Принцип историзма в развития ребенка

Принцип историзма в развития ребенка thumbnail

Принципы периодизации психологического развития ребенка

В процессе своего развития ребенок под влиянием обстоятельств жизни меняет место, которое она объективно занимает в системе человеческих отношений. В нем есть качественно своеобразные стадии, каждая из которых имеет свои особенности и характеризуется местом, которое занимает ребенок в обществе, уровнем развития его психики, сознания. Внутренняя жизнь, поведение ребенка тоже зависят от его возраста. Учитывая это большинство ученых утверждают, что периодизация психического развития в детском возрасте — фундаментальная проблема детской психологии, поскольку через определение периодов психического развития, выявление закономерностей переходов от от нового периода к другому можно узнать, рационально задействовать движущие силы психического развития. От нее зависит стратегия воспитания и обучения молодых поколений.

1) В 1971г. в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система «ребенок-общество», в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: «ребенок — общественный взрослый» и «ребенок — общественный предмет». Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:

1. Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.

2. Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.

3. Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

2)Отечественная психология исходит из положения Л.С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Имея в виду, что развитие ребенка – это присвоение им социально-исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения, выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка:

1) принцип историзма;

2) принцип развития в деятельности.

Исторический характер возрастной периодизации заключается в том, что детство – это продукт эволюции, а человеческое детство – еще и результат исторического развития.

Чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. Человеческое дитя является на свет самым беспомощным, по сравнению со всеми остальными детенышами, что ему предстоит присвоить богатство культуры, накопленное человечеством.

В ходе исторического развития происходило удлинение детства, путем надставки новых стадий и одновременное ускорение темпов психического развития на предшествующих более ранних стадиях.

Возникновение новообразований в психическом развитии ребенка происходит в процессе его деятельности. Особое значение имеет ведущая деятельность.

Культурно-историческая теория периодизации психического развития ребенка по Л.С. Выготскому

С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.

Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают.

Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить.

Развитие ребенка протекает и литически (спокойно), и критически. Периоды стабильного и кризисного развития по Л.С. Выготскому представлены в таблице:

Возраст Стабильный период развития Критический период
0–2 мес.   Кризис новорожденности
2 мес. – 1 год Младенческий возраст Кризис 1 года
1–3 года Раннее детство Кризис 3 лет
3–7 лет Дошкольное детство Кризис 7 лет
7–13 лет Школьный возраст Кризис 13 лет
13–17 лет Пубертатный возраст Кризис 17 лет

3)Павел Петрович Блонскийвыбрал легко доступный наблюдению, связанный

с существенными особенностями конституции растущего организма признак

— появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи:

— беззубое детство (до 8 месяцев — 2-2,5 лет)

Читайте также:  Препараты для развития речи ребенка

— детство молочных зубов (приблизительно до 6,5 лет)

4) Каждому возрастному периоду, подчеркиваетА. Н. Леонтьев, соответствует определенный вид деятельности, который влияет на развитие н формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.

А Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знании и способы их получеиня, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возрасти качественных особенностей, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

С учетом выделенных критериев, а также исторически сложившихся систем воспитания детей в практике советской педагогической науки широко принята следующая периодизация возрастов:

Младенческий возраст — 0—1 год

Ранний возраст — 1—2 года

Дошкольный возраст 3—б лет

Младший школьным возраст— 7—10 лет

Средний школьный подростковый возраст — 11—14 лет

Старший школьный возраст, или ранняя юность — 15—18 лет

Механизмы психического развития. Переход от одного периода к другому осуществляется по диалектическому принципу развития, а именно: в процессе эволюционного развития возникают и накапливаются противоречия, которые приводят к скачку, к появлению, нового периода, причем каждый последующий период предполагает более высокий уровень развития, чем предыдущий. Противоречия возникают между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения.

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 1231 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Культурно-историческая теория развития

Наиболее убедительно и развернуто категория «развитие» наполнилась в психологии собственным содержанием в культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Применительно к детской и педагогической психологии культурно-исторический подход позволяет целостно представлять и изучать психическое развитие ребенка в отличие от других теорий развития.

В культурно-исторической теории категория «развитие» утверждается краеугольным камнем. Для понимания того, идет ли психологическое развитие, необходима некая единица измерения, с помощью которой можно определять происходящие изменения. В качестве таковой Выготский предложил понятие психологического возраста. Таким образом, возраст — есть единица анализа процесса развития. Психо

логический возраст характеризуется тремя переменными: новообразованием, социальной ситуацией развития возраста и ведущим видом деятельности. Новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и определяют сознание ребенка и его отношение к среде, называется новообразованием возраста. К началу каждого возраста складывается специфическое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, называемое социальной ситуацией развития. Основным законом динамики возраста является признание того, что силы, которые движут развитием ребенка, приводят к отрицанию самой основы развития возраста и распаду существующей социальной ситуации развития.

Деятельность, связанная с центральным новообразованием возраста, называется ведущей деятельностью. Это не та деятельность, на которую тратится больше всего времени, а та, в которой ребенок максимально проявляется как человек.

Благодаря введению понятия «психологический возраст», развитие ребенка раскладывается не на элементы (когнитивное, эмоциональное, личностное и т. п. развитие), а на единицы. Вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией, культурно-историческая теория обращает внимание на целостные возрастные периоды, которые имеют самостоятельную и закономерную динамику, определяющую роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Исследование проблемы возраста есть ключ ко всем вопросам педагогической практики. В этом контексте детская (возрастная) психология становится источником методологического знания для психологов, так как раскрывает общие закономерности онтогенетического развития.

Выготский выделил два типа развития: преформированный и непре- формированный.

В прсформированном типе стадии развития заданы изначально, и смена их предопределена генетически. К этому типу развития относятся эмбриогенез, физическое развитие.

Непреформированный путь развития характеризуется тем, что стадии развития не предопределены, а вероятностны. Например, филогенез, онтогенез, социогенез.

Развитие человека относится к непреформированному типу: развитие — это творческий процесс становления индивидуального сознания. В культурно-исторической теории направление развития происходит от общества, культуры (коллективного сознания) к индивидуальному сознанию через слово и совместную деятельность со взрослым. Во всех зарубежных теориях развитие ребенка идет от свернутой узкой «точки» его сознания, к расширению, приобретению качеств, необходимых для успешной адаптации к социальному миру.

Читайте также:  Ребенку месяц развитие режим

По Выготскому, развитие — это процесс приобретения новообразований. Подумайте, с точки зрения социальной оценки эти новообразования всегда позитивные или они могут носить негативный характер? Ответьте сейчас интуитивно, а далее при рассмотрении развития в отдельные возрастные периоды мы вернемся к ответу на этот вопрос.

В качестве основного принципа рассмотрения развития Выготский берет принцип историзма: психологические реалии необходимо рассматривать в происхождении, становлении. Этот принцип активно используется в исследовательской практике, в практической психологии. Психолог всегда составляет «анамнез» (историю жизни) на ребенка, чтобы понять корни появления того или иного качества психики и поведения. Он использует данные при интерпретации результатов исследования, составления плана коррекционной или реабилитационной работы.

Психическое развитие человека подчиняется и принципу единства аффекта и интеллекта. Мы учитываем данный принцип при анализе отношения личности к среде. Здесь единицей анализа выступает понятие «переживание». Важно понимать какой смысл имеет для ребенка то или иное событие, человек. Именно через переживание ребенка взрослый может эффективно осуществлять педагогический процесс.

Источник

Ста́дия — этап развития чего-либо, отличающийся специфическими особенностями.

5. Какие принципы для построения периодизации выделял Л.С. Выготский?

Ответ:

· принцип историзма – развитие ребенка происходит в конкретно-историческом периоде и обусловлено этим периодом.

· обязательно учитывать роль каждого возрастного этапа в общем развитии ребенка;

· диалектический подход к пониманию развития;

· необходимо выделять критические периоды развития;

· выделять эпохи, стадии и фазы.

6. Почему по мнению Д.Б. Эльконина подходы к проблеме периодизации, намеченные П.П. Блонским и Л.С. Выготским, должны быть сохранены и вместе с тем развиты в соответствии с современными знаниями?

Ответ: По мнению Д.Б. Эльконина подходы к проблеме периодизации, намеченные П.П. Блонским и Л.С. Выготским, должны быть сохранены и вместе с тем развиты в соответствии с современными знаниями, потому что:

· исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества.

· подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка.

· представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающем не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований.

· выделение как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому.

· выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.

7. Как предлагал рассматривать деятельность А.Н. Леонтьев, в изучении развития психики ребенка? И что, по его мнению, может служить признаком перехода от одной стадии к другой?

Ответ:

8. В чем выражается проблема рассмотрения аффекта и интеллекта, и что есть «динамическое единство аффекта и интеллекта» по мнению Д.Б. Эльконина?

Ответ: По мнению Д.Б. Эльконина, проблема рассмотрения аффекта и интеллекта, и что есть «динамическое единство аффекта и интеллекта» выражается в следующем: Д.Б. Эльконин делает попытку преодолеть раскол психологии и осуществить провозглашенный его учителем принцип единства аффекта и интеллекта за счет введения диалектической взаимосвязи ориентации ребенка на мир людей и на мир вещей, причем с попеременным доминированием на разных этапах онтогенеза то социальной направленности, то преимущественной ориентации ребенка на предметный мир.

9. В чем сходство теорий интеллектуального развития Ж. Пиаже и аффективно-потребностной сферы и ее развития 3. Фрейда?

Ответ: эти концепции глубоко родственны по принципиальному истолкованию психического развития как развития адаптационных механизмов поведения. Для Ж. Пиаже интеллект есть механизм адаптации, а его развитие есть развитие форм адаптации ребенка к миру вещей». Для З. Фрейда и неофрейдистов механизмы вытеснения, цензуры, замещения и т.п. выступают как механизмы адаптации ребенка к «миру людей».

10.Что нового вносит Д.Б. Эльконин в понимание ролевой игры детей, и как при этом меняется характер связи систем «ребенок — вещь» и «ребенок — отдельный взрослый»?

Читайте также:  С какого вида спорта начать развитие ребенка

Ответ: Д. Б. Эльконин показывает, что система «ребенок—вещь» по сути есть система «ребенок—общественный предмет», так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства его как объекта; последние служат лишь ориентирами для действий с ним. Система «ребенок—взрослый» превращается, по Д. Б. Эльконину, в систему «ребенок—общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности.

11.Какие положения об основных типах деятельности детей Д.Б. Эльконин считает главными? Какие типы В.Д. он выделяет: – в младенческом возрасте, – в раннем детстве, – в дошкольном возрасте, – в младшем школьном возраст, – в подростковом возрасте?

Ответ: Главными типами деятельности детей Д.Б. Эльконин считает мотивационная и операционная. Согласно гипотезе, все детские возрасты могут быть разделены на два типа:

· в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий;

· в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.

12.На какие группы Д.Б. Эльконин предлагает разделить ведущие типы деятельности и как он их характеризует?

Ответ: В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок -общественный взрослый» или, шире, «человек -человек».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста — математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу и то и другое — освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок -общественный предмет» или «человек-вещь».

13.В чем теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития и построенной на ее основе схемы периодизации?

Ответ:Во-первых, ее основное теоретическое значение заключается в том, что она позволяет преодолеть существующий в детской психологии разрыв между развитием мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности, позволяет показать противоречивое единство этих сторон развития личности. Во-вторых, эта гипотеза дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как восходящий по спирали. В-третьих, она открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами, к установлению функционального значения всякого предшествующего периода для наступления последующего. В-четвертых, наша гипотеза направлена на такое расчленение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам этого развития, а не каким-либо внешним по отношению к нему факторам.

Практическое значение гипотезы состоит в том, что она помогает приблизиться к решению вопроса о сензитивности отдельных периодов детского развития к определенному типу воздействий, помогает по-новому подойти к проблеме связи между звеньями существующей системы образовательных учреждений. Согласно требованиям, вытекающим из этой гипотезы, там, где в системе наблюдается разрыв (дошкольные учреждения – школа), должна существовать более органичная связь. Наоборот, там, где ныне существует непрерывность (начальные классы – средние классы), должен быть переход к новой воспитательно-образовательной системе (по материалам Д. Б. Эльконина).

Статья 2.

Выготский, Л.С. Проблема возраста / Собрание сочинений. Т. 4, ч. 2.

Проверочные вопросы на понимание и усвоение материала статьи:

  1. Как характеризует автор каждую из трех выделенных им групп периодизаций психического развития?

Ответ:Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия.



Источник