Развитие ребенка по колесниковой
Педагог Елена Владимировна Колесникова разработала уникальную методику раннего детского развития. С помощью данной методики дети приобретают математические знания, которые потом очень пригодятся в процессе школьного обучения.
Особенности методики Колесниковой заключаются в индивидуальном подходе к каждому малышу и учете его возрастных особенностей. В своей практике она применяла обучающие материалы по нарастающей: от наиболее легкого до максимально сложного. С заданиями по математике для детей поступала аналогично, их нужно было выполнить по приведенным примерам и т.д.
Математика для детей.
Наиболее известные программы из методики Елены Колесниковой
Огромной популярностью в педагогической среде раннего развития дошкольников пользуются следующие программы, разработанные Е. В. Колесниковой:
- «От звука к букве».
- «Математические ступеньки».
Данные методики специализируются на обучении детей начальной грамоте, развивают способности к математике и преодолевают речевой барьер. Каждая методика включает в себя несколько этапов, а самый первый – это математика для детей 3-4 лет.
Начальная методика
В методике Колесниковой по математике для детей продумано все:
- Первый этап рассчитан на детей от 3-х до 4-х лет и считается базовым для развития ориентации и восприятия.
- В возрасте от 4-х до 5-ти лет важно развивать устную речь и анализировать ее.
- Дети 5-6 лет приступают к чтению.
Книги и вспомогательные тетради для раннего развития детей наполнены развивающими заданиями в игровых формах, а также упражнениями с иллюстрациями, стихами, рисунками, которые тренируют память и помогают сконцентрироваться в дальнейшем. Купить их вы можете в Интернет-магазине «Маленькая страна». В ассортименте пособия для детей от 3х до 6 лет. Занятия способствуют развитию правильной дикции и структурно-логического мышления. К примеру, малыш тренируется определять созвучные слова, идентифицировать звуки, а также верно их произносить.
Познакомить малышей с математикой совсем не трудно. Методика Е. В. Колесниковой предлагает делать это при помощи интересных заданий. Математика для детей может быть игрой, что особо важно на этапе ознакомления с цифрами, количеством предметов, и т.д.
Колесникова математика для детей.
Чему учится ребенок?
- Методика Колесниковой по математике для детей от 3х лет позволяет четко
проработать восприятие времени суток, а также времен года. - Ребенок проявляет интерес к сравнению предметов относительно их веса, формы, цвета и размеров.
- Он уже готов к восприятию предметного местоположения даже по отношению нескольких фигур друг к другу.
Приобретенные знания лучше закрепить тематическими играми или последующими физическими упражнениями.
В процессе обучения рекомендуется делать коротенькие паузы, когда ребенок может просто встать и размяться. Например, побегать на месте, сделать зарядку для рук и пальцев, погудеть или пожужжать. В возрасте постарше во время паузы из рассыпанных букв дети складывают слова или разгадывают ребусы, кроссворды.
Как обучать детей по методике Колесниковой
В дошкольной подготовке по математике по методике Колесниковой всегда в приоритете мягкая форма ненавязчивого обучения с целью учета возрастных особенностей детской аудитории. Это касается и математики для детей 5-6 лет. Не стоит игнорировать создание естественной среды для работы ребенка, поскольку именно в таких условиях ему будет легче сконцентрироваться, а также выполнять разные задания, приобретая новые навыки. Между ребенком и преподавателем, в роли которого выступает воспитатель или родители, должны быть доверительные отношения. Педагог, в свою очередь, должен быть снисходительным к пожеланиям ребенка.
Е. В. Колесникова уверена в важности приобретения следующих качеств помимо накопления базовых знаний:
- Любознательности.
- Активности.
- Способности сотрудничать.
- Дружелюбности.
- Умения поверить в свои силы, чтобы закончить начатое.
В методике предусмотрены специальные занятия для отдыха от обучающего процесса. Они заключаются в активных пятиминутках, когда дети покидают парты, чтобы слегка размяться, попрыгать или даже побегать.
Обучение и его результаты
По окончанию курса изучения букв у детей 3-4 лет появляется понятие о звуках и буквах, слогах и даже словах. У возрастной категории 4-5 лет обнаружится фонематический слух, который укрепляется в работе над произношением. Это касается не только слов, но и целых предложений, правильных фраз, и т.д.
Изучение математики невозможно без игровой подачи материала. После годового периода занятий ребенок сможет не просто идентифицировать геометрические фигуры, отличать левую и правую стороны, но и решать задачи, связанные с логическим ходом мышления. Ребенок дошкольного возраста нуждается в развитии и непосредственной подготовке к школьным занятиям. Главное правило методики Колесниковой состоит в игровом обучении.
Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина
Источник
Управление образования Администрации
г. о. Электросталь Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ №
/___________/
Учебная программа по реализации дополнительной программы
«От звука к букве»
для детей старшей группы
Составила воспитатель:
Головко Виктория Александровна
2015
Управление образования Администрации
г. о. Электросталь Московской области
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 2»
г. о. Электросталь
План – программа
Дополнительного образования
«От звука к букве»
Срок реализации 1 год
Возраст детей 5-6 лет
На основании методики Колесниковой Е. В.
Составила воспитатель:
Головко Виктория Александровна
2015
Пояснительная записка
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности.
Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.
В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Программа составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы.
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Особенности программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы: развитие звук-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа — приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков
Особенности возрастной группы детей 5-6 лет.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.
Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).
Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
С учетом психических и физических особенностей детей и строится работа кружка по развитию звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, с тем чтобы недостатки устранить и подготовить ребенка к следующему этапу обучения «Развитие интереса и способностей к чтению»
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Рисование
Участники программы — дети 5 — 6 лет.
Срок реализации программы- 1 год
Срок обучения – 8 месяцев с октября по май (расчёта 1 занятие в неделю).
Режим занятий – 1 раза в неделю во второй половине дня (5 — 6 лет – 25 минут).
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Развитие звуко-буквенного анализа
Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
Развитие умения интонационно выделять заданные звуки в словах.
Развитие умения делить слова на слоги.
Знакомство с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
Развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Развитие умения определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
Графическое моделирование слова (прямоугольник).
Знакомство с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
Обозначение на схеме места звука в слове. Графическое изображение звуков.
Письмо слов с помощью графических изображений.
Письмо печатных букв в клетке по образцу.
Развитие умения соотносить звук и букву.
Письмо слов, предложений печатными буквами.
Звуковой (фонетический) анализ слова.
Развитие фонематического восприятия.
Чтение слов, предложений, небольших стихотворных текстов.
Знакомство с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
Знакомство с термином «предложение».
Термины «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
Развитие умения составлять предложения из двух, трёх, четырех слов.
Развитие умения записывать предложение условными знаками.
Развитие графических навыков.
Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формирование навыка самоконтроля и самооценки.
Показатели развития
Ребёнок к концу года обучения должен
- знает буквы русского алфавита
- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
- соотносит звук и букву
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
- составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение».
- производит звуковой анализ слов;
- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты
Формы подведения итогов
Открытые мероприятия для родителей, конкурс чтецов.
Учебно-тематический план
(5-6 лет)
№ п/п | Наименование разделов | Месяц | |
1 | Вводное занятие. Входная диагностика. | Октябрь | |
Звук и буква «А». Место звука и буквы в слове. Графическое изображение звука «А». Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке. | Октябрь | ||
2 | Звук и буква «О». Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема-слово». | Октябрь | |
3 | Звук и буква «У». Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно». | Октябрь | |
4 | Звук и буква «Ы». Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись». | Октябрь | |
5 | Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше». | Ноябрь | |
6 | Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы». | Ноябрь | |
7 | Звук и буква «Л», написание буквы«Л», чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л». | Ноябрь | |
8 | Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением. | Ноябрь | |
9 | Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет». | Декабрь | |
10 | Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги». | Декабрь | |
11 | Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква». | Декабрь | |
12 | Буква «Я», написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись. | Декабрь | |
13 | Буква «Ю», написание буквы «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись. | Январь | |
14 | Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись. | Январь | |
15 | Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко». | Январь | |
16 | Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово». | Январь | |
17 | Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения. | Февраль | |
18 | Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г-К». Написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись. | Февраль | |
19 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы «Д-Т». Написание букв «Д—Т», чтение слогов, предложения. Написание букв «Д—Т». Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся». | Февраль | |
20 | Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В-Ф». Написание букв «В-Ф», чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов. | Февраль | |
21 | Звуки «3-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «3-С». Написание букв «3-С». Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов. | Март | |
22 | Звуки «Х-ХЬ», буква «X», написание буквы «X», чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение». | Март | |
23 | Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б-П», написание букв «Б-П», чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений. | Март | |
24 | Звуки и буквы «Ж-Ш». Написание букв «Ж-Ш». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов. | Март | |
25 | Звуки и буквы «Ч-Щ». Написание букв «Ч-Щ», чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов. | Апрель | |
26 | Звук и буква «Ц». Написание буквы «Ц». Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались». | Апрель | |
27 | Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». | Апрель | |
28 | Буква «Ь», написание буквы «Ь». Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово». | Апрель | |
29 | Буква «Ъ», написание буквы «Ъ», чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву». | Май | |
30 | Закрепление пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки». | Май | |
31 | Закрепление пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко». | Май | |
32 | Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом | Май | |
33 | Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем». | Май |
Список литературы
- Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2010 г.
- Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
- У.М.Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Москва: Творческий центр, 2010 г.
- Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В. Аджи. Воронеж : ТЦ «Учитель», 2009 г.
- Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва : Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В.Колесникова «Прописи для дошкольников 5–7 лет». Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
ТАБЕЛЬ учета посещаемости детей ДОД________________________за____________________________________
№ | Ф.И. ребенка | Посещено занятий | примечания | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | ||||
1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
Руководитель кружка_____________
Диагностическая карта.
№ | Ф.И. ребенка | ЗВУКИ | СЛОГИ | СЛОВА | БУКВЫ | ||||||||||||||||||
Понятие «звук» | Характеристика звука (согласный, гласный) (твердый, мягкий) | Положение звука в слове | Понятие «слог» | Слоговой анализ слова | Чтение слогов | Графическое моделирование слова прямоугольник | Составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его | Понятие «буква» | Согласные и гласные буквы | Соотнесение букв и слогов | |||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. | |||||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||||||
4. |