Развитие ребенка первые звуки

Развитие ребенка первые звуки thumbnail

Родителей должен волновать не только вопрос, когда ребенок начинает агукать, гулить, лепетать, но и то, как именно это должно происходить. Тогда, заметив отклонения в речевом развитии, можно будет своевременно обратиться к специалисту за консультацией.

Содержание:

Крик ребенка — начальные попытки общения

Первое АГУ

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Крик ребенка — начальные попытки общения 

Все голосовые реакции ребёнка можно разделить на две группы:

  • рефлекторные звуки,
  • социализированные звуки.

Среди рефлекторных выделяют крик и звуки удовольствия.

Уже ко 2-му месяцу жизни крик ребёнка начинает приобретать всё новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мама уже может определить, почему кричит малыш: голоден ли он, мокрый ли он или у него что-то болит. Во всех случаях крик имеет свои особенности.

У здорового младенца интонационная окраска крика отчётливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенёсших родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния, интонационные особенности крика могут отсутствовать. Голос у таких детей тихий, монотонный.

Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и захлёбываться во время кормления, иногда молоко вытекает у него через нос. Такого малыша следует обязательно показать невропатологу.

В первые месяцы в крике ребёнка преобладают гласноподобные звуки, имеющие некоторый носовой оттенок. Это звуки типа «э», «ай». Иногда звуки напоминают согласные «г», «к», «н». Но поскольку они рефлекторной природы, их не считают предшественниками фонем.

И тем не менее, произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и артикуляционной мускулатуры. Развивается и обратная связь между артикуляционными движениями и их слуховым восприятием.

Рекомендуем вам внимательно прислушиваться к крику ребёнка. Характер крика имеет важное диагностическое значение. У здорового младенца 2-го месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом.

Дети с поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают расстройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает пронзительным, либо, наоборот, очень тихим. На выдохе ребёнок всхлипывает или вскрикивает. Признаком неблагополучия является и значительный носовой оттенок голоса.

Если у здорового младенца интонационные особенности крика формируются к 3 месяцам жизни, то при органическом поражении центральной нервной системы, например при детском церебральном параличе, крик остаётся однообразным, невыразительным.

В 2-3 месяца во время крика у здорового ребёнка начинают усиливаться общие некоординированные движения рук и ног. Появляются и первые слёзы. Кроме того, если в период новорожденности ребёнок кричал только от холода, голода, дискомфорта и боли, то с 2 месяцев он начинает возмущённо кричать, если мама прекращает общение или меняет его положение тела. С этого же возраста ребёнок нередко кричит перед сном от перевозбуждения.

Первые звуки: предречевое развитие ребёнка

Первое АГУ

Звуки удовольствия, как мы говорили, также имеют рефлекторную природу. Обычно после кормления или после того, как вы переодели мокрого или грязного малыша, вы слышите звуки довольного кряхтения, удовлетворённого ворчания, гуканья, гуления или начального лепета. Среди них чаще встречаются передние гласные и задние согласные.

В отличие от крика, они не имеют носового оттенка.

Специалисты считают, что речь развивается быстрее, когда слух стимулируется звуками удовольствия. Наибольшее значение среди них имеют гуление и лепет.

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребёнка. Звуки гуления возникают на выдохе.

Гуление – своеобразная тренировка речевого дыхания. Звуки гуления произносятся спонтанно, с открытым ртом. Репертуар их обогащается, как и интонации.

Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.

В период гуления часто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш всё чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.

Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребёнка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях.

Это необходимая предпосылка для формирования основных механизмов речи и развития самоподражания – нового качественного приобретения в период доречевого развития.

У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжёлых формах болезни гуление не появляется вообще, при более лёгких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.

Первые звуки: предречевое развитие ребёнка

В первом полугодии жизни ребёнка вас должны насторожить:

  • отсутствие гуления,
  • повышение мышечного тонуса языка,
  • неправильное положение его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений.

Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчётливостью их ощущений. Ребёнок может нечётко или искажённо воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.

К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета.

Лепет – повторное произнесение слогов под контролем слуха. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выходом. Так ребёнок тренирует координацию дыхания и артикуляции.

Источник

Общение с ребенком близких людей служит для него основным источником для развития сознания и формирования полноценной личности. Во время процесса общения малыш учится использовать родной язык родителей, а также с интересом пытается изучать окружающий мир и постепенно закрепляет свои первые знания в уме.

Читайте также:  Карта развития ребенка для детсада

Для того чтобы узнать, как правильно строить общение с ребенком нужно внимательно изучить несколько периодов его развития.

Период формирования малыша

Ученые установили, что во время развития плода еще до рождения происходит формирование не только мышечного аппарата, но и нервной системы, на которой основаны все виды его чувствительности.

Будущим родителям необходимо осознавать что, находясь в утробе матери, ребенок может слышать пение и музыку, а также слова, которые обращены как к нему, так и к окружающим. Поэтому желательно почаще общаться с малышом еще до его рождения, для того, чтобы он мог почувствовать, что его очень ждут и любят.

Первые дни жизни

Первые крики только что родившегося ребенка свидетельствуют о том, что в будущем малыш сможет издавать комбинации различных звуков и учится общаться.

При уходе за малюткой нужно постоянно стараться разговаривать с ним как будто он отлично все понимает даже независимо от того, что с его стороны общение отсутствует. В подобных случаях ребенок слышит обращение к нему и пытается его понять.

А, укачивая малыша в кроватке или в руках желательно негромко спеть какую-то колыбельную песенку.

Второй и третий месяцы

В эти месяцы у малыша значительно увеличиваются часы бодрствования и формируются ориентировочные и зрительные реакции. Поэтому на данном этапе в то время когда ребенок не желает спать необходимо почаще проводить, игру с такими простыми игрушками как колокольчики, бубенцы, погремушки, но делать это желательно не более пяти минут стараясь, не утомить.

Такие игры позволяют учить малыша наблюдать взглядом за движением определенной игрушки либо сосредотачивать зрение на неподвижно висящей над его головкой. В описываемом возрастном периоде ребенок пробует произносить самые первые в его жизни звуки, которые называют гуканьем.

Их появление является первой попыткой малыша освоения речи, а затем слов родного языка родителей.

При этом нужно не прекращать учить ребенка прислушиваться к речи родителей либо других людей и следить, чтобы он поворачивал головку в сторону издаваемых звуков. Тон общения с малышом должен быть обязательно веселым и ласковым.

Третий — шестой месяцы

В этот период родители могут заметить, что все произносимые малышом интонации становятся для него средством активного эмоционального общения. Это и становится отличной возможностью сделать общение, с ребенком взаимным которое начинает носить более двусторонний характер.

Также следует учить малыша подражать и речи родителей. Иногда общаясь с малюткой нужно повторять освоенные ребенком звуки вслух, чтобы он, мог, их тоже почаще повторять. Кроме того, произнося какие-то слова нужно, чтобы малыш видел лицо говорящего его мимику и движение губ. Произнося для малыша определенный звук, необходимо делать это медленно и нараспев чтобы он мог его услышать и повторить.

Хорошее настроение обучающего родителя и его одобрение будут способствовать очень быстрому обучению ребенка. В возрасте не более четырех месяцев малыш очень активно «гулит», а после пяти месяцев «гуленье» становится более певучим и в нем появляются различные интонации.

К шести месяцам ребенок уже может произносить такие согласные звуки подобные этим: б, д, п, м, н и др. А чуть позже, речь малыша преобразуется в лепет и самые первые слоги: ма, ба, ма.

➤ Мой пост был вам полезен? Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, для меня это действительно важно!

Источник

Младенческий возраст включает в себя период от рождения до 1 года. В это время проходит так называемый довербальный этап развития речи: от первого крика до первого слова.

Ступени речевого развития:

  1. Крик.
  2. Гуление.
  3. Лепет.
  4. Лепетные слова.
  5. Первые слова.

А теперь перейдём непосредственно к календарю (в конце расскажу о «тревожных звоночках» в поведении малыша, при которых необходимо обратиться к дефектологу, поэтому если не все месяцы интересуют — пролистайте вниз — это очень важно).

Первый месяц

Крик младенца — чистый, громкий и звонкий. При резком звуке он вздрагивает и моргает глазками.

Примерно со второй недели — замолкает при звуковом раздражителе, прислушивается.

А уже в 3-4 недели Вы можете заметить «ротовое» внимание (малыш приоткрывает ротик, когда с ним общается взрослый).

Второй месяц.

Крик ребёнок становится дифференцированным: вы уже можете по интонации определить, что малыш голоден или его что-то очень беспокоит (крик резкий и непрерывный) или что он просто устал (приглушённый, мягкий крик, ребёнок будто жалуется).

В момент речи взрослого сосредотачивается (причём больше внимания уделяется тихому голосу, недели громкому), а, начиная с 6-7 недель, малыш будто пытается «отвечать» короткими гласными на речь взрослого.

Звуки, которые произносит: а, э в сочетании с похожими на согласные г, х (например: эхе, ге), гортанные звуки (эк-хе, эррхе).

Третий месяц.

Голосовые реакции становятся интонационно выразительными.

Уже появляется гуление (певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к а, у, ы, часто в сочетании с похожими на согласные звуками г, х, к).

Интересный факт: младенцы разных народов гулят одинаково.

А к 10-12 неделям ещё и громко смеётся.

Читайте также:  Понятие норма и аномалия в развитии личности ребенка

Четвёртый месяц.

Младенец, услышав речь, начинает издавать звуки, а также уже начинает произносить свои первые слоговые цепочки (сочетания согласных в, ф, м, б с гласными)

Младенец активно гулит, радостно вскрикивает. Уже вы можете наблюдать «комплекс оживления».

Реклама:

«Комплекс оживления» у младенцев — что мамы должны об этом знать: узнать подробнее.

В ответ на ласковую речь мамы малыш поворачивает голову и улыбается ей.

Пятый месяц.

Наступает — истинно певучее гуление.

Малыш протяжно и длительно произносит слоговые цепочки (складывается впечатление, что он «поёт»), даже когда остаётся предоставленным самому себе.

Новые звуки, которые мы можем услышать: п, б, в, ф, м, т, д..

Интересный момент: когда говорит взрослый, младенец внимательно следит за его губами, а также пытается повторить его интонации.

Шестой месяц.

Вступает в «диалог» со взрослым (отвечает звуками гуления на обращённую речь взрослого).

Появляется лепет.

Чем лепет отличается от гуления?

Если при гулении малыш произносит заднеязычные и гортанные согласные (г, к, х) в сочетании с гласными, то лепет характеризуется большим разнообразием (подключаются фрикативные и переднеязычные согласные — м, п, т, д, б и др.).

Малыш произносит слоги, состоящие из согласных п, б, м, г, д и др. в сочетании с гласными. Слоговые цепочки произносит выразительно, меняя интонацию, пробует произносит новые звуки.

Седьмой месяц.

Уже реагирует на своё имя (услышав, поворачивает голову). Узнаёт голоса близких взрослых, даже если их нет в поле зрения.

Начинает искать маму на вопрос «где мама?».

Пытается издавать несколько звуков на одном выдохе.

Совершает попытки произносить «случайные» слова родного языка (но происходит это неосознанно).

Восьмой месяц.

Лепет становится ещё активнее и разнообразнее, эмоциональнее и громче, пытается участвовать в «беседе» мамы и папы.

Малыш будто подражает сам себе.

Иногда вокализации наблюдаются и при манипуляции с игрушками.

По просьбе взрослого находит глазами знакомые предметы.

Девятый месяц.

Вы можете услышать слоговые сочетания «ма-ма», «па-па». При поощрении речевой активности (взрослый хвалит) старается говорить ещё больше и чаще.

Малыш использует речь как средство взаимодействия со взрослым.

Вокализирует при манипуляции с игрушками.

Десятый месяц.

Малыш начинает подражать фонемам родного языка, старается повторять за взрослым новые слоги. 

Старается выполнять простые просьбы: показывает части лица у взрослого или у куклы. Понимает значения слов «дай» и «нельзя».

Одиннадцатый месяц.

Малыш начинает осваивать интонации (удивления, отказа, просьбы и др.).

Начинает произносить первые осмысленные слоги (простые лепетные слова, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (гуси), «ко-ко» (курочка) и т.п.).

Двенадцатый месяц.

Начинает пользоваться жестами (например: «пока» — машет ручкой, «нет» — качает головой и т.д.). Малыш подпевает песенкам на своём языке. Уже гораздо лучше владеет интонацией (лучше, чем произношением).

По просьбе взрослого выполняет действия с игрушками.

Начинает произносить первые осмысленные слова («мама», «папа», «дай»).

«Тревожные звоночки»: в каких случаях обращаться к дефектологу?

Не смотря на то, что границы нормы немного размыты и у каждого отдельно взятого ребёнка развитие протекает индивидуально, — всё-таки на нормативы (на которые опираются специалисты в области медицины и педагогики) закрывать глаза не стоит. Лучше лишний раз проконсультировать с неврологом и дефектологом, чем потом услышать «А где ж вы, мамочка, раньше были? Почему не забили тревогу?»

Что же вас должно насторожить?

1. В 4-5 месяцев у ребёнка отсутствует «комплекс оживления».

2. В 4 месяца ребёнок не гулит.

3. В 6-7 месяцев ребёнок не реагирует на речь, адресованную ему (не поворачивает голову). 

4. В 8-9 месяцев ребёнок не лепечет.

Не ждать появления тревожных звоночков и обратиться за консультацией к дефектологу необходимо в случае, если у ребёнка нарушение слуха или зрения, расщелина губы и нёба, синдром Дауна и др.

На консультации дефектолог даст рекомендации по организации дома занятий для профилактики речевых нарушений, расскажет о том, как создать благоприятную среду для развития речи и ответит не все интересующие вас вопросы.

Благодарю за внимание и за каждый «лайк».

Если вам интересна тема детского развития, подписывайтесь на мой канал!

Источник

Цитата сообщения Jolochka

Возрастные нормы произношения звуков. Последовательность их появления

      

Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

1-2 мес. — ребенок произносит: «а, е, о, у».
2 мес.- он связывает эти гласные с согласной «х» (ха, хо, хе).
3 мес. — начинает издавать звуки, подобные звуку «ф», «с», «в» или английской фонеме «th».
3-6 мес. — издаваемые младенцем звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка.
7-12 мес. — из гласных чаще других производится звук «а», из согласных в основном звуки «п, б, м, к, т» и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.
12 мес. — ребенок произносит гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и менее четко.
1-2 г. — дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как «а, у, и, о», но звуки «ы, э» заменяют звуком «и»; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам «г, д, с, з» («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки «л, рь, р».
2-3 г. — правильно произносятся звуки «п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь». Физиологические недостатки — свистящие, шипящие, «р, рь, л». Возможны замены на более простые или пропуск этих звуков.
3-4 г. — звуки «с, з, ц» заменяются на «ть, сь, зь, т». Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки. Звуки «л, р» либо пропускаются, либо заменяются на «ль, й».
4-5 л. — практически все звуки речи произносятся правильно. Исключения: звуки «ч, ц», которые могут пропускаться или заменяться на «ть, с, щ». Могут отсутствовать звуки «р, л» или заменяться на «й, рь, ль».
5-6 л. — дети полностью овладевают правильным произношением.

Читайте также:  Рекомендации ребенок с задержкой развития

ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ТРУДНЫХ ЗВУКОВ.

1. Звук С
Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 – 2,5 года. Могут быть замены С – Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука С. Иногда наблюдается смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным произношением звука.

2. Звук З.
Появляется звук З на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» — «зюк», «Зубы» — «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

3. Звук Ц.
Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок – сиплёнок – сыплёнок – тцыплёнок – цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.

4.Звук Ш.
Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками Х и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

5. Звук Ж
Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж.
К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.

6. Звук [ч]
Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасы вместо часы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

7. Звук [щ]
У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо щенок, савель вместо щавель .
В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и смешение: щ — ч, щ — сь.

8. Звук [л]
Мягкий звук л’ появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким л’ недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют л’ звуком й: «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или л’. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).

9. Звук [р]
Твердый звук р появляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука р на й или ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р.
Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят р как гортанный, или грассирующий («французский» ), звук.

Возрастные нормы произношения звуков.

Источник