Развитие понятийного аппарата у ребенка

Развитие понятийного аппарата у ребенка thumbnail

«РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

Работа выполнена воспитателем ДОУ № 124 Невского района г. Санкт-Петербурга

ЛУКАШОВОЙ ЛИДИИ ВИКТОРОВНЫ

Санкт-Петербург

2015

ВВЕДЕНИЕ.

Ребенка с самого рождения окружают предметы. Наша задача — помочь ребенку познакомиться с миром предметов, увидеть многообразие, разнообразие, помочь правильно с предметами действовать.

Одна из основных задач: воспитать ценностное отношение к предметному миру.

Каким должно быть содержание о предметном мире? Исследования показали, что наибольшее значение в развитии ребенка играют системные знания, которые и представлены в программе «ФГОС», Это развивает способность к познанию предметов, нужно обеспечить постепенное вхождение ребенка в предметный мир.

Что это? Кто это? Затем об этом предмете: о качестве, свойствах, особенностях, характерных признаках внешнего вида, а затем выделение существенных признаков (что будет если…? (причинно-следственные связи). Знания даются в связи с возрастными возможностями. Идет развитие познавательной деятельности, а также и речевой. Идея предметного восприятия дает сенсорный анализ (качество, величина, свойство), затем предмет рассматривается, как целостная система. Таким образом, ребенок последовательно осваивает способы познания: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Этапы знакомства с предметом.

1. Отделение предмета от фона, от других предметов, от сходных предметов и обозначение точным словом (на нервом году жизни).

Предмет дается целостно, без деталей, и добивается ответа ребенка. Постепенно круг предметов расширяется (игрушки, одежда, обувь и т.д.). Ребенок должен хорошо знать эти предметы. Сначала знакомим с реальными предметами, а затем через картинки, через книги и т.д.

Подобная методика знакомства с предметом используется в обучении детей до 4-5 лет. Здесь складывается механизм обозначения объекта словом, т.е. важно, чтобы за предметом, его образом, закрепилось правильное, точное название. Вот почему предмет показывается, а потом прячется (создаётся его образ). В данном случае можно использовать дидактические приёмы: повторы, хоровые проговаривания. К концу дошкольного детства важно, чтобы ребёнок знал и правильно называл все предметы, которые его окружают («Назови предметы, которые тебя окружают!»). К сожалению, в этом возрасте дети плохо знают постельные принадлежности. Поэтому необходимо обратить на это пристальное внимание.

2-й этап связан с познанием особенностей предметов. Сущность системного взгляда на предмет характеризуется, прежде всего, тем, для чего предмет создан, то есть с назначением, как главной особенностью предмета. Исследования показывают, что дети затрудняются в выделении назначения предмета. Например, для чего платье? Дети говорят: «носить». Это функция. А защищать от холода — это назначение!

Задача воспитателя — развести функцию и назначение предмета. Но предмет может выполнять своё назначение, когда он имеет определенное строение. Каждая часть в предмете имеет своё предназначение. Все предметы сделаны, из каких-то материалов. Материал непосредственно связан с назначение (прочный дом строят из кирпичей). Но, как правило, детям трудно связывать материал с назначением.

Рис.1 Сущность системного взгляда на предмет

Материалы обладают определёнными качествами и свойствами. Мягкость бумаги ведёт к её размоканию. Дети уже с трёх лет способны выделять в материалах качества и свойства (дерево, глина, песок, бумага, ткань, металл, стекло).

Качество — это те особенности, которые мы можем выделить в предмете при помощи органов чувств, не нарушая целостности этого предмета.

Свойство — это те особенности, которые выделяются, но при нарушении целостности предмета (рвется, мнется, горит, размокает).

Признаки предмета — это качества и свойства в определенном наборе. Выделение качеств и свойств обеспечивает чувственное познание. Важно включить все возможные органы чувств в познание. Этот набор признаков выступает для обобщения. В связи с этим выделяются понятия.

Их две группы:

  1. Понятия видовые. Сущность видового знания о предмете составляет три характеристики (назначение, строение и материал, свитер, юбка, стул, стол). Существенными признаками будут назначение и строение.
  1. Родовые понятия.
  2. Этап освоения понятий. На этом этапе к чувственному познанию добавляется  логическое.  Требуется   выделение  существенных признаков и объединение предметов. Выбраны родовые понятия, которые доступны детям, широко используются в повседневной жизни.

СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При обобщении надо учитывать качество признаков. Чем больше признаков, тем труднее обобщение. Наиболее легкий один существенный признак, как правило — назначение (игрушки), инструменты, чтобы что-то делать, продукты — которые употребляют в пищу. Затем идут более сложные: посуда — то из чего едят, в чем хранят продукты, в чем готовят, мебель, — более сложные овощи — растут на огороде для чего (использование в пищу), человек, который их сажает. Ознакомление с предметным миром дает простор для развития детского творчества (работа с загадками). 

Рис. 2. Социальный опыт:

Методика. Вся работа с младшими группами строится в непринужденной обстановке, используя игровую ситуацию. Знакомим с частями предметов в младшей группе, чтобы ребенок знал назначение, строение предмета, помочь выделить части, особенности строения. Знакомим с теми предметами, которые встречаются в жизни, окружают ребенка. Словарная работа обязательна: варежка, пальчик, манжета, теплая, удобная, пушистая. Воспитательные задачи — отношение к предмету. Структура занятий из трех частей. Приносим игровой персонаж (он должен быть смешной), создается игровая ситуация.

Чтобы дети лучше осознали все части варежки, нужно использовать различные варежки — Мишкины (нет пальчика, нет манжетки, разный материал).

В третьей части может быть выбор предметов годных и не годных. Нужен специальный дидактический материал (чашка без дна, без ручки и т.д.).

Второй этап занятий, где мы знакомим с качествами и свойствами.

  1. Познакомить с конкретными качествами и свойствами и, соответственно, обследовать действия.
  2. Словарная работа: название качеств и свойств.
  3. Воспитательные задачи: отношение к предметам.

Первая часть направлена на выявление качества и свойства: прозрачный, непрозрачный (средняя группа). Матрешка опускает предметы в стаканчики (стеклянный, бумажный). Странное дело, когда я опускаю предмет в стеклянный стакан — вы его узнаете, а в бумажном стакане — нет. Почему?

Через стеклянный стакан предмет виден, он прозрачный, а через бумажный — нет, он не прозрачный.

Вторая часть. Формирование обследовательских действий. Для того, чтобы узнать, что нужно сделать. Посмотреть на свои ноги через крышку стола. Что вы видите? А теперь посмотрим в окно? Что нужно сделать? (посмотреть). Узнали, как определить, прозрачный и непрозрачный.

Третья часть: выделение этих качеств в разных предметах. Как узнали? Найдите в нашей группе.

РОДОВЫЕ ОБОБЩЕНИЯ.

Средняя группа — «Игрушки».

Взять Мишку, мяч, машину (3-4 предмета).

Читайте также:  Курация ребенка с оценкой физического развития

Начинаем с того, что бегло рассматриваем предметы, во что одеты, как можно играть. Нужно задавать вопрос: как можно играть? Как эти предметы отличаются друг от друга? А потом спросить, что же у них одинаковое. (Дать детям выговориться). А что нужно делать с ними? (И с куклой, и с машиной, и с мячиком). Итак, со всеми ими можно играть? Что же это такое? — Игрушки. Найди игрушки.

Рекомендую воспитателям в своей работе использовать толкование понятий, используя словари Ожегова СИ. Шведова Н.Ю., и Даля В.И. о предметном мире.

См.: Толкования С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведова и Владимира Даля о предметном мире. (Российская Академия наук, Институт русского языка, Российский фонд культуры. СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведов «Толковый словарь русского языка», — Москва: «АЗЪ». -1993г.)

ПОНЯТИЕ.

Понятие — логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений.

Понятие — целостная совокупность суждений, т.е. мыслей, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках этого объекта.

Понятие, — по Философскому энциклопедическому словарю, -это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

Понятие — это обобщающая мысль, раскрывающая существенные свойства, признаки того или иного явления.

Понятие отличается от представления тем, что:

  • во-первых,   представление   индивидуально, ибо оно имеет место у каждого отдельного человека, а понятие является общим для всех;
  • во-вторых, понятие отражает существенные признаки, в то время как представление — отражает внешние признаки;
  • в-третьих, понятие возникает не стихийно, как представление, а формируется человеком сознательно.

Понятия по своей глубине и широте отражения действительности могут быть различными. Одни из них охватывают сравнительно небольшую группу предметов, другие — более широкую общность.

(См.: Философский энциклопедический словарь. — М.,1989. — С.513.)

Источник

Пелагеина Г.И.

Развитие понятийного мышления младших школьников.

Особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. В этот период качественно изменяются, перестраиваются все сферы личности ребенка. Начинается эта перестройка с интеллектуальной сферы, прежде всего — с мышления. В требованиях новых образовательных стандартов одной из актуальных задач является формирование понятийного мышления

Ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере взросления. Как показал Л.С. Выготский, понятийное мышление формируется в процессе обучения, когда ребенку приходится овладевать научными понятиями, когда его этому обучают в начальной школе.

С позиций системно-деятельностного подхода к обучению показателем владения учеником понятийным мышлением выступает не только знание большого количества понятий, а его умение работать с любым понятием (О.М.Коломиец), умение в проблемной ситуации активизировать поисковую деятельность, структурировать полученные знания. Переход ребенка от описания свойств отдельного предмета к их нахождению и выделению в целом классе подобных предметов, соотнесению с выделяемыми признаками, общими для целого ряда явлений ведет к овладению  словом-термином, понятием. Понятие абстpaгиpуeтся от индивидуальных черт и признаков отдельных восприятий и представлений и является, таким образом, результатом обобщения восприятий и представлений очень большого количества однородных явлений и предметов. В результате этой деятельности у ученика формируется психологическая ориентировка в понятиях:

— как и какое понятие в каком месте практической задачи и каким аспектом (признаком, комбинацией признаков или связью) может быть актуализировано;

— какова структура и содержание отдельно взятого понятия;

— какие внешние системообразующие связи объединяют отдельные понятия в целостную систему;

— в каком соподчинении понятия находятся между собой, существуют ли между ними системообразующие связи или их нет, т.е. понятия относятся к разным областям, и др.

Когнитивное развитие школьника, формирование познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных  универсальных учебных действий  зависит от сформированности основ  оперативного, понятийного, теоретического  мышления.

Однако у многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточный уровень сформированности  понятийного мышления, беден словарный запас. Среди обучающихся школ, в которых апробирована данная программа, имеющих средний и низкий показатель адаптации, есть и дети-мигранты, дети с билингвизмом. Все они имеют низкий уровень интеллектуального развития, вербального интеллекта. Несмотря на то, что  многие из них выросли в окружении, где было  двуязычие, усвоение научной информации им дается очень сложно, имеются трудности в обучении, серьезные проблемы в адаптации.

Считаем, что понятийное мышление оказывается той основной психологической характеристикой, наличие которой при прочих недостатках развития, включая и серьезные физиологические и неврологические дефекты, обеспечивает возможность обучения, а недостатки его формировании при прочих достоинствах развития постепенно осложняют обучения и в итоге делают его невозможным. Более того, наша практика показала, что и эмоционально-личностные проблемы школьников (тревожность, низкая самооценка, нарушение взаимоотношений в семье и классном коллективе, нежелание учиться) в большинстве случаев являются вторичными образованиями, возникают при появлении затруднений в учебе и упрочиваются вследствие неуспешной учебной деятельности.

Вот почему так актуальна коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении и развитии.

Разработанная коррекционно-развивающая программа «Развитие» состоит:

Часть 1. Вводная.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, упражнения для улучшения мозговой деятельности.

Часть 2. Основная.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Часть 3. Завершающая.

Задача заключительной части урока состоит в под ведении итогов занятия, обсуждении результатов рабо ты учащихся и тех трудностей, которые у них возника ли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

Представленные на занятиях задания позволяют решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Читайте также:  Особенности развития вашего ребенка

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы: задания, игра, наглядность, практическая работа  детей. Содержание занятий отражено в тематическом плане, в них включены задания:

— на развитие мышления (невербального, вербального, математического аспекта логического мышления)

— на развитие способности к анализу, синтезу, классификации

— на развитие когнитивных аспектов: внимания, памяти, речи, словарного запаса и др.

— позволяющие использовать ресурсы визуального и   кинестетического каналов восприятия информации, благодаря чему достигается высокий уровень понимания изучаемого материала («круги Эйлера», «расстановка в правильном порядке», составления семантической цепи, логических цепочек, перекодирования информации т.д.

Программа «Развитие» стала лауреатом областного конкурса психолого-педагогических программ.

Источник

Библиографическое описание:

Даирова, Д. В. Развитие понятийного мышления младшего школьника / Д. В. Даирова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2799/ (дата обращения: 07.09.2020).



Отдавая ребенка в школу, родитель должен понимать, что задача этого учреждения — создать условия, где ребенок будет осваивать учебную деятельность и базовые школьные навыки — чтение, письмо и счет. Приоритет ставится на эстетическую или житейскую подачу информации, развитие непосредственно мышления — проведение аналогий, выделение главного признака, анализ, прогнозирование, как правило, остается вне фокуса и часто даже не оценивается. И дело не в конкретной школе, а в общей тенденции образовательного процесса. Задача школы — давать знания, учить ребенка думать либо личная инициатива учителя, либо ответственность родителей. Но, как научить ребенка мыслить обычному родителю не известно, хотя интуитивно мы это делаем, но к сожалению не всегда эффективно.

Л. А. Ясюкова подчеркивает не достаточную роль школы в формирования понятийного мышления у ребенка. «Для успешной учебы в младших классах достаточно минимального речевого и психомоторного развития и простой ассоциативной памяти. Если ребенок еще и старателен, а родители помогают ему и контролируют процесс обучения, то отличная успеваемость может быть гарантирована. Недостатки развития мышления не играют особой роли. Мышление может находиться в зачаточном состоянии, на допонятийном уровне: ребенок может не различать частное и общее, существенные и несущественные признаки, вместо категоризации использовать эмоциональные, функциональные или ситуативные обобщения, речевые или визуальные шаблоны. Все эти виды допонятийного мышления могут не только сохраняться, но и закрепляться, так как программы не только начальной школы, но и в значительной степени 5–6-го классов избавляют ребенка от необходимости мыслить, овладевать научными понятиями».

Если в развитии мышления наших детей мы будем полагаться только на школу, то шанс, что дети научаться думать правильно — логически, очень невелик. Мы видим, что прошли те времена, когда успешность зависела только от физической силы, предприимчивости, или напористости. Особую ценность приобретают те, кто умеет эффективно работать с информацией — выделять суть, видеть причинно-следственные связи, противоречия, мыслить категориями, а для этого необходимо развивать логику, понятийное мышление! Люди, обладающие хорошим мышлением, также хорошо адаптируются, ведь понимание того что происходит, умение прогнозировать ситуации способствует уверенности в себе и адекватным действиям.

С уверенностью можно сказать, что понятийное мышление состоит, как минимум, из трех операций:

1) интуитивного выделения существенного признака,

2) установления категориальной принадлежности,

3) формирования логической связи между явлениями.

Недостатки в развитии каждой из этих операций приводят к специфичным учебным проблемам.

При слабости интуитивного компонента мышление в целом остается несамостоятельным. Ребенок может легко выполнить задание, когда ему дана инструкция или правило, каким надо руководствоваться, но оказывается беспомощным, если случается разбираться самому. Он легко пересказывает содержание параграфа (особенно по предметам гуманитарного цикла), но не может составить план рассказа и ответить на вопросы по тексту. Если не развита операция категоризации, может страдать грамотность, возникают проблемы с биологией, химией, иностранными языками. Если не развито умение находить логическую связь между явлениями, то в старших классах будет затруднено обучение по всем предметам, а также не сможет сформироваться абстрактное мышление, необходимое для изучения физико-математических наук.

При обучении в школе для многих родителей важно не столько количество знаний, информации, который ребенок там получает, сколько развитие у него способности мыслить. И как показывают некоторые исследования, с развитием мышления школьная программа не справляется, что можно наблюдать по успеваемости на таких предметах в старшей школе как алгебра, геометрия, физика, химия, биология. Ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере взросления ребенка. Как показал Л. С. Выготский, оно формируется в процессе обучения в том случае, если ребенку приходится овладевать научными понятиями, если его обучают этому в начальной школе. То есть, самый благоприятный возраст для формирования мышления — младший школьный.

Для развития мышления важно проводить научный анализ, классификацию и систематизацию, а не читать красочные рассказы об окружающем мире. Необходимо устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями и делать это нужно не по эмоциональным или визуальным критериям, что тоже важно, а по основному, главному признаку, выделять суть явления. Для развития полноценного мышления важно использовать схематичные, структурирующие и систематизирующие формы изложения материала, а более всего — теоретические обобщения. Бытует мнение, что младший школьник не способен этого делать, так как его мышление находится на допонятийном уровне — наглядно образном, когда ассоциации и яркие картинки более эффективны. И, это действительно так, но важно двигаться дальше и учить ребенка выходить на понятийный уровень.

Занимаясь с ребенком каждый раз важно:

  1. Проводить с ним анализ. Задавать вопросы и вместе рассуждать о том, из чего это состоит и для чего нужна каждая часть. Что необходимо для того, чтобы это событие, явление или вещь произошли/существовали.
  2. Проводить классификацию и систематизацию, можно давая предмету/явлению место в общей картине мира. Например, ложка — это столовый прибор, какие еще столовые приборы ты знаешь? А чем еще мы пользуемся на кухне? Еще есть посуда для приготовления, для еды, есть бытовые электроприборы. А уж, какую классификацию и систематизацию можно устроить в шкафу! Главное, делать это по основному признаку, а не по цвету, или форме — нижнее белье, уличная одежда, летняя одежда, праздничная и так далее.
  3. Причинно-следственные связи мы устанавливаем, объясняя происходящее, последовательно и поэтапно, при этом связывая основные, важные, главные факты того или иного события/явления или вещи. Например, дождевик и меховая куртка очень похожи, однако куртка в дождь промокнет, так как ткань пропускает влагу, а подкладка держит тепло, иначе нам было бы очень душно в такой куртке; а дождевик наоборот — не пропускает ни воздух, ни влагу, поэтому в солнечный день в нем очень душно, а в дождь останешься сухим!
  4. Схематичное изложение мысли может быть не только, когда мы рисуем план комнаты, что само по себе уже очень развивает пространственное мышление. Схематично мы можем объяснять время суток и события, план действий. Или, например, что с собой взять в гости к бабушке на три дня — одежду по погоде (какая погода может быть и что надо? (обувь, верхняя одежда, нижнее белье); игрушки (для дома, для улицы).
  5. Наводя порядок в комнате, ребенок тоже учиться делать теоретические обобщения, например: солдатики и военная техника стоят рядом, но это не одно и то же. А вот почему, и что еще можно поставить рядом, — это развивающие вопросы. И по тому, как ребенок наводит порядок, можно судить о последовательности, системности, логичности его мышления.
Читайте также:  Кантемировский центр сопровождения и развития ребенка

Как развивать понятийное мышление дома?

1) Давать ребенку маленькие рассказы из 2–3х фраз и предлагать 2–3 заглавия. Спрашивать его, какое лучше подойдёт.

2) Давать ребёнку маленькие рассказы из 2–3х фраз (важно, чтобы были законченными!) и просить, чтобы он своими словами, одним предложением сказал, про что был рассказ.

3) Полезно отвечать на вопросы по тексту. Если читаем текст, к которому дальше идут вопросы, то вначале разобрать вопросы, а потом читать. Вопросы к тексту должны быть по сути текста.

4) Давать ребёнку читать по абзацам: прочитал абзац — своими словами одним предложением скажи, про что там было. А потом — развёртывать назад: из этого предложения в пересказ абзаца. Давать задание пересказывать абзацы вразнобой. Т. е., к примеру, было 7 абзацев. Ребёнок записал суть каждого абзаца (получается, составил план текста), и просить его: «А что было в 7-ом абзаце? А во 2-м?» и т. д.

5) Классифицировать с ним предметы по основному признаку.

Пример:

Дан ряд: собака, белка, ёж, заяц.

Кто «лишний»?

Правильный ответ: собака.

Почему? Потому что собака — домашнее животное, а те — дикие. Может быть вариант ответа «ёж» (т. к. он колючий, а остальные — нет). Это неправильно, так как в данном варианте идёт вычленение предмета НЕ по существенному признаку.

Как определить существенный признак? Суть признака всегда одна, т. е. он должен быть постоянным!!!

Пример: у яблока — может меняться цвет, форма, размер, вкус и пр., но оно всегда будет фруктом! Это и есть его существенный признак, иными словами признак-понятие. Этот признак мы выводим ЛОГИЧЕСКИ, а не ощущаем на уровне чувств. Он обозначает не сам объект, а его отношение к более общей категории и характеризует не один объект, а всю категорию.

Таким образом, мы видим, какое влияние на развитие мышления имеет образование и окружающая среда. В целом, родители могут много сделать для развития мышления у своего ребенка:

  1. Осваивать с ним знания в научном (а не псевдонаучном) формате;
  2. Давать ребенку корректные объяснения происходящего;
  3. Приучить ребенка к чтению и обсуждению книг;
  4. Развивать мышление на специальных курсах, кружках.

Литература:

  1. Волков Б. С. Психология младшего школьника. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с
  2. Выготский Л. С. Психология. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008 с.
  3. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении.- СПб: ГП ИМАТОН, 2005. — 256 с

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие мышления, существенный признак, понятийное мышление, главный признак, логическая связь, начальная школа, нижнее белье, основной признак, процесс обучения.

Похожие статьи

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, младший школьный возраст, развитие мышления, особое внимание, младший школьник, высокий уровень развития, понятийное мышление

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Особенность мышления начальных классов — взаимодействие 3-х форм мышления: наглядно-действенное: наглядно-образное

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

ребенок, развитие мышления, существенный признак

Развитие понятийного мышления младшего школьника. ребенок, развитие мышления, существенный признак, понятийное мышление, главный признак, логическая связь, начальная школа, основной признак, нижнее белье, процесс обучения.

Формирование мышления младшего школьника на уроках…

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственной характер…

Условия развития логического мышления детей старшего…

Развитие логического мышления у детей старшего… ребенок, игра, логическое мышление, предмет, старший дошкольный возраст, признак, развитие, детское мышление, группа предметов, дидактическая задача.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста…

Основные термины (генерируются автоматически): предмет, признак, дошкольный возраст, свойство, умение, ребенок, логическое мышление, игра, слово, группа.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе

Библиографическое описание: Тумашик Т. В. Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как…

Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций у детей младшего школьного возраста.

Исследование мыслительной деятельности детей

Развитие мышления у детей также находится в прямой зависимости от развивающего характера обучения и развития у детей

Существенные связи и свойства предметов, познаваемые в наглядной образной форме, фиксируются, обобщаются в речевом плане.

Источник