Развитие ребенка как полноценной личности
1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.
В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ «Я» складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:
Он рано узнаёт себя в зеркале
Откликается на своё имя
Сам начинает активно пользоваться местоимением «Я»
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.
Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения «мне»,» ты», по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.
3. Факторы,влияющие на формирование личности.
Источник
Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.
Что такое формирование личности
Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.
По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.
Фазы развития личности
Имеется три фазы формирования личности ребенка
Адаптация
Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.
Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.
Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.
Индивидуализация
У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.
Интеграция
У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.
Какие факторы влияют на развитие личности ребенка
На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.
Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.
Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.
Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.
Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей
Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.
Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.
Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.
Какие ошибки допускают родители при воспитании личности
При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.
Категорический запрет
Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.
Гиперопека
При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.
Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.
Чрезмерная требовательность
Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.
Нотации
Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.
Безмерное баловство ребенка
Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.
Какие условия обеспечат успешное формирование личности
Важные условия для формирования личности ребенка.
Пример родителей
Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.
Коммуникация с окружающими
Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.
Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.
Забота и внимание
Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.
Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.
Смотреть видео
Источник
От автора: Молодая мама задала мне вопрос: как развивать полноценную личность в ребенке? Мне очень нравится вопрос, он вовремя и правильно задан. Но есть ли на него единственно правильный ответ?
Эх, если бы мы знали готовый ответ! Насколько меньше манипуляций и манипуляторов было бы вокруг, меньше бытовых конфликтов и локальных войн. Насколько больше было бы свободно проявленных талантов и счастливых человеческих судеб. Эх, если бы да кабы во рту росли…
Кстати, этот вопрос напоминает мне сказочный сюжет: «пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю, что».
Сейчас поясню, что имею ввиду. Конечно у каждого своя сказка, уникальный путь героев и неизвестный финал. Конечно у меня тоже нет готового рецепта или пошагового алгоритма: делай раз, делай два, делай три и на выходе вот тебе готовая личность!
Иногда мне кажется, что 20 лет «введения в проблему» мне были даны лишь для того, чтобы только сейчас приступить к практике. Как по мне, то развитие личности ребенка – творчество в чистом виде. В чистом виде включённый эксперимент, который мы, родители, проводим на свой страх и риск. Без гарантий результата и с верой в успех. Чем не путь сказочного героя? Сказки про взросление ребенка есть, а где сказка про взрослеющего родителя? Родителя, который продирается через свои «простые» с «сложные» родительские страхи, учится замедляться, радоваться мелочам и не впечатляться от пустяков? Я такой сказки не читала, а вы?
Наверное я, как и каждая мама, пишу свою историю с реалистичным или сказочным сюжетом. Зависит от того, с какой стороны взглянуть. А если внимательно приглядеться, окажется, что в каждом сказочном сюжете есть что-то общее: есть свои преграды, ресурсы и подсказки на пути.
После маминого замечательного вопроса начала записывать размышления по теме. Начали формулироваться эдакие ПОДсказки на пути развития личности ребенка.
Подсказка N 1. Верь в ребенка. Доверие и вера однокоренные слова. Вера не в религиозном смысле, а как свойство человеческой натуры. Человек не может жить без веры. Человек обязательно верит во что-то. В астрологический прогноз, котировки на бирже, магнитные бури, вирусы, силу искусства, силу денег. «Справедливости нет», «справедливость восторжествует», «доверять никому нельзя», «все воры», «детей нужно наказывать», «детей нужно поощрять». Список убеждений-верований у каждого свой. Во что верите вы? Формулировка «ребенок изначально личность» попадает в ваш список верований-убеждений? Вера родителей в то, что в каждом ребенке заложена личность похожа на веру агронома. Агроном уверен, что если весной засеять поле зернами пшеницы, то к осени на этом поле заколосится пшеница. Не гречиха, капуста или березовая роща. Именно пшеница. И речь не о благоприятных погодных условиях, климате, сортах, PH почвы, оборудовании, команде, образовании или других стартовых условиях агронома. Рассматриваем один аспект – агроном уверен в результате. Одна из причин этой уверенности -он более менее четко представляет себе конечный результат – налитые на солнце колосья, ветер свободно гуляет по золотой глади полей, 50-80 центнеров зерна с 1 гектара при очень хорошем урожае, 30-40 центнеров – средний показатель, 10 – если почти все плохо. При этом агроном не разрезает каждое зерно пополам, чтобы лично убедиться в его содержимом. Агроном создает и соблюдает условия. Те условия, при которых зерно даст всходы.
Подсказка N 2. Конструируй норму. Подсказка заложена в самом вопросе и это не Мерлин Монро. Мама спрашивает про ПОЛНОЦЕНУЮ личность. Отсюда предполагаем, что личность личности рознь. Если есть полноценная личность, значит могут быть и неполноценные варианты, правильно? А если это так, то придется выходить на некоторую НОРМУ. Хотите этого или нет, нравится это или не нравиться: как только речь заходит о развитии личности ребенка, родительский мозг начинают «бомбить» нормы разного калибра. «Раньше было нормально это», «вот это уже не норма», «о каких нормах идет речь в наши дни?!», «среднестатистическая норма», «возрастная норма», «нормы развития ребенка». Эти маленькие и большие «нормы», как назойливые мухи, роятся в голове родителей до тех пор, пока…До тех пор, пока вы не выбросите из головы мусор, пока не проведете в голове ревизию ценностей, пока не разложите по полочкам необходимый минимальный запас знаний из возрастной психологии,и пока не сконструируете свою норму под свою уникальную ситуацию, под своего неповторимого ребенка. С учетом окружающей среды конечно. А куда без нее? Но окружающая среда «прорастает» у нас в голове. В форме в форме норм и правил. Если ребенку сейчас год, то лет 5 в запасе у вас есть. А потом, в одно солнечное утро или дождливый вечер, ваш малыш подойдет к вам неслышно, тихо возьмет вас за руку, посмотрит в глаза чистым взглядом бога и все будет по Маяковскому. Хотя, первый разговор с ребенком про «что такое хорошо и что такое плохо» больше похож на репетицию той беседы, которая, может состоятся после жизни. Лучше подготовиться заранее.
Подсказка 3. Находи и выстраивай границы. Это самая сложная и результативная подсказка. Давайте рассмотрим на примере тела. Чего мы, родители, больше всего боимся, когдамалыш начинает исследовать территорию? Правильно, мы боимся, что бы он не поранил свое тело. Чего мы опасаемся, когда границы исследований ребенка с годами становятся шире? Чтобы руки-ноги были целы. Что для нас самое желанное, когда подросшее дитятко уходит в самостоятельный поиск за границы нашей видимости? Чтобы голова осталась на плечах. Границы и целостность физического тела ребенка для нас, родителей, ценны с самого рождения ребенка. Это само собой разумеется. А как на счет целостности личности и ее границ? Здесь начинаются сложности. Тело то мы видим. Как пахнет наш ребенок знаем. На крик «мама!» подпрыгиваем, быстро добегаем до цели, обнимаем родное чадо и утираем соленые слезы. А как пахнет личность? Из каких органов она состоит и где проходят ее границы? Здесь начинается соль. Рождение физического тела ребенка и «тела» его личности не совпадают во времени. Разница может быть от 2,5 до 3 лет. Первый признак того, что личность «проклюнулась», в криках «Я сам!» и категорическом отказе от той помощи, которая вчера принималась молча и легко.
Кто смотрит на нас глазами младенца? Кто дарит нам неповторимую первую улыбку через 2 месяца после прихода в этот мир? Сложно видеть личность в том, кому вытираешь попу по 2 раза в день, у кого изо рта бесконечно течет слюна, кто смешно коверкает слова и периодически умывается кашей. Нет никаких научных доказательств тому, что личность заложена в ребенке с рождения.
Четвертая подсказка как раз про «то, не знаю что». Но и так много текста получилось. Проверьте меня – совпадают ли первые три подсказки с тем, как вы развиваете личность своего ребенка? Что совпадает, а что отличается? О какой подсказке интересно поговорить более детально, а какая для вас подсказкой не является? Поделитесь, какими подсказками на пути пользуетесь вы?
© Розен Марина, 2020. Копирование возможно только с указанием автора и ссылки на данную статью. Все права защищены.
Источник