Развитие ребенка до года упражнения для рук

Развитие ребенка до года упражнения для рук thumbnail

 В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы рук ребенка с помощью гимнастики и массажа. Мои рекомендации относятся к детям грудного возраста. Для того чтобы выбрать те упражнения для рук, которые на данный момент необходимы вашему ребенку, определите, есть ли у него достаточная сила в мышцах и может ли он приобрести двигательные умения, нужные в его возрасте.

Тестирование мышц рук ребенка

Попробуйте протестировать мышцы-сгибатели (бицепсы) и мышцы-разгибатели (трицепсы) рук.  Бицепс, или двуглавая мышца плеча. Тест выполняется в положении ребенка лежа на спине, с немного приподнятой головой и плечами, под голову для страховки подложите тоненькую подушку. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните на себя, приподнимая туловище ребенка над поверхностью стола. Не торопитесь, подождите, пока ребенок согнет руки в локтевых суставах и одновременно приподнимет голову над столом. При отсутствии мышечной силы и мышечного тонуса руки ребенка останутся выпрямленными в локтевых суставах, а голова запрокинется назад.

 Трицепс, или трехглавая мышца плеча, занимает всю заднюю поверхность плеча. Осуществляет разгибание в локтевом и плечевом суставах. Тестирование можно делать с 3–4–месячного возраста, после нормализации физиологически повышенного тонуса мышц-сгибателей рук, которые противодействуют мышцам-разгибателям. Тест проводится, если у малыша, лежащего на животе, появилась уверенная опора рук на предплечья. Чтобы протестировать мышцы-разгибатели рук, подведите свою ладонь под грудную клетку ребенка и слегка приподнимите туловище малыша над поверхностью стола, дожидаясь его попытки выпрямить руки. При отрицательном результате руки ребенка не выпрямляются в локтевых суставах, он не удерживает туловище на прямых руках. Сделав выводы после тестирования попробуйте потренировать своего малыша, используя предложенные упражнения и дополняя гимнастику классическим детским массажем. Инструкция как укрепить мышцы рук ребенка с помощью упражнений приведена ниже.

 Упражнения для укрепления мышц рук

упражение 1

Развитие ребенка до года упражнения для руктренируем сгибание рук

1. Малыш лежит на столе на спине с головой и плечами, с помощью жесткой подушки приподнятыми под углом в 45 градусов. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните малыша за руки на себя, но не допускайте приподнимания головы над поверхностью. Необходимо добиться активного напряжения сгибателей рук с их дальнейшим сгибанием в локтевых суставах. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 2

Развитие ребенка до года упражнения для рукучим подтянуться и сгруппироваться

После того как у малыша появится активное сгибание рук при подтягивании, помогите ему поднять голову над поверхностью, подложив ладонь под затылок и плечи. Задержитесь в этом положении на 3–5 секунд, постепенно увеличивая продолжительность. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 3

Если у малыша получается сгруппироваться, лежа на жесткой подушке, т.е. приподнять голову и согнуть руки в локтях, когда вы подтягиваете его за руки, то предыдущее упражнение следует повторить без подушки под головой до 5–7 раз.

упражнение 4

Развитие ребенка до года упражнения для рукучим подтянуться за одну руку

Если ребенок легко выполняет предыдущее упражнение, попробуйте повторить его для каждой руки по очереди. При этом одной своей рукой придерживайте ноги малыша в области бедер, чтобы они не приподнимались над поверхностью стола. Повторите упражнение 3–5 раз с каждой стороны. При этом малыш вначале может помогать себе свободной рукой, отталкиваясь ею от поверхности стола.

упражнение 5

Если ваш малыш может кратковременно удерживать голову, лежа на животе, попробуйте согнуть его руки в локтевых суставах перед грудью и подержать в таком положении 4–5 секунд. Повторите упражнение 3–5 раз.

упражнение 6

Если у ребенка начала самостоятельно появляться кратковременная опора на предплечья, захватите своими ладонями согнутые локтевые суставы и слегка приподнимите плечи над поверхностью стола. Удерживайте ребенка в этом положении 3–5 секунд. Повторите прием 5 раз.

упражнение 7

Далее усложните предыдущее упражнение: в том же положении покачайте его в стороны, перенося вес тела с одного предплечья на другое на 4–6 секунд. Повторите прием 2–3 раза.

упражнение 8

Развитие ребенка до года упражнения для рукучим опираться на прямые руки

Если у ребенка появилась уверенная опора на предплечья лежа на животе, поучите его выпрямлять и опираться на вытянутые руки. Для этого возьмите малыша в области груди и таза, лицом вниз. Приподнимите его над столом парящим движением на себя, проводите его ладошками по поверхности. Остановитесь в конце каждого движения и ненадолго перенесите вес его тела на выпрямленные руки. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 9

Дайте ребенку возможность удержаться на вытянутых руках самостоятельно. Простимулируйте его для этого, подталкивая ладонью грудную клетку вверх. Время, в течение которого малыш будет сохранять это положение, пусть определяется его желанием

упражнение 10

Развитие ребенка до года упражнения для руктренировка ходьбы на руках

Следующее упражнение — ходьба на руках. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Одной рукой держите его в области грудной клетки, другой в области таза. Переведите его в горизонтальное положение, чтобы он опирался руками о стол. В начале упражнения для выработки моторного навыка помогайте ему переставлять руки. Повторите упражнение 2–3 раза. При этом минимальная нагрузка на руки ребенка будет, если поддерживать его в области груди и таза. По мере увеличения мышечной силы в руках упражнение можно усложнить за счет поддержки ребенка только в области таза и ног.

как укрепить мышцы рук ребенка

Хорошим дополнением к упражнениям будет массаж рук. Его можно использовать до или после упражнений. Как укрепить мышцы рук ребенка с помощью массажа смотрите  по ссылке массаж рук.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме. 
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
  • Записывайтесь на очный прием в Москве.

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Источник

С грудничком можно и нужно заниматься гимнастикой с самого рождения. Детское тело имеет некрепкий позвоночник, поэтому тренировки должны проводиться под контролем специалистов. Для новорожденных с мышечными зажимами и гипертонусом зачастую дополнительно прописывают курс массажа. С помощью упражнений для укрепления спины для грудничка можно не только улучшить физическое развитие младенца, но и помочь малышу активно познавать окружающий мир.

Полугодовалый малыш

Полугодовалый малыш

Физическое развитие грудничка в полгода

В пять, шесть месяцев грудные дети очень любознательны. Они начинают улыбаться осознанно, проявлять свои эмоции. Теперь уже легко удерживают головку, лежа на спине и животике, могут управлять движениями рук и ног, хватают яркие предметы и игрушки, подолгу разглядывают их. Просто так лежать и ничего не делать – не для таких любопытных карапузов. Уже с четвертого месяца их интересует все, что есть вокруг.

Важно! В этом возрасте дети хорошо и активно переворачиваются со спины на живот и обратно, многие – пытаются присесть. Все умения и новые навыки следует учитывать, когда планируется комплекс занятий.

Уже с четырех месяцев малыш начинает изучать собственное тело. С психической точки зрения, начинаются процессы совершенствования первых навыков в речи – отдельные слоги и звуки кроха уже умеет произносить. Теперь развиваются мышление и внимание.

Бодрствует малыш гораздо дольше – спит в сутки не более 15-16 часов. В остальное время нуждается в тактильном, эмоциональном, речевом контактах.

Обратите внимание! Совершая гимнастические упражнения, следует не забывать обо всех видах общения с ребенком. Без вышеописанных трех способов взаимодействия даже самые полезные анатомически упражнения, чтобы сделать кроху здоровее, не будут приносить должного результата.

Читайте также:  Тема составляющая правильного развития ребенка

Ребенок в полгода уже умеет осознанно управлять конечностями, это доставляет ему большое удовольствие. Зарядка и гимнастика, массаж и общение с мамой также приведут малютку в восторг.

Польза гимнастики для младенца

6 месяцев – это новый этап жизни крохи, своеобразный рубеж между неосознанной жизнью и осознанной. Совсем скоро ребенок сядет, поползет, затем начнет ходить. Гимнастика в это время проводится с целью развить двигательные умения и способствовать проявлению новых навыков. Ежедневная программа должна включать упражнения, чтобы укреплять спину, грудь, руки, стимулировать к освоению ползания. Благодаря таким занятиям, грудничок быстрее сможет самостоятельно сесть, после – встать.

Важно! Нельзя насильно присаживать малыша – это чревато неприятными последствиями с позвоночником. Помочь группам мышц окрепнуть – отличная инициатива от лица заботливых родителей.

Польза гимнастики:

  • Кроха начинает лучше понимать свое тело – это то, что в полгода малыша волнует больше всего.
  • Укрепляются суставы, костный аппарат, а мышцы становятся эластичнее. За счет этого ребенок, когда станет принимать вертикальное положение, быстрее сядет, сможет долго удерживать равновесие, после встанет и пойдет.
  • Положительно сказывается на иммунитете, поскольку улучшится кровоснабжение конечностей, мышечной ткани и кожи.

Дополнительная информация. Дети, которые каждый день занимаются гимнастикой, меньше болеют, а также легче переносят заболевания, протекающие практически без осложнений.

  • Прикосновения мамы, тактильное общение положительно сказываются на нервной системе малыша. Он быстрее засыпает, хорошо спит, имеет отменный аппетит.
  • Дети быстрее начинают говорить, гармонично развиваются, проявляя отличные способности к обучению.

Обратите внимание! Если у ребенка есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом или неврологические нарушения, ему предписывают выполнять упражнения ЛФК и лечебный массаж. Процедуры проводятся под наблюдением специалиста.

Упражнения для укрепления рук и спины

Поскольку активность малыша возросла, то и упражнения проводятся более энергично. Ребенку самому будет интересно совершать определенные физические действия.

Лучше организовать занятия, которые сопровождаются музыкой, чтением стихов, потешек или исполнением песенок (например, «У жирафа пятна-пятна, пятна-пятнышки везде!», «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы»).

В 4 месяца

Как можно укрепить руки грудничку в 4 месяца в игровой форме и развить их координацию движений – выполнять упражнение «Поймай меня».

«Поймай меня» с развивающей игрушкой

«Поймай меня» с развивающей игрушкой

Малыш укладывается на спинку. Затем ему предлагается взять игрушку в одну руку, после – рядом с другой рукой положить вторую. Желательно, чтобы это были музыкальные игрушки. Кроха должен попытаться взять обе игрушки и некоторое время их удерживать двумя руками.

В 5 месяцев

Упражнения для укрепления рук грудничка 5 месяцев называются «Котята или щенята». Они впоследствии помогут освоить ползание.

Кроха лежит на животике, под него мама подводит расправленную ладонь. Приподнимая медленно малыша и удерживая спинку второй ладонью, стоит зафиксировать положение, когда малыш опирается о поверхность коленями и руками. В исходное положение следует возвращать кроху очень медленно.

В 5 месяцев также можно попробовать выполнять «Стульчик», который поможет малышу сесть. Кроха, лежа на спинке, должен схватиться за мамины указательные пальцы и удерживать их. Мама медленно начинает приподнимать туловище младенца, как бы подводя к позиции «сидеть».

Важно! Нельзя присаживать ребенка, угол между поверхностью и положением малыша должен составить 30-45 градусов. Инициатива перемены положения исходит от ребенка, поэтому насильно тащить его не нужно.

Упражнение «Стульчик»

Упражнение «Стульчик»

В 6 месяцев

Как укрепить ребенку мышцы спины 6 месяцев? В этом поможет упражнение «Перышко».

Ребенок лежит на спине, мама под спинку подводит ладонь и слегка приподнимает кроху над поверхностью. Вторая рука подстраховывает сверху туловище, лежит на животике. Как правило, малыш немного прогибается, напрягает спину и живот. Так можно делать 5-10 раз подряд.

Укрепление спины младенца

Укрепление спины младенца

Есть множество других упражнений для грудничков для укрепления мышц спины. Педиатры настоятельно рекомендуют почаще выкладывать кроху на животик – это не только полезно для мышечного корсета малыша, но и помогает ему рассматривать окружающий мир.

В 7 месяцев

Если малютка уже пытается сесть, можно попробовать выполнить с ним новое упражнение «Оловянный солдатик», которое покажет ему, что такое вертикальное положение тела. Стоит обеими руками с двух сторон обхватить грудную клетку крохи по бокам и подержать с опорой ножками о твердую поверхность несколько секунд. Допустимо повторить 2-4 раза.

Все дети без исключения любят, когда им щекочут стопы. Указательным пальцем можно проводить от пятки к носочку, малыш при этом начнет сгибать коленки. Упражнение поможет укрепить мышцы стопы.

Упражнение «Щекотун»

Упражнение «Щекотун»

Общие рекомендации и противопоказания

Евгений Комаровский, русский педиатр, рекомендует:

  • Если есть возможность, и позволяет погода, то проводить занятия в летнее время на улице, зимой – в теплом помещении, ребенка раздеть полностью.
  • Гимнастика всегда начинается с массажа, чтобы подготовить тело к последующей нагрузке.
  • Лучше проводить занятия в первой половине дня, поскольку они оказывают возбуждающее действие.
  • Ни в коем случае не заниматься с малышом, если он не хочет, капризничает и плачет, чтобы впоследствии он не отказался от проведения гимнастических упражнений.

Гимнастику проводят, когда ребенок бодр и весел

Гимнастику проводят, когда ребенок бодр и весел

С самых ранних лет следует приучать малыша к заботе о себе и своем здоровье. Гимнастика и зарядка помогут ему впоследствии всегда быть бодрым, активным и энергичным.

Видео

Источник

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

  • Введение
  • Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте
  • Рекомендации для родителей
  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет
  • Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет
  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет
  • Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет
  • Пальчиковые игры
  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет
  • Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами
  • Работаем с пластилином

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Читайте также:  Диагностика социального развития ребенка тест разработан с а банковым

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

1Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу — полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

21. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

32. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

43. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

5
4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

65. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

Читайте также:  Центр развития ребенка тольятти

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

7

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

8

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет —
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец — танцевал,
Указательный — скакал,
Средний палец — приседал,
Безымянный — всё кружился,
А мизинчик — веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

9У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись!«

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец — крепко спал.
Четвёртый палец — лишь дремал.
Третий палец — засыпал.
Второй палец — всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

10

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлен?