Развитие памяти у гиперактивного ребенка
Предстоящий школьный год беспокоит вас: ребенок, первоклассник или постарше, — часто невнимательный, неусидчивый, иногда по отношению к нему даже звучит слово «гиперактивный». Да, вам потребуется много сил и терпения, но кое-что для подготовки к школе можно сделать уже сейчас. Например, включить в повседневную жизнь несложные игры на развитие памяти, внимания и сосредоточенности.
— Давай уже, делай! Сколько можно витать в облаках?! — с горечью восклицает мама.
Каждый день мама мучилась с моими уроками, пока папа не придумал удивительную штуку. До этого, стоило начать заниматься, как мои мысли отправлялись бродить сами по себе. Мама то и дело одергивала меня, я старался собраться, но опять тетрадка растворялась и буквы прыгали пред глазами. Мне было жалко ее, но ничего я не мог поделать с собой — хотелось лечь на стол и заснуть. Борис Ильич, наш невролог, сказал, что у меня какой-то синдром… активности, что ли?
Но вот как-то раз папа зашел в комнату, где мы с мамой только что начали страдания над тетрадкой, достал секундомер и сказал: «Начинай, посмотрим, сколько времени сможешь продержаться, не отвлекаясь».
Оказалось — примерно 7 минут. Тогда папа вышел и вернулся с кухонным таймером в руках — такая крутилка на пружине, заводишь ее на какое-то время, и потом она звенит.
Мы вместе быстренько определили, сколько примеров можно решать за 7 минут, и папа завел таймер. После звонка — отдых 5 минут, тоже по таймеру, — побегать, попрыгать, и со свежей головой — опять за уроки. Через каждый час — большой перерыв на 20 минут.
Через пару дней я уже сам засекал время и дело пошло веселее. Еще договорились, что если до 6 часов вечера домашку делаю, то иду гулять. Начал успевать гулять, и мама как-то спокойнее стала…
СДВГ: как это выглядит
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство поведения, для которого характерна гиперактивность, импульсивность и нарушение концентрации внимания. Психологи выделяют 3 варианта СДВГ.
- Смешанный тип — вариант, при котором наблюдается сочетание гиперактивности и нарушения внимания. Это наиболее распространенная форма СДВГ.
- Невнимательный тип — вариант, при котором есть нарушение внимания, но нет гиперактивности. Эта форма чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в себя, мечтательностью.
- Гиперактивный тип — вариант с гиперактивностью, но без нарушения внимания. Эта форма встречается очень редко.
Гиперактивного ребенка узнать легко: он неусидчив, ему трудно сосредоточиться на задании, он находится в постоянном движении. Чтобы отличить активного в силу темперамента ребенка от гиперактивного, психологи разработали критерии, по которым и ставится диагноз.
Симптомы СДВГ:
- неумение сосредоточиться;
- забывчивость;
- отсутствие торможения;
- неспособность полностью выполнить предлагаемое задание;
- быстрая отвлекаемость;
- чрезмерная болтливость («Рот не закрывается»);
- импульсивность;
- немотивированная агрессия.
Что делать, если вы видите похожие признаки у своего ребенка или ему даже поставлен диагноз СДВГ? Прежде всего необходимо набраться терпения, оно вам понадобится больше всего. Терпение, стремление понять, внимание и вера в ребенка — вот основные составляющие успеха. Необходимо помнить, что такой ребенок не только доставляет неудобства окружающим своим поведением, но и сам страдает. Ваша задача не ругать, а помогать.
Если у ребенка гиперактивность с дефицитом внимания
- Как можно чаще хвалите ребенка, отмечайте малейшие его успехи, искренне радуйтесь достижениям. Дети с СДВГ очень чувствительны к похвале, критику же они почти не воспринимают.
- Задания, которые вы даете ребенку, должны быть конкретными. Например, вместо «Собирайся в школу», лучше сказать «Приготовь свою одежду и сложи портфель».
- Когда даете ребенку задание, определите время, необходимое для его выполнения, это дисциплинирует, помогает меньше отвлекаться. Для контроля за временем подойдет таймер или песочные часы.
- Для ребенка с СДВГ важен физический контакт, поэтому не забывайте несколько раз в день обнять его, поцеловать, приласкать, взъерошить волосы и т.п.
- Разработайте четкий режим и постарайтесь не отходить от него. Упорядоченность дня, предсказуемость событий успокаивает таких детей.
- Ребенка с СДВГ лучше отдать в школу не в 6 лет, а на 1–2 года позже. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, такие дети отстают от сверстников в психическом развитии на 1,5–1,7 года. Во-вторых, часто синдром СДВГ сочетается с другими нарушениями: трудностями с чтением (дислексией), нарушением письма (дисграфией), проблемами со счетом (дискалькулией). Неспособность быстро воспринимать материал, проблемы с концентрацией внимания могут приводить к плохой успеваемости в школе, снижению самооценки.
- Старайтесь развивать способности ребенка: он должен знать, что есть области, где он действует лучше, чем остальные, это повысит его самооценку.
Игры для подготовки к школе
Память, внимание можно и нужно развивать с помощью специальных игр, способствующих развитию наблюдательности, увеличению объема памяти, — они будут хороши для всех детей перед школой.
Игра в корректора. Возьмите любой типографский текст с крупным шрифтом. Один кусок текста дайте ребенку, другой оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «к» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами, для взаимопроверки. Если ребенок хорошо справился с заданием, усложните его: теперь нужно найти буквосочетание «ко», и т.д. Взрослому рекомендуется время от времени допускать ошибки, чтобы ребенок мог находить их, тем самым тренируя внимание.
Стимуляция объема внимания. Ребенок должен последовательно выполнить 3 и более команд. Например, вы можете дать ему следующие команды:
- подпрыгни 2 раза;
- назови любую птицу;
- встань рядом с предметом красного цвета.
После успешного выполнения задание можно усложнить:
- подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
- назови птицу на букву «в»;
- встань рядом с деревянной мебелью.
Затем добавляется 4-й пункт, 5-й и т.д. Лучше, если в этих играх будут участвовать несколько детей (4–5) примерно одного возраста. Важно называть сразу все пункты для выполнения, именно это будет способствовать увеличению объема памяти.
Игра на развитие наблюдательности. Можно сделать специальные карточки с изображением овощей, фруктов, животных или взять несколько мелких предметов (коробок спичек, карандаш, ручку, ластик и так далее). Играют несколько человек. Предметы или карточки раскладываются на столе, тот, кто водит, должен запомнить, в каком порядке они разложены, далее он отворачивается, и несколько предметов меняются местами. Повернувшись, он должен сказать, что изменилось. Потом следующий занимает его место — и игра продолжается.
Игра «Цепочка». Нужно запомнить и повторить цепочку слов. Например, первый игрок говорит «яблоко», второй «яблоко, груша», третий «яблоко, груша, вишня» — и так по кругу, пока кто-то не ошибется. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.
Игра на развитие внимания. В нее можно играть и вдвоем. Взрослый называет различные слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, название цветка.
Главное — занимайтесь с ребенком, и вы обязательно увидите результат. Но, играя, не забывайте проявлять эмоции, не будьте безучастным, ребенок должен видеть, как вы рады его победам. Если что-то в игре не удается или непонятно, попробуйте объяснить еще раз, не жалейте времени и усилий. Во время занятий старайтесь убрать любые отвлекающие предметы, так вы быстрее добьетесь успеха.
Обычно проявления СДВГ уменьшаются к возрасту 12–15 лет, именно в этом возрасте происходит полное созревание всех структур мозга.
Источник
В отличие от здоровых детей, детям с СДВГ трудно поддерживать умственное напряжение во время игры или другой какой-либо деятельности. Эти дети автоматически обращают внимание на то, что им нравится, но у них возникают значительные трудности, когда им нужно сконцентрировать внимание на новых или неинтересных, повторяющихся занятиях. Такой ребенок не слушает или не хочет слушать, не завершает работу или задание, он неорганизован, легко отвлекается и быстро теряет интерес к утомительным занятиям. Дети с СДВГ отвлекаются больше других детей на яркие и привлекательные, посторонние стимулы, присутствующие в заданиях, которые они выполняют.
Главный дефицит внимания при СДВГ — недостаток непрерывности внимания, и он рассматривается как один из основных критериев расстройства. Недостаток внимания снижает успеваемость по всем предметам, в то время как специфические неспособности к обучению (например, дислексия или дискалькулия) связаны с нарушением определенных областей школьной программы или с выполнением специфических действий (счет, письмо и пр.). Хотя эффекты неспособности научения всегда присутствуют, неуспеваемость из-за дефицита внимания связана с элементами школьной дезадаптации, но проявляется по-другому. У ребенка бывают «хорошие» и «плохие» дни (или более короткие периоды), которые затрудняют интерпретацию поведения. Ребенок с СДВГ очень изменчив. В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание.
Учащиеся 1-ых классов не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.
Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их внимания еще очень невелик — всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы — пошаговое управление, предъявление коротких и четких инструкций.
Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. По описаниям учителей, дети с СДВГ способны сохранять внимание не более нескольких минут. Вместе с тем, показатели внимания детей с СДВГ также подвержены существенным колебаниям. Родители часто сообщают о том, что во время занятий и игр, с которыми детям удается успешно справляться, они могут удерживать внимание на этих занятиях или играх до нескольких часов. Подобная «избирательность» внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными и трудными.
Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память (непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не требующее применения особых усилий или вспомогательных методов).
Однако в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован использованием внешних стимулов, например схем или карточек.
На процесс запоминания начинает влиять наличие установки, систематизация материала, подведение итогов, что необходимо использовать при объяснении им нового материала.
В этом возрасте у детей начинает формироваться способность контролировать свои процессы памяти и мышления.
Очень часто у детей с СДВГ возникают проблемы с закреплением материала, то есть переведением усвоенного из кратковременной рабочей памяти в долговременную память, с возможностью извлечения материала в любой нужный момент. Если занятие по новой теме было единичное, гиперактивный ребенок может продемонстрировать понимание материала и ответить на вопросы, но на следующий день ничего не помнить.
Некоторым детям нужно меньшее количество повторений материала, некоторым большее.
Для детей с СДВГ характерны расстройства слухо-речевой памяти, тогда как нарушения зрительной памяти у них встречаются реже.
Выводы по I главе
Таким образом, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является синдромом поведенческих расстройств и включает триаду симптомов: невнимательность, импульсивность, и гиперактивность. В отечественной литературе этот синдром обозначают: гиперактивность с дефицитом внимания (Заваденко, Н.Н., Н.Ю. Суворинова, Н.В. Григорьева) [7], дефицит внимания с гиперактивностью (Кучма, В.Р., А.Г. Платонова) [14], синдром нарушения внимания с гиперактивностью (Лохов, М.И., Ю.А. Фесенко, Л.П. Рубина) [16] и гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (Заваденко, Н.Н.) [8].
Дефекты концентрации внимания характеризуются тем, что пациенты с СДВГ не способны удерживать внимание на одной активности или одном задании более нескольких минут, что часто является причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе и низкой продуктивности работы.
Импульсивность выражается в совершении непродуманных действий: примерами импульсивного поведения являются ответы невпопад на заданные вопросы, перескакивание в разговоре с одной темы на другую и необдуманные поступки, часто заканчивающиеся повышенной травматизацией.
Гиперактивность выражается в повышенной подвижности и неспособности усидеть на месте.
СДВГ — серьезное расстройство развития и функционирования, требующее комплексных подходов к диагностике и лечению. Оценки частоты встречаемости СДВГ варьируют в зависимости от методов исследования, но даже при использовании максимально жестких критериев оцениваются примерно как 4%, как у детей, так и у взрослых [5].
Этиология СДВГ сложна, но понятно, что это расстройство имеет нейро-биологическую основу.
Источник
«Рекомендации по развитию памяти и внимания у гиперактивных детей»
Педагог-психолог: Никишина Л.В.
Рекомендации по развитию памяти и внимания у гиперактивных детей.
Психологи употребляют, такой термин, что Гиперактивные дети страдают синдромом дефицита памяти и внимания. Поэтому.
Одним из часто встречающихся свойств памяти у детей является привычка все забывать: «Я забыл дневник» и пр. Про тех, у кого нет проблем с обучением говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!» Существует много видов памяти: зрительная, слуховая, ассоциативная, образная, механическая, профессиональная, и др. – все это память, и мы обладаем ею в той или иной степени. И если некоторые добровольно признаются в том, что имеют плохую память это всего лишь означает, что они не умеют ею пользоваться. Психологи не располагают чудодейственными средствами по усилению памяти, но улучшить можно потенциальные возможности памяти. Они могут быть:
Субъективные:
1. Тип запоминания.
2. Интерес.
3. Предшествующий опыт.
4. Установка.
5. Состояние организма.
Объективные:
1. Характер материала (осмысленность, понятность, наглядность, связность, ритмичность)
2. Количество материала
3. Обстановка
А главное контроль состояния организма – ежедневные часовые прогулки, время сна 8-9ч., курение, общая усталость.
Питание – сырые овощи и фрукты не менее 0,5кг. В день. Из фруктов яблоки помогают сосредоточится на чем-то одном. Бананы содержат много витаминов В6 – его недостаток приводит к забывчивости. В помидорах много марганца, что прекрасно для памяти. Грибы (особенно шампиньоны) хороши для борьбы с усталостью. Лук понижает содержание сахара в крови, а сахар способствует рассеянности и агрессивности. Картофель помогает сохранить работоспособность. Подсолнечное масло влияет на степень живости воображения. Ржаной хлеб содержит витамин В1 – витамин бодрости.
Кроме того, молоко, творог, яйца, мясо, рыбные блюда 2раза в неделю.
Поменьше сладкое, жирное, мучное. Поменьше соли. Для стимуляции памяти рекомендуется рыбный жир, грецкие орехи, бутерброды со сливочным и соевым маслом. И помните: не надо боятся голода, он не мешает работе памяти. Переедание – вот помеха.
Улучшить память можно путем воздействия цвета, музыки, запахов. При возбуждении нужна – успокаивающая музыка, а при усталости – взбадривающая. Красный цвет – возбуждает, улучшает настроение, рассеивает внимание. Голубой и синий – успокаивает, понижает кровяное давление, замедляет ритм сердца и дыхания. Зеленый – самый благоприятный для работы.
Наиболее сильная память у детей утром с 800 до 1200, и днем с 1400 до 1700ч. Если нужно запомнить что-либо, необходимо прочитать за 15-20минут до сна.
Внимание.
Нет качества, которое было бы так же значило для учебной деятельности, как способность концентрировать внимание, т.е. умение сосредоточится.
1. Для сосредоточения внимания важно привести в норму физическое состояние: а) беспорядочные движения, являются одним из признаков рассеянного внимания. Для концентрации помогите ребенку принять такую позу, при которой ничто не будет его отвлекать. Пусть он расслабит мышцы, мысленно проведет двойной крест ч/з плечи и бедра и постарается избегать лишних движений.
б) Посадите ребенка прямо слегка наклонив вперед, сосредоточив его внимание на том, что находится, перед ним. Если же он начинает витать в облаках, или клевать носом, побудите его принять намеренно позу, непривычную для его тела: скрестив ноги, слегка изменить осанку, положение ступней, выражение лица. Когда тело принимает непривычное положение, рассеянность и сонливость исчезают сами собой.
Если ребенок нуждается в экстрособранности, он должен напрячь мышцы живота, ягодиц или ног. Не позволяйте телу расслабляться и его разум будет бодрствовать.
Создайте эмоциональный настрой.
Интерес – эмоциональная составляющая внимание.
Вывод: Заинтересуйте ребенка – и не будет проблем с концентрацией внимания.
Не опускайте рук! Любите вашего ребенка, помогите ему быть успешным, преодолевать школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту. Когда станет совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок – помогите ему; всё в ваших руках.
Физические упражнения
для развития памяти
1. Сядьте на удобный стул, не скрещивая ног, ступни на полу. Расстегните слишком тугую одежду и не напрягайте ног.
2. Вытяните кончики пальцев вместе с ногами вперед, напрягая мышцы стоп и икр. Сохраняйте та кое положение 10 секунд, затем снимите напряжение с мышц (мгновенное расслабление). Сбросив напряжение, вы должны ощутить прилив крови к мышцам и тепло. Наслаждайтесь этим ощущением и дышите нормально примерно в течение 10 секунд.
3. Опираясь пятками о пол, отгибайте пальцы ног вверх. Снова напрягите мышцы ступней и голеней. Выдержите так 10 секунд, а затем на 10 секунд расслабьтесь.
4. Поднимите ноги параллельно полу, отгибая пальцы ног к себе. Теперь будет включена новая группа мышц, мышцы бедер (10 секунд).
5. Поднимите ноги параллельно полу, отгибая пальцы на себя. Напрягайте 10 секунд, расслабляйтесь 10 секунд.
6. Поднимайте руки горизонтально, параллельно полу. Сожмите кулаки и с усилием напрягайте всю руку. Делайте это в течение 10 секунд. Повторите это упражнение с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами.
7. Вытяните губы вперед в виде буквы «О» и раскройте пошире глаза, как в пантомиме карикатурно изображают удивление. Не хмурьте брови, выдержи те 10 секунд.
8. Улыбнитесь как можно шире и оставайтесь так
10 секунд, затем расслабьтесь. Видите, вы подошли к концу упражнений с улыбкой!
Как улучшить память
(Памятка для школьников и учителей)
Метод — мать памяти
Т. Фуллер
У нашей памяти, словно у живого существа, свой характер, свои прихоти. Однако большинство людей волнует не механизм работы памяти, а вещи более прозаические: они хотят узнать «границы» своего «запоминающего устройства» и найти пути его улучшения.
Итак, вы хотите улучшить и развить свою память.
Приступим:
1. добиваясь запоминания, добиваясь улучшения памяти, помните — надо понять то, что хочешь запомнить.
2. Оценка возможностей памяти:
(в клетках таблицы записаны специальные символы)
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМОВ
ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. д.).
5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью внимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры или занятия других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребе нок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т. д.).
14. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
РЕКОМЕНДАЦИИ
РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (СДВ), Т. Е. С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите с ребенком сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа кубиками, раскрашивание, чтение и т. п.).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по мере возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. д. оказывает на ребенка чрезвычайно стимулирующее воздействие.
9. Во время игр или занятий ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег спортивные занятия.
12. Постоянно учитывайте недостатки ребенка. Детям с СДВ присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПЕДАГОГАМ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕНИКАМИ
С СИНДРОМАМИ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (СДВ)
С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
1. Работа с детьми с СДВ должна строиться индивидуально, при этом основное внимание должно уделяться их отвлекаемости и слабой самоорганизации.
2. Учитель по мере возможности должен игнорировать вызывающие поступки ребенка с СДВ и поощрять его хорошее поведение.
3. Во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы, чему способствует, в частности, оптимальный выбор места — в центре класса напротив доски.
4. Ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случаях затруднений.
5. Учебные занятия для ученика с СДВ должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку.
6. Гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем, в котором записывать все дела и задания, которые он должен выполнить.
7. Задания, предлагаемые на уроке, учителю следует писать на доске.
8. На определенный отрезок времени гиперактивному ученику дается лишь одно задание.
9. Если с СДВ предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
10. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Источник