Развитие подражательной способности ребенка

Марина Сычева
Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей 2-х лет со слабо развитыми речевыми навыками

Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии коммуникативных навыков ребенка. Поэтому развитию коммуникации уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Задачи развития коммуникативных навыковявляются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими. В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности. Детей необходимо учить понимать короткие рассказы, стихотворения, потешки, выполнять несложные поручения.

Вначале при ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками воспитатель использует наглядность, обыгрывает сюжет (показывает движения, действия сам или привлекает для этого игрушки). Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.

В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Дети должны не только воспроизводить речевой материал после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять его по собственной инициативе. Это способствует развитию коммуникативных навыков как средств общения с взрослыми и детьми.

Главной задачей во втором полугодии является развитие активной речи. На основе значительного расширения словарного запаса дети начинают употреблять все те слова, которые в первом полугодии учились понимать. Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети со слабо развитыми речевыми навыками теперь уже могут воспроизводить простые слова и короткие предложения.

В результате накапливания речевых впечатлений и систематического обучения у детей развивается способность подражания. По мере того как дети овладевают способами действий и различными умениями, воспитатель стремится выявить возможности самостоятельного выполнения их ребенком. С этой целью задаются разнообразные вопросы. В ответ на подобные вопросы ребенок выполняет действия и произносит слова, становится разговорчивым. Ценным является и то, что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра ребенка.

Для развития коммуникативных навыков важно создать определенные условия. Прежде всего, создаются условия для подражания детьми речи взрослых во всех видах деятельности и режимных моментах. Кроме того, создание речевойсреды включает в себя: постепенное усложнение речевого общения и организацию специальных речевых игр и упражнений.

Для дошкольного периода развития коммуникативных навыков характерны практические методы. Они эффективны потому, что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи и не нарушают его, а делают его более насыщенным речевой работой – физической, мускульной, интеллектуальной и эмоциональной.

Метод имитации (прямая имитация или подражание) заключается в том, что взрослый артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует их, а ребенок слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл. Этот метод используется практически во время любой игры.

Но метод имитации осуществляется различными приемами.Такими как:

1). Сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным названием предметов, действий, изображений и др. Слова могут произноситься точно, усеченно и приближенно.

2). Наблюдение за реальными предметами. Например, в пальчиковых играх, таких как «Ладушки», дети наблюдают за руками взрослого, одновременно рассматривают свои и имитируют движения взрослого.

3). Игры. Во время игр с предметами, дети производят различные манипуляции с ними, наблюдают предметы и называют их качества и действия с ними. При этом воспитатель задает вопросы. К ним относятся игры с кубиками («Стулья», «Дорожка», «Башня» и др.) и игры с мячами («Кидай мяч!», «Лови мяч!», «Перебрось мяч!», «Попади в корзину!», «Мяч с горки!» и др.). В таких играх одно и тоже действие повторяется многократно.

Особенно много благоприятных ситуаций для развития коммуникативных навыков складывается в процессе сюжетно-ролевых игр. Ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых, копирует и действия и речь. В ходе копирования повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов дети изображают,например: шаловливого котенка, удивленную маму, кипящий чайник. Кроме того, сюжетные игры служат для закрепления уже знакомого языкового материала. Приобретенные умения совершенствуются в процессе самостоятельной игры.

В игре «режиссерской» ребенок не берет на себя роли, а распределяет их между игрушками. Проговаривает знакомые фразы за них и тем самым учиться грамматике.

Подвижные игры, игры с правилами обогащают речь детей заученными потешками, песенками, заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя.

У детей со слабо развитыми речевыми навыками плохо развита моторика и координация движений, наблюдается непонимание речи взрослых. Взрослым нужно прилагать больше усилий, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт детей, развитие подражательной речевой деятельности, расширение объема понимания речи. Чтобы достичь наибольшей эффективности в подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще, развития моторики и координации. Развивающие игры наиболее подходят для этой цели.

Игры на развитие общего подражания имеют своей целью развитие понимания речи, учат соотносить речь и движения, развивают подражание движениям рук взрослого, развивают подражание движениям взрослого.Для достижения этих целей хорошо подойдут разнообразные пальчиковые игры с небольшим текстом такие как: «Ладушки», «Часики», «Капуста» и др. А такие игры как «Мы ногами то-топ-топ!», «Хлопы-шлёпы», «Слышим-делаем», «Деревце» и др. развивают общую моторику и умение подражать движениям.

Читайте также:  Роль педагога в управлении процессом развития ребенка

Игры для развития общего и речевого подражания дополняются повторением звуков речи [у], [ы],[ж] и др. в таких играх как «Самолеты», «Пароходы», «Машины», повторением слов-звукоподражаний БИ-БИ, ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др. В таких играх хорошо использовать игрушки (мягкие или резиновые).

ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

Подвижные игры на развитие общего подражания имеют своей целью обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие движений, движения в ритме музыки.Используются такие игры как: «Потанцуй со мной!», «Повторяй за мной!» и др.

Источник

Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии коммуникативных навыков ребенка.  Поэтому развитию коммуникации уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса.  Задачи развития коммуникативных навыков являются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания,  накапливать словарь,  формировать речь как средство общения с окружающими.  В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого.  Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности.  Детей необходимо учить понимать короткие рассказы,  стихотворения,  потешки,  выполнять несложные поручения.

Вначале при ознакомлении детей со сказками,  прибаутками,  потешками воспитатель использует наглядность,  обыгрывает сюжет (показывает движения,  действия сам или привлекает для этого игрушки). Ребенка учат слушать образную речь,  воспроизводить движения в соответствии с текстом,  повторять звукосочетания,  слова,  запоминать небольшие литературные тексты.

В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания,  формирование умения подражать звукосочетаниям и словам.  Дети должны не только воспроизводить речевой материал после того,  как услышат от взрослого,  но и систематически употреблять его по собственной инициативе.  Это способствует развитию коммуникативных навыков как средств общения с взрослыми и детьми.

Главной задачей во втором полугодии является развитие активной речи.  На основе значительного расширения словарного запаса дети начинают употреблять все те слова,  которые в первом полугодии учились понимать.  Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети со слабо развитыми речевыми навыками теперь уже могут воспроизводить простые слова и короткие предложения. 

В результате накапливания речевых впечатлений и систематического обучения у детей развивается способность подражания.  По мере того как дети овладевают способами действий и различными умениями,  воспитатель стремится выявить возможности самостоятельного выполнения их ребенком.  С этой целью задаются разнообразные вопросы.  В ответ на подобные вопросы ребенок выполняет действия и произносит слова,  становится разговорчивым.  Ценным является и то,  что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра ребенка. 

Для развития коммуникативных навыков важно создать определенные условия.  Прежде всего,  создаются условия для подражания детьми речи взрослых во всех видах деятельности и режимных моментах.  Кроме того,  создание речевой среды включает в себя: постепенное усложнение речевого общения и организацию специальных речевых игр и упражнений.

Для дошкольного периода развития коммуникативных навыков характерны практические методы.  Они эффективны потому,  что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи и не нарушают его,  а делают его более насыщенным речевой работой – физической,  мускульной,  интеллектуальной и эмоциональной.

Метод имитации (прямая имитация или подражание)  заключается в том,  что взрослый артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует их,  а ребенок слушает и повторяет,  имитирует его речь,  старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса)  и понять смысл.  Этот метод используется практически во время любой игры.

Но метод имитации осуществляется различными приемами.  Такими как:

1). Сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным названием предметов,  действий,  изображений и др.  Слова могут произноситься точно,  усеченно и приближенно.

2). Наблюдение за реальными предметами.  Например,  в пальчиковых играх,  таких как «Ладушки»,  дети наблюдают за руками взрослого,  одновременно рассматривают свои и имитируют движения взрослого.

3). Игры.  Во время игр с предметами,  дети производят различные манипуляции с ними,  наблюдают предметы и называют их качества и действия с ними.  При этом воспитатель задает вопросы.  К ним относятся игры с кубиками («Стулья»,  «Дорожка»,  «Башня» и др.) и игры с мячами («Кидай мяч! »,  «Лови мяч! »,  «Перебрось мяч! »,  «Попади в корзину! »,  «Мяч с горки! » и др.) . В таких играх одно и тоже действие повторяется многократно.

Читайте также:  Развитие ребенка до года кратко

Особенно много благоприятных ситуаций для развития коммуникативных навыков складывается в процессе сюжетно-ролевых игр.  Ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых,  копирует и действия и речь.  В ходе копирования повадок различных животных,  характерных особенностей людей и предметов дети изображают,  например: шаловливого котенка,  удивленную маму,  кипящий чайник.  Кроме того,  сюжетные игры служат для закрепления уже знакомого языкового материала.  Приобретенные умения совершенствуются в процессе самостоятельной игры. 

В игре «режиссерской» ребенок не берет на себя роли,  а распределяет их между игрушками.  Проговаривает знакомые фразы за них и тем самым учиться грамматике.

Подвижные игры,  игры с правилами обогащают речь детей заученными потешками,  песенками,  заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя. 

У детей со слабо развитыми речевыми навыками плохо развита моторика и координация движений,  наблюдается непонимание речи взрослых.  Взрослым нужно прилагать больше усилий,  чтобы обеспечить эмоциональный комфорт детей,  развитие подражательной речевой деятельности,  расширение объема понимания речи.  Чтобы достичь наибольшей эффективности в подражательной речевой деятельности,  надо начинать с развития подражания вообще,  развития моторики и координации.  Развивающие игры наиболее подходят для этой цели.

Игры на развитие общего подражания имеют своей целью развитие понимания речи,  учат соотносить речь и движения,  развивают подражание движениям рук взрослого,  развивают подражание движениям взрослого.  Для достижения этих целей хорошо подойдут разнообразные пальчиковые игры с небольшим текстом такие как: «Ладушки»,  «Часики»,  «Капуста» и др.  А такие игры как «Мы ногами то-топ-топ! »,  «Хлопы-шлёпы»,  «Слышим-делаем»,  «Деревце» и др.  развивают общую моторику и умение подражать движениям.

Игры для развития общего и речевого подражания дополняются повторением звуков речи [у],  [ы], [ж] и др.  в таких играх как «Самолеты»,  «Пароходы»,  «Машины»,  повторением слов-звукоподражаний БИ-БИ,  ТУК-ТУК,  КО-КО-КО,  АВ-АВ,  МЯУ,  МУ,  ГА-ГА-ГА,  КРЯ-КРЯ,  И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА,  СОБАКА,  КОШКА,  КОРОВА,  ГУСЬ,  УТКА,  ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ,  СОБАЧКА АВ-АВ,  КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.  В таких играх хорошо использовать игрушки (мягкие или резиновые) .

ТУК-ТУК,  КО-КО-КО,  АВ-АВ,  МЯУ,  МУ,  ГА-ГА-ГА,  КРЯ-КРЯ,  И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА,  СОБАКА,  КОШКА,  КОРОВА,  ГУСЬ,  УТКА,  ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ,  СОБАЧКА АВ-АВ,  КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

Подвижные игры на развитие общего подражания имеют своей целью обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие движений,  движения в ритме музыки.  Используются такие игры как: «Потанцуй со мной! »,  «Повторяй за мной! » и др.

Источник

Балановская Ольга Михайловна
Значение жестовых и подражательных игр в развитии произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста

Значение жестовых и подражательных игр в развитии произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста.

Творческая мастерская «Одаренный ребенок». Март 2015.

Балановская О. М., воспитатель МБДОУ «Радуга».

Известно, что дети раннего возраста отличаются ситуативностью поведения, зависимостью от воспринимаемой ситуации. Каждый предмет манит ребенка, побуждает к тому к тому, чтобы он его потрогал, взял в руки, пощупал. Лестница манит тем, что по ней можно подняться, двери — тем, что их можно открыть или закрыть, мячик — покатить… Однако малыш действует не по своей воле, а по принуждению окружающих вещей. Главное в управлении своим поведением – уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, на тот или иной раздражитель.

Сдерживание импульсивного или стереотипного движения – необходимая сторона произвольного поведения. Но для того чтобы остановить «ненужное», «неправильное» действие, ребёнок должен понимать к чему может оно может привести представлять его последствия. Чтобы осознать своё поведение, он должен посмотреть на себя со стороны, этого малыши делать не умеют. Они постепенно учатся воспринимать указания взрослого и подчиняет им своё поведение. Постепенно учатся действовать по социально приемлемым нормам, т. е. начинают понимать что делать можно, а что — нет, так речь превращается в средство овладения собой. Развитие произвольного действия начинается со способности ребёнка выполнять речевую инструкцию взрослого. Этому дети учатся в течение всего периода дошкольного детства. До 5 лет говорить о наличии произвольности нельзя.

В раннем и младшем дошкольном возрасте влияние словесной инструкции ограничивается лишь побуждением к действию. Ни тормозить, ни регулировать начавшееся действие с помощью речевой инструкции до четырёх — пяти лет, как правило, не получается.

Малыши прекрасно понимают речь взрослых, но не умеют выполнить того, о чём их просят. И вовсе не из вредности и не потому, что не хотят слушаться. Дело в том, что речь ещё не стала регулятором поведения. И никакие указания взрослого (не брать конфету, не трогать куклу, не ёрзать, не греметь и пр., как правило, не помогают, так как эти указания гораздо слабее сложившихся двигательных стереотипов. Взрослый может много раз просить ребёнка посидеть спокойно, и он конечно же согласится, пообещает. Но как только малыш увидит что-то интересное для себя, его поведением будет управлять уже не данное обещание, а более ощутимо воспринимаемые предметы. Нет, он не нарушает обещания, он просто ещё не может контролировать своё поведение и подчинять его слову. Вот оттого-то нам, взрослым, часто не удаётся усадить детей за серьёзное и поначалу интересное для них занятие.

Читайте также:  Развитие ребенка возрасте 5 лет

Строгость взрослого в этом случае не уместна, она подавляет активность, превращая ребёнка в автоматического исполнителя чужой воли. Страхом перед наказаниями нельзя научить ребёнка владеть собой. Приказами и наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить управлять своим поведением. Такая тактика неприемлема в дошкольном учреждении.

Произвольность, важнейшее качество личности, воспитывается совсем другим путём. Именно речевое общение, включённое в деятельность ребёнка и отражающее его интересы, становится средством осознания себя и дает ребенку «точку опоры» для управления собой. Я убедилась на собственном опыте, что такой деятельностью, таким средством являются хороводные, жестовые и подражательные игры. Это лучший способ организации малышей, он дает возможность увлечь все группу одновременно, дети имеют возможность двигаться, учатся действовать в соответствии со словесной инструкцией.

Не будем забывать, что к трём-четырём годам ребёнок ещё не умеет играть с кем-либо. В других детях он видит не партнёров по совместной игре, а конкурентов, претендентов на общее игрушки и внимание взрослого — внимание воспитателя. И как следствие обиды, ссоры, нежелание играть друг с другом. Нужен такой вид деятельности, который не разобщает детей, а выполняется одновременно со всеми.

На этапе адаптации детей к условиям детского сада, я организовываю первые совместные игры для без предметов — игрушки в этом возрасте только разъединяют. Играть вместе одной игрушкой, а тем более уступить её другому ребёнку, как правило, невозможно. В жестовой, подражательной игре дети испытывают естественный интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражаются его эмоциями. Именно эту способность малышей я использую в первых совместных играх. Лучше всего, если это будет подвижные игры – забавы, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Развлекательные игры удовлетворяют потребности малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает ребёнку осознать и осмыслить содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий.

Особенность предлагаемых игр: центр их притяжения – взрослый. Я не только организовываю новую игру, не и служу для них образцом выполнения игровых действий и движений, заражаю своей увлечённостью, весельем.

Воздействие на сенсорно — моторный уровень активизирует все остальные психические процессы, мышление, память. Выполняя подражательные движения ребёнок концентрирует внимание, слышит инструкцию взрослого принимает его указания и их выполняет, т. е. развивается произвольное внимание, произвольное осознание поведения. Именно то, чего хочется всем взрослым, и воспитателям и родителям, чтобы дети нас слышали и понимали.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Воспитателю необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Воспитатель приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.

Цели и задачи адаптационной программы:

Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.Этим определяются основные задачи занятий:

-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

— снятие эмоционального и мышечного напряжения;

— снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

-развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

-развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Источник