Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья thumbnail

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное  учреждение

«Сахалинский политехнический центр № 5»

Тема:  В чем проявляются основные особенности

 формирования личности ребенка с ОВЗ.

Выполнила: Сидельникова Т.Д.

Горнозаводск 2017г

                        В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность».  «Психика – это свойство мозга, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Личность, в отличие от понятия «психика», — социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе.

Процесс развития личности неотделим от развития психики, но он не сводится только к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.

Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни.

 Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей – инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными ее особенностями являются:

-предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого ребенка формируется с большими отклонениями, как в качественном  отношении, так и в темпах и в сроках развития;

-первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с 3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь после 4-х лет, когда у них начинают формироваться элементарные действия с предметами,

-нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, отмечаются запаздывания в развитии предметно-манипулятивной деятельности.

В возрасте 4-7 лет для ребенка с ОВЗ наиболее актуальным является освоение навыков самообслуживания. Поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным. Игровая деятельность (ведущая для этого возраста норме) примитивна. На первый план выходят трудности в установлении контакта со сверстниками, даже если у ребенка есть круг общения (как правило, его нет). Детей отличает повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка – в мышлении, общении, желаниях и действиях. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении.

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. На первый план выходит сформированность ведущей для этого возраста деятельности – учебной. В её структуру входят учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и форма учебных занятий.

Дети с ОВЗ школьного возраста часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей отмечается неразвитость саморегуляции, неумение управлять собой. Обнаруживаются специфические отклонения в развитии мотивационно-потребностной сферы психики. Они выражаются в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала. Дети с ОВЗ младшего школьного возраста характеризуются недоразвитием произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий. Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.

Ограниченность средств общения (как речевых, так и не речевых) приводит к тому, что дети с ОВЗ становятся отверженными в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к  слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их ещё более отверженными в среде сверстников.

У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние.

Дети и подростки, имеющие жизненные ограничения, включаясь в социальную среду, сталкиваются не с идеализированной, а с  реальной действительностью, в которой проявляются как закономерные явления, так и случайные, как положительные, так и отрицательные, как моральные, так и аморальные, к восприятию которых они бывают, не готовы.  Отсюда большое значение  и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития  у них устойчивости к травмирующим ситуациям, воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих.

 Формирование опыта личности – длительный процесс, обусловленный многими внешними и внутренними, объективными и субъективными факторами.

Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.

Источник

Ольга Лазарева
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Читайте также:  Развитие ребенка в младенчестве это

Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинска – Кузнецкого.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, давать правильную самооценку собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Однако это не всегда доступно детям дошкольного возраста с ОВЗ.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, требует много труда и терпения. Основная цель педагогов дошкольных учреждений – помочь детям с ОВЗ войти в современный мир, такой сложный и динамичный.

Работа педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по социально-личностному развитию должна проводиться систематически совместно с коррекцией имеющихся социально-эмоциональных проблем. При этом необходима индивидуализация педагогического общения персонала с воспитанниками.

Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие,в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой стороны — нормы и правила общения с другими людьми.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость

ребёнка с ОВЗ будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести социальные навыки.

Социальные отношения у детей формируются в игре. Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Для этого в групповой комнате необходимо оформить игровые зоны, где детям должны быть предложены театрализованные, дидактические, настольные игры. В группе можно оборудовать различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.

Играя вместе, дети с ОВЗ начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.

Однако, для социального развития дошкольников, огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок с ОВЗ это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию. При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию моделирующую жизнь взрослых.

Умение управлять своими эмоциями — главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребенка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок, а особенно ребенок с ОВЗ к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет “материала” для того, чтобы научиться подобному управлению.

В процессе эмоционального становления и социализации детей с ОВЗ важная роль отводится целенаправленному систематическому сотрудничеству педагогов с родителями по обеспечению социально-эмоционального благополучия детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Эта работа положительно повлияет на эмоционально-чувственную сферу дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, закрепит приобретённый ими положительный опыт взаимодействия, самовыражения и творческой саморегуляции, т. е. сделает их социально-компетентными. В свою очередь родители лучше узнают своих детей, поскольку увидят их в другой, новой для себя обстановке, что поспособствует улучшению взаимопонимания в семье и созданию такого микроклимата, в котором есть все условия для социально-эмоционального здоровья и нравственного облика маленьких граждан России.

Читайте также:  Задачами социального развития ребенка являются

Источник

Библиографическое описание:

Ермакова, Л. А. Творческое развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Ермакова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13437/ (дата обращения: 04.08.2020).



Важным моментом в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья является — творчество. Разнообразие окружающего мира, его красота способствуют формированию у детей интереса к творчеству, но еще лучше, чтобы он не только замечал эту красоту, но и творил ее. Пусть это будет один бумажный или нарисованный элемент, но это будет единственный и неповторимый в мире элемент, сделанный своими руками.

Огромный стимул к расширению кругозора и знаний является интерес.

Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще всего не интересуются ни предметом, ни действием с этим предметом. Их творческий мир беден, жизнь без содержательна, пуста, чрезвычайно скудна. Ребенка с ОВЗ может увлечь простое манипулирование кисточкой, многократное и долгое повторение мазка, штриховки, действий с пластилином, бумагой.

Детям с ограниченными возможностями здоровья нравится наблюдать за взрослым: как держит ножницы, кисть, карандаш. Педагог все время обдумывает свои действия, чтобы дети подражая переносили полученные впечатления в свою творческую деятельность (увидел — понравилось — попробую — сделаю).

Педагог учит детей с ОВЗ смотреть и видеть, так как любознательность и наблюдательность — основа развития интереса к творческой деятельности.

Воспитывая радость от увиденного и радость от совместного общения, педагог одновременно развивает желание раскрашивать, лепить, складывать узоры, замечать удивительный мир творчества.

Не секрет, что работа с бумагой имеет огромное значение в творческом развитии личности, что способствует гармоничному развитию творчества, пробуждает фантазию, наблюдательность, внимание.

Композиции и поделки получаются красочными, яркими, интересными и удивительными. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья имеют слабую костно-мышечную мускулатуру рук, которую нужно развивать. Поэтому развивая мелкую и крупную моторику рук, мы стимулируем ЦНС и способствуем ее развитию, развитию психических процессов, речи и интеллекта ребенка.

Занятия бумагопластикой позволяют отражать впечатления, приносит радость себе и близким, демонстрируя плоды своего творчества.

Одним из важнейших условий творческого процесса является взаимодействие взрослого и ребенка. Общение должно быть позитивным и эмоционально положительным. Взрослому необходимо постоянно поощрять и хвалить ребенка, тем самым подчеркивая его достижения в той или иной творческой деятельности. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно, испытывая гордость от полученного результата. Фантазируя и делая различные композиции, ребенок с ОВЗ открывает для себя мир творчества, который играет яркими цветочными красками.

Каждому выполнению действий, созданию образа предшествует предварительная работа, на которой педагог выявляет имеющиеся знания на определенную лексическую тему. Поэтому мы с ребятами очень любим, посещать различные мероприятия, связанные с новыми впечатлениями. Совершаем индивидуальные коллективные прогулки в парк, ходим на различные игровые площадки, наблюдаем за явлениями окружающего мира, собираем природный материал для будущих поделок. После таких экскурсий мы вместе с детьми переносим полученные впечатления и наблюдения в свой процесс творчества. Раскрашиваем, затем ламинируем картинки, так получаются книжки-малышки, после чего вместе рассматриваем, вспоминаем увиденное и даже составляем небольшие рассказы. Такая работа вызывает неподдельный интерес, радость, желание делать и добиваться результата.

Дети с ОВЗ любят творить и создавать, и мы видим море счастья в их глазах, им просто нужно в этом помочь, обогащая их жизненный творческий опыт.

Дети с ОВЗ любят творить и создавать, и мы видим море счастья в их глазах, им просто нужно в этом помочь, обогащая их жизненный творческий опыт. У них плохо сформированы нужные для понимания учебного материала знания, умения, навыки и умения, с помощь которых нормально развивающиеся дети обычно приобретают в ранний период. Такие дети с трудом усваивают навыками счета, чтения и письма. Им весьма трудно соблюдать принятые нормы поведения. Они испытывают большие трудности в произвольной организации деятельности: они с большим трудом выполняют инструкции воспитателя, переходить по его указанию от одного задания к другому. Встречаемые на пути трудности отрицательно влияют и ослабляют их нервную систему. Воспитанники очень быстро устают, работоспособность их значительно падает, а иногда они перестают выполнять работу.

Многие особенности таких детей говорят о том, что задержка психического развития обнаруживается как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в задержке развития познавательных процессов. Это проявляется в том, что интеллектуальное развитие воспитанников не соответствуют их возрасту. Понижение трудоспособности и неустойчивость внимания могут иметь и другие симптомы личного характера. У одних детей максимальное проявление внимания и наиболее большая возможность работоспособности в начале выполнения задания и постепенно снижается в ходе выполнения работы; у других сосредоточение внимания наступает только после определенного периода деятельности; у третьих встречаются редкие проявления внимания и кратковременная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

Многие воспитанники ощущают трудности в процессе восприятия. Прежде всего, это проявляется в том, что воспитанники не понимают в полной мере с изучаемый ими изучаемый материал. Очень значительная часть воспринимается ими неправильно.

Большое отставание и индивидуальность проследует и в развитии их мыслительной деятельности. Всё это вместе с наибольшей вероятностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач. Очевидный факт, что большинство выполняемых воспитанниками заданий связано с необходимостью решать те или иные интеллектуальные задачи. При решении многих заданий ребята сталкиваются с трудностями мыслительного характера.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год и 7 месяцев развитие речи

Одна из психологических черт у таких ребят состоит в том, что у них обычно наблюдается отставание в развитии всех видов мышления. Это отставание встречается в максимальной степени во время решения задач, предусматривающих выполнение словесно-логического мышления.

Речь детей с ОВЗ так же отличается от детей нормы и связана с задержкой психического развития. Многим ребятам присущи дефекты речи, что естественно, приводит к трудностям в ходе процесса чтения и письма. Дети обладают скудным словарным запасом, понятия часто неполноценны — неточны, а за частую и просто ошибочны. Они испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций. Их собственная речь отличается бедностью словаря и примитивностью грамматического строя.

Значительным образом отличается поведение детей с ОВЗ. Ведущей деятельностью является игра. Но к школьному возрасту у детей оказывается несформированной высшая форма игровой деятельности — ролевая игра. Это игра со сложными правилами, которая по существу подготавливает ребенка к выполнению учебной деятельности. Дети оказываются не в состоянии выполнять взятую на себя роль. Переходят от одной роли к другой или начинают осуществлять манипулятивные действия. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.

В связи с этим у детей быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности. Этого нужно и можно избежать. Надо только найти к каждому воспитаннику индивидуальный подход и необходимо всевозможно поддерживать у детей на первых порах положительное отношение к трудовой деятельности. Не следует постоянно напоминать об отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не адекватное поведение.

Таким образом, существуют определенные типичные особенности, характерные всем детям с ОВЗ:

‒ Ребенок с ОВЗ уже на первый взгляд обладает наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, не воспринимает и не выполняет многие словесные инструкции воспитателя, и в то же время превосходно чувствует себя в игре, и используя её тех случаях, когда появляется возможность уйти от трудной для него процесса обучения, хотя многие виды игры с разными правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ОВЗ недоступны и вызывают только тревогу или отказ от игры.

‒ Не воспринимая себя учеником и не понимая зачем ему учиться, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

‒ Учебный материал, идущий от воспитателя, воспитанник воспринимает с трудом и так же ее перерабатывает, а для полного понимания и восприятия он нуждается в наглядно-практическом материале и в предельно простой инструкции. Словесно-логическое мышление слабое, поэтому воспитанники плохо понимают, о чем идет речь.

‒ У ребят с ОВЗ очень низкий уровень работоспособности, очень быстрая утомляемость, объем, и темп работы низкий или полностью отсутствует. У многих ребят на замечания воспитателя вспыхивают негативные реакции, другие дети просто отказываются работать, если задание оказывается для них непосильным.

Литература:

  1. Павлова О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая младшая группа: конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2011.-154 с.
  2. Королёва Т. В. Игры с красками: (рисование в младенческом возрасте). М.:ТЦ Сфера, 2008.-48 с.
  3. Васина Н. С. Бумажные цветы. М.6 Айрис — пресс, 2012.-112 с.
  4. Петрова И. М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. «Детство-Пресс», 2007.-48 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, учебная деятельность, воспитанник, жизненный творческий опыт, мор счастья, окружающий мир, психическое развитие, словесно-логическое мышление.

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными

творческая деятельность, развитие, ребенок, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности, способность, творческая личность, умение, учебно-познавательная деятельность.

Теоретические аспекты развития творческого мышления

творческое мышление, младший школьный возраст, учебная деятельность, учебный процесс, развитие, ребенок, творческий процесс, творческая личность, интеллектуальное предвосхищение, дальнейшее развитие.

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного…

По выражению Т.Комаровой, «творческий характер деятельности предполагает возникновение и развитие замысла, ведь ребенок не просто

Мотивация воспитанниками творческой работы является важным психическим проявлением, влияющим на ее содержание и характер.

Условия развития логического мышления детей старшего…

Путь познания, который проходит ребенок в этот жизненный период, огромен. За все это время ребенок очень много узнает об окружающем мире.

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование, изобразительное творчество.

Творческая деятельность как основа формирования…

Творчество способствует развитию всех психических процессов, а именно, мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.

Ребёнок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. И творческая деятельность помогает ему в…

Развитие творческого мышления в системе дополнительного…

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых. Дударева Юлия Борисовна, аспирант, преподаватель.

Они связывают психическую жизнь человека с конкретной, внешней, предметной деятельностью.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при…

Из трёх видов мышления: словеснологического, наглядно-образного и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность развивающих игр.

Развитие творческого мышления младших школьников

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих.

Источник