Развитие ребенка через движение

Успешное развитие ребенка через движение

«Движение — это жизнь» эти слова известны каждому человеку. Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки и т.д. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Специалисты разного профиля (физиологи, врачи, психологи, педагоги и др.) утверждают, что движения, двигательная активность являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья, физического развития ребенка но представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.

Однако родители предпочитают предложить дома ребенку более спокойные игры (рисование, интеллектуальные и настольные игры — это в лучшем случае, чаще всего ребенок ограничивается просмотром телепередач, видеофильмов, играми за компьютером.

На сегодняшний день открыто множество спортивных секций и клубов, спортивных площадок, но родители обеспокоены более ранним обучением детей чтению, письму, математике, иностранному языку, физическая культура отходит на второй план. Но все же следует знать и помнить, что движение, с начала совсем простое, а затем все более сложное дает ребенку возможность освоить мир, общаться с окружающими, а следовательно учится и постигать.

Развивать ребенка, готовить к школьному обучению можно не только усадив его предлагая игры, задания для развития памяти, внимания, мышления, но и с помощью специальных кинезиологических упражнений. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движения. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой мозолистым телом. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Упражнения способствуют:

— развитию мозолистого тела;

— снятию напряжения;

— улучшению памяти, внимания

— облегчают процесс чтения и письма;

— развивают мелкую моторику.

Кинезиологические упражнения — «Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.

Приведу пример двух комплексов упражнений.

Комплекс № 1

1. «Глазки». Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала. Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.

2. «Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

3. «Ладошка». С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.

4. «Колечко». Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

5. «Ротик». Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот.

6. «Язычок». Язычок вы покажите, на него все посмотрите. Движения языком вперед-назад.

7. «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим». Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.

Комплекс № 2

1. Качание головой. Покачаем головой — неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону

2. «Руки». Рукам чтобы силу дать — нужно крепче их сжимать. Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.

3. «Глазки». Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле. В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

4. «Глазки». Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

5. «Водолазы». Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем.

Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

6. «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки». Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки.

Гимнастику следует выполнять ежедневно в течении 15-20 минут используя один из предложенных комплексов.

Нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай!». А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород именно когда ребенок двигается. Движение — это жизнь, развитие. Двигайтесь вместе с ребенком, развивайте его и будьте здоровы и счастливы.

Источник

Татьяна Гибадулина
Движение — это развитие ребенка!

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается полноценного физического и психического развития ребёнка, то его всестороннее воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, влияющего на состояние здоровья и работоспособность растущего организма. Для детей I младшей группы двигательная активность – необходимое условие разностороннего развития ребенка. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение – это жизнь ребенка, его стихия. Но, благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

В этом возрасте у детей развивается речь, внимание становится более устойчивым, совершенствуется память. Однако дети быстро утомляются, легко возбуждаются. Движения ребенка еще недостаточно сформированы, не до конца произвольны. Малыш импульсивен, не может придерживаться точно заданной формы движения, но способен действовать подражательно.

Для создания у детей положительного отношения к двигательной активности,занятие проводится в игровой форме: малыши с удовольствием имитируют движения и голоса животных, изображают различные предметы и явления, за которыми они часто могут наблюдать в своей повседневной деятельности Желательно дать каждому движению образное название, подобрать соответствующие слова для тренировки речевого выдоха. Перед тем как познакомить детей с новым игровым комплексом общеразвивающих упражнений, взрослый может прочитать вслух соответствующее художественное произведение, рассмотреть картинки, разучить с детьми потешку и т. д.

На начальном этапе овладения различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений. Малыши тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторое расстояние, с целью достать его, а затем пытаются действовать с ним. Через действия с разными предметами ребенок знакомится с окружающей его предметной средой. Постепенное овладение разными видами движений способствует расширению возможностей ребенка в познании им окружающего мира. В процессе проявления двигательной активности у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи в коре головного мозга, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.

В нашем МБДОУ, разработан режим двигательной активности детей,который включает в себя: ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в зале, ежедневные прогулки с включением подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений, спортивные игры и упражнения в течение дня, физминутки на различных занятиях, минутки здоровья, релаксации.

Конспект сюжетного физкультурного занятия в первой младшей группе «Озорные ребятки»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности, вхождении на бум и спрыгивании с него.

2. Упражнять детей быстро реагировать на сигнал.

3. Содействовать развитию выразительности движений, умению передавать простейшие действия.

4. Совершенствовать умение детей ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, со свободными движениями рук и ног.

5. Закреплять умение подлезать под дугу, переступать через препятствия.

Развивающие задачи:

1. Развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

2. Развивать желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием.

3. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание заниматься.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес к двигательной деятельности.

2. Воспитывать умение слышать указания воспитателя и реагировать на них.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оздоровительные задачи:

1. Формировать опорно-двигательный аппарат, осанку.

2. Содействовать развитию адаптационных возможностей

Физкультурное оборудование и пособия:

Дуга, мяч, дорожка, кольца, дуга, предметы для перешагивания, музыкальное сопровождение.

Способы организации: поточный, стайкой

Ход занятия:

Речь воспитателя

Вводная часть:

— Дети, дети, хватит спать пора глазки открывать.

Дети стоят произвольно вокруг воспитателя. Воспитатель выступает в роли ведущего.

— Нам лениться не годится,

Помните, ребятки,

Даже птицы, даже звери

Делают зарядку.

— Я на луг вас отведу,

Побываем и в лесу.

Становитесь все за мной,

Мы отправимся гурьбой.

Обычная ходьба.

Ходьба на носочках.

Большие ножки идут по дорожке,

Маленькие ножки бегают по дорожке.

Бег в среднем темпе, в чередовании с ходьбой.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Мячи пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Побежали, не догнать.

Бег врассыпную.

Основная часть: ОРУ

Тишина смотри вокруг

Вышли мы с детьми на луг.

Пришли на полянку,

Сделаем зарядку.

1. И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу.

Птички машут крылышками.

Птичка смотрит на свой хвостик.

Поднять руки в стороны, помахать, опустить (3 раза)

2. И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Повороты в стороны (3+3)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

3. И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны вниз с покачиванием рук внизу.

Аккуратно нужно сесть,

Чтоб цветочки не задеть.

4. И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу.

Приседание.

А теперь легли все дружно,

Делать так ребятам нужно.

5. И. п. – лежа на спине. Прощальные движения рук и ног.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прыгать нужно на носок.

6. И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Прыжки на двух ногах.

В сад, ребята, мы пойдем

И по мостику пройдем.

Ходьба боком по веревочке

Ходьба по ребристому мостику

Путь неровный: рвы, канавы,

Их преодолеть нам надо.

Перешагивание через две линии.

Нам забор не обойти,

Под ним нужно проползти.

Подлезание под дугу (основ. движения повторить по три раза)

Упражнения на восстановление дыхания

Молодцы, мои ребятки!

Ловкие, умелые,

Дружные и смелые!

Все вы постарались, детки,

Получайте по конфетке.

Сюрпризный момент: угощение детей.

Источник

Развитие детей  через движения

        В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психо-коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения:

1. Кулак — ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения помере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3. «Ищет птичка». Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

4. «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

5. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски —

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически!

Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Змейка. 
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Если вы решили применить упражнения «Гимнастики мозга» в работе с детьми, то вам необходимо систематически применять их для тренинга определенных функций. Попробуйте — результаты не заставят себя долго ждать! Так, применение данного метода в начальной школе показало, что в результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю. 

И в заключение маленький совет:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

Массаж ушных раковин.
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Источник

«Коррекция и развитие через движения»

Актуальность проблемы:

Оптимизация процесса обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. (Лебединская К.1982, И.Ф. Марковская, 1993 ,Г.Шевченко 1999)

Дети с ЗПР составляют значительную часть неуспевающих школьников.

Я работаю в специализированной группе с детьми, имеющие отклонения в психическом развитии.

Коррекционная работа в специализированной группе строится на основе коррекционно-развивающей направленности, по  программе «Типовая программа обучения детей с ЗПР» НИИ дефектологии АПН СССР 1989г., «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, «Программа обучения детей с ОНР» Т.Б.Филичеевой, Г.В.Чурсиной и др..

Характеристика детей группы ЗПР:

Состав группы с ЗПР разнородный по преобладающим дефектам. Основной проблемой являлись: низкая познавательная активность, гиперактивность,  гипервозбудимость.

83 -10                                      ОНР -1 —

90 -4                                        ОНР -2 -8

СДВГ -5                                  ОНР -3 -2

Дизартрия -10- нарушение произносительной стороны речи.

Цель: Коррекция и развитие детей через движения

Задачи:

 — Развитие познавательной активности;

 — Снятие синдрома двигательной активности;

 — Стимулировать развитие речи;

 — Нормализация тонуса мышц;

 — Улучшение функций рецепторов;

 —  Совершенствование двигательной активности; Укрепление здоровья; Социальная адаптация; Эмоционально — личностное становление; др.

 Реализация

  • Коррекционно-педагогическая деятельность специалистов и воспитателей строится на диагностической основе.
  • Задачи и образовательная программа детского сада реализуется педагогическим коллективом в нескольких направлениях:
    — через специальные занятия ( фронтальные занятия (Ф.З.), подгрупповые занятия (П.З.),
    малоподгруппые занятия — 2 — 3 ребенка (М.П.З.), индивидуальные занятия (И.З.),
    — с опорой на основные дошкольные виды деятельности и режимные моменты;
    — через оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия (закаливание, специальная гимнастика, деятельность психолога, досуги, экскурсии и др.)

Создана  специальная развивающая среды: система условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).

Движение рассматриваем в  широком аспекте: не только двигательная активность и общая моторика, но и движения мышц рук, тела, глаз, артикуляционных и т.д

Коррекция проблем через движения  (Сиротюк А.Л., Безруких , Макарьев).

В развивающей работе с детьми большое значение придаю

оптимизации тонуса мышц при помощи растяжек.

«Звезда»,»Снеговик», «Дерево».

Гипотонус мышц сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и быстрой утомляемостью.  Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной нестабильности, нарушением сна, может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. «Кобра», «Растяжка по осям», «Лучики», «Дерево», «Кошечка» и т.д.  Ведут изменения в двигательной активности.

(Приложение 1)

Развивающая работа включает в себя различные виды массажей.
Систематический массаж улучшает функции рецепторов.

Оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Особенно эффективен массаж пальцев рук и ушных раковин.

«Массаж ушных раковин»

Помассировать мочки ушей, всю ушную раковину. Затем растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.

      Приёмы массажа или самомассажа рук – это поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. В комплекс входят упражнения трёх видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук, ушей, стоп, спины.   Постукивание — повышают умственную работоспособность. (Приложение 2)

Развитие зрительного восприятия 

Глазодвигательные упражнения стимулируют пространственно-поисковую активность органов зрения.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. «Часики»

Отрабатываются движения глаз по четырем основным (вправо, влево, вверх, вниз по диагоналям, сведение глаз к центру. Каждое движение – в медленном темпе (от 3-до 7 секунд) с фиксацией. (Приложение 3)

Развитие тактильных ощущений.

Полезны упражнения на изучение и узнавание с закрытыми глазами различных предметов: ощупывание различных предметов и поверхностей. Работа с бархатной бумагой, пластилином, глиной, водой, рисование пальцами, упражнение с пуговицами

Развитие артикуляционных движений.

В процессе таких упражнений у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата.  Движения языка и губ становятся более точными. стимулируют речь, мышление и поведение. Движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, свертывание в трубочку, прокатывание «орешков» за щеками; Мимические движения: надувание щек, вытягивание губ трубочкой, хмурое сдвигание бровей, улыбка; Движение нижней челюстью вправо-влево. (Приложение 4)

Создана специальная развивающая среда для полноценного сенсорного развития ребенка, а также  игровая, познавательная, продуктивная и др.

Развитие мелкой моторики рук.

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для развития мелкой моторики рук использую упражнения:«Волна», «Колечко». 

Занятия с пластилином или глиной, отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги на занятиях аппликацией, нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (укрепляются и развиваются мелкие мышцы пальцев). (Приложение 5)

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи Повышают  работоспособность, укрепляются и развиваются мелкие мышцы пальцев.

Развитие сенсомоторных способностей способствует развитию познавательных функций, сенсорных систем. Способ компенсаторного повышения активности сохранных структур мозга и для восстановительной активации травмирующих участков.

Коммуникативные навыки развиваем посредством тактильных ощущений, они направлены на востановление и углубление контакта с собственным телом, «открытости» по отношению к партнеру.

Упражнения из логоритмики сочетают в себе работу с речью, ритмом, интонацией и движением. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Гиперактивность и гипервозбудимость 

детей корректируем с помощью игр. (Приложение 6)

— Снятие мышечного напряжение рук, концентрация внимания

— Для снятия напряжения, возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

— Снижение агрессии, развитие чувственного восприятия

Результаты по выпуску детей в школу

Осуществляя коррекцию через движение, дети дали значительную динамику в развитии.  20% из них поступили в коррекционную школу  7 вида, остальные — 80% в массовую школу и «Перспектива». Снизилась заболеваемость с 2,1% до 1,2%.

Организация взаимодействия с семьей.

-консультативно-рекомендательная; информационно-просветительная; практические занятия для родителей; обучение родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи; организация обратной связи родителей с детским учреждением: «круглые столы», семинары, детские праздники и утренники.

При оказании своевременной и адекватной помощи в условиях специального детского сада, задержка психического развития может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте. Большинство воспитанников успешно осваивают программу общеобразовательной школы.

Своим опытом делились с моим коллегой на методическом объединении «Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в условиях специализированного детского сада»

В настоящее время я разрабатываю проект «Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка».

   Целью проекта: Разработать динамичную индивидуальную развивающуюся коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями.

Источник