Развитие ребенка дидактическими средствами
Ольга Черенкова
Роль дидактических средств в математическом развитии дошкольников
Математика довольно сложный предмет, даже в начальной школе. А ведь не все дети могут похвастать математическим складом ума и просто имеют склонность к математическим вычислениям. Очень часто трудности в изучении этого предмета, приводят к тому, что вообще теряется интерес к математике.
Так, одной из наиболее важных задач дошкольного образования — развить у ребенка интерес к математике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, без которых в школе ребенку не обойтись. Важно помнить, что математика — один из наиболее трудных учебных предметов, но если приобщение к этому предмету будет в игровой и занимательной форме, это поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. А включение дидактических игр и упражнений позволит чаще менять виды деятельности на занятиях, что создаст благоприятные условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, а также обеспечит его доступность и осознанность для каждого ребенка. Сначала детям будут интересны только игровые действия, а затем проявится интерес и к самому предмету обучения.
Дидактические средства — это орудия труда педагога и инструмент познавательной деятельности детей. Назначение дидактических средств — наглядно, доступно и понятно объяснить математические понятия детям. Дидактические средства — это все, чем только может воспользоваться педагог для формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Это и совокупности предметов, явлений, знаки (модели, действия, а также слово. Все, что участвует непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивает усвоение новых знаний и развитие умственных способностей. То есть можно сказать, что средства обучения — это источники получения информации. А еще – это возможные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Взаимодействуя с ними в игре, он открывает для себя мир количественных, пространственно-временных отношений, где решаются самые разнообразные творческие задачи. Это способствует развитию активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность. Использование разнообразных дидактических средств, способствует формированию математических представлений абсолютно всех детей дошкольного возраста, помогает сосредоточить их внимание.
Обучение математике дошкольников невозможно представить без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети всегда с удовольствием пытаются найти решение головоломки, логической задачи. И если ответ найден, у него закладывается положительный эмоциональный настрой, что и побуждает мыслительную активность. Ребенку важен результат, который увлекает его,конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать.
В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение обязательно с наглядными пособиями, так как слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств, сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания».
Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, которое направлено на формирование элементарных представлений о счёте.
Известный педагог К. Д.Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа». Такие пособия разнообразны,и их применение в каждом случае зависит от: конкретного содержания учебного материала; используемых методов.
Наглядный материалдолжен отвечать следующим требованиям: быть научным – то есть соответствует научным данным о счёте. Педагогическим, так как должен выполнять образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку. Санитарно-гигиеническим — отсутствие вредных веществ, не вызывает напряжения зрения. Эстетично, красиво оформлен.
Также предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, поэтому лучше брать их из окружающей жизни. Материал нужно разнообразить таким образом, чтобы можно было бы воспринимать разными органами чувств и на слух, и зрительно, и наощупь.
Обычно наглядный материалиспользуют двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный, которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание воспитателя. Демонстрационные и раздаточные материалы различны по назначению.
Демонстрационный материал предназначается для объяснения и показа способов действий воспитателем, когда раздаточный дает возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.
К демонстрационным материалам относятся:
-наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;
— фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;
-мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;
— магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
— полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;
— комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
— карточки и таблицы;
— модели («числовая лесенка», календарь и другие.);
— логические блоки;
— панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
-оборудование для проведения дидактических игр;
— приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).
Есть еще и стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы.
К раздаточным материалам относятся:
-мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и так далее;
-карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос;
-карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками,
-карточки с гнездами, карточки к нашитыми пуговицами, карточки-лото и -другие наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
-таблицы и модели; счетные палочки,
-лэпбуки.
Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства могут использоваться и для показа, и для упражнений.
Важно учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. А демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, потому он крупнее.
Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный — один на группу детей. На четырех групповой детский сад демонстрационный мате риал подбирают так: 1-2 комплекта каждого названия, а раздаточный — по 25 комплектов каждого названия на весь детский сад, чтобы полностью обеспечить одну группу.
Демонстрационный материал размещается в удобном для использования месте, в определенной последовательности. После использования нагляд-ного материала его необходимо убрать, чтобы не отвлекал детей. С этой целью хорошо использовать салфетки, коробочки, ширмочки. Раздаточный материал детям младшей группы дают в индивидуальных конвертах, в коробках, на подносах; в старшей группе — на общем подносе для каждого стола.
Необходимо научить детей пользоваться раздаточным материалом. Для этого воспитатель следит, чтобы дети осознанно и самостоятельно выполняли практические действия, аккуратно брали материал правой рукой, размещали его соответственно заданиям, после работы с ним клали на место.
Таким образом, эффективность обучения достигается соединением слова воспитателя, практических действий детей и различных средств наглядности, поскольку процесс формирования понятий неотделим от конкретных представлений, от формирования способов действий.
Значение демонстрационного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования различных дидактических средств. Что выбрать зависит от учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.
Конечно же, использование наглядности. Весь наглядный материалусловно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный. Используются разнообразные средства наглядности, как реальные, так и условные объекты. При этом предметы могут быть разными по цвету, форме, величине.
Могут использоваться мешочки с мелкими предметами, связки колец, бусы, карточки с нашитыми пуговицами.
Счет по осязанию. Воспитатель предлагает узнать, сколько предметов в мешочке (колец в связке, пуговиц на карточке и т. п.).Объясняет: «Сейчас мы предметы видеть не будем, будем только трогать и считать. Нужно засунуть обе ручки в мешочек, левой рукой отодвинуть все предметы влево, придерживать их, а правой рукой поочередно брать по одному предмету, передвигать их вправо и считать».
Счет на слух. Детям предлагается сосчитать звуки, которые производит воспитатель, ударяя в различные шумовые, музыкальные предметы (бубен, металлофон, погремушки, молоток и т. п.). Со средней группы используется ширма. Звуки извлекаются за ширмой.
Счет движений. Детям предлагается выполнить различные задания со счетом движений. Например, подпрыгнуть на левой ножке столько раз, сколько раз Ира хлопнула в ладоши; столько раз, сколько раз Маша подбросила мяч и т. д.
Чем больше анализаторов задействовано в обучении, тем лучше, прочнее запоминается учебный материал. Счет звуков и движений углубляет понимание детьми значения итогового числа, т. к. пересчитать их как предметы нельзя. Поэтому необходимость запомнить итоговое число становится для ребенка очевидным. Счет предметов по осязанию связан со счетом невидимых предметов.
Широко используются плоскостные планшеты с разным количеством карманов, на которых символами изображены задания. Применяя эти планшеты, старших дошкольников можно знакомить с временами года, закреплять геометрические, величины и другие представления.
«Математический планшет» используется для постижения азов геометрии, а также для развития мелкой моторики. Это поле со штырьками для рисования резиночками. С помощью его формируется исследовательская деятельность ребенка, происходит психосенсомоторное когнитивное (познавательное) развитие и развитие творческих способностей.
С целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, поиск недостающей в ряду фигуры. Задание преподносится от лица какого-либо героя сказки, и нужно найти решение, догадаться. Назначение — активизация умственной деятельности детей, оживление процесса обучения. Применять можно как на занятиях, так и в повседневной жизни детей.
Головоломки из объемных фигур: «Змейка Рубика», «Кубик Рубика», «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» также хорошо помогут в изучении математики.
В развитии пространственных ориентировок хорошо использовать мобили-подвесы. Дети, обращая внимание на висящие предметы, быстро усваивают понятия высоко, ниже, вверху и другие.
На занятиях по математике хорошо проводить элементарные опыты. Например, переливание воды из бутылок разной формы на определение объема жидкости. Можно взвешивать твердые и сыпучие тела на определение массы. Дети оценят опыты с магнитами, временными промежутками и т. д. Среди математических развлечений есть весьма необычные игры на составление плоскостных изображений животных, птиц из наборов геометрических фигур.Это геометрические конструкторы: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», которые также относятся к экспериментированию.
Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Такие игры положительно влияют на развитие мышления детей и их интеллектуальных способностей и на формирование положительного интереса к математике, что очень важно для будущих первоклассников. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное по образцу или задуманное.
Моделирование – один из приемов развития у детей временных и пространственных ориентировок. Использование заместителей, наглядных моделей развивает умственные способности детей, появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» результаты собственных действий.
Модели бывают плоскостные и объемные, линейные и круговые. В математическом развитии дошкольников используются при формировании временных и пространственных ориентировок.
«Ориентировка во времени», «Части суток». Используются модели в виде круга или квадрата, разделенные на 4 равные части. Каждая из частей обозначает часть суток и имеет определенный цвет, который связывается с природными явлениями, характерными для данного временного отрезка.
«Вчера, сегодня, завтра». Используется модель с тремя окошечками. Открытое среднее окно обозначает «сегодня», окошечко слева – «вчера», окошечко справа – «завтра».
«Дни недели». Используются такие модели,как: палочки Кюизенера (первые 7 палочек). Каждая палочка («день») имеет свой цвет, состоит из определенного количества условных единиц (обозначает порядковый номер дня недели.) Например, палочка желтого цвета (число 5) обозначает пятый день недели — пятницу; семь цветных полосок; круг, разделенный на 7 равных частей. Каждая часть имеет определенный цвет и обозначает соответствующий день недели.
Не стоит забывать и о познавательных книгах математического содержания и рабочих тетрадях для дошкольников, компьютерных играх и учебно-методической литературе для педагогов и родителей.
Пословицы и поговорки, считалки и загадки, современные сказки математического содержания для дошкольников, рифмованные задачи оказывают развивающее, воспитывающее воздействие.
Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки формируют элементарные математические представления. Загадки, стихотворные задачки развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний.
С помощью художественного слова повышается интерес детей к обучению, создается положительная атмосфера на занятиях. Во время обучения дети получают дополнительную информацию о временах года, их последовательности, о счете, числах, цифрах и т. д. Художественное слово можно использовать во всех возрастных группах для решения программных задач по математике, как на занятиях, так и вне занятий.
Музыкально-математические средства по методике В. А. Лаптевой одновременно выполняют и «заинтересовывающую», и развивающую функции, поскольку соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий, обучающие различным способам счета, о временных отношениях, о пространственных отношениях.
Еще один вид дидактических средств детей дошкольного возраста — дидактические игры. Это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Дидактические игры позволяют детям накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов. Развивают умение выделять сходство и различие между предметами глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).
Математическое развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста особенно эффективно когда представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирования характерных качеств математического мышления.
Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное — это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря разнообразию математических дидактических средств удаётся привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди — его родители и педагог.
Источник
Методические рекомендации для воспитателей:
«Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста»
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т.п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.
Классификация игр детей дошкольного возраста
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста. В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.
Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.
Функции дидактической игры – это:
Игровой метод обучения в дидактической игре используется при решении задач всех образовательных областей.
Как форма обучения детей содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе («Краски»), чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.
Средство всестороннего воспитания личности.
Умственное воспитание.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, что является основой воспитания детей раннего возраста.
Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Эстетическое воспитание:
Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном детям для его использования.
Физическое воспитание:
Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности.
Дидактические игры формируют культурно — гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Воспитатель обращает внимание детей на эти качества, делая это очень осторожно.
Виды дидактических игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
— Настольные игры, разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры («Где что растет», «Когда это бывает», «Кому это нужно» и др.);
— игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д. («Летающие колпачки», «Попади в цель», «Гусёк» и др.);
— игры типа мозаики.
Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.
Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).
Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение — повеселить, позабавить детей, порадовать их. К играм-забавам относятся такие известные, как «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку), «Кто скорее соберёт картинку» (на координацию движений) и др.
Дидактическая задача.
Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться. Какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность).
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в её содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление»). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других — внимания, в третьих — мышления. Воспитатель должен заранее это хорошо знать и соответственно определять.
Своеобразие дидактических игр.
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка.
Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живёт» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.
Различен и объём игровых действий. В младших группах — это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.
Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие — определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие -предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.
Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.
Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.
Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.
Результат дидактической игры — показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.
Педагогическая ценность дидактических игр.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Руководство дидактическими играми.
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.
К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает, о каком- либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как
умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.
Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Умение удержать игру в пределах установленного времени — большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые — полезные и увлекательные.
Воспитатель в процессе игры добивается правильной интонации голоса, эмоциональности, приучает детей к коллективным играм. Если в группе есть дети, не желающие играть в коллективе, очень важно обращать их внимание на то, как хорошо играют другие дети, понаблюдать с ними за игрой и тем вызвать у них интерес играть вместе со всеми.
Воспитателю необходимо помнить, что дети, плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми и не принимают участия в коллективных играх. Игровая ситуаци?