Развитие ребенка до школы и далее

Развитие ребенка до школы и далее thumbnail

Развивающие занятия помогают детям в легкой и увлекательной форме адаптироваться к школе.

Посмотреть примеры…

Хорошая дошкольная подготовка требует комплексного подхода и особой учебной методики.

Узнать подробнее…

Начальное знание английского — преимущество для первоклассника. Как достичь этого без стресса для ребенка?

Узнать подробнее…

Стоимость обучения детей дошкольного возраста зависит от уровня учебного учреждения, преподавания и от частоты занятий.

Узнать стоимость…

Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Сердобольные бабушки готовы ночи напролет учить малыша читать, чтобы не переплачивать за «специальные курсы», родители же хватаются за голову, пытаясь определить, действительно ли полезны подготовительные программы и, самое главное, что они сами, как родители, могут сделать для своего ребенка, чтобы тот успешно адаптировался в школе. Однако, при правильной организации процесса, подготовка к школе может стать очень увлекательным занятием – и для вас, и для будущего первоклассника.

Одни учителя первоклашек жалуются на то, что некоторые «переподготовленные» дети и уже все умеют, и в школе на первых порах им просто нечего делать. Другие отмечают, что малыш без труда воспроизводит английские слова, но при этом не может связно рассказать, о чем он только что прочитал по-русски. Третьи восхищаются почти гениальными детьми – только вот эти дети то пеналы теряют, то туалет в школе не могут найти, и испытывают трудности в общении со своими сверстниками.

Так какой же должна быть подготовка в школе? Что могут сделать родители, чтобы новый этап в жизни ребенка прошел безболезненно и успешно?

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Кстати, зачем нужно готовить ребенка к школе, знает не каждый родитель. «Потому что так принято» или «потому что так делают все». Здесь и начинаются основные проблемы, поскольку непонимание того, что дает подготовительная работа будущему первокласснику, приводит к таким странным ситуациям, описанным в начале этой статьи: ребенок обладает массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет делать чего-то элементарного, или не отличается достаточной самостоятельностью, и так далее.

Одни родители считают, что подготовка нужна для того, чтобы малыш успешно прошел негласное собеседование в школе. Что ж, это неплохая мотивация, ведь именно на собеседовании (своего рода неофициальном тестировании) педагог и другие специалисты (психолог, логопед) могут определить, насколько ребенок готов к тому, с чем ему предстоит встретиться в школе: развиты ли у него основные базовые навыки (физические, интеллектуальные), насколько он свободно и уверенно общается, понимает инструкции, выражает свое мнение.

То есть, подготовка к школе должна помочь вашему малышу созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста.

Итак, что должен знать и уметь ребенок уже перед школой?

Он должен называть:

  • ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;
  • Самые распространенные растения, животные;
  • Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году;
  • Цвета, виды спорта и популярные профессии;
  • Имена известных писателей, поэтов;
  • Основные правила дорожного движения;
  • Праздники.

Он должен понимать разницу между:

  • «право» и «лево»;
  • улицей, городом и страной;
  • фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
  • зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
  • буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).

Он должен уметь:

  • Решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
  • Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
  • Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
  • Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
  • Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
  • Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
  • Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
  • Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.

То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться – с учителем и другими ребятами, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, уметь выполнять задания, в каких-то вопросах уже быть самостоятельным, учиться организованности. Всему этому можно научиться как дома, так и на специальных подготовительных курсах.

Подготовка к школе в домашних условиях

В первую очередь, начиная заниматься с ребенком дома, не гонитесь за формальными результатами: каждый малыш очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша задача – превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывало у него отторжения. Хорошо, если ребенок уже понимает ценность обучения, и у него есть мотивация, но если нет, вы можете сделать так, чтобы интерес появился.

Что можно делать?

  • Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой), вместе читать;
  • Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.
  • Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.
  • Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазл, делать мозаику – все это развивает мелкую моторику.
  • Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок.
  • Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.
Читайте также:  Этапы развития ребенка в утробе матери по неделям картинка

Обязательно учтите следующее:

  • Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него;
  • Развитие должно быть гармоничным. Понятно, что если ребенку чтение дается легко, а вот задачки он решает с трудом, то второму делу придется уделить больше внимания и времени. Однако не концентрируйтесь на чем-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки.
  • Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т.д.
  • Хорошо выработать определенный режим: в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать. Это поможет малышу проще адаптироваться к школе.
  • Уже сейчас учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.

Курсы подготовки к школе

О платных курсах подготовки к школе у нас в стране сложилось неоднозначное мнение. Есть такие курсы и при самих школах, есть в некоммерческих организациях, есть в частных студиях. Нередко на таких курсах детей просто «натаскивают» на то, чтобы они отвечали правильно на определенные вопросы и легко выполняли нужные задания. Однако намного важнее, чтобы малыш учился сам делать выводы, рассуждать, творчески мыслить.

Поэтому при выборе курсов подготовки узнайте:

  • Есть ли у студии право на развивающую и просветительскую деятельность;
  • По каким программам проводится подготовка (обязательно должна быть система!);
  • Какого уровня специалисты работают;
  • Есть ли свои пособия, материалы или все это придется приобретать самостоятельно;
  • Продолжительность и интенсивность занятий (если слишком много, то подготовка станет для ребенка стрессом, так что уже до школы он может возненавидеть любой учебный процесс);
  • Сколько человек в группах. По сути, чем меньше, тем лучше, ведь в маленьких группах есть возможность уделить достаточно внимания каждому ребенку.

Стоимость подготовки ребенка к школе

Стоимость занятий будет зависеть от уровня школы, преподавания, от частоты занятий, оттого, понадобится вам дополнительно приобретать учебные пособия и другие материалы, включено ли питание, работа психолога, дополнительные уроки по физическому развитию (например, йога). В целом, цены на индивидуальные занятия начинаются от 1500 рублей, на групповые – от 1000 рублей за 40 минут, по абонементу (2 раза в неделю) – от 3500 рублей, полный пакет со всеми занятиями и питанием – от 8 тысяч рублей в месяц. Для сравнения – домашний репетитор, который готовит ребенка к школе на дому, возьмет за один только выезд от 3000 рублей.

Стоит ли заниматься платно или нет – решать вам. Однако даже если у вас есть время на домашние занятия, не лишним все-таки будет поводить малыша на курсы, особенно, если он не посещает детский сад. Даже элементарные навыки общения с разными людьми и умение строить отношения в разных ситуациях, когда мамы с папой нет рядом, пригодятся ему в последующей жизни. И тогда первый год школы не превратится в сильнейший стресс.

Источник

Яна Атрачева

Яна Атрачева

14.01.2020

Статья

На примере двух детей Яна Атрачева рассказала о том, как она подошла к вопросу обучения детей до школы и к каким выводам пришла. Надеемся, что её опыт будет полезен и вам.

Развитие ребенка до школы и далее

П ервый год малыша быстро пролетает в заботах и хлопотах. И все родители рано или поздно задумываются о развитии ребёнка. Когда лучше начинать занятия? Что должен ребёнок знать по возрасту? Что должен уметь? Где искать ответы на эти вопросы? В этой статье расскажу, как я развиваю своих двух детей разных возрастов.

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

С первым ребёнком у многих возникают трудности по неопытности или незнанию. Я тоже столкнулась с этой проблемой. В первый год старшего сына нам хватало сказок перед сном и обычных игр с погремушками и игрушками. Часто просто не было времени. Основательно заниматься развитием я начала после того, как сыну исполнилось 1,5 года. Сначала мы учились рисовать, причём это было не так просто. Я, как прирождённая правша, учила его рисовать карандашами и красками правой рукой. Но, как выяснилось, мой ребёнок оказался левшой, что растянуло процесс обучения. Так же долго учили цвета и оттенки, в этом мне помогло обычное смешивание красок на палитре. Сыну такая игра казалась очень увлекательной, и многие сложные оттенки он узнавал уже в 2,5 года.

Читайте также:  Двигательное развитие ребенка по месяцам до 1 года

Развитие ребенка до школы и далее

Важное правило, которое я выяснила при занятиях с сыном: никогда не говорите ребёнку в младшем возрасте фразы вроде «Давай позанимаемся» или «Садись за стол, учиться будем». С детьми дошкольного возраста нужно всего лишь ИГРАТЬ: в слова и буквы, в настольные игры, много разговаривать, обсуждать. Этим я и старалась заниматься. В садик мой ребёнок до школы почти не ходил, если не считать несколько месяцев в частном детском саду. Но это никак не сказалось на его умении находить язык с другими детьми.

Поскольку у нас был устоявшийся режим дня и нужно было его как-то разнообразить, мы придумали небольшую игру. Перед тем как идти завтракать, обедать или ужинать нужно было назвать несколько не повторяющихся слов. Например: пять лесных животных, пять овощей, пять фруктов. Начинали мы с трёх и увеличивали число по мере изучения.

Развитие ребенка до школы и далее

С изучением букв и обучением чтению я сложностей не испытала. Мы легко за месяц научились читать по букварю Н.С. Жуковой. Прекрасная книга, до сих пор всем советую, кто испытывает трудности в обучении детей.

Так же меня не обошёл культ английского языка. В своё время, обучаясь в школе, я делала акцент на точные науки. Иностранные языки были мне не интересны и, как казалось на тот момент, не нужны. Но, спустя годы, тот же английский понадобился по работе, в связи с этим пришлось спешно его изучать. Чтобы мой ребёнок не столкнулся с этой проблемой, я решила начать учить его как можно раньше.

Развитие ребенка до школы и далее

Важный момент в изучении иностранного языка у детей: пока ребёнок плохо говорит на родном языке, не стоит учить его другому языку. Дети начинают путать слова или объединяют слова разных языков в одно предложение. Сын примерно к пяти годам вполне сносно говорил, но из-за того, что мы стали учить английские слова, начал путаться, поэтому с изучением иностранного языка пришлось повременить. В 6 лет сын попал в детский футбольный клуб. Особенностью занятий было то, что после каждой тренировки мальчишки учили по пять английских слов, а в конце месяца сдавали экзамен на их знание. И тут я заметила, что у ребёнка появилось рвение к изучению английского языка. Он стал чётко понимать различие языков. Помимо клуба, мы стали заниматься дома. Всё это, несомненно, помогло в школе. Сейчас сын во втором классе, английский изучает второй год. Пока никаких сложностей не испытывает ни в школе, ни с домашним заданием.

Развитие ребенка до школы и далее

С дочкой я начала заниматься намного раньше, как говорится, «с пелёнок». Как только она начала концентрировать взгляд на предметах, я стала показывать ей картинки животных, предметов, цветов и прочего, озвучивая названия. К году она уже узнавала многие картинки и показывала их пальчиком. Так же, как и старшему сыну, читала сказки. С рисованием мы пока решили повременить и отложить на более поздний период, пока не будет понятно, какая рука ведущая. Кушает она то левой, то правой. Дочери сейчас 1 год и 4 месяца, она говорит около 40 слов, что превышает норму по возрасту. Уже начинает говорить фразы, такие, как «Открой дверь», «Пошли гулять». Конечно же, слова нечёткие, но близки к оригиналу. Естественно, девочки опережают мальчиков в развитии, но без наших занятий, я думаю, это цифра была бы намного меньше.

Итак, какие выводы я сделала из своего обучения с детьми:

    1. Всё должно быть в форме игры.

    2. Определённого возраста, когда лучше начать развивать ребёнка, не существует. Вы можете научить ребёнка как за пару лет до школы, так и начав занятия с рождения.

    3. Не стоит гнаться за модой. Каждый ребёнок особенный, кого-то легко научить читать и в 3 года, а кому-то и ближе к школьному возрасту это даётся с трудом.

Не надейтесь на школу, там не исправят поведение ребёнка, его речь или понимание окружающего мира. Заложите основы его воспитания и образования ещё до поступления в школу. И помните, что больше, чем вы сами, вашему ребёнку не даст никто.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!


А как вы развиваете ребёнка? Поделитесь своим опытом!

Источник

Развитие ребенка до школы и далее

Многодетная мама и образовательный коуч Анна Высоцкая уже рассказывала, как выбрать «свою» школу и как понять, готов ли ребёнок к учёбе. В новой статье — 10 важных вещей, которым не мешало бы научить будущего первоклассника.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Играть по правилам

Игра — основа обучения, мы играем всю жизнь. От того, насколько «качественно» ребёнок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме того, в игре развиваются все стороны личности. Играть — значит действовать в условной, созданной тобой и твоими партнёрами по игре, реальности, соблюдать правила, держать роль, творить и развивать сюжет, общаться, действовать согласно плану и замыслу. Это живое сотворчество, которое возможно только при условии согласованных действий всех участников процесса, их коммуникативной компетентности и определённой эмоциональной зрелости. Отдельным пунктом следует упомянуть спортивные и настольные игры — развивающие и развлекательные, которые задают довольно жёсткие правила и ритуалы, что требует от ребёнка принимать условия, следовать им, уметь переживать проигрыш. Невозможно переиграть до школы, а вот недоиграть вполне.

Читайте также:  Развитие личности каждого ребенка

Почему игра важна в жизни ребёнка

2. Ездить на велосипеде

В основе любой высшей психической функции — будь то речь или письмо — лежит движение. Собственно, с движения начинается развитие малыша в самом раннем периоде детства. Движение — та почва, от богатства и полноты которой зависит рост древа познания. В этой связи я хочу привести высказывание философа Жан-Жака Руссо: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму… Если мы хотим извратить этот порядок, то произведём скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные учёные и старые дети». Сегодня первоклассник, не умеющий ловить мяч и делать колесо, уже не редкость. Интересно, что не только в XVIII веке, но и сегодня «продвинутые» родители поддаются соблазну перехитрить законы развития.

Развитие ребенка до школы и далее

3. Знать день своего рождения

Нет, это совершенно не о том, чтобы перед собеседованием в школу, повторить на скорую руку с ребёнком дни недели, времена года и день его рождения. Это именно о настоящей, честной ориентации во времени и пространстве, которая создаёт те самые координаты, на которые затем нанизываются не только навыки самоорганизации, но и изучение той же математики.

4. Заваривать чай в чайнике и делать бутерброды

Сюда же отнесём любые простые алгоритмы — готовить что-то по простой инструкции. Выполнять какие-то несложные программы действий: выбрать и купить хлеб в магазине, убрать комнату, покормить кота и убрать за ним и тому подобное. Когда ребёнок действует по плану, то есть учится держать в голове сложные многоступенчатые инструкции, он развивает свою произвольную регуляцию, навыки программирования своих действий, а это ключевые компетенции в обучении. Кстати, уметь составлять собственные инструкции для членов семьи — это уже высший пилотаж!

Развитие ребенка до школы и далее

5. Шнуровать ботинки

Вспомним мелкую моторику, без неё никуда. Пока ребёнка не слушаются руки, его не слушается речь, а развивать моторику лучше до школы.

6. Ждать маму в банке

Да, мы снова говорим о произвольной регуляции своего поведения. Ждать своего хода в игре, ждать, пока мама доделает свои дела. Ждать своей очереди выбирать мультфильм — эти бесконечные «ждать», о которых так много писали в книжке про французских детей. Сложно призвать к ожиданию годовалого малыша, а вот если семилетка совсем не умеет ждать, в школе ему придётся трудно. Умение затормозить сиюминутный импульс, желание, занять и отвлечь себя — одна из составляющих высокого эмоционального интеллекта и гарантия успеха в будущем. Гуглим на эту тему «Гарвардский эксперимент с маршмеллоу».

Развитие ребенка до школы и далее

7. Задавать вопросы

Вопросы дети задают чуть ли ни с рождения, вот только взрослые не всегда имеют желание отвечать на них или учить ребёнка рассуждать и самому находить нужную информацию. Любую проблему можно сформулировать в виде правильного вопроса. Если вопрос задан, на него можно найти ответ. Уметь видеть в любом препятствии задачу, которую можно решить — крайне важный для обучения навык.

8. Договариваться со сверстниками

Ещё один кивок в сторону эмоционального интеллекта. Обучение — это не только про русский и математику, мы учимся взаимодействовать с другими, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, сотрудничать — именно эти качества в нынешнем мире ценятся гораздо выше, нежели вечное сияние чистого разума.

9. Принимать помощь

Истинное обучение всегда творится в зоне ближайшего развития (зона тех умений, где ребёнок уже может что-то делать, но с помощью взрослого). Не нужно ждать, пока ребёнок полностью сам, без вашего участия научится чему-то. Сам процесс созревания того или иного умения происходит во взаимодействии с мамой (или папой), когда мы пробуем делать то, что пока не получается. Это мы, взрослые, и сама среда — то пространство, в котором проявляются лучшие качества и способности наших детей. Что это значит? Задача, которую ребёнок решает сегодня, должна быть всегда вызовом для него — сначала таким, чтобы от нас требовалась помощь, — направить внимание, очертить границы, придать направление. Потом просто посидеть рядом, подсказать, скорректировать. Далее ребёнок постепенно начинает выполнять задачу сам. В этот момент мы можем отходить. Итак, для родителя важно быть рядом там, где ребёнок ПОКА не может, и отойти там, где ребёнок УЖЕ может. Тот самый баланс свободы и безопасности, только в обучении. Для ребёнка должно быть естественным — приходить к взрослому за помощью, а главное — получать её в том объёме, в котором это необходимо.

10. Верить в свои силы

Нам, родителям, следует предлагать ребёнку такие жизненные задачи, которые он решить в состоянии, но пока не полностью самостоятельно или не идеально. Речь идёт о постоянном микровызове, микроусложнении. Именно это поступательное движение навстречу сложному, но интересному и питает мотивацию «я могу», «я смогу». Самое трудное, пожалуй, — взрастить в ребёнке уверенность в том, что нет ничего невозможного, если ты готов приложить силы и уделить этому время. Создание таких «историй успеха» в жизненном опыте ребёнка зависит в большей степени от нас.

Заметьте, здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению. Почему? Для меня всё это может служить отличным средством, но не самоцелью. Да, если ребёнок познаёт мир символов, тянется к книге, спрашивает, как написать то или иное слово — используйте его живой интерес для создания удивительного опыта совместных открытий, близости, поддержки, работы с трудностями. Поверьте, для того, чтобы научить ребёнка всему, что описано выше, вы все равно будете творить ту или иную среду — питательную и развивающую, отталкиваясь от задач возраста и склонностей дошкольника. И будет это музыка или живопись, театр или спорт или то же самое чтение — не так важно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как научить ребёнка заботиться о себе

Почему в кружках для младенцев вместо гениев воспитывают солдат

4 типичные ошибки родителей первоклашек

Источник