Развитие познавательной сферы ребенка в младшем школьном возрасте

Развитие познавательной сферы ребенка в младшем школьном возрасте thumbnail

ГБОУ СОШ №512 Невского района г. Санкт — Петербурга

Доклад на тему:

«Особенности  развития познавательной сферы младших школьников».

Доклад подготовил:

Педагог – психолог

Полякова С.А.

Санкт – Петербург, 2017

Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Основным новообразованием возраста становится произвольность.

Центральным моментом становится формирование отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим.
Другой важной особенностью познавательной деятельности младшего школьника становится осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Однако эти изменения осуществляются под влиянием учебной деятельности далеко не сразу, познавательные функции проходят сложный путь развития, связанный с возрастающим умением детей регулировать свое поведение и управлять им.
Изменения в области восприятия.

 Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются в различных формах и цвете), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным.
Изменения в области внимания.

На момент прихода в школу произвольное внимание развито слабо. Дети обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание).

Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.

 Во 2—3-м классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге.

Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий.
Изменения в области памяти.

Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать задачу запоминания. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В начале обучения у первоклассников преимущественно механическое, непроизвольное запоминание. Со временем особенности памяти меняются: постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой. Память лучше фиксирует наглядный материал, конкретные предметы, а не абстрактные.

Изменения в области воображения.

В первом классе образы воображения приблизительны и бедны деталями, однако под влиянием обучения уже к 3-му классу увеличивается количество признаков и свойств в образах. На первых порах воображение ребенка творческое и произвольное, с опорой на конкретный предмет. Позже ребенок уже воспринимает предмет по названию, без зрительного образа. К концу начального школьного периода усиливается реализм воображения. Ребенок может создавать логически связанные картинки с реальными деталями, без выдумок.

Изменения в области мышления.

В области мышления происходят наиболее существенные изменения. У младшего школьника мышление наглядно — образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению. Формирование научных понятий в младшем школьном возрасте только начинается. Оно продолжится в подростковом возрасте и тогда станет основой теоретического мышления, что позволит ребенку овладеть новым содержанием.

Развитие речи.

Речь напрямую связана с мышлением. Время начального школьного обучения характеризуется увеличением словарного запаса.Более точным становится значение слов. Развивается умение слушать и слышать другого человека длительное время.

Рекомендации психолога:

Рекомендации для развития внимания.

Внимание – это познавательный психический процесс, с помощью которого в процессе познания окружающего мира позволяет человеку сосредотачивать сознание на объектах, имеющих для него определённую значимость. 

1.      На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. минутки): шагать, прыгать, останавливаться.

2.      В каждый урок  в урок, включайте  задания, на развития внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

3.      Включайте в урок задания, требующие довольно длительного сосредоточения: прослушать и пересказать рассказ, построить сложный мост (на перемене), нарисовать город.

4.      Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

5.      Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.

6.      Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

7.      Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

8.      Предлагайте детям:

А) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

Б) неоконченные фразы, которые нужно окончить;

В) вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, которые стараются чаще отвечать на них; 

9.      Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

10.  Периодическое переключение с одного вида  работы на другой, многогранная структура урока, активная познавательная деятельность, формирование контроля и самоконтроля – такой подход сделает урок более интересным для детей, что само собой будет способствовать организации их внимания.

                                 Рекомендации для развития памяти.

    Память – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание определённой информации поступившей в мозг. 

Читайте также:  Развитие личности ребенка от года до 3 лет

1.       При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью). 

2.       К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание). 

3.       Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей проёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения: 

а) Анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; 

б)  Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким – то общим признакам; 

в) Классифицировать предметы и явления на основе обобщения; 

г) Устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами для заучивания.                  

                            Рекомендации для развития мышления и речи.

    Мышление – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит обобщённое и опосредованное познание окружающего мира.

    Речь – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающего мира с помощью языка, системы знаков используемой как средство общения и мышления. 

    Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно овладевал умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня сознания и специально им обучить. 

1.                 Включайте в урок задания на: сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

2.     Классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

3.     Нахождение  «лишнего»  слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

4.     Складывание целого из частей (разрезные картинки);

5.     Последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

6.     Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

7.     Использовать задания на сообразительность,  логические  рассуждения и т. д.

8.     Занятия по рисованию,  лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение  планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

9.     Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей. 

10. В целях развития речи:

а) после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

б) развивайте у детей умение строить рассказ по картине, заданному плану. Заданной теме;

в) упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;  учите детей доказывать своё мнение, выражать его.

Источник

Характер психических новообразований ребенка к концу младшего школьного возраста напрямую связан с уровнем присвоения им учебной деятельности как ведущей. Особенно сильно это проявляется в развитии его познавательной сферы.

Поскольку младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития логики, прежде всего логического мышления, то главные изменения происходят (при соответствующей организации деятельности) именно в этой области психической сферы.

Мышление и речь. В начале младшего школьного возраста мышлению ребенка еще присущ эгоцентризм. Основное направление развития мышления — это переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается.

Способность к логическому мышлению тесно связана с развитием речи ребенка (поэтому и мышление называют словеснологическим). Логика предполагает последовательную и закономерную связь явлений. Чтобы изложить свою мысль логически ребенку необходимо связно и последовательно выстраивать свою речь в монологической форме. Такое умение формируется постепенно, но чем раньше учитель будет создавать для этого условия, тем активнее будут развиваться у ребенка соответствующие психические новообразования — словесно-логическое мышление и монологическая речь. Эти функции составляют зону ближайшего развития ребенка младшего школьного возраста (при условии, что в дошкольный период были развиты необходимые психовозрастные новообразования).

Память. Ребенок, поступающий в первый класс, способен к механическому запоминанию (зона его актуального развития), но приемами рационального (образного и логического) запоминания он еще не владеет — это задача развития для младшего школьного возраста. Приемы для запоминания и воспроизведения учебного материала с помощью образной и логической памяти передаются ребенку учителем.

Например: чтобы лучше запомнить правописание словарного слова «вокруг» учитель просит детей нарисовать большую окружность, символизирующую букву «о»; в центре нарисовать елку и бродящих вокруг нее волков. Такая картина подписывается фразой: «Воют волки вокруг елки». Впоследствии у детей возникает четкая ассоциация этого образа с буквой «о».

Логические приемы запоминания и воспроизведения основаны на различных способах активной мыслительной переработки материала (смысловая группировка — выделение в тексте смысловых частей, их обозначение, составление плана; поиск ключевых слов для данного отрывка текста, суженных названий; составление плана, классификация, схематизация, мнемотехни- ческие приемы и др.).

Восприятие. Как и любой другой познавательный процесс, восприятие ребенка в ходе учения становится не просто произвольным, оно выступает как деятельность, т.е. появляется цель восприятия (например, услышать и понять услышанное), выделяется предмет восприятия (например, восприятие какого-либо способа действия), появляются средства восприятия (например, при первичном написании буквы «А» первоклассник должен проделать несколько действий по ее восприятию: увидеть, как она пишется — зрительное восприятие; услышать правила ее написания — слуховое восприятие; потрогать эту букву на макете из бархатной бумаги — тактильное восприятие; написать ее в тетради по определенным ориентирам — зрительно-моторное восприятие). Результатом восприятия является реализация цели и освоение предмета этой деятельности.

В зоне актуального развития ребенка на начальном этапе обучения — зрительное, относительно слабо дифференцированное восприятие (именно на него в начале обучения ребенок опирается больше всего). В ходе учебной деятельности очень интенсивно развивается слуховое восприятие, которое все больше становится осмысленным и дифференцированным, т.е. чувствительным к деталям информации.

Читайте также:  Сензитивные и кризисные периоды в развитии ребенка

Внимание. В начале обучения внимание школьников преимущественно непроизвольное. Это приводит к тому, что учащиеся все внимание обычно обращают на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. В процессе учебной деятельности основным видом внимания становится произвольное. Время произвольной концентрации увеличивается с 7—10 мин. в начале обучения до 25—35 мин. к 4-му классу.

В 9—10 лет у ребенка начинает проявляться послепроизволь- ное внимание, которое связано с углублением деятельности. Например: то задание, которое было задано на дом сначала не вызывало у ребенка особого интереса, но по мере углубления в него он так заинтересовывается содержанием задания, что перестает слышать работающий рядом телевизор.

Воображение. В процессе обучения воображение младших школьников активно включается в целенаправленную деятельность. Ребенок должен воссоздать образы по описательным сведениям, схемам и чертежам. Сначала образы расплывчаты, неясны, с опорой на конкретные предметы. Затем они становятся полными, развернутыми, яркими — включают больше признаков с преобладанием существенных, развивается опора на слово. По виду воображение младших школьников воссоздающее. Именно в процессе учебной деятельности появляются объективные предпосылки для развития творческого воображения — создания ребенком субъективно новых образов. Этому способствуют такие виды творчества, как изобразительная деятельность, музыкальное творчество, написание сочинений и т.д.

Такое бурное всестороннее развитие познавательной сферы ребенка в этот период связано с потребностями самого школьника и с огромными возможностями учебной деятельности, с присвоением ее ребенком на протяжении младшего школьного возраста.

Если этого не происходит, то в следующий период возрастного развития — в подростковый возраст — ребенок вступает с обедненным (недостаточным) запасом психического потенциала, а иногда и с ущербным (неполноценно развитым) багажом психических новообразований.

Источник

Особенности познавательной сферы детей с младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах “за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте” [56, с. 35].

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка — начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников.

Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.[44]

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Согласно Л.С. Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д.[30] Одна из типичных ситуаций такого рода — выполнение ребенком какого-либо поручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определенные правила.

Коломинский Я.Л. считает, что если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными.

В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением. Такими условиями являются:

1)        наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения;

Читайте также:  Внешняя среда развития ребенка

2)        введение ограничительной цели;

3)        расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;

4)        наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.

Важнейшим условием развития произвольного поведения ребенка является участие взрослого, который направляет усилия ребенка и обеспечивает средствами овладения.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: “память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим”. [60, с. 56]

Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными.

По мнению Даниловой Е.Е., младший школьный возраст является сензитивным:

  • для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, “умения учиться”;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Согласно Ермолаеву О.Ю., на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

По мнению Даниловой Е.Е., в младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, способ “просто запомнить” позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в этом возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной. Таким образом, процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству — повторению.

Продолжая разговор о сензитивности, Данилова Е.Е. говорит о том, что младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение [21].

Согласно Л.С. Выготскому, с началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально логические рассуждения детям еще не доступны. Так же с развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Эти новообразования формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности.

От чего зависит трудность учебной работы школьника? С одной стороны, от особенностей учебного материала, с другой — от возможностей самого школьника, от индивидуальных и возрастных особенностей его памяти, внимания, мышления и, конечно, — от мастерства учителя.

Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника — в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников, заметила, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это, значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.

Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют “обходными путями”. К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить, но вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т.д.

Неумение и нежелание активно мыслить — это отличительные особенности рассматриваемой группы неуспевающих учащихся, иногда называемых “интеллектуально пассивными” [46]. Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

Существует 3 фактора, которые могут вызвать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся:

1.        несформированность приемов учебной деятельности;

2.        недостатки развития психических процессов;

3.        неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей.

Источник