Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста

В настоящее время все чаще можно заметить появление у детей различных нарушений речевого развития.  Проблемы семьи, в которой воспитывается ребенок с нарушениями речи, проявляются во всех сферах ее жизни. Очень частой является ситуация, когда родители не знают как и чем помочь своему ребенку, как научить его общаться с окружающими, помочь  познать мир. В настоящее время существует множество образовательных учреждений, способных оказать помощь ребенку с нарушениями речи, важно не упустить время, ведь чем раньше начнется коррекционная работа, тем легче будет малышу достичь того уровня речевого развития, который соответствует его возрасту. В данной статье приводятся некоторые виды игр и упражнений, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики, которые могут использовать родители в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

          Игры и задания для развития мелкой моторики пальцев рук

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста с простого массажа пальчиков ребенка. Развитие мелкой моторики стимулирует активность зон головного мозга, отвечающих за речь. В старшем дошкольном возрасте этот вид деятельности является неотъемлемой частью подготовки к школе, в частности к письму.

                                  Примерные виды заданий:

1. Обучение ребенка навыками бытового обслуживания ( застегивание — расстегивание пуговиц, молнии, кнопок, завязывание шнурков, лент, развязывание узелков)

2. Изготовление поделок из природных материалов (шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов)

3. Лепка из пластилина, глины или соленого теста, изготовление поделок из бумаги. Данный вид задания хорошо развивает воображение ребенка, дает ему возможность проявить фантазию.

4. Сортировка мелких предметов (по цвету, форме, величине), предметы могут быть заменены крупами, например фасолью и рисом.

5. Работа с прищепками, которые могут крепиться как на веревочку, так и на различные формы, вырезанные из картона, например можно сделать тучку с дождиком или солнышко с лучиками.

6. Нанизывание бусинок различного размера и формы на нитку. Задание можно усложнить, описывая предметы по различным признакам. Например: Эта бусинка красного цвета……….

7. Очень интересными для детей дошкольного возраста будут занятия с использованием цветного песка, из которого можно создавать небольшие картины.

8. Рисование и раскрашивание картинок- одно из любимых занятий детей, можно усложнять задание, путем использование различных техник рисования. В этом виде работы могут использоваться штриховки, обводки предметов по точкам или пунктирным линиям.

             Игры и задания для развития внимания и памяти

Внимание — это один из самых важных процессов, благодаря которому ребенок может изучать и познавать что-то новое. Развивая и повышая устойчивость внимания ребенка, родители помогают ему овладеть такими необходимыми для процесса обучения качествами как сосредоточенность и осознанность выполняемых действий. Развитие же памяти является залогом успешного обучения ребенка, произвольная память позволяет малышу воспринимать, запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию.  Работу по развитию внимания и памяти необходимо начинать как можно раньше и продолжать постоянно.

                             Примерные виды заданий:

1.  Ребенку на непродолжительное время показывается картинка, затем ее убирают и задача ребенка заключается в том, чтобы как можно более подробно описать увиденное на ней.

2. Игра «Найди отличия». В данной игре могут использоваться как картинки с предметами, имеющими отличия, так например и игрушки. Для усложнения задания необходимы сюжетные картины.

3. Игра «Что изменилось, чего не стало?». Перед ребенком выкладывают игрушки, различные предметы или картинки (их количество зависит от возраста), непродолжительное время ребенок их рассматривает и пытается запомнить последовательность предметов, затем ребенок закрывает глаза и один их предметов убирается, его задача назвать этот предмет (картинку) и показать место где она находилась. Задание может усложняться увеличением количества предметов (картинок), так же можно не убирать их со стола, а менять местами, чтобы усложнить задачу.

4. Игра «Сделай как я». Может проводится в паре, в игре используются счетные палочки из которых выкладывается произвольная композиция, второй участник должен повторить фигуру по памяти, ненадолго увидев ее.

5. Игра «Где чей домик?». В игре могут использоваться карточки с изображением животных, (насекомых, птиц) задача ребенка подобрать подходящую по смыслу картинку, найти каждому  свой домик. Первый раз задание может быть выполнено с участием взрослого, затем ребенок выполняет задание по памяти.

6. Для развития внимания могут использоваться различные виды лабиринтов, задания на нахождения предмета по его тени или нахождение логической последовательности предметов, событий, изображенных на сюжетных картинках.

                     Игры и задания для развития мышления и речи

Развитие мышления у ребенка проходит несколько этапов от наглядно — действенного в раннем возрасте  до словесно-логического. Процесс мышления непосредственно связан с речью, поэтому важной и необходимой составляющей полноценного развития ребенка является постепенная и непрерывная работа по совершенствованию мыслительной деятельности.

                            Примерные виды заданий:

1. Игра «4 — лишний». Ребенку предлагается ряд картинок с нарисованными предметами, его задача найти лишнюю картинку и объяснить почему она является лишней. (например: стол — стул — кукла — диван; яблоко — груша — земляника — апельсин), для усложнения задания предметы могут отличаться по форме, 3 предмета круглой формы, 1 овальной и т.д. или по размеру.

2. Игра «Угадай — ка». Взрослый дает описание предмета, а ребенок должен догадаться о чем ( или о ком) идет речь. (например: Это овощ, он круглый, красный, гладкий……), если ребенок затрудняется с ответом, взрослый выкладывает карточки с предметами, ребенок подбирает подходящую картинку.

3. Игра «Съедобное — несъедобное». Проводится с мячом, взрослый кидает мяч и называет предметы, ребенок должен поймать мяч только тогда, когда услышит название того, что можно кушать.

4. Задание на знакомство со свойствами предметов, с помощью загадок. Для усложнения задания можно предложить ребенку придумать загадку самостоятельно.

5.  Игра «Назови одним словом». Взрослый перечисляет несколько предметов и просит назвать их одним словом.

(например: — яблоко — груша — апельсин — мандарин — это…………фрукты

                    -туфли — сапоги — ботинки — босоножки — это ………….обувь

                    — машинка — робот — кукла — плюшевый мишка — это…….игрушки.

6. Для развития мышления могут быть использованы следующие виды заданий,  работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Читайте также:  Что дать ребенку для развитии памяти

В данной статье приведено лишь небольшое количество игр и заданий, направленных на полноценное развитие ребенка. Многие игры могут проводиться в простых бытовых ситуациях и от них будет не меньше пользы, чем от целенаправленных занятий. Самое важное для родителей захотеть помочь своему ребенку, положительно настроить малыша, заинтересовать его в различных видах деятельности, не принуждать к выполнению заданий, ведь ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — это игра. И самая главная задача родителей и педагогов сделать эту игру интересной и познавательной, вот тогда мы увидим самый лучший результат.

Источник

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Ведущая деятельность – учение.

Обучение в школе и учение при этом могут не совладать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.

А. Эйнштейн: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мне кажется, даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы удалось с помощью бича заставить его непрерывно есть, даже когда оно не голодно, и особенно если принудительно предлагаемая еда им не выбрана».

Новообразования.

Основные новообразования школьника: личностная рефлексия; интеллектуальная рефлексия.

Личностная рефлексия.

В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется.

У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка.  Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.

Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я. Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

Рефлексия интеллектуальная.

Имеется в виду рефлексия в плане мышления. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.

В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. В проведенных исследованиях по запоминанию списка предметов  дошкольники не справились с заданием, а школьники вспомнили все предметы. Они целенаправленно повторяли, организовывали в памяти, совершенствовали информацию для того, чтобы лучше запомнить и потом могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти.

Умственное развитие.

7-11 лет – третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций.  Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.

На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события.

У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.

Отношения со взрослыми.

На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.

Отношения со сверстниками.

Начиная с шестилетнего возраста дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Игра.

По-пержнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

 Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени.

Эмоциональное развитие.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

Источник

 «Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Собственно, игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый.

Читайте также:  Проблемы семьи воспитывающей ребенка с проблемами в развитии

Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие воображаемой ситуации. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности

поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.  

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды  деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая

идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли.

Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер — в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его.

Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются познавательные интересы ребенка. Формируется и начинает интенсивно работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определённую

стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования в рамках общеобразовательной школы, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную. Проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у школьников. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Преемственность непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования.

Преемственность же с позиции школы – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

— развитие любознательности;

— развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

— формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

— развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Социально-личностная готовность старшего дошкольника к школе – это определенный уровень социального развития ребенка на пороге школьного обучения, который характеризуется:

— стремлением дошкольника войти в новые условия школьной жизни, принять позицию школьника;

Читайте также:  Таблица развития ребенка до года по росту и весу таблица

— выражается в определенном уровне самостоятельности, позволяющем успешно решать доступные возрасту ребенка практические (связанные с учебной деятельностью) и коммуникативные (общение со сверстниками и взрослыми) задачи;

— проявляющемся в положительной самооценке и уверенности в своем будущем.

Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

В соответствии с таким пониманием социально-личностной готовности к школе был определен комплексный показатель ее оценки у старших дошкольников, включающий:

— интерес детей к учебно-познавательной деятельности;

— наличие мотивации к обучению в школе;

— сформированность самооценки и самоконтроля;

— положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный);

— активность, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками;

— проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.

Однако желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому что в школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все — и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника». В сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, а это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития — младший школьный возраст.

Внутренняя позиция школьника в широком смысле слова определяется как система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

На сегодняшний день важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов. Выделяют шесть групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:

Социальные мотивы. Понимание ребенком общественной значимости и необходимости учения и стремление к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»).

При доминировании социальных мотивов младшим школьникам свойственно ответственное отношение к учебе, они сосредоточены на уроке, старательно выполняют задания, переживают, если что-то не получается сделать, успешно усваивают учебный материал, пользуются уважением одноклассников.

Учебно-познавательные мотивы. Стремление к новым знаниям, желание научиться писать и читать, широкий круг интересов.

Для этих учащихся характерна высокая учебная активность, они, как правило, задают много вопросов и не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца, требующих усидчивости. Усвоение материала на основе механического запоминания вызывает большие трудности. Про них учителя говорят: «Умный, но ленивый».

Если недостаточно развит социальный мотив учения, то возможны спады активности, темп и продуктивность учения в этом случае имеют прерывистый характер: ученик внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен.

Оценочные мотивы. Стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»). Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребенок занимается на уроке, потому что его хвалит за это учитель. Эти дети очень чутко реагируют на настроение значимого взрослого. Похвала, положительная оценка взрослого являются эффективными стимулами активности ребенка. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что учащийся не обращает внимание на оценку и замечания педагога.

У учащихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности: низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Дети постоянно спрашивают у педагога, правильно ли они делают, при ответе пытаются уловить его эмоциональную реакцию.

Позиционные мотивы. Интерес к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»).

Ребенок занимается тогда, когда на уроке много атрибутики, наглядных пособий.

Позиционный мотив присутствует в той или иной мере у всех будущих первоклассников. Как правило, уже к концу первого месяца обучения в школе этот мотив угасает и существенного влияния на успешность обучения не оказывает.

Если позиционный мотив занимает доминирующее положение при слабом развитии познавательного и социального, то интерес к школе угасает достаточно быстро. Из-за отсутствия других стимулов к учению (внешний и игровой мотивы эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться.

Внешние по отношению к школе и учению мотивы. «Я пойду в школу, потому что мама так сказала», «Я хочу в школу, потому что у меня ранец красивый, новый». Эти мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на активность и успешность обучения.

В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.

Игровые мотивы. Мотивы, неадекватно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»). Игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности: в игре ребенок сам определяет, что и как он будет делать, а в учебной деятельности действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом.

Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а что им хочется.

Важно наличие комплекса мотивов при ведущем сильном устойчивом мотиве (познавательном или социальном, чтобы можно было говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе).

Источник