Развитие предметной деятельности ребенка второго года жизни
Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста
В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.
Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .
Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.
Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.
Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.
В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.
Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.
Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,
Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.
Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.
Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.
По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.
Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :
-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;
-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;
-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.
К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.
К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому
изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.
Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.
В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками
,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.
Источник
Татьяна Мартюк
Консультация для воспитателей «Развитие предметной деятельности и сенсорного развития детей второго года жизни»
Сенсорное развитие детей происходит в процессе, как специально организованной деятельности:
— занятия с дидактическим материалом и дидактическими игрушками;
— занятия с предметами-орудиями;
— занятия со строительным материалом;
— музыкальные занятия;
— летка, рисование, аппликация
так и в повседневной жизни, режимных моментов (во время кормления, гигиенических процедур, прогулки).
Исходя из программных задач педагог планируя проведение занятий определяет цель. В зависимости от дидактической цели подбираются игрушки (матрёшки, пирамидки, кольца, втулки, цветные колпачки, шарики и т. д., которые должны отличаться признаками и свойствами: цветом, формой, величиной, тяжестью, упругостью, расположением в пространстве, соотношением частей. При этом задача педагога будет заключаться в следующем: с помощью дидактической игрушки сконцентрировать внимание ребёнка на свойствах предмета и выполнение заданий, например: соотнесение, группировку, сортировку игрушек по сходству и различию.
При планировании занятий с детьми второго года жизни учитываем несколько факторов:
-поддержание устойчивого ориентировочного интереса к дидактическим игрушкам;
-возможность самостоятельных действий с игрушками.
В процессе чего дети делают для себя массу открытий.
Не секрет, что для детей второго года жизни предметная деятельность является ведущей. Происходящее в этом возрасте интенсивное накопление чувственного опыта, в процессе практических действий с предметами, даёт начальное представление о предметной деятельности, которая будет совершенствоваться на протяжении дошкольного возраста. Поэтому на данном возрастном этапе педагогу необходимо научить ребёнка предметным действиям, в основу которых отнести сопоставление предметов по форме, цвету, величине.
Для занятий с детьми второго года жизни можно рекомендовать 5 видов игрушек:
1. Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы.
2. Объёмные геометрические фигуры : шары, кубы, призмы и др. предназначенные для целенаправленного группирования и соотнесения их по цвету, форме, величине.
3. Геометрические игрушки-вкладыши: разноцветные кубики, конусы, цилиндры, которые предназначаются для сортировки и подбора по цвету, форме, величине.
4. Народные сборно-разборные игрушки: матрёшки, бочата и др., способствующие формированию пространственной ориентировки, умению собирать предмет из двух одинаковых или однотипных частей.
5. Небольшие сюжетные игрушки: куколки, грибочки, ёлочки, машинки, фрукты и овощи, а также предметы, подобранные по определённым признакам: коробочки, катушки, вазочки, природный материал (жёлуди, шишки, листья, группируемые по цвету и величине.
При планировании и проведении дидактических игр с предметами педагог должен учитывать особенности возраста и ориентировочную активность ребёнка. В раннем возрасте задания с использованием дидактических игрушек выполняется методом проб и ошибок, поэтому большое значение имеет правильный отбор программного материала и направляющее руководство взрослого.
На занятиях с предметами у детей раннего возраста должны присутствовать: ожидание, поиск, оправдавшееся предположение, видимое достижение результатов. Дети обязательно должны испытывать чувство удовлетворения, радости удачного действия, правильно выполненного задания и желание выполнить его ещё раз. Ребята не всегда могут самостоятельно воспроизвести действие, которое воспринимают зрительно. В таких случаях воспитатель должен помочь им практически освоить то или иное умение. При этом не следует торопиться: ребёнку надо понять отдельные движения, входящие в состав действий с предметами, и закрепить их неоднократным повторением. Педагогу необходимо учитывать, что при одном и том же программном содержании следует варьировать материалом и формой упражнений. Предлагая различные по фактуре, форме, окраске, величине предметы воспитатель способствует развитию у детей обобщённых представлений об этих свойствах.
На занятиях с предметами ставятся такие цели:
— развитие координации движений рук;
-развитие глазомера;
— умение различать наиболее контрастные формы,величину предмета, их окраску и пространственное расположение, развитие ориентировочной активности и самостоятельности в выполнении действия;
-развитие мыслительных операций (подбор по цвету, установление последовательности величин, соотнесение по величине,свойствам);
-развитие речи.
Основными методическими приёмами обучения действиям с предметами, детей второго года жизни является:
— наглядно-действенный показ;
-словесные пояснения;
-выполнение поручений;
-повторение выполнение упражнений.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию».
2. Е. В. Проскура «Развитие познавательных способностей дошкольников»
3. А. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
4. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» под редакцией Новосёловой С. Л.
5. «Воспитание и обучение детей раннего возраста» под редакцией Павловой Л. Н.
6. А. Н. Фролова «Умственное воспитание детей раннего возраста».
Источник
- Овладение предметной деятельностью в раннем возрасте как предпосылка возникновения игры
В воспитании
детей раннего возраста очень важным является обогащение и совершенствование
чувственного опыта в процессе деятельности.
Развитие
детской деятельности, руководство
ею — являются важными ответственными
задачами, стоящими перед педагогом.
Самостоятельная сюжетная игра
только зарождается в раннем возрасте. Характерной
для этой возрастной ступени деятельностью
является деятельность предметная. Она
называется ведущей не только потому,
что она преобладает, но и потому, что имеет
исключительное значение для формирования
важных качеств детской психики.
Прежде
всего, у детей развивается
умение самостоятельно чем-то
занять себя и производить
с предметами целесообразные
действия. Например, собирать и разбирать
игрушки, открывать и закрывать
складных матрешек, коробки, банки,
катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить
из кубиков и др. Совершенствуются движения
кисти, пальцев ребенка, развивается глазомер,
малыш приучается контролировать движения
рук зрением.
Обогащается
сенсорный (чувственный) опыт
ребенка. Посредством осязания, мышечного чувств, зрения ребенок
начинает различать форму, величину предметов.
Он ощущает, что одни предметы твердые,
другие — мягкие, упругие; одни тяжелые,
другие — легкие; одни прочные, другие
— легко разрушаются, видоизменяются –
рвутся, мнутся, распадаются и требуют
осторожного обращения с ними. В результате
действий ребенок с предметами они издают
различные звуки: стук, звон. Различна
на ощупь поверхность предметов: гладкие,
шершавые, пушистые и т.д. Различна и окраска
– дети зрительно воспринимают различные
цвета.
Если взрослые
сопровождают действия ребенка
словом – обозначают эти действия,
качества предметов, то на этой
основе обогащается его словарь,
развивается речь. Сначала дети
учатся понимать то, что им
говорят, а затем и сами овладевают новыми словами.
В процессе
деятельности развивается мышление
детей. Знакомясь со свойствами
предметов и их наименованиями,
дети рано приходят к первым
общим представлениям. Оказывается,
что «большими» могут быть
разные по внешнему виду предметы: и шарики, и кубики, и коробки, и матрёшки.
Одного и того же цвета могут быть разные
вещи. Постепенно, уже на втором – третьем
году жизни, у детей складываются первые
общие представления о форме, величине,
цвете.
В процессе
деятельности с предметами у детей развивается сообразительность:
чтобы, например, собрать матрешку, надо
всегда меньшую вкладывать в большую,
сообразить, где у нее нижняя и верхняя
части.
Умение
выбрать шарики, втулочки, кубики
определенного цвета приучает
малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному
признаку.
Занятия
с предметами воспитывают сосредоточенность,
умение спокойно, не отвлекаясь,
заниматься в течение некоторого
времени каким-то одним делом.
Развивается устойчивость внимания,
особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым: он должен
присмотреться к тому, что ему показали,
и воспроизвести эти действия. Для маленького
ребенка это не так легко. Развитие умения
подражать очень важно, для того чтобы
ребенок был в состоянии заимствовать
опыт взрослых, т.е. учится у них.
Действия с
такими предметами, как дидактические
игрушки, всегда ставят перед
ребенком умственную задачу, он
старается добиться результата
– собрать башенку, сложить
матрешку и т.п. Так, формируется
целеустремленность. Некоторые дидактические игрушки для выполнения
игровой задачи требуют известной последовательности
действий и отбора деталей.
Исследования
показали, что уже на втором
году жизни ребенок может воздействовать
на предмет не только прямо,
но посредством другого предмета, например, притянуть удаленный
предмет с помощью палочки, выудить плавающую
рыбку сачком и т.п.
Так возникает
способность пользоваться вспомогательными
предметами – орудиями, важная
для развития детей. (10)
Умения, которые
дети под руководством взрослого приобретают в процессе
деятельности с предметами, дидактическими
игрушками, имеют существенное значение
для развития самостоятельной игры.
Ребенок
играет с первых месяцев жизни.
Манипулирование предметами, сопровождаемое
эмоциональным оживлением и чувством удовольствия,
уже может быть названо игрой. Игровое
манипулирование отличается от собственно
предметных действий направленных на
освоение назначения предметов и способов
их использования. Игра выступает как
форма активной ориентировочной деятельности,
«практические бесполезной», что и делает
ее игрой. Захватывая, сжимая, похлопывая,
толкая, бросая предмет, ребенок познает
его свойства. Для манипулирования характерна
многократная повторность однородных
действий, связанных с упражнением сенсомоторных
механизмов, включенных в то или иное действие,
и повторным восприятием предмета. В силу
этого в ходе игры развиваются двигательные
функции руки, зрительная и слуховая сосредоточенность,
а затем и восприятие предмета.
Манипулирование
с предметами начинается с момента появления
охватывания (конец третьего месяца жизни),
однако с наибольшей полнотой оно формируется
к семи-восьми месяцам, когда ребенок переходит
к взятию предмета. Условия для игры –
манипуляции создаются взрослыми: в часы
бодрствования ребенок получает в свое
распоряжение разнообразные, удобные
для охватывания предметы и игрушки.
Наиболее
полные предметные игры развиваются
на втором году жизни ребенка.
В это период ребёнок осваивает
действия с двумя видами предметов:
игрушками и предметами – орудиями (ложкой,
чашкой, совочком). Действия с предметами
– орудиями обладают логикой, связанной
как с самим предметом, так и с условиями
его использования (чашка пустая и чашка
с молоком требует разных действий). Действия
с игрушкой не имеют таких жестких ограничений.
В Соответствии с этим формируются два
вида предметных действий: собственно
предметные или орудийные, и игровые. Оба
вида действий формируются параллельно.
Они осваиваются ребёнком в совместной
деятельности со взрослым. Однако игровые
действия отличаются большей обобщенностью,
часто протекают в сокращенной форме,
в форме «схемы действия».
На втором году жизни
предметная игра проходит ряд этапов:
- в совместной игре со взрослыми дети подражают его действиям с игрушками;
- дети начинают самостоятельно выполнять усвоенные действия с игрушками (вначале с той же самой), а затем усвоенные действия переносят на другие предметы (ребенок научился кормить куклу, затем кормит мишку, зайчика и т.д.);
- появляется изобразительная игра. Её содержание – условно – орудийные действия.
Ребёнок подражает действиям
взрослого с предметами, которые
он наблюдал в повседневной жизни (читает
газету, подметает пол). Подобные действия
усваиваются уже самостоятельно,
вне специального научения. Все это
создает условия для возникновения сюжетно
– ролевой игры. (7с.123).
Сюжетно
– ролевые игры в их собственном
смысле возникают в конце третьего
года жизни ребенка. Их появление
связано с рядом условии:
- наличием разнообразных впечатлений от окружающего;
- накоплением предметных игровых действий;
- наличием игрушек;
- частотой общения со взрослыми;
- развитием самостоятельности детей. (7)
Первые сюжетные игры
протекают как игры безролевые или
игры со скрытой ролью. Действия детей
приобретают сюжетный характер и
объединяются в цепочку, имеющую жизненный
смысл. Это, цепочка, состоящая из двух
– трех действий, многократно повторяется.
Основным содержанием, как в предметной
игре, являются разнообразные действия
с предметами. Неизменной остается и форма
игры: или как индивидуальная, или как
игра «рядом». Действия с предметами, игрушкой
осуществляются каждым из играющих детей
самостоятельно, и основания для объединения
еще нет. Совместные игры возможны лишь
при участии взрослого.
Дальнейшие
формирования игры связано с
развитием сюжета. Более сложный сюжет,
включающий 2 – 3 звена из двух – трех действий,
возникает тогда, когда взрослые подбирают
для детей игрушки, вызывающие разнообразные,
связанные между собой действия. Это определяется
тем, что на данном этапе развития игры
в центре её находятся предмет и действия
с ним.
Например,
девочка моет куклу; полотенце
и расческа, положенные рядом,
вызывают новые действия –
вытирание и причесывание.
Во второй
половине третьего года жизни
в развитии сюжетных игр детей
происходит значительный скачок – в игре
появляется роль. Вначале она присутствует
как бы в вскрытом виде: ребенок, действуя
определенным образом, еще не называет
себя именем взрослого. Затем свою роль
в игре ребенок обозначает словом (мама,
врач, шофер), но только после того, как
им был совершен ряд соответствующих
действий. И наконец, уже в самом начале
игры ребенок берет себе роль, обозначает
ее словом и начинает действовать в соответствии
с этой ролью.
Появление
роли связано с изменением
направленности сознания ребенка с предмета и действия
с ним на того, кто действует, — на человека.
Вместе с тем благодаря наличию умений
переносит. Действия с одного предмета
на другой развивается способность отождествлять
свои действия с действиями других людей.
Это и служит основанием для появления
роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.
Содержанием
первых сюжетно-ролевых игр остаются
разнообразные действия с предметами:
мама готовит обед, врач ставит
градусник, шофер заводит машину
и т.д. Но наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению
разнообразных действий; обогащается
и эмоциональное содержание игры: ребенок
переживает чувства связанные с конкретной
ролью.
Обогащение
ролевых действий в играх отдельных
детей постепенно приводит к
появлению совместной игры, объединяющей
вначале двух-трех, а затем и большее количество
детей. Вначале они группируются на основе
действия, по его направленности: ведет
машину шофер, а пассажир едет в ней; врач
ставит градусник больному, парикмахер
стрижет папу и т.д. Эти объединения еще
очень кратковременны, быстро распадаются.
Сюжет игры по-прежнему несложен: в нем
дети преимущественно отражают жизни
семьи, детского сада.
К концу
третьего года у детей развиваются
сенсорные способности, их ролевое
общение со взрослыми и сверстниками, умение
играть вместе без конфликтов. Дети становятся
самостоятельнее.
Таким образом,
изучение психолого – педагогической
литературы по данной теме
дало возможность автору познакомиться
с особенностями детей раннего
возраста, с современными подходами к их воспитанию
и обучению, конкретизировать задачи формирования
предметной деятельности и перейти к опытно
— практической части по развитию предметной
деятельности у ребенка второго года жизни.
Библиография
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.
М., 1977 г.
- Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Ярославль 1998 г.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под редакцией Л.Н.Павловой М., 1986 г.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста./ Под редакцией Е.О.Смирновой, Н.Н.Авдевой, Л.Н.Галигузовой. М., 1996 г.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под редакцией Г.М.Ляминой М., 1981 г.
- Волосова Е. Все начинается с детства. // Дошкольное воспитание №8 2002 г.
- Дошкольная педагогика. / Под редакцией В.И.Логиновой и П.Г.Саморуковоой. М., 1983 г.
- Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. / Под редакцией К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. М., 1986 г.
- Детская психология. В.С.Мухина. / Под редакцией Л.А.Венгера. М., 1985 г.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под редакцией С.Л.Новоселовой. М., 1985 г.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988 г.
- Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. М., 2001 г.
- Мухина В.С. Детская психология. М., 1981 г.
- Лямина Г.М. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста. М., 1982 г.
- Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978 г.
Программа воспитания и обучения в детском саду.
М., 2005 г.
- Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развиие. Методическое пособие. М., Мозаика – Синтез.
- Печора К.Л. Развитие и воспитание детей второго года жизни. М.,1974 г.
- Педагогика раннего возраста. / Под редакцией Г.Г.Григорьевой, Н.П.Котовой, Д.В.Сергеевой. М., 1998 г.
- Павлова Л. Раннее детство: стратегия воспитания и развития. //Дошкольное воспитание №8 2002 г.
- Павлова Л. О взаимодействии общественного и семейного воспитания детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание №8 2002 год.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. / Под редакцией Т.И.Ерофеевой. М., Издательский центр «Академия», 2000 г.
- Умственное воспитание детей раннего возраста. / Под редакцией Е.И.Радиной. М., 1968 г.
Источник