Развитие памяти ребенка раннего возраста

Светлана Недилько
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста»

Консультация для родителей.

Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста

В раннем возрасте память ребенка развивается очень быстро. Пока она у него непроизвольная. Малыш быстро запоминает стихи, сказки, диалоги из любимых мультфильмов, — все, что ему интересно. И постепенно память становится произвольной. Малыш начинает лучше запоминать определенные вещи потому, что ставит перед собой такое задание. Он хочет что-то запомнить и постепенно учится достигать своей цели.

Можно начинать тренировать память ребенка уже в конце первого полугодия жизни, предлагая ему узнавать игрушки, которые предварительно должны быть включены в общение. Уже после 8 месяцев малыш может вспомнить (восстановить в памяти) образ предмета даже тогда, когда у него перед глазами нет ничего похожего на этот предмет. Такую способность часто называют «воспроизведением». Одновременно у младенцев возникает «рабочая память» — малыш может запоминать поступающую информацию и соотносить ее с уже имеющейся.

Чем взрослее становится ребенок, тем больше внимания нужно уделять развитию произвольной памяти. До трех лет он обычно еще не может удержать что-либо в памяти вне конкретных действий. Поэтому необходимо больше играть в сюжетные игры: магазин (запомнить список покупок, гости (запомнить имена гостей) и т. п. Использовать надо в речи длинные инструкции (например, просьба принести не один, а два и более предмета или предложить сделать одно действие после другого). Если ребенок не справляется с поручением, повторить всю инструкцию целиком, не разбивая на шаги или помочь ему с помощью наводящих вопросов.

Помимо памяти на предметы у детей особым образом развивается память на людей. Причем, как выяснили психологи, дети хорошо запоминают не всех людей, а лишь тех, кто вступает с ними в общение.

К 3 годам ребенок должен уметь запоминать 3 — 4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторять небольшую прочитанную сказку с вашей помощью; помнить, что он делал утром, днем,вечером: рассказывать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.

Играем с новой игрушкой

Покажите ребенку новую игрушку (например, электронную, которая начинает издавать звуки при нажатии кнопки) и 2-3 раза продемонстрируйте действие с ней. Через 2 — 3 часа (или на следующий день) дайте эту игрушку и посмотрите, что он будет делать. Вспомнит ли он показанные действия? Если нет, пусть сам исследует игрушку. Потом снова продемонстрируйте нужные действия.

Вспомни и покажи

Предложите малышу воспроизвести движение знакомых объектов (например, косолапого медведя, машущую крыльями птицу, ползущую гусеницу и т. д.).

Где прячется котик?

Рассмотрите вместе с малышом и назовите две картинки на карточках (например, собачка и котик,а затем переверните их на глазах у ребенка и спросите: «Где собачка?». «Где котик?» и т. д. Малыш должен открыть нужную карточку. Если ребенок уже разговаривает, можно спросить его,показывая на закрытую карточку: «Что здесь?». Затем переверните карточку и проверьте правильность ответа. Постепенно усложняйте задание и увеличивайте количество карточек.

Где лежали предметы?

Предварительно разложите предметы для игры в коробки. Животных — в одну коробку, посуду — в другую, машинки — в третью и т. д. Потом вынимайте из каждой коробки по одному предмету и раскладывайте их на столе.Спросите: «В какой коробке лежал этот предмет? Положи его обратно».

Чтение потешек, стихов

Повторяйте стишок или потеку несколько раз. Когда текст малышу хорошо знаком, де лайте в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка этим закончить фразу. Так возникает диалог в стихах и развивается память ребенка — малыш начинает читать наизусть.

Вспоминаем сказки

Разыгрывайте с ребенком хорошо известные сказки, например «Колобок», «Репка», «Теремок». Они требуют запоминания и повторения цепочек персонажей или их реплик. Для инсценировки можно использовать плюшевые игрушки или персонажей, вырезанных из картона.

Магазин

Сделайте импровизированный магазин с разнообразным ассортиментом товаров. Попроси те малыша сходить за покупками. Перечислите то, что необходимо купить. Вначале список то варов должен быть небольшой — 2 — 3 предмета, в дальнейшем усложняйте задание — увеличивайте количество необходимых вещей, добавляя признаки цвет, форму и т. п. Если малыш не справляется с заданием, помогите ему. Сходите в «магазин» вместе, выбирая покупки,проводите сравнительный анализ: «Нам надо купить 2 машинки, 1 красную, 1 синюю. Давай их поищем. Вот лежит машинка, она красная? Нет? А может быть, она синяя? Нет, она зеленая. Зеленая машинка нам пока не нужна» и т. п.Можно играть в специализированные магазины: «Одежда», «Игрушки».

Что на следующей странице?

Возьмите книгу, которую ваш ребенок любит смотреть и слушать. Начните ее читать. По мере прочтения говорите ребенку о том, что будет написано на следующей странице, но не переворачивайте страницу. После того как вы перевернете страницу, скажите, что вы об этом уже рассказывали. Укажите на картинку, которая подтверждает ваши рас сказы. Всякий раз, перед тем как перевернуть страницу, сообщайте о содержании следующей. Некоторое время спустя ребенок будет пытаться перелистывать страницы по мере вашего рассказа или расскажет вам о том, что написано на следующей странице.

Игрушки разбежались

Подберите несколько предметов для игры, например, машинку, несколько кубиков, кукольную мебель. Рассмотрите их вместе с малышом, расскажите, как вы хотите с ними поиграть. Объясните, что вы хотите построить дом для куклы Кати и поставить там мебель. Теперь попросите ребенка выйти в другую комнату. Разложите все выбранные вами предметы в разные места. Позовите малыша и сообщите ему, что все игрушки разбежались, а вы не можете их найти. Пусть кроха вспомнит, во что вы хотели играть и найдет игрушки.

Что произошло за день?

В конце дня вспомните вместе с ребенком, что произошло в этот день? Какой момент запомнился, например, ходили в гости, приготовили что-нибудь вкусненькое и т. д. По возможности выделяйте не только хорошие события, но и грустные. Можно предложить малышу придумать, что вы будете делать завтра, а наутро поинтересоваться, помнит ли он о том, что вы хотели сделать сегодня. Старайтесь придумывать такие дела, исполнение которых не может быть отложено или отменено.

К кукле гости пришли

В гости к кукле пришли гости (три мягкие игрушки). Кукла дала поиграть им в свои игрушки. (Каждому «гостю» раздается по маленькой игрушке.) Гости немного поиграли и решили пойти погулять на улицу. Игрушки все убрали. Погуляли, решили снова поиграть дома. Какая же игрушка у кого была? Можно каждому гостю придумать имя и побуждать ребенка называть игрушки по имени. Постепенно увеличивайте количество игрушек и перерыв.

Дорога домой

Возвращаясь с прогулки и находясь на небольшом расстоянии от дома или подъезда, где вы живете, попросите ребенка привести вас домой. Дайте ему возможность идти, куда он считает нужным, а сами идите за ним (не забывайте о безопасности: чтобы не было машин, собак без хозяев и т. д.). Если ребенок затрудняется, доведите сами, обращая внимание на детали, например, проходим мимо желтой скамейки, слева — качели и т. д. Точно так же учите малыша запоминать дорогу до магазина, остановки и т. д.

Закончи слово

Попросите ребенка закончить слово, которое вы ему назовете. Например, зай-(чик, маши-(на) и т. д. Если малышу трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который вы называете.

Веселые картинки

Это игра для развития зрительной памяти. Предложите малышу внимательно рассмотреть 5 — 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Затем попросите малыша по очереди назвать предметы, которые он запомнил. Важно количество предметов, которые запомнят ребенок. Покажите ребенку картинки, которые он не назвал. Повторите попытку через 10 минут. Предложите вспомнить все картинки через час.

Источник

Игры для развития памяти в раннем возрасте

«Найди игрушку»(10 месяцев — 1,5 года)

 Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем, игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, под наблюдением малыша, ее прячут под другую. И, хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.

Игра «Прятки» (начиная с 8-10месяцев)

Самый простой вариант — набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама «исчезает», память ребенка сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.

Упражнения для развития памяти у младших дошкольников

Двигательная память

        Двигательная память развивается еще с раннего возраста. Карапуза необходимо учить брать предметы, ползать, ходить. К трехлетию тренироваться завязывать шнурки, застегивать пуговицы, умываться. А в старшем возрасте эта работа становится еще более сложной.

Эмоциональная память

Для тренировки эмоциональной памяти необходимо выполнять упражнения в различных местах. К примеру, на природе обратите внимание ребенка на звуки природы, на красивые пейзажи.

Образная память

                Образная память проявляет себя с помощью различных органов чувств. У маленьких детей больше всего развиты зрительная и слуховая составляющие. Для развития звуковой памяти необходимо привлекать внимание ребенка к различным звукам. Слушать вместе, как барабанит дождь, шумит ветер, едет машина. Для развития зрительного запоминания хорошо подойдут игры на поиск предметов. К примеру, можно склеить спичечные коробки в башню, в один из них положить что-нибудь мелкое. Далее предложить крохе сразу угадать, где лежит предмет (для развития кратковременной памяти), а затем через пару минут (для долговременной).

Запоминание слов начинает формироваться вместе с развитием речи. Взрослым следует как можно чаще спрашивать у малыша название предметов, читать книги, рассказывать стихотворения. Быть может ребенок и не поймет их смысл, но вот звучание запомнит.

Тактильная память

Игра

Завяжите глаза малышу, кладите в его руки разные предметы. Затем попросите его назвать предметы в том порядке, в котором он их трогал. При этом работает узнавание и запоминание.

Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста

Развивать память у детей можно такими методами:

  • Повторять вслух. Это один из наиболее эффективных методов для детей дошкольного возраста. Поскольку в этом возрасте они зачастую проговаривают информацию вслух. Лучше всего материал преподносить в игровой форме, так карапуз запомнит быстрее.
  • Группировать материал. Если вашему чаду необходимо выучить, например, десять новых слов на английском языке, помогите ему сгруппировать их по какому-либо признаку (по ассоциации, первой букве и т.д.). Можно провести параллели между старыми и новыми словами. При регулярном использовании такой метод приводит к хорошим результатам.

Игры для развития памяти

«Запомни и повтори»

 Взрослый называет ряд чисел в произвольном порядке, малышу необходимо запомнить эти числа и повторить. Постепенно цифровой ряд можно удлинять.

«Что исчезло»

Разложите перед ребенком ряд картинок, пусть он их запомнит. После чего ребенок отворачивается, в это время следует убрать одно из изображений. Малышу необходимо ответить, какая именно картинка пропала.

«Покажи животное»

Это задание придется особо по душе младшим дошкольникам. Предложите ребенку показать, как топает медведь, прыгает птичка, крадется кот.

Прогулка в картинках

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.

По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.

На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.

Разрезанные картинки

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки.Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

Какой игрушки не хватает?

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем  попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка:»Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить.

— увеличив количество игрушек;

— ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.

Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Где спрятана игрушка?

Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.

Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

Ход ишры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

-убрать коробки на более длительное время;

-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;

-заменить игрушки.

«Опиши игрушку!» (для детей 5-7 лет)

Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

Источник

Как мы птичек кормили

Цель: развитие памяти, правильного звукопроизношения — упражнения в
отчетливом произнесении звуков X и К; развитие наблюдательности, умения следить
за рассказом взрослого, не опираясь на наглядные материалы, принимать участие в
рассказывании.

Ход игры

Взрослый начинает рассказывать и останавливается, не закончив фразы, а
ребенок добавляет соответствующие слова:

На дворе зима. На деревьях,
на земле, на крыше лежит белый…
(…снег.)
Когда выпадает много снега, мы берем лопатки и … (…копаем,
расчищаем дорожки и делаем горку.)
Из снега можно лепить. Мы
лепим…(снеговика, зайца, мишку.)
Однажды на наш участок
прилетели…(птички: снегири, воробьи.)
Они хотели есть, и мы насыпали
им…(.зернышек и крошек.)
Зернышки и крошки мы насыпали…(в
кормушку.)
Они теперь каждый день прилетают…(к кормушке.)
А мы каждый
день выносим им…(…корм.)
Птички благодарят нас за вкусное угощение и
поют…(«чив-чив-чив!»)

Взрослый продолжает рассказывать о птицах: «Из леса прилетела сова-большая
голова. «Уу-ух, уу-ух», — так кричит сова. Она научит и нас кричать по-совиному.
Как кричит сова?»

Ребенок повторяет. «Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Кто это кудахчет?»
«Курочка», — отвечает ребенок. «Курочка хочет послушать, умеешь ли ты
кудахтать?» Ребенок показывает, как курочка кудахчет.

«А вот и петушок! Ой, к нему лиса крадется, сьест петушка!»

Ребенок говорит: «Скорее, скорее улетай, петушок!»

«Взлетел петушок на забор, и лисе его не достать. Петушок рад и кричит лисе:
«Ха-ха-ха, ха-ха-ха — не догнала петуха!»». Ребенок повторяет.

В конце занятия взрослый просит малыша вспомнить, у кого «шубка из перьев», а
у кого — «меховая».

Маленькие ножки бежали по дорожке

Цель: формирование правильной осанки; развитие зрительной и слуховой памяти,
сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления (умения
создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения); развитие у
ребенка умения согласовывать свои движения с действиями других. Автоматизация
звука Ш в связном тексте.

Ход игры

Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит ребенка
показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя
маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают».
Ребенок бежит и
приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке. Маленькие ножки бежали по
дорожке.
Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он
медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Припевка
повторяется несколько раз.
Ребенок в соответствии со словами и ритмом
припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстрой и легкой, то медленной
и тяжелой поступи.

Бегетие ко мне!

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти; умения ориентироваться
в пространстве; укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной
активности.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Взрослый садится напротив детей, у противоположной
стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите ко мне!», — при этом манит их
рукой.
Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали,
прибежали! Ну, теперь бегите назад!»
Дети поворачиваются и бегут назад.
Взрослый говорит им вслед: «Убегайте, убегайте!»
Дети садятся на стульчики.
«Отдохнули? — спрашивает взрослый. — Ну, бегите опять ко мне, бегите, бегите!
Кто быстрее?»

Найди снегурочку!

Цель: развитие внимания, памяти.

Ход игры

Взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет ее на участке так, чтобы никто
из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня
к ним в гости обещала прийти Снегурочка — она хочет поиграть и поплясать с
детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы ее поискали. Когда ребенок
найдет Снегурочку, он играет и танцует с ней.

На дворе мороз и ветер

Ход игры

Ребенок выполняет движения, указанные в тексте песни:

На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.
Не замерзнут ручки-крошки —
Мы похлопаем в
ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
Чтоб не
зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот
как ножки мы согреем!

Зима

Цель: знакомство с русской народной песней, развитие памяти.

Ход игры

Игра сопровождается показом куклы.
Взрослый говорит:
Как на тоненький
ледок
Выпал беленький снежок.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная
была!
Катя по снегу бежала,
Поскользнулась и упала.
Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была!
Таня куколку взяла,
Вместе с куклой в пляс
пошла.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
Взрослый показывает, как
кукла бежала и упала. Затем предлагает ребенку поднять куклу и поплясать с
ней.

Источник