Развитие ребенка как научная область

Развитие ребенка как научная область thumbnail

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ

Цель математического развития дошкольников

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Подготовка к успешному обучению в школе.
  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

Задачи математического развития дошкольников

  • Формирование системы элементарных математических представлений.
  • Формирование предпосылок математического мышления.
  • Формирование сенсорных процессов и способностей.
  • Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
  • Формирование начальных форм учебной деятельности.

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ    «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.  «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени). «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.  «Ориентировка во времени»: представление о частях  суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

  • «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
  • «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).
  • «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
  • «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
  • «Ориентировка во времени»: представление о частях

суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Значение обучения детей математике

Значение обучения детей математике

  • Обучение ведет развитие, является источником развития.
  • Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ори­ентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентиро­ваться на «зону ближайшего развития».

Развитие ребенка как научная область

  • Значение обучения детей математике
  • Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.
  • Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.
  • С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Значение обучения детей математике   Обучение в повседневной жизни носит эпизодический ха­рактер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей. Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональны­ми способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

  • Значение обучения детей математике
  • Обучение в повседневной жизни носит эпизодический ха­рактер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
  • Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональны­ми способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Значение обучения детей математике    Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет пре­имущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

  • Значение обучения детей математике
  • Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет пре­имущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка Умственное  Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН Физическое  Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз Нравственное  Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность Эстетическое  Красота математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей

Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка

  • Умственное

Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН

  • Физическое

Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз

  • Нравственное

Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность

  • Эстетическое

Красота математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей

  • Трудовое математика является тяжелым трудом

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП   Сенсорное развитие (Ощущение и восприятие). Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в  процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания маленькими детьми  качественных и количественных признаков  предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер  предмета, ощупывание руками и др.).

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

  • Сенсорное развитие (Ощущение и восприятие).

Источником элементарных математических

представлений является окружающая реальная

действительность, которую ребенок познает в

процессе разнообразной деятельности, в общении со

взрослыми и под их обучающим руководством.

В основе познания маленькими детьми

качественных и количественных признаков

предметов и явлений лежат сенсорные процессы

(движение глаз, прослеживающих форму и размер

предмета, ощупывание руками и др.).

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП   Развитие мышления  Мышление — процесс сознательного отражения  действи­тельности в представлениях и суждениях.  В процессе формирования элементарных   математических представлений у детей  развиваются все виды мышления:  наглядно-действенное;  наглядно-образное; словесно-логическое.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

  • Развитие мышления

Мышление — процесс сознательного отражения

действи­тельности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных

математических представлений у детей

развиваются все виды мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП   III. Развитие памяти, внимания, воображения Память включает в себя запоминание («Запомни —   это квадрат»), припоминание («Как называется эта   фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»),   узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).  Внимание не выступает как самостоятельный   процесс. Его результатом является улучшение   всякой деятельности. Образы воображения   формируются в результате мысленно­го   конструирования объектов.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

  • III. Развитие памяти, внимания, воображения

Память включает в себя запоминание («Запомни —

это квадрат»), припоминание («Как называется эта

фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»),

узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный

процесс. Его результатом является улучшение

всякой деятельности. Образы воображения

формируются в результате мысленно­го

конструирования объектов.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП     IV.  Развитие речи  Математические занятия оказывают огромное  положитель­ное влияние на развитие речи ребенка:  1. обогащение словаря (числительные,  пространственные предлоги и наречия,  математические  термины, характери­зующие форму, величину и др.);  2. согласование слов в единственном и  множественном  числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);  3. формулировка ответов полным предложением;  4. логические рассуждения.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

IV. Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное

Читайте также:  Развивающие программы для развития ребенка

положитель­ное влияние на развитие речи ребенка:

1. обогащение словаря (числительные,

пространственные предлоги и наречия,

математические

термины, характери­зующие форму, величину и др.);

2. согласование слов в единственном и

множественном

числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

3. формулировка ответов полным предложением;

4. логические рассуждения.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП   V.  Развитие специальных навыков и умений   На математических занятиях у детей  формируются специаль­ные навыки и   умения, необходимые им в жизни и учебе:   счет, вычисление, измерение и др.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

  • V. Развитие специальных навыков и умений

На математических занятиях у детей

формируются специаль­ные навыки и

умения, необходимые им в жизни и учебе:

счет, вычисление, измерение и др.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП   VI. Развитие познавательных интересов  Значение познавательного интереса: активизирует восприятие и мыслительную деятельность;  расширяет кругозор;  способствует умственному развитию;  повышает качество и глубину знаний;  способствует успешному применению знаний на практике;  побуждает самостоятельно приобретать новые  знания;

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

  • VI. Развитие познавательных интересов

Значение познавательного интереса:

  • активизирует восприятие и мыслительную деятельность;
  • расширяет кругозор;
  • способствует умственному развитию;
  • повышает качество и глубину знаний;
  • способствует успешному применению знаний на
  • практике;
  • побуждает самостоятельно приобретать новые
  • знания;

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП   Значение познавательного интереса  меняет характер деятельности и связанные с ней   пережива­ния (деятельность становится активной,   самостоятельной, разносторонней, творческой,   радостной, результативной);  оказывает положительное влияние на формирование   лич­ности;  оказывает положительное действие на здоровье   ребенка (возбуждает энергию, повышает   жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

  • Значение познавательного интереса
  • меняет характер деятельности и связанные с ней

пережива­ния (деятельность становится активной,

самостоятельной, разносторонней, творческой,

радостной, результативной);

  • оказывает положительное влияние на формирование

лич­ности;

  • оказывает положительное действие на здоровье

ребенка (возбуждает энергию, повышает

жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к     математике:   связь новых знаний с детским опытом;  открытие новых сторон в прежнем опыте   детей;  игровая деятельность;  словесное возбуждение;

Пути возбуждения интереса к математике:

  • связь новых знаний с детским опытом;
  • открытие новых сторон в прежнем опыте

детей;

  • игровая деятельность;
  • словесное возбуждение;
  • стимуляция.

Психологические предпосылки интереса к математике:

Психологические предпосылки интереса к математике:

  • создание положительного эмоционального отношения к педагогу;
  • создание положительного отношения к занятиям

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:   объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»); работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.); связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит? К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

  • объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);
  • работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);
  • связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит? К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

  • интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);
  • посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)’, положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

  • Сознательность и активность.
  • Наглядность.
  • Деятельностный подход.
  • Систематичность и последовательность.
  • Прочность.
  • Постоянная повторяемость.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Связь с жизнью.
  • Развивающее обучение.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Коррекционная направленность и др.
  •  

Источник

Консультация

«Методика формирования элементарных математических представлений как научная область. Понятие «Математическое развитие дошкольников»

Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости  специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности.

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

  1. научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
  2. определение содержания математического материала для обучения детей в детском саду;
  3. разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
  4. реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
  5. разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
  6. разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.
Читайте также:  Как влияет алкоголь на развитие ребенка

Общая задача методики — исследование и разработка практических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. 

Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Ее основные элементы — цель, содержание, методы, средствам формы организации работы — теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она социально детерминирована и носит объективный характер. Детский сад выполняет социальный заказ общества, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.

Обучение и развитие находятся в диалектической связи. Опираясь на наличный уровень развития, обучение должно несколько опережать его. Это значит, что в процессе обучения необходимо ориентироваться не только на то, что способен делать сам ребенок, но и на то, что он может сделать при помощи взрослых, под их руководством, т. е. на перспективу, на «зону ближайшего развития», в которой лежат обычно новые и более сложные действия и операции, чем те, которыми уже владеет ребенок.

Понятие «математическое развитие дошкольников» широко используется в современной дошкольной педагогике и детской психологии, в программах дошкольного образования.

Под   математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Учёт возрастных особенностей при овладении детьми способами практических действий, при усвоении ими математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений. Целенаправленное математическое развитие ребёнка-дошкольника предполагает, прежде всего, воспитание у него привычки логически аргументировать свои действия. Именно формирование логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики.

Математическое развитие дошкольников происходит как в повседневной жизни (прежде всего, в общении со взрослыми, в совместной деятельности с ними и друг с другом), так и путём целенаправленного обучения.

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Подготовка к успешному обучению в школе.
  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование   системы   элементарных   математических представлений.

  1. Формирование предпосылок математического мышления.
  2. Формирование сенсорных процессов и способностей.
  3. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
    связанной речи.
  4. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Принципы обучения математике:

  • Сознательность и активность.
  • Наглядность.
  • Деятельностный подход.
  • Систематичность и последовательность.
  • Прочность.
  • Постоянная повторяемость.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Связь с жизнью.
  • Развивающее обучение.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Коррекционная направленность и др.

Л.С.Выготский в своих трудах говорил о «социальном факторе развития».

Усвоение ребёнком элементарных математических представлений происходит в определённой социальной среде под воздействием различных факторов. Эти факторы условно можно разделить на три большие группы: микро-, мезо-, макрофакторы.

  1. Микросредой для развития ребёнка, в том числе и его элементарных математических представлений, является, прежде всего, семья. Именно в семье он приобретает свой первый жизненный опыт. Семья удовлетворяет потребность ребёнка в первичной информации математического характера (пространственно-временная ориентировка, представление о форме, величине, количестве и т.д.). Первичный опыт расширяется и обогащается в общении со сверстниками, с другими детьми. Благодаря микросреде ребёнок получает первые математические знания.
  2. К мезофакторам относятся этнокультурные условия. Люди принадлежащие в одному этносу, как правило владеют одним и тем же языком, соблюдают одни и те же культурно-бытовые традиции и т.д. Также к данным факторам относятся климат, географическое положение населённого пункта. Мезофакторы имеют свои механизмы социализации. Ребёнок присваивает именно тот этнический характер, который был в его жизни первый. Он становится для ребёнка первоисточником социализации.
  3. К макрофакторам относят космос, планету, общество и государство. Для развития математических представлений особое значение имеют факторы, связанные с социальными событиями, которые соотносятся с календарём, дают представление о времени и пространстве, показывают детям общие корни всех наук, в том числе и математики.
Читайте также:  Развитие речи ребенка в общении со взрослыми

Представления ребёнка о началах математики формируются на основе системных знаний, которые он получает в процессе взаимодействия с предметами окружающего мира, со взрослыми и сверстниками. Знания эти могут выполнять разные функции в математическом опыте детей:

  • Информационная функция – математические знания несут в себе какую-либо информацию о количественных, временных, пространственных, геометрических и величинных отношениях. Значение данной функции состоит в том, что ребёнок начинает ориентироваться  в окружающем мире. Однако в субъективном смысле для каждого ребёнка понятие информативности неоднозначно. Это зависит от уровня сформированности у него тех или иных математических представлений, от уровня развития познавательных интересов, обуславливающих открытость к информации.
  • Эмоционально-познавательная функция – проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональном подъёме во время деятельности с ним. В процессе формирования элементарных математических представлений необходимо не просто передать ребёнку информацию математического характера, а представить её в такой форме, с такой эмоциональной окрашенностью, которые способствовали наиболее быстрому и полному усвоению материала.
  • Регуляторная функция – проецирует знания на конкретную деятельность.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником  элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания  маленькими детьми  качественных  и  количественных признаков  предметов и явлений лежат сенсорные  процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся  на различные анализаторы  (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II. Развитие мышления

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

III. Развитие памяти, внимания, воображения

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).

IV.        Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

  • обогащение   словаря   (числительные,   пространственные
    предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);
  • согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
  • формулировка ответов полным предложением;
  • логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.

V.        Развитие специальных навыков и умений

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

VI. Развитие познавательных интересов 

Используемая литература:

  1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2007;
  2. Ерофеева Т. И.  и др.   Математика для дошкольников.   М., 1994.
  3. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1974.
  4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 1988.

Источник