Развитие ребенка 5 лет подготовка к школе

С какого возраста нужно начинать задумываться об обучении ребенка в школе? Сколько времени нужно уделить подготовке к обучению, 1 год или 2 года? И какая подготовка должна быть?

Подготовка к школе при школе, детском центре, клубе (обычная подготовка).

Обычная подготовка к школе включает в себя занятия по обучению чтению, каллиграфии, развитию речи, математике и логике, иногда дополнительно дети изучают иностранный язык, посещают занятия по рисованию, конструированию.

Нужно ли ее посещать с 5-ти лет?

Существует мнение, что если дети раньше начнут учиться, то они раньше привыкнут к учебному процессу, раньше начнут читать, больше узнают. Конкуренция в школе высокая, современная школа предъявляет слишком большие требования к первоклассникам, поэтому в школу нужно идти подготовленным. Но при этом родители часто сталкиваются с проблемами:

— «ребенок ленится, выполняет домашнее задание из-под палки!»;

— «забрала с занятий, так как преподаватель сказала, что ребенку еще рано, он не готов»;

— «было не интересно»;

— «нам подготовка навредила, потому что ребенку было скучно в первом классе».

Основной плюс занятий подготовки при школе — привыкание к школьной обстановке, знакомство с будущими одноклассниками и педагогом, который будет вести уроки в первом классе. Если ребенок усидчивый, способен концентрировать внимание в течение 25 -30 минут, ему интересно на занятиях, при этом у него остается время гулять и играть, что крайне важно в этом возрасте, почему бы и не посещать занятия в течение года перед школой?

Но если ребенку «неинтересно», он не может удерживать внимание, быстро устает, отвлекается, слишком медлительный, или наоборот, чересчур подвижный, в тому же у него есть речевые нарушения (не произносит все звуки, путает их на слух, неразборчивая речь, бедный словарный запас и др.), есть смысл готовиться к обучению по-другому. И такую подготовку можно начинать с 5 лет.

Подготовка к школе с логопедом и нейропсихологом

К 5 годам головной мозг ребенка достигает 90% размера мозга взрослого человека, а нейронные связи (связи между клетками мозга) почти сформированы. Мозг — это командный центр человеческого тела. Различные области мозга ответственны за разные способности, такие как движение, речь и эмоции, и развиваются они с разной скоростью. Нейронные связи позволяют нам двигаться, думать, общаться. В ранние годы формируются связи, необходимые для важных высокоуровневых способностей, таких как мотивация, саморегуляция, решение проблем и общение. 5 лет – это важный рубеж в развитии ребенка. Нейропсихологи рекомендуют пройти нейропсихологическое обследование всем детям, достигшим этого возраста. Нейропсихологическая диагностика позволяет оценить сформированность различных областей мозга ребенка, особенности его развития. Основываясь на диагностике нейропсихолог составляет план действий или коррекционную программу занятий для ребенка

Речь ребенка полностью формируется к 5 годам. Если у ребенка 5 лет речь неразборчива, он испытывает трудности при описании события, произносит неправильно звуки, до начала обучения в школе необходимо сосредоточиться на занятиях с логопедом. Развитая речь — основа чтения и письма в будущем.

Можно заниматься с логопедом и отдельно посещать занятия нейропсихолога.

Также существуют занятия по подготовке к обучению, которые проводят совместно логопед и нейропсихолог для детей от 5 лет: рассчитанные на 2 года и 1 год занятий. Такие занятия направлены на развитие:

• внимания, способность сосредотачиваться; слушать и слышать объяснения педагога;

• регуляции, возможности контролировать своё поведение;

• памяти;

• тонкой моторики и основ письма;

• пространственного мышления;

• речи, как средства общения и обучения;

• взаимодействия между двумя полушариями головного мозга.

Одновременное использование логопедических и нейропсихологических методов и приёмов позволяет добиваться более быстрых и устойчивых результатов.

Выбор занятий по подготовке к школе важный момент. Подготовка к школе – хорошая база для успешного обучения в будущем.

Центр детской психологи Август

www.avgustcenter.ru

Ростовская набережная, д. 3, Москва

+7 499 252 71 52, +7 925 186 97 77

Центр детской психологии Август объединяет свыше 20 специалистов: психологов, психотерапевтов, психоаналитиков, нейропсихологов, дефектологов, логопедов, специалистов по раннему развитию, неврологов и психиатров. Все сотрудники центра имеют высшее психологическое или педагогическое образование, регулярно повышают свою квалификацию в России и за рубежом.

Услуги и стоимость консультаций

Подготовка к школе с логопедом и нейропсихологом

Источник

Программа  подготовки к школе детей 5-6 лет (первый год обучения)

на базе детского центра развития

«Планета знаний»

Составитель:  Е.В. Лазарева

Тамбов. 2015 г.

Чтение и развитие речи

Пояснительная записка

    Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в  новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

    Программа составлена для детей 5-6 лет (первого года обучения) и ориентирована  на максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.

    Программа рассчитана на 110 учебных занятий по 30 минут. Занятия проводятся по методике обучения чтению Н. С. Жуковой.

Результатом выполнения  Программы должно стать соответствие знаний, умений и навыков дошкольников требованиям данной Программы.

Цели: 

  • научить детей дошкольного возраста читать, не вступая  в противоречие с методами школьного обучения
  • развивать связную, грамматически и фонетически правильную речь

Задачи:

  1. Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).
  2. Развитие фонематического слуха:

а) практическое освоение разницы между произношением звукового качества

(гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;

б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;

Читайте также:  Посадили на 5 лет ребенку

в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих (c), (з), (ц),; шипящих (ш), (ж), (ч), (щ),; сонорных (р), (л).

  1. Развитие тонкой моторики кисти ведущий руки (освоение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством)
  2. Формирование первичного навыка чтения:

а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;

б) отработка первой и второй слоговой модели;

в) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;

г) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание)

Характеристика ожидаемых результатов:

Универсальные учебные действия:

— удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый или рассматривая репродукцию;

— понимать структуру детской книги «Букварь» и структуру страницы, логику чтения (сверху вниз и слева направо);

— ориентироваться на странице и на развороте «Букваря», находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, выделенный шрифт, фрагменты, столбцы, строчки разного размера);

— пользоваться Букварём и простейшими инструментами (рамками, указателями);

— выполнять инструкции преподавателя (при работе с Букварём);

— обсуждать с педагогом возникшую проблему, отвечать на поставленные вопросы полным ответом, касающегося прослушанного текста;

— по требованию преподавателя исправлять свою ошибку

Предметные знания и умения:

— достаточно отчётливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

— соблюдать орфоэпитические нормы произношения;

— владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

— свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

— правильно согласовывать слова в предложении;

— составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему,

 — заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;

— рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;

— составлять небольшие рассказы по сюжетной картине; о событии из собственного жизненного опыта;

— правильно использовать предлоги;

— правильно произносить звуки.

Учебно — тематический план

Всего 110 учебных занятий (3 занятия в неделю по 30 минут)

№пп

                                                Тема

   1

Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова;  о слове как о звуковой единице, состоящей из частей

   2

Развитие фонематического слуха

   3

Формирование  навыка чтения

   4

Развитие связной речи

   5

Повторение и закрепление

Содержание изучаемого курса

№ пп

                                   Темы занятий

 1

Речь письменная и устная.

 2

Звуки речи.

 3

Гласные звуки IаI, IуI; А, а; У, у.

 4

Гласные и согласные звуки.

 5

Гласный звук IоI, буквы О, о.

 6

Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м. 

 7

Учимся соединять буквы.

 8

Чтение слогов.

 9

Согласные звуки IсI, IсI; С, с.

10

Предложение.

11

Деление предложения на слова.

12

Ударение в словах.

13

Согласные звуки IхI, IхI; Х, х.

14

Чтение слогов и слов.

15

Составление предложений и рассказов.

16

Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.

17

Согласный звук IшI; буквы Ш, ш.

18

Гласный звук IыI; буква ы.

19

Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.

20

Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.

21

Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.

22

Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.

23

Гласный звук IиI; буква И, и

24

Согласные звуки IпI, IпI; буквы П, п.

25

Согласные звуки звонкие глухие.

26

Согласные звуки IзI, IзI; буквы З, з.

27

Согласный звук IйI; буква И, й.

28

Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.

29

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.

30

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.

31

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

32

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

33

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

34

Согласные звуки IжI,; буквы Ж, ж.

35

Согласные звуки IжI,; буквы Ж, ж.

36

Буква Е, е

37

Буква Е, е

38

Буква Ь.

39

Буква Я, я

40

Буква Я, я

41

Буква Ю, ю.

42

Буква Ю, ю.

43

Буква Ё, ё

44

Буква Ё, ё.

45

Согласный звук IчI,; буквы Ч, ч. 

46

Формулирование ответов на вопросы

47

Гласный звук IэI,; буквы Э, э. 

48

Гласный звук IэI,; буквы Э, э. 

49

Согласный звук IцI,; буквы Ц, ц. 

50

Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.

51

Согласные звуки IщI, ; буквы Щ, щ.

52

Буква Ъ

53

Алфавит.

58

Составление слов из разрезной азбуки.

59

Обобщение

60

Повторение и закрепление

Методическое обеспечение Программы

Формы  организации занятий:

— занятие-игра;

— занятие-путешествие;

 — занятие-исследование;

— занятие-праздник;

 — занятие-спектакль;

— занятие-конкурс;

— занятие-соревнование.

     В зависимости от целей и задач занятия применяются различные методы и приемы, основным из которых является игра.  Для достижения поставленных целей используются  различные наглядные пособия: карточки для звукового и слогового анализа слов, обозначение гласных и согласных звуков (красный, синий, зелѐные цвета), модели слов и предложений, кассы букв, наглядный и раздаточный материал для дошкольников по лексическим темам.

Библиография

 1. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.

3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

4. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.

5. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие.- М.:ЭКСМО, 2011г.

6. ЗагвязинскийВ. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

Читайте также:  Физкультура ребенку 5 лет

 7. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.

8. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.

9. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

10. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.

11. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.

12. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.

Математика

Пояснительная записка

    Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в  новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

    Программа составлена для детей 5-6 лет (первого года обучения) и ориентирована  на максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.

    Программа рассчитана на 110 учебных занятий по 30 минут. Занятия проводятся по методике  Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, Н.П. Холиной «Раз — ступенька, два — ступенька» для детей 5-6 лет. В дополнение используется  тетрадь для рисования «Математика. Часть 1. Солнечные ступеньки».

    Результатом выполнения  Программы должно стать соответствие знаний, умений и навыков дошкольников требованиям данной Программы.

Цели:

∙ расширить зону ближайшего развития ребёнка с  последовательным ее переводом  в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;

 ∙ способствовать формированию гармоничной личности,

∙ разностороннее развивать ребенка дошкольного возраста, способствуя его успешному обучению в общеобразовательной школе.

        Задачи:

  • развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов;
  • формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей
  • формирование элементарных математических представлений

Характеристика ожидаемых результатов:

Универсальные учебные действия
— Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.     Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
— Считать до 5
— Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 5.
— Соотносить цифру (0-5) и количество предметов.
— Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, )..
— Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
— Различать, называть:  круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник
— Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
— Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
— Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др

Предметные знания
— Состав чисел первого пятка.
— Как получить каждое число первого пятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
— Монеты достоинством 1,2, 5рублей
— Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Учебно — тематический план

Всего 110 учебных занятий (3 занятия в неделю по 30 минут)

№п/п

Тема

1

Общие понятия

2

Числа и операция над ними

3

Пространственно-временные представления

4

Геометрические фигуры и величины

5

Повторение и закрепление

Содержание изучаемого курса

Темы занятий

1

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству

2

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

3

Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения ( на наглядном материале)

4

Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа

5

Удаление части из целого (вычитание)

6

Пространственные отношения: между, посередине

7

Взаимосвязь между целым и частью. Представление : один -много

8

Число 1 и цифра 1

9

Пространственные отношения: внутри, снаружи

10

Число 2 и цифра 2. Пара

11

Представление о точке и линии.

12

Число 3. Цифра 3

13

14

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

Об отрезке и многоугольнике

15

16

Число 4. Цифра 4

Представление об углах

17

Представление о числовом отрезке

18

Число 5. Цифра 5

19

Пространственные отношения: впереди, сзади

20

21

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

Обозначение отношений: больше- меньше

22

23

24

Временные отношения: раньше, позже

Число 0 и цифра 0

Упражнение на повторение и закрепление

Методическое обеспечение Программы

Формы  организации занятий:

— занятие-игра;

— занятие-путешествие;

 — занятие-исследование;

— занятие-праздник;

 — занятие-спектакль;

— занятие-конкурс;

— занятие-соревнование.

     В зависимости от целей и задач занятия применяются различные методы и приемы, основным из которых является игра.  Для достижения поставленных целей используются  различные наглядные пособия: наборы кубиков с цифрами и знаками «Учимся — играя!»,набор пластиковых магнитных геометрических фигур. 4. Набор объѐмных тел. 5. Счѐтный раздаточный материал, набор карточек «Времена года», наборы иллюстративного материала по темам «Животные», «Техника», «Овощи», «Фрукты», и др.

Библиография

  1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
  2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
  3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000
  4. Математика.Часть 1. Солнечные ступеньки. –ВК Дакота, 2013.
Читайте также:  Льготы матери одиночки ребенка до 1 5 лет

Обучение грамоте

Пояснительная записка

    Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в  новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

    Программа составлена для детей 5-6 лет (первого года обучения) и ориентирована  на максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.

    Программа рассчитана на 110 учебных занятий по 30 минут. Занятия проводятся по методике Е.В. Колесниковой «От А до Я». В дополнение используются тетради для рисования «Обучение грамоте. Часть 1. Солнечные ступеньки» и «Подготовка к письму. Часть 1. Солнечные ступеньки».

     Результатом выполнения  Программы должно стать соответствие знаний, умений и навыков дошкольников требованиям данной Программы.

Цель – формирование у детей практических навыков письменной речи.

Задачи:

  • формирование навыка правильного написания букв алфавита (печатного варианта букв)
  • овладение приемом пользования карандашом
  • совершенствование графических навыков.
  • развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов

Характеристика ожидаемых результатов:

    Дошкольники должны знать  правила гигиены письма ( сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке)

   Дошкольники должны уметь:

  • различать звуки на слух и в произношении
  •  анализировать слова по звуковому составу
  •  составлять слова из букв и слогов азбуки
  • писать печатные буквы
  • списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова

Учебно — тематический план

Всего 110 учебных занятий (3 занятия в неделю по 30 минут)

№пп

                                                Тема

   1

Подготовка к письму

   2

Развитие фонематического слуха

   3

Формирование  навыка письма

   4

Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде письменного слова

   5

Повторение и закрепление

Содержание изучаемого курса

№ пп

                                   Темы занятий

 1

Речь письменная и устная.

 2

Звуки речи. Штриховка

 3

Гласные звуки IаI, IуI; А, а; У, у.

 4

Гласные и согласные звуки. Отличие звука и буквы

 5

Гласный звук IоI, буквы О, о.

 6

Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м. 

 7

Соединение букв в слоги

 8

Написание слогов

 9

Согласные звуки IсI, IсI; С, с.

10

Предложение.

11

Деление предложения на слова. Схема предложения

12

Ударение в словах.

13

Согласные звуки IхI, IхI; Х, х.

14

Написание односложных слов.

15

Составление и написание слогов

16

Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.

17

Согласный звук IшI; буквы Ш, ш.

18

Гласный звук IыI; буква ы.

19

Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.

20

Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.

21

Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.

22

Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.

23

Гласный звук IиI; буква И, и

24

Согласные звуки IпI, IпI; буквы П, п.

25

Согласные звуки звонкие глухие. Дифференциация.

26

Согласные звуки IзI, IзI; буквы З, з.

27

Согласный звук IйI; буква И, й.

28

Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.

29

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.

30

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.

31

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

32

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

33

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

34

Согласные звуки IжI,; буквы Ж, ж.

35

Согласные звуки IжI,; буквы Ж, ж.

36

Буква Е, е

37

Буква Е, е

38

Буква Ь.

39

Буква Я, я

40

Буква Я, я

41

Буква Ю, ю.

42

Буква Ю, ю.

43

Буква Ё, ё

44

Буква Ё, ё.

45

Согласный звук IчI,; буквы Ч, ч. 

46

Составление и написание слов из изученных букв

47

Гласный звук IэI,; буквы Э, э. 

48

Гласный звук IэI,; буквы Э, э. 

49

Согласный звук IцI,; буквы Ц, ц. 

50

Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.

51

Согласные звуки IщI, ; буквы Щ, щ.

52

Буква Ъ

53

Алфавит.

58

Составление слов из разрезной азбуки.

59

Обобщение

60

Повторение и закрепление

Методическое обеспечение Программы

Формы  организации занятий:

— занятие-игра;

— занятие-путешествие;

 — занятие-исследование;

— занятие-праздник;

 — занятие-спектакль;

— занятие-конкурс;

— занятие-соревнование.

     В зависимости от целей и задач занятия применяются различные методы и приемы, основным из которых является игра.  Для достижения поставленных целей используются  различные наглядные пособия: карточки для звукового и слогового анализа слов, обозначение гласных и согласных звуков (красный, синий, зелѐные цвета), модели слов и предложений, кассы букв, наглядный и раздаточный материал для дошкольников по  темам.

Библиография

 1. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.

3.  Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие.- М.:ЭКСМО, 2011.

4.Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.-  

М.:Ювента, 2007.

 5.  Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.

6. Обучение грамоте. Часть 1. Солнечные ступеньки. – ВК Дакота, 2013.

7. Подготовка к письму. Часть 1. Солнечные ступеньки. – ВК Дакота, 2013.

8. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

9. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.

10. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.

Источник