Развитие просодики у ребенка

Развитие просодики у ребенка thumbnail

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного
возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая
имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии
обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания,
голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила
голоса, темп, ритм, интонация и др.

Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают
трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные
изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», то есть ведут к
возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере
раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная
цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной,
эмоциональной.

Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые
(В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко,
Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует
на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка,
так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет
еще и компенсаторную нагрузку.

В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции
дизартрии, нет ни одной методики направленной на формирование просодической
стороны речи. В существующих методиках по коррекции дизартрии, исследования
имеют фрагментарный характер, который не уделяет средствам должного внимания.

В программе обучения дошкольников Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, логопедическая
работа направлена на коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических
процессов, расширение словарного запаса и т.д. Но в ней не выделено раздела
посвященного формированию просодической стороны речи.

В настоящей время поднимается проблема формирования просодической стороны
речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и
логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных
синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Основные компоненты просодической стороны речи.

Рассмотрев структурные компоненты просодической стороны речи, мы все же
остановимся на тех компонентах, особенности которых целесообразно рассмотреть у
детей 5-6 лет на первом году обучения, а именно: речевое дыхание;
темпо-ритмическая организация речи; интонация; голосовые модуляции (сила и
высота голоса); тембр речи.

Выделенные нами структурные компоненты просодической стороны речи у детей
дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

  • речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
  • речевой выдох ослаблен;
  • речь монотонна, маловыразительна;
  • темп речи замедленный или ускоренный;
  • ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
  • голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют; 
  • голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
  • тембр чаще низкий;

Для того, чтобы выявить степень сформированности просодической стороны речи у
детей дошкольного возраста с дизартрией, можно воспользоваться методиками Е.Ф
Архиповой, которые подобраны с учетом онтогенетического принципа, структуры
дефекта и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Воздействовать на формирование просодических компонентов речи предлагаю при
помощи комплекса упражнений логопедической ритмики. Который, направлен на
обучение и воспитание детей дошкольного возраста с дизартрией, посредством
движения, слова и музыки, а так же на преодоление выделенных особенностей
просодики у детей дошкольного возраста.

Логоритмические упражнения должны проводиться на разных этапах занятий: перед
началом занятий, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также на
музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, а также включаться во
все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Эта
работа не должна заканчиваться даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там эту
работу продолжают родители, следуя рекомендациям логопеда.

Традиционную утреннюю гимнастику целесообразно заменить занятием
продолжительностью 10-15 мин, включающим в себя элементы логопедической ритмики,
что послужит в свою очередь базой для проведения логоритмических занятий.

Содержание занятия должно быть напрямую связано с изучаемой лексической
темой, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому
воспитанию.

Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с
формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический
строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по
развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки,
дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.

Читайте также:  Игры с ребенком на развитие координации

Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует,
поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной
Г.В., Бабушкиной Р.Л., Власовой Т.М., Емельяновой Л.Ф., Лопатиной А.В.,
Серебряковой Н.В., Изучив предложенные методики по формированию просодической
стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы,
разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа,
ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей
дошкольного возраста с дизартрией.

1 этап2 этап3 этап
ПодготовительныйОсновнойЗаключительный
1. Работа над речевым дыханием.
2. Работа над голосом.
3. Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи.
1. Формирование общих представлений об
интонации.
2. Знакомство с повествовательной интонацией.
3. Знакомство с вопросительной интонацией.
4. Знакомство с восклицательной интонацией.
5.Дифференциация интонационной структуры предложения.
1. Работа над интонацией
повествовательного предложения.
2. Работа над интонацией вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационной структуры предложения.

Конспект логоритмического занятия по теме «Прогулка в
осенний лес».

I этап.

Цель: преодоление просодических нарушений путем развития, воспитания и
коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  1. Развивать речевое дыхание, слуховое внимание, чувство ритма, музыкальный
    слух и зрительную память.
  2. Формировать выработку чётких координированных движений во взаимосвязи с
    речью.
  3. Способствовать развитию мимической выразительности.
  4. Расширять лексический запас.

Оборудование:

  • солнце, тучки, осенние деревья (берёза, рябина, дуб);
  • разноцветные листья (берёзы, рябины, дуба); 
  • листья, не раскрашенные по количеству детей;
  • краски (жёлтая, красная, оранжевая);
  • тампоны для раскрашивания листьев по количеству детей;
  • резиновый ёжик; костюм для «Осени»; костюм для «ёжика»;
  • музыкальное сопровождение.

Ход занятия

(Логопед в костюме «Осени» заходит в зал.)

По дороге золоченой долго я ребята шла,
И к своим друзьям хорошим ненадолго забрела.

Динамическое упражнение «На прогулку».

Логопед:

В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
Много, много интересного,
Мы всегда в лесу найдем.

(Дети берутся за руки и за логопедом идут хороводным шагом «змейкой» между
разложенными на полу листьями.)

Динамическое упражнение «Мы идём».

Хором.

Мы идём: та-та-та (Обычная ходьба.)
Мы поём: ля-ля-ля. (Ходьба на носках.)
Мы едем: ту-ту-ту. (Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях.)
Мы кричим: ау-ау. (Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.)

Дыхательное упражнение «Ветер».

Логопед: Ребята, на деревьях листья, какого цвета? (Ответы детей:
жёлтого, красного, оранжевого.)

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Берёзовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у… (Дети хором поют: и а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у.)

Пальчиковая игра «Осенний букет».

Логопед: Ребята, давайте соберём осенний букет.

Хором.

Раз, два, три, четыре, пять —
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки.)
Листья берёзы, листья рябины, (Загибать поочерёдно пальцы.)
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба, мы соберём
В вазу осенний букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки.)

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки».

Логопед: Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами
вправо-влево, вверх-вниз.)

Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, чёрные тучки.
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями.)
Солнце на небе во всю засияло. (Поморгать глазами.)

Мимическое упражнение с элементами рисования «Листьям грустно-весело».

Логопед: Ребята, прошёл дождь и смыл краску с осенних листьев. Как вы
думаете, листьям грустно или весело? (Грустно.) Покажите, какие листья
лежат на земле грустные. Что нужно сделать, чтобы листьям стало весело?
(Раскрасить их; дети раскрашивают тампонам, смоченными краской листья.)
А
теперь листьям весело или грустно? (Весело.) Покажите, какие листья стали
весёлые.

Читайте также:  Роль наследственности развитии ребенка

Подвижная игра «Догонялки».

Логопед: Ребята, послушайте, кто-то фыркает: Фыр-фыр-фыр…

Как вы думаете, кто это? (Ёжик.) Ёжик приглашает нас поиграть с ним в
игру «Догонялки». (Дети встают в круг, в центре «ёжик». Дети идут хороводом под
быструю музыку в одну сторону, «ёжик» в другую сторону.) После окончания музыки
дети хлопают в ладоши и говорят:

Раз, два, три – Ребятишек догони! (Дети разбегаются, «ёжик» старается их
поймать.)

Танец с листьями.

Логопед: Ребята, давайте представим, что мы листья, которые, танцуя,
плавно опускаются на землю. Дети кружатся. Опускаются на колени. Водят руками по
полу. Качают руками влево-вправо.

Ритмическое упражнение «Капли».

Логопед:

Капля – раз! Капля – два! (Удары ладонями обеих рук по коленям.)
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой! (Дети убегают в группу.)

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов
    вузов / Е.Ф. Архипова. — М; АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319, с.: ил.-
    (Высшая школа).
  2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с
    речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2005.
  3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с
    дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г.А.Волковой.
    — СПб.: КАРО,2005.- 176с.
  4. Барышникова С.М., Козлова Е.В.Логопедическая ритмика в рамках
    коррекционно-развивающей работы ДОУ// Логопед. 2006, №4, стр. 21.
  5. Власова Т.М. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.
    — М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-240с.: ил.
  6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн.
    заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, стр.158.
  7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое
    пособие, творческий центр Сфера. — М.: 2003.
  8. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Логопедическая работа в группах
    дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб.: Образование, 1994.

Источник

Что такое просодика речи в логопедии? Именно ее нарушение влияет на выразительное и правильное изложение мыслей. Так как просодика отвечает за тон, интонацию и тембр. Она придает эмоциональный окрас разговорам, с помощью нее человек выражает свои эмоции. Нарушения и разговорная недоразвитость возникает обычно у детей дошкольного возраста. Чтобы скорректировать ее, применяется комплексная методика из множества различных упражнений.

Что такое просодические компоненты в речи в логопедии

Просодика — это (в логопедии) комплекс компонентов, отвечающих за выразительность и интонацию речи. Помимо содержания разговора, важна ее просодическая сторона.

Компоненты просодики речи в логопедии:

  • темп и ритм;
  • логическое ударение;
  • тембр;
  • интонация;
  • тон.

Нарушение просодики означает невыразительную и безэмоциональную речь

Тон и интонация передают эмоции человека: радость, воодушевление, недоверие. Ритм и темп вносит порядок в звуковой состав и скорость протекания изложения мыслей вслух.

Развитие просодической стороны речи

Просодическая сторона детской речи развивается с обучением его говорить. Даже в маленьком возрасте, ребенок начинает говорить односложные слова с определенной интонацией и тембром. Уже с этого возраста необходимо разговаривать с малышом. Возможно, он будет не понимать маму, но просодика поможет разгадать ее эмоции.
Для развития просодики в разговоре детей используются игровые упражнения:

  • ритм и темп голоса развивает упражнение прочтения одного стишка несколько раз с разной скоростью;
  • тембр голоса развивает звукоподражание животным;
  • интонацию тренирует произнесение одного слога разными эмоциями (страх, радость, печаль).

Словесное ударение

Словесное ударение — выделение определенного, чаще всего одного слога, в слове. Слог, который оказывается под ударением всегда произносится с большим усилием и выделением в нем гласного звука. Если разобрать ударение с просодической стороны, то слог выделяется из-за удлинения времени звучания и изменения частоты тона.
Ударение бывает таким:

  • динамическое;
  • музыкальное;
  • экспираторное;
  • тоновое;
  • количественное;
  • тоническое.

Говорить голосом персонажа

Развитию просодики помогает подражание голосу персонажа из мультфильма или сказки. Герои мультфильмов имеют очень эмоциональную и выразительную речь. Повторение диалогов с интонацией, тембром и ритмом персонажей помогает ребенку различать чувства и настроение.

Дополнительная информация! Читая сказку и подражая героям, проводится параллель между письменной и устной речью.

Говорим с выражением

Грамотная речь в логопедической сфере, это не только правильно произнесенные слова, но и ее выразительность и эмоциональность. Все люди имеют разные уровни компонентов просодии, но общая экспрессивная окраска разговора у всех похожа. Для прививания просодики в разговоре, логопеды логопедические педагоги советуют делать упражнения на использование в разговоре максимально выраженной экспрессивности. Каждую эмоцию необходимо выражать максимально сильно.

Просодическая сторона речи у детей с ОНР

Дети с общим недоразвитием речи чаще всего имеют нарушения просодических компонентов. У этих детей неразборчивая без эмоциональная речь, с однотонным темпом и ритмом. Голос имеет контраст: либо слишком высокий, либо низкий. Отличительной особенностью является ослабленный речевой выдох.
Ограниченные возможности здоровья ребенка с ОНР не должны стать помехой для формирования у ребенка правильно поставленной речи. Перед непосредственным прохождением программы по просодии, ребенка рекомендуется отправить на обследование, чтобы избежать обучения по неверной методике.

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией

Для формирования просодики у детей с дизартрией необходимо регулярно выполнять специальные логопедические упражнения. Они включают игровые, двигательные, музыкальные и речевые задания. Выполняются они не только в ДОУ, но и по приходу домой.
Сначала ребенок делает зарядку, с элементами логоритмических упражнений. После проводится занятие по звукопроизношению и развитию разговорного языка. Желательно проводить занятие по методикам разных авторов. В каждой работе можно найти разные варианты упражнений, чтобы детям не было скучно.

Дополнительная информация! Занятия должны включать музыкальную распевку, для вырабатывания ритма и темпа.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает у детей дошкольного возраста при наличии нарушений в восприятии звука. Если ребенок имеет такое недоразвитие, то его особенностями будут следующими:

  • картавость, шепелявость;
  • нечеткое и невыразительное произношение;
  • нарушенный синтез и анализ фонем;
  • слияние фонем;
  • неспособность произнести некоторые фонемы;
  • затруднение в общении со сверстниками;
  • проблемы с письмом и чтением.

Ребенок при таком нарушении не может ясно и правильно выразить свои мысли. Он хорошо понимает и знает слова, может быть намного умнее своего возраста и сверстников.

Нарушения речи бывают из-за врожденных и приобретенных заболеваний

Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний

Нарушения речи бывают при врожденных и приобретенных заболеваниях:

  • повреждениях речевой зоны тела во время родов;
  • врожденные дефекты в строении органов в речевой зоне (зубы, небо, губы, челюсть);
  • ДЦП;
  • психических заболеваниях;
  • наследственности.

Важно! Чтобы исключить врожденное заболевание у малыша, необходимо тщательное обследование во время родов.

Ролевой диалог «Жил-был цыпленок» по мотивам произведения К. И. Чуковского «Цыпленок»

Ролевые диалоги направлены на коррекцию недоразвитых просодических компонентов и повышения эмоционального фона. Презентация стихотворения Чуковского «Цыпленок», как ролевого диалога — хороший способ развить нарушенные элементы просодии.
Действующие лица произведения — животные, которые, помимо текстового разговора, имеют свои звукоподражания:

  • Цыпленок пищит:

«Пи-пи-пи, пи-пи-пи
Ой, какой огромный мир…»

  • Курица кудахчет:

«Куд-куда, куд-куда,
Вот это да!»
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Ухожу я далеко»

  • Петух кукарекает:

«Посмотрите, как могу
Я кричать — ку-ка-ре-ку!»

  • Лягушка квакает:

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква
Далеко тебе до петуха»

Здоровьесберегающие технологии в логопедии

Для коррекционной работы над нарушенной просодикой, в логопедии используются здоровьесберегающие технологии. Их широко применяют в ДОУ и других учреждениях, занимающихся улучшением речевых нарушений, так как они соответствуют ФГОС.
Само определение метода «сберегать здоровье» означает применение различных видов активной деятельности:

  • дыхательной гимнастики;
  • упражнений для глаз;
  • артикуляционной гимнастики;
  • главного компонента — логоритмики.

Литотерапия в логопедии

Согласно словарю, литотерапия в логопедии — это нетрадиционный способ лечения речевых нарушений с помощью камней, песка, глины.
Основные примеры лечения с помощью литотерапии при речевой недоразвитости:

  • массаж пальцев, при сжимании и перекатывании камней в руках;
  • раскладывание из камней и песка узоров;
  • закапывание камней в песке;
  • логопедические упражнения с применением камней.

Коррекцию речевой недоразвитости проводит логопед

Приемы коррекции недостатков выразительности речи

Известный профессор Л. С. Волкова и доцент Р. И. Лалаева, имеющие множество дипломов по логопедии и читающие лекции по этой теме, разработали методику по коррекции нарушений речевой выразительности. Эта структурная работа — хороший помощник для специалистов, занятых в сфере устранения недоразвитости речи.
По Волковой к основным направлениям деятельности учителя логопеда относятся следующие:

  • различение интонации отдельно экспрессивной и импрессивной речи;
  • занятия для речевого дыхания;
  • упражнения для ритма и темпа голоса;
  • различения тона при утверждении, вопросе и восклицании;
  • работа над силой и диапазоном голоса;
  • упражнения с логическим ударением.

Просодическая сторона речи — это, в логопедии означает ее выразительность. В дошкольном возрасте, чаще всего, нарушения возникают именно в просодии. Нет средства, чтобы исправить разговорную недоразвитость за одно мгновение. Это довольно длительный и сложный процесс. Но при правильном и комплексном лечении, его возможно исправить.

Источник