Развитие ребенка без родителей

Развитие ребенка без родителей thumbnail

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения

Развитие каждого ребенка зависит от множества факторов: наследственных, врожденных и приобретенных особенностей, окружающей среды. Но есть ряд факторов, которые имеют особое значение, когда мы говорим о развитии ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

Развитие ребенка – обширная и популярная тема, волнующая и родителей, и специалистов разных областей знаний. О развитии детей написано огромное количество статей и книг. В них говорится о периодах развития и о факторах, на него влияющих, к которым относятся, прежде всего, наследственные и врожденные особенности, а также окружающая среда. Все они без исключения одинаково значимы для развития каждого ребенка. Но существует несколько факторов, которые оказывают особенное влияние на детей, по той или иной причине оставшихся без попечения родителей.

Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей

К таким факторам, прежде всего, можно отнести: импринтинг или запечатление образа родителя, привязанность и депривацию.

Период формирования образа родителя (импритинг) у ребенка составляет первые 5 часов его жизни. Это означает, что совместное пребывание ребенка и матери в этот момент является прочной основой формирования будущих отношений, при которых ребенок будет следовать указаниям родителей. В обычной ситуации формирование образа родителя происходит само собой. В ситуации, когда совместное пребывание матери и ребенка невозможно, или мать сама отказывается от него, естественного импритинга не происходит, в результате чего в будущем взрослым придется приложить немало усилий, чтобы стать авторитетной для ребенка фигурой.

Родитель также является для ребенка и первым объектом привязанности. Эти отношения привязанности являются образцом для выстраивания связей с другими людьми. У детей, оставшихся без попечения родителей, эта эмоциональная связь бывает нарушена и поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение раннего периода, во взрослой жизни они часто оказываются неспособны испытывать глубокую привязанность и завязывать с другими людьми любящие, продолжительные отношения.

Третьим фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие ребенка, является депривация или лишение возможности удовлетворения важных потребностей: на уровне ощущений (сенсорном), на уровне формирования картины внешнего мира (когнитивном), на уровне установления эмоциональных связей (эмоциональном) и на уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями (социальном). Достаточное количество стимулов на каждом из этих уровней способствует развитию ребенка, но этого лишены дети в домах ребенка.

Сенсорное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью. Это может вызвать у ребенка состояние психологического дискомфорта, способствовать нарушению ритма сна и бодрствования, сформировать эмоциональную неустойчивость и привести к чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.

Интеллектуальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы развития на сенсорном уровне могут отрицательно повлиять и на следующий когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда он постоянно чувствует заботу и поддержку близких. Всего этого лишены дети, воспитывающиеся в детском доме или в условиях пренебрежения их основными нуждами. Они более тревожны и неуверенны, вследствие чего менее активно осваивают окружающий мир. К тому же их мозгу поступает значительно меньше сигналов от органов чувств (с ними меньше общаются, играют и занимаются), обрабатывая которые, мозг развивается. Поэтому почти у всех детей, оказавшихся в учреждениях, наблюдаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, отсутствие мотивации к обучению, формальное усвоение знаний, неспособность использовать их при решении задач, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Эмоциональное и социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

В силу недостаточного интеллектуального развития дети, воспитывающиеся в учреждениях, довольно часто испытывают трудности в понимании мимики окружающих и интерпретируют ее как враждебную. Поэтому в их поведении могут появляться агрессивные реакции, которые окружающим будут казаться беспричинными. Так же у большинства оторванных от родителей детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, ухудшается эмоциональная регуляция.

Другой проблемой, которую часто выделяют у детей, оставшихся без попечения родителей, является неэмоциональное, безразличное отношение ко всему окружающему. Эти дети характеризуются отсутствием эмпатии и интереса к другим людям, что ведет к выраженным нарушениям в межличностных отношениях, мешает социальному развитию.

Социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, воспитывающиеся в семьях, естественным образом идентифицируют себя с родителями, чувствуют свою принадлежность к роду, семейной истории. И это позволяет им формировать одобряемые обществом модели поведения, выполнять положительные социальные роли: ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Дети, оставшиеся без попечения родителей, с трудом осознают свою идентичность, т.е. кто они или чьи они. Они не имеют положительной модели выстраивания отношений в семье, а значит и не знают, как можно эффективно взаимодействовать с окружающими.

Все эти факторы важно учитывать в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, понимать особенности их развития. Но при этом также важно помнить, что развитие каждого ребенка – процесс уникальный. И во многом от ближайших взрослых зависит то, как успешно это развитие будет происходить.

Читайте также:  Положение о оценки индивидуальном развитии ребенка

Евгения Сонина

Источник

Добрый день, дорогие домоседы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – наша тема сегодня. Как это ни прискорбно, но сегодня детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чрезвычайно много и их становится все больше. По проведенной статистике таких деток примерно 700 тысяч человек.

Содержание статьи:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Особенности поведения детей-сирот
  • Особенности воспитания детей-сирот
  • Дети-сироты дошкольного и младшего школьного возраста
  • Эмоциональность детей-сирот
  • Дети-сироты в доме ребенка

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Весьма шокирующее число проистекает в результате нестабильной экономической и политической ситуаций в России. Где значительную часть населения составляют неблагополучные семьи с жилищными проблемами и те, кто попросту не имеет денежных средств на содержание сына или дочери.

Но вместе с тем большое число составляют и те, кого лишили родительских прав по причине аморального образа жизни (алкоголь, наркотики), неспособных должным образом воспитывать сыновей и дочерей. Из чего можно сделать вывод, что сирот при живых родителях гораздо больше, чем действительно осиротевших детей.

Мало того, что такие моменты очень часты, они еще и увеличиваются в геометрической прогрессии.
Разумеется, несовершеннолетних, по какой-либо причине оставшихся без родительской опеки, ставят на учет и затем направляют на попечение государства.

Но и здесь присутствует страшная статистика, где отмечено, что 40% выходцев из детского дома сирот становятся преступниками, также каждый третий превращается в алкоголика и наркомана, 10-ая часть молодых людей кончает жизнь самоубийством, и только 10% впоследствии адаптируются в обществе и ведут нормальную жизнь гражданина РФ.

Особенности поведения детей-сирот

В общем-то, проблема с социальной адаптацией и взаимодействием с внешним миром в частности, далеко не единственная и не основная проблема сирот. Наряду вместе с этим наблюдается ослабление личности.

  • То есть заниженная самооценка;
  • неспособность к самоорганизованности;
  • отсутствие целей;
  • и нарушение эмоциональных проявлений.

Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, спустя некоторое время, становятся очень замкнутыми в себе или, напротив, вспыльчивыми, агрессивными и враждебными к окружающим. У таких деток явное затруднение с выражением потребности внимания к себе.

Они могут кричать, даже драться, выглядеть очень импульсивными и несдержанными. Но это все и указывает на то, что сиротам как никогда необходима забота, поддержка и внимание, пусть и демонстрация происходит таким печальным образом.

Ко всему прочему, несформированность поведения и характера в целом у детей сохраняется во всех возрастных категориях.

Более взрослые воспитанники детского дома профессионально непригодны, поскольку не получили в свое время должное образование и не сумели овладеть навыками, необходимыми для поступления на работу.

Зачастую тех сирот, на ком больше всего отразилось пребывание в приютах и которые имеют открытые проблемы с социумом, приводящие к задержкам формировании личности, клеймят «педагогически запущенными».

Особенности воспитания детей-сирот

Поскольку сиротские дети не получают образовательной программы на должном уровне и внимания к интеллектуальным способностям, у них отмечены:

  • Рассеянность, неспособность сконцентрировать внимание;
  • Слабая память;
  • Отсутствие различных аспектов мышления;
  • Частичное или полное отсутствие познавательного процесса.

Естественным образом такие дети-сироты сильно отстают в рамках школьной программы, за что, как правило, приобретают диагноз «задержка психического развития».

Однако результаты психологических тестов были таковы, что большинство сиротских ребят имеют умственные способности не ниже среднего. Но за счет слабого представления о внешнем мире и отсутствия нормального взаимодействия с обществом, на практике не могут это продемонстрировать, поскольку не имеют внутренних процессов, опирающихся на опыт или на абстрактно-логическое мышление.

Дети-сироты дошкольного и младшего школьного возраста

Больше всего такая проблема зафиксирована у детей, имеющих средний школьный возраст.

Дети-сироты младшего школьного или дошкольного возраста часто неспособны на личностные беседы. То есть, они затрудняются с ответом на простые вопросы: «Что ты любишь? Что тебе интересно? Как ты себя чувствуешь?», поскольку просто теряются перед такими, казалось бы, дружелюбными вопросами.

На основании вышеописанного можно с уверенностью сказать, что на интеллектуальные способности детей-сирот влияет вовсе не наследственность и не нарушение центральной нервной системы, а:

  • педагогическая запущенность,
  • неподходящая атмосфера проживания,
  • отсутствие необходимого внимания со стороны взрослых;
  • отсутствие продуктивных разговоров со взрослыми.

Эмоциональность детей-сирот

Настал черед перейти к эмоционально-волевым аспектам в жизни деток, оставшимся без попечения родителей.

У многих сирот отмечена проблема в восприятии себя и своей роли в мире, также неумение устанавливать контакт с людьми, неадекватная самооценка (как правило, заниженная), отсутствие какой-либо целеустремленности, несамостоятельность, неумение работать в коллективе и порой полное отсутствие к любому сотрудничеству.

Все перечисленное можно наблюдать по множественным признакам:

  • Высокая тревожность;
  • Эмоциональная неуравновешенность (преимущественно негативные эмоции);
  • Психическая подавленность;
  • Высокая чувствительность к различным препятствиям;
  • Уход «в себя»;
  • Депрессия.

Из-за того, что в детстве дети-сироты, находящихся на попечении государства, были лишены положительных эмоций и должного воспитания впоследствии часть из них теряет всяческий интерес к жизни, становятся апатичными, слабовольными, неэмоциональными, предающими гораздо больше значения вещам, нежели чем людям.

Читайте также:  Условные рефлексы в развитии у ребенка

Другая часть, напротив, становится гиперактивной, но в таком случае они подаются в криминал. Существует и другая часть, где выходцы из детского дома любыми способами стараются привлекать к себе внимание, несмотря на общепринятые нормы.

Дети-сироты в доме ребенка

В возрасте до трех, порой и до четырех лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, направляются в дом ребенка затем, непосредственно, в детский дом.

Уже после проживания в первоначальном учреждении закрытого типа существует большая вероятность того, что у малыша возникнет «госпитализм».

Академик В.С.Мухина провела исследование, результаты которого совершенно точно показали что дети, воспитанные в домах ребенка, имеют поведение, свойственное аутисту:

  • нарушение психоречевого развития;
  • отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми;
  • неспособность играть с игрушками;
  • частичная или полная отрешенность от внешнего мира.

Также у деток младшего возраста абсолютно не имеется тяги к познанию, которая так свойственна детям их возраста. Они пассивны, малоподвижны, нередко присутствуют бессмысленные двигательные движения: держание пальца во рту или раскачивание из стороны в сторону.

В целом, дети закрыты от окружающего мира.

Разумеется, дети-сироты точно так же нуждаются в опеке, внимании, заботе и поддержке со стороны окружающих, но проявляется эта нужда несколько неадекватным образом.

Общение у сирот с людьми, конечно же, есть, но оно очень поверхностное, нервозное и скоропалительное, словно малыш торопится.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без опеки и попечительства, приходится тяжело, поскольку им необходима любовь и ласка ничуть не меньше, чем тем, кто воспитывается в полноценных семьях.

Почитайте про воспитание приемного ребенка, почему нужна помощь психолога, особенно в воспитании приемного подростка.

Хорошая статья – любовь к приемным детям и генетика.

Всего вам доброго.

© Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.

Источник

Екатерина Римлянская
Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Особенности развития в дошкольном возрасте

Проблемы детского сада

Каждому человеку, не зависимо от его возрастного этапа нужна семья, ее отсутствие невосполнимо не чем. Дети,которые растут вне семьи: домах малютки, приютах, интернатах – идут по особому пути развития.Сам путь является непростым и формирует:

• Специфический характер

• Специфическое поведение

• Специфические качества личности

Все это отражается на дальнейшем развитии ребёнка и препятствует появлению в нем сильных качеств для дальнейшей успешной социализации. Учитывая такую важность семьи в жизни ребенка, Правительство РФ приняло законы, позволяющие вмещать детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.

Безусловно, тяжело вырвать ребенка из среды «детского дома» и посадить в условия благоприятной семейной системы, но как только происходит вмещение ребенка под опеку, чудесного исцеления травмированной души не происходит, ребенок выделяется поведением и внешним видом. Про таких детей нельзя сказать, что они хуже, чем обычные дети- они просто другие. Так в чем же заключается их разница?

Основной травмирующей причиной является снижение материнской любви для одних и полное ее отсутствие для других, именуемой «Депривация», в следствии которой в раннем возрасте не наступает удовлетворение потребностей. Испытывая материнскую (семейную) депривацию «детдомовцы» получают задержки в развитии:

Эмоциональном – недостаток впечатлений. В обзор малыша попадает потолок и изредка игрушки, только после того как ребенок сможет усаживаться самостоятельно и вставать, он сможет оглядываться по сторонам интерьера. А эмоции радости, любви, настоящей печали- сохраняются в неизвестности из-за отсутствия в жизни материнских рук.

Физическом – такого рода активность сведена до минимума или вообще не поощряется, пространство ограничено. Такие дети до трех лет имеют слаборазвитые мышцы, а единственная активность заключается в сосании пальцев и махании рук.

Интеллектуальном – оторванность от внешнего мира не позволяет расширить кругозор, не возможность сменить обстановку прививает страх общения с другими людьми. Встречаются случаи когда выходя за стены детских учреждений, у детей происходит испуг от механических, электрических приборов; ярких вещей.

Я не хочу утверждать, что в детских домах издеваются над сиротами, или пускают их на самотек серости, не проявляя к ним интерес. Все это объяснимо количеством детей и работников. Воспитатели просто не могут уделить внимание всем детям одновременно, деля его на всех одинаково мало. С точностью было б все по-другому, не попади малыш в детский дом: родители и куча родственников у которых можно было изучать эмоции, сидеть на руках и смотреть в окно.

Реальность такова что даже слезы для сирот теряют ценность, так как остаются незамеченными ни кем.

Дети, перенесшие депривацию в детстве, продолжают испытывать недоверие к миру и на протяжении всей жизни, базисное доверие остается несформированным.

«Есть 8 стадий жизненного цикла, Базисное доверие –формируется на первой стадии, путем общения с матерью, проще говоря «мама рядом значит все в порядке». Тут и начинается пустота, «мамы нет», как бы не шло развитие остальных стадий, западание доверия будет всегда».

Рассмотрим момент, когда в жизни малыша случается чудо, наконец, пусть с небольшим опозданием, приходит приемная «мама»… и начинается другая жизнь с большим количеством событий, где детский сад открывает двери.

Читайте также:  Роль родного языка в развитии личности ребенка шпора

Период адаптации к садику будет непростым, так как за небольшой промежуток времени это будет не первая адаптация к новым условиям, причем ребенку в этом возрасте еще труднее запомнить все навалившиеся правила и лица.Он как будто попадает в космос: все вокруг новое, незнакомое и в общем потоке дети с несформированной привязанностью, теряют маму, не понимают кто она из общего количества теть. Дети по своему опыту знают, как выглядит детское учреждение, и ступая на порог детского сада в головке ребенка возникает картина,знакомая до боли: много детей, узкие коридоры, комнаты с типовыми игрушками, запах еды, одинаковые тарелки, общий туалет, качели за окном, тети в белых халата». Как вы думаете на что это похоже? Конечно это воспоминание о сером и недавно минувшем. О чем ребенок думает входя в детский сад?. «заберут ли меня?»; «Какая теперь мама меня возьмет?».

Не стоит удивляться если территория сада будет вызывать у малыша слезы.

В таком случае стоит облегчить привыкание воспитателя к особенностям нового ребенка, основная задача родителя: не быть замкнутым рассказать о нелегкой судьбе ребенка и его появлении в семье. После разговора работникам станет понятнее как выстраивать работу с новичком и где уделить больше внимания.

Дети с неразборчивой привязанностью (сироты) могут подходить к любым взрослым пришедшими за своими детьми, обниматься с ними и усаживаться к ним на руки. Конечно этот факт не будет означать что дома малыша обижают,не дают ласки и тепла: все это есть, но конкуренция за «родительство» будет сохраняться в условиях двойной адаптации длительный срок. Воспитатель группы на прямую в восприятии таких детей является мамой.

Странное поведение таких малышей еще не все что может ожидать педагога, новые условия размоют все имеющиеся навыки (ненадолго проявится стресс): драчливость, отказ от еды, потеря сна, энурез, непредсказуемое справление нужды, крайняя заторможенность.

Общие особенности детей дошкольного возраста (в следствии депривации):

— Имеет плохой аппетит

— Малый вес

— Плохой сон

— Ряд заболеваний

— Менее капризны и плаксивы

— Менее разговорчивы (ОНР)

— Редко выходят на контакт по своей инициативе с другими ребятами.

Не стоит торопиться готовить такого малыша к школе, обучение не будет успешным, по причине не заполненного умения играть — ведь это является ведущей деятельностью до 7 лет. В данном случае сложно назвать игровую деятельность — ведущей, ведь было лишь ее частичное присутствие. Школьная зрелость не наступает.

«Школьная зрелость– процесс созревания мозговых структур, которые отвечают за возможность обучаться в школе, признаком которой является способность детей выстраивать игровой сюжет.

И здесь можно вспомнить нахождение в кроватке лежа, глаза в потолок…. и серые игрушки детского дома, что все это даст возможность вывода о умении играть.»

Интеллектуальные особенности детей- сирот:

Неспособность на длительное время сосредоточится на своих действиях, переключается на попадающиеся предметы.

Использование увлеченного предмета в абсурдных неприемлемых целях.

Способность выполнения действий, одобряемых взрослым, но не иметь личного целеполагания.

Способность к сотрудничеству со сверстниками не наблюдается.

Вовремя чтения ему книги, не проявляет познавательной активности, не задает вопросов.

Через 5-7 минут беседы отвлекается.

Боязнь самостоятельных действий.

Отсутствие бережливости вещи

Безусловно тяжело уделять ребенку внимание при наполняемости групп детского сада. К взаимодействию целесообразнее будет позвать узких специалистов, где на индивидуальных занятиях у ребенка будут восполняться пробелы – такая работа принесет свои плоды, поможет малютке вступить на тропу «первоклассника».

Встречаясь с такого рода проблемами, родители и педагоги дошкольных учреждений испытывают разочарование. Главное помнить, что это ребенок, которому нужно помочь, не ждать чудес, а добросовестно работать в нужном направлении, не оскорблять и не сравнивать его с другими детьми, только с его вчерашними достижениями и его сегодняшними, не забывая о поощрении. Используйте в учебной деятельности упражнения по развитиюпонятийного мышления:Задачи на классификацию: «Четвертый лишний», «Матрица» «Лабиринт».Такие занятия могут научить детей: геометрическим фигурам, размерам, цветам, признакам, обобщению и не будут грустно и навязчиво выглядеть, сохраняя игровой момент. Рисование- это особый путь познания человека и окружающего мира – рисунок дает возможность наглядно закреплять информацию и ощущать ребенку свое тело. А если родители принимают в дар его творение, это еще больше стимулирует малыша к труду.

Отставание малыша, оставшегося без попечения родителей, от общей группы в детском саду, будет заметно только на первых парах, потому что в начале своего жизненного пути он был занят выживанием, а не развитием и познанием мира.

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003

2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 1991

3. Большой психологический словарь/ Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПБ,-М., 2003.

4. Прихожан А. М. Толстых Н. Н.Психология сиротства: научный контекст, исследование проблемы 2005

Источник