Развитие ребенка 5 лет венгер

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Методика «Узнавание фигур»
Используется для определения уровня развития, объёма и особенностей зрительной образной памяти.
В качестве стимульного материала используются 2 листа с изображением различных незамкнутых фигур, размер которых составлял 2 см. На первом листе изображены 9 фигур, на втором – 15, 9 из которых были представлены на первой карточке. Предъявляемые изображения сгруппированы по следующим признакам:
1) изображения, похожие на игрушки или знакомые предметы;
2) изображения, похожие на геометрические фигуры;
3) абстрактные изображения.
Ребенку предъявлялся первый лист в течение 30 секунд с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убирается, а испытуемому сразу же предъявлялся второй лист. Во втором рисунке ребёнок должен найти фигуры, изображенные на первой карточке.
Обработка результатов осуществляется на основании следующих критериев:
1) количество правильно запомненных фигур;
2) время, затраченное на поиск фигур на втором листе;
3) принятие и усвоение мнемической задачи;
4) использование ребенком мнемических приемов.
С учетом данных показателей присваивался определенный уровень развития зрительной образной памяти:
высокий уровень – ребёнок узнает 9 – 7 изображений за 45 – 55 секунд, принимает, усваивает и удерживает мнемическую задачу в течение всей деятельности, пользуется такими мнемическими приёмами как смысловая группировка, вербализация (открытая/ внутренняя), ассоциации (по сходству, по противоположности).
средний уровень – узнаёт 6 – 4 изображения за 65 – 75 секунд, принимает, усваивает мнемическую задачу, но не удерживает её до конца выполнения задания, пользуется таким мнемическим приёмом запоминания как вербализация (открытая / внутренняя).
низкий уровень– ребёнок узнает 3 – 0 изображений за 90 секунд и более, в редких случаях принимает мнемическую задачу или не принимает её вообще, не использует мнемические приёмы.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ
Для проведения обследования предлагаются следующие задания
РАССКАЖИ
(серия сюжетных картинок «Утро мальчика»). Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно-образного мышления).
Оборудование:
четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из каждодневного опыта.
На первой картинке -мальчик, проснувшись, сидит на постели, недалеко от него лежит его одежда; на второй -он умывается; на третьей -сидит на стуле и одевается; на четвертой -одетый мальчик сидит за столом и завтракает.
Проведение обследования:
перед ребенком в случайной последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал сначала, что потом, чем завершились его действия».
Обучение:
если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, то взрослый показывает их и говорит: «Вот первая картинка. Утро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случае затруднений взрослый кладет верно и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?»
Оценка действий ребенка:
принятие и понимание задания; умения понять временную последовательность событий; объяснить сущность изображенного события.
Результаты
1—ребенок не принимает задание; не воспринимает изображенный на картинках сюжет.
2—ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию картинок как
единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в
единый сюжет во временной последовательности.
3 —ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно;
ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает
понимать единый сюжет; может рассказать о событии.
4 — ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки,
четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них
ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (лесенка).
Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.
Оборудование:
двадцать плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования:
ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. Еслиу него отмечаются затруднения, то задание предлагают выполнить по образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение.
Обучение:
взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как он это делает, затем ребенок должен построить такую же лесенку самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
принятие и понимание условий задания, способы выполнения
-по памяти, по образцу, после обучения
-по показу.
Результаты
1 —ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.
2 —ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает
палочки без учета образца; не может построить не только по памяти, но и по образцу; выполняет задание на основе показа или воспроизводит только
элементы лесенки.
3 —ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить
не может; после повторного показа самостоятельно выполняет задание по
образцу.
4 —ребенок принимает и понимает задание; умеет воспроизвести
конструкцию по памяти.
СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из четырех частей).
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.
Оборудование:
две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четыре части по диагонали.
Проведение обследования:
взрослый дает ребенку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение:
в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый сначала показывает целую картинку, а затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить
задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
Результаты
1 —ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.
2 —ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает
картинки без учета целостного восприятия предметного изображения; в
процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.
3 —ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить
его не может; после обучения самостоятельно складывает картинку.
4 —ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с
заданием.
НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА.
Задание направлено на выяснение уровня сформированности и представлений о временах года (развитие наглядно-образного мышления).
Оборудование:
сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.
Проведение обследования:
перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят: «Покажи, где зима (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т. д. В случаях затруднений проводится обучение.
Обучение:
перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух
времен года —лета и зимы и задают ему уточняющие вопросы: «Что
бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где
изображено лето».
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень
сформированности временных представлений; умение объяснить свой выбор.
Результаты
1 —ребенок не понимает цели задания; перекладывает картинки.
2—ребенок принимает задание, но не соотносит изображения времен года с
их названиями; после обучения может выделить картинки с изображением
только двух времен года —зимы и лета.
3 —ребенок принимает задание; уверенно и самостоятельно соотносит изображения только двух времен года с их названиями —зимы и лета.
4 —ребенок принимает задание; уверенно соотносит изображения всех
времен года сих названиями; может объяснить выбор определенного
времени года.
Источник
При диагностике познавательного развития детей 4,5-7 лет одним из наиболее адекватных является тест «Самое непохожее», разработанный Л.А. Венгером. Этот тест носит комплексный характер и позволяет изучить не только мышление, но и восприятие детей.
Стимульный материал
8 геометрических фигур разной формы, цвета и размера, из них: 2 синих круга (большой и маленький), 2 красных круга (большой и маленький), 2 синих квадрата (большой и маленький) и 2 красных квадрата (большой и маленький). В приложении фигурки, соответственно, черные и незакрашенные.
Инструкция
Посмотри на эти фигурки. Чем они отличаются друг от друга? А теперь выбери из этих фигурок одну, которая бы ничем не была похожа на выбранную мной (взрослый берет одну из фигурок и выкладывает перед ребенком), вспомни, что выбранная тобой фигурка не должна походить на мою ни формой, ни цветом, ни размером (для детей 4,5-5,5 лет). Посмотри на эти фигурки. Я выкладываю перед тобой одну из них, а ты должен найти другую, которая ничем не походит на выбранную мной (для детей 5,5-7 лет).
Проведение теста
В начале работы все восемь фигурок раскладывают на столе в один ряд. Во время беседы дети могут брать их в руки, раскладывать по форме, цвету или размеру. Затем их снова в произвольном порядке выкладывают в один ряд, из которого взрослый вынимает одну фигурку, кладет ее на стол перед ребенком и просит положить рядом самую непохожую из оставшихся фигур. В том случае, если ребенок 4-5 лет затрудняется в выделении всех трех отличий (параметров) этих фигурок, ему можно помочь, подсказав: «Обрати внимание на размер (или цвет) фигурок». Если дети находят неправильную фигурку, им надо помочь, подсказав, чем эта фигура схожа с выбранной взрослым. Если вы, например, выбрали маленький синий квадрат, а ребенок выбрал большой синий крут, ребенку можно сказать: «Молодец, действительно твоя фигура большая, а моя — маленькая, это круг, а у меня — квадрат. Но не и. я просила, чтобы они ничем не были похожи, а у тебя они одного цвета. Давай положим эту фигурку на место, и ты найдешь другую, самую непохожую». Таким образом вы не только указываете на ошибку, допущенную ре-ос и ком, но и подчеркиваете еще раз, какие параметры необходимо учитывать при выборе нужной фигуры. Такое объяснение при ошибке можно дать детям любого возраста. Помощь можно оказывать два раза, но если ребенок не справился с заданием даже после ваших объяснений, тестирование прерывают. Если ребенок правильно выбрал фигурку, задание повторяют еще раз, чтобы убедиться в том, что правильный выбор был не случаен. В конце Тестирования ребенка просят объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру.
Анализ результатов
При оценке деятельности детей 4,5-5,5 лет можно считать правильным ответ, основанный на учете двух параметров из трех.
Нормально и то, что дети, отвечая на вопрос об отличии фигур, могут сказать, что разница в том, что одни из них синие, а другие — красные, одни большие, а другие — маленькие, одни круглые, а другие — квадратные (вместо того, чтобы сказать: они отличаются формой, цветом и величиной, что является нормой для детей 6-7 лет).
Дети 6-7 лет должны эти параметры вычленить «про себя», без вашей просьбы и обсуждения, которое начинается только в том случае, если они неправильно выбирают фигуру, так как в норме уже с 5,5 лет дети должны ориентироваться на все три параметра при выборе непохожей фигурки. В случае ошибки им необходима такая же помощь, как и младшим детям.
Большое значение в любом возрасте имеет реакция ребенка на помощь, так как обучаемость (то есть умение решить задачу сразу после объяснения взрослого) зависит от способностей. Способные, хотя и плохо обученные дети могут с помощью взрослого полностью решить задачу даже в 4,5-5 лет, в то время как малоспособные дети нуждаются в неоднократном повторении для того, чтобы правильно выбрать фигуру даже в 6-7 лет. Необходимо помнить о том, что и в этом случае обучение служит не только диагностикой, но и коррекцией познавательных способностей детей.
Источник
С книгой «Готов ли ваш ребенок к школе?» Л. А. Венгер, А. Л. Венгер можно ознакомиться на следующей странице.
Аннотация к книге:
Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?
Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.
Разница между дошкольником и школьником — не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям — взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.
Прежде всего это касается соотношения между дошкольными и школьными видами деятельности, то есть между игрой (а также продуктивными видами деятельности) и учением. Соотношение это очень не простое.
Основной вид детской игры — совместная сюжетно-ролевая игра — основан на добровольном объединении детей, на свободном полете их фантазии, он не терпит регламентации со стороны взрослых. Учение в его школьной форме — обязательная деятельность, требующая последовательных рассуждений в рамках заданных правил и строгого руководства взрослого.
Не менее важно для подготовки детей к систематическому обучению и то, что сюжетно-ролевая игра развивает умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого. И это — не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ребенка в классный коллектив, но и формирование важной стороны мышления: способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу рождается из обсуждения их с другими людьми, которое показывает ребенку, что по каждому вопросу могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать возможную точку зрения другого. Многие психологи утверждают, что рассуждение — это спор с самим собой.
Сюжетно-ролевая игра необходима ребенку на всем протяжении седьмого года жизни, в каких бы условиях он ни воспитывался. Она продолжает существовать и развиваться наряду с учением, исподволь подготавливая коренной сдвиг в отношении ребенка к окружающим и к самому себе, стремление заниматься серьезной деятельностью.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. От пяти до семи
Марцинковская Т. Д. Психологическая готовность к школе. Что это такое? 4 Хочет ли ребенок в школу? 5
Нужно ли уметь читать? 7
Умеет ли ребенок слушать? 9
Слышит ли рука глаз? 10
Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником? 11
Как «измерить» готовность к школе 27
После проверки 43 Сделай сам 55
Больше, меньше, поровну 62
Марцинковская Т. Д. Ох уж этот телевизор! 71
Ваш друг компьютер 74
Вреден ли компьютер нашим детям? 74
Компьютер, верни Сашу! 75
«Уход», но почему? 76
Этот сказочный компьютерный мир 78
Компьютер в роли учителя 78
Компьютер-тренер 80
А может, он все-таки волшебная палочка? 81
Компьютер и готовность к школе 82
Виды компьютерных игр 84
Компьютер — это и ваше будущее 87
Последние советы 88
Часть II. Венгер А. Л. «Трудные» дети
Неблагоприятные варианты развития 93
Родители просят совета 105
История о мальчике, который не умел говорить 106
Почему Мишу не отдали в школу 115
Илья и точные науки 124
Мальчик, умевший считать до ста 139
Лена и Ленины родители 144
Марина 156
Первая встреча 157
Начало занятий 165
Достижения и неудачи 173
Послесловие 188
P.S.
Рекомендуем:
— В каком возрасте отдать ребенка в школу? Пора ли в школу?
— Готов ли ваш ребенок к школе ?
Аннотация к книге «Готов ли ваш ребенок к школе?. Книга тестов для детей 6-7 лет»: Книга представляет собой сборник тестов, которые часто используются при тестировании детей перед поступлением в школу. С помощью этих тестов родители смогут проверить, готов ли их ребенок овладению письмом, хорошо ли он читает, достаточно ли развиты у него математические представления, память, внимание, мышление, речь и воображение. Книга также поможет родителям определить объем знаний ребенка об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.
— Как подготовить ребенка к школе
Аннотация к книге “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю.: Книга адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы. В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе. В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника. Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.
— Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе
Книга «Психологическая готовность к школе» Гуткина Н.И. — результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.
Источник