». На этот вопрос приходится отвечать другим вопросом: «Да, вы живете в той же семье. Но правда ли, что вы живете в одинаковой семье?». В такой ситуации нужно разбираться по порядку. Во-первых вы живете вместе с мужем, а ваш муж живет с женой. Во-вторых вы смотрите на семью с разных позиций, поэтому ваше отношение к происходящему также часто различно (вы можете проверить это предположение, взяв по листку бумаги и карандашу и найдя укромное место, нарисовать свою семью, как вы себе ее представляете, затем сравнив рисунки. Наверняка, что они будут отличаться друг от друга).

Теперь о детях. Придя в этот мир ваш первый ребенок определенное время был единственным. Ваш второй ребенок никогда не был единственным и появился в семье, где, кроме него и родителей был еще один ребенок. Итак, каждый член вашей семьи имеет свой уникальный опыт и несколько иначе смотрит на происходящее вокруг. Таким образом, можно более подробно проанализировать развитие ваших детей.

С точки зрения первого ребенка

Первый ребенок – это нечто новое, непознанное и интересное для родителей. Рождение ребенка – это чудо, никогда не перестающее удивлять. Первый ребенок часто воспринимает со стороны родителей трепетную любовь и восхищение, с самого начала своего существования получает громадную заботу и внимание со стороны взрослых, его самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих. Первые дети часто подсознательно занимают позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне», которая делает их зависимыми от других людей.

Кроме того, первый ребенок появляется в семье, еще недостаточно готовой к детям. Как и все, с чем мы встречаемся в первый раз, появление ребенка и уход за ним в первые месяцы сопряжены с определенной долей неуверенности, тревожности. Из-за этой неуверенности и тревожности в дальнейшем требования родителей то бывают слишком жесткими, категоричными, то вдруг исчезают или даже меняются на противоположные. Непоследовательность родителей – одна из причин того, что дети часто воспринимают родителей как людей непостоянных, чье поведение трудно предвидеть, не зная, что от них можно ожидать, и поэтому менее склонны раскрывать свои чувства.

Громадное влияние на развитие личности первого ребенка имеет рождение второго. Для большинства первенцев рождения второго ребенка не полная неожиданность. Дети любопытны, и их внимание привлекает изменившиеся очертания фигуры матери; они слышат разговоры взрослых о намечающейся покупках, наблюдают за приготовлением к появлению малыша. Раньше или позже их вопросы принуждают родителей раскрывать суть происходящего, и правильно поступают те родители, которые уделяют объяснению того, что в семье появится еще один маленький человечек, большое внимание.

Дети, как правило, хотят, чтобы в их семье был малыш. Часто первенцы прямо просят «купить» братика или сестричку. Однако тут очень важно не переборщить, разукрашивая «прелести» появления нового члена семьи, а стараться до конца быть искренними с ребенком. Надо обязательно объяснить первенцу то, что новорожденный будет сначала беспомощным, требующим много внимания и заботы всех членов семьи, и только постепенно они подружатся и смогут играть вместе. Первенцу тактично надо объяснить, что малыш с самого начала очень хрупок, нежен, что ему в первую очередь нужна забота матери. Внимание и забота старшего ему тоже необходимы, однако с маленькими детьми надо научиться определенным образом вести себя (хорошо, если ребенок имеет опыт общения с животными, тогда ему очень просто на примерах пояснить необходимость осторожного обращения с малышом). Такой разговор в первую очередь нужен для того, чтобы поддержать положительное эмоциональное отношение к новорожденному.

Когда в семье наконец-то появляется новорожденный, даже у тех детей, которые с нетерпением ждали его, в душе часто начинают играть совсем иные струны – они могут чувствовать себя забытыми, отверженными, появляется зависть. Дети пытаются больше придерживаться требований взрослых (ведь это путь к дополнительному вниманию родителей), приобщиться всем своим поведением к миру взрослых. Изменения в семье при благоприятных условиях становятся толчком в развитии личности первого ребенка. Они могут способствовать преодолению эгоизма, направлять энергию ребенка на утверждение себя в более зрелых способах общения с родителями, в помощи другим, в творчестве и т. д. Однако, когда негативные чувства слишком интенсивны, они могут стать причиной глубоких психологических проблем.

Читайте также:  235 центр развития ребенка

Единственный ребенок становится одним из детей, ему приходится делиться любовью и вниманием родителей; часто старший вообще теряет былые привилегии. Нередко происходящие изменения в семье для первенца сопоставимы со свержением с престола. Ребенок, ранее бывший в центре внимания, вдруг ощущает себя в стороне от жизни семьи.

Этот период не всегда протекает гладко и без проблем. Можно утверждать, что этот период будет проходить легче, если родители обратят внимание на следующие обстоятельства:

1. После появления новорожденного в доме надо избегать существенных изменений в жизни семьи, в отношениях родителей к старшим, и, если есть, другим детям.

2. Как и прежде, старшему необходимо уделять столько же внимания, демонстрировать ему свои нежные чувства;

3. Надо помочь старшему найти адекватный путь, чтобы включиться в жизнь изменившейся семьи.

С точки зрения второго ребенка

Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. Матери часто говорят, что вторая беременность была чем-то качественно иным. Вторые роды воспринимаются матерями как более приятный опыт. Таким образом, второй ребенок еще до рождения растет в более спокойной атмосфере.

После рождения второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Родители не так его опекают, суетятся вокруг его самочувствия, правильности развития, «нормальности» и т. д. Мать по отношению ко второму ребенку, как правило, последовательнее, нежнее, ласковее. Часто мама за время между родами становится настоящим экспертом по уходу за детьми – скольким подругам – «дебютанткам» в материнстве даны советы, произнесены слова утешения, оказана помощь в первом купании и т. д.

Поэтому второй ребенок и следующие дети, сами будучи более уравновешенными, к тому же оказываются и в более спокойной, стабильной атмосфере семьи. Но второй ребенок все же сталкивается с не менее сложными обстоятельствами семейных отношений, чем старший, хотя и иными.

Второй ребенок в семье никогда не переживает ситуацию единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение. Исследование показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше им занимается. Частично это восполняет старший ребенок, по собственной инициативе или по настоянию родителей. «Образование» старшего не только частично заменяет родительское обучение младшего, но и существенно его расширяет. В него входят и те небольшие открытия и ситуации, которые важны для старшего и будоражат его воображение: например, как сделать рогатку, дискуссия насчет жизни на Луне и т.д. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в отношениях старшего с младшим часты и непредвиденные «воспитательные» воздействия. Часто проявляются тенденции старшего возвыситься над младшим. Так как старший, как правило, показывает свое превосходство во всех сферах жизнедеятельности, в этом отношении он (они) часто превосходит по своему авторитету и родителей.

В большинстве семей старший раньше или позже становится вожаком младшего, сильно направляющим развитие интересов младшего. Это становится существенным стимулом развития младшего. Однако за ним скрывается и менее привлекательная сторона их взаимодействия. Младший часто чувствует, что никогда не сможет сравняться со старшим. Чувство собственной неполноценности у малыша просто провоцируется старшим, который, сперва поощряя малыша на различного рода состязания, впоследствии высмеивает его, наглядно демонстрирует собственную силу и превосходство. Такое поведение первенца, с одной стороны, своего рода месть за отобранные у него малышом любовь и внимание родителей, с другой – недоумение, адресованное родителям: «Как вы можете любить такого беспомощного и никчемного, тогда как у вас есть такой сильный и смелый!». Соперничество, конкуренция старшего и младшего ребенка – явление настолько распространенное, что некоторыми психологами, психиатрами считается неизбежным. Можно наблюдать в отношениях двух детей и определенную закономерность: чем больше разрыв в годах, тем меньше проявляются конкурентные отношения, и, наоборот, – чем меньше различается возраст детей, тем ярче их соперничество.

Дети очень гибки, имеют громадное число скрытых способностей. Не перестают удивлять темпы их развития, особенно когда у ребенка появляется какое-нибудь искреннее устремление. Младший ребенок всеми силами, во что бы то ни стало старается достичь уровня старшего, суметь сделать так, как он, и превзойти его. Часто бывает так, что старший, почувствовав нарастающую конкуренцию со стороны младшего, сам устремляется к новым достижениям. Иначе говоря, начинается гонка с преследованиями, в которой оба ее участника хотят быть первыми и недосягаемыми и которая изнуряет до предела обоих – ведь эта гонка не имеет финала.

Конкурентные отношения между детьми одной семьи, как правило, имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Один из механизмов такой поддержки – повышенное внимание и любовь к ребенку преимущественно в количестве награды за какие-то достижения. Конкуренция особенно взвинчивается, если при этом родители сравнивают обоих детей. Завышенные требования родителей обусловливают конкурентные отношения детей друг к другу, а позже – и восприятие мира как арены борьбы.

Читайте также:  Методы развитие речи ребенка в 2 года

Как видно, развитие второго ребенка, во многом зависит от личности старшего и от отношения родителей к детям. Ориентируясь на эти два и другие обстоятельства, ребенок выбирает свой путь, который становится стержнем его личности. Главное, чтобы дети выбирали такие средства получения родительского внимания, любви, которые были бы им полезны с точки зрения развития их личности, приспособления к более широкой социальной среде, такие способы, которые бы повышали их веру в свои силы. Родители могут им в этом помочь, во-первых, понимая сложности, которые возникают перед детьми и тактично направляя их на более правильный путь, во-вторых, более терпимо относясь к индивидуальным проявлениям их личности, к их проблемам и ошибкам, в-третьих, поднимая их уверенность в себе, побуждая к поиску.

Источник

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.

Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.

Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.

Этапы развития ребенка.

Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.

Основные этапы развития ребенка.

Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год — это время так называемых основ — важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:

  • реагирование на окружающую среду;
  • поднимание головы и корпуса;
  • захват;
  • вращение;
  • лепетание;
  • ползание;
  • самостоятельно сидите;
  • вставать на ножки;
  • реагировать на свое имя;
  • первые шажки.

Этапы развития ребенка на первом году жизни.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.

1 месяц жизни ребенка.

В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.

2 месяц жизни ребенка.

На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.

Читайте также:  Как повысить уровень развития ребенка

3 месяц жизни ребенка.

На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему — первые беседы начинаются.

4-й месяц жизни ребенка.

Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.

5 месяц жизни ребенка.

На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги — мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».

6 месяц жизни ребенка.

Полгода — очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.

7 месяц жизни ребенка.

Первые попытки сесть — веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину — так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.

8 месяц жизни ребенка.

Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.

9 месяцев жизни ребенка.

В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается — он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.

10 месяц жизни ребенка.

Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .

11 месяцев жизни ребенка.

До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.

12 месяц жизни ребенка.

Первый день рождения ребенка — очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.

Небольшой шаг, большое дело!

Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.

Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.

Источник