Развитие ребенка о листопаде

Светлана Александрова
Конспект НОД «Листопад» (подготовительная группа)

Вид деятельности: поисково-исследовательская деятельность

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно –эстетическое.

Цель:Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:образовательные:

Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях

Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Развивающие: развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

Воспитательные: воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом, эстетические чувства к природе.

Оборудование и материал:

«Волшебный экран»

Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

Сбор листьев разной формы и окраски.

Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

Беседы об осени;

Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.

Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А.

С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Добрый день!Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Сегодня я хочу рассказать сказку «Скворец и осень»

Жил да был скворец. Песни распевал и птенцов насиживал. Быстро пролетели теплые и летние деньки. Осень стоит на пороге. Жалко стало скворцу уходящего лета.Полетел он к березе и просит:

– Береза, береза, останови осень. Я тебе за это песенку спою.

Поднатужилась береза, даже листики на ней пожелтели, но осень остановить не смогла.Полетел он к рябине и просит:

– Рябинка, рябинка, останови осень. Я тебе за это песенку спою.

Собрала рябина все свои силы, даже листики на ней покраснели, но осень остановить не смогла. Полетел скворец к лиственнице и просит:

Лиственница, лиственница, останови осень. Я тебе за это песенку спою.

Закачалась и затряслась лиственница, даже иголочки с нее осыпались. Но осень остановить и она не смогла.

Пришлось скворцу собираться в теплые края, подальше от сырой и голодной осени.

С той поры скворец каждый год просит деревья, чтобы они остановили осень. Ничего у них не получается, только листочки желтеют, краснеют да на землю осыпаются

Воспитатель — О каком времени года и явлении природы рассказывалось в сказке?

Дети – Эта сказка об осени.

Воспитатель – Почему вы думаете, что это время года осень?

Дети – Опадают листья.

Воспитатель – отгадайте загадку.

Листья жёлтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад» (хором дополняют слово листопад)

Воспитатель- -И вот я задумалсь, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? они

-Я предположила что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают

— А вы, ребята, как считаете?

Дети высказывают мнения

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы?

Ответы детей — Нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории

Воспитатель –Тогда мы отправимся в нашу лабораторию!

Проводится физминутка «Мы листики — осенние» под муз.

Мы листики осенние, сидят, держа листья в руке

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели, встают и машут листьями, как будто летят

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. Садятся

Ветер снова набежал встают и поднимают листочки над головой

И листочки все поднял.

Закружились, полетели кружатся, с поднятыми руками над головой

И на землю тихо сели.

Воспитатель – Ну вот мы с вами в нашей лаборатории «

А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Воспитатель — А вам интересно узнать, как устроен лист?

Дети- Интересно!

Воспитатель — Давайте рассмотрим.А что нам понадобится для наших исследований:

(Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Чтобы получше рассмотреть мы воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

— Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод.

Дети- У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Воспитатель «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт№2: «Почему лист зеленый

— Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта (Дети: На ткани появились зеленые пятна).

Читайте также:  Развитие ребенка 9 месяц развитие

— Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Воспитатель -Давайте теперь возьмем желтый листок, рассмотрите его. Как вы думаете есть ли там это зеленое вещество.

Дети- (рассматривают желтый лист, также трут его кубиком, делают вывод)

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

Воспитатель — Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

Дети- Оранжевые, красные, коричневые.

Опыт№3 : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.

Воспитатель – Как вы думаете, что будет если подует лёгкий ветерок?

Дети- Листочки оторваться и опадут.

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Воспитатель На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Эксперимент «Как листья опадают»

Воспитатель- Ребята возмите листочки, которые мы приготовили и выдете на середину нашего зала. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев,внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Воспитатель-Ребята одинаково ли падали ваши листочки?

Дети-(высказывают свои мнения)

Воспитатель Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Дети формулируют вывод- Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Воспитатель-А сейчас ребята я предлогаю записать наши исследования на нашем волшеном экране, с помощью условных обозначений.

-Из каких частей состоит лист?

(Черешок и листовая пластинка)

-Почему листья зелёные?

(зеленый кружочек(«большое солнышко»)

-Почему листья меняют свою окраску и опадают?

(«маленькое солнышко»-уменьшение светового дня. Желтый кружочек)

-Как листья опадают? (листок с перегородкой от веточки)

Воспитатель-Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад».

А сейчас я предлагаю вам с помощью осенних листьев создать осенние узоры. (дети отправляются рисовать с помощью отпечатков осенний листьев.)

Источник

Олеся Александровна
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Листопад, листопад — листья желтые летят»

ООД по познавательному развитию

по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада

«Листопад, листопад – листья желтые летят»

Подготовила: Новгородская Алеся Александровна.

Вид деятельности: познавательная.

Цель занятия: расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы.

Задачи занятия:

•образовательные: закреплять знания о деревьях; учить определять дерево или кустарник по описанию; показать значение листопада для жизни растений зимой; систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе;

развивающие: развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);

•воспитательные: воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом, эстетические чувства к природе.

Оборудование и материал: игрушечный бельчонок, бумажные листья (много, изображения деревьев (3-4 штуки, конверты с загадками и образцами листьев и коры (береза, осина, рябина, клен, дуб, пульверизатор с чистой водой.

Предварительная работа: на прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев; сбор коры деревьев, листьев разной формы и окраски.

Подготовка группового помещения: расположить изображения деревьев, рядом – конверты с загадками и образцами листьев, коры деревьев.

План ООД:

Этап занятия Деятельность детей

и воспитателя Предполагаемое время

Вводная часть Воспитатель подводит к теме занятия, задает вопросы для повторения известного (осень, листопад) 5 минут

Разминочная пауза Разминка «Листопад» 3 минуты

Основная часть Беседа о том, зачем деревья сбрасывают листья, какую пользу приносит листопад растениям и насекомым 5 минут

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика «Белка» 3 минуты

Основная часть Распознавание деревьев по описанию-загадкам, определение листьев и коры деревьев – игра «Где чей листочек», часть 1, часть 2 9 минут

Заключительная часть Повторение пройденного, игра «Дождик» 5 минут

Ход ООД

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как изменилась группа! Везде на полу лежат листья от деревьев! Давайте, представим, что мы гуляем в парке, посмотрим на эти листья (дети и воспитатель ходят по комнате, рассматривают листья, примерно полминуты). Какого цвета эти листья?

Дети: Красного, желтого, оранжевого.

Воспитатель: Дети, смотрите, кого я встретила! Это же бельчонок! Думаю, что он немного напуган. Он не понимает, что случилось. Кто раскрасил все листья с деревьев? Дети, может быть вы сделали это?

Дети: Нет, мы не делали.

Воспитатель: А кто же сделал это? Кто пришел без красок и без кисти и перекрасил нам все листья?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, осень. А что происходит осенью?Я вам подскажу:

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад –

Это просто.

Дети: Листопад.

Воспитатель: Правильно, листопад! Давайте покажем бельчонку наш листопад.

Разминочная пауза

Разминка «Листопад»

Воспитатель читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Листопад, листопад, (дети кружатся, подняв вверх листочки)

Листья желтые летят, (подбрасывают листочки вверх)

Под ногой шуршат, шуршат, (ходят по листочкам)

Скоро станет голым сад. (присаживаются на корточки)

Читайте также:  30 занятий для развития ребенка минск юнипресс

Наберу я листьев груду,

Ведь они сейчас повсюду. (дети собирают листья в охапку)

В октябре и стар и млад,

Наблюдает листопад. (дети подкидывают листья)

Основная часть

Воспитатель: Бельчонок говорит, что ему понравился наш листопад. Но он не понимает, почему такие красивые цветные листья не могут оставаться на деревьях на всю зиму. Почему они опадают? Ребята, давайте хорошенько подумаем об этом и ответим бельчонку.

Что случится с деревьями зимой, если на них останутся листья? Я подскажу вам, зимой падает снег, и если он будет ложиться на листочки, то…

Дети: Ветки на деревьях обломятся.

Воспитатель: Правильно, если на деревьях останутся листья, то веточки на деревьях обломятся. Кто хочет сказать об этом бельчонку? Саша, может быть ты подойдешь к бельчонку и скажешь об этом?

Саша подходит и говорит.

Воспитатель: Спасибо, Саша! Посмотри, бельчонок кивает головой, он все понял! Но только ли для этого нужен листопад? Посмотрите, листья покрывают землю, как ковер. Это очень красиво. Неужели лишь для красоты нужен этот ковер?

Дети: Растения и насекомые, которые живут в земле не замерзнут зимой под этим ковром.

Воспитатель: Правильно! Давайте и об этом скажем бельчонку. Маша, может быть ты скажешь бельчонку об этом?

Маша подходит к бельчонку и говорит. Воспитатель при необходимости помогает.

Воспитатель: Спасибо, Маша! Бельчонок и это понял!

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Воспитатель: Ох, что-то заскучал наш

бельчонок. Давайте поиграем вместе с ним. Я и игру знаю про его маму-белку. Дети, я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Белка ниточки мотала (вращать руками, как наматывают клубок)

И клубочки продавала. (вытянуть обе ладони вперед)

Сколько стоит? (сжать кулачки)

Три рубля. (показать три пальца)

Покупайте у меня! (снова вытянуть обе ладони)

(Повторить игру два-три раза).

Основная часть

Игра «Где чей листочек», часть 1

Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли с бельчонком! Но он вспомнил про маму и сейчас просится домой. А где ты живешь, бельчонок (подносит бельчонка к уху).

Дети, бельчонок говорит, что он живет на поляне, где растут деревья. Он забыл, как называются деревья, но у него есть подсказки. Давайте поможем ему и определим, что это за деревья. (Подводит детей к изображениям деревьев, берет конверт, в нем записка с подсказкой). Так, посмотрим, что тут написано!

Шелковисты и белы

В черных черточках стволы.

Дети, что это за дерево?

Дети: Береза.

Воспитатель: Правильно, береза. Но посмотрите, кроме записки здесь есть несколько листочков и … что это?

Дети: Кора.

Воспитатель: правильно, кора. Но здесь листья и кора от разных деревьев! Какие же из них березовые? Давайте попробуем определить.

(Дети и воспитатель рассматривают листочки и кору, выбирают нужные, воспитатель подсказывает. Все это укладывают под изображение березки).

Воспитатель: Так, справились!Сейчас следующая подсказка:

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

Дети: Клен! (Если дети не догадались, нужно подсказать, подумать, на каком дереве растет что-то, похожее на вертолетики).

Воспитатель: действительно, это клен! Давайте и для него найдем листочек и кору!

(Далее алгоритм повторяется: дети отгадывают загадки, находят подходящие листочки и кору. Загадки про разные виды деревьев предложены в приложении. В заключение можно рассмотреть другие листочки, разложенные в конвертах, и вспомнить с какого они дерева).

Игра «Где чей листочек», часть 2

Воспитатель: Вот мы и отгадали все подсказки и нашли полянку, где живет бельчонок! Но давайте найдем побольше листьев и разложим их под деревьями. Дети, давайте посмотрим на наши бумажные листочки и разложим их под деревьями.

(Дети среди нарисованных листьев выбирают нужные (под березы – березовые, под рябину – рябиновые и т. д.) и складывают их под «дерево». Воспитатель проверяет листочки, при необходимости поправляет ребенка.

Заключительная часть

Воспитатель: Вот и готова наша полянка! Мы справились! Давайте попрощаемся с бельчонком и повторим ему все, что мы знаем про осень, листопад и деревья. Миша, может быть ты скажешь бельчонку, что происходит с деревьями осенью? (Далее задаются вопросы другим детям, дети отвечают бельчонку.

Вопросы: Как называется явление, когда листья падают на землю? Когда это происходит? Что случится, если листья с деревьев не опадут? Как листопад поможет растениям и насекомым зимой? Как выглядит березовый листочек? Дубовый? Кленовый)

Игра «Дождик»

Воспитатель: Дети, начинается осенний дождик! Быстрее разбегайтесь по местам! (Берет пульверизатор и брызгает на детей, дети разбегаются по местам).

Все спрятались от дождика? Молодцы! Сегодня мы помогли бельчонку и узнали много нового!

Приложение 1

Загадки про деревья для детей старшей группы детского сада

Шелковисты и белы

В черных черточках стволы

(Береза)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

(Дуб)

В гроздьях горьких ягод красных

Нарядилась, как на праздник,

И склонилась над тропинкой

В листьях перистых…

(Рябинка)

Это дерево – трусишка.

Все трясется, как зайчишка.

Листья – красные монетки

Целый день дрожат на ветке.

(Осина)

Приложение 2

Рисунки листьев различных деревьев

Источник

Татьяна Ляхова
Конспект НОД в средней группе «Листопад»

Цель: Создавать условия для обогащения опыта детей, их представлений о многообразии природных явлений.

Воспитательные задачи: воспитывать эмоционально- положительное отношение к рисованию, умение работать сообща. Бережно и внимательно относится к объектам природы.

Читайте также:  Игры для объяснения ребенку развитие

Развивающие задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство цвета, память, воображение;

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – тампонирование (печатанье, с использованием трафарета.Закрепить знание цветов: жёлтый, красный, зелёный. Обратить внимание детей на красоту окружающего мира, закрепить правила поведения в природе — в лесу;

Речевая задача:активизировать в речи слова: осень, лист, листопад, желтеет, летает, падает, кружится, желтый, красный.

Интеграция образовательных областей: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, физическое развитие.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседа об осени, игры, чтение и заучивание стихотворений, наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстрации по теме.

Развивающая предметно-пространственная среда:

иллюстрации с осенним пейзажем, корзинка с листьями, трафареты с изображением листьев, краска-гуашь красного, зелёного и желтого цвета, бумага белая А4 – на каждого ребенка, ….

Методические приемы:

-Игровая ситуация: отправляемся в осенний лес;

-Физминутка «Листочки»;

-Дыхательная гимнастика;

-Демонстрация и рассматривание образца;

-Показ приёмов рисования;

-Анализ детских работ;

-Рефлексия.

Действия воспитателя Предпологаемыедействия и ответы детей

1.(загадка)

– Если на деревьях листья пожелтели,

Если небо хмурое,

если дождик льется,

Это время года (как зовёться… зовется.

— Правильно, время года у нас сейчас осень (слайд 1).

А какие изменения в природе нам об этом говорят?

(слайд 2 – дождик, зонтик, яркие гроздья рябин, желтый листочек, фруктов большая корзина) Молодцы. Все верно.

Но Осень – не только дождик,

Это – пестрый нарядный зонтик,

Это – яркие гроздья рябины,

Это – желтый листочек в росе,

Это — фруктов большая корзина,

Сочных, вкусных, полезных всем!

Слайд 3 «красавица осень»,

(письмо осени)

«Здравствуйте, детки мои дорогие! Какие за лето вы стали большие! К нам на полянку милости просим. В гости вас ожидаю. Осень».

-Закрываем глазки все, (каждого ребёнка пгладить по голове)1,2,3,4,5, на осенней полянке очутились мы.

(на полу появились листочки осен.)

Повертелись, покружились на полянке очутились. Посмотрите, на нашей полянке много листьев. Внимательно рассмотрите их. С каких деревьев эти листья?

Если этот (показ) листочек с берёзы, (клёна) значить он какой?

Какого они цвета?

Предложить детям взять заготовленные заранее из картона разноцветные листики, которые выложены на полу.

Какие красивые листочки на полянке у осени, и красавица осень предлогает поиграть с ними. Вы непротив?

Дыхательное упражнение: А сейчас мы все превратимся в ветерок и подуем на каждый листок. Сначала дуем тихо, теперь немного сильнее, а теперь сильнее.

У меня есть волшебная палочка, я вас превращу в осенние листочки. 1,2,3 волшебная палочка деток в осенние листочки преврати.

Игра «Листочки»Мы листочки осенние На веточках сидели Дунул ветерок и мы полетели Мы летели, летели и на землю тихо сели.

1,2,3 волшебная палочка осенние листочки в деток преврати.

Кем вы сейчас были?

Какие бывают осенние листочки?

Как называется природное явление, когда листья падают с дерева?

В какое время года бывает листопад?

Дети собирают листья в корзинку.

(прощаться с осенью, до свиданья, дети)

Ну, а нам пора возвращаться в детский сад,а для этого надо сказать волшебные слова: «Повертелись, покружились. В детском саде очутились»

Предложить украсить осенний ковёр в группе.

Воспитатель предлагает детям нарисовать на помять о осени, осенний ковёр. Дети садятся за столы

Показ образца. Как расположены листья на бумаге?

Показ воспитателем приемов рисования.

Трафарет накладываю на лист белой бумаги для рисования. Беру губку, окунаю её в жёлтую краску и примакиванием закрашиваю листья. Затем использую красный и зелёные цвета так, как листья осенью имеют разноцветную окраску. После того как все листья будут закрашены убираем трафарет и рассматриваем наш осенний ковер.

Самостоятельная работа детей:

(во время выполнения детьми самостоятельной работы воспитатель применяет индивидуальный показ, задаёт наводящие вопросы, советует и поощряет детей).

Анализ детских работ:

— мы полюбуемся своими рисунками и объединим их в большой осенний красочный ковёр.

Рассматривание рисунков детей. (чт. стих)

Что за диво, что за диво!

Стало все кругом красиво.

Листья яркие летят, на земле везде лежат!

Гимнастика для глаз: Вот вы и закончили рисовать, а теперь отдохнем. Посмотрите что это? Наш листочек полетел вверх, вниз,вправо,влево.

Закройте глазки и попробуйте нарисовать его носиком (куда полетел листочек) откройте глазки, они уже отдохнули.

Игра «Что умеет делать?» А расскажите про осенний листочек? Что он умеет делать?

Рефлексия: -вспомним, где мы сегодня побывали и чем занимались?

Сюрприз.

— Молодцы! А на память вам осень подарила по осеннему листочку, ой, дождик проказник смыл с них краски. Что же делать? Правильно, вот вечером вы этим и займетесь

Осенью

листики желтеют и опадают, идут дожди, пасмурно, лужи, сыро, дует ветер…

Становится холодно, дует ветер, зимой деревья спят

Дети закрывают глаза, а потом отрывают.

Игра с детьми.

— с клена, с березы

-берёзовый (кленовый)

-желтого,красного оранжевого

Каждый ребёнок берёт по листочку.

Выполняют дыхательную гимнастику.

дети встали – руки вверх

присели на корточки

закачали руками

кружатся

листочками

-желтыми, красными

-листопад

— осенью

Хором дети повторяют слова

-по всему листку

Дети повторяют,

солнце, листик

листочек желтеет, падает, кружится, летит, вьется, танцует

играли, дули на листочки, собирали листочки, рисовали, рассказывали про листочек, что он умеет делать

взять краски, разукрасить

Источник