Развитие ребенка на советской
Идеализировать советскую систему воспитания не стоит — в ней было немало недочетов и откровенных перегибов. Но, несмотря на это, есть в старых методах и немало хорошего, что вполне можно взять на вооружение современным родителям и педагогам.
Эти десять правил, на которых было основано воспитание детей в Советском Союзе, точно не принесут вреда современным детям.
Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20‑х и 30‑х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. В то время в СССР было огромное количество беспризорных детей, которые пополняли собой ряды преступных элементов.
Представители власти забирали с улиц бездомных детей и помещали их в детские дома, где их «перековывали» в сознательную советскую молодежь. Антон Макаренко был одним из наиболее передовых педагогов своего времени и его методы прочно вошли в советские учебники, использовавшиеся не одним поколением работников образования. Вот несколько важных правил советской педагогики, которые можно назвать актуальными в наши дни.
1. Соблюдение режима
При воспитании советских детей с самых малых лет большое внимание уделялось режиму дня. Считалось, что все процессы в детской жизни должны были проходить строго по часам — кормление, сон, учеба и досуг. В СССР медработники ходили по домам и проверяли, как набирают вес грудные дети. В стране, где все строго подчинялось стандартам, регламент был даже в этой сфере жизни граждан.
Режим поддерживался в яслях, детских садах и школах, а кроме этого дома родителям настоятельно рекомендовали организовывать жизнь ребенка в соответствии с одобренным светилами медицины и педагогики распорядком. В частности, давать детям лакомства в перерывах между приемами пищи, считалось грубым нарушением.
2. Закалка и сон на свежем воздухе
Пребывание на свежем воздухе в СССР небезосновательно считалось одним из непременных условий крепкого иммунитета и здоровья ребенка. Поэтому многие мамы даже в трескучие морозы изыскивали способы хоть недолго, но гулять с коляской по улице. Старались организовать на свежем воздухе и дневной сон, причем в любое время года.
В детских садах кровати выставляли на улицы и в них укладывали тепло одетых малышей. Кроме этого, организовывались закаливающие процедуры, такие как обливания и обтирания холодной водой на улице. Это считалось полезным для сердечно-сосудистой системы. Советский лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» был одним из основных в воспитании подрастающего поколения.
3. Физкультура и спорт
Физкультура и спорт была неотъемлемой частью воспитательного процесса. В детских садах и школах занятия физкультурой проводили в зависимости от погоды и сезона — в залах или на улице. Для уроков физического развития возле учебных заведений устраивали стадионы и спортивные площадки, на которых летом дети выполняли упражнения и играли в спортивные игры, а зимой катались на лыжах и санках.
4. Социализация
В Союзе родителей убеждали, что в детский сад малышей нужно отдавать в самом раннем, грудном возрасте. Мамы должны были как можно быстрее выйти на работу из декретного отпуска и продолжить приносить пользу советскому народу.
Немаловажным считалась и социализация детей, которая происходила при их воспитании в коллективе. Ребенок должен был с самых ранних лет приучаться жить в обществе и взаимодействовать с его членами. Это также развивало ответственность как за себя, так и за коллектив в целом.
5. Коллективная ответственность
Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами.
В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970‑х годах прошлого века. В изданной им книге «Два мира детства: Дети в США и СССР» есть рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе.
Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена.
6. Приучение к труду и самостоятельности
С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям.
Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых.
7. Минимум свободного времени
Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус.
Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена.
8. Не баловать детей
Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто.
Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека.
9. Любовь к природе
Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов.
Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам.
10. Моральные ценности
Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса. Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы. Так как религию в СССР не жаловали, то моральные ценности объясняли не на примере заповедей, а посредством особой системы ценностей советского человека и строителя коммунизма.
Детей учили жить не для себя, а для пользы всего общества, соблюдать чистоту, быть вежливыми, уважать старших и не стремиться к материальным благам. Большую роль всегда отводили семье, как важной ячейке советского общества. Можно сказать, что все эти ценности не слишком отличались от христианских, но были иначе сформулированы.
Смотрите также: Екатеринбургская школа «Орленок», где учат как в СССР,
Учиться никогда не поздно, и вот 30 душевных фото-доказательств,
Как воспитывали детей в казачьих семьях,
Проданные в рабство и погибшие в Альпах: чем закончился детский крестовый поход, самая ужасная авантюра Средневековья
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Источник
Советский Союз был знаменит множеством гениальных ученых, выдающихся спортсменов и просто творческих интеллектуалов. Это объясняется, не только хорошим генофондом, но и принципами советского воспитания. Вот некоторые из них.
АЛЕКСАНДРА ГУЗЕВА
Сергей Соловьев/Sputnik
Идеализировать советское детство и то, как воспитывали детей в СССР не стоит. Там было много и темных сторон, и неоднозначных правил. Взять хотя бы самое знаменитое: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим».
Многие принципы советского воспитания были заложены еще в 1930-х годах легендарным педагогом Антоном Макаренко. В те годы в России оказалось огромное количество беспризорных детей, которые затем становились преступниками. Власти забирали их с улиц и помещали в детдома, но превратить их в нормальных детей было уже довольно сложно. В такой колонии для малолетних преступников Макаренко успешно их перевоспитывал в полноправных членов общества, опираясь на общечеловеческие ценности и высокие моральные нормы.
Многое из его опыта вошло в советские учебники по педагогике и успешно практиковалось в общей системе образования. Вот некоторые из них.
1. Строгий режим
Много внимания уделялось режиму ребенка с самых малых лет. Считалось, что все должно происходить строго по часам: и сон, и кормление.
К.С. Митурич
Считалось, что даже если ребенок плачет в перерывах между кормлениями, не стоит его «успокаивать» грудью. Советские медработники приходили на дом к молодым матерям и тщательно следили за тем, как ребенок набирает вес (это в СССР должно было быть тоже по регламенту).
К.С. Митурич
Дисциплина в этом вопросе поддерживалась и в более взрослом возрасте. Кормление в одно и то же время устраивалось в яслях, детских садах и школах, а матерям советовали не давать детям лакомств между кормлениями.
2. Закалять детей и класть спать на свежий воздух
Тихий чай в детском саду, 1950-е
Леонид Шокин/МАММ/МДФ
Свежий воздух считался полезным для иммунитета и здоровья ребенка, поэтому бесстрашные мамы даже в самый мороз по несколько часов гуляли с коляской. Дневной сон многих детей проходили именно на улице.
Такая практика применялась и в детских садах — детей укладывали спать на улице, в том числе чтобы избежать эпидемий самых разных болезней.
Из серии «Клуб «Здоровая семья»», 1985
Георгий Розов/МАММ/МДФ
Отдельным аттракционом были закаливания, обтирания и обливания холодной водой на улице. Считалось, что это очень полезно для здоровья, в том числе для сердца. А одним из главных лозунгов СССР было «В здоровом теле — здоровый дух».
3. Приучать к физической культуре и спорту
М. Нестерова
В школах были обязательные спортивные занятия, причем разные в зависимости от сезона: зимой детей выводили кататься на беговых лыжах, летом — бегать на свежем воздухе. В другое время года занятия проходили в зале — занимались бегом и легкой атлетикой, играли в командные игры.
Чтобы побудить и детей и взрослых к занятиям, даже популярнейший поэт-песенник Владимир Высоцкий сочинил небольшую шуточную композицию о важности утренней гимнастики.
4. Социализировать детей
Детей отдавали в детский сад с самого малого возраста (даже грудных), ведь матери должны были как можно скорее продолжить трудиться на благо советского государства. Кроме того, важным навыком, который ребенок получал в детских садах, была социализация. Он должен был научиться жить и работать в коллективе, а также отвечать за свой коллектив.
5. Приучать к ответственности
Коллективная ответственность — отличный прием, который мог бы очень помочь в борьбе с сегодняшним буллингом в школах.
Архивное фото
Американец академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х подробно изучал, как воспитывают детей в Советском Союзе и выпустил книгу «Два мира детства: Дети в США и СССР». В ней он приводит слова советской школьной учительницы о том, как она борется с плохим поведением в классе.
«Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена».
6. Приучать к самостоятельности и труду
Архивное фото
При всей коллективной ответственности, конечно, ребенок должен был отвечать и за себя лично. Кроме того, с детства его уже поэтапно готовили ко взрослой жизни. Он должен был непременно помогать взрослым и родителям и таким образом учиться делать все по дому, готовить и заниматься простым ручным трудом.
«Где-то с 5-го класса у меня была повинность убираться в квартире по выходным и ходить в магазин. Я делал это всегда и даже не знал, что может быть по-другому. Моя сестра-близнец в это время готовила обед на всю семью. А родители работали или отдыхали», — рассказывает о своем детстве москвич Сергей, 62 года.
Архивное фото
В школах был также отдельный предмет — «труд». Девочек и мальчиков обучали разному: девочки учились шить и готовить, а мальчики забивать гвозди, строгать, пилить, паять и даже выполнять нехитрые операции с электричеством.
7. Свести свободное время к минимуму
Архивное фото
Советский ребенок должен был быть всегда занят делом. И оказывается, чем больше у него дел, тем больше он успевает. Так его готовили к работе и активной общественной жизни в партийной ячейке, например.
Каждый ребенок после школы оставался на занятия школы продленного дня (“продленку”) или непременно посещал кружок. Была масса домов детского творчества, спортивных секций и музыкальных школ. Многие дети посещали по несколько кружков. Помимо развития ребенка, это еще и сильно облегчало жизнь родителю — ему не нужно было волноваться, чем занято чадо, пока он на работе.
Родители стремились дать им лучшее и все то, чего, возможно, они сами были лишены в детстве. Поэтому все средства непременно тратились на образование и развитие ребенка. Его поощряли за участие в олимпиадах и соревнованиях.
8. Не баловать детей
Архивное фото
Особенно строго рекомендовали родителям не баловать своих детей — иначе из них вырастут ленивые барчуки. Именно поэтому у советских детей никогда не было ни огромного количества игрушек, как у современных, ни такого разнообразия одежды, ни каких-либо предметов роскоши (правда, сказался также дефицит товаров). Советский человек с юного возраста должен был быть непритязателен в быту.
Считалось, что избалованные и изнеженные дети непременно станут асоциальными элементами, а то и вообще преступниками!
9. Прививать любовь к природе
Архивное фото
Советские дети, как вы уже поняли, много времени проводили на свежем воздухе. Многие кружки в том числе проходили на улице, очень популярным было увлечение ботаникой и зоологией, были целые объединения юных натуралистов, которые исследовали особенности природы своей местности. Детей также водили в походы в леса, учили альпинизму и сплавляться на байдарках.
Родители также часто брали детей за город — учили ловить рыбу, собирать грибы (и главное, разбираться в том, какие из них съедобные).
10. Воспитывать моральные ценности
Архивное фото
Большое внимание уделялось в целом этическому воспитанию. Знаменитый поэт Маяковский написал поэму «Что такое хорошо и что такое плохо», ставшую очень популярной. За отсутствием религии, детям объясняли правила поведения не через библию, а через моральные нормы советского человека и строителя коммунизма. Впрочем, они мало чем отличались от 10 евангельских заповедей.
Архивное фото
Очень важным было жить не для себя, а для другого, не стремиться к личной выгоде и обогащению, не лгать, соблюдать чистоту, уважать старших: уступать места в общественном транспорте, помогать пожилым людям переходить дорогу или нести тяжелые сумки.
Одной из самых важных ценностей, которую прививали ребенку была семья, ведь семья была важной ячейкой советского общества.
Архивное фото
Девочек именно поэтому с детства готовили становиться матерями и вести домашнее хозяйства (при этом ни в коем случае не говорили, что это единственная их обязанность. Профессиональные качества в них также пестовали). Мальчиков же учили выполнять «мужскую работу», требующую бóльшего физического труда. Очень важно было пройти армейскую службу.
«Над теми, кто не служил, у нас просто смеялись. С ними даже девушки не хотели встречаться», — рассказывает Иван, 75 лет.
Архивное фото
И конечно, главной ценностью для советского ребенка (да и взрослого) была верность и любовь к родине. Для этого нужно было знать ее историю, культуру, географию, а также великую роль СССР в освобождении пролетариата всего мира от гнета капиталистов.
Подписывайтесь на наш канал zen.yandex.ru/rusbeyond
Источник
У каждого из нас, детство неповторимо. Самые тёплые и нежные воспоминания веют, именно оттуда.
Всё же есть некоторые моменты, которые объединяют не одно поколение. Начнём с того, что с самых яслей малышей учили различать хорошее от плохого. Приводили примеры достижений выдающихся личностей и исторических персонажей. Различных героев войны и труда. Патриотизм закладывался с раннего детства. Но, картина не была бы целой, если бы не приводили примеры с негативными моментами. Скажете: зачем? Ведь нужно учить только хорошему? Дело в том, что плохие примеры преподносились педагогически правильно, что позволяло малышам Советского Союза воспринимать эту информацию только на подсознательном уровне и никоем образом иначе.
Правильные игрушки
Помните советский лозунг «Всё лучшее — детям!». С этих слов и начиналось воспитание малышей. Даже, игрушки, которые изготавливали в СССР были только из качественных материалов: за этим очень строго следили в советское время. К тому же мамы могли позволить купить игрушки своему чаду, ведь стоили они копейки. Сами же изделия были незамысловаты и просты.
Ты как все или воспитание в колективе
С самого раннего детства нас учили тому, что человек всегда обязан быть в коллективе. Детские сады в СССР имели две грани: на одной стороне находились принципы государства, которые должны впитываться с молоком матери — воспитать коммунистическое поколение. Ведь на первом месте стояли интересы общества. К тому же в детских садах был строгий режим и дети были обязаны его соблюдать, дабы в будущем отработать дисциплину до автоматизма. Но, есть и другая грань — детей воспитывали по принципу: «будь как все». Хочешь не хочешь, а нужно сделать как скажут! Личные желания каждого ребёнка в отдельности не учитывались. Если на завтрак манная каша — должны кушать все. Если на горшок, то только коллективом. И, не важно, что не хотелось днём ложиться спать — надо, значит, надо! Это была часть государственной программы: «отшлифовка под общество». Повезло тем детям, у которых были добрые и чуткие воспитатели, превращающие негативные моменты в позитивный настрой: имели способность не вбивать знания, а вызывать неистовое чувство всему учиться.
Воспитание — «Школа»
Как только двери детского сада закрылись за спиной, впереди ждала школьная жизнь, пропитанная коммунистической идеологией. Уже в дверях школы детей встречали портреты вождя. А, первые слова, которые должен был выучить каждый первоклассник были: «мама, Родина, Ленин». Сегодняшние дети и представить не могли, что нежное и доброе слова «мама» может стоять в первых рядах с именем руководителя государства. Это было в порядке вещей для советского подрастающего поколения. Стать октябрёнком, а впоследствии пионером, для каждого школьника означало почёт и уважение. Проводились целые торжества, когда очередному школяру вешали на грудь значок и повязывали красный галстук. Вступил в пионеры, будь готов трудиться и подавать хороший пример младшим товарищам! Таково было воспитание. Каждый ученик был обязан принимать участие в коллективной работе: дежурство по классу, сбор макулатуры, субботники в школе. И, надо сказать, что все ребята воспринимали это должным образом. Так прививалось трудолюбие.
Отдых в рамках патриотизма
Хорошо учился и активно принимал участие в жизни школы? Получи грамоту! Самый активный класс награждался вымпелом, который переходил из рук в руки по мере активности учащихся. Активисты награждались билетами в кино или театр. Те, кто проявил себя в учёбе на «отлично», отправлялись путешествовать по городам СССР. Но, самой почётной наградой, была путёвка в пионерский лагерь «Артек». Это высшая награда для любого школьника. Однако и здесь вбивалось идеологическое воспитание государства. Обязательным атрибутом было: разучить патриотическую песню, прошагать строем и выйти на очередную линейку. Идеологи пристально наблюдали за досугом детей, поэтому всё должно быть пропитано патриотизмом. Хотя это нисколько не мешало развитию и росту талантливых детей.
Искусство с верой в добро
Духовному воспитанию подрастающего поколения в СССР уделялось особое внимание. Прежде чем впитать в детские умы, что-то доброе и светлое, минкульт «фильтровал» каждое произведение, каждый фильм, сквозь жёсткую цензуру. Даже «взрослые» произведения искусства подвергались тщательной цензурной обработке. В советские времена все деятели культуры и искусства творили только лучшее: добрые песни, душевные фильмы, которые также пропагандировали добро и воспитание, любовь к близким, уважение к старшему поколению. Это мир, который наполнял сознание детей добром и справедливостью. Реальный мир! Наверное, поэтому дети из СССР вспоминают своё детство, как прекрасное время. Посмотрите, что сейчас льётся с экранов телевизора… какие поют песни… и, что доступно в Интернете для каждого ребёнка. Вот она — та самая свобода слова и гласность. Свобода, которая в первую очередь воспитывает в подрастающем поколении жестокость и равнодушие. А что же будет дальше?..
Смотрите также:
Что мы делали раньше и не стали делать сейчас.
Как современное подрастающее поколение воспринимает СССР.
Сделано в СССР или всё же украдено за рубежом? Как в Советском Союзе воровали Западные идеи.
Обстановка в стиле «РЕТРО». Как жили наши родители в СССР.
Источник