Развитие ребенка для детей с цифрами

Игра-ведущая деятельность у дошкольника. С помощью игры ребёнок изучает новые знания и закрепляет их. Математические игры познакомят ребят с цифрами, числами, основами счёта, с арифметическими действиями, а также поспособствуют развитию речи, внимания, памяти, мышления.
«Убери цифру»
Игра развивает внимание, быстроту реакции, мышление, ловкость, и закрепляет навыки счета.
Выкладываем последовательно карточки с числами от 0 до 10. Взрослый задаёт задание, а ребёнок должен выполнить его. Например, «Убери цифру 7», «Убери цифру между 2 и 4», Убери цифру, которая больше 3 на 2 и т.д.
Задания можно задавать в виде загадок, отгадка будет, та цифра, которую необходимо убрать. Например:
На стебелёк она похожа,
Стоит почтенно, как вельможа.
Прямая, ровная всегда,
После нуля идёт она.
«Какое число пропущено»
Ребёнок называет пропущенное число. В процессе игры закрепляем знания числового счёта от 0 до 10 и тренируем внимание.
«Путаница»
В процессе игры закрепляем знания цифр, счёта от 0 до 10 в прямом и обратном порядке, а также внимание и память.
Раскладываем цифры по порядку, далее ребёнок отворачивается, а взрослый меняет их местами. Задача ребёнка найти и исправить ошибку.
«Какая цифра убежала»
Игра аналогична предыдущей, разница в том, что цифры (1,2) убираются. Ребёнок должен сказать, какой цифры нет, и где она стояла. Например, нет 4 она стояла между 3 и 5.
«Назови соседа»
Игра также поможет закрепить знания о счете от 0 до 10 в прямом и обратном порядке. Для игры понадобятся карточки с изображением вагончиков, в окошках написаны числа, одно окошко не подписано. Задача ребёнка, назвать пропущенное число. Если игра проходит в детском коллективе, то можно преобразовать ее в соревнование. Кто быстрее назовет правильный ответ.
«Посчитаем»
Игра с мячом, от 2х игроков. С помощью игры закрепляем умения считать в прямом и обратном порядке.
Перед игрой договариваемся, в каком порядке будет счёт. Кидаем по кругу мяч и считаем, темп счёта должен быть быстрым.
«Лесенка»
Игра помогает развивать у ребёнка представление о последовательности чисел, умения сравнивать их.
Рассматриваем (предварительно построенную из конструктора или нарисованную на бумаге) числовую лесенку. Считаем ступеньки (прямой и обратный порядок), называем самый маленький порожек, затем большой — сравниваем, далее сравниваем между собой другие.
«Собери все лепестки»
Игра помогает закрепить знания о составе числа.
Для игры понадобятся лепестки с примерами, серединки цветка с числами. Взрослый предлагает ребёнку собрать цветок в соответствии с правильностью решения примера. Если игра проходит в детском коллективе, можно разделиться на 2 команды и посоревноваться, кто быстрее соберёт «правильные» лепестки для цветка.
«Математическая рыбалка»
Игра поможет познакомить и закрепить знания о составе числа. Взрослым предлагает разложить рыбок (с написанными на них примерами) в нужное ведро (с написанными на них числами).
«Домики»
Игра также направлена на изучения и закрепления знаний о составе числа.
«Точечки»
Игра по методике развития семьи Никитиных.
Раскраски и обводилки
Математические лабиринты и цепочки
Другие упражнения и игры
Разнообразные дидактические игры и игровые упражнения помогают детям лучше усвоить и закрепить новые знания, а также повторить пройденное.
Вам может быть интересно:
Математические игры на прогулке.
Стоит ли детям запрещать считать на пальцах?
15 интересных и необычных способов выучить с ребёнком буквы.
Источник
Секрет номер 0, а может вовсе не секрет: счёт и знание цифр это разные навыки, и первым делом придется заняться счётом. Для этого громко считаем:
— ступеньки;
— яблоки / ягодки / кусочки на тарелке;
— лапки / рожки / хвосты / носы и даже пятнышки на спинках животных, которых повстречали на улице и увидели в книжке.
Счёт часто осваивается «сам собой» без каких-то особых упражнений и усилий родителей. А вот цифры сами собой редко запоминаются, вот тут и начинаются настоящие секретики.
1. Почему названия животных и имена людей дети запоминают легче, чем названия цифр? Потому что зверюшки пушистые, зубастые, добрые, злые, а цифры….неживые, поэтому неинтересные. Первое, что нужно сделать прежде чем знакомить ребёнка с новой цифрой — придумать ей смысл и наполнить эмоционально. Это очень просто, особенно, если счёт из пункта 0 вы более менее освоили. «Сколько тебе лет? 2! Правильно, вот твоя цифра 2. Где Машина/ Петина цифра? Покажи! Молодец! Какая это цифры? Правильно, два.» Приговарием и пальчиком тыкаем в цифру. Достаём фотографию с прошлого дня рождения, там где торт и красивая цифра 1. И рассказываем эту невероятную историю, как Петя (или Вася) был мааааленьким и у него была своя цифра — один! А теперь он такой большой и у него цифра… Какая? (тыкаем — тыкаем в новую «знакомую» двойку) правильно, два! Вот так с двумя цифрами и познакомились.
2. Закрепление это второй секрет, который все знают, но делают не совсем правильно. Не надо одну и ту же книжку с цифрами листать или на один и тот же плакат на стене показывать и задавать вопрос «какая цифра?». Вообще плакаты можно снять, жизнь вокруг нас наполнена цифрами, дайте ребёнку это увидеть. Найдите знакомые цифры на номере папиной машины. Ждёте на остановке автобус, скажите малышу, что нам нужен автобус с цифрами «три три». И номер дома посмотрите и запомните.
3) Допустим, вы исчерпали резерв эмоционально заряженных цифр. Ну вот нет ничего вокруг с цифрой 8, тогда включаем третий секрет — ассоциации. Рисуем цифру 8, объявляем как её зовут, говорим, что это не просто цифра, это… Матрёшка /снеговик. Пририсовывавем глаза, пуговки и прочие атрибуты, потом ещё раз обводим жирным контур цифры и говорим, что этого снеговика зовут «ВОСЕМЬ», а что он снеговик это большой секрет, так что тссс. Потом где-то увидев 8, спросите на ушко тихонько «гляди, снеговичок спрятался, как его зовут».
4. Ещё один секрет, это стихи. Вот как это делать на примере очень лёгкого, смешного стихотворения.
Только солнышко встает,
Начинает Галка счет.
Вот Петух шагает важный.
Петуха узнает каждый:
Шпоры носит господин.
Галка счет ведет:-ОДИН!
Подбежал к нему Щенок,
Чуть не сбил он Петю с ног…
Вот шальная голова!
Продолжает Галка:- ДВА!
За щенком пришел котенок,
Полосатый, как тигренок.
А глаза, как фонари.
Говорит нам Галка:- ТРИ!
Из крапивы вылез Гусь:
«Никого я не боюсь…
Я храбрей всех в целом мире!»
Щурит Галка глаз:- ЧЕТЫРЕ!
Пробежала лишь минутка,
На тропинку вышла Утка.
Стала Галка прибавлять,
Получилось ровно ПЯТь!
С неба бабочка спустилась
И над Уткой закружилась.
Хочет на нос ей присесть,
Рассмеялась Галка:- ШЕСТь!
У реки догнал их Ёж,
Что на елочку похож.
Объявила Галка всем:
-Вас теперь, ребята, СЕМь!
За ежом пришла Коза-
Любопытные глаза.
Говорит ей Галка:- Фрося,
Я тебя считаю: ВОСЕМь!
Кто там спрятался за кустик?
Кто свистит там? Это- Суслик!
Он решил игру затеять.
Посчитала Галка:- ДЕВЯТь!
Зажужжала тут Пчела,
В хоровод всех позвала.
-ДЕСЯТь!- всех считает Галка.
Вот и кончилась считалка.
Оно длинное, поэтому сажаем ребёнка на качели и весело читаем в ритм раскачиваний. Главное, когда звучат цифры, доставать листочки с цифрами. Чувствуете, что текст немножко уложился в голове, тогда в самый ответственный момент (в конце каждого четверостишия) замолкаем, стимулируем ребёнка самостоятельно назвать цифру, которую мы показываем.
5. И последний совет-секрет: дать ребёнку присвоить цифру чему-нибудь. Например, у нас остались наклейки с цифрами и мы поняли, что у наших игрушечных машин, в отличие от настоящих, нет номеров. Устраняя этот недостаток, мы играли в ГИБДД, по очереди проводя техосмотр и присваивая (и приклеивая) произвольный номер.
У вас девочка? Тогда достаём 5 игрушечных кошек и читаем стихотворение «Вы послушайте, ребята, я хочу вам рассказать, родились у нас котята, их по счёту ровно пять». Вы читаете, ребёнок развешивает «медальончики» с цифрами, называя котят.
Источник
Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.
Математика для малышей. Основные принципы
Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры. У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).
Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.
Итак, математические игры для малышей:
1. Порядковый счет в обычной жизни
Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.
2. Изучаем понятие «Столько же»
Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):
Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же, сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.
Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же».
В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки, морковки, помидорки; вот еще пример шикарного набора).
- Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые сюжетно-ролевые игры. Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.
3. Сравниваем «Больше-меньше»
- Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.
- Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее: выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.
4. Изучаем понятие «Ноль»
Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.
5. Настольные игры
Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.
Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала здесь. А вот здесь можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.
6. Обратный счет
Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.
7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание
Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):
Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»
- Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?
- Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
- Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
- Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.
8. Состав числа
Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:
- Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.
9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами
Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры. Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:
Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;
- Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);
- Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);
- Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;
- Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
- Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
- Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
или рамки-вкладыша (Ozon, My-shop,Read)
10. Повторяем цифры
Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.
Или сыграть в математическую игру «Паровозик». Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.
Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon, Лабиринт, My-shop). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.
Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon, Лабиринт, My-shop), о нем я писала раньше здесь.
11. Последовательность цифр
На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:
- «Баба Яга перепутала цифры». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
- Пазлы по номерам. По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
- «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
- Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.
- Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon, Лабиринт, My-shop)
В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.
- Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Об этой книге я писала здесь.
- Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Об этой книге я писала здесь.
- Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.
Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!
Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить (Email, Инстаграм, Вконтакте, Facebook). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей:
УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ
Читайте также:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ ДОМА
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Искренне ваша, Яна Разначенко
Источник