Как ускорить физическое развитие ребенка

Как ускорить физическое развитие ребенка thumbnail

Как ускорить развитие ребенка от рождения до 6 месяцев?Очень сложно представить, как можно играть с новорожденным, поскольку в первые дни и даже недели жизни ребенок, кажется, только ест, плачет, спит и пачкает подгузники. Тем не менее, существует ряд вещей, которыми можно заниматься с малышом не только для того, чтобы его развлечь, но и поспособствовать его физическому и интеллектуальному развитию. Выбор занятий, влияющих на развитие ребенка грудного возраста, и их продолжительность зависят от темперамента малыша.

Речевое развитие ребенка

Самое лучшее, что родители могут сделать для ускорения речевого развития ребенка – разговаривать с ним вслух как можно чаще. Хотя многим покажется странным разговаривать с новорожденным, который точно не понимает того, что ему говорят, ребенку нужен постоянный пример использования речи, чтобы заложить фундамент для дальнейшего речевого развития. Разговор – это и замечательное развлечение для малыша, даже если вы будете просто описывать то, чем занимаетесь в данный момент.

Развитие зрения ребенка

Зачастую новорожденные и более старшие дети готовы часами разглядывать черно-белые орнаменты или рисунки, а также лица окружающих и контрастные изображения. Чтобы помочь развитию зрения малыша, показывайте ему картинки в книгах, закрепите изображения на стенках кроватки или на игровом коврике.

Физическое развитие ребенка

Примерно около трех месяцев нужно начинать выкладывать ребенка на животик. Это упражнение поможет ребенку начать держать голову, укрепить мышцы и развить навыки, необходимые в дальнейшем, чтобы начать ползать. Некоторым детям нравится лежать на животе, некоторым не очень. Если ваш малыш принадлежит ко второй категории, вы можете увлечь его пением или игрой, чтобы ему было не так скучно. Помните, что оставлять ребенка одного в таком положении ни в коем случае нельзя, потому что он может задохнуться.

Развитие обоняния ребенка

Когда ребенку исполнится четыре месяца, начинайте развивать его обоняние, давая возможность почувствовать различные запахи. Например, можно воспользоваться специями, чтобы ребенок получил новые ощущения: потрите в пальцах палочку корицы и дайте малышу понюхать вашу руку. Если ему понравилось новое ощущение, проделайте то же самое с ванилью, мятой и другими ароматными приправами. Будьте осторожны в процессе игры, чтобы специи не попали в рот или в глаза ребенка.

Развитие двигательных и координационных навыков ребенка

В течение первых нескольких месяцев жизни малышу интересно совершать разнообразные движения, однако он не понимает, как контролировать свое тело. Чтобы помочь ему развить навыки координации и начать лучше чувствовать свое тело, вы можете делать малышу массаж. Так он быстрее поймет, как справляться с собственными конечностями. Чтобы массаж принес максимум пользы, делайте его тогда, когда ребенок расслаблен, например, после кормления, и прикасайтесь к нему осторожно и ласково. Дотрагиваясь до разных частей тела, называйте их, например, так: «Это твоя нога. Скоро ты будешь ходить ножками».

  • Материалы по теме:

    … loading images

Источник

На чтение 4 мин.

Разработан ряд специальных упражнений, которые позволяют повышать скорость двигательной реакции медлительным детям. В корне неправильно просто заставлять ребенка двигаться и делать все скорее. Результата это не принесет, а только усугубит ситуацию: дети нервничают, скорость движений падает, а нервное напряжение возрастает. Цель этих упражнений — резкий переход от медленных движений к быстрым и в обратном направлении.

Следует разграничить тренировки. Медлительные дети должны заниматься отдельно от подвижных ребят.

Каждое упражнение дает нагрузку на определенные группы мышц.

Изменение темпа движения во время игры

  • Со спокойной ходьбы перейти на бег, а затем на медленную ходьбу. Темп меняется по команде тренера или посредством изменения темпа музыкального сопровождения.
  • Изменение скорости хлопков в ладоши, также по команде или следуя смене музыкального темпа.
  • Сгибание и разгибание пальцев рук. Скорость упражнения регулирует взрослый, а дети повторяют вслед за ним.
  • Максимально быстрые движения в играх
  • Детская эстафета. Дети выстраиваются в ряд. На расстоянии 15-20 метров, напротив участников, ставятся стулья с различными предметами. Дается сигнал к началу забега. Каждый ребенок должен максимально быстро добежать до стула, взять предмет и вернуться на исходную позицию.
  • Каждому ребенку дают листок бумаги, на котором нарисован квадрат 10X10 сантиметров и карандаш. По команде дети с максимальной скоростью ставят точки внутри квадрата. Игра происходит на время. Кто поставил больше точек, тот и выиграл.

Игры, развивающие внутреннее торможение

Гимнастика в игровой форме. Взрослый показывает, а ребята повторяют, различные действия: приседают, прыгают, хлопают и т.д. Затем вводятся ограничения:

  1. «Запрещенное действие». Тренер объявляет о том, что одно из движений теперь под запретом, например, приседания. Все остальные упражнения выполняются, как и прежде.
  2. «Заменить движение». Тренер сообщает детям, что одно из упражнений заменяется другим. Например, если он подпрыгивает, дети должны присесть. Все остальное копируется, как и раньше.
  3. «Противоположные движения». Для начала, взрослый показывает группе упражнения и подтверждает их словесными командами: Быстро! Медленно! Громко! Тихо! Ребята должны выполнять все указания.

Затем все происходит наоборот. Когда дети слышат команду «Медленнее!» – им необходимо ускорить темп, когда взрослый командует «Быстрее!» – наоборот, ускорить. И так со всеми упражнениями.

Посредством этих игр происходит тренировка дифференцировочного торможения. Дети учатся различать запрещенные движения и тормозят их.

Запаздывательное торможение тренируют обычными эстафетами. Детей делят на две команды. Первые участники каждой группы бегут отведенную им дистанцию, затем вторые и т.д. Для того, чтобы придать эстафете более соревновательный дух, можно изменять задания: первый отрезок дистанции бежать, второй – ползти, третий – пройти гусиным шагом и т.д. Так как каждый участник вынужден ждать своей очереди, происходит развитие запаздывательного торможения.

Забавные задания к эстафетам

  • Пробежать участок дистанции с горящей свечой в руках так, чтобы пламя не погасло.
  • Преодолеть дистанцию, держа стакан воды. При этом вода из стакана не должна расплескаться.
  • Бежать и отбивать руками или головой воздушные шарики.
  • Положить на плечи спичечные коробки. Пробежать отрезок эстафеты так, чтобы коробки не упали.
  • Пробежать, держа на ладони башенку из кубиков. Число кубиков в башне устанавливает тренер.

Игры для дошкольников

Следующая игра служит конкретной цели. Играя в нее, инертные дети готовятся к школе.

«Дома — на улице — в детсаду — в школе»

Ведущим в этой игре может выступать как воспитатель или родитель, так и один из ребят. Он поочередно бросает мяч, стоящим перед ним детям. Во время броска ведущий громко произносит одно из слов названия игры.

Дети должны поймать мяч и моментально вернуть его обратно. При этом необходимо сказать слово, напрямую связанное с тем, которое произнес ведущий.

Дома: папа, бабушка, обед.

На улице: птицы, дорога, прохожие и прочие.

Эта игра приведена в качестве примера. Родителям и педагогам следует проявить фантазию и придумать еще ряд аналогичных игр. Но следует помнить, что игры должны тренировать подвижность нервного процесса или внутреннее торможение.

Играть с детьми необходимо каждый день. Если же такой возможности нет – проводить подобные игры через день.

Длительность подобных занятий не должна превышать десять минут. Можно разбить игры на несколько раз и проводить их в разное время дня. Для того чтобы родителям и педагогам был виден эффект от занятий, необходимо фиксировать промежуточные результаты.

Источник

Ребенок – это не маленький взрослый: он растет и развивается по своим правилам. Уже в момент слияния сперматозоида и яйцеклетки определяется, какой цвет глаз будет у ребенка и будет ли он красивым, как мама и умным, как папа. Педиатра же будут волновать совсем другие вещи: ежемесячная прибавка в росте и в весе, становление новых функций и навыков.

Важно, чтобы малыш развивался гармонично, чтобы вес и рост прибавлялись, как в учебнике, чтобы вовремя появлялись молочные зубы и первые слова, и чтобы физическое развитие соответствовало биологическому возрасту.

Что влияет на физическое развитие
Генетические особенности: у высокорослых родителей и ребенок, скорее всего, будет тянуться ввысь быстрее сверстников
Социальные факторы. В семье спортсменов вырастают активные и поджарые дети. А если единственное развлечение родителей по вечерам – плотный ужин перед телевизором, детям не избежать обидных дразнилок за лишний вес.
Нарушение деятельности желез внутренней секреции. В разном возрасте главными «ответственными» за рост, вес и пропорции тела оказываются разные железы. До конца 1-го года это вилочковая железа, затем ей на смену приходит щитовидка, а в 3-4 года наступает очередь гипофиза, который отвечает за выработку гормона роста. Нормальная деятельность гипофиза особенно важна для детей от 3-4 и до 11 лет. Нарушения приводят к карликовости, гигантизму и т.п.
Хронические заболевания. Рахит, гипотрофия или туберкулез замедляют «прирост и привес», ослабляют тонус мышц, нарушают осанку.
Ультрафиолетовые лучи, климат. Замечено, что нарастание массы тела и роста колеблется в зависимости от сезона.
Движение. Физическая активность способствует росту костей, а также усиливает обмен веществ.

Толстячок или манекенщица?
«Какой рост? А сколько весит?» – это, наряду с полом, первые характерные признаки нового человека.
Рост. Самый стабильный показатель физического развития ребенка. В первую очередь он зависит от питания, но не только. Если физических нагрузок слишком мало или, наоборот, слишком много, рост будет замедляться. Прыжки и игра в баскетбол и теннис малыша «вытягивают» ввысь. Наиболее интенсивно ребенок растет во время сна, особенно утреннего, поэтому если он хронически недосыпает или его будят слишком рано, это может негативно отразиться на длине его тела. Рост может «забастовать», если человечек лишен любви, ласки и чувства безопасности. В стрессовые периоды (такие, как адаптация к детскому саду) рост всегда замедляется.
На протяжении детства периоды ускорения роста сменяются замедлениями. Быстрее всего растет эмбрион – за 40 недель его длина увеличивается в 25 000 раз. После рождения самый «быстрый» период – 1-й год жизни, кроха прибавляет целых 25 см. Затем следует замедление: до 3-5 лет малыши напоминают пухлых ангелочков. И вдруг скачок – в 5-6 лет круглощекий карапуз превращается в вытянутого поджарого сорванца, а все одежки становятся ему коротки.
Масса тела. К выписке из роддома новорожденный теряет до 5% первоначальной массы тела. Но затем дитя быстро нагоняет упущенное: к 4,5 месяцам он удваивает вес, а к году – утраивает. Отклонение массы тела от нормы на 10% в ту или иную сторону не считается патологией.
Пропорциональность развития – это соотношение между массой тела и ростом. Педиатр также измеряет ежемесячно окружности головы и груди. И вот зачем. У новорожденных самой «широкой» частью тела должна быть голова. Но в 3-4 месяца должен наступить перекрест – окружности головы и груди должны на время сравняться, а затем окружность груди станет навсегда больше окружности головы. Если в 5-7 месяцев перекрест не наступил, это говорит о задержке развития. А если наступил слишком рано, значит, большой родничок закрывается слишком быстро, и мозгу некуда расти.

Моторное развитие
Двигательные умения – один из важнейших показателей физического развития.
1 месяц – малыш еще малоподвижен, но уже поднимает подбородок, если его положить на животик.
2 месяца – хорошо держит голову. Это умение очень важно – если оно запаздывает, искажается вся схема двигательного развития: у ребенка начинают неправильно работать мышцы, ответственные за сидение, хватание, ходьбу, нарушается работа вестибулярного аппарата.
3 месяца – переворачивается со спины на живот, играет пальцами рук.
5-6 месяцев – переворачивается с живота на спину, пытается садиться, захватывает игрушку, удерживает ее и ощупывает.
6-7 месяцев – сидит, сначала с поддержкой, позже – без нее, перекладывает предметы и бросает из на пол. Хорошо ползает.
8-9 месяцев – сам садится, стоит с поддержкой и пытается сделать первые шаги. Долго манипулирует игрушками, в зависимости от их свойств – например, катает или открывает.
10 месяцев – идет, держась рукой за манеж.
11-12 месяцев – стоит без поддержки, ходит за ручку или самостоятельно.
Развитию этих важнейших статических функций способствуют различные комплексы упражнений для детей.

Играть будем?
Достань шарик. Привяжите над кроваткой ребенка разноцветные воздушные шарики. Расстояние до глаз – не менее 50 см. Пусть пытается достать их руками и привести в движение.
Держи голову! Обхватите руками живот малыша, и удерживайте его на весу лицом вниз. Это заставит его поднимать головку. Эти упражнения повторяйте 3-4 минуты.
Где игрушка? Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Например, положите сбоку от ребенка яркую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот. Чуть позже стимулируйте игровую деятельность ребенка – постукивайте предметом о предмет, выкладывайте игрушки из коробки, бросайте ему мячик, помогайте переложить погремушку из руки в руку и т.п. Когда малыш начнет делать попытки встать на ноги, ухватившись за перекладину кроватки, держите над ним яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет. Когда он решит пойти, стимулируйте его призывными жестами или любимыми игрушками.

Гимнастика для крошек
Упражнения, направленные на развитие мышц, должны со временем усложняться, к гимнастике добавляются новые и новые элементы.
В 4 месяца, лежа на спинке:
попеременно сгибайте руки к плечам (8-10 раз)
поднимайте его прямые ноги вверх (4-5 раз)
попеременно сгибайте ноги в коленях («Велосипед») – (6-8 раз)
опускайте прямые ноги в сторону: сначала прямые ноги поднимаются вверх и опускаются направо, затем возвращаются в исходное положение, затем упражнение повторяется в другую сторону (3-4 раза).
В 6 месяцев можете попробовать добавить:
круговые движения ногами. Малыш лежит на спинке, а мама захватывает его голень, сгибает ножки, прижимая бедра к животу, а затем разводит согнутые ножки в стороны, выпрямляет их и сводит в исходное положение (3-4 раза).
С 8-9 месяцев к гимнастике лежа добавляются упражнения из положения сидя:
возьмитесь за кисти сидящего малыша, отведите его руки в стороны, опустите вниз, поднимите вперед (6-8 раз).
поднимайте руки малыша вверх одновременно (6-8 раз)
из положения лежа на спине разводите ножки крохи в стороны, слегка приподнимая над столом (8-10 раз).
вращайте каждую стопу по кругу, чередуя ноги и направления (3-4 раза на каждой ноге).
Как измерить малыша
Рост. Зафиксируйте на столе сантиметровую ленту нулевой отметкой вплотную к стене. Уложите выспавшегося, накормленного и спокойного ребенка так, чтобы макушка касалась стенки. Нежно выпрямите ему ножки и отметьте рост приставленной к ступням линейкой.
Вес. Измеряйте вес утром до кормления, но после «больших» и «малых» дел. Не делайте это ежедневно – достаточно еженедельного взвешивания (прибавка 150-200 г).
Окружности груди и головы. «Сантиметр» должен проходить под нижними углами лопаток на спине и на уровне сосков на груди, и по затылочным буграм и надбровным дугам – когда измеряется голова

Источник

Родители порой не обращают внимания на тот момент, когда их ребенок готов к приобретению новых навыков и пытается освоить их самостоятельно. В результате это отражается на двигательном развитии малыша. К примеру, когда гиперзаботливая мама по привычке продолжает делать «работу» за кроху. Или когда родитель не придает значения важным нюансам в уходе за малышом.

Поговорим об этом подробно. Разберем наиболее распространенные ошибки, которые родители допускают на первом году жизни ребенка. А также выясним, как мама и папа могут стимулировать активность малыша.

Работа над ошибками, которые родители допускают на первом году жизни ребенка 

Приведу примеры неправильных действий взрослых при уходе за младенцем из жизни:

  • новорожденного клали всегда с одного бока относительно мамы. Ей была удобна только такая поза. В результате маме комфортно, а у грудничка привычный наклон головы;
  • малыша носили на одной и той же руке. Часто мама носит малыша так, чтобы рабочая рука оставалась свободной и формирует опять же привычный наклон головы у младенца;
  • после 3-х месяцев ребенка всегда носили на руках и мало выкладывали на живот. В итоге грудничок не имел возможности накачать мышцы спины и шеи, поэтому после 5-ти месяцев, лежа на животе, не опирается на прямые руки;
  • мама всегда помогала малышу доставать ручки из-под себя, когда он переворачивался со спины на живот. Как следствие, ребенок не умеет этого делать. Поэтому приходится с ним специально отрабатывать навык самостоятельного доставания рук во время гимнастики;
  • родители ставили и сажали ребенка до момента его самостоятельного овладения этими навыками. Получилось так, что грудничок умеет стоять или сидеть если его зафиксируют в нужной позе. Сам он не может сесть или встать — ему попросту не дали шанса самому наработать этот опыт;
  • мама и папа надолго сажали малыша в манеж или в кроватку. Не пускали его свободно ползать на пол, потому что там холодно (или грязно). В этой ситуации ребенок встает на ножки уже в 6-7 месяцев, пропуская этап четверенек, ведь опора под рукой, а места для полноценного ползания нет. Из личного опыта, после того, как ребенок много и часто стоит у опоры, до которой нет необходимости доползать (бортик манежа ведь под носом), ползание на четвереньках становится для малыша невыгодным занятием. Он не видит необходимости это осваивать.
© Depositphotos

Вот таким образом родительская гиперопека не дает малышу приобрести ценный двигательный опыт самостоятельно. Самые близкие люди, руководствуясь благими намерениями «помочь», невольно крадут у ребенка как важные двигательные навыки, так и зачатки самостоятельности. Возникает педагогическая запущенность —отставание развития ребенка (в том числе и физического)  от его собственных возможностей, обусловленное средой и ошибками в воспитании.

Как избежать отставания в физическом развитии?

Запоминаем: все, что ребенок уже может делать сам, он должен делать сам.

Первые 3 месяца жизни малыша

Роль родителя в первые месяцы жизни грудничка невозможно переоценить.

  • Именно в первые три месяца нужно как можно больше носить ребенка на руках. Не бойтесь сделать его «ручным»! Дело в том, что в первые месяцы после рождения крохе очень важно быть в близком контакте с мамой «тело к телу». Так мама помогает малышу ощутить свое тело и его границы.
  • Общайтесь с грудничком в хорошем настроении, чувствуя себя спокойно и уравновешенно. У ребенка еще нет собственного эмоционального опыта. Любые чувства он копирует с взрослого. Поэтому важно, чтобы мама наполняла кроху положительными эмоциями.
  • Реагируйте на плач малыша. Новорожденный младенец не знает, подойдет ли кто-нибудь к нему в следующий раз. Поэтому важно каждый раз откликаться на зов, показывая, что он в безопасности и он не один.

Малыш до года

Поговорим о физическом развитии малыша с рождения и до года.

  • Главное правило в отношении грудничка — любой контакт с ребенком должен быть физиологичным и безопасным. Не гоните ребенка вперед, например, не сажайте его в 5 месяцев, давайте ребенку больше свободы вне ваших рук и различных удерживающих устройств, ограничивающих свободу передвижения  (автокресло, шезлонг, коляска, манеж) 
  • Не тратьте запредельные суммы на развивающие игрушки. Лучше качественно контактируйте с малышом. 
  • Хочу обратить ваше внимание на очень важный аспект: родитель лучше любой игрушки стимулирует активность малыша. Посмотрите ребенку в глаза, будьте искренне заинтересованы в игре с ним, не забывайте про тактильный контакт во время игры.
  • И не стоит замещать свое личное время и тесное контактное общение с ребенком на сеансы массажа с чужим человеком (хоть и массажистом) без явных показаний по здоровью (например, ДЦП). Любой родитель в состоянии заниматься с малышом.

Помните, с самого рождения правильные действия мамы и папы позитивно влияют на двигательное развитие грудничка.

© Depositphotos

Правила безопасного взаимодействия с ребенком от рождения до года

  • обязательно меняйте руку, на которой носите малыша. Это отличная профилактика привычного наклона головы;
  • вешайте мобиль над кроваткой так, чтобы он располагался в ногах у ребенка, а не над его головой. Взгляд грудничка должен быть направлен на игрушку под углом 30 градусов относительно горизонтальной поверхности кроватки;
  • стимулируйте младенца к физической активности с первых дней после рождения — выкладывайте его на живот перед каждым кормлением;
  • знакомьте ребенка с полом в 3-4 месяца. К возрасту шести месяцев переселите его жить туда на все его свободное от сна, прогулок и кормления время. Открытое пространство — мощный стимул к ползанию;
  • не лишайте грудничка двигательного опыта. Он должен сам перевернуться на живот, поползти, сесть, встать и пойти.

Игры, которые развивают самостоятельность и двигательную активность

Игра с мячом: ребенок учится координировать движения, осознавать центр своего тела, держать равновесие

Игра с помпончиками на носочках: помогает растягивать поясничный отдел, готовит ребенка к сидению.

Игра с зеркалом: стимулирует удержание головы и опору на прямые руки.

Игра с шариком на руке: стимулирует двигательную активность.

Выполняйте комплекс упражнений с малышом ежедневно. Так вы поддержите необходимый уровень активности малыша, заложите крепкий фундамент его здоровью на всю жизнь и поможете увеличить потенциал мозга ребенка.

К слову, вы знали, что у малыша от двух до шести месяцев в мозге образуется до 700 нейронных связей каждую секунду? Такое явление бывает только в младенческом возрасте. И если не закрепить нейронные связи (синапсы) с помощью двигательной активности (здесь как раз нам очень пригодится ежедневный комплекс из массажа и ЛФК), они утрачиваются навсегда.

Подводя итог разговору о стимулировании активности ребенка, отмечу, здесь нет уникальных методик. Только здравый смысл родителя, правильная организация ухода за грудничком и регулярная целенаправленная физическая активность с малышом со стороны взрослого.

Пусть ваши дети будут здоровы, сообразительны и активны! 

Читайте также:

  • Массаж ступней: избавляем малыша от болезней
  • Сенсорное развитие ребенка
  • Как правильно и быстро научить ребенка говорить
Фото на анонс: © Instagram @massagist_novokrinitskii, © Depositphotos

Источник