Развитие предметного зрения у ребенка

Развитие предметного зрения у ребенка thumbnail

Развитие зрительных органов ребенка во время беременности

Зрительные органы и зрительная область мозга начинают развиваться в утробе матери задолго до рождения малыша. У эмбриона формирование глазных органов начинается в 8-10 недель беременности. Уже в возрасте шестнадцати недель плод реагирует на свет. Конец второго триместра знаменуется полным формированием глаз. В конце срока беременности плод может открывать глаза, моргать и следить за ярким светом вокруг матери.

Для правильного развития зрительной системы важно сбалансированное питание мамы во время беременности. Неоспорима ценность витамина А. Овощи, фрукты, молочные продукты в рационе мамы помогут правильному формированию органов зрения.

Специалисты установили также, что глазам не родившегося еще малыша нужен солнечный свет. Хотя в утробе матери темно, определенные фотоны света проникают в матку, если женщина находится в лучах солнца.

Зрение ребенка в первый месяц жизни

Зрение новорожденного значительно отличается от зрения взрослого человека. Это объясняется тем, что глаза малыша разнятся физиологически  с  глазами взрослого.

Глазные яблоки младенца меньше, чем глазные яблоки взрослого. Изображение возникает не на сетчатке, а за ней. Поэтому все новорожденные страдают нормальной дальнозоркостью.

Груднички не могут различать очертания мелких предметов. Картинка окружающего мира, которую видим мы, для новорожденного представляется набором пятен, имеющих разную степень интенсивности и освещенности. Глаза продолжают формироваться для нормального видения.

Окружающий мир для малыша в первый месяц жизни предстает в черно-белых тонах, яркие краски он не различает. Поэтому разноцветные погремушки в этом возрасте совершенно не к чему. Лицо мамы, на расстоянии не больше 20-30 сантиметров, малыш различает. 

Тьма и свет младенцу понятны. Яркий свет заставляет его усиленно моргать, зажмуриваться. Ребенок может вздрагивать, чересчур яркий свет может вызвать плач. Такое поведение относится к безусловным зрительным рефлексам, которые проверяют еще в роддоме.

Приблизительно в три недели после рождения младенец начинает различать что-то, кроме света. В этот период начинается формирование цветового и предметного зрения.

Второй и третий месяц жизни ребенка

В возрасте двух месяцев младенец начинает видеть цвета, пока только яркие. Близкие тона пока не различает, например, синий и голубой. Малыш уже замечает и удерживает взгляд на предметах, расположенных на расстоянии до 60 сантиметров. Он улавливает движение предметов (в горизонтальном направлении), может следить за ними глазами. Предметы предстают перед ребенком уже не в таком размытом виде, как прежде. Зрение приобретает резкость. Малыш различает лица людей, которые находятся с ним в одном пространстве.

К трем месяцам младенец следит за передвижением предметов вниз-вверх и вправо-влево. Он повторяет движение глазными яблоками и поворачивая головку на яркие интересующие его предметы.

Малышу четыре месяца

В этом возрасте малыш уже может определять расстояние до предметов, хватать их. Для развития этих навыков родители должны давать ребенку игрушки, развивая зрение и хватательные навыки.

Возраст – 5 месяцев

В этом возрасте ребенок гораздо лучше различает движущиеся предметы. Он распознает объект по его частям. Развивается способность различать оттенки, малышу уже подвластно цветное восприятие мира.

Возраст ребенка от шести месяцев до года

В шесть месяцев у ребенка уже развито стереоскопическое зрение, что дает возможность видеть окружающий мир объемным. Ребенок учится сидеть и ползать, что способствует развитию корковой части головного мозга, отвечающей, в том числе, за сохранение в памяти зрительных образов. Совершенствуется хватательный рефлекс – обычно малышу дают палец, который он уже держит в своей ручке.

Ребенок обладает в этом возрасте глубиной и остротой зрения, которая уже приближается к этим же характеристикам взрослого человека.

В восемь месяцев малыш хорошо различает облик предметов, лица взрослых на расстоянии нескольких метров. К этому возрасту окраска радужной оболочки уже становится постоянной, может лишь несколько измениться её оттенок.

Зрение годовалого ребенка

Малыш в возрасте одного года уже способен с интересом рассматривать книги с цветными картинками. Можно ему читать книжки, показывая иллюстрации. Ребенок, двигаясь по полу ползком или уже ногами, собирает мелкие предметы, с радостью и интересом двигается к яркой игрушке.

Следует помнить, что этапы развития зрения у малышей происходят по-разному. Если что-то в развитии ребенка не совпадает с выше указанными, нет основания бить тревогу. Иногда какие-то навыки и умения запаздывают на несколько недель.

Обследования новорожденного офтальмологом

Первое обследование глаз проводится врачом-неонатологом в родильном доме. Затем – плановые проверки в возрасте одного месяца, трех (для недоношенных детей), шести месяцев  и года. Если родители заметили какие-либо отклонения в зрительных органах, к врачу следует обратиться в любой срок.

Проверка в роддоме позволяет диагностировать некоторые врожденные патологии зрительной системы. Врач может распознать врожденные катаракту и глаукому, ретинопатию, атрофию зрительного нерва и другие недуги глаз. Болезни характеризуются внешними признаками: подергивание и подрагивание зрачков (нистагм), опущением век (птоз). Тем не менее, осмотр в роддоме не дает полной гарантии отсутствия зрительных недугов, поскольку многие из них развиваются со временем.

Поэтому важны последующие посещения детского офтальмолога.

Первый осмотр – в возрасте одного месяца. Врач оценивает зрительные рефлексы (световой тест), производит общий осмотр глаз. Исследуется размер и форма глазных яблок, зрачков, чистота хрусталика.

Посещение офтальмолога в шесть месяцев может дать более полную картину о состоянии зрительных органов ребенка. Они оцениваются визуально и с использованием приборов. Проверяется:

  • двигательная активность глаз;
  • фокусировка на предметах;
  • аккомодация;
  • рефракция;
  • синхронность реакции.

Врач уже может с полной определенностью сказать — является ли имеющиеся косоглазие безвредным или это недуг, нуждающийся в коррекции.

В этом возрасте возможна проверка зрения с использованием специальной таблицы. Она представляет собой лист бумаги, на котором одна половина – белая, а вторая – в черно-белых полосках. Малыш с нормальным развитием глаз начинает рассматривать часть полосатую.

Читайте также:  Понятия развитие ребенка в социуме

В каких случаях требуется внеплановое посещение офтальмолога

Родители должны отвести ребенка на прием к детскому офтальмологу при обнаружении некоторых симптомов и ситуаций:

  • если у родителей или близких родственников имеются проблемы со зрением, то врача следует посещать чаще, чем предусмотрено;
  • если ребенок недоношенный;
  • глаза младенца не чувствительны к свету — в возрасте одного месяца он не реагирует на луч света, направленный ему в лицо;
  • малыш после трех месяцев реагирует только на игрушки, издающие звуки, не фокусируя взгляд на ярких цветных предметах беззвучных;
  • в возрасте четырех месяцев не следит обоими глазами за движущимися предметами;
  • в пять-семь месяцев ребенок не различает лица родных, не пытается взять близко расположенную игрушку;
  • у малыша различные размеры зрачков;
  • глазки слезятся или появились какие-либо выделения из них;
  • веки опухшие, красные;
  • зрачки мелко подрагивают, мигают, двигаются непроизвольно влево-вправо, вверх-вниз, дергаются;
  • замечается «выпуклость» глаз;
  • к возрасту одного года малыш не замечает удаленных предметов, например, не реагирует на взлетающих птиц.

Эти признаки должны насторожить родителей и явиться неоспоримым поводом посещения детского офтальмолога.

Профилактика возникновения зрительных недугов

Травмы глаз у детей – достаточно частое явление. Родители должны тщательно следить за малышами. Ногти у грудничков становятся острыми, даже когда они совсем немного отросли. Потому важно следить, чтобы малыш не оцарапался, в том числе, не повредил глаза. В арсенале маленьких детей должны быть только игрушки без острых краев, которыми можно повредить глаза. Недопустимо нахождение малыша, в пыльном, задымленном помещении. Такая обстановка плохо влияет не только на дыхательные органы, но и на органы зрения.

Некоторые мамы, не дожидаясь посещения врача, начинают что-то закапывать в глазки ребенка при появлении гноя или других выделений. Этого ни в коем случае делать нельзя. Только детский офтальмолог способен определить причину и назначить адекватное лечение.

Ребенок до года не способен нормально воспринимать картинки на экране телевизора или различных гаджетов. Пользы от такого просмотра нет, но нагрузка на органы зрения возникает.

Воспалительные процессы часто возникают у малышей после игры в песочнице или пускании мыльных пузырей. Маленькие дети трут глаза грязными руками, что приводит к воспалению глаз. Такие недуги в дальнейшем могут привести к ухудшению зрения.

Развитие зрительных органов у детей до года является одним из важных процессов в жизни малыша. Родители должны быть внимательны к этому явлению, поскольку хорошее зрение является важным фактором для дальнейшей полноценной и насыщенной жизни своего ребенка.

Источник

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире – пожалуй, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи.

Орган зрения ребенка состоит из глазного яблока, зрительных нервов и зрительных центров в головном мозге. В глазном яблоке расположены его оптическая система и светочувствительный слой – сетчатка. Оптическая система глаза состоит из роговицы, передней и задней камер, заполненных водянистой влагой, хрусталика и стекловидного тела. Вокруг глаза расположены глазодвигательные мышцы. Оптическая система создает изображение на сетчатке, в клетках которой происходит трансформация световых сигналов в нервный импульс. Нервный импульс по зрительному нерву передается в головной мозг.  

Движения глаз осуществляется с помощью шести мышц. Глаза находятся в непрерывном движении; существуют разные виды движения глаз.  

Орган зрения ребенка проходит несколько этапов развития.

Первый этап – это формирование предметного зрения. В первые дни жизни взгляд у ребенка блуждающий, движения глаз не сопряжены. К 2-3 месяцам появляется предметное зрение – ребенок смыкает веки при быстром приближении предмета, рассматривает свои ручки, узнает материнскую грудь.

В 6-8 месяцев  у ребенка возникают способности различать простые геометрические фигуры, видеть себя в зеркале, в 12 месяцев узнавать себя на фотографиях. В дальнейшем пространственное зрение быстро прогрессирует, чему весьма способствует умение ребенка ходить и исследовать окружающие удаленные объекты с помощью не только глаз, но и рук. Ко второму году жизни дети уже могут различать рисунки.

Второй этап – это формирование бинокулярного зрения.                                                      

Бинокуляное зрение означает зрение двумя глазами. Наивысшая степень бинокулярного зрения обозначается как глубинное, пространственное, стереоскопическое. Восприятие глубины возможно только двумя глазами. Зрение одним глазом дает представление лишь о высоте, ширине, форме предмета, но не позволяет судить о взаиморасположении предметов в пространстве.  

Бинокулярное зрение – важная зрительная функция. Формируется бинокулярное зрение к 7-15 годам. Но уже с 6-8 недельного возраста появляются ассоциированные одноименные движения, когда глаза направляются в одну сторону. С 3-го месяца возникает конвергенция, также имеющая значение для развития бинокулярного зрения. С 5-6 месяцев начинает формироваться фузия – способность к слиянию изображений, появляющихся на обеих сетчатках, в однокорковое. Фузия укрепляется 5-6 годам. Фузия может быть врожденно слабой, а то и вовсе отсутствовать. Отрицательно действуют на фузию истощающие заболевания, повреждение черепа, психические травмы, ослабляя и даже уничтожая фузионную способность.                                                                 

Третий этап – это эмметропизация глаз.                                                                   

Подавляющее большинство детей (по разным данным – до 80% и более) рождаются гиперметропами, что обусловлено короткой передне-задней осью глазного яблока новорожденного (16-18vмм).                                                       

По мере роста глазного яблока гиперметропия постепенно уменьшается до +1,0D или переходит в эмметропию.    

Проверка зрения у детей

Проверка глаз и зрения у детей младшего о дошкольного возраста должна осуществляться как можно раньше. Как можно проверить зрение малыша, что он именно видит? Такая проверка осуществляется косвенным образом: малыш сидит на руках у мамы, один глаз у него прикрыт, и ему показывают игрушки, яркие картинки. Начиная с года остроту зрения у детей можно исследовать с помощью показа им с различных расстояний неодинаковые по величине игрушки, с трех лет – детские таблицы для определения остроты зрения.    

Читайте также:  Таблица физическое развитие ребенка по месяцам таблица

Следует помнить, что острота зрения, равная 1,0 и более, формируется у большинства детей к 6-7 годам. Поэтому не всегда зрение меньше 1,0 обязательно связано с какими-то аномалиями или патологическими изменениями со стороны зрительного анализатора.  

В 1 год – 0,3-0,6; в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-1,0; в 4 года – 0,7-1,0; в 5 лет 0,8-1,0;  в 6-7 лет – 0,9-1,0; в 8-15 лет 0,9-1,0.   

Исследование остроты зрения  у детей имеет очень важное значение. Ее нарушение может свидетельствовать о ряде тяжелых заболеваний, связанных с нарушением свойств роговицы, хрусталика, стекловидного тела, сетчатки, зрительного нерва и зрительных центров.

Основные формы зрительной патологии

Аномалии рефракции являются клинико-анатомическим признаком, наиболее часто встречающимися у детей с патологией зрения. Дальнозоркость и дальнозоркий астигматизм – одна из частых причин понижения зрения в детском возрасте. По данным медицинского осмотра детей это патология составляет 37,1%. На втором месте – слабость аккомодации – 29%. Близорукость чаще стала встречаться в дошкольном возрасте, удельный вес составляет 7,4%.                  

Установлено, что количество близоруких школьников увеличивается по мере перехода с юга на север.                                                                                              

Косоглазие – сложный зрительный дефект, который отрицательно сказывается на функциях глаза и внешнем облике ребенка. На земном шаре имеется около 120 миллионов косящих. Оно отрицательно влияет на психическое развитие ребенка и ограничивает профессиональную пригодность во многих гражданских профессиях и военных специальностях.                                                                                                

Основной симптом косоглазия – это нарушение в симметричном положении глаз при взгляде прямо или при других направлениях взора. Принято различать сходящееся косоглазие и расходящееся. Нередко имеется вертикальный компонент. Предупреждение развития косоглазия и его осложнений является одной из важнейших задач работы по охране зрения у детей. Родовые кровоизлияния в центральную нервную систему – одна из частых причин паралитического косоглазия. Индивидуальная профилактика косоглазия у каждого ребенка состоит в охране его зрения с первых дней жизни. Недостаточное, а равно слишком яркое освещение, прямые солнечные лучи, свет от незащищенной лампы неблагоприятны для глаз. Подвешивание игрушек на близком расстоянии от ребенка вызывает напряжение аккомодации и конвергенции, может способствовать развитию косоглазию и близорукости. Лечение косоглазия – очень сложный и длительный процесс.  

Другие причины снижения зрения

  • Патология хрусталика. Наиболее распространенной патологией хрусталика является его помутнение – катаракта. Катаракта – одна из причин слепоты и слабовидения у детей.  
  • Патология сосудистого тракта – это чаще всего врожденные хориоретиниты тосоплазмозной этиологии.
  • Патология зрительного нерва – это атрофии зрительного нерва, врожденные аномалии развития зрительного нерва.
  • Врожденная глаукома или «водянка глаза» — это повышение внутриглазного давления.        
  • Ретинобластома –это злокачественная опухоль на глазном дне(сетчатке).  
  • Ретинопатия недоношенных.
  • Патология сетчатки – это дистрофии, отслойка сетчатки  при высокой степени близорукости, при травмах, при сотрясениях тела.  

Крупнейший немецкий естествоиспытатель прошлого века Г. Гельмгольц писал: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром  и чудеснейшим произведением творческой силы природы».                                          

Наталия Орлова.                                                                                                                   

Женя хочет быть пилотом —                                                                             

Править быстрым самолетом,

Все моря на белом свете                                                                                               

Переплыть желает Петя,                                                                                           

Будет Николай шофером,

Павлик электромонтером

И охотником Илья. 

Но для этого, друзья,

Кроме знанья и уменья —

Всем необходимо зренье! 

Источник

Бинокулярное зрение — это сложный механизм, благодаря работе которого человек видит объемно и может нормально ориентироваться в пространстве. Как и большинство зрительных функций, бинокулярность начинает развиваться с детства. Как происходит этот процесс, какие стадии он проходит, и как его контролировать? 

Развитие зрения у детей

Глаза ребенка и зрительная система начинают развиваться практически с самого рождения. Уже в первые секунды после появления на свет у младенца есть некоторые безусловные рефлексы органов зрения в виде реакции зрачков на свет, есть попытки слежения глазами за движущимися объектами. По мере роста и взросления ребенка формируются и другие зрительные функции. 

Самая первая такая функция — светочувствительная. Она появляется сразу после рождения. Светочувствительность становится основой формирования всех остальных функций зрения. При попадании световых лучей на сетчатку глаза новорожденного зрительный образ не возникает, но уже наблюдаются защитные реакции зрачков. Световая чувствительность постепенно повышается, а зрительные функции совершенствуются.  

Развитие предметного зрения у ребенка

Примерно на 2-3-ем месяце появляется центральное зрение. Оно развивается и со временем ребенок от способности находить предмет глазами доходит до способности распознавать его и отличать от других предметов. Центральное зрение у детей до года развивается и совершенствуется очень быстро. В 4-6 месяцев они реагируют на лица, на 7-ом месяце распознают формы предметов, геометрические фигуры. Также постепенно повышается острота зрения. Параллельно с ее развитием наблюдается становление цветовосприятия. Дети начинают распознавать цвета в 2-6 месяцев. Окончательно формируется цветовосприятие к 4-5 годам. Позднее всех этих зрительных функций развивается бинокулярное зрение.

Читайте также:  Дневник развития вашего ребенка

Что такое бинокулярное зрение?

Развитие предметного зрения у ребенка

Бинокулярное (стереоскопическое, пространственное) зрение — это способность видеть мир объемно, различные формы, размеры предметов и расстояние между ними. Работает эта функция зрительного аппарата, главным образом, за счет фузионного рефлекса. Он представляет собой соединение двух изображений от обоих глаз в одну картинку. Объединение этих изображений происходит в коре головного мозга, который получает сигналы от органов зрения и обрабатывает их. Для существования пространного восприятия необходим ряд условий:

  • острота зрения не ниже, чем 0.4 на обоих глазах;
  • отсутствие анизометропии (отличия в рефракции левого и правого глаз);
  • симметричное положение глаз и согласованные их движения;
  • отсутствие патологий в виде помутнений сетчатки, роговицы и хрусталика;
  • изейкония (оба глаза видят равные по размерам объекты);
  • нет повреждений центральной нервной системы.

Развитие предметного зрения у ребенка

Как уже было сказано выше, острота зрения и другие функции начинают формироваться с рождения, поэтому нормальное их развитие, отсутствие глазных заболеваний и патологий нервной системы являются залогом развития бинокулярности.

Формирование бинокулярного зрения у детей

Есть несколько этапов, в течение которых происходит закладывания основ для развития стереоскопического восприятия:

  • После появления на свет малыш еще не имеет сознательного зрения, глазные движения его хаотичны, а взгляд блуждающий. Бинокулярного зрения на этом этапе нет, так как для его функционирования необходимы согласованные движения глазных яблок.  
  • Примерно через две недели или через месяц увеличивается светочувствительность, более яркое освещение «вынуждает» младенца фиксировать взгляд на предметах, удерживать глазные яблоки неподвижно, смотреть на свет более пристально.
  • К концу первого и началу второго месяца у новорожденного пропадает бесцельное блуждание глаз. Их движения становятся параллельными, симметричными и согласованными.  

На всех этих этапах бинокулярного (пространственного) зрения нет, но развиваются и устанавливаются физиологические основы для его формирования. Можно сказать, что стереоскопическая система уже начинает развиваться при неполноценной сформированности монокулярных систем зрения. 

В течение второго месяца малыш уже осваивает ближнее пространство. Сначала он видит все в двух измерениях (по высоте и ширине). Осязание помогает углублять ближнее пространство. Так у ребенка появляется первое представление об объемности. Хватательный рефлекс развивается у детей примерно в 4 месяца. Им еще сложно распознать расстояние до объектов, они ошибаются при определении их объемов, но, в целом, оценивают пространство верно. 

Развитие предметного зрения у ребенка

Дальнее пространство малыш начинает осваивать с 6-го месяца. Он ползает, пытается встать на ноги, что дополняет осязательную функцию. В этот же период происходят изменения в сетчатке — величина изображений на ней увеличивается. Кроме того, укрепляются мышцы глаз. Их движения приобретают согласованный характер. Обычный механизм ориентации в пространстве, основанный на рефлексах, усложняется. Восприятие превращается в продукт мозговой активности.  Дальнейшее формирование пространственного (бинокулярного) зрения теперь напрямую связано не только с глазами, но и с познавательной деятельностью. 

Таким образом, бинокулярное зрение у детей до года находится в состоянии формирования. Создаются все необходимые условия для его развития. С первого года бинокулярность формируется быстрее. Серьезные изменения качественного характера наблюдается в возрасте 2-7 лет. Параллельно с этим развивается речь, абстрактное мышление. Окончательно пространственное восприятие формируется к 12-14 годам. На протяжении всех этих лет нужно внимательно следить за развитием зрения ребенка, чтобы вовремя выявить отклонения и устранить их. 

Проверка бинокулярного зрения у детей

Она осуществляется либо при наличии офтальмологических болезней (нистагм, косоглазие), либо в ходе планового осмотра в детском саду или школе. Оценивается бинокулярность различными способами. Зачастую офтальмологи используют для проверки опыт с призмой. Он является объективным и позволяет оценить состояние зрительного аппарата у малолетних детей. Врач закрывает один глаз пациента призмой с силой 8-10 диоптрий. Она изменяет направление лучей, в результате чего глазное яблоко изменяет свое положение. В это время окулист наблюдает за другим глазом. Через 20-30 секунд он убирает призму. У испытуемого в этот момент должна возникнуть диплопия — двоение изображения. Однако фузионный рефлекс возвращает глаз в первоначальное положение и двоение пропадает. Опыт повторяется с другим глазом. Если результат такой же, врач делает заключение о наличии бинокулярности. Если движения глаз не согласованы, определяется, какой из них ведущий. Самой частой патологией, которая сопровождается нарушениями пространственного зрения, является косоглазие. Есть различные формы и причины этого заболевания. От них зависит лечение. Важно начать его своевременно, иначе один глаз может утратить зрительные функции. 

Есть и другие методы оценки бинокулярного зрения. Их можно провести самостоятельно. В числе таких методов — опыт Соколова. Пациент должен посмотреть вдаль правым глазом через свернутый в трубку лист бумаги. Левую ладонь нужно держать на дистанции 15 см от неприкрытого трубкой глаза. Если зрение бинокулярное, то ребенок увидит тоннель в ладони, а через него — изображение, получаемое правым глазом. Эксперимент можно провести над обоими зрительными органами.

Еще один доступный в домашних условиях способ проверки зрения — проба с промахиванием. Для опыта нужны два карандаша, один из которых необходимо держать вертикально, а другой — горизонтально. Разведя руки в стороны, ребенок должен соединить кончики карандашей. Если нет нарушений зрения, сделать это будет легко. 

Развитие предметного зрения у ребенка

Проверить с помощью этих методов зрение ребенка достаточно сложно. Конечно, подросток может и сам это сделать, а, например, дошкольника придется заинтересовать какой-либо игрой. Провести проверку у совсем маленьких детей (до года) этими способами невозможно. Это можно сделать только в кабинете специалиста. В его распоряжении есть необходимое оборудование, которое дает возможность не только определить характер зрения (монокулярное или бинокулярное), но и установить причины патологии, если таковая будет обнаружена. В домашних условиях можно получить лишь приблизительные результаты, которые просто дадут представление о наличии или отсутствии пространственного зрения.

Источник