Развитие ребенка по системе венгера

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ              ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Методика «Узнавание фигур»

Используется для определения уровня развития, объёма и особенностей зрительной образной памяти.

В качестве стимульного материала используются 2 листа с изображением различных незамкнутых фигур, размер которых составлял 2 см. На первом листе изображены 9 фигур, на втором – 15, 9 из которых были представлены на первой карточке. Предъявляемые изображения сгруппированы по следующим признакам:

1) изображения, похожие на игрушки или знакомые предметы;

2) изображения, похожие на геометрические фигуры;

3) абстрактные изображения.

Ребенку предъявлялся первый лист в течение 30 секунд с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убирается, а испытуемому сразу же предъявлялся второй лист. Во втором рисунке ребёнок должен найти фигуры, изображенные на первой карточке.

Обработка результатов осуществляется на основании следующих критериев:

1) количество правильно запомненных фигур;

2) время, затраченное на поиск фигур на втором листе;

3) принятие и усвоение мнемической задачи;

4) использование ребенком мнемических приемов.

С учетом данных показателей присваивался определенный уровень развития зрительной образной памяти:

высокий уровень – ребёнок узнает 9 – 7 изображений за 45 – 55 секунд, принимает, усваивает и удерживает мнемическую задачу в течение всей деятельности, пользуется такими мнемическими приёмами как смысловая группировка, вербализация (открытая/ внутренняя), ассоциации (по сходству, по противоположности).

средний уровень – узнаёт 6 – 4 изображения за 65 – 75 секунд, принимает, усваивает мнемическую задачу, но не удерживает её до конца выполнения задания, пользуется таким мнемическим приёмом запоминания как вербализация (открытая / внутренняя).

низкий уровень– ребёнок узнает 3 – 0 изображений за 90 секунд и более, в редких случаях принимает мнемическую задачу или не принимает её вообще, не использует мнемические приёмы. 

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

Для проведения обследования предлагаются следующие задания

РАССКАЖИ

(серия  сюжетных  картинок  «Утро  мальчика»).  Задание  направлено  на  выявление  умений  определять    временную  последовательность    событий,      обобщать  свой  практический  опыт (сформированность наглядно-образного мышления).

Оборудование:

четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из каждодневного опыта.

На первой картинке -мальчик, проснувшись, сидит  на  постели,  недалеко  от  него  лежит  его  одежда;  на  второй -он умывается; на третьей -сидит на стуле и одевается; на четвертой -одетый мальчик сидит за столом и завтракает.

Проведение   обследования:

перед   ребенком   в   случайной последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить  их:  «Разложи все  картинки  по  порядку: что  мальчик делал сначала, что потом, чем завершились его действия».

Обучение:

если  ребенок  не  раскладывает  картинки  или  начинает выполнять задание неверно, то взрослый показывает их и говорит:  «Вот первая картинка. Утро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы  было  понятно,  что  мальчик  делал  потом».  В  случае  затруднений взрослый кладет верно и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?»

Оценка  действий  ребенка:

принятие  и  понимание  задания;  умения понять  временную последовательность  событий;  объяснить  сущность изображенного события.

Результаты

1—ребенок  не  принимает  задание;  не  воспринимает  изображенный  на картинках сюжет.

2—ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию картинок как

единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в

единый сюжет во временной  последовательности.

3 —ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно;

ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает

понимать единый сюжет; может рассказать о событии.

4 — ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки,

четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них

ПОСТРОЙ  ИЗ ПАЛОЧЕК (лесенка).  

Задание направлено на выявление уровня  развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

Оборудование:

двадцать плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования:

ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. Еслиу него отмечаются затруднения, то задание предлагают выполнить по образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение.

Обучение:

взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как  он  это  делает,  затем  ребенок должен  построить  такую  же  лесенку самостоятельно.

Оценка  действий  ребенка:

принятие  и  понимание  условий  задания, способы выполнения

-по памяти, по образцу, после обучения

-по показу.

Результаты

1   —ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

Читайте также:  Развитие личности ребенка дошкольного возраста

2   —ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает

палочки без учета образца; не может построить не только по памяти, но и по образцу;  выполняет  задание  на  основе  показа  или  воспроизводит  только

элементы лесенки.

3   —ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить

не может; после повторного показа самостоятельно выполняет задание по

образцу.

4 —ребенок  принимает  и  понимает  задание;  умеет  воспроизвести

конструкцию по памяти.

СЛОЖИ    РАЗРЕЗНУЮ  КАРТИНКУ (из  четырех  частей).  

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Оборудование:

две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четыре части по диагонали.

Проведение  обследования:

взрослый  дает  ребенку  четыре  части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение:

в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части  картинки,  взрослый  сначала  показывает  целую  картинку,  а  затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить

задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка:

принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

Результаты

1  —ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

2   —ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает

картинки  без  учета  целостного  восприятия  предметного  изображения;  в

процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.

3   —ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить

его не может; после обучения самостоятельно складывает картинку.

4   —ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с

заданием.

НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА.

Задание направлено на выяснение уровня сформированности  и представлений  о  временах  года  (развитие  наглядно-образного мышления).

Оборудование:

сюжетные  картинки  со  специфическими  признаками четырех времен года.

Проведение  обследования:

перед  ребенком  раскладывают  четыре картинки, на которых изображены четыре времени  года.   Ребенка  просят:   «Покажи,   где  зима  (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т. д. В случаях затруднений проводится обучение.

Обучение:

перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух

времен года —лета и зимы и задают ему уточняющие вопросы: «Что

бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где

изображено лето».

Оценка  действий  ребенка: принятие  и  понимание  задания;  уровень

сформированности временных представлений; умение объяснить свой выбор.

Результаты

1   —ребенок не понимает цели задания; перекладывает картинки.

2—ребенок принимает задание, но не соотносит изображения времен года с

их названиями; после обучения может выделить картинки с изображением

только двух времен года —зимы и лета.

3   —ребенок принимает задание; уверенно и самостоятельно соотносит изображения только двух времен года с их названиями —зимы и лета.

4   —ребенок принимает задание; уверенно соотносит изображения всех

времен  года  сих  названиями;  может  объяснить  выбор  определенного

времени года.

Источник

Программа «Развитие» направлена на развитие умственных способностей детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в основном — в игровой. Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности.Технология программы требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов.

Цели и задачи
Программа «Развитие» направлена на формирование высших психических функций, которые характеризуются опосредованностью, произвольностью, осознанностью.

Особенности программы
К достоинствам программы можно отнести ее четкую выстроенность, детальную проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

В основу программы заложены два теоретических положения.

Первое – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если oн чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка – это амплификации развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Второе – это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятие – это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения они соответствуют различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.).

Читайте также:  Пять способов развития ребенка

В основе программы «Развитие» — личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.
В задачи программы входит развитие:
    сенсорных способностей и усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка; развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, театра, живописи и скульптуры, музыки;
    способностей к наглядному объектному моделированию;
    комплексных элементов логического мышления.

Развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в умении самостоятельно анализировать ситуацию, создавать идею будущего продукта и план ее реализации, в развитии децентрации.

    Технология программы «Развитие» требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности.

    Программа «РАЗВИТИЕ» направлена на развитие умственных способностей детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в основном — в игровой.

    Одной из форм работы с детьми является использование развивающих игр, которые способствуют развитию всех психических процессов, необходимых будущему школьнику.

Статья памяти Леонида Аабрамовича Венгера,
опубликованная в газете «1 сентября».
Авторы: Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса

Заслуга Л.А.Венгера заключается в том, что ему удалось разработать теорию познавательных способностей ребенка. К этой теории Венгер пришел не сразу, а в результате долгих и тщательно проверяемых экспериментальных исследований. Опираясь на труды Л.С.Выготского и А.В.Запорожца, Венгер сформулировал основные положения теории развития восприятия ребенка.

Согласно этой теории, восприятие ребенка представляет собой сложный, культурно опосредованный процесс решения перцептивных задач. Венгер говорит о том, что специфика решения перцептивной задачи состоит в отделении перцептивного признака от других свойств объектов. Подход Л.А.Венгера к развитию детского восприятия принципиально отличается от натуралистического понимания этого процесса, при котором восприятие оказывается эквивалентным раздражению перцептивной системы при внешнем воздействии.

Этот подход позволил не только выделить средства восприятия и перцептивные действия, такие как идентификация, отнесение к эталону, перцептивное моделирование, но и разработать целую систему сенсорного воспитания, которая успешно применялась и продолжает применяться в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста как в нашей стране, так и за рубежом.

Принципиальным следствием этого подхода к развитию детского восприятия является то очевидное для отечественных дошкольных работников положение, согласно которому ребенок не может сам без помощи взрослого достичь высокого уровня развития восприятия (освоить на высоком уровне систему перцептивных действий и средств). Данное обстоятельство не только подчеркивает ведущую роль взрослого в детском развитии, но и является обоснованием необходимости специальной образовательной работы с детьми этого возраста.

Результаты выполненных Л.А. Венгером исследований были отражены в его публикациях, в том числе в монографиях «Восприятие и обучение» (1969), «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» (1973) и др. Следует отметить, что книга «Восприятие и обучение» может служить образцом научного исследования в детской психологии, выполненного с позиции культурно-исторической теории и теории деятельности.

ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПУТЬ СОЗНАНИЯ

В ходе анализа развития восприятия Венгером была определена программа и основные принципы изучения проблемы развития познавательных способностей. Прежде всего Венгер стал понимать развитие детского восприятия как процесс становления сенсорных способностей. Этот принципиально новый взгляд был отражен в коллективной монографии Л.А. Венгера и его сотрудников «Генезис сенсорных способностей» (1976).

Следующий этап его исследований был посвящен изучению развития способностей к наглядному моделированию. В выполненных под его руководством исследованиях было блестяще подтверждено, что именно эти способности оказываются важнейшими в умственном развитии дошкольников. Как оказалось, развитие этих способностей приводит к существенным сдвигам в психическом развитии детей дошкольного возраста. У них развивалась не только речь, но и произвольность поведения в целом.

Читайте также:  Как внутричерепное давление влияет развитие ребенка

Л.А. Венгер очень бережно подходил к пониманию детского развития. Он опасался навязывать тонкой становящейся детской психике чуждые ее природе свойства и качества. Исходя из положений А.В. Запорожца об амплификации детского развития, Венгер показывал, что способность к наглядному моделированию не является привнесенной взрослым извне. Она отражает закономерный путь развивающегося детского сознания, поэтому роль взрослого состоит в максимальном обогащении этого процесса.

Исследования были обобщены в монографии «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания».

Венгером была разработана концепция диагностики умственного развития дошкольников, которая позволяла определить, какие из компонентов познавательных способностей развиты у детей в большей степени, а какие — недостаточно. В связи с этим открывались принципиально новые возможности организации образовательно-воспитательной работы в детском возрасте, а также организации коррекционной помощи.

Теория развития познавательных способностей легла в основу подготовки практических психологов для детских дошкольных учреждений. В результате многолетних исследований была разработана программа, направленная на развитие познавательных способностей, которая так и называлась — «Развитие». Дети, обучавшиеся по этой программе, достигали высокого уровня познавательного развития. Они становились успешными в различных видах детской деятельности в дошкольном возрасте и в дальнейшем показывали высокие результаты по академической успеваемости в школе.

Последние работы Венгера по развитию познавательных способностей были посвящены изучению умственного развития одаренных детей. Венгер первым в нашей стране организовал специальное обучение группы умственно одаренных дошкольников. В ходе экспериментальной работы было убедительно показано, что теория Венгера о развитии познавательных способностей подтверждается практикой. Дошкольники, освоившие разработанную ученым и его сотрудниками образовательную программу «Одаренный ребенок», на протяжении всего обучения в школе не только оказались в числе наиболее успешных учеников, но и показали высокие результаты после ее окончания.

«ШАГ ВПЕРЕД И ДВА НАЗАД»
Л.А. Венгер руководил лабораторией и сам участвовал в проведении экспериментальных исследований. Он был не только выдающимся ученым, но и хорошим организатором. Он провел целый ряд конференций по детскому развитию. Мы знаем Венгера как яркую личность, эмоционального, радушного человека. Он участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен.

Венгер собрал вокруг себя талантливых сотрудников, которые работали с большим интересом. Он создал особую атмосферу сотрудничества, которая буквально захватывала всех, кто с ним общался. В лабораторию приходили видные ученые, философы, артисты, поэты, писатели. Дух лаборатории характеризовался интересом не только к науке, но и к различным сторонам культуры. Обычно заседания лаборатории никогда не заканчивались в отведенное для работы время. Сотрудники оставались обсуждать проблемы и после окончания рабочего дня.

Леонид Абрамович был замечательным рассказчиком. Подобно А.В.Запорожцу, он хотел стать артистом, у него был хорошо поставленный голос. Он не только блестяще читал лекции, но и великолепно декламировал стихи. Его любимыми поэтами были А.Блок, О.Мандельштам, М.Цветаева и другие. Особенно часто он читал стихотворение Н.Гумилева «Жираф». Да он и сам писал стихи.

Венгер обладал большим чувством юмора, любил участвовать в «капустниках». В 1969 году после защиты своей докторской диссертации он написал гимн лаборатории на мотив известной одесской песни:
        Эта школа Венгер Леонида,
        Венгер Леонида, вам говорят!
        В этой школе делаем для вида
        Шаг вперед и два назад!..

Помимо работы у Венгера было два увлечения. Он был заядлым грибником и рыболовом. Кроме того, он был страстным водителем. Однажды зимой с ним произошел такой случай. У него на морозе плохо заводился автомобиль. А как раз в это время Алан Чумак по телевидению стал «заряжать» воду и фотографии, и кто-то из сотрудников принес ему вырезанную из газеты «заряженную» фотографию Чумака. На следующий день был сильный мороз. Памятуя о трудностях старта, Венгер взял фотографию с собой и положил ее в машину на панель приборов. Машина завелась моментально, но, проехав 20 метров, заглохла. Как оказалось впоследствии, развалился коленный вал. После этого Венгер перестал использовать магию для решения бытовых проблем.

Линия исследований, предложенная Л. А. Венгером, оказалась весьма продуктивной. Она продолжает привлекать к себе внимание как отечественных, так и зарубежных специалистов и реализуется в работе лаборатории способностей и творчества Института развития дошкольного образования и организованного Венгером центра «Развитие», в дальнейшем названного его именем

Источник