Развитие пластичности у ребенка
Светлана Рагулина
Мастер-класс «Развитие пластичности и ритмопластики у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие пластичности и ритмопластики у детей старшего дошкольного
возраста.
Ритмопластика – комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения для развития естественных психомоторных способностей у детей. Отнести ритмопластику к средствам физического воспитания можно лишь условно. Ее основное значение – развитие у детей художественного восприятия мира, формирование восприятия музыкальных образов и способность выражать их в движении. Музыкальные образы воплощаются комплексом средств, среди которых для выражения эмоционального содержания музыки имеют значение структурное построение произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические особенности. Иными словами, движение используется, как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Другой, не менее важной составляющей ритмопластики являются движения, отображающие характер музыки. Движение – это область физических упражнений, хореографии, драматизации, но общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность. В движениях отображается характер и настроение каждого произведения, и, чем слитнее, синхроннее музыка и движения, тем выше качество ритмических движений.
Ритмопластика развивает способность у ребёнка управлять своим телом, эмоциями.
Задачи:
-Укрепление здоровья, формирование правильной осанки;
-Развивает мышечную силу, гибкость, выносливость;
-Развивает чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движение с музыкой;
-Формирует навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
-Развивает координацию движений и ориентацию в пространстве, учит запоминать заданные позы и образно их передавать.
Музыкально-игровая ритмическая гимнастика.
Доступность музыкально-ритмической гимнастики в том, что ее содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для занятий не требуется специального оборудования. Эффективность гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребёнка.
Комплекс упражнений.
(Ритмическая ходьба друг за другом)
Мы пока что малыши
Но хотели б подрасти.
Чтобы вырасти большими,
На зарядку мы пришли.
И шагает дружно в ряд
Малышей большой отряд,
Друг за другом, друг за другом,
Мы идем, идем по кругу.
(Ходьба на пятках, руки на поясе)
А теперь нам шагать,
Нужно всем на пятках,
Ой, как трудно так идти,
Трудно, но приятно.
(Ходьба на носочках, котята)
И совсем-совсем немножко,
Мы походим словно кошки,
На носочках топ-топ-топ,
Еле слышно оп-оп-оп.
(Ходьба вперевалочку, руки назад, гуси)
Вперевалочку идут,
На прогулку гуси,
Слышали про них мы песню,
Жили у бабуси.
(Ходьба, руки согнуты в локтях перед собой, лисички)
Идут рыжие сестрички с пышным хвостиком лисички.
(Стоя на месте, качают поднятыми вверх руками вправо-влево, деревья качаются)
Превратились мы в деревья,
Листьями качаем,
Вправо-влево, вправо-влево,
С ветерком играем.
(Бег на носочках друг за другом, птички).
Ручки-крылышки взмахнули,
И легко, легко, легко.
Полетели, полетели, полетели высоко.
(Дети стоят по кругу. Перед ними лежат цветы)
До чего цветочков много,
На лужайке расцвело!
Их нам солнце подарило,
В хоровод нас позвало.
В хороводе мы попляшем,
Соберем цветочки наши.
(Хоровод «Венок», муз. и слова Г. Погореловой)
Жесты.
Иди сюда. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе».
Уходи. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».
Согласие. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).
Несогласие. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).
Просьба. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.
Отказ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.
Плач. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.
Ласка. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.
КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука».
Приветствие. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.
Прощание. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед. Плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.
Приглашение. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.
Благодарность. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.
Негодование.Возмущение: «Да что же это такое!».
Не знаю. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.
Жестом можно также передать восхищение и удивление, он может быть отстраняющим и повелевающим. С его помощью можно предложить детям охарактеризовать предмет по размеру и форме.
Подговорки.
Основу музыкально-ритмических композиций и танцев для дошкольников составляют простые движения.
Когда отдельные танцевальные элементы выполняют под счет, это создает ощущение однообразного, механического повторения.
Теряется образность и эмоциональность танца. Но если для разучивания или закрепления движений использовать небольшие четверостишия, ребёнок может выразить свои эмоции, фантазию, творческие возможности.
Ритм стиха помогает выполнить движение точно и выразительно.
Ходьба с высоким подниманием колен.
Ходит по двору петух,
Разговаривает вслух:
-Я хозяин во дворе
И бужу всех на заре.
(Дети ходят по залу в свободном направлении, высоко поднимая колени и помахивая «крыльями» в ритме четверостишья)
Пружинка
На диванчике качаюсь,
И совсем не устаю,
(Выполняют пружинку на двух ногах, руки держат на поясе)
Как пружинка я сжимаюсь,
Раскручусь и упаду
(Приседают, обняв руками колени)
Поскоки.
Прыг да скок, прыг да скок,
По тропиночке в лесок!
Скачут весело ребята,
(Скачут с ноги на ногу врассыпную по залу, руки на поясе)
Им поможет ветерок.
(Останавливаются, машут руками над головой крест-накрест и опускают их через стороны вниз)
Присядка.
Сяду-встану, сяду-встану,
Я как мячик поскачу!
Приседать я не устану –
Я танцором стать хочу.
(Ставят руки на пояс, немного приседают. Выставляют правую ногу на каблук, руки в стороны. Приседают, ставят левую ногу на каблук и руки выставляют в сторону)
Приставной шаг с продвижением вперед.
Шел мишутка по дорожке-
У него устали ножки
(Выполняют шаг вперед правой ногой, рядом притопывают левой)
Постоял, сел на пенек
(Опускаются на колено)
Больше он идти не мог.
(Падают набок)
Пластические игры.
МУРАВЬИ
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
ПАЛЬМА
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на
руку.
«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя, «Вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.
ШТАНГА
Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.
Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.
БАБА-ЯГА
Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Мимикой демонстрировать состояние персонажа.
Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.)А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) Пошла на улицу — раздавила курицу, Пошла на базар — раздавила самовар! Вышла на лужайку — испугала зайку! (Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)
ГИПНОТИЗЕР
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения рунами,он говорит: «Спите, спите, спите. Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.
Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.
НЕ ОШИБИСЬ
Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
КАК ЖИВЕШЬ?
Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Ход игры.
Педагог. Дети
— Как живешь? — Вот так! (С настроением показать
большой палец).
— А плывешь? — Вот так! (Любым стилем).
— Как бежишь? — Вот так! (Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами).
— Вдаль глядишь? — Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам).
— Ждешь обед? — Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку
рукой).
— Машешь вслед? — Вот так! (Жест понятен).
— Утром спишь? — Вот так! (Ручки под щечку).
— А шалишь? — Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть
по ним кулачками).
(По Н. Пикулевой)
ТЮЛЬПАН
Цель. Развивать пластику рук.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.
1. Утром тюльпан раскрывается (Соединяя ладони, поднять руки
раскрывается к подбородку, раскрыть ладони,
локти соединить).
2. На ночь закрывается (Соединяя ладони, опустить руки
вниз).
3. Тюльпанное дерево (Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой).
4. Раскидывает свои Руки (Сверху раскинуть в стороны, ветви ладони вверх).
5. И осенью листики
опадают (Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами).
ЕЖИК
Цель. Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.
Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.
1. Ежик съежился, (Согнуть ноги в коленях, прижать
свернулся, к животу, обхватить их руками,
нос в колени).
2. Развернулся. (Вернуться в исх. п).
3. Потянулся. (Поворот на живот через правое
плечо).
4. Раз, два, три, четыре, (Поднять прямые руки и ноги пять. вверх, потянуться за руками).
5. Ежик съежился опять. (Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги, согнутые в коленях, нос в колени).
Музыкально-пластический этюд.
Африка.
(Умение детей через пластику движений передать образ туземцев их быт, поклонение Богам и Солнцу).
Музыкально-пластические фантазии с речевым сопровождением.
«Бабочки».
(Танцевальная фантазия на музыку О. Мерлей «Миньон»)
На лугу, сложив крылышки, спали бабочки. Наступило утро. Солнце стало подниматься, и первый лучик легко коснулся одной бабочки. Ей стало щекотно, она встрепенулась, открыла глазки и улыбнулась. Потом потянулась, расправила свои крылышки и посмотрела на себя в капельку росы, как в зеркало «Ах, какая я красивая!» — воскликнула бабочка.Она посмотрела по сторонам: весь луг был усыпан цветами, и на цветах спали бабочки.
«Ну что же вы спите!- воскликнула бабочка. – Полюбуйтесь, как красиво кругом!» она стала летать и будить своих подружек. Каждая бабочка, до которой она дотрагивалась, открывала глазки, улыбалась, потягивалась, расправляла крылышки, встряхивала ими и…взлетала.
Бабочки кружились в легком вальсе, «Ах, как красиво кругом!» — напевала каждая из них. Так они пели и кружились весь день. Но вот, солнце стало опускаться за горизонт. Бабочки одна за другой присаживались на цветы, складывали свои крылышки и засыпали. И каждая из них думала о том,что завтра она непременно проснется первая и первая скажет всем: «Ах, как красиво кругом!».
Театрализованная ритмопластика.
Это чтение сказок по возрасту детей с последующим изображением героев и их действий. На примере песенного материала.
Р. н. п. «Как у деда Трифона».
Муз. М. Матвеева, сл. Е. Руженцова «Глупый поросенок».
Танцевальные композиции.
Танцевальные композиции, танцевальные ритмопластические этюды на празднике и не только – один из элементов выражения эмоциональной настроенности. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально-ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорным.
Источник
Некоторые родители уверены, что развивать у детей гибкость нет никакого смысла, так как она от природы нормально развита. При этом нельзя забывать о том, что в отличие от прочих двигательных умений гибкость со временем утрачивается. Это не очень хорошо, так как от пластичности костных тканей зависит очень многое, в том числе здоровье позвоночника.
Гибкий позвоночник у детей позволит меньше уставать в школе и иметь красивую осанку
Зачем развивать гибкость у детей?
Многие дети достаточно гибкие, но не все. Гибкость можно развить у ребенка в домашних условиях с помощью простых упражнений. При хорошем развитии эта способность помогает легче овладевать прочими навыками. К примеру, на уроках физкультуры дети прыгают через козла, лазают по канатам и кувыркаются.
Хорошая пластичность уменьшает риск получения травм в быту, таких как вывихи и растяжения. Нормально тянущиеся мышцы меньше напрягаются и легче восстанавливаются после тяжелых физических нагрузок. Гибкому ребенку при выполнении разных упражнений приходится затрачивать меньше энергии, поэтому он не так быстро устают, как его сверстники, а перед родителями не стоит проблема, как лечить сколиоз у детей и другие заболевания позвоночника.
Важно выделить то, что все дети, регулярно выполняющие упражнения на гибкость и растяжку, имеют красивую походку и правильную осанку. Объяснить это можно крепким опорно-двигательным аппаратом и окрепшими спинными мышцами.
Врожденнная гибкость у детей с возрастом утрачивается, если ее не развивать
Развивать гибкость следует с ранних лет. Наверняка вы обращали внимание на то, как взрослые люди сгибают ноги в коленях, наклоняясь за упавшей вещью. Что касается маленьких деток, они легко засовывают пальцы ножек себе в рот. Связано это с хорошей растяжкой мышц и подвижностью суставов. Детям легче выполнять упражнения на растяжку, становиться на шпагат или мостик.
Почему девочки более гибкие?
Повышенная гибкость девочек объясняется особенностями их гормонального фона: в мышцах больше эластина и коллагена. При этом и мальчики, и девочки настолько пластичны, насколько им позволяет их генетика и наследственность. Таким образом, если мама легко садится на шпагат, ее малыш тоже не испытает никаких проблем при этом. Кроме наследственности гибкость может зависеть от состояния организма и внешних факторов (к примеру, утром она снижается). Лучшей растяжке способствует повышение температуры тела, поэтому перед повышением гибкости девочкам и мальчикам следует тщательно разогреваться.
В каком возрасте начинать тренировки на гибкость?
До возраста 6-7 лет целенаправленно тренировать гибкость у ребенка нет необходимости, так как опорно-двигательный аппарат в это время только начинает формироваться и суставы слишком подвижны. Чтобы сохранить врожденную гибкость у детей 5-6 лет, достаточно ограничиться элементарными упражнениями и занятиями:
- аэробика для самых маленьких;
- ритмика;
- подвижные дворовые игры.
Ближе к школьным годам мышцы и связки укрепляются, но природная гибкость остается, поэтому чтобы не допустить снижения пластичности необходимо заняться стрейчингом. Существует также специальная детская йога, упражнения которой отличаются от обычных тем, что занятия лишены философского аспекта: дети изучают лишь ключевые асаны и технику дыхания. Йога эффективно развивает пластичность тела и подвижность суставов, улучшает осанку и координацию, благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы.
Упражнения на растяжку для детей направлены, прежде всего, на улучшение подвижности суставов и растяжку мышечных групп. Ребенок при этом должен быть максимально сконцентрирован, поэтому лучше начинать тренировки с возраста 6-7 лет.
Безопасно ли тренировать гибкость у детей?
Дети могут выполнять почти любые упражнения на растягивание, но подходить к ним следует осторожно, не торопя события. Ускоренное развитие гибкости у детей при помощи физических нагрузок без дополнительного укрепления мышц и связок может привести к микротравмам в виде растяжения связок, повреждения суставов и пр. При развитии гибкости у детей дошкольного возраста важно учитывать индивидуальные особенности строения тела.
Стретчинг иногда вызывает неприятные ощущения у детей при выполнении упражнений, что может негативно сказываться на технике и даже привести к травме. Чтобы этого избежать, нужно следовать основным принципам растягивания: доступность, регулярность, планомерность.
Чтобы ребенок разобрался, как правильно выполняется то или иное упражнение, нужно использовать визуальные образы: они помогают правильно выполнять определенные движения. Амплитуду следует увеличивать постепенно, по мере пропадания боли . систематичность крайне важна (в идеале – каждый день хотя бы по 10 минут) и позволяет добиваться отличных результатов, закрепляя их надолго.
Видео
Упражнения на гибкость для самых маленьких
Существуют разные активные игры для развития гибкости детей дошкольного возраста. Рассмотрим несколько возможных вариантов:
Наклоны. Для упражнения нужна игрушка, к которой ребенку нужно встать спиной. Ноги расставляются на ширину плеч, после чего малыш начинает плавно наклоняться вниз и берет игрушку. Затем он поднимает ее вверх, прогибается назад в спине и передает игрушку маме, стоящей позади. Мама вновь ставит ее на пол за спину своего чада.
Потягушки. Ребенок становится возле дивана, кресла или стула правым боком к нему. Правую ногу отводит в сторону, кладя ее на возвышенность. После этого он выполняет пружинистые наклоны вниз, стремясь достать до пола пальцами. После этого необходимо развернуться и сделать то же самое для другой ноги.
Мельница. Ноги смыкаются вместе, а руки расставляются в стороны. Ребенок начинает очерчивать кистями рук маленькие круги, а потом большие.
Маленький йог. Сначала ребенок усаживается на коврик и вытягивает вперед ноги, после чего берет одну из них руками и кладет на бедро, а потом вторую (получается поза лотоса). Руками следует опереться в пол, расставить плечи и задержаться в этом положении на несколько секунд.
Мостик. Необходимо лечь на спину, согнуть ноги в коленях и завести руки за плечи. С помощью мамы или папы ребенок старается подняться на мостик, а затем плавно опускается на пол (необходимо повторить упражнение шесть раз).
Кукла. Ребенок в положении стоя расставляет ноги на ширину плеч и начинает нагибаться, опуская корпус тела (руки расслаблены и висят). После этого ребенок выпрямляется и прогибается в спине слегка назад.
Скалочка. Выполнение упражнения требует использования гимнастической палки. Ребенку следует сесть на пол, уложить на бедра спортивный снаряд и прокатить его до носков, завести под ноги и катить в обратном направлении. Затем палку достают из-под ног и повторяют все сначала.
Развитие гибкости у школьников
Ниже описанные упражнения предназначены для развития гибкости у детей младшего школьного возраста, но подходят также подросткам. Они помогают существенно развить гибкость и снизить риск травматизма на тренировках:
- Встав на колени, ребенок должен завести руки за спину и скрестить кисти в замок на уровне таза. После этого согнутые в кистях руки плавно отводятся назад.
- В стоячем положении голову нужно наклонить вперед, будто пытаешься что-то достать подбородком. Правой рукой голова обхватывается сверху так, чтобы пальцами можно было достать дотронуться до кончика левого уха. После этого голову наклоняют вправо (для подстраховки следует помогать себе рукой). Далее упражнение нужно повторить зеркально.
- Ребенку следует вытянуть левую руку вперед и вправо в одной плоскости с плечом. Правую руку следует согнуть и поставить так, чтобы создать упор для левого локтя. Далее левая рука сгибается и кладется на правое плечо. Удостоверьтесь в том, что левая находится с плечом на одном уровне.
- Ребенок должен выпрямить левую руку и вытянуть ее вперед ладонью внутрь. Опустите ее перед собой до уровня плеча. Правую руку следует использовать в качестве упора, слегка надавливая на левый локоть. Далее упражнение следует повторить, сменив руки.
- Нужно развести руки на уровне плеч по сторонам и согнуть их под прямым углом в локтях, направив предплечья вперед, а ладони вниз. Плечи следует повернуть так, чтобы предплечья расположились параллельно относительно туловища, но следите за тем, чтобы локти не выходили из плоскости плеч. Разворачивать плечи следует настолько, как только удастся.
- Ребенок должен встать на колени и опереться руками в пол, развернув кисти внутрь. После этого необходимо начать отклоняться назад до ощущения легкого напряжения в предплечьях и бицепсах.
- Правая рука заводится за спину через верх, чтобы ладонь располагалась чуть ниже середины воротниковой зоны, а локоть выше правого уха. Левую руку ребенок при этом должен завести над головой так, чтобы обратная сторна кисти уперлась в локоть правой руки. Левой рукой следует давить на локоть до возникновения напряжения в правом трицепсе.
- Лежа на спине следует вытянуть ногти. Левая поднимается вверх и ее нужно обхватить левой рукой ниже колена, а правой чуть выше. Далее ребенок должен начать плавно притягивать ногу к голове.
- В лежачем положении ребенку нужно подтянуть колени к груди и обхватить их двумя руками, а затем следует начать осторожно притягивать их к плечам. Голову можно приподнимать, стараясь прикоснуться к груди подбородком. Далее ребенок должен плавно перекатиться вперед и назад несколько раз.
- Необходимо лечь на пол, как перед выполнением отжиманий, и медленно отжаться от пола, прогибая туловище и не отрывая ног и таз от основания.
Комплекс упражнений на гибкость и растяжку для детей следует подбирать исходя из индивидуальных предпочтений ребенка. Важно, чтобы занятия нравились ребенку и были интересны. Можно внести в тренировки элемент игры, добавив такие спортивные снаряды, как обруч, гимнастический мяч, палочку и т.д. (см. рисунок выше).
Как видите, методика развития гибкости у детей младшего дошкольного и школьного возраста – занятие не самое трудное, но требующее усердия и правильного подхода.
Источник