Развитие ребенка это в педагогической антропологии

Без понимания ошибочности стереотипов педагогического сознания невозможно овладеть технологией превращения образовательного процесса в воспитательный, технологией организации такой жизнедеятельности школьников, которая станет прочным и достойным фундаментом их будущей жизни. Эффективность воспитания зависит от осознания взрослым смысла своей деятельности, ее целей, адекватного оценивания ее хода, конечного и промежуточного результатов, своевременности конкретных действий и пр. Но, прежде всего, оказывается, важно обладать современным педагогическим мировоззрением, которое:

  • * включает в себя интегрированные научные представления о сущностных особенностях человека, природе ребенка, его развития и воспитании;
  • * ориентировано на гуманистические ценности;
  • * реализуется в самостоятельной, творческой, личностно ориентированной педагогической деятельности.

Всякий ребенок органически связан с земной природой и обществом. Он рождается биологическим организмом, индивидуальностью, членом общества, потенциальным носителем культуры, создателем межличностных отношений. В этом смысле любой ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, — это не «будущий», а вполне «настоящий» человек, личность, имеющая определенные права и обязанности перед собой и другими, активно включающаяся в социальные процессы в качестве их субъекта, а не только объекта заботы взрослых. В этом смысле ученик и учитель, взрослый и ребенок равны между собой.

Дети и взрослые взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, можно сказать, что они являются условием взаимного развития. Дети выполняют в обществе, в жизни человечества особую, чрезвычайно значимую функцию: они гуманизируют социальные отношения, обеспечивают человечеству идеальное бессмертие и стимулируют его креативность, психологически поддерживают взрослых (внушают им оптимизм, самоуважение, ответственность и пр.). Следовательно, ребенок, как и взрослый, может сказать о себе словами Г. Р. Державина:

Я — связь миров, повсюду сущих.

Я — крайняя степень вещества.

Я — средоточие живущих,

Черта начальна Божества.

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Я — царь, я — раб,

Я — червь, я — Бог!

Но, имея общую со взрослыми людьми природу, дети, в том числе и младшие школьники, проявляют и реализуют ее несколько иначе. Они более чувствительны к природным явлениям. Их организм имеет самый высокий уровень способности к изменению, развитию.

Дети максимально активны в освоении окружающего мира, в овладении физическими и социальными условиями жизни, в созидании своего внутреннего мира. При этом активность ребенка в настоящем сочетается с ярко выраженной и для него субъективно чрезвычайно ценной устремленностью в будущее. Это является одной из движущих сил индивидуального развития ребенка.

Бросается в глаза высокая креативность детей, которая бывает достаточно продуктивной. Довольно долго в детстве сила воображения оказывается большей, чем способность рационально мыслить, но это не мешает детям познавать абстрактные теоретические понятия, усваивать уроки жизни. В силу недостаточной зрелости психических процессов и ограниченности жизненного опыта, научных знаний дети привержены к воображаемому миру, к игре. В то же время они достаточно рано начинают проявлять способность к самоанализу, самокритике, самовоспитанию и одновременно к эмпатии, ориентации на другого, т.е. демонстрировать свою разумную человеческую природу.

Многообразны проявления духовности детей. Это и чувство удовольствия от человеческого (нравственного) поведения, и стремление ориентироваться на идеал и следовать ему более или менее продуктивно, и способность любить не только близких, знакомых, реальных, но и далеких, незнакомых, воображаемых людей, и почти безграничная вера в добро и справедливость, и отзывчивость на воздействие искусства.

Социальность и органическая взаимосвязь разных ипостасей человека в детстве проявляются особенно наглядно. Действительно, поведение, личностные характеристики и даже физический облик и здоровье ребенка, во-первых, обусловливаются не только и не столько внутренними, врожденными особенностями, сколько внешними условиями. Среди них наиболее значимые:

  • * интенсивное общение со взрослыми;
  • * интеллектуальная, эмоциональная и ценностная атмосфера окружающей ребенка среды;
  • * востребованность тех или иных качеств и способностей ребенка;
  • * насыщенность пространства его жизни разнообразными впечатлениями, творчеством;
  • * особенности воспитательной системы, в которую он включается.

Антропологическое знание содержит следующие представления о воспитании.

Воспитание — чрезвычайно сложное явление, имеющее, как минимум, социальный, психологический, педагогический, философский, культурологический, естественно-научный аспекты. Сложность воспитания как реального явления обусловлена тем, что оно одновременно:

  • * характеризует специфически человеческий способ бытия;
  • * оказывается органической составляющей человеческого образа жизни;
  • * позволяет каждому человеку реализовать врожденную потребность быть воспитанным, исполнить его прирожденный долг — воспитывать себя и свое потомство;
  • * представляет собой специальный, отличающийся от других содержанием, методами, технологией, социально ценный вид деятельности.

Воспитание — это процесс, одновременно синкретичный и дифференцированный, направленный не только на детей. В него включены люди любого возраста, процессии, уровня развития. Оно не только влияет на каждого человека, создает условия для существования и развития, но и сохраняет и совершенствует гуманистическую сущность любого сообщества.

В основе воспитания всегда лежит социальное действие, предусматривающее ответное действие партнера. В то же время всякий человек имеет врожденные и более или менее осознанные и развитые потребность и способность к самосовершенствованию, помощи другим. В силу этого каждый воспитатель всегда является воспитанником, и, наоборот, всякий воспитанник — воспитателем, а любой человек — одновременно и субъектом, и объектом воспитания.

Потребность в воспитании удовлетворяется, а способность развивается у человека в течение всей жизни. Более того, происходит смена референтного воспитателя: от взрослого и старших по возрасту детей через ровесников до более молодого человека и даже ребенка. Референтный воспитатель может быть реальным лицом, а может быть вымышленным персонажем, может существовать рядом и быть отделен от человеком пространством и даже временем. Это может быть как отдельный человек, так и группа людей. Функцию референтного воспитателя выполняет по отношению к себе и сам человек, причем с достаточно раннего возраста.

Воспитание конгруэнтно человеку. Оно является процессом целостным, разумным, духовным, креативным, незавершенным, динамичным и противоречивым.

Наиболее эффективным для человека и общества является воспитание, логика которого антропологична, т.е. природо- и культуросообразна.

Изложенные представления о ребенке и воспитании составляют сущность современного педагогического мировоззрения, основу антропологического подхода в воспитании.

Принятие этих представлений позволяет педагогу осознать целостный характер своей деятельности и помогает осуществлять ее в целях развития ребенка как целостной личности, а не только для совершенствования одной из ее сторон (сознания, чувств, воли, организма, духовной сферы и пр.). Эти знания позволяют воспитателю действовать своевременно. За счет этого обеспечивается полноценное проживание каждого периода жизни, детства, прежде всего, последовательное решение развивающимся человеком всех возрастных задач.

Читайте также:  Что подавать ребенку для развития

Антропологическое мировоззрение позволяет педагогу осознанно и системно организовывать воспитание как природо- и культуросообразный процесс, превращая его в сотрудничество, содействие, диалог, т. е. в процесс, взаимодействующими субъектами которого являются не только взрослые, но и дети. Поскольку воспитание оказывается совместным бытием и содействием друг другу детей и взрослых, постольку у ребенка складываются свои, но при этом приемлемые для взрослых представления о достойном образе жизни, о значимой системе отношений и ценностей; происходит целостное развитие ребенка.

Антропологический подход делает отношения школьника с учителем более содержательными, глубокими, продуктивными и позволяет:

  • * учить младших школьников без школьной отметки (Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, С. Френе и др.);
  • * организовать учебную деятельность как совместно распределенную, коллективную (В. В. Давыдов, М. Д. Виноградова, И. Б. Первин и др.);
  • * превратить внеурочные и внешкольные занятия младших школьников в личностно значимую творческую деятельность (С. Г. Глухова, И. В. Грузина, Е. А. Андреева и др.);
  • * создать в детском объединении здоровую психологическую атмосферу.

Антропологический подход позволяет педагогу исключить из жизни школьников такое опасное явление, как дидактогения. Дидактогения — устойчивый страх перед школой, утрата интереса к учебной деятельности.

Ребенок, подверженный дидактогении, уклоняется от занятий, теряет возрастной оптимизм и уверенность в себе, испытывает тяжелое чувство полной эмоционально-личностной зависимости от учителя, безысходности. Между тем известно, что подобные отрицательные эмоции в 1,5 раза снижают производительность учебного труда, а отрицательное отношение к учителю в 10 раз уменьшает усвоение младшим школьником учебного материала.

Определим условия, при которых происходит превращение педагогической деятельности в гуманистическую систему воспитания:

  • 1) осознание педагогами, что цель их деятельности — не знания, не развитие интеллекта только, но развитие ребенка как целостного человека;
  • 2) четкая вербализация принципов педагогической деятельности (природосообразность, антропологизм, позитивизм и т. д.) и реализация возрастного, дифференцированного, личностного, деятельностного подхода;
  • 3) владение технологией сотрудничества, содействия, постановки перспектив, создания относительно высокого уровня трудностей, высоконравственной атмосферы, опоры на жизненный опыт ребенка и доверие к нему, организации совместной и индивидуальной творческой деятельности;
  • 4) систематическая фиксация изменений и в коллективных отношениях, и в личности каждого ребенка.

Источник

Краткое описание документа:

Лекция первая

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ АНТРОПОЛОГИЮ

ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «АНТРОПОЛОГИЯ»

Чтобы понять, что есть «педагогическая антропология», нач­нем с термина «антропология». Он расшифровывается как «зна­ние о человеке», «наука о человеке» и возник в конце XVIII в. Этот термин был предложен И.Кантом (1724—1804) для обозна­чения особой автономной области знаний, новой науки — науки о человеке, которой до того времени не было.

Понятно, что знания о человеке давно накапливались челове­чеством, но достаточно долго европейская наука признавала сво­им основным объектом природу в целом, в единстве с которой, одним из элементов которой рассматривался и человек. Перво­начально его изучали «извне»: из Космоса, из общества, из при­роды.

Поворот к изучению человека «изнутри» — постижению его телесного, эмоционального, нравственного, духовного, социаль­ного бытия — произвел Сократ (469—399 до н. э.). Он и его «кол­леги» — софисты, его ученики Аристотель (384—322 до н. э.), Пла­тон (428—327 до н.э.), Протагор (481—411 до н.э.) способствовали разделению науки на физику, предмет которой природа, и фило­софию, предмет которой этико-правовые, социально-политичес­кие, гносеологические, психологические и другие проблемы, так или иначе связанные с человеком. Именно названные мыслители заложили основы современных научных представлений о челове­ке как особом роде сущего, но их размышления о нем носили абстрактный, умозрительный, софистический характер, а кон­кретного человека никто пристально не изучал, объективных дан­ных о человеке не было.

Несмотря на то, что ещё Протагор провозгласил: «Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих», именно И.Кант был первым, кто утверждал следующее: человек — са­мый главный предмет науки, конечная цель науки — именно по­знание самого человека; более того, познание человека является важнейшим условием понимания мира в целом. Такой взгляд можно считать поворотным в науке, так как в то время более принятой была иная позиция: путь к познанию человека лежит через позна­ние мира, познание мира есть условие познания человека. Кант

даже считал, что науку, которая станет изучать родовые признаки людей «как земных существ, одаренных разумом», стоило бы на­зывать мироведением, «несмотря на то, что человек — только часть земных созданий». И все же науку, которая станет изучать человека как самостоятельный феномен, предметом которой ста­нет сам человек, Кант назвал не мироведением, он дал ей другое название — антропология.

Итак, антропология — это специальная наука о человеке как слож­ном и чрезвычайно значительном феномене.

Антропология, по мнению Канта, должна была черпать зна­ние из трех источников: из других (самых различных) наук; из художественной литературы; из практического общения иссле­дователя с разными людьми, находящимися в разных обстоя­тельствах. Мы видим, таким образом, что антропология пред­ставлялась Канту особой — комплексной — сферой познания, интегрирующей разнообразную научную информацию и те зна­ния, которые не укладываются в научные формулы, которые, с одной стороны, связаны со здравым смыслом, стереотипами, традициями, творческими способностями людей (что проявля­ется в

Источник

ТЕМА 1

Разработка педагогической антропологии  как
самостоятельной области знания

С 1860-х гг. на Западе педагогическая антропология
стала разрабатываться как самостоятельная отрасль философского и
педагогического знания (Карл Шмидт и его школа). Одновременно педагогическая
антропология зародилась и в России (К.Д. Ушинский и его школа).

К.Д. Ушинский заложил основы специального изучения
человека как воспитуемого и воспитателя с целью согласовать педагогическую
теорию и практику с природой человека. Он вел педагогику к идеалу
антропологического универсализма. Все знание о человеке должно служить
фундаментом для педагогики – о душе, о теле, о человеческом общежитии.

Читайте также:  Таблица развития и прикорма ребенка

В 1868 г. был опубликован первый, а в 1869 г. –
второй том произведения К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания:
опыт педагогической антропологии». Смерть прервала его труд в самый напряженный
момент творчества – завершения трилогии, не имевшей какого-либо аналога в
мировой педагогической литературе.

Ушинский был первым, выделившим воспитание как главный
фактор человеческого развития.

Синтез научных знаний о человеке нужен был Ушинскому не
только для доказательства могущественной силы воспитания. Такой синтез был
особенно необходим для нового подхода к самому развитию, взаимосвязь
физического, умственного и нравственного начал которого – движущие его
силы.

Подход к человеческому развитию с точки зрения воспитания
как главного фактора этого развития предполагает подход к самому воспитанию со
стороны внутренних законов человеческого развития.

Педагогическая антропология – научный подвиг Ушинского,
значение которого возрастает по мере прогресса науки и дела воспитания.

Вплоть до революции 1917 г. и некоторое время после нее
в нашей стране развивалась школа педагогов-антропологов и психологов,
последователей Ушинского. Яркими представителями ее были К.К. Сент-Илер,
М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, А.Ф. Лазурский и
многие другие.

Специально разрабатывал антропологические основы воспитания
П.Ф. Лесгафт. В основу теоретической педагогики Лесгафт положил
антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения
личности ребенка как самой большой ценности.

Отечественный врач-психиатр Григорий Яковлевич Трошин
(1874–1938) опубликовал в 1915 г. фундаментальный двухтомный труд
«Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и
ненормальных детей». В 1922 г. его выслали за границу, он жил и работал в
Праге. Педагогическая антропология Трошина обогатилась впоследствии
результатами его исследований по клинической психиатрии, нормальной психологии,
детской психопатологии, а также по психологии творчества.

Одновременно с педагогической антропологией в конце XIX –
начале ХХ вв. быстро развивалась педология – целостная и системная
область психологических и педагогических знаний, в которой ребенок изучается
комплексно и всесторонне.

Педология, называемая также в англо- и немецкоязычной
традиции «изучением развития детей» (child study, сhild development,
Kinderforschung), сложилась как научная дисциплина с устойчивым эмпирическим
основанием сравнительно поздно.

Истоки педологии восходят к сороковым годам XIX в.,
когда Чарльз Дарвин начал систематические наблюдения над развитием одного из
своих детей. Он собирал объективные данные о созревании девочки, анализировал
многочисленные проявления ее роста.

В 1882 г. подобное, но более сложное исследование «Душа
ребенка» опубликовал в Германии психофизиолог В.Т. Прейер, который имел многих
последователей.

Мировое влияние имела созданная в 1889 г. американским
специалистом в области педагогической психологии Г. Стенли Холлом
(1846–1924) первая педологическая лаборатория. С 1891 г. Г. Стенли
Холл стал издавать научный журнал «Педагогический семинарий», целиком
посвященный детской психологии и педагогике. Этот год принято считать годом
рождения педологии как науки.

Ее предметом стали: проблемы развития детей от рождения до
начала юности; психологические особенности детей, отличные от взрослых; природа
индивидуальных различий. В начале ХХ столетия педология приняла на вооружение
интеллектуальное тестирование и стала базой психолого-педагогического
консультирования.

Основные методы педологии как теории: наблюдение; опросы
детей, родственников, учителей и других взрослых, окружающих ребенка. Широкое
применение нашли также проективные тесты, а также тесты личности и тесты
интеллекта. В педологии разработаны многочисленные экспериментальные методики.

В нашей стране педология тщательно, очень скрупулезно
изучала социальные эмоции детей. В частности, М.Я. Басов (1892–1931) и его
сотрудники включали переживания в понимание поведения детей, изучаемого в его
социально-культурной и исторической обусловленности.

После запрещения педологии и истребления педологов в нашей
стране педагогике оставили только некие «связи» с другими науками о человеке.
Целостное и системное изучение объекта педагогики стало невозможным.

«Связь» – вещь туманная. Один исследователь
«связывается» больше, другой меньше. «Связь» – дело несистематическое.

Педагогика оставалась «бездетной». Ее уделом были ползучий
эмпиризм или голые спекуляции.

В несоциалистической части мира в XX в. проблема
человека и его образования становится эпицентром ожесточенных дискуссий и
главным параметром дифференциации педагогической практики и теории.

Вильгельм Дильтей, Мартин Бубер, Эрих Фромм, Отто Больнов,
если ограничиться немногими из примеров, взятыми из XX столетия, придавали
стимулы собственно педагогическому мышлению именно антропологией в том или ином
ее освещении.

Еще в начале 1920-х гг. Теодор Литт провозгласил
сущностью, а не материалом педагогического мышления историю человеческой души в
ее целостном понимании.

Сильный стимул к развитию педагогической антропологии в наше
время придал Отто Фридрих Больнов, внеся в нее мотивы простых жизненных проблем
реального существования людей, каждодневного бытия, страха, надежд, веры,
способов самоутверждения.

Колоссальный вклад в развитие педагогической антропологии внесли
в ХХ в. М. Монтессори, О. Декроли и З. Фрейд.

Психоанализ поставил себе целью проникнуть в удивительные
тайны человеческой природы с помощью неосознаваемых сексуальных переживаний
детства.

Развитие человека из ребенка представлено психоанализом не
только как труд, но еще и как жертва. Окультуривание биологических импульсов
требует от растущего человека мучительного вытеснения своих неизбывных и
страстных желаний.

Но тиранящие человека эротические и разрушительные
потребности не покидают его: даже будучи вытесненными из сознания и, казалось
бы, преодоленными личностью, они продолжают осуществлять свою невротизирующую
человека и притом тайную от него работу.

Современная педагогическая антропология оплодотворена также
и неофрейдизмом. Анне Фрейд, Мелани Кляйн, Эриху Фромму и Эрику Эриксону
удалось вписать импульсы, идущие от врожденной программы развития тела, в
сложный и реалистически мыслимый социальный и культурный контекст.

Во второй половине ХХ в. педагогическая антропология
как философия педагогики бурно развивается в Германии. Поныне актуальны
педагогико-антропологические идеи немецкого философа О. Финка (1905–1975),
особенно его концепция самоопределения личности.

На стыке философии и психологии весьма плодотворно работал
Ф. Лерш (1898–1972), представитель понимающей психологии и характерологии.

Основываясь на антропологических представлениях об
амбивалентности отношений человека с окружающим миром, Лерш дал ценную
классификацию мотивов поведения. Среди них – участие, стремление к
продуктивному творчеству, познавательные интересы, любовь, долг, художественные
потребности, метафизические потребности, религиозные искания.

Йоахим Риттер и его школа (О. Марквард, Г. Любе и
др.) показали, что науки о духе, т. е. искусство и гуманитарные
дисциплины, компенсируют двойственность человека в современной цивилизации,
открывают для него возможность индивидуализации. Но свершить это благое дело
науки о духе могут только через структуры образования, через школы и
университеты.

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка в семье

Поэтому образовательная работа общества, чтобы спасти
человечество от саморазрушения, должна превратиться в главное средство встречи
человека с лучшим в культуре мира, восстановить «единство исторической памяти»
с помощью лучшего в истории человечества.

С 1930-х гг. многие функции педагогической антропологии
в нашей стране взяла на себя педагогическая и возрастная психология.
Талантливые и смелые ученые – психологи Б.Г. Ананьев,
Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, философ
Э.В. Ильенков и другие – нашли педагогические принципы, основанные на
глубоком знании человеческой природы. Они несут в себе еще далеко не
использованный ценный и во многих отношениях новаторский материал.

Возможно, самое большое влияние на современную педологию и
педагогическую антропологию оказал Жан Пиаже (1896–1980, Швейцария), основатель
женевской школы генетической психологии.

Опираясь на прямые наблюдения и непосредственное
взаимодействие с детьми, Пиаже развивал теорию стадиального развития
способностей в детях. Он описал основные этапы научения в детстве и
характеризовал особенности восприятия ребенком себя и мира на каждой стадии его
умственного роста.

Педагогическая антропология в начале XXI в.

Проблематика современной педагогической антропологии
отличается беспрецедентной широтой.

Человек как воспитатель и воспитуемый изучается ныне в контекстах
разных стран, культур, в различные исторические эпохи. Во время войны и в годы
расцвета страны, на всех ступенях социальной лестницы.

Особенно плодотворно развивается педагогическая антропология
в Германии,  США, Франции, Японии, Англии, Южной Корее. Среди большого числа
тем, которым посвящены исследования, книги и статьи, конференции и съезды по
педагогической антропологии, назовем лишь наиболее интенсивно разрабатываемые
мотивы.

Теория, концепции и методология педагогической антропологии.
Основа интегральной педагогической антропологии сегодня – типы отношений
человека к человеку и человечеству. Они рассматриваются в пространстве
жизнедеятельности, пространстве опыта и пространстве времени – с историческими
и систематическими примерами.

Педагогическая антропология становится общепризнанным
вместилищем фило- и онтогенетических (био- и культуросообразных) предпосылок
воспитания.

Изучаются эмпирические, интерпретационные и нормативные
аспекты педагогической антропологии.

Междисциплинарная природа педагогической антропологии.
Исследуются непосредственные связи между философской антропологией и
педагогикой. С позиций философской антропологии рассматривается место образования
в феномене человека.

Данные социальной и культурной антропологии привлекаются в
исследованиях проблем агрессивности детей и подростков. Изучается влияние
опасных игр, детективов и фильмов ужасов на становление жестокости в детях.
Педагогическая антропология предупреждает о недопустимости превращать зло
смерти, убийства и их раскрытие в игру.

Огромное внимание в современной педагогической антропологии
уделяется связям педагогики и политики. Изучается вечный замкнутый круг:
власть, воспитание, ребенок; ребенок, воспитание, власть.

Мировая художественная литература окончательно стала источником
антрополого-педагогических знаний о ребенке, его культуре и воспитании.

Прикладная педагогическая антропология характеризуется
эволюционным подходом к ребенку.

Бытие ребенка в экзистенциальном и феноменологическом
срезах. В последнее время появляются исследования, сопоставляющие наблюдения
над детьми с их восприятием собственной жизни, с их переживаемым бытием и его
осознанием.

Педагогическое человековедение занимается феноменологией
чувств, мышления и воли детей разного возраста.

Изучается роль самочувствия, здоровья и нездоровья в
развитии детей.

В центре внимания исследователей – детские радости и
огорчения. Счастье ребенка рассматривается как сложная педагогическая задача.
Удовольствия и восторги. Содержание счастья ребенка. Специфика детских радостей
в сопоставлении с радостями взрослых людей. Типы счастливых детей. Счастье,
удовольствие и суждение о них в их соотношении: рефлексия и довольство жизнью.
Уравновешенная, гармоничная жизнь ребенка: детская любовь, труд учения и
повседневные обязанности, игра и игры.

Детские неприятности, слезы и протесты. Настоящее горе:
потери и мучения. Смерть близких. Болезни близких. Отношение к смерти вообще и
своей – в частности. Страхи. Жестокое обращение с ребенком взрослых и
других детей. Болезни, физические недостатки. Весь страдальческий опыт детства.
Опасности для дальнейшей жизни, заключенные в страданиях ребенка. Психические
травмы.

Дурное обращение с детьми: запущенность, безнадзорность,
равнодушие, враждебность, жестокость. Беззащитность ребенка и открываемые им
способы самозащиты. Дети – жертвы садизма, половых извращений, грабежа,
шантажа и иных преступлений.

Среда и ребенок. Педагогическая антропология все больше
внимания уделяет влияниям непосредственной и более широкой культуры на
становление и развитие личности. Весь процесс научения и учения рассматривается
в культурном средовом контексте (обычаи, предрассудки, ценности, отношения,
ожидания).

Пути и способы приспособления ребенка к окружающему его миру
в зависимости от характера этого мира. Влияние детей на изменения среды.

Развитие детей и педагогические выводы из его изучения.
Характерен персонологический подход к развитию личности в современной
педагогической антропологии.

Глубоко изучаются способности ребенка, трудоспособность как
всеопределяющее созидательное качество. Ингибиторы трудоспособности: страхи,
лень, неудачи и т. д.

Особенности мышления у детей различного возраста и разного
опыта. Удовольствия и трудности мыслительного процесса. Ошибки и их значение.

Поведение, настроения, мотивы действий и бездействия ребенка.
Его ценности и отношения.

Добрые и злые интенции детей. Проявления доброго и злого в
ребенке. Их значение для дальнейшей жизни человека.

Педагогико-антропологическая теория Я-концепции.

Антропологические предпосылки новой культуры учения. Природа
учения. Учет отношений между ребенком, учителем и содержанием образования. Роль
противоречий в воспитании и обучении. Воспитание чувств. Саморазвитие. Влияние
школы на ребенка с целостных психофизиологических позиций. Последовательное,
систематичное и строгое изучение механизмов, по которым в школе убивают радость
и счастье учиться.

Человек как воспитатель. Роль любви в становлении личности
ребенка.

Учитель и обучение. Пробуждение внутреннего видения,
интуиция учителя в классной комнате.

Педагогическая терапия. В конце XX – начале XXI вв.
быстро развивается педагогическая педиатрия, или педиатрия поведения, –
комплексная теория и прикладное знание о педагогических болезнях и их лечении.
Педиатрия поведения изначально строится на базе педологии и педагогической
антропологии (Марк Борнштейн, Дженис Л. Женевро, Уильям Б. Кэрей и
др.).

Таким образом, педагогическая антропология вступила в
XXI в. вполне сложившейся и весьма широкой междисциплинарной областью
знания. При всем разбросе наличных дефиниций, категорий и понятий
педагогической антропологии в ней ясно различим специфический предмет –
основная проблематика, источники и методы научной разработки.

Современная педагогическая антропология – не только
теоретическая, но и прикладная научная дисциплина. Ее материалы и выводы имеют
непосредственный выход в широкую педагогическую практику.

Источник