Развитие равновесия ребенку с дцп

Развитие равновесия ребенку с дцп thumbnail
  1. Лежа на боку. Методист находится сбоку от ребенка и слегка подталкивает его под плечи и бедра. Если ребенок теряет координацию, то его укладывают опять в положение на боку.
  2. Лежа на животе и опираясь на предплечья. Находясь сбоку от ребенка, слегка подталкивать его в плечо из стороны в сторону. Ребенок не должен терять равновесия. Чтобы избежать его падения, нужно быстро менять направление толчков.
  3. Лежа на животе. Ноги выпрямлены и по возможности разведены. Приподнять одну ногу ребенка вверх, удерживая ее за коленный сустав, и произвести толчки вперед-назад. Ребенок должен удержать это положение и не падать на бок.
  4. Лежа на животе. Поднять одну (усложняется упражнение подниманием двух ног) ногу вверх и слегка подталкивать ребенка в стороны. Больной не должен падать на бок.
  5. Стоя на четвереньках. Поднимание вверх одноименной, а затем разноименной руки и ноги. Подталкивать ребенка, который должен удержать равновесие.
  6. Стоя на коленях. Руки вдоль туловища (усложняется подниманием рук вверх). Слегка подталкивать ребенка. Больной не должен отрывать рук и приседать на пятки. Отведение одной руки вперед, другой — назад.
  7. Стоя на коленях. Руки вытянуты вдоль туловища и слегка отведены. Ребенок должен переносить массу своего тела с одного колена на другое. При этом следует держать его за локтевой сустав на той стороне, на которую перенесена масса тела, и поднимать руку вверх. Ребенок должен сохранять равновесие и не садиться на пятки.
  8. Стоя на коленях, одна нога, например, левая, выносится вперед и опирается на всю стопу. Методист поддерживает ребенка за левое колено, несколько отводит его и ротирует кнаружи эту ногу, слегка подталкивая вперед, назад, в стороны. Ребенок должен сохранять эту позу, правильно держать голову и туловище. При этом он может балансировать руками, но не опираться на них.
  9. Сидя на полу без опоры на руки. Поднимать вверх ногу (ноги) и вперед руки, отводить их в стороны.
  10. Стоя. Руки на поясе. Встать на носки и так держаться 10—15 с, встать на одну ногу и удержать равновесие в течение 5 с.
  11. Стоя, руки на высоте плеч отведены в стороны. Ходьба по двум линиям, начерченным на полу, или по нарисованным следам.
  12. Стоя, ребенка поддерживают сзади за подмышечные впадины. Несколько шагов вперед, затем резко изменить направление ходьбы.

Эти и немногие другие упражнения следует рекомендовать родителям для выполнения их на берегу моря или реки, озера. Необходимо внимательно следить за дыханием, температурой тела, влажностью кожи.

Упражнения для тренировки равновесия сочетают с упражнениями на развитие координации движений. Нарушение координации движений присуще детям со всеми формами церебрального паралича. Как правило, улучшение этой важнейшей функции, без которой развитие произвольной моторики практически невозможно, происходит быстрее под влиянием водных процедур — термальных ванн, плавания в бассейне или море. Относительная плотность воды больше, чем воздуха, и поэтому сила земного притяжения в меньшей степени действует на мышцы, движения совершаются свободнее и быстрее. Поэтому в программу занятий ЛФК, которые проводятся через 1,5—2 ч после водных процедур следует включать и упражнения на равновесие и координацию. При выполнении упражнений на развитие координации большое значение имеет внимание больного.

Источник

Двигательная коррекция детей с детским церебральным параличом

Физические упражнения-это основа реабилитации детей с двигательными нарушениями в комплексной терапии. Упражнения направлены: на увеличение объема движений; улучшение моторных функций; на предотвращение неправильных поз; уменьшение влияния патологических рефлексов за счет активации установочных рефлексов, и правильного положения тела с фиксацией конечностей. Также, за счет упражнений у ребенка увеличивается выносливость, укрепляется мышечный корсет, улучшается жизненный тонус.

При систематическом выполнении упражнений, улучшается спастическое состояние мышц, увеличивается подвижность суставов, за счет чего снижается повышенный тонус мышц. Это приводит к обратной связи в ЦНС, в связи с чем мозг получает правильные сигналы тело-голова-тело, что приводит к улучшению в двигательном развитии детей с ДЦП

Обычно в процессе тренировки соблюдается порядок двигательного развития ребенка, но как показывает практика, не все дети проходят промежуточные этапы. Есть дети, которые не научившись ползать, научились ходить, также есть дети, которые плохо держат голову, но могут стоять и даже самостоятельно передвигаться, как ползком, так и на ногах. И это не мешает ребенку вернуться на ступень назад и научится выполнять промежуточные этапы позже, несмотря на то, что он «перескочил» данный этап и выполняет функционал, не соблюдая порядок двигательного развития. И задача наших специалистов научить или подготовить ребенка к тем двигательным действиям, к которым он на данный момент готов.

Как научить ребенка с ДЦП держать голову. Подъем головы лежа на спине очень важный элемент в двигательной реабилитации детей с ДЦП. Дети, которых не могут держать голову, с трудом выполняют и другие упражнения. Поэтому умение держать голову очень важно для дальнейшего двигательного развития. Существует множество способов для контроля головы детей с ДЦП. Это подъем головы на мяче из положения лежа на спине, подъем с твердой поверхности из положения лежа на спине, подъем головы с помощью валика подложенного под грудь и плечи ребенка, подъем головы из положения лежа на животе, заинтересовывая ребенка игрушками. Очень важно использовать любую возможность укладывать ребенка на живот!!! Через не хочу, через нежелание, заинтересовывая, чем угодно, пусть по чуть-чуть, но постоянно. Это основа основ! Вы сами удивитесь насколько ребенок окрепнет и станет со временем лежать дольше и охотнее. И ребенку будет гораздо легче перейти на новый уровень-перевороты.

Как научить ребенка с ДЦП переворачиваться. Если ребенок плохо держит голову, перевороты будут даваться ему намного труднее, поэтому при контроле головы, нужно отрабатывать и перевороты. Перевороты со спины на живот выполняются за счет использования рук. Руки ребенка поднимаются кверху, сжимается предплечье или плечо, и легким нажатием за счет вращения плеча происходит переворот корпуса и бедра. Этот способ больше подходит для старших деток. Более легкий способ переворотов, который актуален для маленьких детей, это перевороты за счет нижних конечностей. Сжимаем колени ребенка руками, перекрещиваем ноги, верхнее бедро устремляем в противоположную сторону, т.е. если нога левая, переворот будет вправо. Вращение бедренного сустава, повлечет за собой переворот корпуса и таза. Когда ребенок много и долго лежит на животе, ему легче научится переворотам и получать от этого удовольствие. Он понимает, что может перемещаться таким образом, принимать более удобную для себя позу. И он готов к следующему этапу-ползание.

Читайте также:  Коррекция развития личности у ребенка с нарушением

Отработка навыков ползания детей с ДЦП. Ползание на четвереньках – это основа вертикализации. Очень часто дети с высокой спастикой в ногах, овладевают навыками ползания на животе по пластунски, весь упор у них идет на верхний корпус и руки, и отталкиваясь кончиками пальцев ребенок делает рывок вперед, падая вниз лицом, и после этого высвобождая руки для следующего «ползка». Более лёгкое перемещение в пространстве-это ползание на четвереньках. Для начала нужно отрабатывать упор на руки, когда руки ребенка окрепнут, ему будет легче подтягивать ноги и вставать на колени, и можно будет отрабатывать с помощью взрослого перемещение в позе на четвереньках. Перемещая одновременно вперед руку и противоположную ногу, т.е. правая рука-левая нога, затем левая рука-правая нога. Большим подспорьем при отработке ползания являются туторы на руки, которые фиксируют руку в прямом положении, но здесь очень важно подобрать правильный размер и правильно зафиксировать руку. Этот этап у ребенка с ДЦП может затянуться на годы, и поэтому многие дети переходят на следующие этапы, толком не научившись ползать. Причем «застрять» на уровне ползания ребенок может надолго не в силу физических причин, а мозг еще не созрел, у нужен толчок, обратная связь от вертикализации в пространстве.

Упражнения на равновесие. Равновесие, баланс или удержание позы ребенка в пространстве это все одно и тоже, всё сводится к свободному переносу веса тела с ноги на ногу, с руки на руку или с рук на ноги и обратно. В каждом положении тела мы должны удерживать равновесие это одно из самых важных и необходимых навыков человека. Развить его можно многими упражнениями и тренажерами. Самый доступный и распространенный тренажер балансир, который представлен во множестве вариантов. В виде балансировочной доски на ней можно стоя на четвереньках качаться влево и вправо или развернув ребенка в перед назад. Так же и стоя на ногах. Балансир в виде надувного диска переминание с ноги на ногу, работа стопами перенос веса тела с носков на пятки и тому подобное. Главное научить ребенка работать тазом отдельно от плеч.

Как детям с ДЦП правильно садится и сидеть. Если больной не может правильно сидеть, то он не сможет правильно ходить. Умение сидеть, означает, что ребенок сможет выполнять основное шаговое движение во время ходьбы, при этом сохраняя статическое и динамическое равновесие. Задача как родителей, так и специалистов, правильно усаживать ребенка. Чтобы ребенок сидел ровно, нужно предварительно снизить тонус нижних конечностей, опустить ноги со стула, добиться балансировки, следить за тем, чтобы спина была ровной

Как контролировать походку детям с ДЦП, у которых колени выгнуты назад (рекурвация). При рекурвации ослаблены мышцы задней части бедра (хамстринг группа). Эти мышцы необходимо укреплять. Можно лежа на спине сгибать ногу, чтоб пятка касалась ягодицы. Затем можно тоже выполнять с утяжелителем. Такой же подъём ноги можно выполнять стоя, только необходимо следить, чтоб колено смотрело вниз и опорная нога не уходила в рекурвацию. Так же ребенка необходимо приучать стоять и ходить с подсогнутыми в коленях ногами. И необходимо использовать специальные ортезы.

Для чего нужно тренировать позу «стояние на коленях»

Методы: стояние на двух коленях; стояние на одном колене

Поза «стояние на коленях» — это переходное положение между позой на четвереньках и стоянием на ногах. Ребенок в положение на коленях, учится удерживать свой вес и баланс, с помощью бедер и прямой спины. Это одно из звеней перехода с позы сидя в позу стоя. Это основа будущей вертикализации и прямохождения.

Тренировка ребенка с ДЦП прямостоянию.

Правильное выполнение позы стоя — это основа будущей ходьбы, и возможность научиться контролировать бедренные и коленные суставы. Правильная статическая поза — стоя-это когда ноги выпрямлены, корпус прямой, плечи и бедра на одном уровне. Есть динамическая поза стоя — это, когда голова, конечности и корпус могут произвольно осуществлять движения и держать равновесие. Существует тренировка позы стоя с поддержкой за две руки, за одну руку при этом есть большая разница опора находится впереди ребенка или с боку от него. Так же необходимо тренировать ребенка с поддержкой за таз и постепенно уводить поддержку в низ к стопам, т.е. постепенно переставляем руки вниз.

Если ребенок может сохранять равновесие, как статическое, так и динамическое, он готов к упражнениям, направленным на ходьбу

Упражнения, направленные на ходьбу.

Способы тренировки, инструктор держит ребенка за бедра, и помогает ребенку вращать таз вправо и влево, для того, чтобы запустить шаговые движения, и ребенок ощущает свои действия и переменный вес на опорные ноги. Также можно добиться шаговых действий с помощью фиксации и движения плеч ребенка.

Двигательная коррекция ДЦП направлена на улучшение и исправление существующих функций, таких как: не правильный захват кисти, не правильная походка, отсутствие координации при ходьбе, гиперкинезы при напряжении во время осуществления какого-либо двигательного функционала. Коррекция нарушений детей с дцп проводится двумя путями индивидуально и в групповых занятиях. Лфк для детей с дцп составляется индивидуально, так же индивидуально проводятся массаж и логопедические занятия. Групповые занятия направлены на социализацию детей.

По материалам сайта https://sakuramed.ru/metody-reabilitacii/korrekciya-dvigatelnyh-vozmozhnostei

Источник

Òðåíèðîâêà ðàâíîâåñèÿ â ïîëîæåíèè ñòîÿ

 ïîëîæåíèè ñòîÿ ðåáåíêó íóæíî êîíòðîëèðîâàòü è óäåðæèâàòü ðàâíîâåñèå âñåãî òåëࠖ íå òîëüêî ãîëîâû è êîðïóñà, êàê â ïîëîæåíèè ñèäÿ, íî òàêæå òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâîâ, êàê â ïîëîæåíèè ñòîÿ íà êîëåíÿõ, êîëåííîãî è ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâîâ. Êîãäà ìû ñòîèì, íà ïîëó íàõîäÿòñÿ òîëüêî íàøè ñòóïíè. Ýòî íàøà îïîðà. Åå ïëîùàäü çàâèñèò îò ðàçìåðà ñòóïíåé, èõ ïîëîæåíèÿ è ðàññòîÿíèÿ ìåæäó íèìè. Êîãäà äåòè âïåðâûå ïûòàþòñÿ óäåðæàòü ðàâíîâåñèå â ïîëîæåíèè ñòîÿ, îíè ðàññòàâëÿþò ñòóïíè ïîäàëüøå îäíó îò äðóãîé, ÷òîáû îïîðà áûëà êàê ìîæíî áîëüøå. È âñå ðàâíî ïåðâûå ïîïûòêè ñòîÿòü î÷åíü íåóâåðåííûå: äåòè ÷àñòî ïàäàþò, ïîêà ó÷àòñÿ êîîðäèíèðîâàòü âñå ÷àñòè ñâîåãî òåëà.

Читайте также:  Представление о ребенке с недостатками в развитии

Äåòÿì ñ ÄÖÏ íàó÷èòüñÿ ñòîÿòü ÷ðåçâû÷àéíî ñëîæíî. Èì ïðèõîäèòñÿ äåðæàòü òàçîáåäðåííûå è êîëåííûå ñóñòàâû âûïðÿìëåííûìè, à ãîëåíîñòîïíûå ñóñòàâû â íåéòðàëüíîì ïîëîæåíèè (íè ñîãíóòîì, íè ðàñïðÿìëåííîì), à òàêæå óäåðæèâàòü ðàâíîâåñèå. Åñëè âû ïðàêòèêîâàëèñü ñ ðåáåíêîì â óïðàæíåíèè «Ñòîèì, äåðæàñü îáåèìè ðóêàìè», âû çíàåòå, ÷òî îí ìîæåò ñòîÿòü ïðÿì è âû ìîæåòå ïîëàãàòü, ÷òî òåïåðü åìó áóäåò ëåãêî íàó÷èòüñÿ ñòîÿòü, äåðæàñü îäíîé ðóêîé èëè âîîáùå íå äåðæàñü. Ê ñîæàëåíèþ, ýòî íå ñîîòâåòñòâóåò äåéñòâèòåëüíîñòè. Ñòîÿòü â âûïðÿìëåííîì ïîëîæåíèè ïîëåçíî äëÿ ñóñòàâîâ è ìûøö âàøåãî ðåáåíêà, íî îíî íå ïîìîãàåò åìó íàó÷èòüñÿ óäåðæèâàòü ðàâíîâåñèå â ïîëîæåíèè ñòîÿ. Êàê òîëüêî ðåáåíîê ïåðåñòàíåò äåðæàòüñÿ ðóêàìè, îí íåèçáåæíî óïàäåò íàçàä è óøèáåòñÿ.

Äåñÿòèìåñÿ÷íûå ìëàäåíöû, êîòîðûå ñòîÿò ó ñòîëà, ó÷àòñÿ íàêëîíÿòü êîðïóñ âïåðåä, ÷òîáû óáåðå÷üñÿ îò ïàäåíèÿ íàçàä. Äåòè ñ ÄÖÏ ïûòàþòñÿ ñäåëàòü òî æå ñàìîå. Îäíàêî êîãäà îíè íàêëîíÿþòñÿ âïåðåä, òàçîáåäðåííûé ñóñòàâ ñãèáàåòñÿ, è èõ êîëåíè è ãîëåíè òàêæå õîòÿò ñîãíóòüñÿ – è ïîäãèáàþòñÿ ïîä ðåáåíêîì. ×òîáû óäåðæàòüñÿ íà íîãàõ, äåòè èõ íàïðÿãàþò, ÷òî âûçûâàåò ðåôëåêñ «íîæíèö». Êîðïóñ ñëåãêà íàêëîíåí âïåðåä, íîãè ïîâåðíóòû âíóòðü, ñäâèíóòû âìåñòå, à êîëåíè è ãîëåíè âûïðÿìëåíû. Äåòè ñ ÄÖÏ, êîòîðûå äåìîíñòðèðóþò ýòîò ðåôëåêñ â ïîëîæåíèè ëåæà, ñêîðåå âñåãî ïðîäåìîíñòðèðóþò åãî è â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè. Ê ñîæàëåíèþ, äåòè ïîñòàðøå ñ ÄÖÏ òàêæå ìîãóò ïðîÿâëÿòü ýòîò äâèãàòåëüíûé ñòåðåîòèï ëèáî åãî áîëåå ìÿãêóþ ôîðìó (ñ ìåíüøèì ïîâîðîòîì âíóòðü íîã) â ïîëîæåíèè ñòîÿ.

Êîãäà äåòè èñïîëüçóþò äâèãàòåëüíûé ñòåðåîòèï «íîæíèö», îíè âñòàþò íà öûïî÷êè, à èõ ñòóïíè íàõîäÿòñÿ î÷åíü áëèçêî îäíà ê äðóãîé è ïîâåðíóòû âíóòðü. Ñ ïîääåðæêîé îíè ìîãóò ñòîÿòü òàêèì îáðàçîì. Îäíàêî ñòîÿòü áåç ïîääåðæê蠖 ñîâñåì äðóãîå äåëî.  ïîëîæåíèè ñòîÿ íà öûïî÷êàõ ñî ñòóïíÿìè, ðàñïîëîæåííûìè áëèçêî îäíà ê äðóãîé, ïëîùàäü îïîðû ñëèøêîì ìàëࠖ è óäåðæàíèå ðàâíîâåñèÿ ñòàíîâèòñÿ íåâîçìîæíûì.

Ïîïðîáóéòå ñàìè âñòàòü íà öûïî÷êè, ñîåäèíèâ êîëåíè. Âû ñìîæåòå ýòî ñäåëàòü, òîëüêî åñëè áóäåòå çà ÷òî-òî äåðæàòüñÿ, íî áåç ïîääåðæêè âû ïî÷óâñòâóåòå ñåáÿ î÷åíü íåóñòîé÷èâî è ïîéìåòå, ÷òî ìîæåòå â ëþáîé ìîìåíò ïîòåðÿòü ðàâíîâåñèå. Ïîïðîáóéòå òàêèì îáðàçîì ïðîéòèñü. Âàì áóäåò íåóäîáíî, íî âû ñìîæåòå ýòî ñäåëàòü. Íåêîòîðûå äåòè ñ ÄÖÏ íà÷èíàþò õîäèòü èìåííî òàê. Ïîêà îíè ìàëåíüêèå, ó íèõ ýòî ïîëó÷àåòñÿ. Îäíàêî â áóäóùåì, êîãäà äåòè ñòàíóò ïîäðîñòêàìè èëè âçðîñëûìè, èõ îæèäàþò ñåðüåçíûå ïðîáëåìû ñ ñóñòàâàìè, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè ê íåñïîñîáíîñòè õîäèòü.

Ñòîÿòü è õîäèòü «íîæíèöàìè» – íå ñîêðàùåíèå ïóòè, êîòîðîå ðåáåíîê ñ ÄÖÏ ìîæåò èñïîëüçîâàòü âðåìåííî, à òóïèê â êîíöå äîðîãè. «Íîæíèöû» íå âåäóò ê óëó÷øåíèþ è ïðîãðåññó. Âìåñòî ýòîãî òàêîé ñïîñîá õîäüáû ìåøàåò ðåáåíêó ó÷èòüñÿ ñòîÿòü áåç ïîääåðæêè ðóê è õîäèòü áîëåå ïðàâèëüíûì ñïîñîáîì.

Ïîñëå òîãî êàê ðåáåíîê ñìîæåò âñòàâàòü íà êîëåíè, âàì íóæíî íàó÷èòü åãî âñòàâàòü, ñòîÿòü ó ñòîëà, íå ïàäàÿ è íå ñêëàäûâàÿ íîãè â «íîæíèöû», ñàìîñòîÿòåëüíî èãðàòü è ïðè æåëàíèè îïóñêàòüñÿ íà ïîë. ×òîáû ýòîãî äîñòè÷ü, ðåáåíêó íóæíû òðåíèðîâêè.

Êàê ìíîãî âðåìåíè ýòî çàéìåò è íàñêîëüêî óñèëåííî íóæíî áóäåò òðåíèðîâàòüñÿ, âàðüèðóåòñÿ îò ðåáåíêà ê ðåáåíêó.  ëþáîì ñëó÷àå âàì ïîíàäîáÿòñÿ âðåìÿ è òåðïåíèå. ×åì áîëüøå âû áóäåòå ðàáîòàòü ñ ðåáåíêîì, êîãäà îí ó÷èòñÿ ñòîÿòü, òåì ëó÷øå îí íàó÷èòñÿ ýòîìó – íå â ñðàâíåíèè ñ äðóãèìè äåòüìè èëè âàøèìè óñèëèÿìè, à â ñðàâíåíèè ñ åãî ïðåäûäóùèìè âîçìîæíîñòÿìè.

Âàì íóæíà ïîìîùü â äîñòèæåíèè ýòîé öåëè. Ôèçèîòåðàïåâò âàøåãî ðåáåíêà áóäåò ðàáîòàòü ñ íèì è îñóùåñòâëÿòü ðóêîâîäñòâî äîìàøíåé ïðîãðàììîé. Ê ñ÷àñòüþ, â íàøè äíè âàì òàêæå ñìîæåò ïîìî÷ü âðà÷ âàøåãî ðåáåíêà. Íàïðèìåð, ïðîïèñàòü åìó øèíû, êîòîðûå ïîääåðæàò ãîëåíè ðåáåíêà è çàôèêñèðóþò èõ â íåéòðàëüíîì ïîëîæåíèè. Åñëè ìûøöû íîã âàøåãî ðåáåíêà íàõîäÿòñÿ â ñèëüíîì ãèïåðòîíóñå, âðà÷ ìîæåò ïðîïèñàòü ëåêàðñòâî èëè ñäåëàòü ñåðèþ èíúåêöèé â ìûøöû, ÷òîáû ñíèçèòü òîíóñ. Âñå ýòî ïîìîãàåò, õîòÿ ñêîðåå âñåãî âû ñòîëêíåòåñü ñ ïîáî÷íûìè ýôôåêòàìè. Ìåäèöèíñêîå ëå÷åíèå, åãî ïðåèìóùåñòâà è ïîáî÷íûå ýôôåêòû äåòàëüíî îïèñûâàþòñÿ â ãëàâå 17.

Íà êàêîì áû êóðñå ëå÷åíèÿ âû ñ âàøèì âðà÷îì íè îñòàíîâèëèñü, ôèçè÷åñêàÿ òåðàïèÿ è äîìàøíÿÿ ïðîãðàììà âñå ðàâíî îêàæóòñÿ â íåì îñíîâíûì êîìïîíåíòîì. Øèíû íà ãîëåíè ïîìîãóò óäåðæàòü ñòóïíè ðåáåíêà íà ïîëó òàê, ÷òî îí íå áóäåò âñòàâàòü íà öûïî÷êè. Íî íîøåíèå øèí íå ïîçâîëèò åìó àâòîìàòè÷åñêè ñòîÿòü è õîäèòü. Ôèçè÷åñêàÿ òåðàïèÿ è äîìàøíÿÿ ïðîãðàììà áóäóò òðåíèðîâàòü êîîðäèíàöèþ ðåáåíêà, ïåðåíîñ âåñà è ðàâíîâåñèå. Îíè óêðåïÿò åãî ìûøöû è ñîõðàíÿò ãèáêîñòü ñóñòàâîâ. Íè îäíà øèíà, òàáëåòêà èëè èíúåêöèÿ íå ñïîñîáíû ïðèâåñòè ê ïîäîáíîìó ðåçóëüòàòó.

Источник

Физические упражнения — это основа реабилитации детей с двигательными нарушениями в комплексной терапии. Упражнения направлены: на увеличение объема движений; улучшение моторных функций; на предотвращение неправильных поз; уменьшение влияния патологических рефлексов за счет активации установочных рефлексов, и правильного положения тела с фиксацией конечностей. Также, за счет упражнений у ребенка увеличивается выносливость, укрепляется мышечный корсет, улучшается жизненный тонус.

Коррекция двигательных возможностей

При систематическом выполнении упражнений, улучшается спастическое состояние мышц, увеличивается подвижность суставов, за счет чего снижается повышенный тонус мышц. Это приводит к обратной связи в ЦНС, в связи с чем мозг получает правильные сигналы тело-голова-тело, что приводит к улучшению в двигательном развитии детей с ДЦП.

Обычно в процессе тренировки соблюдается порядок двигательного развития ребенка, но, как показывает практика, не все дети проходят промежуточные этапы. Есть дети, которые, не научившись ползать, научились ходить. Также есть дети, которые плохо держат голову, но могут стоять и даже самостоятельно передвигаться как ползком, так и на ногах. И это не мешает ребенку вернуться на ступень назад и научиться выполнять промежуточные этапы позже, несмотря на то, что он «перескочил» данный этап и выполняет функционал, не соблюдая порядок двигательного развития. И задача наших специалистов научить или подготовить ребенка к тем двигательным действиям, к которым он на данный момент готов.

Как научить ребенка с ДЦП держать голову

Подъем головы лежа на спине очень важный элемент в двигательной реабилитации детей с ДЦП. Дети, которых не могут держать голову, с трудом выполняют и другие упражнения. Поэтому умение держать голову очень важно для дальнейшего двигательного развития. Существует множество способов для контроля головы. Это подъем головы на мяче из положения лежа на спине, подъем с твердой поверхности из положения лежа на спине, подъем головы с помощью валика подложенного под грудь и плечи ребенка, подъем головы из положения лежа на животе, заинтересовывая ребенка игрушками. Очень важно использовать любую возможность укладывать ребенка на живот!!! Через не хочу, через нежелание, заинтересовывая чем угодно, пусть по чуть-чуть, но постоянно. Это основа основ! Вы сами удивитесь насколько ребенок окрепнет и станет со временем лежать дольше и охотнее. И ребенку будет гораздо легче перейти на новый уровень — перевороты.

Как научить ребенка с ДЦП переворачиваться

Если ребенок плохо держит голову, перевороты будут даваться ему намного труднее, поэтому при контроле головы нужно отрабатывать и перевороты. Перевороты со спины на живот выполняются за счет использования рук. Руки ребенка поднимаются кверху, сжимается предплечье или плечо, и легким нажатием за счет вращения плеча происходит переворот корпуса и бедра. Этот способ больше подходит для старших деток. Более легкий способ переворотов, который актуален для маленьких детей, это перевороты за счет нижних конечностей. Сжимаем колени ребенка руками, перекрещиваем ноги, верхнее бедро устремляем в противоположную сторону, т.е. если нога левая, переворот будет вправо. Вращение бедренного сустава, повлечет за собой переворот корпуса и таза. Когда ребенок много и долго лежит на животе, ему легче научится переворотам и получать от этого удовольствие. Он понимает, что может перемещаться таким образом, принимать более удобную для себя позу. И он готов к следующему этапу — ползание.

Читайте также:  5 месяц развития ребенка весной

Отработка навыков ползания детей с ДЦП

Отработка навыков ползания детей с ДЦП

Ползание на четвереньках – это основа вертикализации. Очень часто дети с высокой спастикой в ногах овладевают навыками ползания на животе по пластунски. Весь упор у них идет на верхний корпус и руки, и отталкиваясь кончиками пальцев ребенок делает рывок вперед, падая вниз лицом, и после этого высвобождая руки для следующего «ползка». Более лёгкое перемещение в пространстве — это ползание на четвереньках. Для начала нужно отрабатывать упор на руки. Когда руки ребенка окрепнут, ему будет легче подтягивать ноги и вставать на колени, и можно будет отрабатывать с помощью взрослого перемещение в позе на четвереньках. Перемещая одновременно вперед руку и противоположную ногу, т.е. правая рука — левая нога, затем левая рука — правая нога. Большим подспорьем при отработке ползания являются туторы на руки, которые фиксируют руку в прямом положении. Но здесь очень важно подобрать правильный размер и правильно зафиксировать руку. Этот этап у ребенка с ДЦП может затянуться на годы, и поэтому многие дети переходят на следующие этапы, толком не научившись ползать. Причем «застрять» на уровне ползания ребенок может надолго не в силу физических причин, а потому что мозг еще не созрел, и нужен толчок, обратная связь от вертикализации в пространстве.

Упражнения на равновесие

Равновесие, баланс или удержание позы ребенка в пространстве — это все одно и тоже. Всё сводится к свободному переносу веса тела с ноги на ногу, с руки на руку или с рук на ноги и обратно. В каждом положении тела мы должны удерживать равновесие — это одно из самых важных и необходимых навыков человека. Развить его можно многими упражнениями и тренажерами. Самый доступный и распространенный тренажер — балансир, который представлен во множестве вариантов. В виде балансировочной доски — на ней можно, стоя на четвереньках, качаться влево и вправо, или, развернув ребенка, вперед-назад. Также и стоя на ногах. Балансир в виде надувного диска — переминание с ноги на ногу, работа стопами, перенос веса тела с носков на пятки и тому подобное. Главное — научить ребенка работать тазом отдельно от плеч.

Как детям с ДЦП правильно садится и сидеть

Если больной не может правильно сидеть, то он не сможет правильно ходить. Умение сидеть означает, что ребенок сможет выполнять основное шаговое движение во время ходьбы, при этом сохраняя статическое и динамическое равновесие. Задача как родителей, так и специалистов, правильно усаживать ребенка. Чтобы ребенок сидел ровно, нужно предварительно снизить тонус нижних конечностей, опустить ноги со стула, добиться балансировки, следить за тем, чтобы спина была ровной

Как контролировать походку детям с ДЦП, у которых колени выгнуты назад (рекурвация)

При рекурвации ослаблены мышцы задней части бедра (хамстринг группа). Эти мышцы необходимо укреплять. Можно лежа на спине сгибать ногу, чтобы пятка касалась ягодицы. Затем можно тоже выполнять с утяжелителем. Такой же подъём ноги можно выполнять стоя, только необходимо следить, чтобы колено смотрело вниз и опорная нога не уходила в рекурвацию. Также ребенка необходимо приучать стоять и ходить с подсогнутыми в коленях ногами. И необходимо использовать специальные ортезы.

двигательная коррекция дцп 1

Для чего нужно тренировать позу «стояние на коленях»

Методы: стояние на двух коленях; стояние на одном колене.

Поза «стояние на коленях» — это переходное положение между позой на четвереньках и стоянием на ногах. Ребенок в положении на коленях учится удерживать свой вес и баланс с помощью бедер и прямой спины. Это одно из звеньев перехода с позы сидя в позу стоя. Это основа будущей вертикализации и прямохождения.

Тренировка ребенка с ДЦП прямостоянию

Правильное выполнение позы стоя — это основа будущей ходьбы и возможность научиться контролировать бедренные и коленные суставы. Правильная статическая поза — стоя — это когда ноги выпрямлены, корпус прямой, плечи и бедра на одном уровне. Есть динамическая поза стоя — это когда голова, конечности и корпус могут произвольно осуществлять движения и держать равновесие. Существует тренировка позы стоя с поддержкой за две руки, за одну руку. При этом есть большая разница — опора находится впереди ребенка или с боку от него. Также необходимо тренировать ребенка с поддержкой за таз и постепенно уводить поддержку вниз к стопам, т.е. постепенно переставляем руки вниз.

Если ребенок может сохранять равновесие, как статическое, так и динамическое, он готов к упражнениям, направленным на ходьбу.

Упражнения, направленные на ходьбу

Способы тренировки: инструктор держит ребенка за бедра и помогает ребенку вращать таз вправо и влево для того, чтобы запустить шаговые движения, и чтобы ребенок ощущал свои действия и переменный вес на опорные ноги. Также можно добиться шаговых действий с помощью фиксации и движения плеч ребенка.

двигательная коррекция дцп

Двигательная коррекция ДЦП

направлена на улучшение и исправление существующих функций, таких как: неправильный захват кисти, неправильная походка, отсутствие координации при ходьбе, гиперкинезы при напряжении во время осуществления какого-либо двигательного функционала. Коррекция двигательных нарушений детей с ДЦП проводится двумя путями: индивидуально и в групповых занятиях. ЛФК для детей с ДЦП составляется индивидуально, также индивидуально проводятся массаж и логопедические занятия. Групповые занятия направлены на социализацию детей.

Медицинский центра «Сакура» принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

Полезные статьи:

  • Мелтдаун(срыв) при аутизме и как с ним справляться
  • Обучение чтению детей с аутизмом
  • Формы аутизма

Источник