Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н thumbnail

Любовь Николаевна Павлова

Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей

От автора

В последние десятилетия в научном мире возрос интерес к генезису интеллектуального развития ребенка, что обусловлено усилением научно-технического прогресса общества, повышением требований к умственному воспитанию детей.

Возраст от рождения до трех лет, по мнению специалистов, является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями, что подтверждает предположение об огромной значимости этого периода детства.

Отношение к ребенку как к высшей социальной ценности предъявляет высокие требования к современной педагогике. Данные науки говорят о больших потенциальных возможностях ребенка раннего возраста, что дает основание для апробации и реализации прогрессивных методик его интеллектуального и эмоционального развития.

Данная книга посвящена умственному воспитанию маленького ребенка. В ней раскрываются программные требования, условия и содержание воспитательно-образовательной работы, освещаются методы и приемы интеллектуального развития малышей.

Взрослым – родителям и воспитателям – следует знать, что познавательная активность маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая является основой для ознакомления с окружающим. Поэтому в книге описываются развивающие игры и игрушки, которые специально разработаны для ознакомления детей со свойствами предметного мира: цветом, формой, величиной, количеством, положением предметов в пространстве и пр.

Вниманию воспитателей и родителей предлагается система занятий, в которой программный материал усложняется с учетом дидактических целей и возраста детей. Возрастная периодизация, кроме того, имеет деление: на первом году жизни – по микропериодам (в месяцах), на втором году – поквартально, на третьем – по полугодиям, что обусловлено психофизиологическими особенностями роста и развития ребенка.

В книге есть приложение, в котором представлен дидактический материал, необходимый для работы с детьми раннего возраста в условиях общественного и семейного воспитания. В таблицах показана система планирования этого раздела работы в группе детского сада.

Материал книги будет полезен преподавателям и студентам педагогических вузов, изучающим ранний онтогенез, воспитателям и психологам, логопедам, ставящим перед собой задачу развивать интеллект детей с первых месяцев их жизни. Родители малышей также откроют для себя много нового, познакомятся с играми, которые можно организовать в домашних условиях.

Педагогические условия умственного воспитания детей раннего возраста

Ребенок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же ведет он себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что-то новое: например, на любимую куклу надели другое платье или повязали новый бант. Малыш тянется к этой игрушке, хочет взять ее в руки, рассмотреть. Иногда новизна настораживает его: он внимательно вглядывается в изображение нового персонажа, подолгу рассматривает его, прежде чем протягивает к нему руку. Все это говорит о том, что у ребенка уже на первом году жизни возникают ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности. Он собирает информацию о ней доступными для него средствами. Как правило, ребенок не проявляет особой робости при виде незнакомого предмета: взяв его в руки, действует решительно – стучит им, переворачивает его, ударяет ладонью по поверхности, тянет в рот.

Когда у малютки еще недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных побуждений, он пользуется выразительными жестами, вопросительными взглядами, мимикой, стремится вступить в контакт со взрослым, жестом указывая на заинтересовавший его предмет или явление. Он исключительно чуток к эмоциональным проявлениям взрослых: начинает понимать ситуацию через эмоциональные мимические реакции на лице взрослого человека. Во взгляде малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.

Основополагающую роль в познании окружающей среды играют действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета (игрушки). Первые действия можно назвать пробующими, малыш еще не знает всех свойств незнакомого предмета и готов даже отказаться от него, если он вызывает неприятные эмоции. Если первичное обследование проходит успешно и у ребенка не возникает отрицательной реакции, то он переходит к более активным действиям – уже познавательного характера.

Реакция отстранения от нового предмета чаще возникает у детей после года. Они реагируют так в основном на сюжетные игрушки (образы животных, сказочные персонажи, имеющие эмоционально-выразительный вид оскаленная пасть волка, выпученные глаза совы и т. п.).

Выявляя свойства предмета или игрушки в процессе самостоятельного поиска информации, дети применяют определенную тактику, стремясь полнее «изучить» познаваемый предмет в процессе действия.

Постепенно в ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка появляются элементы целенаправленности, устойчивости и избирательности реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира. При этом предпочтение одних предметов другим (например, появление любимой игрушки) связано не столько с их новизной, сколько с возможностью разнообразно действовать с ними. Новизна объекта способна стимулировать активность лишь на начальном этапе возникновения ориентировочно-исследовательской деятельности. Далее малыша увлекают игрушки, обладающие богатыми игровыми возможностями, так как для него важное значение приобретают проблемность действия с ними, решение конкретных игровых задач. Если игрушка не обладает необходимыми качествами и ребенок не может «открыть» для себя ее особенности и возможности использования, он не играет с ней. Поэтому знакомые игрушки дети часто предпочитают новым.

Таким образом, развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих поиск информации о предмете и его свойствах. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.

Способность оценить происходящее на основе личного опыта, найти общее и особенное в создавшейся ситуации указывает на качественно новый этап в умственном развитии ребенка, на формирование элементов анализа и синтеза в познании наблюдаемых явлений.

На втором и особенно на третьем году жизни совершенствуется познавательная деятельность малыша: развивается мотивация поиска, все чаще проявляются элементы активной ориентировочной деятельности (ожидание, поиск, оправдавшееся предположение, целенаправленное достижение результатов), которая достигает своего наивысшего подъема к трем годам. У детей этого возраста в большинстве случаев наблюдаются целенаправленный поиск информации, стремление ее использовать; относительно высокая избирательность реагирования; элементы планирования и прогнозирования; умение быстро разбираться в ситуации и оценивать отдельные моменты, настойчиво искать результативные решения.

К концу первой половины второго года жизни уже совершенствуются устойчивость и целенаправленность поисковой деятельности малыша. Это свидетельствует о развивающейся у него способности удерживать в уме замысел, понимать основную задачу, отвлекаться от незначительных для данной деятельности ситуаций. Именно в этом возрасте становятся более отчетливо выраженными специфические исследовательские действия руки, совершенствуется речевое общение со взрослым, увеличивается число высказываний, отражающих познавательные потребности детей, они задают вопросы: «Кто там?», «Что там?» и др. Малыши начинают более уверенно действовать в незнакомой для них ситуации.

Теперь их начинает интересовать не только внешняя, видимая сторона предметов и явлений. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе они усваивают объективные связи и зависимости, что обнаруживается прежде всего в стремлении наладить контакт со взрослыми. В процессе общения с ними ребенок перенимает их социальный опыт, характер взаимодействий с окружающей средой – учится видению мира. Поэтому родители и педагоги ответственны за то, насколько гармонично развивается ребенок. Для этого они должны создавать соответствующие условия: организовать окружающую среду, показывать пример отношения к предметам и явлениям, руководить поведением, чувствами, эмоциями ребенка, проявлениями его самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания с учетом возрастных особенностей.

Читайте также:  Внутриутробное развитие сердца ребенка

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Текущая страница: 15 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]

Занятие 6

Цель. Аналогична цели занятия 5.

Материал. Вылепленные взрослым из снега кролик, зайчик или Снеговик (высота 40—45 см); ведро на голову последнего (10—12 см в диаметре), ленточки, сухие веточки, уголечки (пуговички для глаз), морковка (красный колпачок от фломастера) для носа и т. п.

Ход занятия. Снеговика ставят в высокую металлическую тарелку или эмалированную миску (для устойчивости и сохранения температуры). Взрослый обыгрывает приход Снеговика. Дети рассматривают его. Взрослый предлагает подарить Снеговику «шляпу» (игрушечное ведерко), украсить ее цветными ленточками, подарить метелочку из веток.

Примечание. Если есть дидактический столик на вращающейся основе, следует его использовать: он дает возможность обозревать фигурку со всех сторон; кроме того, возникает впечатление, что Снеговик «танцует».

Во второй части занятия дети предлагают угостить Снеговика льдинками, снежными «пирожками» (заготовленными заранее).

В третьей части занятия дети украшают Снеговика цветными льдинками, ледяными «бусами» (выполнены заранее, хранятся в морозилке холодильника). Взрослый предлагает спеть для Снеговика какую-нибудь зимнюю песенку.

В четвертой части занятия обращает внимание на то, что Снеговик начинает подтаивать: «Ему в доме жарко». Цветные льдинки, подтаивая, «расписывают» наряд Снеговика, что делает всю композицию еще более красочной. Далее Снеговик приглашает детей на прогулку. Перед уходом он угощает их морковками. «Они не ледяные, а настоящие, потому что малышам нельзя есть снег и сосульки», – поясняет гость.

Занятие продолжается на участке.

Можно использовать следующие четверостишия, относящиеся к зимнему времени года.

 
Снеговик
Два блестящих уголька —
Глазки у Снеговика,
Яркий нос, в руках – метла,
Веселится детвора!
Л. Павлова
 

 
Снег
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А. Барто
 

 
Снежный кролик
Мы лепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас,
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и головой!
За усы
Не тяни —
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
О. Высотская
 

 
Загадки
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Зайчик)
 
 
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
 
 
Зимой спит —
Летом ульи ворошит. (Медведь)
 

Занятие 7

Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут (экспериментирование).

Материал. Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), пластмассовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.

Ход занятия. Взрослый предлагает детям сесть вокруг стола, на котором стоят блюдо с водой, а также ведерко с игрушками. Дети рассматривают их. Каждый достает одну из них. Взрослый спрашивает каждого ребенка, что он выбрал, как называется этот предмет.

Затем по предложению взрослого дети по очереди опускают предметы на воду, взрослый комментирует происходящее.

В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые – они тонут. Взрослый предлагает детям подуть на воду по очереди, чтобы каждый из них смог направить плавающие игрушки к кому-либо из товарищей.

В конце занятия взрослый предлагает «испытать» бумажные лодочки: в присутствии детей складывает из бумаги (оригами) 1–2 лодочки, опускает их на воду, предлагает поиграть с лодочками в бассейне.

Занятие 8

Цель. Используя ситуацию экспериментирования, организовать игру с машинками одного размера и одинаковой конструкции, но разного цвета («Чья машинка уедет дальше»).

Материал. Цветные машинки (по количеству детей). Доска (скат) шириной 80–100 см, укрепленная с одного края на высоту 40—50 см (зимой в группе, летом на участке детского сада).

Ход занятия. Взрослый раздает детям машинки. Они рассматривают их, называют. «А чья машинка уедет дальше?» – спрашивает взрослый, побуждая тем самым детей к экспериментированию.

Во второй части занятия дети распределяются по 2–3 и, встав у приподнятого края ската, по сигналу взрослого пускают машинки «под горку», сообщив им начальную скорость.

Взрослый отмечает, чья машинка уехала дальше, и поясняет: «Сережа, по всей вероятности, сильнее толкнул машину и колесики быстрее завертелись – машина уехала далеко-далеко».

Так ребенок опытным путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость их передвижения зависит от силы толчка.

Затем каждый малыш испытывает свою машинку. Дети отмечают, какого цвета машинка уехала дальше. Если в игре возникает неоднократный повтор, то взрослый учит детей делать первые умозаключения: например, красные машинки ездят быстрее, чем желтые или зеленые.

Варианты. На повторных занятиях в кузов машинок можно укладывать различные грузы и определять связь скорости и веса перевозимых предметов и их количества. Аналогичную игру можно провести с шариками, мячами, обручами и т. п.

Занятие 9

Цель. Используя ситуацию экспериментирования, познакомить со свойством магнита (притягивает металлические предметы); организовать игру на основе сюжета «Ловись, рыбка, большая и маленькая!»

Материал. Магнитные «удочки» (3–4 штуки) (палочки длиной 30—40 см, в сечении 5–6 см, на них засечки для закрепления суровой нитки длиной 30—35 см; на конце нитки крепится магнит).

Примечание. Магниты можно взять из пособия «Магнитная азбука (алфавит)». Вместо палочек – два одноцветных высохших фломастера, которые склеивают широкими концами.

Разноцветные рыбки из картона (с укрепленными на них металлическими скобками или канцелярскими скрепками, которые хорошо притягиваются к магниту).

Большое блюдо или круглая красивая коробка с приподнятыми краями (озеро).

Ход занятия. Взрослый ставит на стол коробку или блюдо с рыбками: «Это озеро, в нем живут разноцветные рыбки. Мы попробуем их поймать с помощью удочек». Демонстрирует удочки, отмечает, что на каждой вместо крючка имеется магнит (рыбки будут «клевать» на него и «приклеиваться» к нему); показывает игровое действие. Далее дети самостоятельно ловят рыбок. Взрослый отмечает, у кого какая рыбка (цвет, величина).

Если многим детям одновременно хочется действовать с удочками, взрослый устанавливает очередность.

Приложение

Таблица 1. Система дидактических игрушек для занятий с детьми раннего возраста.

Развитие ребенка павлова л н

Таблица 2. Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами в системе занятий (примерная «сетка») с детьми второго года жизни.

Развитие ребенка павлова л н

* Эти занятия чередуются, т. е. проводятся один раз в две недели.

Таблица 3. Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами в системе занятий (примерная «сетка») с детьми третьего года жизни.

Развитие ребенка павлова л н

Таблица 4. Примерное планирование занятий с дидактическими игрушками детей второго года жизни.[2]2

  Таблицы 4 – 5 разработаны Л. Н. Павловой.

[Закрыть]

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Примечание. Задания, помеченные звездочкой, предлагаются на занятиях, другие представляют их модификацию и проводятся в часы самостоятельной деятельности с целью закрепления и обобщения.

Таблица 5. Примерное планирование занятий с дидактическими игрушками детей третьего года жизни. 

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Список литературы

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1985.

Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.

Читайте также:  Недоношенный ребенок 35 недель развитие и поведение

Павлова К.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М., 1987.

Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое и наглядное пособия. – М., 2002.

Павлова Л.Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. Раннее детство: познавательное развитие. – М., 2002.

Печора К. Л., Пантюхина Г. М., Голубева Л. Г. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1987.

Фонарев А. М. Ребенок и среда. – М., 1974.

Приложения

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 1. Вверху – предметы для совершенствования зрительных ориентировочных реакций у детей до 2 мес; внизу – предметы-вкладыши для развития хватательных движений.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 2. Игрушки-подвески для самостоятельного захватывания предметов детьми 2 мес.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 3. Подвесные устройства I, II и III типа для развития у детей действий с предметами.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 4. Игрушки-подвески.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 5. Погремушки: вверху – геометрические, внизу – сюжетные.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 6. Игрушки для развития двигательной активности детей 5 мес. – 1 г. 6 мес.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 7. Игрушки для формирования предметной деятельности.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 8. Набор объемных геометрических фигур-вкладышей.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 9. Набор полых конусов и образцы дидактических заданий.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 10. Набор полых цилиндров и кубов и образцы заданий с использованием геометрических фигур.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 11. Варианты дидактических заданий с матрешками.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 12. Варианты нанизывания колец на разные виды основы.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 13. Составление пирамидок из колец, шаров, кубов, цилиндров (для детей 1 – 2 лет)

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 14. Составление пирамидок из разных геометрических тел (для детей 2 – 3 лет)

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 15. Игрушки-забавы: карусель, «волшебная» хлопушка.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 16. Дидактические столики для детей 1 – 2 лет

Источник

Раннее детство. Познавательное развитие. 1-3 года. Методическое пособие

Предисловие

Книга «Раннее детство: познавательное развитие» является методическим пособием, разработанным к комплексной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки», однако она будет полезна всем, кто занимается с детьми первого, второго и третьего года жизни. В пособии последовательно раскрываются программные требования, условия и содержание воспитательно-образовательной работы, методы и приемы умственного воспитания детей, их познавательного развития.

На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. В основу книги положены исследования последних лет в области речевого и сенсорного развития, а также эмоционального воспитания и социализации детей младенческого и раннего возраста.

В пособии рассказывается не об отдельных сторонах педагогического процесса, а о формировании личности ребенка в целом. В возрасте 2–3 лет раскрывается индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность (творчество) и т. д.

Решающими в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, т. е. общение, обучающие воздействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они должны учитывать и общие закономерности развития детей этого возраста, и индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет определить и «зону ближайшего развития».

Все сказанное выше и обусловило структуру книги. Она состоит из двух разделов. Первый – «Младенчество. Первые шаги познания» – освещает ознакомление с окружающим, эмоциональное воспитание и сенсорное развитие детей от периода новорожденности до года. Второй раздел – «Раннее детство. Познание мира продолжается» – затрагивает аналогичные проблемы, но по отношению к детям второго и третьего года жизни.

Главными задачами педагогического процесса мы считаем амплификацию (обогащение) развития, реализацию принципов гуманизации и демократизации, т. е. переход к педагогике нового качества, ориентированной не на усредненную личность, а на уникальную индивидуальность каждого ребенка.

Младенчество первый год жизни

Первые шаги познания

Человеческое дитя – самое беспомощное из всех новорожденных в нашем мире. Но одновременно в нем заложена великая сила разума, чувств, которые, восполняя физическую беспомощность, выводят человека на высшую ступень эволюции. Именно первый год жизни особенно важен для становления ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок – к семи месяцам масса мозга удваивается, а к полутора годам утраивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторится.

Еще один важнейший момент, который следует учитывать: именно в процессе общения со взрослыми ребенок «присваивает» их социальный опыт, характер взаимодействий с окружающей средой, т. е. социализируется. Для этого родители, педагоги должны создавать соответствующие условия: организовывать окружающую среду, знакомить с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, руководить поведением, чувствами, эмоциями, развивать сенсорные способности малыша, поддерживать проявления самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и учитывая своеобразие этого периода детства, которое называется младенчеством.

Ознакомление с окружающим

Познавательная деятельность детей, прежде всего младенческого возраста, качественно отличается от познавательной деятельности взрослого.

Во-первых, она не выделяется как особая, специфическая деятельность, а проявляется во всем многообразии действенного освоения окружающего, переплетаясь с другими ведущими линиями развития ребенка. Это определяется развитием восприятия, формированием основных движений, совершенствованием действий руки, овладением речью, приобретением первых социальных навыков и т. д. Именно поэтому задача развития познавательной активности малыша не менее значима, чем укрепление его здоровья и создание необходимых условий для полноценного физического и эмоционально-психического развития.

Во-вторых, взрослый человек способен определить круг собственных интересов и, стремясь познать суть явления, выделить в нем главное и второстепенное, вскрыть причины, следствия, закономерности. Ребенок первого года жизни не способен к такой сложной деятельности, но начало уже положено: он проявляет интерес ко всему окружающему.

Внимание младенца привлекает, как правило, все движущееся, яркое, издающее звуки. Он пытается познать мир, который предстает перед его глазами. Но наибольший интерес ребенок проявляет не к предметам, а ко взрослому человеку, который берет его на руки, переносит с места на место, разговаривает с ним, улыбается ему, показывает игрушки, совершает различные действия с разными предметами. Установлено, что лицо человека, его речь являются для ребенка наиболее значимыми по сравнению со всеми другими «сигналами» из окружающего мира, т. е. уже на первом месяце жизни ребенок выделяет из всей многообразной действительности человека, особым образом реагируя на его эмоциональные проявления, речевое общение, действия.

Первые проявления познавательной активности ребенка связаны с ориентировочными реакциями, на основе которых возникают сначала отклик на воздействие извне, а несколько позднее своеобразная манипулятивная деятельность с предметами. При этом активность ребенка поддерживается таким свойством ориентировочных реакций, как способность возникать при появлении каждого нового объекта. Не случайно ориентировочные реакции иначе называются «реакциями на новизну». Именно этой функцией мозга и объясняется неиссякаемый интерес ребенка к окружающему его миру, который для него так велик и многообразен, что в первые месяцы жизнь ребенка представляет собой цепь бесчисленных, сменяющих друг друга ориентировочных реакций.

Первые знания об окружающем мире у детей складываются в процессе освоения близлежащего пространства (кроватка, манеж, комната, детская площадка и т. п.), поэтому так важна организация предметной среды. Ориентировочные реакции возникают у ребенка уже на первом месяце жизни и являются объективным условием его полноценного развития. Взрослые замечают, как день за днем меняется выражение глаз младенца, с каким упорством и настойчивостью тянется он ко всему, что привлекает его внимание, хотя и не может выразить свое желание. И не только потому, что не умеет говорить, но и потому, что пока не осознает его (желание).

Проследим особенности ориентировочного поведения ребенка на протяжении первого года жизни.

Читайте также:  Центр развития ребенка аксай

Нервная система и органы чувств новорожденного ребенка обеспечивают не только восприятие зрительных, слуховых, тактильных, температурных раздражителей, но и элементарный анализ их качества и силы. Это и помогает младенцу выделять все новое и новое в окружающем, а со временем и более дифференцированно анализировать его.

Можно сказать, что первое «знание» возникает у младенца на девятый день рождения, когда образуется, как свидетельствуют ученые, первый условный рефлекс. На основе пищевой и ориентировочной реакций формируется относительно сложное ориентировочное поведение: стоит ребенка положить в позу, характерную для кормления («положение под грудью»), и он открывает рот. Так он ведет себя и видя бутылочку с едой для него. А в течение первого месяца жизни ребенок начинает отличать, например, бутылочку с водой от бутылочки с молочной смесью, т. е. реагировать на цвет.

К концу первого месяца младенец начинает узнавать маму, пытается отвечать на ее улыбку, а в конце третьего месяца реагирует на появление матери всем своим существом (комплекс оживления), выражая ей свою любовь и желание общаться. (Кстати, такое отношение может сформироваться у младенца к любому человеку, который ухаживает за ним и любит его.)

Очень важна эмоциональная реакция взрослого на потребность ребенка познавать окружающий мир. Если он потерял из виду погремушку, которую рассматривал, не оставляйте это без внимания: встряхните или перекатите цветные шарики, и ребенок вновь обратит на игрушку свой взгляд. (Так ребенок реагирует не только на игрушки, но и на предметы быта, картинки и т. д.)

Малыш, еще не умеющий переворачиваться на живот, уже способен в часы бодрствования занять себя: он рассматривает свои руки, «прислушивается» к себе, реагирует на смену положения тела в пространстве (его пеленают, укладывают, переворачивают на бок или живот), на прикосновение своих ладоней к телу, движения пальчиков.

У ребенка 2,5–3 месяцев уже можно наблюдать элементарную познавательную деятельность. Покажите ему какой-либо яркий предмет, не привлекая к нему внимание. Малыш заулыбается, потянет к нему руки, попытается захватить его. Вначале безуспешно, но он будет делать это снова и снова.

В освоении близлежащего пространства особое значение имеет кожная чувствительность. Ребенок еще не умеет удерживать в руке предметы, но, прикасаясь к ним, ощущает своеобразие их поверхности. В первые месяцы жизни ребенок не способен к сознательному обследованию предмета: он вступает в контакт с предметом, случайно прикасаясь к нему рукой, но уже к 3–4 месяцам может захватывать его руками.

Хватание – первое доступное младенцу действие познавательного характера, связанное с освоением предметного мира и пространства. На протяжении первого года жизни действия руки постоянно усложняются, играя первостепенную роль в познании свойств предметов.

Когда ребенок начинает самостоятельно садиться, то видимый мир предметов предстает перед ним по-новому. Теперь ему удобнее рассматривать все, что его окружает. Ребенок всматривается в действия и движения взрослых, в перемещения предметов в пространстве. Увеличение сферы обозрения способствует активизации познавательной деятельности, побуждая к действенному освоению мира.

Лежа на боку, спине, животе; сидя, стоя, ребенок по-разному видит окружающий его мир. Он обнаруживает многоликость предметов: пирамидка, матрешка выглядят иначе, если на них смотреть сверху, а не сбоку.

Множество новых предметов предстает перед младенцем, когда он начинает ходить. Хотя он еще неуверенно держится на ногах, его трудно удержать на месте – так сильно желание познакомиться с окружающим миром. Поэтому, изменяя и расставляя по-новому предметы, взрослые побуждают ребенка делать первые самостоятельные шаги. С каждым днем мир все шире открывает перед ним свои горизонты. Постепенно младенец овладевает разными действиями с предметами: кладет один предмет на другой, снимает кольца со стержня пирамидки и вновь надевает их и т. д.

У ребенка первого года жизни интерес к предмету обусловлен прежде всего возможностями практических действий с ним: он получает удовольствие и от самого действия (открывать, закрывать, снимать и т. д.), и от различных изменений предмета, которые возникают благодаря его действиям, что и поддерживает активность ребенка и способствует возникновению более устойчивого интереса к предмету и его свойствам.

В действиях ребенка проявляются первые познавательные реакции на предмет и его свойства. Трудно понять, играет ребенок или исследует предмет, когда он рассматривает его, переворачивает, ударяет им, берет в рот и т. д. Так он поступает и с любой игрушкой, поэтому его деятельность можно назвать ознакомительной игрой, а действия являются исследовательскими по содержанию. Ребенка может довольно долго занимать предмет в том случае, если в нем обнаруживаются все новые и новые свойства. Тогда возникает цепь следующих друг за другом ориентировочных и познавательных реакций, которые продлевают интерес к предмету. В этом и заключается своеобразие ранней познавательной деятельности.

Сравните поведение ребенка 6 и 12 месяцев, и вы увидите, что годовалый ребенок способен играть в течение более долгого времени, более избирательно реагировать на окружающее, чем шестимесячный: он 5–10 минут занимается одной игрушкой; у него появляется любимая игрушка, которой он отдает предпочтение.

Исследуя предмет, ребенок часто бросает его на пол, стучит им, лижет его, кусает. Стремление «познать» предмет ртом возникает у него очень часто, поэтому в «игрушечном хозяйстве» не должно быть опасных предметов: колючих, мелких, окрашенных вредными красителями и т. п. Кроме того, набор игрушек должен соответствовать возрасту, а познавательная деятельность при обследовании их свойств должна организовываться, направляться и контролироваться взрослыми. Это необходимо еще и потому, что у младенца нет чувства страха перед неведомым.

Общение со взрослым – необходимое условие познавательного развития ребенка, его умственного воспитания. Чтобы помочь ребенку расти любознательным, взрослый должен прежде всего позаботиться об организации его бодрствования и самостоятельной деятельности. Время бодрствования необходимо использовать рационально: разговаривать с малышом, показывать игрушки и приемы действия с ними.

Игры-занятия, проводимые взрослым, должны способствовать своевременному и гармоничному развитию ребенка (физическому, умственному, нравственному, эстетическому и т. д.). Они формируют у детей умения, которые не могут возникнуть в процессе самостоятельной деятельности, т. е. на занятиях обучают тому, что ребенок самостоятельно освоить не может.

Взрослому необходимо заботиться о воспитании устойчивости действий ребенка в ходе предметно-игровых ситуаций. У младенца еще не развито произвольное внимание, и он быстро отвлекается с одного предмета на другой. (Вместе с тем следует знать, что годовалый ребенок способен сосредоточиваться на предмете в течение 8–10 минут, и это является показателем нормального нервно-психического развития.)

Какие же педагогические условия способствуют развитию устойчивости действий с предметами?

Прежде всего это отсутствие любых отвлекающих факторов в момент, когда малыш занят своими «исследованиями», а такими факторами могут стать новые предметы, резкие звуки (громкий разговор, шум).

Иногда взрослый считает возможным в любой момент прервать деятельность ребенка, не понимая, что это один из источников познания мира: ему важнее накормить его, уложить спать, погулять с ним и т. д. Несомненно, обеспечение жизненных потребностей ребенка необходимо, но не менее важно и его душевное состояние для его психофизического благополучия. Именно поэтому следует бережно относиться к деятельности ребенка.

Если он способен сам себя занять, рассматривая предметы, манипулируя ими, пытаясь познать их свойства, и может обойтись без помощи взрослых, не следует вмешиваться в его «дела». Таким «невмешательством» взрослый будет способствовать развитию активности и самостоятельности ребенка.

Другое дело, если ребенок не знает, как д