Развитие ребенка от 1 до 3 лет ранний возраст
Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)
Работа в консультационном пункте
(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)
«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»
Подготовили:
старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»
Байгушева Ирина Вениаминовна
педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»
Агапова Алена Игоревна
Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развитие психических функций:
Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.
К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.
В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.
Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.
Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.
В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки,как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.
Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенокуже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.
Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.
Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.
• Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.
• Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
• Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет
1.Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.
2.Зарождение новых видов деятельности:
— динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.
— появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).
3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.
4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.
5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.
6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.
7. Кратковременное проявление воли.
8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.
9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)
10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.
Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.
В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Таким образом к 3 годамсреди мыслительных операций важнейшими являются:
1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);
2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;
3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
5) координация движений рук и зрения;
6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребеноквсе более обогащает свои представления о мире и получает знания:
1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;
3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
4)о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.
Источник
В период раннего детства отмечается некоторое различие в психическом развития мальчиков и девочек. Ведущим видом деятельности у мальчиков является предметно-орудийная. Она связана с манипуляцией предметами, и направлена на развитие конструктивных способностей. У девочек же в этот период идёт формирование коммуникативной деятельности, которая связана с развитием социального мышления и эмпатии. Но в остальном мальчики и девочки данного возраста развиваются одинаково.
Базовая потребность этого возраста – потребность в любви. Ребёнок всё ещё зависит от взрослого физически и эмоционально. Ему необходимо чувствовать любовь мамы и папы, которую он ощущает через тактильный контакт. Если его нет, то малыш в будущем может стать тактильно бесчувственным. Ведущая роль в удовлетворении данной потребности принадлежит родителю противоположного пола.
Речевое развитие
Примерно в год малыш находится в переходной фазе своего речевого развития: у него сформирована автономная речь. Она не похожа на речь взрослого. Её понимают только близкие люди. По форме она является общением и представляет собой эмоционально-непосредственную связь между взрослым и ситуацией. Ребёнок стремиться к самостоятельности, но многого ещё не умеет. Поэтому малыш обращается за помощью ко взрослым. Это способствует дальнейшему развитию речи.
К полутора-двум годам возникает активная речь, которая представляет собой спонтанное говорение сначала слов, а затем и простых предложений. Словарный запас детей в полтора года обычно содержит примерно 10 слов, в два года – около 200. К трём годам ребёнок использует в речи уже 900-1000 слов.
Важно знать! До трёх лет ребёнок проделывает 90% работы по развитию речи.
По мнению психологов, самым значимым периодом в этом плане является возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. В этом возрасте рекомендуют спокойные и развивающие игры. И крайне нежелательны стрессы. То, как быстро идёт развитие речи, во многом зависит от языковой стимуляции ребёнка дома. С ним по-прежнему нужно постоянно общаться, рассказывать об окружающем мире, читать книги, петь песенки.
Развитие речи и мультфильмы
В этом возрасте многие родители включают детям мультфильмы. Нужно помнить, что они должны быть с качественной картинкой и чёткой и правильной речью героев, а их просмотр дозированным. В мультфильмах много рисованных героев с неправильной мимикой во время произношения слов. Ребёнок наблюдает за мышцами лица и перенимает неправильную артикуляцию, несоответствующую произносимому звуку. Всё это может стать причиной нарушения звукопроизношения, ритма и темпа речи ребёнка. Логопеды отмечают, что дети, которым включали мультфильмы рано и много, имеют проблемы с речью, плохо поддающиеся коррекции.
Речь и рука
Не стоит забывать и о взаимосвязи речевого развития и мелкой моторики рук. Проведённые исследования подтвердили зависимость развития речи ребёнка от развития движений пальцев рук. Если с мелкой моторикой есть проблемы, то задерживается и речевое развитие. Поэтому пальчиковые игры и упражнения очень рекомендуются маленьким детям. Это и забавно и полезно!
Умственное развитие
В 1,5-2 года появляется символическое мышление. Ребёнок способен запечатлеть образ или символ предмета и представить его в уме в нужный момент. Это помогает малышу проделывать операции с воображаемыми
предметами и решать простейшие задачи в уме. Для умственного развития ребёнка важно создать дома развивающую среду. Она представляет собой совокупность предметов развивающего характера, которые находятся в свободном доступе для ребёнка. В раннем детстве это могут быть пирамидки, кубики разного цвета, величины и из разных материалов, рамки-вкладыши, сортировки, сенсорные карточки,
шнуровки и пр.
Эмоциональная сфера в раннем детстве
В период раннего детства расширяется круг общения и событий, которые обогащают эмоциональный опыт малыша. Появляются эмоции неудовольствия — страх, гнев и страдание, и эмоции состояния удовольствия —
радость, привязанность-любовь и собственно удовольствие.
Детские страхи в раннем возрасте
Особого внимания заслуживает эмоция страха, которая является проявлением инстинкта самосохранения. Появление чувства страха предупреждает организм ребёнка о грозящей ему опасности и реагирует
соответствующим образом.
С развитием восприятия и умственных способностей расширяется кругозор ребёнка и рамки жизненного опыта, из которого постоянно поступает новая информация. Поэтому в раннем детстве диапазон страхов шире, чем в младенчестве. Кроме того, проведённые исследования показали, что пик страховой сенситивности приходится именно на третий год жизни.
В качестве источников страхов психологи называют конфликты в семье, ревность к младшим братьям и сёстрам, психологическое состояние мамы и папы. Также стоит отметить и роль в возникновении страхов агрессивных картинок, которые идут с экрана телевизора, будь то мультфильм, передача новостей, или детективные сериалы.
В возрасте раннего детства чаще всего отмечается страхи неожиданных звуков, одиночества, боли и уколов, ночные страхи, страх перед засыпанием. Наблюдая за исчезающими из их поля зрения объектами, дети боятся и сами исчезнуть. Это может быть страх, что их может сдуть ветром или унести водой.
Данные возрастные страхи, как правило, проходят со временем, по мере развития мышления ребёнка. Однако фиксация страхов может приводить к серьёзным проблемам в поведении ребёнка. И здесь не последнюю роль играют взрослые, находящиеся рядом с малышом. Родителям важно гибко реагировать на эмоциональное состояние ребёнка. Раздражительность, гнев, могут только усугубить ситуацию и способствовать появлению чувства отверженности. Чрезмерная опека со стороны родителей также не избавят ребёнка от страха. Необходимо постепенное приучение малыша к объекту боязни, к общению с ним. Родители могут продемонстрировать взаимодействие с объектом страха и таким образом показать на своём примере, что ничего страшно не произойдёт.
Не следует заглушать чувство страха отвлечением его от объекта боязни. Непроработанное чувство страха может на время утихнуть, но проявиться позже и в другом качестве. Также не стоит высмеивать боязнь и чувства ребёнка. Необходимо помнить, что представления об окружающем мире и мышление ребёнка и взрослого находятся на разных ступенях развития. То, что взрослый может посчитать пустяком, для незрелой психики ребёнка может оказаться трагедией.
Представления о себе в период раннего детства
Новообразованиями возраста раннего детства принято считать формирование самосознания, развитие Я-концепции, самооценки. К трём годам формируется образ себя: ребёнок отделяет себя от объектов внешнего мира, осознаёт свою значимость для других, начинает понимать свои чувства и желания. Для восприятия внешнего мира для ребёнка этого возраста характерен эгоцентризм. Ребёнок понимает, что некоторые вещи могут происходить независимо от его желаний. Но по- прежнему считает, что все видят мир так же, как и он.
- Самосознание
Исследования показали, что зачатки самосознания начинают появляться в возрасте 18 месяцев. Связано это с быстрым ростом клеток передней части поясничной извилины, находящейся в лобной доле. О наличии самосознания может говорить выражение эмоций, осознание ребёнка самого себя в отличие от других людей и мира вообще. Малыш начинает интересоваться всеми способами подтверждения своего Я, например тенью, отражением в зеркале. Усваивает своё имя, проявляет особый интерес к людям с таким же именем. К трём годам начинает использовать местоимение «я».
- Половая идентификация происходит в 2-3 года.
На основе наблюдений за поведением отца и матери, старших сестёр и братьев ребёнок начинает понимать, мальчик он или девочка, и каких форм поведения ему придерживаться. Поэтому присутствие отца в данном возрасте рядом с ребёнком крайне важно. После четырёх лет потеря отца мало сказывается на мальчиках при усвоении социальных ролей. Для девочек отсутствие отца начинает сказываться в подростковом возрасте, когда возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с юношами.
- Я-концепции – это система представлений человека о самом себе.
Выделяют три уровня представлений:
- что собой представляет индивид;
- что он о себе думает;
- каким видит себя в будущем.
Эти представления формируются в результате познания и оценки ребёнком самого себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение других людей. В раннем возрасте в образе самого себя преобладает эмоциональная составляющая, которая отражает позитивное отношение к себе, заимствованное из отношений к нему взрослого. Самооценка ребёнка в три года, как правило, завышена. Он приписывает себе все положительные, одобряемые родителями качества.
Но несмотря на высокую самооценку, малыш претендует на признание родителей, стремиться к похвале. Положительно оценивая те или иные действия ребёнка, взрослые придают им привлекательность в глазах взрослых. Таким образом побуждают детей повторить эти действия, чтобы услышать от родителей слова одобрения.
Родителям важно помнить, что Я-концепция характеризуется тем, что человек может создать такой образ себя и поверить в него, который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней. Напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям. Поэтому, чтобы у ребёнка не возникло проблем в социальном и личностном плане, родителям необходимо помочь ребёнку создать такой образ себя, который поможет ему выстроить гармоничные взаимоотношения с другими людьми и с самим собой.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник