Развитие ребенка ясельного возраста

Развитие ребенка ясельного возраста thumbnail

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ (ЯСЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Задумывались ли вы о том как меняются наши дети?

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

Кризис — это не то, что случается с «неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе  поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.

Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.

Адаптация.

Сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологический, социальный, психологический.

В норме от 1-6 дней легкая, средняя 16-32 дней, тяжелая может длится до полугода и более.

При адаптации возникают протестные реакции которые захватывают сферу потребления пищи (ребенок ничего не ест и не пьет в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей. Протест звучит так «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».

Чтобы помочь ребенку легче адаптироваться родителям имеет смысл придерживаться простых правил:

  1. Сад это необходимость. Дети, чьи родители уверены в правильности своего выбора, адаптируются быстрее и легче. Они ощущают себя частью семейной системы, и если посещение садика необходимо – принимают это. Гораздо хуже если ребенок чувствует неуверенность взрослого – то ли нужно ходить – то ли не нужно. Конечно он будет противится.

  2. О саде говорим только хорошо! НЕ пугать садом и не наказывать садом!
    «Перестань плакать – а то не заберу вечером»! «Будешь баловаться – отведу в сад! Там тебя научат!» — разве могут подобные запугивания помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду?
    Доверяйте воспитателям! И детскому саду. Чтобы снизить свою тревожность особенно опекающим мамам и бабушкам надо помнить, что они передают ребенка в добрые руки.

  3. Не делать из еды культа – не надо делать тему еды напряженной, не спрашивайте постоянно что он ел и почему не ел снова? Это может лишь закрепить проблему, ведь ребенок чувствует вашу тревогу.

  4. В сад идем в любом случае! Ребенок с первого дня посещения сада должен знать – что другого выбора у него нет – посещение садика неизбежно. Тогда ребенок будет направлять все усилия на поиск положительных моментов происходящего. Либерализм лишь осложнит ситуацию. Ребенок может почувствовать, что его родитель не готов еще к тому, чтобы оставить его в саду, что окончательное решение еще не принято. Это будет создавать у ребенка ложные надежды, которые только усугубят ситуацию.

  5. Расспрашивайте ребенка ежедневно о жизни детского сада. Провожайте ребенка в группу и встречайте его с улыбкой! Удивляйтесь и хвалите ребенка, ваша беседа с ним о том как он прожил этот день в саду должна быть эмоционально окрашена.

  6. Проигрывайте дома различные ситуации в саду. Пусть одна из домашних игрушек исполнит его роль. Понаблюдайте, что делает игрушка в саду, что говорит, вместе с ребенком помогите игрушке найти друзей, с ее помощью решайте проблемы вашего малыша, ориентируясь на положительные результаты. Передавайте ребенку технологию поведения в различных ситуациях

Психологические особенности

Ребенок по прежнему пытается выяснить, «кто в доме хозяин» и проводит различные эксперименты по уровню дозволенности тех или иных поступков и явлений. Так как в большинстве случаев рядом находится мама, то он активно сопротивляется ей, изучая границы дозволенного. Вы должны стараться в мягкой, но категоричной форме помочь ему расставить эти границы, не поддаваясь на провокационные истерики.

Дети 2-3 лет еще рассматривают окружающий мир с эгоцентричной точки зрения, они считают, что этот мир и все что в нем происходит, связано только с ними. Именно поэтому, очень трудно объяснить ребенку, что кто-то его не увидел, поэтому стукнул, а конфета не ему, а другому мальчику. Сталкиваясь с такими ситуациями, ребенок пытается максимально привлечь внимание на себя – громко и бурно плачет, кричит, возмущается. Очень важно в этот период научить ребенка выражать свои эмоции и требования в социально разумных рамках. Терпеливо объясняйте ему, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, но только не в минуты скандала, а когда он спокоен и слышит вас (используйте сказки – воспиталки, стихи про воспитанных детей, книг сейчас много, но часто нужна сказка для конкретно вашего случая, тогда фантазируйте сами).

Читайте также:  Центр развития ребенка 323 красноярск

Ребенок этого возраста очень часто использует взрослого как опору, чтобы справится с какими-то сложными задачами, но он уже мудр, поэтому может просто манипулировать вами, что бы привлечь внимание или просто-то не делать самому. Ваше задача четко разграничить требования о помощи и в те моменты, когда вы знаете, что он может справиться сам, просто приободрите его, но не выполняйте за него задачу. Это очень важно для развития его самостоятельности и уверенности в себе.

Очень важным моментом психологического развития детей 2-3 лет является появление способности управления своими сверстниками (зарождении лидерского потенциала). Ваша задача поощрять развитие этого важного качества. Позволяйте дома проявлять ребенку инициативу в доступных ему делах и поступках, выражайте одобрение его успехам.

Развитие предметной деятельности.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

Одним из важных условий развития предметной деятельности является общение со взрослыми, которые организуют стимулирующую развитие предметную среду, привлекают внимание малыша к новым объектам, поощряют и поддерживают его любознательность. Исследовательское поведение совершенствуется на протяжении раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Кроме того, в процессе экспериментирования ребенок получает чисто функциональное удовольствие и от самого действия, ибо он ощущает себя при этом субъектом происходящего, источником изменений в окружающем его мире. 

Речь.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.

 В два года ребенок уже неплохо понимает речь, да и сам старается более понятно выразить свои мысли. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые совместные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. У трехлетнего малыша языковые навыки усовершенствуются настолько, что двустороннее речевое общение превратится в полноценный разговор. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. К концу 3-го года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Изобразительная деятельность.

 Ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить как-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от неё линий. 

Игра.

 Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Главное в игре — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине 3-го года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Зрительное и слуховое ориентирование.

 К 3-му году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трёх предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. 

Слуховое восприятие.

 Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3-м годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. 

Мышление.

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации решаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребёнок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

Произвольность поведения.

 Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет, ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, у него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, нарушением общения со взрослым, упрямством и др. кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Читайте также:  Развитие ребенка возрасте 6 месяцев

Источник

Ясельный воз. дети группа игрушки развитие особенности

Ясельный возрастЯсельный возраст

Ясельный возраст — период развития ребенка от 4 нед. до 3 лет. Условно подразделяется на младший ясельный, или период грудного возраста, — от 4 нед. до 1 года (см. Грудной ребенок), и старший ясельный, или преддошкольный, — от 1 года до 3 лет.

Преддошкольный период, или период раннего возраста, характеризуется значительным развитием не только физических, но и интеллектуальных и психических возможностей ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к различным влияниям окружающей среды.

Развитие мальчиков и девочек в старшем ясельном возрасте протекает одинаково. За второй год жизни масса их тела в среднем увеличивается на 2—3 кг (на 200— 250 г ежемесячно), рост на 11—12 см; за третий год масса — на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см. Увеличивается также окружность головы и груди; изменяются пропорции тела, т. к. в этом возрасте дети растут в основном за счет увеличения длины ног. Рост и массу тела ребенка старше 1 года можно ориентировочно рассчитать по следующим формулам: рост = рост ребенка 1 года + (5 см х число лет); масса тела = масса тела ребенка 1 года + (2 кг х число лет).

Если рост и масса ребенка 1 года неизвестны, следует пользоваться средними цифрами — 75 см и 10 кг соответственно.

Кожа нежна, легко ранима, требует постоянного и тщательного ухода. Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг массы тела, больше, чем у взрослых, поэтому дети могут легко перегреваться или переохлаждаться во время прогулок, особенно если одежда не соответствует температуре воздуха.

Скелет имеет много хрящевой ткани, он нежный и гибкий. Ребенок постоянно находится в движении, что обусловливает значительную нагрузку на скелет, поэтому физические нагрузки должны постоянно контролироваться. Необходимо внимательно следить за играми детей, их позой во время сидения, правильно подбирать мебель и обувь; постель не должна быть слишком мягкой. Большой родничок должен закрыться, как правило, к концу 1-го года жизни. В течение 2-го года жизни прорезываются 12 молочных зубов, к 2 годам их уже 20. До 2 лет количество зубов определяют так: возраст ребенка в месяцах минус 4, однако бывают отклонения от этого правила.

На 2—3-м году совершенствуются органы дыхания и сердечно-сосудистая система. Дыхание становится более глубоким, число дыханий к 3 годам составляет 28—30 в 1 мин, пульса до 110 ударов в 1 мин. Компенсаторные возможности как органов дыхания, так и кровообращения еще довольно ограничены. Поэтому физические упражнения и нагрузки должны строго соответствовать возрасту, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Развитие органов пищеварения у детей 1—3 лет еще не завершено.

Нервно-психическое развитие и двигательные навыки также находятся в состоянии развития. В возрасте от 1 года до 1 72 лет ребенок самостоятельно садится и встает, может долго стоять без поддержки и начинает немного ходить, свободно играет игрушками — бросает их, поднимает упавшую и т. д. Во время игры дети выполняют довольно сложные движения — залезают на высокие предметы и самостоятельно слезают с них, листают книгу и т. д. Они хорошо понимают многие просьбы и обращения, словарный запас достигает 30-50 слов. Многие дети начинают проситься на горшок, если их к этому приучали. В возрасте от 1 lh до 2 лет дети хорошо ходят, делают попытки бегать, начинают играть мячом, собирать из кубиков и небольших предметов разнообразные конструкции, умеют держать карандаш и пытаются рисовать, любят рассматривать яркие картинки, узнают знакомые предметы, животных и называют их. Знают свое имя и откликаются на него. Самостоятельно едят ложкой, пытаются раздеться или одеться. При разговоре со взрослыми могут составить простые предложения из нескольких слов. В возрасте от 2 до 3 лет дети свободно ходят, бегают и лазают по лестнице, при поддержке проходят по узким предметам. Многие уже могут самостоятельно одеваться, раздеваться, есть и умываться. При разговоре со взрослыми употребляют довольно сложные предложения, словарный запас увеличивается к 3 годам примерно до 1200—1500 слов. Они могут пересказывать небольшие стихотворения, называют цвет и форму предметов. Игры становятся все более сложными. Дети живо интересуются окружающим, задают много вопросов, любят рисовать. Ребенок все больше общается с другими детьми, любит играть в детском коллективе.

Ясельный возраст Питание

Питание. В возрасте от 1 года до 3 лет жел.-киш. тракт переваривает только хорошо обработанную пищу и недостаточно обезвреживает попавшие с пищей болезнетворные микробы. При неправильном вскармливании у детей часто возникают расстройства пищеварения, к-рые протекают тяжелее, чем в более старшем возрасте. Интенсивно растущий организм нуждается в достаточном количестве белков, жиров, углеводов, витаминов и солей. Не менее половины белков должно быть животного происхождения (мясо, рыба, молоко и молочнокислые продукты, яйца и т. д.). Жиры дети получают в основном со сливочным маслом, желтком яиц, причем жиры растительного происхождения (растительное масло) не должны превышать 10% общего количества жиров. Избыток жира ухудшает переваривание пищи, снижает усвоение белков, пища дольше задерживается в желудке, и во время следующего кормления аппетит ребенка может нарушаться; он плохо прибавляет в массе.

Углеводов, к-рых много в каше, мучных изделиях, овощах и фруктах, дети до 3 лет должны получать ок. 70—100 г в сутки. Если в диете преобладают продукты, содержащие большое количество углеводов (мучные, сладкие), ребенок быстро прибавляет в массе, но для здоровья это вредно, такие дети, как правило, часто болеют острыми респираторными заболеваниями, любая болезнь протекает у них тяжелее. Учитывая, что водный обмен ребенка несовершенен, детям необходимо давать определенное количество жидкости: в среднем 90-95 мл на 1 кг массы тела на 2-м году жизни и 60—70 мл на 3-м году, включая жидкость, содержащуюся в пище.

Читайте также:  Как проверить отстает ли ребенок в развитии

Наиболее предпочтительны для детей нежирные сорта говядины, куры, кролик, молоко и молочнокислые продукты, печень, хлеб, гречневая и овсяная каши, овощи и фрукты, соки. Яйца дают не более 1—2 в неделю, т. к. у нек-рых они вызывают аллергические реакции. Из этих же соображений ребенку до 3 лет не дают шоколад, крепкий куриный бульон, апельсины и мандарины или ограничивают их количество. Сосиски, вареные колбасы начинают давать в возрасте 2 У*-3 лет. Необходимо правильно составить меню ребенка. Блюда из мяса и рыбы лучше давать на завтрак и в обед, т. к. они содержат много белка и экстрактивных веществ, возбуждающих нервную систему. Они долго задерживаются в желудке, могут вызвать жажду, а это нарушает сон. На ужин дают крупяные, творожные и молочные продукты. Гарнир к мясным и рыбным блюдам должен быть из различных овощей. Если первое блюдо овощное, то на гарнир ко второму лучше дать, напр., вермишель, макароны и т. д. Обязательное условие — горячие блюда во время каждого кормления, т. к. холодные блюда и еда всухомятку нарушают пищеварение.

Особенности заболеваемости. Кожный покров ребенка Я. в. часто инфицируется, что связано с особенностями его строения и несовершенством местного иммунитета, возникают пиодермии; отмечается склонность к мацерации кожи и развитию опрелости, дерматитов. Несовершенная теплорегулирующая функция кожи (недостаточность потоотделения и теплоотдачи) способствует более легкому развитию у детей Я. в. перегревания, теплового удара, гипертермического синдрома. Неадекватность потоотделения может привести и к охлаждению. Повышенная резорбтивная функция кожи способствует развитию отравлений и дерматитов при использовании белья, маркированного или окрашенного анилиновыми красителями, а также всасыванию биологически активных веществ (напр., гормонов) в случае нерационального использования содержащих их мазей и кремов.

Поскольку в старшем Я. в. частично сохраняется способность жировой ткани к гиперплазии, при перекармливании ребенка (особенно в случае наследственной предрасположенности) легко развивается ожирение. Этому способствует также недостаточная двигательная активность ребенка. С другой стороны, при чрезмерных, неадекватных возрасту физических нагрузках легко развивается утомление.

Высокая интенсивность кровоснабжения и обмена веществ в костной ткани может способствовать развитию при травмах и инфицировании гематогенного остеомиелита. При неправильном питании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, неадекватных физических нагрузках, различных заболеваниях обмен веществ в костной ткани легко нарушается, что способствует развитию рахита, спазмофилии, остеопороза. Вследствие гибкости костей скелета, несовершенства фиксации позвоночника при неблагоприятных условиях (недостаточность занятий физкультурой, неправильная поза ребенка при использовании несоответствующей росту мебели) возникают нарушения осанки, сколиоз.

Относительная узость носовых ходов и обильное кровоснабжение их слизистой оболочки способствуют быстрому затруднению носового дыхания на фоне острых респираторных вирусных болезней. Вследствие недостаточного развития придаточных пазух носа у детей старшего Я. в. относительно редко встречаются синуситы. На фоне ларингита в связи с узостью гортани и голосовой щели, интенсивным кровоснабжением слизистой оболочки нередко развиваются явления стеноза гортани. Особенности строения трахеи и бронхов предрасполагают к трахеиту, бронхиту и бронхиолиту. При бронхиолите из-за небольшого диаметра бронхиол легко может развиться ателектаз легкого. Слабое развитие бронхиол и эластической ткани в легких может обусловливать затяжное течение пневмонии и формирование хрон. пневмонии. Слабая эффективность дыхания у детей способствует более легкому развитию дыхательной недостаточности. У детей Я. в. часто наблюдаются аритмии сердца, выявляются шумы сердца, носящие в основном функциональный характер.

Большая проницаемость слизистой оболочки кишечника, недостаточно развитая барьерная функция печени, особенности лимфообращения в кишечнике у детей 1—3 лет обусловливают более легкое развитие у них токсического синдрома при кишечных инфекциях, а также способствуют более тяжелому течению отравлений. Вследствие недостаточной фиксации слизистой оболочки прямой кишки к подслизистому слою у детей Я. в. нередко отмечается ее выпадение. В связи с незавершенностью формирования кардиального отдела желудка и относительно коротким пищеводом у детей в возрасте до 3 лет довольно часто отмечается рвота в ответ на самые различные раздражители как местного (напр., гастрит), так и центрального характера (гипертермия, интоксикация). Особенности строения почек и мочеточников, общность лимф, системы почек и кишечника способствуют возникновению пиелонефрита. Нередко наблюдается пузырно-мочеточниковый рефлюкс.

Относительно низкий уровень иммуноглобулинов у детей Я. в. при одновременном резком увеличении контактов между детьми объясняет их высокую заболеваемость по сравнению с другими возрастными группами. Низкий уровень иммуноглобулина А обусловливает частое возникновение кишечных инфекций, заболеваний, вызванных условно-патогенной флорой. Низкие барьерные функции лимф, узлов у детей до 2 лет способствуют генерализации инфекции и развитию сепсиса, менингита. Нередко, особенно у детей с лимфатическим диатезом, возникают патол. процессы в области лимфоидного кольца носоглотки: аденоиды, ангина, хрон. тонзиллит.

Недостаточная дифференцировка ткани надпочечников обусловливает более легкое развитие у детей Я. в. надпочечниковой недостаточности на фоне любого тяжело протекающего заболевания или травмы. Обильное кровоснабжение головного мозга, повышенная проницаемость гематоэнцефалического барьера способствуют накоплению токсических веществ в ц. н. с. и развитию нейротоксикоза на фоне различных заболеваний. В ясельном возрасте нередко проявляются наследственные болезни.

Диспансерное наблюдение. Детей второго года жизни педиатр осматривает не реже 1 раза в квартал, стоматолог — однократно. На третьем году жизни они должны быть осмотрены педиатром не менее 2 раз (1 раз в полгода), хирургом и стоматологом — 1 раз. При необходимости проводятся осмотры врачами других специальностей. Частота осмотров детей с отклонениями в состоянии здоровья определяется индивидуально. Обязательно проводят клин, анализы крови и мочи, исследование на гельминты. Оздоровительные мероприятия должны быть направлены гл. обр. на правильную организацию режима дня и питания, физическое воспитание и закаливание, санацию очагов хрон. инфекции. В Я. в. продолжается плановая вакцинация детей, ежегодно проводятся туберкулиновые пробы.

Источник