Развитие ребенка на уроке труда

Роль уроков труда в развитии творческих способностей учащихся начальных классов

Определение 1

Урок труда – это компонент образовательной программы современной школы, применяемый на этапе начального школьного обучения ребенка и, ориентированный на его личностное развитие в различных направлениях: трудовом, нравственном, творческом.

Трудовое обучение нацелено на воспитание личности, посредством применения трудовой деятельности разных видов. Это обусловлено значимостью труда в жизнедеятельности каждого человека и его применении, в качестве эффективного воспитательного средства на разных этапах обучения.

Уроки труда способствуют развитию у ребенка следующих умений и навыков:

  • Кройки и шитья;
  • Лепки из различных материалов;
  • Изготовления разнообразных поделок из природных материалов;
  • Изготовления мягких игрушек из различных материалов;
  • Взаимодействия с бумагой: вырезания, конструирования фигур;
  • Кулинарного искусства;
  • Выжигания.

Замечание 1

Кроме того, у детей развиваются трудолюбие, аккуратность, терпеливость. Трудовые навыки способствуют развитию логического мышления и формированию воображения.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

На уроках труда происходит выполнение детьми разнообразных действий и упражнений, которые активизируют фантазию и способствуют развитию творческого мышления. В ходе творческой трудовой деятельности, ребенок осваивает окружающий мир, усваивает эстетические основы поведения, развивает любовь к прекрасному. Кроме того, творческий труд помогает ребенку освоиться в социальной среде. Это достигается за счет того, что ребенок учится создавать материальные объекты, которые помогают скрасить его быт, осваивает полезные навыки, которые он может применять в быту: зашить дырку, приготовить поесть, оформить подарок для близкого человека и т.д. Все это помогает в устранении чувства беспомощности и заставляет ребенка чувствовать себя увереннее и свободнее в окружающем мире.

Творческие способности младшего дошкольника развиваются в ходе выполнения разнообразных видов художественного труда. Уроки труда начальной школы богаты подобными видами деятельности. к ним относятся:

  1. Действия с бумагой. Сюда входит выполнение разнообразных апликаций, создание панно, конструирование фигур из бумаги, выполнение декораций, создание поздравительных открыток. Для работы может быть использована разнофактурная бумага, а также картон;
  2. Работа с природным материалом. Творческие работы можно выполнять, практически, из любого природного ресурса. Все зависит от фантазии. Можно выполнять поделки из каштанов и желудей, формировать икебаны из разнообразных растений, делать аппликации из сушенных листьев и растений, создавать скульптуры;
  3. Лепка из глины. Детей можно научить создавать глиняную посуду, разнообразные сувениры, игрушки и иные предметы быта;
  4. Действия с тканями и нитками. В этом направлении имеется огромный арсенал действий: вышивка разных видов, плетение из ниток, создание тканевых аппликаций, пошив игрушек, кукол, одежды, носовых платков, салфеток и т.д.

Трудовые уроки помогают детям познать устройство природных материалов, обучиться взаимодействовать с ними, использовать их для решения конкретных бытовых, учебных и иных задач. Творчество в труде вызывает положительные эмоции, приобщает детей к искусству, закладывает основы эстетического поведения. таким образом, уроки труда способствуют гармоничному развитию творческого потенциала младших школьников.

Развитие трудолюбия и трудовых навыков у младших школьников на уроках труда

Развитие трудолюбия и воспитание уважительного отношения к труду является составным компонентом нравственного развития личности. В этой связи, уроки труда имеют важное воспитательное значение в формировании трудолюбия и уважительного отношения к труду в младшем школьном возрасте.

Уроки труда способствую развитию у ребенка моральных принципов и волевых качеств. Это, в свою очередь помогает развить:

  • положительное отношение к труду:
  • трудолюбие;
  • чувство долга и ответственности;
  • навыки коллективного взаимодействия;
  • дисциплинированность поведения;
  • честность;
  • творческое отношение к разным направлениям деятельности;
  • умение бороться с трудностями;
  • стремление доводить начатое дело до конца.

В силу возрастных особенностей развития младших школьников, развитие трудовых способностей требует применения на уроках труда различных видов художественной и ручной деятельности, организации трудовой работы в разных формах и разными методами.

Художественный труд способствует развитию, ранее рассмотренных, творческих способностей младших школьников. Кроме того, уроки труда и деятельность на них помогает в развитии моторных функций организма, воспитывает терпеливость, выдержку и волю ребенка.

На уроках труда происходит постепенное формирование трудолюбия и развитие уважительного отношения к различным видам труда, как собственного, так и других людей. Уроки труда закладывают младшим школьникам понимание значимости и ценности трудовой деятельности в их жизни.

Уроки труда помогают в освоении техники безопасности при выполнении различных трудовых действий и формируют у ребенка гигиену труда.

Что касается трудовых навыков, то в ходе уроков труда реализуется формирование:

  1. Навыков подготовки своего рабочего места к трудовой деятельности.
  2. Навыков поддержания своего рабочего места и иных бытовых мест в порядке.
  3. Культуры труда. На уроках труда дети учатся расположению инструментов и иных атрибутов трудовой деятельности в оптимальном порядке, класть использованные объекты на места.
  4. Навыков рационального и целесообразного расходования ресурсов. Дети учатся использовать инструменты труда по своему назначению, минимизировать расход природных материалов при выполнении поделок, сокращать отходы своего труда т.е. осваивают приемы более экономного расходования ресурсов.
Читайте также:  Развитие как процесс усвоения ребенком общественно исторического опыта

Источник

«Развитие трудовых  навыков у детей

 на уроках трудового обучения в начальных классах

коррекционной школы VIII вида»

Трудовое  обучение  в  специальной  (коррекционной)  школеVIII вида ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях.

Как и другие учебные дисциплины трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида, решает задачи всестороннего развития личности учащихся с нарушением интеллекта.Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам с интеллектуальными проблемами профессиональное образование, то есть вооружить их достаточными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Первый этап трудового обучения осуществляется в 1—4 классах. На данном этапе у школьников формируется  первоначальный трудовой опыт.  К специфическим задачам этого этапа относятся:изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения.

В процессе обучения определяется динамика индивидуальных трудовых способностей, и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового  обучения  в  мастерской  того  или  иного  профиля.  Здесь  же происходит формирование ряда организационных умений и навыков, без которых невозможна успешная трудовая деятельность на следующем этапе обучения в учебной мастерской, оборудованной станками, техническими средствами, приспособлениями, представляющими определенную опасность при неумелом обращении.Материал, собранный учителем при изучении индивидуальных трудовых возможностей детей в 1—4 классах, позволяет с большей степенью вероятности прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии.

Исходя из всего вышесказанного, трудовое обучение в младшихклассах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно  обучающий)  период  подготовки  умственно  отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда. Умственно отсталые школьники на уроках трудового обучения должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений,  который  необходим  им  для  дальнейшей  социальной и трудовой адаптации.

Программой предусмотрены несколько видов труда.

  • работа с глиной и пластилином;
  • работа с природными материалами;
  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с текстильными материалами;
  • работа с проволокой и металлоконструктором;
  • работа с древесиной.

Также представлен примерный перечень изделий, которые  предлагаются  для  изготовления  детьми  на уроках.  Однако и перечень изделий, и распределение учебного времени по труду—примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель может отобрать работы, наиболее доступные для выполнения. В 1—4 классах уроки трудового обучения проводятся два часа в неделю. Количество  часов  для работы с  тем или иным видом материала в каждой четверти учитель определяет самостоятельно.

Включение в программу трудового обучения разнообразных работ с различными видами материалов позволяет школьникам с нарушением интеллекта приобрести знания об их свойствах, значении, способах обработки, а также научиться выполнять красивые, полезные вещи. Кроме того, это способствует формированию и закреплению у детей общетрудовых умений и навыков.

С бумагой и картоном, природными и текстильными материалами, глиной и пластилином школьники должны работать на протяжении всего периода обучения с 1 по 4 класс.

При работе с глиной и пластилином программа предлагает лепку предметов различных геометрических форм по образцу (мячей,овощей и фруктов, кубиков, брусков, автобуса, грузовика, посуды),стилизованных фигур птиц и животных (утенка, цыпленка, кошки,белки), деталей макетов и свободных композиций по сюжетам сказок («Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и др.). В процессе занятий лепкой ученики овладевают знаниями о  пластических свойствах глины и пластилина, об их применении, способах подготовки пластического материала к работе и т.д. На уроках труда осуществляется формирование  у  детей  таких  приемов  работы  с  глиной и пластилином, как раскатывание и скатывание пластического материала, вдавливание на поверхности шара, лепка из целого куска, соединение деталей промазыванием и др.

На данном этапе работы возможна лепка из соленого теста, можно знакомить детей с таким строительным материалом, как гипс (т.к. в дальнейшем обучении «штукатурному делу» у ребят происходит более глубокое изучение свойств строительных материалов). На уроках труда из гипса мы выполняем разные поделки – магниты на холодильник в форме овощей и фруктов (формы продаются в магазинах игрушек), сувениры и подарки.

Читайте также:  Развитие и игры с 10 месячным ребенком

При работе с природными материалами предусматриваются экскурсии на природу с целью сбора природного материала (цветов,листьев, семян, сучков и т. д.).Предлагаются следующие виды работ: изготовление (по образцам) птички из шишки ели, пластилина и веточек; кораблика из скорлупы грецкого ореха и сосновой коры,самостоятельное изготовление зайца, щенка из желудей, палочек,крылаток ясеня и проволоки; а также по образцу и представлению составление композиций к прочитанным сказкам и рассказам из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты;изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов. Учащиеся овладевают техническими сведениями о свойствах природных материалов, правилах сбора и хранения природного материала, об инструментах, применяемых при работе и т.д. Работая с природными материалами, ребята учатся приемам соединения отдельных деталей с помощью пластилина, клея,палочек, соблюдения пропорций изделия и др.

На данном этапе мы выполняем коллективные работы, т.к. не все учащиеся могут работатьс хрупкими природными материалами, такими как солома, засушенные листья, колосья. Дети со сложными дефектами выполняют более легкую работу: например вырезают по шаблону и приклеивают картонные детали к основе.

При работе с бумагой и картоном школьники учатся (по образцу) создавать такие изделия, как шапочки-пилотки, стаканчики для семян; составлять композиции из геометрических фигур (снеговик,домик), орнамент в полосе, квадрате из геометрических фигур и растительных форм, делать закладки, плоские елочные игрушки и гирлянды простых форм, птиц, животных и т. д. Из картона и бархатной бумаги ребята изготовляют игольницы, учатся оклеивать картон цветной бумагой с одной и с двух сторон, делать его окантовку,  также обложки  для  проездного  билета,складные доски для игры в шашки, коробки из тонкого картона.Школьники усваивают технические сведения о свойствах  бумаги и картона, об их назначении, о клеящих составах,   аппликации и правилах безопасной работы с клеем, режущими инструментами и др. На уроках ученики овладевают такими приемами работы, как складывание и разглаживание бумаги,умение держать инструменты, пользоваться ножницами (резать бумагу по прямым и кривым линиям), смазывать поверхность бумаги кистью, размечать изделие по шаблону, трафарету, линейке и др.

На данном этапе с целью обеспечения преемственности «работы с бумагой»  и «переплётно-картонажным делом» учащимся можно предложить выполнение выпуклых аппликаций. Даже учащиеся со сложными дефектами могут справиться с данным заданием (при особо сложных случаях – можно предложить уже готовые детали в виде нарезанных полосок бумаги и форм листьев) Также детям очень нравится выполнять бумажную мозаику, путем обрывания и приклеивания бумаги на основу. Здесь же можно включить межпредметную связь: «окружающего мира» и ручного труда. Модели деревьев можно выполнить в разные времена года, особенно после экскурсий на природу. Определенный интерес у детей вызвала работа с мятой бумагой. При работе с картоном я также практикую выполнение комбинированных работ. Дети с удовольствием выполняют поделки из картона и цветных ленточек. Вдевание ленточки через отверстия, проделанные дыроколом, способствуют развитию мелкой моторики рук, да и поделки получаются нарядными, радуют глаз!

Особое место на данном этапе занимает техника «Оригами». Однако, изготовление поделок из бумаги техникой «Оригами» вызывают определенные трудности у моих учеников. Поэтому я выбираю изделия, не требующие многоэтапного выполнения.

При работе с текстильными материалами на уроках трудового обучения школьники изготавливают такие поделки, как игольница,кисточки из цветных ниток к шапочке, а также занимаются вышиванием по проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов, вышиванием по рисунку, изготовлением стилизованных  фигур(мальчика, девочки) из связанных пучков нитей. Ребята пришиваютпуговицы, вышивают закладки и салфетки из ткани, делают по шаблонам прихватки. При работе с текстильными материалами школьники усваивают  технические сведения о свойствах ниток и тканей, об их применении, о видах пуговиц, инструментов, применяемых при работе с тканями; изучают виды ручных стежков (сметочный, «шнурок», обметочный). На уроках учащиеся овладевают  следующими  приемами  работы:  связывание  ниток,вдевание нитки в иголку, завязывание узелка на конце нити, пришивание пуговиц, выполнение

ручных швов и др.

На данном этапе с целью обеспечения преемственности «работы с текстильными материалами» и «швейного дела» учащимся предлагаю комбинированные виды работ:картона и пряжи, например выполнение аппликации «Подводный мир»(выполняется по контуру),«Улитка» (пряжа  приклеивается по контуру рисунка), поделок «Наши портреты», можно шить мягкие игрушки несложных форм по предложенным шаблонам, например Черепаху. Программой также предусмотрены экскурсии в швейную мастерскую, что вызывает большой интерес у учащихся.

При работе с древесиной программа предусматривает подготовительные упражнения, например, вбить гвоздь в древесину, извлечь гвоздь и распрямить, ввернуть и вывернуть шуруп и др. Эти виды работ мы стараемся выполнять в столярной мастерской под присмотром специалиста. Школьники усваивают технические сведения о назначении и применении древесины, о ее свойствах, знакомятся с инструментами для работы с деревом, правилами безопасности. Ученики овладевают умением держать инструменты, подбирать гвозди и шурупы в соответствии с размером деталей.

Читайте также:  Оценка активности и физического развития ребенка

При работе с проволокой и металлоконструктором программой предусмотрена экскурсия в слесарную мастерскую. Дети учатся выполнять такие виды работ, как сгибание проволоки под прямым углом, отрезание ее кусочками по заданному размеру, изготавливают по образцу и контурному рисунку фигурки рыб, птиц, животных, выполняют сборку из деталей конструктора по образцу и техническому рисункустола, стула, лестницы, дорожных знаков, различных видов тележек.Школьники усваивают технические сведения о назначении применении проволоки, ее видах, свойствах, знакомятся с инструментамидля работы с проволокой, металлоконструктором и др.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, готовить их к общественно полезному труду, основы которого дети получают на базе школьных мастерских.Однако для более эффективной организации трудового обучения необходимо сочетать учебную и внеклассную работу. Она способствует развитию  познавательных  интересов, удовлетворениюи развитию духовных потребностей школьников, открывает дополнительные возможности для формирования ценных, социально значимых качеств, как общественная активность, инициативность, помогает выявлению и развитию творческих  способностей детей. В рамках трудового обучения внеклассные занятия содействуют развитию положительных устойчивых мотивов трудовой деятельности, воспитанию культуры труда, более глубокому и прочному формированиютрудовых навыков и  умений. Внеклассные занятия наиболее тесно связаны с практической общественно полезной деятельностью, что дает широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.

На  внеклассных  занятиях  в  первую  очередь  решается  задача

формирования правильного отношения к труду. Общественно  полезный  производительный  труд  в  младших классах специальной школы может проводиться по таким направлениям, как поддержание в порядке школьных зданий и территории школы, воспитание бережного отношения к школьному имуществу,работа по обеспечению сохранности книг и учебников.

В рамках благоустройства территории школы учащиеся младших

классов могут ухаживать за деревьями, кустарниками, цветами.

Уже с первого класса можно проводить специальные занятия, накоторых детей учат обращаться с книгой, правильно ее держать, хранить и т. д. Школьников следует учить приемам подклейки и переплета книг,  проводить  уборку  книжных  шкафов  и  стеллажей  в  классах. Параллельно с этим воспитывается уважительное отношение к труду людей, создающих книги.

Одной  из  основных  внеклассных  форм  трудового  обучения младших школьников являются разнообразные кружки. При организации кружков исходят из возможностей учащихся и школы, а также желаний и склонностей учащихся. В нашей школе работают  такие  кружки, как«Вышивка» , «Художественная аппликация», «Оригами». В кружках дети объединяются по интересам и желанию заниматься данным видом практической деятельности. Показателями эффективности работы кружка являются стабильные заметные коллективные достижения, признаваемые окружающими.

В начальной школе решается задача воспитания таких качеств личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; формируются трудовые навыки, прививается интерес к труду. Кроме того, у школьников младших классов с помощью активных средств профориентационной деятельности необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

Наиболее эффективным является вариант, когда  вопросами профориентации занимается весь педагогический коллектив, включая обслуживающий персонал (повар, вахтёр, плотник, сторож и др.). Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей в школе, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней — привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения.Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.Необходимо донести до ребенка, что умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии.

Следует отметить, что для повышения интереса и активности умственного отсталых детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Необходимо поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности.

Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.

Источник