Развитие ребенка и интеллектуальные игры шашки

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Тема: Интеллектуальное развитие детей

через народную игру шашки

Подготовила:

Воспитатель

Базенина Ольга Николаевна

Санкт-Петербург

Колпино

2019 г.

Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. 
Игра в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.
Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.
Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней «шашки»!

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал детский сад и в дальнейшем успешно осваивал учебную программу в школе. Да и общество предъявляет свои требования: сейчас больше востребованы люди думающие.

Поэтому старшим дошкольникам особенно необходима специальная систематическая работа, направленная на развитие познавательно — интеллектуальной сферы.

Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети — это залог будущего процветания нашей страны.

Интеллект – это способность мыслить, а не сумма знаний. Мышление – это естественная потребность человека, и главная движущая сила – это чувство интереса и радости от преодоления трудностей.

Самостоятельно мыслить – это особенно важно при подготовке детей к школе. Для этого мы используем логические, занимательные задачи, интеллектуальные игры. Нужно помнить, что такие занятия должны проходить при хорошем эмоциональном настрое. Это сделает восприятие материала более эффективным. Если ребёнок испытывает трудности, нужно помочь ему, объяснить задание, проверить правильность его выполнения, поощрять удачные решения детей.

Я показала детям шашки. Оказалось, некоторые дети умеют играть – они играли дома с родителями, со старшими братьями, сестрами. Дети сами поставили проблему – Надо научиться играть в шашки. Игра шашки пришла в наши дни с древних времен. В нашей стране она пользуется большой популярностью. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко нелегкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.

В процессе занятий шашками дети получили целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания ребят то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчеркивать во время обучения игре в шашки. Каждый ребенок старшей группы обязан знать шашечный кодекс, уметь организовывать и проводить шашечные соревнования со сверстниками. Для успешной работы требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов. В творческом отношении систематические занятия по обучении шашкам должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Наряду теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. На всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны ребятам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы. Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр, способным, как и ребёнок, ошибаться, и, во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки. Игра в шашки гениальна. Её можно выбрать как отдых в семье, хобби. Эта игра сближает родителей с ребенком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, способствует интеллектуальному развитию всей семьи.

Читайте также:  Мезосоматический тип развития ребенка

Шашки — игра, издавна пользующаяся большой популярностью в разных уголках света. К нам эта игра была завезена еще во времена Киевской Руси и постепенно стала традиционным видом отдыха знати. Какое-то время шашки на Руси называли тавлеями — по названию более ранней русской игры шашечного типа. Одним из первых знаменитых игроков в Шашки стал царь Пётр I. Он всячески поощрял увлечение шашками и даже выделял для этой игры особую комнату на проводимых им ассамблеях. Об увлечении Императора шашками упоминается и в романе Александра Сергеевича Пушкина «Арап Петра Великого»:
…На столах расставлены были бутылки пива и вина, кожаные мешки с табаком, стаканы с пуншем и шахматные доски. За одним из сих столов Пётр играл в шашки с одним широкоплечим английским шкипером. Они усердно салютовали друг друга залпами табачного дыма, и государь так был озадачен нечаянным ходом своего противника, что не заметил Корсакова, как он около их ни вертелся.
Кстати, сам Пушкин был страстным игроком в шахматы и шашки, о чем свидетельствуют его современники. В одном из стихотворений Пушкина описывается зимний быт помещиков того времени, в частности, есть и такие любопытные строки:
…Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), —
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!

Наполеон Бонапарт, которого Толстой в романе «Война и Мир» называет гениальным полководцем, всегда брал в военные походы перламутровую доску для игры в шашки. Его пристрастие к шашкам выглядит вполне закономерно, ведь на доске он мог тренировать свой талант. Будучи прирожденным стратегом, Наполеон оставил свой след не только на полях сражений Европы, но и в шашках, введя новую комбинацию, которая и была названа его именем: «Удар Наполеона». По видимому, игра в шашки и правда помогала Императору победно продвигаться по Европе, однако история не знает игроков, которые никогда не проигрывают; в России Великую армию ждали совсем другие шашки — казачьи…

Интересно, что в те времена еще не было профессиональных игроков в шашки, поскольку данная игра не рассматривалась, как вид спорта. В 20-м веке уже можно говорить о знаменитостях, которые прославились исключительно благодаря своим незаурядным способностям в шашках. В Советском союзе шашки переживали расцвет и буквально взрыв интереса к этой игре после окончания Великой Отечественной войны.

Важное значение, при обучении игре в шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме ввожу детей в мир шашек: знакомлю дошкольников с историей развития шашек. В простой и доходчивой форме рассказываю о шашках, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомлю дошкольников со своеобразным миром шашек, прививаю им любовь к древней и мудрой игре.

Провожу соревнования и шашечные турниры между детьми.

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще.

Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Работа с родителями

Без работы в этом направлении сложнее было бы достичь результатов. Проведены следующие мероприятия в соответствии с планом:

• Знакомство родителей с содержанием работы по образовательной области «Познавательное развитие»;

• Наглядная информация в уголке для родителей «Играем в шашки»;

• Родительское собрание «Растить любознательных».

Итоговое мероприятие

В конце года было проведено итоговое мероприятие «Шашечный турнир». В нем приняли участие победители отборочного соревнования. Пройдя серьёзный отбор в своих группах, двенадцать лучших шашистов сошлись в упорной схватке друг с другом. Главный герой турнира — Королева шашек уточнила, в какие дидактические игры дети любят играть, где впервые появились шашки, в каких странах в них играют. Затем, и гости и участники турнира отвечали на вопрос «Что нужно для игры в шашки? » дети отвечали: ум, сообразительность, мозги, внимание, знания и т. д. Очередное сложное испытание Королевы турнира — кроссворд, с решением которого дети успешно справились. Победителями турнира стали ребята нашей группы.

Читайте также:  Развитие у ребенка от жары

Шашечный турнир подтвердил, что проводимая по плану работа даёт положительный результат: дети самостоятельно продумывали свои ходы, проявили такие важные качества как сосредоточенность, внимание, усидчивость, умение не обижаться при проигрышах, умение радоваться победам других.

Источник

Наталья Янгулова
Игра в шашки как средство развития логического мышления у дошкольников

«Нет ничего проще, чем выучить, как ходят шашки; и нет ничего сложнее, чем научиться играть в шашки правильно. «

Том Уисуэлл

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика? Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшем приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.В связи с этим была определена цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста через игры в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников. Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий. Данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет. Игра в шашки формирует характер, усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные и самостоятельные способы решения в игре.

Основная часть

Актуальность проблемы

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шашки тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шашки с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Специалисты обращены на обучение игре в шашки детей школьного возраста. Однако проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Отсутствие методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении. Я заметила, что дети играют в группе шашки, однако правила игры многие дети не знают. И я решила создать в группе программу занятий по шашкам. Программа предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки — дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

Читайте также:  Особенности эмоционально личностного развития ребенка с зпр

На родительском собрании я провела анкетирование (Приложение №1, чтобы выявить сколько семей умеют играть в шашки и уделяют время такому досугу.

В опросе приняло участие 23 семьи (86 %) из 24.При обработке анкет были выявлены следующие данные:

— 60 % опрошенных умеют играть в шашки, но не все играют с детьми;

— 40 % не умеют играть в шашки;

— 25 % опрошенных родителей (законных представителей) воспитанников играют с детьми ;

Полученные данные анкетирования, были представлены на родительском собрании, после обсуждения данного вопроса совместно с родителями (законными представителями) воспитанников, было принято решение в течении учебного года организовать целенаправленную работу с воспитанниками и их родителями (законными представителями) по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников».

Цель методической разработки: раскрытие умственного и волевого потенциала личности воспитанников посредством углубленного обучения игре в шашки.

• Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся посредством углубленного обучения игре в шашки.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

Обучающие:

• Обучение основам шашечной игры;

• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

развитие стремления детей к самостоятельности;

Развитиеумственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Разработанные методические рекомендации и дидактические пособия по обучению детей шашечной игре могут быть использованы родителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, а также в системе повышение квалификации работников в ДОУ.

Дидактические принципы:

развивающей деятельности-игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

доступности, последовательности и системности программного материала

творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Методы проведения игровых встреч

-словесный: рассказ, беседа, объяснение;

— наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

— практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Направления

— методическая деятельность с педагогами

— организованная кружковая деятельность с детьми

— взаимодействие с родителями

— социальное партнерство

Этапы обучения игре в шахматы и шашки

— знакомство с доской

— знакомство с фигурами

— обучение правилам игры

— решение задач и этюдов

игра в шахматы и шашки.

Формы и методы проведения занятий:

При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретически и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шашкистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.

Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные методы, практические.

Словесные методы: создают у воспитанников предварительные представления об изучаемом движении.Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у воспитанников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

1. Метод упражнений;

2. Игровой метод;

3. Соревновательный;

4. Метод круговой тренировки.

Результаты:

развитие логического мышления дошкольника;

развитие и совершенствование интеллекта ребёнка;

формирование спортивного характера и интереса к игре;

формирование усидчивости и целенаправленности (доведение начатого дела до конца);

умение находить способы решения в сложных ситуациях;

овладение шашечными терминами (жертва, размен, вилка и т. д.)

разработать методические рекомендации по теме развития логического мышления детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образования, включающие перспективный план, диагностика, конспекты упражнения игр на логическое мышление могут быть использованы воспитателями, педагогами дополнительного образования, преподавателями среднего учебного заведения, а так же в системе повышение квалификации работников в ДОУ.

Работая над темой «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» я постаралась показать значимость развития логического мышления. Анализ специальной литературы показывает, что без развитого логического мышления ребенку трудно будет даваться обучение в школе. Приобретенные навыки в дошкольном возрасте служат фундаментом для получения знаний и способностей в более старшем возрасте. Разработанный мной перспективный план по развитию логического мышления, дает положительную динамику.

Соревнования по шашкам среди дошкольников проводится ежегодно и в основном весной. И наши воспитанники стали активными участниками соревнований по шашкам и занимают призовые места среди своих сверсников.

Источник