Развитие ребенка через ознакомление с окружающим миром
Анна Маличенко
Описание работы по теме «Познавательное развитие в процессе ознакомления с окружающим миром»
Описание опыта работы воспитателя
Маличенко Анны Вячеславовны
по теме:
«Познавательное развитие дошкольников
в процессе ознакомления с окружающим миром»
Познавательное развитие дошкольников
в процессе ознакомления с окружающим миром.
Пояснительная записка
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного развития старших дошкольников.
Формирование знаний по ознакомлению с окружающим миром и развитие личности — это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, самосовершенствования.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие дошкольников становится одним из приоритетных направлений педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.
Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей.
Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания.
Быть активным – значит быть деятельным.
По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана прежде всего с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу», у ребенка должно быть еще и желание развиваться (т. е. «хочу»).
Как сделать так, чтобы такое желание возникло.
В основу моего опыта работылегли следующие принципы:
1. Принцип развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;
2. Принцип природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
3. Принцип психологической комфортности, обеспечивающей ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
4. Принцип взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».
5. Принцип формирование деятельности, направленный на обучение ребенка не навыкам, а умению ставить цель и реализовывать ее, так как образование в дошкольном возрасте должно закладывать готовность к самостоятельному познанию. Ведь именно эта готовность – ключ к успешному личностному развитию; 6. Принцип смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;
7. Здоровьесберегающий принцип и др.
Эти принципы определили мой подход к организации образовательного процесса с детьми.
Чтобы грамотно спланировать работу необходимо провести мониторинг с целью определения уровня познавательного развития детей. Только на основе полученных результатов создаётся индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка и выстраивается система работы. Серьезное внимание необходимо уделить созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка.
Организовать развивающие центры разных видов деятельности, составить картотеки методической и детской литературы. С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Совместно с детьми была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые заинтересовали детей. Дети активно участвовали в экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности.
Желание экспериментировать продолжается и дома. В беседах с родителями и детьми выяснилось, что дети начали исследовать различные предметы быта, их действие. Необходимо обратить особое внимание на организацию непосредственно образовательной деятельности,каждая включает четыре части:
1-я часть направлена на актуализацию имеющихся у детей знаний. Обращение к имеющемуся опыту ребенка помогает ему эффективно, планомерно усваивать новый материал.
2-я часть раскрывает перед детьми перспективу того, что дети узнают, но не прямолинейно, а опосредованно – через вопросы к детям,имеющие свои особенности:
— знали заранее, что дети не смогут ответить на них;
— они являлись своеобразным планом, по которому дети в дальнейшем получали новую информацию.
В 3-й части сообщаю детям новую информацию.Причем эта часть в НОД проводится по-разному:
— в виде познавательного рассказа (если НОД была информационного типа);
— экспериментов и опытов (если непосредственно образовательная деятельность — практикум);
— комбинация из рассказа взрослого и экспериментов.
В 4-й части подводятся итоги. Предлагаю детям сказать, что нового они узнали. При этом подчеркиваю, что людям известны и другие сведения по предложенной теме. Об этом можно узнать у родителей, из книг, из телевизионных передач. В дальнейшем создаю условия для самостоятельной поисковой деятельности. Обязательно предупреждаю детей, что в следующий раз они поделятся друг с другом тем, что узнали нового.
В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.
Осуществляется она в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.
Познавательное развитие детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда,а именно:
— «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
— дидактические игры, мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обслуживания с детьми;
— глобус и физическая карта, которые являлись наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д. ;
— настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;
— микроскоп, лупы и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.
Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Конечно, нельзя обойтись без познавательной литературы, поэтому в группе оборудована «Полочка умных книг»
(энциклопедии «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия» и т. п.).
В моей работе большое место отводится организации разнообразных познавательных мероприятий. Традицией стало проведение вечеров под названием «Сейчас узнаем». Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет детям увидеть то, что невозможно увидеть в ближайшем окружении. Так, мои воспитанники знакомятся с редкими растениями и животными, странами и городами, народами и промыслами. Дети активно участвуют в развлечениях и досугах. Ведь и в этом случае дети узнают о традициях разных народов, особенностях национальной одежды и кухни.
Результаты работы по познавательному развитию дошкольников во многом зависят от правильного выбора метода обучения. В работе с детьми, наряду с традиционными методами (наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора; практические – дидактические игры, опыты, труд детей,использую и другие:
— объяснительно -иллюстрированный (применяется при сообщении нового программного материала информационного характера);
— репродуктивный (используем для обработки практических умений и получения навыка при действии по образцу);
— проблемное изложение (применяется в НОД и в совместной деятельности с детьми для решения игровых проблемных ситуаций);
— частично -поисковый (используем, чтобы помочь детям решать поставленную задачу, осуществляя поисковую деятельность);
— исследовательский (эвристический) (используем в ситуациях, когда воспитанники по нашему заданию самостоятельно выполняли определенные виды действий, подводящие их к усвоению новых знаний).
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков). Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы.
-проектный метод. Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. А также проектный метод основан на интеграции образовательных областей, видов детской деятельности. Вместе с детьми провели ряд проектов (краткосрочные): «Зимующие птицы», «Пейте, дети, молоко», «Транспорт». Долгосрочные проекты по региональному компоненту «Южный Урал», «Музей природы» (учебный год).
Кроме этого, в работе с детьми необходимо использовать приемы, повышающие познавательнуюактивность дошкольников:
— элементарный анализ;
— задания на сравнение по контрасту и сходству;
— задания на группировку и классификацию;
— моделирование пространства;
— вопросы проблемного характера;
— приучение к самостоятельному поиску ответов;
— экспериментирование, постановка опытов;
— решение логических задач;
— намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя.
Всегда стараюсь, чтобы процесс познания сопровождался не просто эмоциональным общением детей со взрослыми и друг с другом, а проживанием каждым ребенком всей «палитры» интеллектуальных эмоций.
В своей работе широко использую и приемы,обеспечивающие эмоциональную активность детей:
— игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;
— сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т. п.);
— элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т. п.);
— юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие образовательную деятельность более интересной и запоминающейся.
В своей работе стараюсь создавать такие ситуации, которые побуждали бы детей оказывать помощь друг другу.
Полноценного познавательного развития можно достичь только в сотрудничестве с родителями. В уголке для родителей в моей группе размещены информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие подсказки и рекомендации. Вместе с родителями создаём благоприятные развивающие условия для детей в группе. Родители являются активными участниками всех мероприятий.
В доверительных беседах с родителями информируем их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем, обсуждаем проблемы каждого ребенка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома.
Результаты итогового мониторинга уровня познавательного развития оказались достаточно высокими. Поэтому, можно смело утверждать, что системная работа по данной проблеме способствует развитию познавательной активности моих воспитанников. Это подтверждает и победы детей в разных интеллектуальных и творческих конкурсах и викторинах.
У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
На мой взгляд, практическая значимость работы заключается в том, что обобщенные материалы могут быть использованы педагогами дошкольного образования в практике работы с детьми дошкольного возраста с целью познавательного развития детей.
Источник
Консультация для родителей.
Тема: «Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром».
«Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества», — писал В.А. Сухомлинский.
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют, как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
В дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Познавательная активность детей дошкольного возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим. Поэтому следует уделять внимание ознакомлению детей с предметным миром. Но мало научить детей различать цвет, форму, группировать предметы по назначению и т.д. Важно показать маленьким детям в доступной форме, что в каждой вещи заложен труд людей, в ее создании участвовали люди разных профессий, что труд взрослых нужен другим людям.
В дошкольном возрасте у детей формируются представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее. Поэтому важно работать над темами – «Семья», «Детский сад», «Труд взрослых».
Работа по ознакомлению с окружающим миром предусматривает использование различных средств и методов. Одним из самых важных методов ознакомления с окружающим является непосредственное наблюдение. С этой целью необходимо проводить экскурсии, целевые прогулки, рассматривать окружающие предметы. Широко используется такой метод, как беседы и разговоры с детьми. Речь – яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические — упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь взрослого, имеет обучающую и воспитательную направленность. Ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог и родители должны говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача взрослых состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача взрослых поддерживать любознательность ребёнка организуя наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Во время игры ребенок имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие — это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Рассмотрим на примере изучения темы «Домашние птицы», как можно организовать работу по развитию речи и речевому творчеству дошкольников.
Дети должны знать:
— понятие «домашние птицы»;
— как называется помещение, где живут домашние птицы;
— чем эти птицы питаются;
— название частей тела, чем оно покрыто, различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки;
— о пользе домашних птиц для человека;
— для чего люди разводят домашних птиц;
Расширение словарного запаса детей:
существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
прилагательные: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;
глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Лексический и грамматический строй речи.
Поиск соответствующих понятий и определений.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Образование сравнительной степени прилагательных.
Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто у этой птицы детёныши?
Чем питается?
Где живёт?
Какую пользу приносит?
Кто ухаживает?
Отгадывание загадок о домашних птицах.
Он твердит одно — га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это — …
(Гусь)
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)
Дидактические игры. «Угадай, кто это», «Кто как разговаривает»,
«Узнавание» и т.д.
Упражнение для пальчиков.
Первый, второй — шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,
Третий, четвёртый — за водой. начиная с большого, а со слов
А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать
Позади бежал шестой. и разгибать пальцы обеих рук.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал:
«Пи-пи-пи!»-
«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
Тексты для чтения: А. Барто «На птичьем дворе».
Рисование на тему «Домашние птицы».
Придумывание конца к рассказу о домашних птицах.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. В заключении хочется напомнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз вернуться к тому, что он узнал».
Источник