Развитие ребенка части тела
Любовь Сидорова
Занятие по познавательному развитию «Изучаем части тела»
Познавательное развитие (окружающий мир). «Изучаем части тела»
Средняя группа
Цель: изучаем части тела человека.
Задачи: Закрепить знания детей о человеке; названия частей лица и исследовать их назначение.
Развитие познавательного интереса; развитие связной речи детей.
Воспитывать навыки организованного поведения, умение детей слушать и слышать воспитателя, отвечать на вопросы полным ответом; воспитывать желание здорового образа жизни.
Ход занятия:
Воспитатель: Как можно назвать нас одним словом?
Дети: Люди.
Воспитатель: А одного из нас?
Дети: Человек.
Воспитатель: Сегодня мы продолжим беседу о том, как устроен человек.
Все люди разные. Какие бывают люди?
Дети: женщины и мужчины, девочки и мальчики, дети и взрослые, старые и молодые.
Воспитатель: Все мы отличаемся друг от друга – рост, цвет глаз, цвет кожи, волосы, голос…
— Хотите знать больше о том, как мы устроены?
— Посмотрите, что у меня для вас есть.
(На подносе разрезанные части человечка.)
— Как вы думаете, кто это? Мальчик или девочка?
— Давайте поможем ему, соберём его.
(Дети собирают по частям человечка и прикрепляют его на магнитную доску.)
— Что-то он грустный, удивлён, чем-то огорчён…чего-то не хватает у нашего гостя?
Дети: у человечка нет глаз, носа, ушей.
— Давайте с вами поможем ему, дорисуем ему недостающие части лица.
Мы посмотрим на кота,
На картинки сказки,
Но для этого нужны
Всем нам очень (глазки).
…
Все мы слушаем в лесу, как поют кукушки, а для этого всем нам очень (ушки).
….
Что у нас между глазами? (нос).
Есть прямые носики,
Есть носики-курносики. Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос.
Давайте проверим зачем нужны человеку глаза, нос, уши. И что важнее из них?
— Для чего нужны человеку глаза? (На магнитной доске появляется картинка с изображением глаз.)
Воспитатель: давайте с вами закроем глаза. Что вы видите?
Дети: темноту, свет…
Воспитатель: Как вы считаете нужны нам глаза? Для чего?
Дети: Чтобы видеть предметы, людей, всё, что нас окружает, различать цвета, читать…
Воспитатель: повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие они у нас красивые?
У кого-то серые, голубые, карие, зелёные.
— Над глазами есть брови, закрывают глаза веки и ресницы. Как вы думаете зачем они нужны?
Дети: Брови и ресницы защищают глаза от пота, грязи и пыли.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как надо беречь глаза?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
«Послушай и запомни»
Оберегай глаза от ударов и острых предметов.
Не смотри долго на яркий свет.
Не смотри длительно и близко телевизор.
Нельзя без перерыва играть в игры в компьютере, телефоне.
Смотреть и читать журналы, книги надо при свете, нельзя читать лёжа.
Не тереть глаза грязными руками.
Ежедневно умываться, выполнять гимнастику для глаз.
А, чтобы нашим глазам было хорошо, сделаем сейчас гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
«Любопытная варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз (посмотреть на кончик носа,
А с него свалилась вниз (посмотреть на пол).
Воспитатель: а теперь с вами выясним для чего человеку нужен нос?
(На магнитной доске картинка с изображением носа.)
— Закроем нос одной рукой, а губы другой.
— Что почувствовали?
Дети: не можем дышать.
Нос нужен, чтобы дышать.
Воспитатель: закроем глаза
(Поднести нарезанный лук, апельсин детям.)
Воспитатель: что почувствовали?
Дети: запах, пахнет луком, апельсином…
Воспитатель: так зачем нам нос?
Дети: дышать и различать запахи.
Воспитатель: С помощью носа мы можем дышать, можем понять как пахнет пища или какой-либо предмет.
Мы с вами нюхали лук? А вы знаете, чем он полезен?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Лук убивает микробы в нашем носике и от этого он лучше дышит.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать (шагаем на месте).
Вот спина, а вот животик (показываем обеими руками спину, живот).
Ножки (топают огами).
Ручки (обеими руками вращаем кистями рук).
Глазки (обеими руками показывают глаза).
Ротик (показ рукой,
Носик,
Голова, покачай туда-сюда.
Шея крутит головой.
Ох, устала. Ой-ой-ой!
Лоб и брови.
Вот реснички.
Запорхали, словно птички.
Розовые щёчки,
Волосы густые, как травы луговые.
Плечи,
Локти,
И колени.
Вот, что есть у нас!
Воспитатель: А сейчас мы с вами проверим, зачем нам нужны уши? (На магнитной доске картинка с изображение уха.)
Давайте поиграем в игру «Угадай, что звучит».
За ширмой музыкальные инструменты – бубен, барабан, погремушка; предметы – банка, целлофан, деревянные ложки.
— А если закроем уши? Что вы слышите?
Дети: не слышно, плохо слышно…
Воспитатель: Для чего нам уши?
Дети: Чтобы слышать.
Воспитатель: Уши нам нужны, чтобы слышать разные звуки.
А ещё они берегут нас от опасности, так как помогают слышать, когда глазки спят.
Чтобы уши не болели, а слух был хорошим,следует выполнять ряд правил:
Не ковырять в ушах.
Защищать от холода и сильного ветра.
Не слушать громкую музыку.
Моем уши, не допускаем попадания воды.
Доктор, доктор.
Как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: «Еже!»
Отвечает доктор гневно: «Еже — еже — ежедневно!»
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, что нужнее и главнее для нас — глаза, нос, уши или другие части тела? Помогают ли они нам? Как можно их назвать?
Ответы детей: Наши помощники.
Воспитатель: Ребята, что мы узнали нового? Что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель: В другой раз мы узнаем про другие части тела. Впереди ещё много неизвестного и интересного (как двигается человек, питается, как он дышит).
В конце детям предложить раскраски с весёлым человечком.
Источник
Дошкольникам необходимо получить хотя бы минимальные сведения об анатомии, уметь называть части своего тела. Данную тему включают в образовательную программу для малышей от 3 до 5 лет. Картинки для детей “Части тела человека” помогают педагогам детских садов и образовательных центров сделать такие уроки не теоретическими, а наполненными примерами, визуализируют новые знания. Как построить занятие с детсадовцами, какие упражнения, игры способствуют запоминанию нового материала, расскажем в нашей статье.
Дидактическая подготовка занятий
Формирование представлений о теле человека начинается с раннего дошкольного возраста. Познавательные занятия с помощью красочных картинок “Части человеческого тела” проводят в ДОУ и дома с родителями.
Мамы и папы ставят задачи неосознанно, просто стремятся расширить круг познаний малыша. Воспитатели детских садов формулируют цели и задачи к каждому занятию по теме, исходя из очередности урока, возраста дошкольников и новизны материала.
Цели
Среди целей развивающих и обучающих занятий можно выделить следующие:
- Дать представление о теле человека, о его частях и строении через игру.
- Расширить словарный запас дошкольника.
- Сформировать стремление к здоровому образу жизни, бережному отношению к себе и своему здоровью.
На заметку! Планируя занятия по теме “Части тела человека для детей в картинках” выбирайте четкие, яркие рисунки, где все органы показаны отдельно. Так малыши лучше запомнят и поймут новую информацию.
Задачи
Если тема “Части человеческого тела” раскрывается для детей впервые, то особое внимание обратите на знакомство малышей с лексикой, на активизацию внимания и интереса к анатомии. На последующих занятиях закрепляйте материал, способствуйте самостоятельной деятельности, используйте творческий потенциал дошкольников. Для одного урока достаточно подобрать 3-4 выполнимые задачи.
Образовательные задачи для занятий:
- Дать понятие о теле человека, частях туловища, органах чувств и их функциях (выполняется на 1 уроке по теме).
- Научить правильно называть, показывать основные органы (обязательная задача для 2 и последующих занятий по теме).
- Дать понятие об индивидуальности и схожести строения тела разных людей.
Развивающие задачи:
- Научить соотносить слова и действия.
- Развивать мышление, память, воображение.
- Провоцировать и совершенствовать монологическую, диалогическую речь.
- Развивать умение отстаивать свое мнение, использовать доказательства в споре.
- Развивать мелкую моторику (пальчиковая гимнастика в качестве разминки, творческие задания).
- Развивать артикуляцию.
Воспитательные задачи:
- Поддерживать стремление к здоровому образу жизни.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, интерес к другим воспитанникам в группе.
- Научить слушать других и не бояться совершить ошибку при ответах на вопросы.
- Развивать самостоятельность.
Ход занятия
Урок в дошкольном учреждении можно строить по следующему примерному плану:
Этап занятия | Что включает в себя | Продолжительность | |
1. | Организационный момент | Активизируем внимание малышей к началу урока. Здороваемся, усаживаем на места, создаем тишину. | 1-2 минуты |
2. | Вводная часть | Мотивируем интерес к происходящему. Можно задать провокационный вопрос (Кто знает, сколько у человека частей тела? И другие). Или рассказать интересную историю про сказочного персонажа, который не смог найти и перечислить все части своего тела. Предложить помочь персонажу. | 3-4 минуты |
3. | Постановка задачи и цели занятия | Обговариваем с ребятишками, чем сегодня займемся на занятии, что нового и интересного узнаем (с детьми 3-4 лет), создаем проблемную ситуацию с малышами 5-6 лет. | 1-2 минуты |
4. | Игры | Выбирайте игры, направленные на запоминание названий органов, их функции. Игры можно проводить в виде физкультминутки. | 4 минуты |
5. | Разминки | Пальчиковая гимнастика. Выполняет две задачи: развиваем моторику и изучаем названия каждого пальца | 3-4 минуты |
6. | Практическая часть | Рассматриваем картинки. Находим части нашего тела, у товарища, на кукле. Раскрашиваем, рисуем. | 10 минут |
7. | Рефлексия, подведение итогов | Оцениваем урок: понравилось – не понравилось. Что нового узнали? Краткое повторение основных моментов (лексика). В рефлексию можно включить загадки. | 2-3 минуты |
Детям 2-3 лет пальчиковая гимнастика заменяет игру и разминку. Можно использовать на этапе рефлексии. Учите запоминающиеся стихотворения, показывайте, как разминать пальчики, ладошки сами.
Это пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Это пальчик — папа,
Это пальчик — мама,
Этот пальчик — это Я,
Вот и вся моя семья!
Малыши загибают пальчики на каждой ручке отдельно, интенсивно трясут кулачками на последних строчках.
Упражнения
Используйте на практическом этапе урока. Понадобятся картинки “Части тела” для детей для наглядности и примера.
- Составляем человека
Каждому ребенку раздаются изображения одной части человеческого тела. Готовый вариант создается в группе. Старшим устройте соревнования: кто быстрее правильно соберет человека.
- Где есть пара?
Части тела для детей в картинках перемешайте. В одной кучке должны быть парные части и непарные. Задача: разъединить изображения по признаку парности. Ноги, уши, глаза, руки — в одну, остальные — в другую.
- Назови ласково
У меня не рука, а рученька, не голова, а головушка… Желательно совместить лексические упражнения с физической разминкой (гладить ножки, ручки, качать головой, вытягиваться телом в рост). Называя слово, дошкольники смотрят на картинки или фото для детей “Части тела человека”.
Важно! Распечатывать изображения в черном и белом варианте нельзя. Картинки для рассматривания должны быть яркими.
Игры
Игровые упражнения проводите в группе, активно. Основная цель игр: дать новую информацию в запоминающейся форме. Положительные эмоции упрощают процесс усвоения и закрепления.
- Зачем нужны?
Игра в форме вопрос-ответ. Есть несколько вариантов ответов: развернутый или да – нет. Для детей 3-4 лет подойдет следующий вариант вопросов: Ушки нужны, чтобы слышать? ДА! Ножки нужны, чтобы кушать? Нет! И так далее.
Дошкольникам средней группы задавайте прямой вопрос: Зачем нужны ноги, голова и т.д. По возможности просите обосновать ответ, аргументировать.
- Робот
Один ребенок встает в центре группы и выполняет несколько заданий от детей. Например, крути головой, помаши рукой. Главное, в постановке задачи роботу дошкольники должны использовать названия частей тела.
- Угадай сколько
Воспитатель показывает подборку фото на тему ” Органы чувств картинки для детей” и спрашивает. Сколько у человека ушей, ноздрей, языков, глаз? Просит доказать правильность ответа, показав на себе.
Загадки
Разложите картинки или фото для детей на тему “Части тела” на большом столе. Соберите малышей вокруг него. Загадывайте загадки, ответом будет поднятая карточка с изображением отгадки. Отвечающего обязательно просите называть правильный орган, показывать на себе или соседе.
- Их никто не сеет, никто не сажает, они сами вырастают! (Волосы).
- В двух норах воздух бродит, то выходит, то заходит. (Нос).
- Отворю свой хлевец, покажу друзьям беленьких овец. (Губы, рот, зубы).
- Если бы не было его, никто не говорил бы ничего. (Язык).
- Десять братцев в разных домиках живут. (Пальцы).
- За обедом всего нужней? (Рот).
- Есть у людей. Есть у зверей. У человека умнее. (Голова).
- Слышите, журчит водица? Умывайте чаще …. (Лица).
На заметку! Загадки о частях тела человека можно представить в презентации, после которой будет правильный ответ в картинках для детей.
Раскраски
Черно-белые раскраски помогают малышам понять, как выглядят, где находятся и в каком количестве разные органы. Есть несколько вариантов пособий-помощников и картинок для детей от года до 7 лет о частях человеческого тела:
- Аппликация и разукрашка
Родители помогают малышу наклеить волосы из ниток, подобрать цвет глаз.
- С подписями на частях тела
Дошкольник учится читать, разукрашивает и называет основные органы.
- Соедини линией части тела и одежду
Малыш ручкой или карандашом проводит линии между головой и шапкой, варежками и ладошкой, кольцом и пальчиком.
- Раскрась и дорисуй.
Картинки для детей незакончены, на лице и туловище человека есть не все части тела. Ребенку нужно понять, какого органа не хватает, дополнить изображение и разукрасить карточку полностью.
Тема “Части тела: интересные картинки для детей” может стать любимой у дошкольников, если обучать новому педагоги будут весело и интересно. Наполняйте занятия в садике загадками, творчеством, возвращайтесь к изученному на смежных по тематике уроках, например, объясняя одежду, смена сезонов, животные, птицы, тогда материал о теле человека усвоится прочно.
Источник
Марина Прокофьева
Конспект занятия «Части тела»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка детский сад «Фантазия»
Реализация образовательной области: «Познание и художественное творчество»
Познавательно – продуктивная деятельность с детьми средней группы на тему: «Части тела»
Подготовила: воспитатель Прокофьева М. Л. г. Пыть-Ях 2012г.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация».
Цель: Формировать представления детей о строении человека, бережного отношения к своему телу. Воспитывать желание быть здоровым.
Задачи.
Развивающие:
— развивать у детей представления о себе, своем теле;
— активизировать диалогическую речь;
— развивать творческое мышление, внимание, воображение, фантазию,
произвольную память;
— развивать умения соотносить слова с действиями;
— развивать представления об орнаментах, узорах;
— продолжать развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
— воспитывать привычку к здоровому образу жизни;
— умение слушать друг друга, взрослого;
— самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
— желание прийти на помощь;
— умение выражать положительные эмоции от результатов деятельности.
Образовательные:
— учить определять и правильно называть части тела;
— находить и правильно называть пальцы рук;
— учить оформлять узорами, орнаментами изделия одежды;
— закрепить знания детей о сезонной одежде;
Предварительная работа:
— чтение рассказа К. И. Чуковского «Доктор Айболит»;
— выкладывание серии картинок в определённой последовательности;
— беседа о здоровом образе жизни;
— рассматривание иллюстраций «Зимние виды спорта»;
— настольные игры «Сложи узор», «Одень куклу Машу».
Словарная работа: массаж, зимняя одежда, орнамент, узор (зубчики, завиточки, черточки, мизинец, указательный, безымянный.
Развивающая среда:
мультимедийная презентация, русская народная музыка, музыкально-ритмическая композиция «Зайчик», массажные шарики, колечки, посылка, театральный персонаж «Зайчик», бумажные заготовки зимней одежды; маркеры, мольберты, дидактический набор «Одень куклу».
Методы и приёмы:
1.Наглядный метод: показ отрывка из мультфильма, способа действий с массажными предметами, слайдовой презентации.
2.Словесный метод: беседа, объяснение, художественное слово, проговаривание слов.
3.Практический метод: погружение в игровую ситуацию, выразительные движения, массаж, физмунутка, музыкально-ритмическое упражнение, рисование.
Ход занятия.
(Дети заходят в группу становятся в круг)
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.
(здороваются друг с другом, передавая платочек).
Когда мы с вами здороваемся мы желаем друг другу здоровья. Давайте мы пожелаем здоровья и нашим гостям. (здороваются с гостями).
(Раздается звуковой сигнал)
Воспитатель: Ой, ребята, нам пришло электронное письмо давайте посмотрим, что это за письмо. (Дети смотрят на экран и слушают).
Здравствуйте ребята! Пишет Вам, Доктор Айболит. Я очень беспокоюсь о вашем здоровье. Сейчас зима, и вы должны заботится о своём здоровье. Я посылаю вам посылку с волшебными шариками и массажными колечками, которые защитят вас от болезней.
Доктор Айболит.
Воспитатель: А вот и посылка. Давайте посмотрим, что в ней. Вот колечки и шарики, о которых говорил Доктор Айболит. Давайте подумаем, как мы можем защитить наш организм с помощью этих предметов? Что с ними можно делать?
(Дети называют различные способы действий с шариками и колечками.)
Воспитатель: Вы предложили много очень интересных способов. Давайте покатаем шарик между ладонями. Что вы при этом чувствуете?
(Ответы детей).
Воспитатель: Вы почувствовали на ладошках легкое покалывание? На наших ладошках много-много невидимых волшебных точек, которые помогают нам быть здоровыми, но они очень любят спать, поэтому надо их с помощью массажа разбудить. И болезни будут нас обходить стороной.
(Массаж ладоней).
А как можно использовать волшебные колечки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы можем надевать колечки на пальчики.
А теперь давайте будем надевать колечки на все пальчики по очереди, т. е. массажировать их и тоже будить волшебные точки.
(Массируют пальцы, а воспитатель рассказывает, для чего массируют
тот или иной палец.)
Большой — чтоб не болела голова.
Указательный — чтоб дыхание было ровным.
Средний – чтобы не болел животик,
Безымянный – чтобы настроение было хорошее.
Мизинец – чтобы лучше работало сердце.
Такой массаж надо делать каждый день и только тогда будет польза нашему здоровью. Спасибо Доктору Айболиту за замечательный подарок.
Воспитатель: А у меня для вас сюрприз.
(На экране появляется отрывок из мультфильма о докторе Айболите, а воспитатель в это время берет театральную куклу-Зайчика)
Воспитатель: Ребята посмотрите у нас сегодня гость. Но только почему- то он плачет.
Воспитатель: Здравствуй, Зайчик. Что случилось?
Заяц: Я очень хотел стать помощником Доктора Айболита, но у меня ничего не получилось.
Воспитатель: Почему?
Заяц: Потому что, я не знаю, как называются части нашего тела. Попросил меня доктор поставить горчичник на спину одному больному, а я на грудь поставил, надо было локоть зеленкой намазать, а я ладошки намазал. Поэтому,Доктор Айболит сказал: «вот тебе рисунок тела человека, постарайся выучить части тела, как выучишь тогда и приходи». Вот я и пришел к вам ребята за помощью.
Воспитатель: Давай посмотрим, что за у тебя за рисунок. Посмотрите, ребята, кто нарисован?
(Ответы детей).
Правильно, это рисунок человека. У нас тоже есть такой рисунок, только большой (обращает внимание детей на экран). Зайчик ты пришел по адресу, наши дети знают части тела и тебя научат.
(На экране выплывают стрелочки, которые указывают на части тела, а дети называют).
Воспитатель: Ну что, Зайчик, дети, запомнили?
(Ответы детей).
Зайчик. Ой, я наверно все не запомнил.
Воспитатель: А вот мы сейчас проверим.
Дидактическая игра «Мы не скажем, а покажем»
Ничего не говорите….
Только покажите.
(Заяц иногда путает части тела, а дети его поправляют).
Воспитатель: Что нужно делать для того чтобы быть здоровыми?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно нужно заниматься физкультурой, спортом, делать зарядку, закаляться. Еще надо одеваться по погоде. Сейчас на дворе зима как нужно одеваться?
Зайчик: Ой, да это-то я уж точно знаю.
Воспитатель: Ну-ка зайчик покажи, одень куклу на прогулку.
(Одевает куклу неправильно)
Ребята, правильно?
Дети: нет!
Воспитатель: сейчас зайчик дети тебе покажут какую одежду и на какие части тела нужно одевать.
(дети одевают кукол на прогулку).
Дидактическая игра
«Одень куклу на прогулку»
Воспитатель: Ну, раз мы теперь знаем, как правильно одеться я приглашаю вас на прогулку.
Физминутка:
Утром на лыжах кататься пошли (имитация ходьбы на лыжах)
Быстро до леса на лыжах дошли
Встретили косого зайку
Убежал от нас зазнайка.
Бурый мишка спит в берлоге
Уноси скорее ноги.
Дятел тука тук да тук
Раздавался громкий стук.
Время к обеду, весь лес обошли
Дружно на лыжах домой мы пришли.
Заяц (грустно): Мои друзья тоже очень любят гулять по зимнему лесу, но у них нет теплых рукавиц, шапок и шарфиков.
Воспитатель: Ребята, давайте мы изготовим тёплую, зимнюю одежду и подарим друзьям Зайчика.
(Дети рассаживаются за столы, на которых приготовлены бумажные заготовки шапочек, варежек и шарфиков. На экране появляются образцы узоров, воспитатель показывает, поясняет и предлагает приступить к работе. Звучит музыка. Готовые изделия складывают в чемоданчик и передают друзьям Зайчика).
Воспитатель: Вот тебе подарки для твоих друзей.
Заяц: Ой, как хорошо. Спасибо ребята, я обязательно передам, как обрадуются мои друзья. Мне стало так весело, что хочется танцевать.
Воспитатель: Так давай танцевать, тем более танцы прекрасное физическое упражнение, помогают быть здоровыми, и настроение становится ОТЛИЧНЫМ!
Музыкально-ритмическое упражнение «Зайка»
Воспитатель: А теперь восстановим дыхание.
(Выполняют упражнения на дыхание).
Ребята, мы сегодня такие молодцы, помогали Зайчику. Давайте вспомним,что мы делали: рассказали о частях тела человека, как правильно надевать одежду, что надо делать, чтобы быть здоровыми и даже приготовили подарки для Зайчат.
Заяц: Вот теперь я все знаю и могу идти помогать Доктору Айболиту.
Спасибо вам, ребята, за то, что вы меня научили всему. И я хочу угостить вас витаминами. (Передает воспитателю баночку с витаминами).
(Дети встают в круг, прощаются руг с другом, передавая платочек,
а затем с гостями).
Воспитатель: Пойдем, Зайчик, мы тебя проводим.
Источник