Развитие ребенка через труд

Развитие ребенка через труд thumbnail

Для полноценного развития ребёнка очень важно уделять внимание трудовому воспитанию детей с самых ранних лет, когда малыши открыты ко всему новому, учатся доброте, любви и уважению. В период детского сада и школы воспитатели и учителя помогают детям приобрести трудовые навыки, но трудовое воспитание начинается в семье, и именно родители играют огромную роль в формировании трудолюбия. 

Многие малыши сами проявляют интерес к труду, с большой охотой выполняют поручения старших. Таким образом, у детей развивается чувство долга, любовь к труду, воспитывается характер, а трудовые навыки приобретаются быстро.

Правильное трудовое воспитание дошкольников в семье-залог благополучной жизни в дальнейшем

средства друдового воспитания дошкольников

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей начинается с дошкольного возраста, когда малыши копируют взрослых, с большим желанием подражают им. Главное, не упустить этот момент, поощрять любое стремление ребёнка, а также заинтересовывать его для дальнейшей деятельности. Главной целью трудового воспитания дошкольника является формирование трепетного отношения к труду, а также понимание о взрослом труде.

Основные задачи трудового воспитания:

  1. Показать ребёнку, насколько важна трудовая деятельность в жизни, сформировать правильное представление о труде взрослых
  2. Обучить необходимым навыкам для трудовой деятельности
  3. Сформировать бережное отношение к труду
  4. Задачи, которые помогают воспитать такие качества, как ответственность, трудолюбие, заботливость

Значение труда для развития личности

Многие мамы и папы недооценивают детский труд, объясняя это тем, что их ребёнок ещё успеет наработаться в более старшем возрасте. Однако, как уже известно, трудовые навыки начинают формироваться именно с ранних лет. 

Трудовая деятельность способствует развитию выносливости, терпения, ответственности, силы воли, а также развивается самостоятельность у ребенка и стремление добиваться определённых целей и задач. 

Дошкольник начинает осознавать, что труд помимо радости, может доставлять ещё и не мало хлоп, связанных со сложной, утомительной и скучной работой.

Помогая родителям в бытовых вопросах (помыть пол, посуду), ребёнок учится понимать, что если такую работу сделать не очень качественно и аккуратно, то навряд ли это кому-то понравится. Выполняя поручения взрослых, малыш показывает любовь к близким людям.

Если попросить ребёнка починить игрушку, это вовсе не означает, что нужно прибегать к каким-то конкретным механическим действиям. Такая работа формирует развитие инициативности, памяти, фантазии, малыш стремиться отыскать способ решения проблемы. Также, работая с маленьким деталями, у ребёнка развивается мелкая моторика, что в свою очередь очень полезно для речи и интеллекта.

задачи трудового воспитания

Формы и виды трудового воспитания

Трудовое воспитание дошкольников в семье помогает в физическом и нравственном развитии. Осваивая трудовые навыки, дети начинают становится уверенней. Труд развивает чувство дисциплины.

Разновидности трудовой деятельности зависят от поставленных целей и задач труда. Наблюдая за взрослыми, малыши учатся труду и определенным способностям. 

Виды трудового воспитания

Самообслуживание

Такой навык необходимо формировать у ребёнка с раннего возраста. Но из-за особенностей маленького организма, малышам ещё не в силах совершать различные действия: пальчики не слушаются, не запоминается последовательность действий, неспособность управлять собственной волей. В этот период взрослым необходимо набраться терпения и спокойствия, быть благосклонным к малышу. Только так можно добиться от ребёнка положительной реакции для выполнения таких действий, как чистить самостоятельно зубы, одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки.

Для того, чтобы малыш быстро освоил навыки самообслуживания, нужно:

  • Постоянно совершать эти действия
  • Следить за выполнением трудовых процессов
  • Учить малыша аккуратности, чистоте, опрятности 

По мере взросления добавлять новые обязанности по самообслуживанию. Например, для школьника младших классов — совместно подготовить школьную одежду к завтрашнему дню, затем позволить ребёнку делать это самостоятельно, контролируя процесс.

Хозяйственно-бытовой труд

Детям дошкольного возраста нужно приобретать навыки хозяйственного труда. Малышу можно поручить такие простые задания, как протирание пыли, стола, уборка игрушек. В детском саду действуют подобные методы трудовой деятельности: во время дежурства малыши накрывают на стол, ухаживают за растениями, вытирают полочки. За каждые действия ребёнка необходимо хвалить, поощрять, даже если результат выполненной работы не совсем удовлетворительный. Взрослые контролируют все действия и при необходимости поправляют ребёнка, тем самым показывают, как правильно выполнять ту или иную работу. Ругать малышей запрещено, только так можно достичь цели трудового воспитания.

trudovoe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta

Труд в природе 

Развитие трудовых способностей в природе — это отличный способ познать все великолепие и красоту окружающей среды, развивать такой навык, как наблюдательность и учиться оттачивать свои действия. Задача такого вида воспитания — развить выносливость, волевые качества. 

Детям можно поручить кормление птиц, рыб, уход за цветами. Если в группе есть живой уголок, то малыши могут ухаживать за животными. Дома детям можно поручать такие же обязанности. Ещё один интересный способ — выращивание зелени на подоконнике (лук, укроп, петрушка). Малышам с охотой будут наблюдать за ростом таких растений и ухаживать за ними.

Средства и методы трудового воспитания

Ручной труд

Ручной труд подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус. Здесь, как и в любом другом виде трудовой деятельности, малышу важно получать похвалу со стороны взрослых, чтобы поддерживать интерес к данной деятельности.

Формы трудового воспитания

Выделяют три основные формы трудового воспитания:

  1. Поручения. Это индивидуальные задания, которые поручают ребёнку родители или воспитатели в детском саду. Здесь учитываются особенности малыша, его опыт. Выполняя задания, ребёнок развивает чувство ответственности. 
  2. Дежурства. Такая форма трудовой деятельности направлена на то, чтобы ребёнок выполнял задания по обслуживанию коллектива (например, накрыть на стол). Это учит малыша заботе о других, быть ответственным перед коллективом.
  3. Коллективный труд. Такая форма труда более присуща для деток постарше: взрослые дают общее задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Дети учатся работать в коллективе, договариваться.
Читайте также:  Первые дни развитие ребенка

Методы и средства трудового воспитания

С ранних лет дети познают окружающий мир, цель родителей — оказать в этом помощь, обучая несложным самостоятельным действиям. 

Трудовое воспитание детей раннего возраста осуществляется с помощью средств:

  • Собственная деятельность. С помощью такого средства малыши учатся и приобретают определённые навыки, достигают цели и получают результаты. Также у них развивается трудолюбие, дисциплина. 
  • Ознакомление с трудом взрослых. Такое средство помогает ребёнку узнать о трудовой деятельности других людей, об общественной значимости, формирует правильное отношение к труду.
  • Художественные средства. Сюда относятся различные виды искусства: музыка, живопись и т.д. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако, это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Малыш может испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.

К основным методам трудового воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Метод эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, обсуждение трудовой деятельности и результатов
  • Словесный метод: обсуждения, рассуждения о ходе труда, способах его выполнения, оценка
  • Метод наглядности: показываются и демонстрируются нюансы трудовой деятельности
  • Практические задания — труд, который выполняется непосредственно самим ребёнком

Особенности трудового воспитания в семье

  • Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и малыша будет сложно приучить к трудолюбию
  • Трудовое воспитание должно начинается с ранних лет. Обычно, детям не нравится убирать за собой игрушки. В этом случае, делайте это вместе. У всех игрушек должно быть своё место: книги на полке, мягкие игрушки в корзине
  • Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не препятствуйте. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Наберитесь терпением, а также поручите крохе определенные простые обязанности
  • Хвалите ребёнка за любое сделанное дело. Малышам очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей-лучшая награда
  • Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью. Лучший вариант — совместная трудовая работа. Превратите обыкновенную уборку в игру, соревнование
  • Доверьте малышу регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье
  • Малышу необходимо понимать результат своих действий. Объясняйте ему, для чего он выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут
  • Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому взрослым нужно показать малышу, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял. Запасайтесь терпением и повторяйте столько раз, сколько потребуется
  • Контролируйте малыша. Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают

Воспитание трудолюбия у детей раннего возраста

Для достижения успехов в жизни человек должен быть трудолюбивым. Природа не заложила в нас такое качество, поэтому любовь к труду необходимо развивать. Основной задачей трудового воспитания дошкольников — научить трудолюбию, быть ответственным за выполняемое задание. 

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста начинается с самообслуживания, либо выполняя несложные поручения родителей в быту. Дети более старшего возраста выполняют учебный труд и общественный. Чем раньше родители начнут приобщать малышей к домашнему труду, тем легче им будет справляться со своими трудовыми обязанностями дальше.

Трудовое и физическое воспитание

У каждого малыша, как и у любого человека, есть свои определенные интересы к какой-то деятельности. И если не обращать внимание на такой интерес и стремление крохи, не заниматься дальнейшем развитием, то эта заинтересованность может и вовсе исчезнуть. Маме и папе важно поддерживать ребёнка, а также добавлять что-то новое, что будет помогать развитию трудолюбия. Совмещайте приятное с полезным в форме игры, и малышу трудовая деятельность будет даваться легко, он будет заинтересован в помощи не только себе, но и окружающим. 

Малыши очень любят подражать взрослым, этот момент важно не упустить. Позволяйте крохе помогать вам в простых семейных делах: убрать игрушки на место, протереть стол, помыть за собой чашку и так далее. Позволяйте ребёнку быть самостоятельным, особенно, если он сам этого хочет.

Не забывайте про отдых, он необходим маленькому человеку. В промежутках между трудовой деятельностью позволяйте ребёнку заниматься тем, что ему нравится.

Трудовое воспитание девочек

Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших.

Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.

Трудовое воспитание мальчиков

Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым. 

Читайте также:  Ребенок 4 месяца развитие рук

В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.

Советы родителям

  • Старайтесь избегать таких понятий, как женские и мужские обязанности. Ничего зазорного нет в том, если мужчина помыл полы или приготовил ужин. Любая трудовая деятельность достойна уважения
  • Не нужно чересчур нагружать ребёнка работой. Труд должен быть в пределах разумного для конкретного возраста и индивидуальных особенностей. Все же игры для малышей — это главное занятие
  • С раннего возраста необходимо установить в семье определенные правила, что можно, а что нельзя. От этого будет зависеть будущая семейная атмосфера в жизни детей: отсутствие дисциплины, либо порядок
  • Для того, чтобы ребёнок не вырос потребителем, обязательно необходимо трудовое воспитание. Если не приучать малыша трудиться с другими, то он никогда не научится делать что-то для окружающих
  • Не применяйте трудовую деятельность в качестве наказания, иначе у малыша сложится отрицательное мнение о труде. Наказывать необходимо, лишая какой-то радости: просмотр телевизора, сладостей, денег на карманные расходы и т.д.
  • Учите ребёнка бережно и уважительно относится к любому труду. Разговаривайте с малышом о своей работе, о работе друзей и знакомых

Источник

Сафия Егорова
Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В. А. Сухомлинский

Развитие ребенка через труд

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Консультация для родителей

(2 младшая группа)

Как растить трудолюбивых.

Все родители хорошо понимают, как привить ребёнку элементарные трудовые навыки, ведь труд формирует личные качества- ответственность, бережливость, настойчивость в достижении цели.

Родителям очень важно и полезно всячески поощрять и закреплять у ребёнка стремление к самостоятельности. Не нужно делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Собираясь в д/с ребёнок должен одеваться сам, приспособьте специально для него полочку, чтобы было удобно взять самому расчёску, полотенце, зубную щётку.

Взрослым на первых порах хотелось бы всё сделать самостоятельно. Но нужно понять, что с предоставлением большей самостоятельности в действиях будет формироваться потребность к трудовым усилиям, возникает ощущение своей причастности к общим семейным делам.

Приучая ребёнка трудиться, нужно быть последовательным и требовательным прежде всего к самим себе. Постоянный пример трудолюбия и аккуратности позволит вам быть требовательным к ребёнку.

Непосредственное участие ребёнка в семейных делах- непременное условие воспитания у детей трудолюбия. У ребёнка должны быть какие-то обязанности.С раннего возраста нужно поручать ему: сложить свою одежду, поставить обувь аккуратно, разложить ложки перед едой.Учите обслуживать себя: умываться, одеваться. Конечно, случится, что ребёнок рукава замочит, и воду прольёт, а вещи так сложит, что их приходится перекладывать. Прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения поручения, надо его обучить определённым действиям, показать их последовательность. Ведь, кажется, простые вещи- намыливание рук, вытирание их полотенцем, а у малыша не получается. Обучите терпеливо его всем этим мелочам.

Позже можно требовать, чтобы ребёнок поддерживал порядок в своём игровом уголке. С раннего возраста приучайте готовить с вечера одежду, проверять, не порвана ли она, всё ли в порядке сложено. Всё это, казалось бы мелочи, недостойные внимания, но с таких мелочей и начинает складываться аккуратность, организованность, собранность, которые так необходимы ребёнку при дальнейшем обучении в школе.

У ребёнка должен быть круг своих обязанностей: убрать игрушки, заправить постель, помогать накрывать на стол и убирать посуду. Ребёнок вносит свой, пусть даже ещё маленький, незначительный вклад в общее дело. Ведь главное не в том, что помощь малыша пока неощутима, а в том,чтобы приучать его к мысли: папа и мама трудятся, и я должен трудиться. С этого начинается чувство сопричастности к семейному коллективу, ответственности перед ним, трудовое общение ребёнка с нами, родителями.

Много полезных привычек приобретают дети,посещая детский сад: это и умение обслуживать себя, и убирать за собой, и желание помогать вам. Старайтесь поддерживать требования детского сада.

Держите себя в доме ровно, спокойно, не повышайте голоса, ребёнок привыкнет откликаться на спокойное родительское слово. Любое распоряжение- принести, подать, помочь, — отданное деловым тоном, ребёнок воспримет, как обязательное. Конечно, не забывайте его похвалить, если видите, что поручение далось нелегко., но ребёнок всё же его сделал.

Читайте также:  Центр развития ребенка кемерово сема

Развитие ребенка через труд

Ругать и наказывать ребёнка за сломанную игрушку не следует. Старайтесь сломанную игрушку починить обязательно вместе и поясните малышу, что человек, который делал эту игрушку, старался, затратил много времени, вложил немало труда и поэтому мы должны беречь её.

Внимательно относитесь к поделкам детей, храните их. И пусть они не так красивы, но ведь приложено столько стараний. Не нужно выбрасывать поделки или подарки, что сделаны ребёнком с таким трудом, с любовью, он должен видеть, что результат его труда достоин уважения.

Задачи трудового воспитания.

На четвёртом году жизни, ребёнок уже может ставить перед собой какие-то реальные цели и добиваться их, но у него ещё отсутствуют навыки планирования своей работы. У них нужно развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представлений. Детям нужно читать произведения художественной литературы о труде и людях труда. Хорошим стимулом у выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребёнка начинает проявляться стремление научить других ребят тому, что умеет сам. Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой других ребят, их стремлением помочь. На конкретных примерах надо учить детейделать простейшие выводы: не повесила аккуратно платье- оно будет мятое. Родители, которые слишком спешат со своей помощью ребёнку, оберегают его от малейших усилий, -такие родители своей чрезмерной заботливостью только мешают развитию ребёнка. Но каковы бы ни были формы трудовой деятельности, по которым родители привлекают своих детей,они должны соблюдать следующие требования:

1. Труд должен быть для ребёнка осмысленным.

2. Труд должен быть посильным для ребёнка и в смысле напряжения, которое требует его выполнения, и в смысле ответственности.

Всеми мерами надо внушить ребёнку и утвердить в его сознании ту мысль, что выполняя трудовое задание хорошо и аккуратно, он приносит пользу всем, что он становится соучастником взрослых в их трудовой жизни, полезным, нужным членом семьи.

Значение труда.

Нередко родители с огорчением рассказывают, что их дети не любят и не умеют трудиться, неохотно выполняют поручения старших, мало заботятся о том, чтобы самостоятельно, по мере сил, обслужить себя; они пытаются любую работу переложить на маму, папу, бабушку.

В чём же дело? От природы ленивы эти дети? Конечно, нет! Основная причина заключается в том, что родители не прививали своему ребёнку ещё с раннего детства навыков трудолюбия, интерес и уважение к моделям труда.

Необходимо с ранних лет приучать ребёнка трудиться, вырабатывать у него полезные навыки, умение воспитывать подлинную любовь к труду. Разнообразная, доступная по возрасту трудовая деятельность, вызывает у ребёнка физическое напряжение, повышает жизнедеятельность, укрепляет его организм. В процессе труда у ребёнка развиваются мышцы, особенно кистей рук, совершенствование которых жизненно необходимо. Непременным условием приучения детей к труду является внимание родителей. Родители очень хорошо должны знать, что должен уметь ребёнок того или иного возраста.

Хороший пример родителей в домашнем и производственном труде оказывает на детей самое положительное влияние. Воспитывая у детей необходимые трудовые качества: папа и мама постоянно должны быть образцом для их поведения. Если же взрослые не будут, например, класть вещи на место, выполнять обязанности по обслуживанию семьи, вряд ли удастся добиться воспитания этих привычек у ребёнка.

Уже с 4-5 лет дети особенно начинают интересоваться работой родителей. Нужно рассказывать детям о своём труде, приучать ценить труд взрослых, это поднимает авторитет папы и мамы.

У родителей нередко встречаются затруднения в приучении детей себя обслуживать, убирать игрушки. Для этого нужно со стороны родителей требовательный тон обращения, помощь и контроль, одобрение и аккуратность в работе, всё это имеет большое значение для трудового воспитания.

Виды труда.

В семье дети участвуют в различных видах труда.

Самообслуживание: одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой и обувью

Хозяйственно-бытовой труд: помощь взрослым в уборке квартиры, наведение порядка в ящике шкафа или стола, вытирание пыли, уборка комнаты с помощью пылесоса, мытьё чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовлении еды- мытьё овощей и фруктов, перебирание ягод, приготовление салата, лепка пирожков, пельменей из готового теста; стирка и глажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.

Ручной труд: поделка игрушек из бумаги, дерева, природного и другого материала (спичечных коробков, проволоки, ниток) ; ремонт игрушек, книг (с помощью взрослых) ; шитьё одежды для кукол, вышивание, вязание крючком и на спицах.

Труд в природе:уход за комнатными растениями: полив, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев;уход за комнатными животными: приготовление пищи и кормление (с помощью взрослых, прогулка; посев овса (для попугая, черепахи, канарейки) ; выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке, высадка рассады, заготовка семян.

Взрослый:

1. Определяет для ребёнка цель труда и мотивирует её.

2. Показывает и объясняет приёмы трудовой деятельности, даёт советы, выдвигает требования к технике, качеству выполнения, темпу работы.

3. Подключает ребёнка к своему труду, подаёт пример добросовестного отношения к делу, помогает советом, вопросом, оказывает практическую помощь в случае затруднения.

4. Оценивает поведение ребёнка, его трудовые умения.

5. Читайте ребёнку художественные произведения о труде взрослых, организуйте наблюдение за трудовой деятельностью в ближайшем окружении, рассмотрите картины, отражающие труд людей, беседуйте с сыном или дочерью.

Источник