Развитие ребенка 6 лет через оригами
Оригами в развитии ребенка дошкольного возраста.
Оригами – старинное искусство складывания из бумажных квадратов различных фигурок: животных, птиц, цветов, машин и др. предметов. В последние годы интерес к оригами сильно вырос. Это не удивительно, ведь складывание не только занимательный и интересный, но и чрезвычайно полезный процесс, особенно для детей дошкольников: занятия оригами помогают улучшить двигательные возможности руки и тем самым подготовить ее к овладению техникой письма.
Несколько слов об истории оригами.
Понятие оригами пришло из японского языка. Японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном смысле оно означает «сложенная бумага». Японцы понимают оригами как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание и складывание листа.
Искусством оригами японцы начали заниматься очень давно. Оно появилось практически вслед за изобретением бумаги. Первоначально оригами имело храмовое обрядовое значение. Древние японцы придавали бумаге магическое значение. Они считали, что рвать лист – это большой грех. Поэтому любые поделки выполнялись только из целого листа бумаги. Бумагу запрещалось надрезать, а тем более рвать.
Храмовым, обрядовым мастерством оригами оставалось очень длительное время. Это продолжалось до тех пор, пока производство бумаги оставалось засекреченным, и она была очень дорогим и редким материалом.
Истинно народным искусством оригами стало лишь в начале XII века. Производство бумаги значительно расширилось, и она стала более доступна широкому кругу людей.
Но первоначально бумажные фигурки и поделки оставались предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или традиционных обрядов.
Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек , мог развернуть его, не испортив. На внутренней стороне такого листа писались секретные сообщения.
К началу XIV века мода на оригами захватила жителей стран востока настолько, что почти каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности.
В XIX веке, когда бумагу научились производить многие европейские страны, оригами стало очень модным среди европейских аристократов. Чуть ли не каждая семья имела свои секреты бумажного искусства, которые передавались из поколения в поколение.
Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально считалась родиной этого искусства. Именно здесь были изобретены все классические модели, которые используются по всему миру и по сей день.
На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX веке одними их первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».
Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят русского писателя Льва Толстого.
В прошлом веке оригами стало настолько популярным, что повсюду стали создаваться клубы и общества оригамистов. Новая волна увлечения древним японским искусством охватила мир после окончания Второй мировой войны. Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акире Йошизаве. Именно он посвятил себя восстановлению утраченного в ходе войны и изобретению нового в искусстве оригами. Он зафиксировал и отразил в точных чертежах все свои знания и опыт, разработал условные знаки и обозначения оригами, которыми и в настоящее время пользуются оригамисты во всем мире.
Значение оригами для развития ребенка-дошкольника.
Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств личности огромно. Большинство педагогов уверены, что оригами необходимо для полноценного развития ребенка, так как оригами:
— учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.
— развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук.
— стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
— знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.
— формирует предметные представления: при складывании фигурок животных или растений дети учатся находить характерные особенности и детали того или иного цветка, птицы, животного.
— развивает глазомер, зрительно-моторную координацию.
— развивает восприятие цвета, формы, размера.
— развивает абстрактное и образное мышление, пространственное воображение.
— развивает аналитико-конструктивное мышление.
— учит ориентироваться на плоскости листа бумаги.
— развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
— способствует концентрации внимания и усидчивости, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
— способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей
— совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.
— способствует формированию добрых чувств к близким и дает возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.
— влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
— позволяет детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные способности.
Особое внимание надо обратить на то, что занятия оригами в первую очередь направлены на развитие тонкой моторики, а тесная связь работы пальцев рук и развития умственных способностей и речи хорошо известна и описана в педагогической и медицинской литературе.
Оригами это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Медики утверждают, что занятия оригами влияют на психическое состояние ребенка, приводя его в здоровое равновесие; у детей снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе обучения искусству оригами.
Оригами – очень полезный процесс для растущего детского организма, для гармоничного формирования личности, и вместе с этим, увлекательное занятие.
Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Общие рекомендации.
Несомненно, что самым сложным в исполнении и требующим немало терпения и времени является оригами традиционное, когда фигуры выполняются древним способом – сгибанием квадрата без помощи ножниц и клея.
Многие народы стран Запада все чаще используют аналитический способ оригами. Он состоит в том, что поделку выполняют из двух или нескольких одинаковых частей.
Сейчас все чаще можно встретить выражение «кирикоми оригами» — это ни что иное, как оригами с применением ножниц.
Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.
Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, преобразует одну форму в другую. У детей формируются понятия «сторона», «угол», « вершина» и др.
При складывании педагог может сообщать детям информацию экологического характера, если это фигурки животных, птиц или цветов.
Занятия по складыванию фигурок оригами лучше проводить в соответствии с запланированной деятельностью по развитию речи, формированию целостной картины мира.
Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги, познакомиться с условными обозначениями, основными приемами складывания (См. Приложение ) и базовыми формами (См. Приложение ), которыми пользуются оригамисты всего мира, овладеть складыванием классических моделей. Умение складывать базовые формы позволит быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.
Чтобы заинтересовать детей, начать нужно с самого простого, чтобы пониманию ребенка было доступно то, что он делает и технически выполнимо (См. «Конспект совместной деятельности на тему «Волшебный квадратик»)
Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в 2-х экземплярах (один – в собранном виде, с дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом).
Начинать обучение складыванию нужно с рассматривания образца, дальнейшего показа приемов складывания по пунктам, затем складывание выполняется поэтапно: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго приема – выполнение детьми и т. д. Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.
Когда дети освоят некоторые приемы и терминологию, складывать можно по поэтапному словесному указанию педагога. В дальнейшем дети могут выполнять складывание по пооперационным картам-схемам самостоятельно.
Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие. При проведении занятий целесообразно использовать стихи, пословицы, поговорки, потешки. При проявлении детьми усталости необходимо сделать пальчиковую гимнастику, сопровождая ее стихами.
С готовыми поделками можно поиграть, подарить их или разыграть сценки из любимых сказок. А также можно использовать их для создания коллективных сюжетно-тематических композиций.
Оригинальность композиций достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, выполненные в технике оригами, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создается нужная обстановка, среда обитания: зоопарк, озеро, грачи на дереве, море и др. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях композиции (ближе, выше, ниже, рядом).
Материалы и инструменты, необходимые для занятий оригами.
Главный и основной материал для оригами – это бумага. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть упругой, чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны.
Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности.
Для склеивания модулей или приклеивания поделок для создания сюжетной композиции следует приготовить кисточки разных размеров и клей ПВА.
Некоторые поделки необходимо дорисовать: глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д., для этого нужны карандаши или фломастеры.
Общие правила при обучении технике оригами.
1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
6. Линии сгиба изделия должны тщательно проглаживаться.
7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
.
Литература:
1. С. Афонькин, Е. Афонькина «Оригами. Бумажный зоопарк» СПб, Литера, 2005
2. И. Богатова «Оригами», Москва, 2008
3. Н. Острун, А. Лев «Оригами. Динамические модели» Москва, Айрис-пресс, 2006
4. С. Соколова «Школа оригами», Москва, Эксмо, 2007
5. С. Соколова «Сказка оригами», Москва, Эксмо, 2007
6. С. Соколова «Оригами для дошкольников», СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
7. Т. Сержантова «366 моделей оригами», М, Айрис-пресс», 2007
8. Т. Сержантова «Оригами для всей семьи», М, Айрис-пресс, 2007
9. О. Щеглова «Новая книга оригами», М, ИД РИПОЛ КЛАССИК, 2007.
Приложение
Сгиб на себя – складка «долина». Сгиб от себя – складка «гора».
«Карманная» складка. Раскрыть.
Увеличенный рисунок. Перевернуть на другую сторону.
Перевернуть лист. Складка «зигзаг».
Надрез. Сложить гармошкой.
Приложение
Двойной треугольник Простой треугольник
Двойной квадрат Воздушный змей
Конспект совместной деятельности на тему «Волшебный квадратик».
Цель: заинтересовать детей, пробудить желание к работе с бумагой в стиле оригами.
Задачи:
— учить складывать квадрат по диагонали.
— учить четко следовать инструкциям педагога.
— развивать воображение.
— воспитывать аккуратность в работе;
Материал к занятию: «волшебный» квадратик-образец (Приложение ), различные поделки выполненный в стиле оригами, пооперационная карта (Приложение ), на каждого ребёнка 3 квадрата разной величины зелёного цвета, ножницы, клей ПВА.
Ход занятия:
Педагог показывает «волшебный» квадратик (Приложение ), и говорит от его имени:
— Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Квадратик. Я квадратик не простой. Все меня называют чудесным и даже волшебным. А знаете почему? Потому что я умею творить чудеса, могу совершать разные превращения. Вот красивая бабочка – это я. А вот смешной лягушонок – это тоже я. Я могу стать самолётиком, рыбкой, сумочкой, корабликом, шапочкой, мотыльком (рассказ сопровождается показом фигурок, выполненных в стиле оригами). Всего не перечислить.
И ещё я хочу вам сказать, что очень люблю ходить в гости и показывать фокусы девочкам и мальчикам. Знаете, ребята, любая девочка и мальчик может стать волшебником и научиться превращать на вид простой бумажный квадрат в любую фигурку. Но для этого нужно стараться и быть очень внимательным.
Мне всегда хочется узнать как можно больше о том, в кого или во что я превращаюсь. Я очень люблю сказки, стихи, загадки и обязательно расскажу вам. И так, в добрый путь.
Педагог:
– Ребята, вы захотели стать волшебниками вместе с нашим квадратиком? Назовите, пожалуйста, самый весёлый зимний праздник (ответы детей.) Правильно, Новый год. Но какой новогодний праздник без ёлки? Давайте попробуем превратить «волшебные» квадраты вот в такие симпатичные ёлочки, как эта (показ готовой поделки.)
Педагог объясняет последовательность изготовления, используя пооперационную карту. Дети повторяют его действия. После того, как детьми сделаны ёлочки, можно предложить украсить их, используя обрезки.
Итог занятия:
Скоро, скоро Новый год!
Он торопится, идёт!
Постучится в двери к нам:
«Дети, здравствуйте, я к вам!»
Праздник мы встречаем,
Ёлку наряжаем –
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки…
Приложение
Пооперационная карта
Источник
Анастасия Ивановна
Опыт работы «Техника оригами как средство развития детского художественного творчества детей 5–7 лет»
«Техника оригами как средство развития детского художественного творчества детей 5-7 лет»
Актуальность.
Каждый ребенок талантлив, нужно увидеть этот талант, развить его и приумножить. Это одна из задач, которая стоит перед педагогами, чтобы ребенок проявлял интерес к творчеству, осознавал, что он тоже может сделать своими руками красивые вещи. Как успешно развить его способности, во многом зависит от педагога. Передо мной, как педагогом,встает вопрос: как организовать работу с детьми так, чтобы дать возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир творчества, проявлять и реализовывать свои способности, как сделать занятия более интересными, плодотворными. Способности у всех разные, видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия педагога. Поэтому я превращаю свои занятия в совместную творческую деятельность с детьми.
Работа в технике «оригами»— это доступное и увлекательное для детей занятие. За короткое время они могут научиться превращать такой доступный материал как бумага, в удивительные изделия.
Систематические занятия в технике оригами, способствуют развитию художественного вкуса и логики, конструктивного мышления, творческого воображения, концентрации внимания, заставляют сосредоточиться на процессе изготовления и получения желаемого результата. На занятиях по оригами я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека.
Отечественные педагоги (Л. В. Куцакова, С. Афонькин, Т. И. Тарабарина, Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р. Хабарин, Э. Кеннвейн, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качества у детей.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, З. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
В настоящее время доказано (Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумаков, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания, словесных (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
– Оригами успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии.
– Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психологического состояния.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаге. Занятия влияют на формирование самостоятельности.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.
Цель.
Формирование интереса к прикладному творчеству при обучении технике оригами детей 5-7 лет.
Образовательные задачи.
Обучающие
-Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный и квадратный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях.
-Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами и выразительность создаваемого образа.
Развивающие
-Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания.
-Развивать мышление, воображение, память, мелкую моторику рук.
-Развивать интерес к технике оригами через игру.
-Продолжать развивать коллективное творчество.
Воспитательные
-Воспитывать желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
-Воспитывать интерес и желание выполнять поделки в технике оригами.
Содержание опыта работы.
Работу по знакомству детей с техникой оригами строю на основе перспективного планирования, который разработан для детей 5-6 лет и для детей 6-7 лет. Образовательную деятельность осуществляю в соответствии ФГОС с основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО, разработанная с учетом содержания примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Использую методические рекомендации Соколова С. В. «Оригами для дошкольников» методическое пособие для воспитателей, Сержантова Т. Б. «366 моделей оригами», Агапова И. Давыдова М. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона».
Основной формой обучения технике оригами является совместная деятельность педагога и детей, в процессе которой решаются воспитательные, обучающие развивающие задачи.
На начальном этапе в старшей группе познакомила детей со свойствами бумаги, различными базовыми формами и схемами выполнения базовых форм. Название базовых форм закрепляется изготовлением различных поделок.
При обучении детей оригами использую ассоциации. Начиная с освоения базовых форм, сами названия которых похожи на реальные предметы. Например, базовая форма книжка. Нужно только сложить бумагу пополам, открыть и написать или нарисовать в ней. Детям уже интересно создавать что-то своими руками.
Для того чтобы получить базовую форму дверь, можно воспользоваться сказкой, где стороны листа хотят стать друзьями. Что им нужно встретиться на реке (на лини сгиба).
Образовательная деятельность строится на наглядном материале и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной поделки.
Учитывая, что конструирование в технике оригами – довольно кропотливый труд, я применяла различные методы и приемы. Объяснение начинала с загадки, вносила готовую модель поделки, проводила дидактические игры.При проведении продуктивной деятельности использовала: потешки, стихи, поговорки.
При знакомстве с новыми приёмами складывания образовательную деятельность проводила с использованием художественного приема. Объясняю детям, что когда два уголка и стороны листа соединяются, они оказываются «друзьями», перегибание листа приводит «к дружбе или расставанию». Углы «путешествуют в горы» (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба). Новый материал запоминается увлекательно и легко, так как объединен одной логичной и образной историей.
При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу.
Уже с первых занятий стало ясно, что дети 5 лет могут выполнить несложные задания. Аккуратно сложить квадрат пополам или по диагонали.
На первых занятиях мы познакомились с базовыми формами треугольник, книжка и дверь. Затем для них я поставила вопрос «Что же может получиться из трех базовых форм?». Ответ был единым — дом. После выполнения работы я предложила оформить коллективную картину «Улица нашего села», которую мы оформили в холле детского сада.
Далее подбирая поделки по возрасту, мы с детьми изготовили собачку и кошку. Здесь я использовали загадки. Для детей была представлена схема и образец. Поэтапно вместе со мной дети следили за схемой, что развивает мышление и память, складывали квадратный лист бумаги по диагонали, сгибали уголки бумаги вниз, вверх. В работе дети использовали карандаши фломастеры, для рисования глаз, носа и рта животных. Раскрашивали, чтобы придать нужный окрас для собачки и кошки.
Детей 6-7 лет знакомила с поэтапными схемами выполнения работ. Т. е. частично переходили на самостоятельное выполнение поделок. При этом взрослый оказывает индивидуальную помощь. Проводится коллективное выполнение поделок, организуются выставка коллективных композиций.
До начала работы с бумагой провожу пальчиковые гимнастики. Поглаживание, сгибание пальчиков. Это полезно и эффективно.
Перед очередным занятием готовлю образцы фигурок, поэтапную схему выполнения работы, материалы для складирования,необходимый каждому ребенку: бумагу определенного цвета, формы, размера, клей, карандаши фломастеры.
Главным моментом в работе с детьми старшего дошкольного возраст является положительное эмоциональное состояние, радость детей от изготовления поделки и от полученного результата.
В работе по изготовлению поделок в технике оригами, стараюсь выполнять с детьми поделки, подходящие времени года. Например, чтобы украсить вход в раздевалку, детям предложила сконструировать осенний кленовый венок. Для начала была беседа про дерево «Клён», так как не все дети имеют представление об этом дереве. Работа велась по подгруппам, для закрепления дружеских отношений, для взаимопомощи друг другу. На этом занятии мы познакомились с базовой формой «воздушный змей». Дети немного затруднялись в выполнении базовой формы «воздушный змей», но интерес и старательность помогли преодолеть трудности. Схема работы была «объемная» (из готовой бумаги и частей поделки, которую я расположила на доске. Совместно с детьми мы обговорили каждый шаг и приступили к изготовлению листьев. По окончании мы соединили листы и украсили вход в раздевалку.
Дети очень любят изготавливать подарки для родителей. Перед праздником «День матери» изучив литературу, прочитав стихи о маме, с детьми 5-6 лет мы начали изготавливать поздравительные открытки «Тюльпаны». Работа шла по подгруппам несколько дней. Для детей была представлена готовая схема и образец. Перед детьми были готовые квадратные листы бумаги. Цвет бумаги дети выбирали самостоятельно. Складывали бумагу пополам, чтобы получить «треугольник», снова складывали теперь уже треугольник, соединив уголок с уголком. Это действие нужно только для того, чтобы определился сгиб, раскрывали получившийся треугольник, тянули правый уголок вверх, противоположно левому уголку и тянули левый уголок внахлёст на правый уголок. Стебель конструировали также из базовой формы «треугольник», сгибали один из уголков вверх, для листа. Так у нас получились очень красивые и нежные открытки. Дети очень старательно и с интересом конструировали из бумаги цветы.
Так же с детьми 6-7 лет мы изготовили поздравительные открытки для мам «Открытка с сюрпризом». Продуктивная деятельность длилась несколько дней. Для каждого воспитанника я подготовила картон, они выбирали понравившийся цвет.Так же подготовила материал для открытки: разноцветные квадратные листы бумаги, разноцветные полоски бумаги, зелёные листы бумаги, красные бумажные сердечки и готовые образцы открыток. Дети самостоятельно выбирали подходящий для них вариант открытки. Детей я разделила на 2 подгруппы, так как обьем работы большой и вариантов открыток было два. Сначала мы складывали картон по — полам, чтобы получить открывающую открытку. С этой задачей ребята справились хорошо. С первой подгруппой мы складывали лепестки цветов, где базовой формой являлся «воздушный змей». Дети немножко затруднялись в сгибании сторон к линии сгиба, так квадратные листы были маленьких размеров. Следующим шагом было вырезание листочков и стебля цветка. Здесь дети работу выполняли самостоятельно. Они складывали прямоугольный лист пополам и срезали углы, чтобы получить лист. Сюрпризом открытки было объемное сердечко, которое мы склеивали из трёх частей и вклеивали в середину открытки. Далее дети писали поздравительные слова для своих мам, рисовали цветы, узоры. Со второй подгруппой лепестки состояли из полосок, которые они склеивали только концами. Количество лепестков было не меньше 6-7. Далее работа проводилась так же, как и с первой подгруппой. Дети очень серьезно отнеслись к изготовлению поздравительных открыток. После завершившейся работы, они каждый день любовались своими работами, ведь самый лучший подарок для мамы, это то, что сделано руками его ребенка.
Одна из главных развивающих задач, развивать интерес к технике оригами – это игра.
Дети очень любят играть. И для этого мы смастерили самолёты. Дети с большим интересом создавали поделку, зная, что по окончанию они будут просто играть. Совместно мы придумали игру «Чей самолёт дальше улетит».
Похожую игру мы проводили с корабликами, которую мы сделали только с мальчиками. Мальчики были счастливы, что могут сконструировать транспорт из обычной бумаги. Один мальчик каждый день просил с ним посидеть и помочь сконструировать кораблик. (18)Здесь мы использовали дыхательное упражнение «Чей кораблик быстрее проплывёт до берега». Перед детьми стояла задача, сдуть корабль до конца стола, не помогая руками. Воспитанникам было очень весело, поэтому игра продолжалась долго.
Девочки в это время изготавливали кошельки, которые мы использовали в сюжетно – ролевой игре «Магазин». Девочки сами нарезали круги, которые использовали вместо монет и бумажные деньги.
В конструктивной деятельности мы не просто сгибали бумагу и разрисовывали её, но и использовали ножницы, для получения нужной формы. Например, коллективная работа «Аквариум с рыбками». Квадратный лист бумаги сгибали 2 раза по диагонали, чётко сглаживали сгибы, вгибали противоположные треугольники внутрь, используя приём «мышка в норке», сформировали базовую фигуру — двойной треугольник. Помощь понадобилась каждому ребенку. Знакомимся с новой сложной базовой формой. Загибали углы верхнего треугольника внахлёст друг на друга, переворачивали, фломастерами рисовали рот, глазки, чешую. Для получения хвоста рыбки, дети отрезали часть бумаги ножницами.
К новому Году мы оформили коллективную открытку «Снегири и синички». С детьми заранее провела беседу на тему «Зимующие птицы», в которой закреплялись знания о зимующих птицах нашего края и их образе жизни. В работу включились только девочки. Детям был представлен рисунок, на котором была изображена ветка с кормушкой и с одной синицей. Для них задавала проблемные вопросы. «Что изображено?», «Для кого и кто делает кормушки?», «Почему синичка одна?», «Кто друзья синички», «Чем мы можем ей помочь?». Воспитанники сами выбрали,какую птицу будут конструировать: снегиря или синичку, выбрали подходящую по цвету бумагу. Сложность сгибания была в том,что основа состояла из двух частей: черной, красной или синей и желтой квадратной бумаги. Общее решение было склеить обе части. Трудности возникли в конструировании клюва птиц, но после подробного объяснения девочки справились. Птиц девочки приклеивали на приготовленную им открытку. На следующий день совместно с мальчиками и девочками мы украсили открытку мишурой, с помощью стиплера и украсили холл детского сада, для участия в выставке «Новогодняя открытка».
В продуктивной деятельности по технике оригами дети освоили способы конструирования поделок, основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы;приемы складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник книжка, дверь, воздушный змей. Работа по освоению техники оригами не закончена, она продолжается.
Источник