Развитие ребенка по методу колесникова

Развитие ребенка по методу колесникова thumbnail

Педагог Елена Владимировна Колесникова разработала уникальную методику раннего детского развития. С помощью данной методики дети приобретают математические знания, которые потом очень пригодятся в процессе школьного обучения.
Особенности методики Колесниковой заключаются в индивидуальном подходе к каждому малышу и учете его возрастных особенностей. В своей практике она применяла обучающие материалы по нарастающей: от наиболее легкого до максимально сложного. С заданиями по математике для детей поступала аналогично, их нужно было выполнить по приведенным примерам и т.д.

Математика для детей

Математика для детей.

Наиболее известные программы из методики Елены Колесниковой

Огромной популярностью в педагогической среде раннего развития дошкольников пользуются следующие программы, разработанные Е. В. Колесниковой:

    • «От звука к букве».
    • «Математические ступеньки».

Данные методики специализируются на обучении детей начальной грамоте, развивают способности к математике и преодолевают речевой барьер. Каждая методика включает в себя несколько этапов, а самый первый – это математика для детей 3-4 лет.

Начальная методика

В методике Колесниковой по математике для детей продумано все:

  • Первый этап рассчитан на детей от 3-х до 4-х лет и считается базовым для развития ориентации и восприятия.
  • В возрасте от 4-х до 5-ти лет важно развивать устную речь и анализировать ее.
  • Дети 5-6 лет приступают к чтению.

Книги и вспомогательные тетради для раннего развития детей наполнены развивающими заданиями в игровых формах, а также упражнениями с иллюстрациями, стихами, рисунками, которые тренируют память и помогают сконцентрироваться в дальнейшем. Купить их вы можете в Интернет-магазине «Маленькая страна». В ассортименте пособия для детей от 3х до 6 лет. Занятия способствуют развитию правильной дикции и структурно-логического мышления. К примеру, малыш тренируется определять созвучные слова, идентифицировать звуки, а также верно их произносить.

Познакомить малышей с математикой совсем не трудно. Методика Е. В. Колесниковой предлагает делать это при помощи интересных заданий. Математика для детей может быть игрой, что особо важно на этапе ознакомления с цифрами, количеством предметов, и т.д.

Колесникова математика для детей

Колесникова математика для детей.

Чему учится ребенок?

  • Методика Колесниковой по математике для детей от 3х лет позволяет четко
    проработать восприятие времени суток, а также времен года.
  • Ребенок проявляет интерес к сравнению предметов относительно их веса, формы, цвета и размеров.
  • Он уже готов к восприятию предметного местоположения даже по отношению нескольких фигур друг к другу.

Приобретенные знания лучше закрепить тематическими играми или последующими физическими упражнениями.

В процессе обучения рекомендуется делать коротенькие паузы, когда ребенок может просто встать и размяться. Например, побегать на месте, сделать зарядку для рук и пальцев, погудеть или пожужжать. В возрасте постарше во время паузы из рассыпанных букв дети складывают слова или разгадывают ребусы, кроссворды.

Как обучать детей по методике Колесниковой

В дошкольной подготовке по математике по методике Колесниковой всегда в приоритете мягкая форма ненавязчивого обучения с целью учета возрастных особенностей детской аудитории. Это касается и математики для детей 5-6 лет. Не стоит игнорировать создание естественной среды для работы ребенка, поскольку именно в таких условиях ему будет легче сконцентрироваться, а также выполнять разные задания, приобретая новые навыки. Между ребенком и преподавателем, в роли которого выступает воспитатель или родители, должны быть доверительные отношения. Педагог, в свою очередь, должен быть снисходительным к пожеланиям ребенка.

Е. В. Колесникова уверена в важности приобретения следующих качеств помимо накопления базовых знаний:

  • Любознательности.
  • Активности.
  • Способности сотрудничать.
  • Дружелюбности.
  • Умения поверить в свои силы, чтобы закончить начатое.

В методике предусмотрены специальные занятия для отдыха от обучающего процесса. Они заключаются в активных пятиминутках, когда дети покидают парты, чтобы слегка размяться, попрыгать или даже побегать.

Обучение и его результаты

По окончанию курса изучения букв у детей 3-4 лет появляется понятие о звуках и буквах, слогах и даже словах. У возрастной категории 4-5 лет обнаружится фонематический слух, который укрепляется в работе над произношением. Это касается не только слов, но и целых предложений, правильных фраз, и т.д.

Изучение математики невозможно без игровой подачи материала. После годового периода занятий ребенок сможет не просто идентифицировать геометрические фигуры, отличать левую и правую стороны, но и решать задачи, связанные с логическим ходом мышления. Ребенок дошкольного возраста нуждается в развитии и непосредственной подготовке к школьным занятиям. Главное правило методики Колесниковой состоит в игровом обучении.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Развитие ребенка по методу колесникова

Источник

Развивающие методики

Елена Владимировна Колесникова — педагог высшей квалификации, лектор Московского института открытого образования, автор серии книг и пособий по развивающему обучению дошкольников. На данный момент под ее авторством выпущено 4 серии книг — по подготовке к обучению грамоте (13 книг), по развитию математических представлений (12 книг), тесты для детей 3, 4, 5, 6, 7 лет (5 книг), пособия по коррекционно-развивающему обучению детей 3-7 лет. По ним успешно обучаются тысячи дошкольников в России и странах СНГ.

Рассмотрим 1-ю серию авторской программы Колесниковой по развитию речи дошкольников -это базовая программа « От звука к букве».

Дошкольное детство – это время становления личности, индивидуальности, период для развития любознательности. Ребенок становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его развитие.

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решает дошкольное образование, родители, педагоги, занимающиеся с ребенком. Успешное развитие речи имеет огромное значение для дальнейшего успешного обучения ребенка в начальной, а затем и средней школе. Уровень развития речи зависит от целого ряда условий – от уровня развития общих способностей, от частных способностей определенной направленности, обучение грамоте детей дошкольного возраста – это взаимосвязанные речевые задачи – фонематические, лексические, грамматические и на их основе- развитие связной речи.

Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко– буквенному анализу, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. В процессе обучения по этой программе педагог учит детей пониманию того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся со звучащим словом, его протяженностью, овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги, усваивают смысловую функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки. Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Программа Колесниковой включает в себя комплект методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Она составлена в доступной и интересной форме, включает в себя дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи. Программа включает в себя использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки. Это очень важно, педагогам, обучающим детей по этой программе, не придется подбирать словесный материал по разным пособиям и книгам. В этом пособии уже все продумано, подобрано, вам остается только обучение.

Читайте также:  Развитие ребенка к двум годиками

Чтобы проверить усвоение материала программы рекомендуется в конце каждого учебного года по каждому возрасту провести тестирование. Для этой цели в методических пособиях есть показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа графических навыков. Для этой цели существуют тесты из серии «Умные книжки» Земцовой О.Н.

В начале учебно – методического пособия к рабочим тетрадям Колесниковой изложены характеристики речевого развития детей каждого возрастного периода. Возраст 3-4 года — это подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации, 4-5 лет – анализ звуковой сторон устной речи, 5-7 лет – ознакомление со знаковой системой языка и чтением. В комплект программы для 3-4 лет входит методическое пособие «Развитие звуковой культуры речи, рабочая тетрадь для детей «Раз словечко-два словечко», для 4-5 лет – учебно- методическое пособие «Развитие фонематического слуха» и рабочая тетрадь « От слова к звуку», для обучения детей 5-6 лет- учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа» и рабочая тетрадь «Звуки и буквы», «Ну-ка, буква, отзовись», для детей 6-7 лет-«Развитие интереса и способностей к чтению» и рабочая тетрадь.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В семье ребенок приобретает первый свой социальный опыт. Велико влияние микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно — эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Ребенок по свое природе активен любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых.. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные, какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.

Дети чутко улавливают отношения взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Если любое желание ребенка выполнять безотказно, в нем может развиться эгоцентризм.

Некоторые родители не понимают, как можно избаловать ребенка. «Ничего лишнего не покупаем, игрушек не больше, чем у других, одеваем, как все. Разве этим балуем его?»- сетуют они.

Но избаловать ребенка можно не только всевозможными излишествами, но и нетребовательным отношением к нему. Если ребенок привыкает смотреть на своих близких с позиции потребителя, то трудно в нем сформировать чувство долга перед ними. Он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей. Так вырастают люди деспотичные, заносчивые, эгоистичные, склонные к переоценке собственных возможностей.

Дети ведут себя соответственно тем установкам, которые они получают от взрослых. Потребности и желания не возникают у ребенка из ничего, их порождает поведение родителей, их отношение к нему.

Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослы – ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семье.

Дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им; чутко улавливают, как мы относимся к ним: готовы ли уступать или непреклонны, раздражены или благодушно настроены.

Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию. Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам. Особенно ярко это проявляется в играх детей. Ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он совершенно уверен: все, что делают взрослые, — хорошо. Малышу так хочется быть большим, походить на близких!

Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из членов своей семьи.

Важно уметь отличать озорство от шалости ребенка. От этого зависит, сумеем ли мы вовремя остановить ребенка. Шалость — забава невинная: ребенок весел, оживлен, пытается по – своему, по – детски острить, смешить окружающих и занимать себя. Однако если ребенок не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство. В проявлении озорства ребенок как бы переступает границы дозволенного. Взрослые обязаны определить ту черту, за которую он не должен переступать, и соответственно руководить его поведением. Если ребенка приучили со вниманием относиться к слову взрослого, то шалости удается легко прекратить.

Стремление быть хорошим характерно для детей. Ребенок всегда верит в то, что он хороший. Взрослым важно поддерживать в нем эту веру, она возвышает человека. Ребенку полезно слышать от взрослых заслуженную оценку своих действий. Когда положительный детский поступок подкрепляется оценкой, тогда абстрактное «Я хороший» обретает конкретный для него смысл.

Детскую настойчивость родители нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему внешнему выражению в поведении ребенка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребенка.

Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять ее, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребенку завершить начатое, чтобы не гасить в нем целеустремленные действия.

Упрямство присуще избалованным детям, привыкшим к чрезмерному вниманию, излишним уговорам. Оно возникает также и тогда, когда детей часто одергивают, покрикивают на них ограждают бесконечными запретами. В этом случае детское упрямство – результат неправильного подхода – является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока «воспитательных» мер.

Дети не рождаются капризными и упрямыми, и это не возрастная их особенность. Капризным ребенок становится в результате допущенных ошибок в воспитании. Взрыв детских капризов – это тактика малыша добить своего, такая сцена рассчитана ребенком на то, чтобы добиться от вас уступки. Когда же он убеждается, что возле него нет сочувствующих и никто не спешит успокоить его, ему ничего не остается, как прекратить сцену. Скоро малыш поймет, что его вопли никого не трогают, привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.

Уважать ребенка как личность – это значит проявлять деликатность, такт в обращении с ним, уметь разговаривать с ним и выслушивать его; проявлять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение; уметь выбрать способ воздействия на ребенка, не насилуя его волю; уметь выбрать место и время для разговора «по душам»; уметь понять ребенка и мотивы го поступков, чтобы став на его место, решать, как поступить с ним по справедливости, и лавное – при выборе приемов воздействия опираться на то лучшее, что есть в ребенке.

Читайте также:  Развитие ребенка с дизартрией

Уважать ребенка – это не значит идти у него на поводу, проявлять уступчивость, напротив, быть разумно требовательным и строгим.

Очень важно, чтобы подход к ребенку опирался на все возрастающее его сознание. Такой метод воздействия развивает ребенка в нравственном плане, дает ему возможность активно вырабатывать критерии хорошего и плохого. И главное – готовит его к дальнейшей жизни, когда ему придется самостоятельно, без родительских «директив» управлять собою, проявлять сдержанность.

Если взрослые обладают чувством юмора, то и ребенок, постоянно с ними общаясь, приобретает это качество. Даже маленькие дети склонны откликаться на шутку, если она понятна им, и сами способны ответить шуткой. Чуковский писал в своей книге «От двух до пяти» о том, что надо стараться «воспитывать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое когда ребенок подрастает, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной сред и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».

Ребенок нуждается в серьезном, заинтересованном отношении взрослых к себе. Но если он постоянно наталкивается на равнодушие, нежелание взрослого разделить с ним радости и волнения, то потребность нести близким самое сокровенное постепенно затухает. В результате детское стремление к контакту с родителями ослабевает. И как знать, не станут ли вскоре родители сожалеть об этом! Когда ребенок становится школьником и когда его дела начинают нас волновать, мы ждем от него рассказов о школе, учебе, друзьях, событиях в классе. Нам интересно знать, что думает, чем живет, что интересует, волнует ребенка. Но при таком отношении к его интересам напрасно ждать от него в дальнейшем откровения, не следует удивляться его замкнутости.

Источник

Управление образования Администрации

г. о. Электросталь Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ №

                                                                           /___________/

Учебная программа  по реализации дополнительной программы

«От звука к букве»

для детей старшей группы

Составила воспитатель:

Головко Виктория Александровна

2015

Управление образования Администрации

г. о. Электросталь Московской области

муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 2»

г. о. Электросталь

План – программа

Дополнительного образования

«От звука к букве»

Срок реализации 1 год

Возраст детей 5-6 лет

На основании методики Колесниковой Е. В.

Составила воспитатель:

Головко Виктория Александровна

2015

Пояснительная записка

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. 

Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.

В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.

Программа  составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям  сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты.

Задачи программы.

Образовательные:        

  • Формирование и развитие фонематического слуха
  • Развитие произносительных умений
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
  • Знакомство со слоговой структурой слова
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
  • Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
  • Расширение словарного запаса детей
  • Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
  • Подготовка руки  ребёнка к письму

Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия
  • Развитие графических навыков
  • Развитие мелкой моторики
  •  Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать
  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

Особенности программы.

В программе соблюдается преемственность с  предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.

Содержание программы: развитие звук-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению

На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа — приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  • развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
  • развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
  • формирование графических навыков

Особенности возрастной группы детей 5-6 лет.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).

Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Читайте также:  Родителям о развитии речи ребенка

С учетом психических и физических особенностей детей и строится работа кружка по развитию звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, с тем чтобы недостатки устранить и подготовить ребенка к следующему этапу обучения «Развитие интереса и способностей к чтению»

Способы и формы работы с детьми.

  • Дидактические игры
  • Фонематические упражнения
  • Работа с текстами
  • Рисование

Участники программы — дети 5 — 6 лет.

Срок реализации программы- 1 год

Срок обучения – 8 месяцев с октября по май (расчёта  1 занятие в неделю).

Режим занятий – 1 раза в неделю во второй половине дня (5 — 6 лет – 25 минут).

Основные применяемые технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Личностно-ориентированное обучение

Развитие звуко-буквенного анализа

Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

Развитие умения интонационно выделять заданные звуки в словах.

Развитие умения делить слова на слоги.

Знакомство с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

Развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

Развитие умения определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

Графическое моделирование слова (прямоугольник).

Знакомство с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).

Обозначение на схеме места звука в слове. Графическое изображение звуков.

Письмо слов с помощью графических изображений.

Письмо печатных букв в клетке по образцу.

Развитие умения соотносить звук и букву.

Письмо слов, предложений печатными буквами.

Звуковой (фонетический) анализ слова.

Развитие фонематического восприятия.

Чтение слов, предложений, небольших стихотворных текстов.

Знакомство с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

Знакомство с термином «предложение».

Термины «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».

Развитие умения составлять предложения из двух, трёх, четырех слов.

Развитие умения записывать предложение условными знаками.

Развитие графических навыков.

Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Показатели развития 

Ребёнок к концу года обучения должен

  • знает буквы  русского алфавита
  • понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
  • соотносит звук и букву
  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  • определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
  • различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
  • делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
  • пользоваться графическим обозначением звуков;
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  • записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
  • составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
  • Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение».
  • производит звуковой анализ слов;
  • читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты

Формы подведения итогов

Открытые мероприятия для родителей, конкурс чтецов.

Учебно-тематический план

 (5-6 лет)

№ п/п

Наименование разделов

Месяц

1

Вводное занятие. Входная диагностика.

Октябрь

Звук и буква «А». Место звука и буквы в слове. Графическое изображение звука «А». Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке.

Октябрь

2

Звук и буква «О». Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема-слово».

Октябрь

3

Звук и буква «У». Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно».

Октябрь

4

Звук и буква «Ы». Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись».

Октябрь

5

Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».

Ноябрь

6

Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы».

Ноябрь

7

Звук и буква «Л», написание буквы«Л», чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л».

Ноябрь

8

Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением.

Ноябрь

9

Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет».

Декабрь

10

Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги».

Декабрь

11

Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква».

Декабрь

12

Буква «Я», написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись.

Декабрь

13

Буква «Ю», написание буквы «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись.

Январь

14

Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.

Январь

15

Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».

Январь

16

Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».

Январь

17

Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения.

Февраль

18

Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г-К». Написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись.

Февраль

19

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы «Д-Т». Написание букв «Д—Т», чтение слогов, предложения. Написание букв «Д—Т». Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».

Февраль

20

Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В-Ф». Написание букв «В-Ф», чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов.

Февраль

21

Звуки «3-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «3-С». Написание букв «3-С». Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов.

Март

22

Звуки «Х-ХЬ», буква «X», написание буквы «X», чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение».

Март

23

Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б-П», написание букв «Б-П», чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений.

Март

24

Звуки и буквы «Ж-Ш». Написание букв «Ж-Ш». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов.

Март

25

Звуки и буквы «Ч-Щ». Написание букв «Ч-Щ», чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов.

Апрель

26

Звук и буква «Ц». Написание буквы «Ц». Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались».

Апрель

27

<