Развитие ребенка на сопоставление

Развитие ребенка на сопоставление thumbnail

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Югорка»

Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности для детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа: выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи; выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.

Однако надо иметь в виду, что дошкольники с речевым недоразвитием и задержкой психического развития с большим трудом устанавливают сходство, дети с нормой психофизического развития также это делают хуже, чем нахождение различий.

Не всегда надо сразу использовать два этапа, их можно провести и последовательно.

В дидактических играх данного типа можно выделить пять основных видов деятельности старших дошкольников.

1. Обследование сравниваемых предметов.

2. Выявление их сходства.

3. Поиск и установление причин сходства.

4. Выявление различий.

5. Поиск и установление причин различий.

Желательно, чтобы один из двух сопоставляемых в игре объектов ранее сравнивался воспитателем с третьим. Так, например, игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?» проводится после занятия «Заяц и бурый медведь». Это помогает детям самостоятельно искать причины сходства и различия, ставить перед собой вопрос «почему?» и отвечать на него.

Игра «Чем и почему похожи и не похожи стол и стул?»

Цели:

1. Научить детей сравнивать предметы и их составные части.

2. Научить находить зависимость строения мебели от ее назначения.

3. Развивать активный словарь, фразовую речь.

4. Научить правильно оборудовать кукольную комнату, используя стол и стул по назначению.

Подготовка

1. Подбираются столы и стулья, игрушечная мебель, рисунки с их изображениями, желтые и зеленые фишки.

2. Педагог проводит с детьми беседу о мебели разного назначения, ее особенностях.

3. Педагог и дети обследуют столы и стулья, рассматривают рисунки с их изображением.

Дети должны найти признаки сходства и различия, установить их причины. Затем оборудовать кукольную комнату, разместив на столе посуду, посадив за стол кукол. За правильное выявление признаков сходства и различия дети получают желтую фишку, причин — зеленую. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Признаки сходства. Стол и стул сделаны из дерева, имеют по четыре ножки; нужны для того, чтобы человеку было удобно.

Причины сходства. Стол и стул — мебель, поэтому они похожи. Четыре ножки нужны для того, чтобы мебель стояла устойчиво, не качалась.

Признаки различия. У стула есть сиденье и спинка, а у стола нет. У стула ножки короче, чем у стола. На стол ставят тарелки и другую посуду, а на стул нет.

Причины различия. Стул и стол имеют разное назначение: на стуле сидят, за столом едят. Разную форму. Ножки у стула короче, чтобы удобнее было сидеть, на спинку можно облокачиваться. Столу спинка не нужна, она бы только мешала.

Таким образом, в играх можно целенаправленно развивать процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнении

Упражнения в схемах «Восстанови последовательность событий»

Цель: Закрепить понимание причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.

Схемы или картинки ребенок должен расположить в соответствии с последовательностью явлений, событий, рассказать о том, что было сначала, а что потом. Это упражнение необходимо проводить после наблюдений. Особенно ценно оно для детей с речевым недоразвитием и задержкой психического развития.

Схемы по установлению причинно-следственных связей

Игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?»

Цели:

1. Закрепить знания о диких животных: научить сравнивать, понимать зависимость строения тела, внешнего вида, поведения животных от среды обитания, способа добывания пищи.

2. Развить активный словарь.

3. Научить оборудовать в «зоопарке» соответствующую потребностям животных среду обитания.

Подготовка

1. Подбираются игрушечные белые и бурые медведи, рисунки с их изображениями в естественной среде обитания, желтые и зеленые фишки, мелкий строительный материал, модели к построению загона в «зоопарке».

2. Педагог проводит беседу об особенностях животных.

3. Педагог и дети посещают зоопарк.

4. Педагог и дети обследуют игрушечных животных, рассматривают рисунки.

Дошкольники должны сначала назвать признаки различий и их причины, а затем признаки сходства и его причины, правильно подобрать оборудование для «зоопарка». За более полное выявление различных и сходных признаков дается желтая фишка. За установление причин различия и сходства — зеленая. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Признаки различия. Бурый медведь живет в лесу, а белый — во льдах северных морей. Шерсть у белого медведя гуще. Он охотится на тюленей, а бурый медведь этого не делает. У бурого медведя берлога из ветвей, у белого — из снега.

Причины различия. Цвет меха делает белого медведя незаметным на льдине, а бурого — в лесу. Шерсть у белого медведя гуще потому, что на Севере холоднее. Он не делает берлогу из веток, потому что во льдах не растут деревья. Бурый медведь не охотится на тюленей, потому что они не живут в лесу. Бурый и белый медведи различны потому, что один из них приспособлен к жизни в лесу, а другой — на льдине.

Признаки сходства. По форме и строению тела белый и бурый медведи очень похожи. Тело у них покрыто густой шерстью, есть крепкие большие зубы. Медведи — крупные, сильные, самостоятельно добывают пищу.

Причины сходства. Белый и бурый медведи похожи потому, что они — дикие звери одного вида, хищники.

Игра «Чем и почему похожа и не похожа посуда?»

Цели:

1. Развить наблюдательность детей, учить сравнивать предметы.

2. Научить находить связь между назначением, формой посуды и материалом, из которого она сделана.

3. Развивать активный словарь, фразовую речь.

4. Научить правильно расположить посуду по назначению для оборудования кукольной кухни и столовой для приема гостей.

Подготовка

1. Подбираются кухонная, столовая и чайная посуда, рисунки с ее изображениями, желтые и зеленые фишки.

2. Педагог проводит с детьми беседы об особенностях кухонной, столовой и чайной посуды.

3. Дети и педагог обследуют игрушечную посуду, игрушечные и настоящие чайники и чашки, рассматривают рисунки с их изображениями.

Сначала нужно назвать признаки и причины сходства, например фарфорового чайника и чашки, а затем — различия. Далее разложить посуду в соответствии с местом назначения: кухня, стол для обеда, стол для чаепития. За правильное установление признаков сходства и различия играющий получает желтую фишку, причин — зеленую. Выигрывает набравший больше фишек.

Читайте также:  Развитие костей грудного ребенка

Признаки сходства. У чашки и чайника по одной ручке сбоку, они сделаны из фарфора, твердые, гладкие, непрозрачные, бьющиеся. В чашке и фарфоровом чайнике бывает чай.

Причины сходства. Фарфоровый чайник и чашка — чайная посуда.

Признаки различия. У чайника есть крышка и носик, у чашки нет. Носик нужен для того, чтобы было легче наливать заваренный чай в чашку. У чашки нет носика потому, что пить из нее тогда было бы неудобно. Крышка нужна чайнику для того, чтобы чай в нем лучше заваривался. Крышка на чашке мешала бы положить в нее сахар и размешивать его ложечкой, пить чай.

Причины различия. Чайник и чашка имеют различное назначение, а поэтому и разную форму: в чайнике чай заваривают, а из чашки его пьют.

В данной игре аналогично сравнивают эмалированный и фарфоровый чайники, кастрюлю и тарелку, кружку и сковороду.

Источник

Светлана Халеева
Ипользование приёма сравнивания у детей дошкольного возраста

Приём сравниваниерассматривается как двусторонний процесс: ребенок использует его в целях познания, а педагог для передачи детям знаний и формирования их представлений. В первом случае сравнение выступает как мыслительная операция, во втором как дидактический прием.

Прием сравненияможет быть использован на любом этапе обучения: при сообщении новых знаний или закреплении уже имеющихся. Наиболее ценным является применение сравнения на первом этапе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы. И самое главное у них появляется глубокий интерес к природе.

Сравнение должно проводиться систематически.

Сравнение — один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно есть ступень на пути познания закономерностей и законов. В дошкольном возрасте ребенку приходиться разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами явлениями действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления все шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Существует много путей развития мышления. Один из путей — обучение сравниванию. Развитие мышления дошкольника, в частности развитие его умения сравнивать, представляется очень важной проблемой. Гармоничная, всесторонне развитая личность не может сложиться без полноценного умственного развития. Вопрос умственного развития является в то же время и одним из важных вопросов воспитания личности. В развитии дошкольника в становлении его интеллекта участвуют обе стороны обучения и содержание знаний, и те умственные умения, которыми овладевает ребенок, усваивая и применяя эти знания.

Стремление осмысливать предметы и явления окружающего мира при помощи сравнения присуще человеческому мышлению. Разум человека тяготеет к сравнению, к определению новых для него предметов и явлений как похожих или не похожих на что-нибудь хорошо известное. Это нашло отображение в языке. Многие слова, употребляемые для описания,содержат признак сходства: серповидный, яйцеобразный, слоноподобный и т. д. Значительное количество идиом основано на сравнении: как в воду канул, как сыр в масле катается, свалился как снег на голову.Названия многих предметов и живых существ основаны на их сходстве с другими: рыба — пила, рыба — конек, морской еж, ушная раковина, коленная чашечка. В учебном процессе сравнение играет огромную роль. Сравнение, умело использованное педагогом, помогает ребенку представить себе и понять предметы и явления, выходящие за рамки его жизненного опыта и недоступные его воображения.

Прием сравненияиспользуется на любом этапе обучения: при сообщении новых знаний или закрепление уже имеющихся. Наиболее ценным является применение сравнения на первом этапе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать обобщать, делать выводы. Сравнение проводится систематически. Роль сравненияна каждой стадии обучения специфична: применение этого приема зависит от дидактической задачи и содержания познавательного материала. Принимая во внимание этапность развития у дошкольников умения сравнивать, можно установить последовательность организации наблюдения. Способы сравнения, которые предлагают детям, могут быть различны. Кроме сопоставления, в процессе непосредственного наблюдения используются сравнение по наглядным пособиям (иллюстрациям, фото, игрушка, а также по памяти. Выбор того или иного способа зависит от этапа обучения, возраста и опыта детей.

Источник

Технология обучения детей составлению сравнений

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Обучение детей выразительности речи — одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Разработанные нами алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 — 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).

Читайте также:  Вологда группы раннего развития ребенка

Технология обучения детей составлению сравнений

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

воспитатель называет какой-либо объект; обозначает его признак; определяет значение этого признака; сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Пример:

цыпленок (объект №1); по цвету (признак); желтый (значение признака); такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак — это понятие более общее, чем значение данного признака.

Пример: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».

Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме — солнце, колесо, тарелка).

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

На пятом году жизни тренинги усложняются:

в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята); в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Пример: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение — золотистое — выбрано ребенком).

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, умение сопоставлять признаки предметов, обобщает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Муниципальное дошкольное обучающее учреждение «Детский сад №98»

Выступление на семинаре.

«Технология обучения детей составлению сравнений»

                                                                                      Подготовила

                                                                                      воспитатель 1 кв.категории

                                                                                      Сюндюкова Е.Е.

Саранск, 2019 г.

Источник

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Основу развития мышления составляет формирование совершенствования мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по следующему закону: сначала ребенок действует во внешнем плане, оперируя непосредственно с предметами и изменяя их состояние или свойства, затем происходит интериоризация этих действий, т.е. переход во внутренний план, они превращаются в действие мыслительное. При этом мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками (словами, числами и др.). В соответствии с этим различают три формы мыслительной деятельности — наглядно-действенную, образную и словесно-логическую. Мышление, оперирующее знаками, называется логическим. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей степенью развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой умственной деятельности, но и обобщенных знаний об этих существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приёмами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. на первых этапах формирование этих приёмов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления. Предлагаемые ниже игры отвечают данному требованию и направлены на развитие казанных приемов.

Сравнение — это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5-6 годам ребенок обычно умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего несколько признаков ( например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не опирается на разносторонний анализ объекта. в ходе обучения приёму сравнения ребенок должен овладеть следующими умениями: 1. Выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления его с другими объектами. дети 5-6 лет обычно выделяют в предмете 2-3 свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другими предметами, обладающими иными свойствами. Заранее подбирая предметы для сравнения можно постепенно научить ребенка видеть в них такие свойства, которые ранее были от него скрыты. Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением — значит научиться не только выделять свойства предмета, но и называть их. 2. Определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов. Когда ребенок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства у двух предметов, а потом у нескольких. 3. Отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или их легко находимы. После того как ребенок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг : научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. Дошкольникам довольно трудно находить существенные признаки объекта, поэтому сначала акцент в обучении нужно сделать на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. Для этого лучше использовать задания с наглядным материалом, в котором существенный признак заранее задан или находиться как бы на «поверхности», чтобы его легко было обнаружить. Например, два разных цвета могут быть похожи друг на друга или отличаться очень многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков. Но у всех остается неизменным одно свойство : давать плод, что и позволяет называть их цветами. Если взять другую часть растения, не имеющую этого свойства (листья, веточки), то её уже нельзя назвать цветком. Таким образом, если менять «несущественные» свойства, предмет будет относиться по-прежнему к тому же понятию, а если изменить «существенное» свойство, предмет становится другим. Затем можно попробовать показать на простых примерах, как относятся между собой понятия «общий» признак и «существенный» признак. Важно обратить внимание ребенка на то, что «общий» признак не всегда является «существенным», но «существенный» — всегда «общий». Например, покажите ребенку два предмета, где «общий», но «несущественным» признаком у них является цвет, а «общим» и «существенным» — форма. Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок овладения приёмов обобщения.

Читайте также:  Проект развитие личности ребенка

1. «исследователи»

Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком – исследователи. Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделить в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении другими предметами.

Например: нужно назвать этот предмет, сказать, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан: похож «на», отличается «от»(каких-нибудь других предметов, что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударить по нему, подбросить и т. д.

2. «найди вырезанные кусочки«

Игра для тренировки приема «сравнение».

Эту игру знают и используют многие.

На рисунке с определенным узором вырезаны два или более кусочка. Необходимо найти эти кусочки среди представленных для сравнения.

hello_html_m193fe443.jpghello_html_m16222c3a.jpg

3. «чем похожи и чем отличаются ?»

Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Для игры необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления. Например:

Платье и кроссовки. Тетрадь и книга.

Роза и тюльпан. Клюшка и ракета. Заяц и волк. Рыбы и птицы. Сосна и каштан. Море и океан. Холодильник и пылесос. Человек и обезьяна.

Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в неё объекты. Необходимо указать как можно больше признаков (или свойств) отличия и сходства.

4. «Зачем и почему ?»

С помощью этой игры, построенной только на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его общей эрудиции.

Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить.

Вопросы должны быть трех типов: 1. На предположение, угадывание, додумывание. 2. на выяснение причины или смысла происходящих событий. 3. На принятие решения и планирование своих действий Вот несколько примеров:

Вопросы первого типа:

— как ты думаешь, зачем мама ходит на работу? — …зачем эти люди пришли в ресторан? — …для чего нам нужны книги? — …для чего нам нужны плиты? — …для чего нам нужны ножницы? — …для чего человек спит? -… зачем нам нужен телефон?

Вопросы второго типа:

— Почему масло тает на раскаленной сковородке? — Почему вода в холодильнике замерзает? — Почему зимой включают отопление? — Почему предметы падают вниз, а не в верх? — Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбе?

Вопросы третьего типа:

— Мы хотим пригласить на следующее воскресение гостей. Перечисли все, что мы должны сделать. — Денис пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего? — В очереди Миша втиснулся впереди Марины. Как ей быть? — Катенька пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться? — Как узнать сколько времени?

5. «Я знаю».

Эта игра тоже давно всем известна. В своё время мы играли её с мячом.

Поэтому эта словесная игра интересна тем, что у малыша есть возможность развивать не только способность к конкретизации понятий, но и координацию движений.

Ведущий задает общее название, понятие, для которого нужно назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, мы играли так: бросали мяч партнеру и говорили: Я — бросок обратно: знаю – пять — имен – девочек. Или: Я – знаю – пять – названий – растений. В принципе, количество слов можно и не ограничивать. Для игрыможно использовать все обобщающие понятия, входящие в лексические темы. Потом можно перейти к более абстрактным понятиям. Например: какая бывает погода? Какие ты знаешь праздники? Назови все, что летает.

6. «Назови одним словом».

Игра на обобщение.

Она словесная, поэтому никакого специального материала, кроме следующий групп слов, не требуется.

1. Молоток, пила, рубанок – (столярные инструменты)

2. Суп, каша, котлета – (еда)

3. Компот, чай, сок – (напитки)

4. Юла, пирамидка, кукла – (игрушки)

5. Украина, Германия, Россия – (страны)

6. Запад, восток, север – (стороны света)

Игра может быть более сложной, если ввести такое дополнение – перед тем, как назвать обобщающее слово, ребенок должен добавить к названным трем словам еще два- три своих слова, имеющих отношение к данной группе.

Источник