Развитие ребенка мягкий знак

Развитие ребенка мягкий знак thumbnail

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Мягкий знак»

Цель: Закрепить знания детей о мягком знаке

Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, фломастеры

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Безголосый он добряк,

Всё смягчает.

(Ь)

Воспитатель: Правильно, это мягкий знак.

Сегодня мы будем изучать мягкий знак.

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

II. Основная часть.

Один ребенок делает задание у доски. К доске пойдет Ильнур.

(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС).

Воспитатель. Если согласный в слове произносится мягко, после него ставится мягкий знак.

1. Игровое упражнение «Отгадай-ка»

Цели: закрепить зумения находить и писать мягкий знак словах.

Ильнур:

Листья-мягкий знак находиться в середине слова, пишем черным цветом

Пять- мягкий знак находиться в конце слова, пишем черным цветом

Платье— мягкий знак находиться в середине слова, пишем черным цветом

Воспитатель: Теперь в пустых квадратах нарисуй Ильнур предметы с мягким знаком

Ильнур:

Ель— мягкий знак находиться в конце слова, пишем черным цветом

Семь— мягкий знак находиться в конце слова, пишем черным цветом

Рожь— мягкий знак находиться в конце слова, пишем черным цветом

2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

Конспект занятия по обучению грамоте «Мягкий знак»

5. Игра «Весенние прятки»

Цели. Закрепляем знания ребенка о приметах весны и весенних месяцах. Учим писать их названия. Развиваем умение угадывать знакомые буквы по их неполному написанию. На примере слова апрель закрепляем знания о букве Ь (смягчение предшествующего согласного). Тренируем умение согласовывать порядковые числительные с существительными. Закрепляем умение использовать предлоги и словосочетания за, перед, на, в, слева от, справа от.

Ход игры. Рассматривая картинку, ребенок определяет изображенное на ней время года (весна). Взрослый сообщает, что на рисунке не только изображена весна, но и написаны названия весенних месяцев. Дается задание: найти на рисунке названия месяцев и обвести входящие в них буквы разными карандашами (март — синий, апрель — зеленый, май — красный). Ребенок рассказывает, где он нашел каждую букву. (М — за сугробом, слева от дерева; Я — на веточке дерева; Р — за сугробом справа от дерева; Т — на крыльце домика — МАРТ. Затем ребенок по порядку пишет названия весенних месяцев, цифрой в кружке отмечая их очередность и называя порядок следования (Первый — март, второй — апрель, третий — май). В заключение ребенок раскрашивает весеннюю картинку.

6. Игра «Составь предложение» (Слог, слово, предложение)

Цели. Развиваем умение составлять из предложенных слогов слова, а из слов предложения. Закрепляем знание названий знаков препинания (. !) и правило постановки одного из них в конце предложения. Тренируем умение читать предложения с определенной интонацией в зависимости от знака в конце него. Закрепляем умение разбирать предложение по количеству слов и составлять схему предложения.

Ход игры. Ребенок читает слоги, составляет из них слова, стрелкой указывая, какие слоги для этого нужно соединить (вес —> на, при —» шла). Затем он составляет и записывает предложение из этих слов, вспоминая правила о написании первого слова в предложении с заглавной буквы и постановке знака препинания в конце предложения: Весна пришла.

Ребенок называет знаки, написанные рядом (.) и объясняет их значение. Взрослый предлагает прочитать записанное предложение с разными интонациями, комментируя, какой знак должен стоять в конце. Ребенок анализирует предложение по количеству слов и рисует его схему.

7. Игра «Времена года»

Цели. Закрепляем умение узнавать очертания знакомых букв, отличать и выделять неправильно написанные буквы.

Учим определять пропущенные в слове буквы и самостоятельно дописывать слова. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ при подборе к слову звуковой схемы. Закрепляем знание времен года и умение писать их названия. Закрепляем умение дифференцировать согласные и гласные.

Ход игры. Взрослый объясняет, что в каждом ряду таблицы написано слово. Ребенок должен догадаться, как его расшифровать (прочитать, и подобрать соответствующую ему звуковую схему из представленных ниже. Он раскрашивает схему и записывает над ней соответствующее слово.

Взрослый предлагает догадаться, какого слова не хватает, и объяснить свою догадку (осень, так как здесь написаны названия времен года). Ребенку дается возможность самому «зашифровать» это слово аналогично предыдущим. Затем он записывает и это слово над схемой, раскрашивает схему. (Здесь нужно вспомнить правило о смягчении согласных мягким знаком.)

Взрослый предлагает дописать название проведенной игры — «Времена года». Ребенок должен сам назвать и вписать «потерявшиеся буквы». При этом он обобщает пропущенные буквы: в первом слове — согласные, во втором — гласные.

Развитие ребенка мягкий знак

Итог занятия. Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что вам было интересно? Почему?

— Ну что ж наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо поработали

Источник

Старшая подгруппа

тема: Буква мягкий знак

цель: познакомить с буквой «Ь»

задачи:

Коррекционно-обучающие:

учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь

формировать умение объяснять орфограмму

Коррекционно – развивающие:

развивать фонематическое восприятие и слух,

Читайте также:  Развитие артикуляции ребенка до года

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно – воспитательные:

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,

воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: фланелеграф, касса букв, сигнальные карточки «светофор», схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук), тетради, карандаши

Ход занятия:

  1. Организационный момент

садится тот, кто назовет слово со звуком [Ч’]

  1. Повторение пройденного материала:

— Что вы знаете о звуках родного языка? (Звуки бывают гласные и согласные.)

— Что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки бывают первого и второго ряда).

— Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими).

— Когда согласные звуки звучат в словах мягко? (Перед гласными второго ряда).

— Какие согласные звуки бывают только твёрдыми? Только мягкими?

— Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт слов?» — прослушать и повторить за логопедом слова: уголь, пыль, пень, конь, букварь, карась, кровать, тополь, окунь, огонь, зверь, олень.

3. Знакомство с новым материалом.

1. — Как звучал последний согласный звук во всех этих словах? (Мягко).

— А почему он звучал мягко?

2 . Звуковой анализ слова угол.

— Назовите 1й звук, какой он?

— Какой звук 2, 3?

— Сколько всего звуков в слове?

— Замените в схеме слова последний твёрдый звук Л на мягкий. (меняем синий квадратик на зелёный).

— Как теперь звучит слово? Произнесите его!

— УГОЛЬ.

— Давайте обозначим буквами слова УГОЛ и УГОЛЬ.

— Какую нужно добавить букву, чтобы уголь превратился в уголь? (Мягкий знак).

Есть такая буква – помощница, которую пишут после согласных букв, если согласный звук в слове произносится мягко. Это буква – мягкий знак.

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

4.Развитие фонематического слуха и восприятия. Речевая зарядка.

Аль-оль-уль-иль ать-оть-уть-ить авь-овь-увь-ивь

Ась-ось-усь-ись арь-орь-урь-ирь Ань-онь-унь-инь

Ять-ять-ять – мы пошли гулять

Онь-онь-онь – на лугу пасётся конь

Ень-ень-ень – в саду растёт сирень

5. Дидактическая игра «Светофор».

Логопед произносит слова, дети должны поднять зелёный сигнал, если услышат, что последний звук в слове мягкий: стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.

6. Физминутка. Координация речи с движением.

Утром рано мы проснулись, потирают глаза

Сладко, сладко потянулись. Потягиваются

Чтобы сон ушёл, зевнули, зевают

Головой слегка тряхнули. покачивают головой

Разбудил нас бег на месте легко бегут на месте

К ванне побежали вместе.

Умывались и плескались, делают массирующие движения по лицу, шлёпают

ладонями по телу.

Зубы вычистить старались указательным пальцем «проводят» вдоль зубов

Причесались аккуратно проводят рукой сверху вниз вдоль волос.

Приоделись все опрятно делают движения руками вдоль тела сверху вниз

Не хотим мы больше спать! грозят указательным пальцем

Будем весело играть! Хлопают в ладоши

7.Знакомство с буквой Ь.

— Сколько букв в слове уголь?

— Сколько звуков? Букв 5, а звуков 4.

Буква Ь не обозначает звука, а только подсказывает, как надо читать согласный звук. Напечатаем новую букву:

Буква Р перевернулась.

Мягким знаком обернулась.

8. Закрепление нового материала.

Логопед предлагает детям послушать сказку про букву Ь.

Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости и распевали свои песенки. (Чтение детьми слогов с гласными второго ряда)

Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил, она не обозначала звука.

— Что это за буква? – смеялись они.

Вот эта буква. (Логопед показывает букву Ь.)

— Как она называется? (дети называют букву).

Буква молчала, не умела говорить, никто с ней не дружил, жилось ей одиноко.

Как – то раз, стали буквы составлять слова, это было их любимое занятие.

— Послушаем, что это были за слова. Но они зашифрованы загадкой:

— Без головы, а в шляпе, одна нога – и та без сапога. (гвоздь)

Стали буквы составлять слово ГВОЗДЬ. А получается только – ГВОЗД.

— Что то у нас не так получается! – говорили буквы. Звук Д в слове мягко звучит, а у нас твёрдо. Позвали букву И встать после буквы Д.

— Что получилось? – Гвозди.

— Что же делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.)

Позвали буквы Ь, он с радостью согласился помочь и встал в конце слова.

— Что получилось? (Гвоздь.)

Развеселились буквы и стали все приглашать в гости Ь.

Буквы предлагают ребятам отгадать другие загадки и самостоятельно напечатать отгадки:

Кто приходит, кто уходит – все её за ручку водят. (Дверь.)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

Спит или купается, всё не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.)

С тех пор согласные буквы часто приглашают мягкий звук в гости. И не только, чтобы смягчить последний согласный в конце слова, но и в середине слова между согласными.

  1. Самостоятельная работа в тетрадях

Раскрасить букву мягкий знак и выполнить задания в тетраде

Итог занятия. 

С какой новой буквой познакомились дети?

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка орша

Чем отличается новая буква от уже знакомых?

Зачем нужна в словах буква Ь?

Когда нам на помощь при письме приходит новая буква?

Назовите слова с мягким звуком.

Источник

Анна Иноземцева
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»

Цель: познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак. Объяснить значение букв в словах. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на доску и скажите, с какими буквами мы сегодня с вами познакомимся?

Да ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами, которые не обозначают звуков, и поупражняемся в нахождении этих букв в словах и тексте.

А теперь послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)

Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим).

А что тогда можно увидеть и написать? (буквы).

Сейчас я буду показывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв).

А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква — звук». Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву, а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква, затем меняемся.

Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы, с которыми мы сегодня с вами познакомимся, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

Физминутка (встаём в круг)

Бедный мишка заболел

Мишка много мёду съел (идут по кругу)

Мишка плачет и кричит:

«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)

Мишка стонет, слёзы льёт

У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)

Непослушный, жадный мишка

Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)

(На доске Ь)Дети посмотрите на доску, какая это буква? Это мягкий знак, он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова,которые на доске: ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак, то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим,какие слова получатся: ель, конь, банька.

Молодцы!

Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова: семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

Молодцы!

Дождик льётся, вьюга вьётся.

Как им это удаётся?

Это знак старается,

Мягким называется.

Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть — сеть). Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.

Тень.

Вот уходит (день)

Наступает (тень)

Свет уходит… (прочь)

Наступает… (ночь)

Все зверята (спать)

Будет день (опять)

Будет всё… (звенеть)

Золотая… (сеть).

(На доске Ъ) Дети какая это буква? Это буква твёрдый знак, стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

Прочитайте слова: съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, спать, спеть, играть, отъезд, объезд, подъём.

Мягкий знак и твёрдый знак

Разговаривали так:

-Сколько я пирожных съел?

Мягкий знак ответил:

-Семь.

Ну вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита. Теперь когда будите встречать эти буквы в тексте, вы будите знать для чего они там стоят.

С какими буквами мы сегодня познакомились?

Что указывает мягкий знак?

Что мы узнали о твёрдом знаке?

Молодцы!

Источник

Инна Шерстнева
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Буква «мягкий знак»

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Буква мягкий знак

Цель: Познакомить с буквой «Ь». Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме. Научиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака в конце слов.

Задачи:

— Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем.

— Формировать навыки звуко — буквенного и слогового анализа.

— Развивать навыки преобразования слов.

— Закреплять понятия «звук — буква«.

— Совершенствовать навыки чтения и письма.

— Развивать познавательные процессы.

Оборудование: магнитная доска, касса магнитных букв, схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук, «светофорики» — синий, зеленый квадратики на палочке, листочки с заданием, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент

садится тот, кто назовет слово со звуком [Л’]

2.Повторение пройденного материала:

— Что вы знаете о звуках родного языка? (Звуки бывают речевые и неречевые, гласные и согласные.)

— Что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки бывают первого и второго ряда). Повторение гласных звуков.

— Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими). Повторение твердых согласных звуков.

— Когда согласные звуки звучат в словах мягко? (Перед гласными второго ряда).

— Какие согласные звуки бывают только твёрдыми? Только мягкими? Повторение только мягких, твердых звуков.

— Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт слов?»— прослушать и повторить по памяти слова: уголь, пыль, пень, конь, букварь, карась, кровать, тополь, окунь, огонь, зверь, олень.

Читайте также:  Ребенок и его развитие до года внешней

— Кто может повторить несколько слов подряд, назвав последний звук в слове?

— Как звучал последний согласный во всех этих словах? (Мягко)

3. Знакомство с новым материалом.

Логопед предлагает детям послушать сказку про букву «Ь».

Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости и распевали свои песенки. (Чтение детьми слогов с гласными: ЛЯ, МЫ, НО, БА).

Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил, она не обозначала звука.

— Что это за буква? – смеялись они.

Вот эта буква. (Логопед показывает букву Ь.)

— Как она называется? (дети называют букву).

Буква молчала, не умела говорить, никто с ней не дружил, жилось ей одиноко.

Как – то раз, стали буквы составлять слова, это было их любимое занятие.

— Послушаем, что это были за слова.Но они зашифрованы загадкой:

— Деревце колючее, зелёное, пахучее. Прилетела к нам метель,

Стала белой наша. (ель)

Стали буквы составлять слово ЕЛЬ. А получается только – ЕЛ.

— Что то у нас не так получается! – говорили буквы. Звук Л в слове мягко звучит, а у нас твёрдо. Позвали букву И встать после буквы Л.

— Что получилось? – ЕЛИ.

— Что же делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.)

Позвали букву «Ь», он с радостью согласился помочь и встал в конце слова.

— Что получилось? (ЕЛЬ)

Развеселились буквы и стали все приглашать в гости Ь.

Буквы предлагают ребятам отгадать другие загадки и самостоятельно составить отгадки (из букв отгадок к загадкам выстроили хоровод):

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

Спит или купается, всё не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.)

С тех пор согласные буквы часто приглашают мягкий звук в гости. И не только, чтобы смягчить последний согласный в конце слова, но и в середине слова между согласными.

Закрепление. Игра «Преобразование слов»: день — пень — лень— тень. (Объяснить значение слов)

4. Развитие фонематического слуха и восприятия. Речевая зарядка.

Повторить на слух за логопедом:

Аль-оль-уль-иль ;ать-оть-уть-ить; авь-овь-увь-ивь;

ась-ось-усь-ись; арь-орь-урь-ирь; ань-онь-унь-инь

Прочитать с разной интонацией.

Ять-ять-ять – мы пошли гулять.

Онь-онь-онь – на лугу пасётся конь.

Ень-ень-ень – в саду растёт сирень.

5. Дидактическая игра «Светофор».

Логопед произносит слова, дети должны поднять зелёный сигнал, если услышат, что последний звук в слове мягкий: стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.

6. Физминутка. Координация речи с движением.

«Дом»

Мы хотим построить дом, Руки над головой «домиком».

Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».

Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял, Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял. Соединить пальцы и приставить «ушки» к голове.

Солнце было, Поднять кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл, «Стряхивающие» движения

И тюльпан в саду расцвел. Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки развести.

7. Закрепление нового материала.

Звуковой анализ слова угол.

Произносим слово, делим на слоги, находим ударный.

— Назовите 1й слог, какой это звук гласный или согласный? Какой звук 2, 3?

— Сколько всего звуков в слове? Сколько букв?

— Замените в схеме слова последний твёрдый звук Л на мягкий. (Меняем синий квадратик на зелёный).

— Как теперь звучит слово? Произнесите его!

— УГОЛЬ.

— Давайте обозначим буквами слова УГОЛ и УГОЛЬ.

— Какую нужно добавить букву, чтобы уголь превратился в уголь? (Мягкий знак).

Посчитаем звуки и буквы в слове УГОЛЬ.

Есть такая буква – помощница, которую пишут после согласных букв, если согласный звук в слове произносится мягко. Это буква – мягкий знак.

8. Самостоятельная работа

Выполни задание.

Вставить нужную букву. Учитель – логопед читает стихотворение.

Дополнительное задание: обведи только «Ь»

Итог занятия.

С какой новой буквой познакомились?

Чем отличается новая буква от уже знакомых?

Зачем нужна в словах буква «Ь»?

Когда нам на помощь при письме приходит эта буква?

Назовите слова с мягким звуком.

Приложение 1

Повтори как можно больше слов: уголь, пыль, пень, конь, букварь, карась, кровать, тополь, окунь, огонь, зверь, олень.

Деревце колючее, зелёное, пахучее. Прилетела к нам метель, стала белой наша (ЕЛЬ)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

Спит или купается, всё не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.)

Слова для «светофориков»: стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.

Игра «Преобразование слов»: день — пень — лень— тень.

Приложение 2

1.Повторение пройденного материала: по ленте букв – звуков.

2. Запоминание и определение последнего звука в словах.

3. Сказка про «Ь». ЛЯ, МЫ, НО, БА; ЕЛ — ЕЛЬ

4. Загадки с отгадками в хороводе. ЛОСЬ, ГУСЬ.

5. Игра «Преобразование слов».

6. Речевая зарядка. СТОЯ

7. Д/И «Светофорчики»

8. Физминутка.

9. Закрепление нового. УГОЛ – УГОЛЬ

10. Печатание «Ь»

Источник