Развитие ребенка от 1 года до полутора

Развитие ребенка от 1 года до полутора thumbnail

На первом году жизни ребёнок каждые три месяца учился что-то новое: переворачиваться, ползать, ходить. После года активно развиваются процессы мышления и речи, малышу необходимо активно проводить время, везде залезать, обо всём узнавать. Как помочь крохе развиваться в период от года до полутора? Какими развивающими играми его занять?

Скорость развития малыша замедляется, когда ему исполняется год,  глобальные изменения в нём теперь происходят каждые полгода. Однако теперь вы более точно начинаете понимать, чего именно он хочет. На что стоит обратить внимание от года до полутора? Разберём по пунктам.

Ходьба

✔️Самый первый и самый важный навык, который в среднем осваивается в год — это ходьба. Если обратиться к мнению врачей, то они говорят, что ребенок к возрасту 1,3 должен освоить навык ходьбы без опоры. Именно поэтому после года важна физическая активность: больше ходить, лазить, учиться бегать. При желании можно попробовать купить трёхколёсный беговел, многие дети в 1,3-1,5 могут отлично на нём кататься.

При этом важно обратить внимание на обувь, которую вы покупаете своему ребёнку после года. Она должна быть удобной, не должна маломерить или большемерить  (не более 1,5 см дополнительно к длине стопы). Обязательно в год показаться врачу-ортопеду, чтобы он подтвердил, что малыш правильно ступает на ножку и ходит.

Речь

От года до полутора ребёнок уже потихоньку начинает говорить  предложениями, состоящими из двух-трёх слов: «Папа биби», «Где мама?» и т. д. Для улучшения этого навыка старайтесь больше рассказывать и показывать, разговаривать, как со взрослым, только медленно, активно употреблять глаголы (дай, на, держи), делать массаж ручек. Проявляйте более яркие эмоции, сопровождайте их мимикой лица. Желательно не понимать малыша с полуслова, а просить ребёнка говорить о своих желаниях, активизируя его речь.

Старайтесь читать ребёнку внятно и чётко, проговаривать окончания и увеличивать количество текста, формируя усидчивость.

Личность

Не стоит считать вашего ребёнка маленьким и ничего не понимающим. Не используйте фразы «Да он ещё ничего не понимает» или «Он ещё маленький» — это сразу снимает с него всю ответственность за то, что он делает уже сейчас. Если малыш не может вам ответить, это не значит, что он не понимает. Если он обидел и сделал что-то плохое, то стоит сказать ему об этом — пусть учится извиняться и осознавать, что за его действием следует результат.

✔️Старайтесь акцентировать его внимание на понятии «сам»: «Сам сними одежду», «Сам возьми», «Сам залезь». Дети после года очень любят проверять свои способности и не всегда это безопасно. Например, если ваш ребёнок хочет сесть на высокий стул, то дайте ему возможность сделать это самому, находясь рядом и страхуя его.

Это важно для становления и формирования нейронных связей в его голове. Только если малыш сделал какое-то действие сам, он осознаёт свой труд и его результат

Ритуалы

Ребёнок — ваше зеркало. Обратите внимание на свои действия, повторяет ли за вами малыш? Такие моменты становятся явными ближе к 1,2-1,3 годам, когда ребёнок во всём хочет подражать родителям. Пользуйтесь этим и прививайте полезные привычки вашему малышу. Показывайте, как умываться утром, как чистить зубы, как подметать и мыть посуду. Попробуйте дать ему самостоятельное задание, которое ему по силам, например, достать вещи из стиральной машины.

✔️Вводите ритуалы и приучайте к ним: пришёл с улицы — разделся — помыл руки, перед сном обязательно почистить зубы. Прививайте хорошие привычки именно с этого возраста, и тогда потом не нужно будет заставлять ребёнка делать обычные дела.

«Нельзя»

✔️Старайтесь не использовать слово «нельзя», оставьте его для опасных случаев, угрожающих здоровью или жизни. Каждый раз объясняйте почему вы сказали или сделали именно так — это не только формирует взаимопонимание, но и развивает мышление вашего ребёнка. Если вы один раз что-то разрешили или запретили, не меняйте своего мнения. Разговаривайте со своим ребёнком, и вы сможете минимизировать количество истерик и плохого поведения.

Общение

✔️В возрасте от года до полутора дети осваивают первые навыки взаимодействия, они активно общаются друг с другом, учатся делиться и вести себя в окружении других людей. Важно то, что ребёнок в детской, желательно разновозрастной, среде учится общаться, понимать другого, отстаивать свои желания и не обижать других. Самое идеальное время для регулярного посещения групповых развивающих занятий — возраст от 1,3 до 1,5 лет.

Игра как способ развития

✔️Перед тем, как приступить к игре, предложите ребёнку самому выбрать игрушку из двух-трёх разложенных перед ним. Он выберёт то, что ему наиболее интересно. Постоянно меняйте игрушки, которые лежат в открытом и доступном для него месте, чтобы внести разнообразие в ежедневные занятия.

Обязательно соблюдайте порядок: все игрушки должны иметь своё место, чтобы малыш в любой момент смог самостоятельно её взять/убрать. Как только малыш выбрал игру, старайтесь отойти и дать ему возможность поиграть одному. Если вы понадобитесь, он вас сможет позвать.

Это самые важные аспекты развития от года до полутора, теперь рассмотрим варианты игр в этом возрасте.

  13 игр для вашего малыша от года до полутора

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!

1. Активно учим дуть и используем для этого обычные трубочки, мягкие шарики и перья. Так же можно использовать мыльные пузыри, но это более сложная задача.

2. Используйте наклейки: многоразовые, одноразовые, со смыслом, с фигурами, цветами, животными. Важна работа пальчиками и осознание того, как нужно дополнить картинку.

Читайте также:  Особенности пищеварения ребенка 1 года жизни

3. Мозаика: с большими деталями и поменьше. Делать простые фигуры, лучики для солнца, дождь и просто давать волю воображению.

4. Рыбная ловля: купить обычную игру с заводными рыбками и удочкой. Размер не имеет значения, важно научить ребёнка ловить их с помощью магнита.

5. Пробуйте разыгрывать сказки с помощью специальных деревянных наборов. Можно играть как в обычные, всем известные сказки, так и придумывать свои вместе с ребёнком.⠀

6. Начинайте работу с пазлами: попробуйте с большими деталей, состоящие из 2двух-трёх частей. Фигуры должны быть понятными для малыша (фрукты, овощи, игрушки).

7. Отлично развивает координацию и моторику работа с ситом: взять небольшое сито, тарелку с водой и выложить туда пластиковые крышечки или любые не тонущие детали. Их нужно вылавливать из воды с помощью сита и класть в сухое блюдо.

8. Можно пробовать работу с щипцами. Самый простой вариант: купить щипцы и камешки размером с 5 рублей и учить ребёнка захватывать их и перекладывать.

9. Одна из самых простых и бюджетных игр в этом возрасте — игра с прищепками: закрепить их на картонке и учить открывать/закрывать/цеплять их на любое место.

10. Изучайте цвета и размеры, показывайте их и дома, и на улице. Можно раскладывать и подбирать по цветам игрушки, кубики. ⠀

11. Используйте крупы для игр: можно закапывать маленькие предметы в большой тарелке с крупой, пересыпать её из одного стакана в другой с помощью маленькой ложки.

12. Самое время купить набор «режем фрукты и овощи». Приучаем ребёнка работать ножиком и помогать себе второй рукой, при этом не волнуясь за его безопасность.

13. Продолжайте играть на музыкальных инструментах, заниматься с сортерами, пластилином, пальчиковыми красками, кубиками, конструкторами.

Такими играми вы можете разнообразить себе день и каждый раз придумывать что-то новое, исходя из важных аспектов развития в этом возрасте. Смотрите видео, как мы играли с сыном во все эти игры:

Советуем и вам попробовать! Если есть вопросы — пишите в комментариях.

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Источник

Развитие ребенка в 1,5 года

Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы. Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир. Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.

Ребенок в 1,5 года с мамой

Особенности возраста

  • Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
  • Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
  • Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
  • Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
  • В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Ребенок в 1,5 года играет с красками

Рост и вес

По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.

Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Режим дня

Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.

Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.

На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.

Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.

Читайте также:  Режим рацион питания ребенка 1 год

У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.

грудное вскармливание ребенка 1,5 лет

Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски, копчености, колбасы, жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.

Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш должен уметь?

Большинство деток в 1,5 года умеет:

  • Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
  • Взбираться на диван.
  • Произносить до 20-40 облегченных слов.
  • Есть ложкой.
  • Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
  • Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
  • Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
  • Указать на предмет, который его заинтересовал.
  • Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
  • Подниматься и спускаться по лестнице.
  • Строить башню, используя 2-4 кубика
  • Бросать мяч и толкать его ногой.
  • Пить из чашки.
  • Показывать части тела.
  • Самостоятельно снимать обувь и пальто.
  • Рисовать мелками и карандашами.
  • Некоторые дети просятся на горшок.

Ребенок на горшке в 1,5 года

О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.

Занятия

  1. Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
  2. Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
  3. Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
  4. Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры. Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
  5. Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
  6. Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
  7. Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
  8. Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
  9. Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
  10. Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
  11. Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
  12. Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
  13. Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
  14. Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
  15. Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.

Ребенок с игрушками в ванне

Советы родителям

  • Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
  • Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
  • Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
  • Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
  • Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.

Не забывайте о развитии ребенка и в музыкальной сфере: проведите занятие в виде музыкального мюзикла, которое показывает М. Л. Лазарев – эксперт по музыкальному развитию.

Источник

Ребёнок до года – это ежеминутное внимание, ежемесячные измерения, взвешивания, празднования дней рождения. Но самое интересное начинается после года. Ребёнок от года до двух – это очаровательный самостоятельно передвигающийся и активно познающий мир человечек.

Виктория в 1,5-2 года обожала голубей

Каждый малыш индивидуален, но по всем направлениям развития есть нормы, на которые родители могут ориентироваться. Когда Виктория была в таком возрасте, я искала эти нормы в книгах и Интернете, соотносила с нашей реальностью. Если что-то оставляло желать лучшего, занималась целенаправленно развитием этих навыков. Заметила, что информация в разных источниках может противоречить друг другу. Но после прочтения нескольких версий рекомендаций убеждалась, что истина всегда находится посередине.

Самообслуживание

В этом возрасте ребёнок умеет делать достаточно много.

Самостоятельно ходит. Дети делают первые самостоятельные шаги в период от 9 месяцев до 1,5 лет. Чаще всего это происходит около года. Лучше спокойно ждать, когда ребёнок пойдёт сам, не пытаться ускорить события. Ползать полезнее, чем ходить. При ползании задействованы многие мышцы, меньше нагрузка на ещё неокрепший позвоночник.

Пьёт из чашки, пытается самостоятельно есть.

Читайте также:  Ребенку 1 год поносит и температура

Пытается одеваться, обуваться, раздеваться, разуваться. Пока скорее ребёнок помогает взрослому, чем взрослый ребёнку – протягивает руки, стягивает носки или штанишки.

Складывает игрушки в коробку, корзину. Вместе с взрослыми, конечно.

Умывается, вытирается полотенцем.

Просится на горшок. Педиатры считают, что приучать к горшку ребёнка лучше с 18 месяцев. Но для каждого конкретного ребёнка этот период корректируется в зависимости от его индивидуальных особенностей. Готовность освоить этот навык соотносят с умением уверенно сидеть и ходить; выражать свои желания жестами, звуками, словами; снимать и надевать штанишки.

Речевое развитие

Между годом и двумя речь развивается с каждым месяцем всё активнее.

Сначала малыши называют близких: мама, папа, баба, Тата, Мими.

Подражает предметам и явлениям: тиканье часов, мяуканье кошки, лай собаки, мычание коровы.

Называет предметы и действия упрощённо: ама, биби, ляля, бяка, мама ня, кука па.

У каждого ребёнка это происходит по-своему. Виктория в год не говорила «мама» и «папа», но вполне внятно и осмысленно произносила слова «крем» и «лампа».

В полтора года в активном словаре ребёнка появляются 8-10 «настоящих» — не сокращённых и не искажённых — слов. К двум годам словарный запас вырастает до 40 слов. Обычно активный словарь у девочек объёмнее, чем у мальчиков.

Речь – качество, которое отличает человека от животных. Речь не возникает естественным путём. Становление речи ребёнка требует целенаправленных усилий со стороны взрослых. Ребёнок заговорит быстрее и правильнее, если с ним будут постоянно разговаривать. Поэтому правильные родители комментируют всё, что происходит с ребёнком в течение дня. Называют предметы и действия, когда ребёнок ест, одевается, играет.

Специалисты не рекомендуют переходить на язык ребёнка. Все слова нужно произносить по-взрослому правильно. Тогда лопотание быстрее превратится в полноценную «чистую» речь. Читала, что если ребёнок начинает произносить слово сокращённо, в течение месяца это слово должно дорасти до своих истинных размеров. Например, если ребёнок слогом «ма» обозначает несколько слов, через месяц должны появиться «Маша», «манка», «молоко».

Важно читать ребёнку книжки – потешки, стихи, простые сказки. Маленькие дети хорошо воспринимают классику: произведения С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто. Почему-то меньше им нравится слушать произведения современных авторов. Думаю, реагируют на правильные ритмы классических произведений. Музыкальные и звуковые игрушки не могут полноценно заменить живую речь. Исследователи доказали, что если детям читают книги до 4-х лет, их показатели IQ вырастают. Если после 4-х лет – растёт словарный запас, эрудиция, но с интеллектом уже не происходит никаких изменений.

В психологии и медицине есть понятие «сензитивный период». Это наиболее благоприятный возрастной период для формирования тех или иных навыков. С года до двух – наиболее благоприятный период для начала формирования речи. Если его упустить, в более позднем возрасте придётся приложить гораздо больше усилий. Возможно, даже понадобятся специальные занятия с логопедом, психологом.

Познавательное развитие

В период с года до двух ребёнок сначала показывает части тела, лица, затем называет их.

Ориентируется в двух формах (например, различает шар и куб).

Ориентируется в трёх различных величинах одной формы (большой, средний, маленький кубик).

Знает 3-4 цвета. Различать может значительно больше. Виктория в возрасте 1,5 лет совместила 12 фломастеров с их колпачками. Позднее у неё проявились способности к рисованию.

Малыш умеет и любит перелистывать страницы в книгах. Рассматривает картинки. Лучше покупать книги с толстыми картонными страницами. Обычные, бумажные рвутся.

Называет предметы, людей, животных на картинках.

Различает «один» и «много».

Выполняет 2-3 действия с игрушками.

Собирает пирамидку, матрёшку из 3-х элементов.

Подбрасывает и прокатывает мяч.

Творчество

В этом возрасте ребёнок выполняет танцевальные движения — повторяет их за взрослыми.

Рисует линии карандашами, мелками, фломастерами. Заполняет ими весь лист. Может лепить простые формы. Лучше использовать не пластилин, а солёное тесто — оно невкусное, не будет тянуть в рот.

Строит башни из кубиков, деталей конструктора.

Игрушки и игры

Наиболее подходящие игрушки для ребёнка такого возраста: кубики, пирамидки, конструкторы, шнуровки, вкладыши, пазлы из 2-4 деталей, мячики, каталки, машинки, стучалки, пальчиковые игрушки из ткани, куклы из ткани, резины, пластика.

Ребёнок любит собирать и разрушать, открывать, откручивать и закрывать, закручивать, нажимать, стучать, вставлять.

В игрушку можно превратить любой предмет: кастрюлю с крышкой, пластиковую бутылку, небьющиеся чашки и банки, крышки от пластиковых бутылок, разноцветные прищепки, ленточки и верёвочки.

Можно раскладывать в разные баночки, тарелочки, бутылочки разноцветную фасоль – белую и красную. Переливать воду из чашки в чашку или пересыпать крупу, камешки. Закручивать и раскручивать крышки на баночках и бутылочках. Выкладывать мозаики из цветных крышек от пластиковых бутылок.

Некоторые учебные пособия можно легко сделать самим из простых материалов.

Лист белого картона, цветная бумага, клей карандаш или ПВА, ножницы — всё, что нужно для изготовления развивающих карточек. Помогите ребёнку собрать из частей целое.

Начать лучше с простых форм — круга, квадрата и основных цветов — синего, зелёного, жёлтого, красного.

От геометрических фигур можно перейти к простым картинкам — фрукты, овощи, цветы, грибы, рыбки, бабочки,

Изготовить такие пальчиковые игрушки можно за пару часов. Материал — цветной фетр или кусочки любого другого несыпучего материала — драп, экокожа. Ребёнку важно прикасаться к разным материалам — твёрдым, мягким, тёплым, прохладным. Он познаёт мир через тактильные ощущения.

Главные задачи этого возрастного периода – развитие речи, связанной с ней мелкой моторики, мышления, координации движений.

Главный принцип — развивают не только специально организованные занятия, но и любые взаимодействия с ребёнком.

Источник