Развитие памяти ребенка 1 класса

Игры и упражнения для развития памяти у первоклассников.

При  выполнении упражнений учитель заранее дает установку на запоминание и разъясняет ход дальнейших действий учащихся, в том числе и своей.

     1. Математические слова. Учитель называет несколько слов: треугольник, опять, восемь, столько же, пример, математика, четыре, получится — и просит учащихся запомнить из них как можно больше слов. При проверке один ученик называет слова, другие добавляют. Анализируя количество названных слов, выясняют причины запоминания одних и не запоминания других.

     2. Цепочка слов. Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т.д. Затем учитель снова называет первое слово, а второе и третье слова называют учащиеся по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу, запоминаются легче.

     3. Повтори-ка! Учитель называет слово (например, пять). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (пять, квадрат). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое (пять, квадрат, больше) и т.д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается, т.е. у кого лучше память.

     4. Зрительный диктант. В течение одной минуты учитель показывает фигуры и просит их запомнить. Учащиеся, в свою очередь, внимательно смотрят, прорисовывают в воздухе, старясь запомнить очертания фигуры, что бы затем точнее нарисовать в тетради или на листе бумаги. Результаты проверяются [29, с.158].

В зависимости от класса все эти задания имеют разную степень трудности. Все они в основном предназначены для развития; внимания, восприятия, зрительной и слуховой памяти.

   5.Упражнения «Запомни движение» (цель – развитие моторно-слуховой

 памяти).

Процедура игры. Учитель показывает детям движения, состоящие из

3-4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал учитель, а затем в обратном порядке.

Движение 1. Присесть — встать – поднять руки — опустить руки.

 Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), по-

вернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны.    

Движение  3. Отставить правую ногу вправо, приставить правую ногу, отставить левую ногу влево, приставить левую ногу.

Движение 4. Присесть – встать — повернуть голову вправо — повернуть голову прямо.

    6.Упражнение «Запомни свою позу» (цель- развитие моторно-слуховой памяти).

Процедура игры. Каждый ребёнок стоит «на своём месте».По команде ведущего все дети должны принять определенные позы (по желанию) . Ведущий обходит и тем детям, которое приняли одинаковые позы, он предлагает сменить их. Затем играется весёлая музыка. Под музыку дети двигаются, танцуют, бегают ( 1-1,5мин.). Музыка внезапно обрывается, дети должны быстро разбежаться по своим местам и принять те позы, которые они «учили» в начале игры.

   7.Упражнение «Слушай и исполняй!» (цель – развитие внимания и памяти).

Процедура игры. Учитель называет несколько действий, но не показывает  их. Разрешается повторить это задание 1- 2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы учителем.

Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Задание 3. Повернуться налево ( на 90), присесть, встать.

Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

   8.Упражнение «Испорченный телефон» (цель- развитие восприятия и памяти).

Процедура игры. В классе детей по их желанию выбирается один водящий. Затем весь класс становится к нему спиной и никто не подглядывает. Ребёнок подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую- то позу ( он её выдумывает сам).

Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребёнок, которому показали позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел…и т. д.

Когда всем   детям показана поза, они встают в круг лицом друг другу. Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру последним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя позы сравниваются.

Замечание: Позы должны быть разными. Если дети стесняются и переживают, что их позы разные, объяснить им, что так и должно быть. Рассказать про  «испорченный телефон».

   9.Упражнение «Кто что сделал?» (цель — развитие наблюдательности, восприятия, памяти).

Процедура игры. Из группы детей выбираются 3-4 ребенка. Один из выбранных — водящий. Остальные дети «зрители». 2-3 выбранных ребенка поочередно показывают водящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия. В том порядке, в котором он их увидел.

Замечание: желательно игру проводить под фонограмму (веселой музыки).

   10.Упражнение «Художнuк» (цель — развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей).

Процедура игры. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные — «зрители». Один из выбранных — «художник» (по желанию), другой — «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5-2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.

Замечания:

а. Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что она одета?» и т. д.

б. Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки. 3. Учитель должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?»

   11.Упражнение « Тень» (цель — развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности).

Процедура игры. Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные «зрители». Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Путник»  идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень».  Последний  старается точь-в-точь скопировать движения «путника».

Желательно  стимулировать «путника»  к  выполнению  разных  движений: «сорвать цветок», присесть,  поскакать на одной ноге, остановиться и посмотреть из-под руки, и т. д.

   12.Упражнение «Разведчики»   (цель — развитие наблюдательности, памяти).

Процедура игры.

Вариант 1. Из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные — «отряд»’. В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем ан проводит «отряд» па тому пути, который был ему показан ему «разведчикам».

Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его. и т. д:

Вариант 2. В целом игра проводится так же, но только «командир» ведет отряд из того места, на котором закончил свой путь «разведчик», и в  то место, из которого «разведчик» вышел.

Рекомендуется по несколько раз повторять те игры, которые вызывают затруднения у детей.

Источник

Юлия Маклакова
«Развиваем внимание и память». Занятие для 1 класса в рамках развивающей программы «Лестница роста»

Развивающее занятие «Развиваем внимание и память«. 1-й класс

Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы. Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации.

Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемость.

Данное занятие “ Развиваем внимание и память” – проект одного из занятий в рамках развивающей программы “ Лестница роста”ориентированной на оказание помощи и поддержки детям 1-го класса, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.

Читайте также:  Развитие ребенка каждый день

Занятие рассчитано на 40 минут, его может проводить как педагог-психолог в рамках коррекционно-развивающих занятий с учащимися, так и учителем начальных классов в качестве внеклассного мероприятия.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, для детей – тетради в клетку, цветные карандаши, бланки к упражнению “девочки”.

Цели и задачи занятия:

развитие зрительной памяти и произвольности внимания;

развитие двигательной сферы ребёнка, умения выполнять несколько действий одновременно;

развитие мелкой моторики средствами продуктивной деятельности.

развитие коммуникативных навыков.

• формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).

Ход занятия

1.(Слайд 2)

Добрый день ребята. Вы готовы меня слушать? Какое у вас сегодня настроение?

2.(Слайд 3) Начнем наше занятие с упражнения “Мой любимый фрукт”.

(Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания). Ученики класса представляются по очереди, передавая мяч друг другу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт. После того, как последний назовет свое имя и любимый фрукт, педагог задает вопросы всему классу:

• Какой любимый фрукт у (имя ученика?

• Кто из ребят назвал яблоко? И т. д.

• Какой из названных фруктов желтый?

3.(Слайд 4) “Интеллектуальная разминка”.

В качестве разминки я предлагаю ответить вам на следующие вопросы:

• Сколько дней в недели?

• Какое число больше? 7 или 9

• Что идет, не двигаясь с места?

• Какой день недели идет после среды?

• Бабочка, пчела, голубь, муха какое слово лишнее?

• Помидор, морковь, свекла, картофель, как все это можно назвать одним словом?

• У собаки шерсть, а что есть у рыбы?

• Самое крупное животное, кто это?

4.(Слайд 5) Тренировка зрительной памяти.

Установка: в течение15 сек. смотрите внимательно на картинки, запомните их. После того как дети выполнят это задание,предложите ответить на следующие вопросы:

• Сколько картинок было представлено?

• Какого цвета машина?

• Сколько вагонов было у паровоза, (какого они цвета, желтого, синего?

• Какая фигура была изображена на картинке?

• Какая картинка двигалась?

• Сколько грибов было? Знаешь ли ты его название?

• Какая картинка была изображена в правом нижнем углу?

5.(Слайд 6) Физ. минутка

Постарайтесь правильно выполнить движения:

• Если услышишь название цветка – хлопни в ладоши,

• Если услышишь название птицы – потопай ногами,

• Если услышишь название дерева – подними руки вверх.

Дятел, ромашка, береза, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.

6.(Слайд 7) Упражнение “Зайчишка” изображение фигур под диктовку (педагог заранее проставляет красные точки в тетрадях).

Ребята посмотрите, стоит в лесу избушка, а вам интересно узнать кто в ней живет? Если вы правильно выполните задание узнаете хозяина этого домика.

Повторим где у нас правая рука, а где левая?

Откройте тетради, найдите красную точку, поставьте на нее карандаш. Надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведете линию, подождите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывайте карандаш от бумаги. Итак, начнем.

1 клетку вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз,1 клетку влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз,1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо 2 клетки вниз,2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 12 клеток вверх.

Кто же у нас оказался хозяином домика? Правильно, это зайчонок, у него длинные уши и маленький хвост, Дорисуйте своему зайчонку глаза. А какого цвета заяц бывает зимой, а летом?

7.(Слайд 8) Игра “Пожалуйста”.

Ребята, сейчас мы поиграем. Вы должны внимательно слушать меня и выполнять задания в том случае, если мое обращение к вам будет со слов “Пожалуйста”. Выиграет тот,кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки:

• Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку;

• Поверните голову влево;

• Пожалуйста, опустите правую руку;

• Хлопните в ладоши как я;

• Топните ногой

• Пожалуйста, топните левой ногой;

• Пожалуйста, хлопните в ладоши два раза;

• Поднимите вверх две руки как я;

• Пожалуйста, присядьте;

• Встаньте;

• Пожалуйста, встаньте;

• Сядьте за парты;

• Пожалуйста, сядьте тихо на свои места.

Победителям дарим аплодисменты.

Что же помогло ребятам выиграть в этой игре? (Выслушиваются ответы детей).

Сделаем вывод: что же значит быть внимательным – замечать все вокруг, быть сосредоточенным на нужном деле, не отвлекаться, работать без ошибок.

8.(Слайд 9) Упражнение “Девчата” детям раздаются бланки корректурной пробы

А теперь, когда вы уже знаете, что значит быть внимательным, проверим, умеете ли вы быть такими? Ребята, посмотрите в ваши тетради, здесь изображены девочки. Пока ничего писать не нужно. Рассмотрите, чем они отличаются. (Поиск различий вместе с педагогом).

После этого дается инструкция 1: “Найди и зачеркни всех девочек с закрашенными черными волосами и бантиками, которые не улыбаются”.

Инструкция 2: “Найди и подчеркни всех девочек, волосы у которых не закрашены и они улыбаются.

А сейчас каждый из вас проверит, правильно ли он выполнил задание. Посмотрите, как получилось у меня. Надеюсь у вас также.

10.(Слайд 13-14) Рефлексия занятия. “Коробочка эмоций”.

Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли вам урок? Что особенно запомнилось, показалось интересным? Какое задание было для вас самым легким? А какое самым трудным?

А теперь оцените свою работу выберите каждый карандаш и нарисуйте тот смайлик, как вы сегодня оцениваете свою работу.

• Красный – получилось все отлично;

• Зеленый – старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось сегодня.

• Синий – был не в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии.

Всем спасибо за внимание!

Литература

1. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./ Под ред. И. В. Вачкова – М.: Издательств “Ось-89”, 2003.

3. Глазунов Д. А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2008.

4. Екжанова Е. А., Фроликова О. А. Эффективная коррекция для первоклассниковв играх и упражнениях: Научно – методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2007.

5. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: “Ось – 89”, 2006.

Источник

Развитие внимания и памяти

Игры на развитие зрительного внимания

1. Игры «Лото» и «Домино».

2. Игра «Найди два одинаковых предмета». Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

3. Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

4. Игра «Найди отличия». Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

5. Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек». Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

6. Игра «Нанижи бусинки». Ребенку предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, -ООХХОХОХХОО-), нитку или проволоку, бусинки. Ребенок собирает бусы.

Читайте также:  Центр развития ребенка сад плюс

7. Игра «Срисуй по клеточкам». Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения — пальцем или карандашом.

9. Игра «Назови предмет». Ребенку дают рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

10. Игра «Сколько чего?». Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на определенную букву — все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.

11. Игра «Дорисуй». Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

12. Игра «Зачеркни». Ребенку предлагают таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

13. Игра «Корректор». Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

14. Игра «Разведчики». Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Игры на развитие слухового внимания

1. Игра «Что звучало?». Ребенку демонстрируют звучание разных предметов (игрушки, музыкальные инструменты). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

2. Игра «Четыре стихии». Играющие стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с произнесенными словами: «воздух» — поднимают руки в стороны и изображают взмахи крыльев птицы; «земля» — садятся на корточки, руки вниз; «вода» — вытягивают руки вперед, изображают пловца; «огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим и выбывает из круга.

3. Игра «Послушай и воспроизведи». Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой по столу или хлопки в ладоши, и ребенку предлагается воспроизвести их.

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

1. Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает: летает — и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

2. Игра «Съедобное — несъедобное». Дети образуют круг, в центре которого становится ведущий (взрослый или ребенок). Ведущий называет слова — названия самых различных предметов и бросает мяч одному из игроков. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.

3. Игра «Ухо — нос — рот». Ребенок, услышав команду «Ухо», дотрагивается до уха. Услышав команду «Нос», дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.

4. Игра «Запретное движение». Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он делает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запретное движение. Тот, кто повторил его, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

5. Игра «Пожалуйста». Ведущий дает команды детям и сам выполняет их, показывая движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «пожалуйста», несмотря на движения, которые показывает ведущий.

Игры на развитие памяти

1. Игра «Шкафчики». Для проведения игры необходимы шкафчики, склеенные из четырех и более спичечных коробков, мелкие предметы. Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирает на несколько секунд и показывает снова. Ребенка просят найти игрушку.

2. Игра «Что исчезло?». На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет предмет, который исчез.

3. Игра «Что изменилось?». На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Он отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

4. Игра «Художник». Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

5. Игра «Запомни и воспроизведи».

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

6. Игра «Вспомни и покажи». Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.).

7. Игра «Цепочка действий». Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».

Съедобное—несъедобное

Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.

Оборудование: мяч, мел.

Описание. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет)

ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например,

яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны

поймать брошенный мяч и передвинуться вперед на одну клетку,

нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны

отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если

дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или

пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем

классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс,

становится ведущим».

Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5—б классов.

Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.

Игры на развитие внимания, применяемые на уроках русского языка,

математики, чтения, геометрии

Изучение процессов произвольного внимания

Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

1.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-НЕССАС ДАТАЛАТТА

2.ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

3.РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА

4.ГРУММОПД

5.ВАТЕРПРООФЕТТАСЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДА-ТОНОВ

6.ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

7.ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВА ТЕНОРРА

8. ЛАЙОНОСАНДЕРА

9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ

10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

11. МУСЕРЛ01ТРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ

12. АДСЕЛАНОГРИВАНТЖЮДАРОЧАН 13.БЕРМ0111НАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА-ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН

14. ОСТИМАРЕ

Исправь ошибки

Шмель летит и жужжыт.

Дети заблудились в чаще леса.

У мамы красивая брош.

Дети соглашались с учителем и кивали руками.

Напарте лежали учебники.

В мае трава ярко жёлтого цвета.

Солнце тряталось за верхушками деревьев.

В августе в саду расцвели яблони и вишни.

На полке лежали замочик и ключик.

Найди слова и подчеркни

Фпитзмкунцзниакотилмартпонмячв

Тршлдь1мьшощйьшшдасор31пнтспржо

Квиаипшубаывакртьамамаоаипоазш

Отшмлорорвбуранстралгпалканио

Одыраметлатаиогуавтобусшигмик

Не пропусти растение

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Описание игры: дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит

ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и затем

сесть. Кто допустил ошибку- выбывает.

Например, такие слова: дорога, тигр, берёза, самолёт, пшеница, роза, змея,

дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, тепловоз, муравей, графин,

гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, киви, хоккей,

город, собака, банан, василёк, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес,

ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, билет, тапочки, паркет,

плющ, одуванчик, мимоза.

Умение различать звуки речи на слух

№1. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук «ж»: жук, пожар,

тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи и т.д.

№2. Звук «з»: звонок, глаза, дом, рыба, забор, коза, незабудка, луна. Зонтик, тетрадь.

Кто больше увидит и запомнит?

Читайте также:  Центр развития ребенка челнов

Цельь: развитие произвольного внимания, фонематического слуха.

Ведущий считает до 30, а дети в это время находят в комнате и запоминают

все предметы, в названии которых 2 слога, после называют эти предметы.

Внимательные руки

Цель: развитие произвольного внимания, фонематического слуха.

Если в слове есть «и»- поднять правую руку, «й»- левую. Нет ни той, ни

другой- руки на коленях.

Например, такие слова: лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш,

перо, алмаз, буйвол, вагон, златогривый, климат, прогулка, рассвет, аллея,

байдарка, учёный, диктант, ладонь, маленький, соседний, первый, айва,

солома, гибкий, яйцо, илистый, и т.д.

Закончи слово

Цель: развитие внимания речи, памяти, умения работать в группе.

6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге

называет слог, стоящий напротив- заканчивает словом и называет свой слог и

т.д.

Умение различать звуки на слух

Если услышите в слове звук «з» или «ж», покажите нужную букву:

жаворонок, кожа, зубы, жир, вязание, заколка, прожектор, поле и т.д.

Перекличка- путанка

Цель: развитие произвольного внимания.

Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети

откликаются лишь тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто

ошибается, тот выбывает из игры.

Не пропусти профессию

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширению

кругозора.

Дети встают в круг, ведущий читает слова, когда встречаются профессии, дети подпрыгивают на месте.

Например: лампа, водитель, ножницы, липа, токарь, сталевар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтёр, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономика, стрекоза, машинистка, пулемёт, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист, свеча, газета, шутка.

Разноцветные мячики

Цель: развитие внимания, быстроты мышления. Дети садятся в кружок.

Ведущий бросает красный или синий мяч. Если летит красный- поймавший называет гласный звук, если синий- согласный звук. Назови соседей

Цель: развитие внимания, памяти, скорости мыслительных процессов. Дети садятся в кружок, ведущий называет буквы алфавита. Поймавший называет « соседей» этой буквы. Если ошибается- выбывает.

Правая-левая

Цель: развитие произвольного внимания, слуха, сосредоточения,

фонематического слуха.

Ведущий читает ряд слов с согласной на конце. Дети поднимают правую руку, если окончание твёрдое; левую- если окончание мягкое. Например: брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель, топ, быль, сталь, вес, жарь, пыль, хорь, жар, лаз, мыс, петь, печаль, рост, пир, солист, трус. Худеть, грусть, груз, шаг, шаль, яд, юг, янтарь, щит, шторм.

Мячик- смягчитель

Цель: развитие внимания, речи, темпа мышления.

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч, произносит слово с твердым окончанием, а поймавший произносит то же слово, но с мягким окончанием. Например: угол- уголь, брат- брать, ел-ель, топ- топь, мел-, хор, стал,пыл, жар, был, цеп, любит, ходит, носит, мочит, варит, строит, обут, поит, ценит, хмурит, пилит, шутит, дал, пар, шар, прав.

Найди себе пару

Цель: развитие внимания, наблюдательности, мышления. Задание: найти себе пару и встать рядом, чтобы получилось слово. Детям раздаются карточки с написанными на них слогами: НА, СОС, КА, МЫШ, ТО, МАТ, ЖИ, ВОТ,ПАР,ТА,ВО,ДА-Сколько в слове слогов? Цель: развитие внимания, быстроты мышления Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, называет слово. Ребёнок называет количество слогов в этом слове.

Например: дуб, коза, брат, вода, шум, поле, зима, сундук, жираф, кот, шуба, каток, шар, часы, рука, чашка, мир, лес, мальчик, голова, хлеб, корова, змея, мука, кино, рыба, бабочка, бочка.

Синий- красный

Цель: развитие внимания, быстроты мышления.

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребёнок называет, сколько в этом слове: Гласных, если мяч красный; Согласных, если мяч синий.

Например: окно, лед, рама, книга, шум, лом, вода, перо, шляпа, корова, кошка, пол, вол, мыс, рука, лицо, стол, стул, шкаф, полка, хлеб, лес, дерево, лист, чашка, лук, кино, ракета, букет, сумка, зонт, живот, компот, кукла.

Рыба, птица, зверь

Цель: развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления. Дети садятся в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: « Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба » Тот игрок, на

котором остановилась считалка, должен быстро назвать нужное слово. Если ответ неверный, то ребёнок выбывает из игры.

Хор

Цель:развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Одного ребёнка просят выйти за дверь, а остальным дают карточки со

словами ( из одного предложения). По сигналу дети одновременно

произносят своё слово, а « отгадчик» должен понять и произнести

предложение целиком.

Примеры:

ШЁЛ ПО УЛИЦЕ ОТРЯД.

ПОШЛА КОЗА ЗА ОРЕХАМИ.

ВОТ ДВА ПЕТУХА.

ЛЕТЕЛА СОРОКА ВЫСОКО.

МУХА ДЕНЕЖКУ НАШЛА.

ПОВАР ГОТОВИЛ ОБЕД.

НА БОЛОТЕ СТОИТ ПЕНЬ.

Много- один

Цель: развитие внимания, быстроты мышления.

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч и называет слово во

множественном числе, а ребёнок возвращает мяч и говорит его в

единственном числе.

Например: грачи, леса, ряды, мосты, холмы, следы, кроты, косы, глаза,

шкафы, слоны. Кусты, носы, блины, листы, грибы, гномы, зонты.

Игры на развитие внимания

Игра « Самый внимательный»

Цель: добиться автоматического запоминания таблицы сложения в пределах 10, развитие памяти и внимания. Оснащение: карточки с написанными примерами на сложение и вычитание в

пределах 10.

Ход игры: 1. Учитель смешивает все карточки и раздаёт детям. В зависимости от количества детей, количество карточек на столах может быть разное.

2.Дети кладут карточки с примерами перед собой в столбик. 1+2

4-2

3+3 и т.д.

Учитель у доски ведёт игру. Он показывает указкой поочерёдно на каждое число числового ряда.

Дети ищут у себя на парте пример на сложение или вычитание с указанным ответом и убирают его в сторону.

Когда учитель доходит до числа 10, у детей не должно остаться ни одной открытой карточки с примерами.

Игра «Да-нет» (на уроке геометрии)

Учитель: Я загадала фигуру (конус).

Ученики : Это объёмная фигура?

Учитель: Да.

Ученики : У неё есть вершина?

Учитель: Да.

Ученики :У неё есть грани ?

Учитель: Нет.

Ученики: Это конус?

Учитель: Да.

Игра « Угадай слово»(с использованием алфавита)

Дети должны угадать слова, состоящие из трёх букв.

1. Первая буква находится после буквы Л, вторая — первая в алфавите,

третья- сразу после Й (МАК).

Игра « Угадай букву» (с использованием алфавита)

Учитель загадывает какую-нибудь букву, например, букву Ж.

Учащиеся с помощью наводящих вопросов узнают, что это за буква. Дети: Эта буква находится в начале алфавита? Учитель: Да. Дети: Эта буква гласная? Учитель: Нет.

Дети: Эта буква находится до Й? Учитель: Да.

Дети: Эта буква находится до буквы Е? Учитель: Нет.

Дети: Эта буква после Ё вторая? Учитель: Нет. Дети: Это буква Ж? Учитель: Да.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требовании не только ко взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать; мало того, желательно, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Чтобы помочь ребенку справиться с ожидающими его сложными задачами, позаботьтесь о том, чтобы у него была полноценная и своевременно сформированная речь. Именно достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения. В школе ребенка научат оперировать понятиями и делать умозаключения. Но в школу он должен прийти, уже имея определенные знания об окружающем мире, а также некоторые эстетические и нравственные понятия — о красоте и безобразии, добре и зле, правде и лжи и т.д. И, конечно же, он должен уметь выражать свои мысли, что возможно только при помощи речи.

Источник