Развитие ребенка по скворцову

Как уже говорилось, нейропсихология — молодая наука, в ней недостаточно изучена психологическая структура и мозговая организация даже зрелых функций, получивших свою относительно константную форму и мозговую локализацию. Это относится к нейропсихологии нормального, и еще в большей степени аномального развития. Сложность изучения этого раздела определяется тем, что он предполагает выяснение возра­стных параметров созревания функций в соотнесении со степенью зрелости осуществляющих их мозговых структур. Дело в том, что мозг ребенка анатомо-морфологически мало отличается от мозга взрослого человека, однако в функциональном отношении различия велики. Детский мозг, имея те же блоки и зоны, ito и «взрослый», включает их в работу постепенно. Иными сло­ями, многие мозговые структуры у ребенка, присутствуя, не (работают» или «работают» не в полном объеме. При этом необходимо помнить, что не получив определенных стимулов внешней среды, они могут вообще остаться бездействующими, «смотря на отсутствие каких-либо анатомических повреждений. В этом и состоит главная опасность для развивающейся психики. Большая часть участков мозга способна включиться в функционирование только в детстве. В зрелом возрасте они лишь дозревают, опираясь на приобретенное в детские годы. То, что упущено в детстве, закрывает путь к овладению многим. Хотя способы «обойти» это упущенное тоже существуют, неиз­бежна потеря во времени, а часто и в качестве. Исходя из сказанного, понятно, какую огромную, едва ли не самую главную, роль играют дошкольное и раннее школьное воспитание и образование.

Те виды деятельности, которые у взрослых людей являются локальными, у детей осуществляются интегративно, за счет сов­местной работы различных мозговых зон. С возрастом предста­вительство в мозге ВПФ становится все более «экономным». Возрастные пороги такого преобразования достаточно размыты из-за значительных индивидуальных различий в сроках созревания ВПФ. Последние зависят как от врожденных особенностей мозговой организации психической деятельности, так и от среды, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Тем не менее определенные средние показатели созревания ВПФ к настоящему времени в той или иной мере определены. Они содержатся в различных публикациях по теоретическим и практиче­ским вопросам топической диагностики (А.Р. Лурия, Е.П. Кок, Э.Г. Симерницкая, И.А Скворцов, Н.А. Ермоленко и др.) и яв­ляются чрезвычайно важными прежде всего для диагностиче­ских целей.

Такую же ценность представляют собой положения общей психологии, касающиеся закономерностей психического разви­тия ребенка. К ним относится прежде всего постулат Л.С Выгот­ского о значении зон ближайшего и опережающего развития. Зо­нами ближайшего развития, по Л.С. Выготскому, являются те навыки, которые непосредственно предшествуют освоению функции, т.е. составляют базу для овладения ею. Например, для того, чтобы научиться читать, необходимо иметь развитые фоне­матический слух и зрительный буквенный гнозис, чтобы на­учиться писать, необходимо, кроме того, чтобы был сформиро­ван кистевой, и в частности, пальцевый праксис.

Выдвинутая Л С. Выготским идея опережающего развития состоит в том, что каждое более сложное умение приобретается тогда, когда более простое еще не освоено полностью. Необхо­димо, чтобы присутствовал его определенный объем, который послужил бы базой для продвижения вперед. Этот принцип яв­ляется, по существу, универсальным для развития в целом. Лю­бое новое, более высокое по иерархии явление рождается в не­драх старого. Старое, «дав ему жизнь», продолжает совершенст­воваться параллельно с новым. Более того, все параллельные линии развития, возникнув не одновременно (гетерохронно), существуют далее на одном отрезке времени и взаимодействуют между собой, обогащая друг друга. Это относится и к другим ви­дам жизни (минерал, растение, животное, человек), и к нациям, и к культурам, и к религиям и т.д.

Таким образом, развитие психики ребенка происходит гете­рохронно и асинхронно. Это означает, что функции и навыки приобретаются не в строго линейном последовательном поряд­ке, а одни из них опережают другие, а те, которые ранее отстава­ли в определенном возрасте, дают качественные и количествен­ные скачки.

Особое значение имеет и закономерность психического раз­вития, описанная И.А. Скворцовым и Н.А. Ермоленко в моно­графии «Развитие нервной системы у детей в норме и патологии» (2003) Она состоит в признании того, что развитие идет качест­венными скачками и перед каждым из них ребенок становится наиболее сенситивен (восприимчив к усвоению нового), но вместе с тем теряет часть тех умений, которые приобретены на идущем этапе. Происходит явление, названное И.А. Скворым «обнулением». Так, например, новорожденный ребенок выходит в мир» с большой степенью готовности к адаптации, но одновременно лишается умения поворачивать голову на бок которое имелось у него внутриутробно. Важной чертой критических периодов развития является не только максимально благоприятное овладение новой функцией, но и определен­ная декомпенсация других. Развивающаяся вновь функция как бы «обкрадывает» уже имеющиеся в арсенале ребенка. Ярким примером этого может служить так называемый кризис трехле­ток когда бурно развивается мысль и речь, а некоторые навыки поведения ослабевают, что проявляется в капризности, негатив­ных реакциях, психомоторном возбуждении и пр. Ребенок ведет себя так, как дети младшего возраста, хотя его интеллект соот­ветствует возрастным нормативам. Позже аналогичное явление наблюдается в пубертатном возрасте. У подростков возникают вегетативные расстройства, двигательная неловкость, дискоординации, кожные заболевания, например, юношеские угри. Это «плата» за бурное взросление (половое созревание, физическое и психическое возмужание и т.п.). Ослабление или «обнуление» в кризисные периоды прежних достижений развития носит вре­менный характер. Как правило, организм справляется с кри­тической ситуацией, и линия развития выравнивается. По И.А. Скворцову, налицо особое явление — «вираж» развития. Совершенно очевидно, что ориентация в этой и других особен­ностях развития ребенка необходима родителям и всем специ­алистам, имеющим дело с детьми.

Читайте также:  Возрастные особенности развития ребенка от рождения

И.А. Скворцов отмечает, что генетическая программа заранее готовит потенциал развития, и, что примечательно, всегда избы­точный. Поэтому функциональная система ребенка может выбрать для себя индивидуальный, наилучшим образом вписы­вающийся в окружающую среду вариант развития. Он является наиболее экономным и в то же время энергетичным.

Не менее важны и сведения о периодизации развития. Зная, какие именно функции приобретаются раньше, а какие позже, и соотнося эти данные с имеющимися представлениями о функ­циональной специализации различных зон мозга, можно сделать выводы о том, вовремя ли у ребенка созревают те или иные Функции, что имеет большое значение для констатации того, как идет его психическое развитие

По И.А. Скворцову, первые 2 часа жизни организм ребенка освобождается от биологически активных веществ, необходи­мых для процесса родов (от так называемого родового наркоза).

Это необходимо потому, что пуповина, связывающая его ранее с матерью, исчезает и ребенок должен приспособиться к условиям внешнего мира — гравитации, тактильным, звуковым, световым раздражителям и т.д.).

От 2-х до 12-ти первых часов жизни ребенок обнаруживает навыки, приобретенные внутриутробно. Он ведет себя «не по возрасту»: удерживает головку, прослеживает глазами за предме­том, повторяет некоторые движения окружающих его взрослых. Эти остаточные умения достаточно быстро уходят и появляются позже. Их исчезновение следует рассматривать как естественную физиологическую закономерность, а не патологию.

Первая неделя жизни знаменуется стабилизацией физиоло­гических процессов: дыхания, сердцебиения, пищеварения и т.п. В это время у детей могут наблюдаться явления, вызывающие тревогу. Например, давление может подниматься до 200 мм рт. ст. или снижаться до 50-60 мм рт. ст. Важно знать, что такие перепа­ды вызваны не болезнью, а особенностями периода «наземной» жизни ребенка. В этот период он теряет более раннюю способ­ность прослеживать взглядом за чем-либо, имитировать звуки и прочее. Из прежних автоматизмов остаются лишь сосательный и шаговый. Такие потери следует рассматривать как «плату» за ос­вобождение от родового стресса, связанного с мощным воздей­ствием окружающей среды.

2-я — 12-я недели — первый период обучения. Физиологиче­ские процессы относительно налажены, и ребенок начинает от­ражать стимулы внешней среды: он учится осязать, слышать, ви­деть. В этот период происходит активное формирование синаптических связей и, следовательно, закладываются базисные функции.

3—18 месяцев — период активного развития сенсорных сис­тем. Ребенок становится способным сидеть и передвигаться, что приближает его к источникам познания. У него появляется возможность вертикального обзора пространства, что качест­венно меняет свойства воспринимающих систем. Возникает возможность произвольного манипулирования предметом, на­пример, игрушкой: взять, бросить, повернуть и т.п. В рамках этого периода ребенок начинает понимать речь и произносить первые слова.

В периоде от 1,5 до 3 лет главное то, что у детей появляется сознание. Приобретается фиксируемый сознанием жизненный опыт. Становятся заметными первые «ростки» межполушарной асимметрии мозга. Активно развивается речь, способность ос­мысливать связь предметов и символы. Одновременно в это вступает препятствующий артикулированию сосательный автоматизм. Многие дети помнят события этого периода, отнесённые к зародившемуся собственному «Я», становятся способными дифференцированно относиться к разным людям, животным, ситуациям.

3-7 лет — дошкольный период. В это время практически начинается формирование основных двигательных, гностических и праксических систем. Ребенок готов к школьному обу­чению. Очень важно, что в этом возрасте функции рук и ног получают автономное друг от друга функционирование, что не­обходимо для обучения письму.

7—17 лет — школьный период. Главное здесь — формирова­ние абстрактного мышления, а также способности к собствен­ному, индивидуальному мышлению. Важным является также пребывание ребенка в коллективе, где он постигает правила общественного поведения. Особую трудность представляет адаптация школьников к половому созреванию, совмещение физиологических потребностей и прививаемых им правил мо­рали.

Читайте также:  Специфика развития мышления у ребенка дошкольного возраста

И.А. Скворцов отмечает, что все эти этапы будут пройдены благополучно и даже с максимальным эффектом, если ребенок находится в благоприятных средовых условиях, которые не толь­ко помогают или мешают развитию, но и влияют на запуск синаптической активности, на темпы увеличения массы мозга. Излишне говорить, насколько это важно для нормального пси­хического онтогенеза.

К настоящему времени сложились определенные представле­ния о закономерностях психического онтогенеза с точки зрения его мозговых механизмов, основанные на положении Н.А. Бернштейна о кортикализации ВПФ по мере их созревания. Термин «кортикализация» означает, что развитие психики идет в целом снизу вверх, т.е. от глубинных структур мозга к коре. При этом подъем функций не носит линейного характера, а скорее идет по кругу. Базисные подкорковые навыки (врожденные или при­обретенные очень рано в силу своей высокой врожденной предуготованности) имеют тенденцию «переходить» с возрастом из глубинных структур в кору правого полушария мозга (правополушарная латерализация), а затем из него — в левое (левополушарная латерализация). Далее направление функциональных преобразований происходит в рамках заднего-переднего мозга, когда психические процессы движутся из заднего мозга в перед­ний. Все эти процессы происходят под постоянным контролем Центрального механизма психической деятельности — долей, которые имеют нисходящее направление — от коры к подкорковым структурам.

Рис.III

Ниже приводятся более конкретные данные об основных по­казателях развития двигательной и высших психических функ­ций. Там, где это важно, указываются зоны мозга, отвечающие за те или иные ВПФ, приобретаемые ребенком.

В самый ранний период онтогенеза для определения психи­ческого статуса ребенка важным является практически все:

— как ребенок слышит, т.е. нет ли у него глухоты или слабослышания.

— как ребенок видит, т.е. нет ли у него слепоты или слабовидения (это менее важно для развития речи, чем состояние слуха, но тем не менее важно).

— то, как ребенок движется (как держит головку, когда сел, когда пополз, когда пошел)

— то, какие движения он делает ручками.

— то, что он чувствует кожей, обоняет, пробует на вкус, слы­шит, видит

— звучит ли вокруг него человеческая речь и какая именно.

Особенно важен период с рождения до 3-х лет, когда созрева­ют зоны мозга, ответственные за основные двигательные и рече­вые навыки, элементарные мыслительные операции, память,
эмоции.

Помимо соответствия возрастным нормам психического раз­вития, необходимо, чтобы дети были двигательно ловкими. За­ботясь об этом, следует учитывать, что к двигательной способ­ности ребенка имеет отношение не только состояние непосред­ственно двигательной сферы, но и кожной чувствительности. Ребенок познает форму, размер, консистенцию предметов, их температуру и прочее. В этом участвует и зрение, и даже слух, ко­торыми проверяются ощущения и добываются элементарные навыки ориентации в пространстве. Кроме того, важную роль играют те структуры мозга, которые обеспечивают снабжение мышц нервной энергией, а также осуществляют сложные двигательные координации. При этом различные по степени сложности движения обеспечиваются разными участками мозга.

Нейропсихологический подход к сведениям по двигательному психическому развитию ребенка (онтогенезу), содержащимся в литературе, позволяет систематизировать возрастные периоды в соответствии с современными представлениями функциональ­ной специализации различных областей мозга.

Источник

Ирина Родина
Совместная деятельность «Скворечник для скворцов» (средний дошкольный возраст)

Совместная деятельность «Скворечник для скворцов»

(средний возраст)

Пермский край, пос. Звёздный, МБДОУ Д/С «Звездочка»

Воспитатели: Родина И. О., Железнова Л. Н.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, коммуникация, художественное творчество.

Цель:Расширять и закреплять представления детей о перелетных птицах: скворец, грач. развитие мелкой моторики и конструктивных способностей.

Задачи:

Образовательные: Уточнять и расширять представления о перелетных птицах; грач, скворец, об их жизни в весенний период; о видах гнезд и их размещении. Закреплять умение изображать скворечники (с помощью счетных палочек, рисовать на подносе с манкой крупой, опираясь на образец, обыгрывать свои постройки.

Развивающие: Развивать интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление, мелкую моторику, словарь по теме.

Воспитательные::воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах, бережное отношение к природе.

Материал: звуковая запись «Голоса птиц» (грача, скворца, картины о весне, птицах (с изображением грача, скворца, скворечника. Счетные палочки, манная крупа на подносах, схемы постройки, рисования скворечника. Силуэты скворцов-на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Беседы о весне, перелетных птицах, наблюдения на прогулках, чтение стихов, рассказов литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», слушание пения голосов птиц, рассматривание альбомов, фото с изображениями птиц. Разучивание пальчиковая игра «Строим скворечник», логоритмическое упражнение «Скворушки»

Методические приемы: беседа, художественное слово (загадка, пальчиковая игра «Строим скворечник»,звуковая запись: «Голоса птиц» (грача, скворца, физкультурная минутка.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка раннего возраста

Воспитатель обращает внимание на конверт на окне.

Воспитатель: Кто бросил нам в оконце.

Посмотрите письмецо.

От кого пришло письмо.

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться Вам загадку отгадать!

Дети: Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла …

Весна.

Воспитатель: Правильно – это весна.

Почему вы думаете что это весна?

А какое время года сейчас?

Дети: Весна.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Солнышко ярко светит, и греет, снег тает, бегут ручьи, сосульки капают.

Воспитатель: А ещё по всюду слышны птичьи голоса, потому что с приходом весны возвращаются перелётные птицы.

Давайте отправимся на опушку леса и посмотрим, какие птицы уже прилетели.

Физкультурная минутка.

Воспитатель: Друг друга за руки возьмём,

В весенний лес мы пойдём

Мы к лесной опушке вышли

Поднимайте ноги выше.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали,

А вот и брёвнышко, на нём

Сейчас сядем, отдохнём,

Мы пришли в весенний лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

(запись голосов)

Воспитатель: Как здесь шумно и весело,

Чьи голоса мы слышим?

Дети: Птицы поют.

Воспитатель: Так поёт грач. Песня у него громкая, крикливая, как будь-то, кричит «кра-а-к». Давайте поздороваемся с ними по-грачинному.

Дети: Крак, крак.

Воспитатель: Ещё снег не сошёл на полях, а грачи уже прилетели. Они прилетают первыми и сразу начинают поправлять свои старые растрёпанные гнёзда. Чаще всего их гнёзда можно увидеть на берёзах. Строят гнёзда грачи из веток. Посмотрите по проталине ходит грач, какого он цвета?

Дети: Чёрного.

Воспитатель: Да грач весь чёрный, а клюв у него сильный и крепкий, питается грач личинками и червяками, которых он достаёт клювом из земли. В след за грачами прилетают скворцы (аудио запись скворцов).

Воспитатель: У скворца очень необычное пение. Он насвистывает разные мелодии, мяукает как кошка, может лаять как собака, квакать как лягушка и кудахтать как курица. Как будь-то, передразнивает их.

(фото скворца 06).

А вот и сам скворец.

Давайте его сравним с грачом. Что можно сказать про размер, кто больше.

Дети: Грач.

Воспитатель: Какого цвета оперение у скворца.

Дети: Чёрного.

Воспитатель: Да, скворец весь чёрный, но в отличии от грача, у него есть бело-жёлтые крапинки, клюв у скворца острый, жёлтого цвета. Скворцы не вьют себе гнёзда. Они селятся в дуплах деревьев, или в специальных домиках. Как называются эти домики?

Дети: Скворечники.

Воспитатель: А кто же заботится о скворцах и делает для них скворечники?

Дети: Люди заботятся.

Воспитатель: Давайте рассмотрим скворечник. Какой формы скворечник?

Дети: Прямоугольной.

Воспитатель: Что у него на верху? Какой она формы?

Дети: Крыша, она треугольная.

Воспитатель: Впереди у скворечника круглый вход, он называется «леток». Подумайте, почему вход в скворечник называется леток?

Дети: Потому что птицы влетают в него.

Воспитатель: А вот это жордочка под «летком» называется «насест». Как вы думаете почему?

Дети: Скворцы садятся на неё.

Воспитатель: Прилетят скворцы, заселятся в скворечники, натаскают туда перышки, сухую траву, листочки и выводят птенцов. Давайте и мы с вами позаботимся о скворцах, сделаем скворечники. Сейчас мы пройдём в мастерскую и выложим скворечники из счётных палочек и нарисуем на подносе с манной крупой.

(Дети выполняют задания).

Воспитатель: Какие замечательные получились скворечники. Расскажите как вы их делали.

(Пальчиковая игра «Строим скворечник»).

Мы строгали, мы строгали

Доски гладенькими стали

Мы пилили, мы пилили

Чтобы ровными все были

Мы сложили их рядком,

Прибивали молотком,

Получился птичий дом.

Мы на улице идём,

Высоко его прибьём.

Чтобы птицы залетали,

А котята не достали.

Мы скворушка – скворец,

Прилетай же наконец!

(Воспитатель достаёт силуэты скворцов).

Воспитатель: А вот и скворцы прилетели.

Заселяйте их в свои скворечники.

(логоритмическое упражнение «Скворушки»)

Ой, скворушки летали.

Крыльями махали.

(Махи руками)

Стайкою на землю сели,

Червячков они поели.

(Сесть на корточки)

Клю, клю, клю, клю,

Как я червячков люблю.

(Указательными пальцами постучать по полу)

Перышки почистим,

Чтобы были чище.

(Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)

Тут собака прибежала

И скворцов всех распугала

Гав-гав-гав, скворцы взлетели,

И в скворечник полетели.

(Махи руками)

(Идёт обыгрывание).

Воспитатель: Какое доброе дело мы сегодня сделали? Трудно было делать скворечник? Как вы думаете, скворцы рады вашим скворечникам? А вы рады что помогли? Давайте отметит своё настроение смайликами».

Источник