Динамика изменения показателей развития ребенка

Динамика изменения показателей развития ребенка thumbnail

Оценка динамики развития ребенка. Рекомендации

Таким образом, развитие ребёнка следует рассматривать в течение определённого времени, оценивая каждую сферу навыков и её прогресс в отдельности, а затем соотносить сферы друг с другом и с хронологическим возрастом. Это фундаментальная концепция взгляда на оценку развития детей. Детальный опрос и осмотр необходимы у детей с нарушениями развития, а у нормальных детей при оценке развития они не требуются, поскольку краткого осмотра обычно достаточно.

Он сосредоточен на умениях, наиболее активно меняющихся с возрастом ребёнка. В каждой сфере есть определённый возраст, когда происходит прогресс развития. На рис. 3-8 это представлено в виде диаграммы для каждой сферы развития, на которой уровень изменения в развитии соответствует интенсивности цвета: чем интенсивнее цвет, тем быстрее происходят изменения в развитии. Это означает следующее:

• Развитие крупной моторики: большая часть навыков приобретается в течение первого года жизни.

• Развитие зрения и мелкой моторики: более существенное приобретение навыков — начиная с года жизни.

• Слух, речь и язык: развитие навыков с 18 мес.

• Социальное, эмоциональное развитие и поведение: приобретение навыков наиболее очевидно с 2,5 лет.

Знание возраста ребёнка и сроков, когда развитие в каждой сфере навыков становится более очевидным, помогает ориентироваться при первоначальном опросе о развитии. Таким образом, для ребёнка в возрасте:

• <18 мес — скорее всего, полезными будут вопросы о крупной моторике, наличии зрительных и слуховых навыков, которые определяют по умению работать руками.

• от 18 мес до 2,5 лет самыми полезными будут вопросы о речевых, языковых и навыках мелкой моторики (работы руками) с последующим кратким опросом о крупной моторике (поскольку, скорее всего, ребёнок проявил её ранее).

• от 2,5 до 3,5 лет — первые вопросы лучше сосредоточить на речевых, языковых и социальных/эмоциональных/поведенческих навыках.

Вопросы о развитии должны покрывать весь спектр прогресса в развитии, но этот более точный способ выяснения истории развития позволяет быстрее и точнее его оценить. Он ориентирует оценку на приобретённые способности вместо того, чтобы заставлять родителей вспоминать возраст, когда их ребёнок прошел основные этапы развития.

Во время визита при сборе анамнеза развития важно также умение врача наблюдать за поведением ребёнка. Это обеспечит не только почти точный ориентир для начала опроса, но быструю оценку способностей ребёнка, поведенческих особенностей, соответствия развития возрасту и взаимоотношений с родителями. Все это позволит составить общее представление о ребёнке, его способностях и развитии.

оценка динамики развития ребенка

Инструменты для оценки развития ребенка

Все, что нужно для оценки развития, — простые основные инструменты. Их используют для выявления навыков ребёнка, применяемых во время игры. Кубики, мяч, книга с картинками, кукла и маленькие игрушки (например, чайный столик, карандаши и бумага) позволят быстро, но эффективно оценить двигательные навыки, мелкую моторику, игровые, речевые и языковые способности. Эти способы позволяют ребёнку развеселиться и расслабиться, одновременно облегчая исследующему оценку его навыков.

Скрининг развития (обследование популяции детей определённых возрастов обученным медперсоналом) считают формальным процессом в составе программы обследования и пропаганды здоровья детей. Скрининг прогресса развития маленьких детей также обязательно проводят все врачи-специалисты при любом обращении к врачу, т.е. к врачу общей практики, по поводу боли в горле, при несчастном случае, в травмпункте после падения или при поступлении в педиатрическое отделение. Каждый визит ребёнка используют для определения, в норме ли его развитие.

Существует ряд проблем, связанных со скринингом развития:

• Субъективность клинического заключения, которое, таким образом, ограничивает его применение.

• Однократная оценка развития может быть затруднена из-за усталости ребёнка, его чувства голода, стеснительности или просто нежелания принять в этом участие.

• В то время как у грудных детей основное внимание при оценке раннего развития и динамики уделяют двигательной функции, её считают недостоверным предвестником когнитивных расстройств и успеваемости в школе. Развитие речи и языка лучше отражает когнитивную функцию, но его труднее быстро оценить. Достоверность скрининговых тестов можно повысить, заранее попросив родителей заполнить опросник. Более того, цель скрининга — выявление детей с высоким риском. Также скрининг проводят по просьбе родителей. Если у ребёнка выявлены нарушения развития, его следует направить к педиатру на обследование.

При анализе динамики развития маленьких детей:

• посмотрите, как ребёнок использует игрушки и общается с людьми;

• предложите ребёнку подходящие игрушки для оценки его навыков;

• выясните возраст ребёнка и сосредоточьте вопросы на сфере наибольшей динамики развития.

Оценка развития — детальный анализ определённой области развития, его проводят вслед за скринингом, при котором было выявлено нарушение динамики в какой-либо сфере. Это часть диагностического процесса, связанная с обследованием, лечением и заключением. Оценку развития проводят путём направления в специализированное отделение, которым могут быть различные педиатрические, терапевтические или местные многопрофильные детские отделения, где есть педиатр.

Ряд тестов разработан для скрининга развития формально производимым способом (например, таблица роста и скрининговый тест развития Denver). Существуют также стандартные тесты для оценки развития грудных и маленьких детей, например шкалы Griffiths and Bailey развития грудных детей. Их используют, например, в исследованиях с наблюдением за недоношенными детьми. Также существуют стандартные тесты, ориентированные на специфические моменты развития (например, языковая шкала Reynell, измерение функции крупной моторики (GMFM) и диагностический опросник при аутизме). Все тесты, кроме скрининговых, для получения достоверных результатов требуют времени и умений.

Оценку когнитивной функции (высшая нервная деятельность) у детей школьного возраста с использованием IQ и других тестов проводят клинические или педагогические психологи.

Скрининг и оценка развития:

• Скрининг развития — обследование популяции детей определённых возрастов опытными специалистами.

• Оценка развития — детальный анализ общего развития или определённых его областей.

Программа наблюдения и пропаганды здоровья ребенка

Эта программа включает обзор всех аспектов здоровья и развития у всех маленьких детей. Она содержит три основных элемента:

• Иммунизация.

• Пропаганда здоровья — для уменьшения риска и пропаганды оптимального физического и умственного здоровья.

• Скрининг для раннего выявления и коррекции при нарушениях в физическом развитии и др.

Эта программа — компромисс между стремлением выявить нарушения и потенциально вмешаться на ранней стадии и в то же время избежать частых посещений врача. При каждом осмотре проводится проверка специфических физических аномалий и общего развития, здоровья и роста ребёнка. Рассматриваются избранные темы пропаганды здоровья. Делается акцент на мнение родителей о зрении, слухе, речи и языковых навыках, поскольку родители обычно первые обнаруживают любое нарушение на ранней стадии. Подробности каждого осмотра вносятся в личную историю развития ребёнка. Эти истории сохраняются у родителей и специалисты при любом последующем осмотре ребёнка просят их показать.

Программу пропаганды здоровья детей выполняет в первичном звене врач общей практики или патронажные сестры. При выявлении проблемы составляют план действий для ребёнка, в который могут быть включены советы и отслеживание динамики либо направление к специалисту.

Программа наблюдения и пропаганды здоровья детей:

• Осуществляется первичным звеном.

• Включает иммунизацию, пропаганду здоровья и скрининг развития.

• Акцентирована на роли родителей в раннем выявлении нарушений развития.

— Также рекомендуем «Проверка слуха ребенка. Методы оценки»

Оглавление темы «Оценка развития детей»:

  1. Основные этапы развития детей. Оценка развития недоношенного ребенка
  2. Принципы скрининга развития ребенка. Безусловные рефлексы новорожденных
  3. Этапы развития мышления ребенка. Оценка интеллекта
  4. Оценка динамики развития ребенка. Рекомендации
  5. Проверка слуха ребенка. Методы оценки
  6. Этапы развития зрения ребенка. Проверка
  7. Нарушение развития ребенка. Аномальное развитие
  8. Причины задержки развития ребенка. На что обратить внимание?
  9. Причины аномального двигательного развития ребенка. На что обратить внимание?
  10. Церебральный паралич у ребенка. Причины, варианты

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИСТРИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(ГКОУ «ИСТРИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)

дер. Сокольники, Истринский р-н,

Московская обл., 143500

тел: 8 495 994-85-79; 8 498 31 4-12-38,

E-mail: shkola-int1_2@mail.ru

Сайт: https://www.istra-internat.edusite.ru

Характеристика обучающейся

Егоровой Оксаны Александровны, 19 июля 2007 года рождения, 5 класс

Общие сведения:

-прибыла в школу – 01 сентября 2016 года, из МОУ Истринская СОШ №3.

-состав семьи – семья полная.

-программа обучения – адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

-форма обучения – очная, класс общеобразовательный.

получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь: педагог-психолог, учитель-логопед.

Информация об условиях и результатах образования обучающегося в ОО:

  1. Динамика (показатели) эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.

Эмоционально-личностное своеобразие отношений:

-специфика отношений с взрослыми, сверстниками

Оксана уверенная в себе, эмоционально устойчивая девочка. По результатам социометрического исследования – среди принимаемых детей в классе. Оксана не всегда опрятна. Девочка доброжелательна с одноклассниками и педагогами, проявляет заботу по отношению к младшим.

-Наличие понимания имеющихся затруднений, особенностейне имеет.

-Критичность отношения к успехам/неуспехам

Реакция на одобрение – адекватная (испытывает положительные эмоции, нуждается в регулярной похвале).

Реакция на замечание – адекватная (замечания обязательно исправит, склонна к переживанию).

Особенности поведения в свободной, организованной деятельности:

Владеет основными формами выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощения, несогласия с собеседником. Поддерживает ровные, дружеские отношения с одноклассниками.

показатели личностного развития:

Умеет оценивать ситуацию и совершать обдуманные действия, обходительна, организована, аккуратна, коммуникабельна, любознательна. В свободное время любит рисовать. Соблюдает правила поведения на уроке и переменах.

  1. Динамика (показатели) изменения физического, моторного развития:

Моторика:

Ведущая рука – правая. Координация движения – не нарушена. Мелкая моторика развита хорошо. Ручку, карандаш, ножницы держит правильно. Графические навыки сформированы, записи в тетрадях и рисунки выполняет аккуратно.

  1. Динамика (показатели) познавательного, речевого развития:

Познавательные процессы:

Внимание:

-непроизвольное – склонна находиться во власти внешних впечатлений;

— произвольное – склонна отвлекаться.

Общий уровень произвольного внимания – средний.

Длительность сосредоточения и переключения внимания достаточная.

Проявляет активный интерес к приобретению новых знаний.

Работоспособность на уроках – достаточная.

Зрительное восприятие:

-восприятие цвета: различает цвета спектра (7 цветов);

-восприятие величины: соотносит величину предметов;

-восприятие формы: соотносит геометрические фигуры.

Восприятие пространственных соотношений:

владеет основными (простыми) пространственными представлениями предмета;

ориентировка в сторонах собственного тела: да / нет

Временные представления:

-части суток: знает — соотносит;

-времена года: знает — соотносит;

-дни недели: знает — соотносит.

Память:

-долговременная: может воспроизвести текст (или стих) наизусть.

-кратковременная: может удерживать объем информации в течение короткого периода (инструкция, небольшой текст, цифры).

-произвольное запоминание – среднее, может удерживать объем информации в течение всего времени учебного процесса, с опорой на учебный материал.

-непроизвольное запоминание – продуктивное (увеличивается объем запоминания)

Уровень интеллектуального развития:

-мышление – наглядно-образное, развивается абстрактно-логическое мышление по возрасту. Произвольная регуляция деятельности и функции самоконтроля достаточно развиты.

Воображение:

-воссоздающее – имеет средние способности, опираясь на пример образа или сюжета;

— творческое – среднее (ассоциации – стереотипные).

Речевое развитие:

Понимание речи не нарушено. Аграмматизмы в изменении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательных с существительными, существительных с числительными, глаголы во множественном числе. Затруднено различение и употребление предлогов. Дизартрия.

  1. Динамика (показатели) изменения состояния деятельности (учебной, продуктивной).

По математике читает, записывает и сравнивает числа в пределах миллиарда. Плохо выполняет табличное и внетабличное умножение и деление чисел. Решает задачи, составлять краткую запись или чертеж самостоятельно не всегда удается.

По русскому языку списывает с печатного и рукописного текста с небольшим количеством ошибок. При письме под диктовку допускает множественные ошибки. Знает части речи. Умеет склонять существительные и прилагательные. При проверке собственного и предложенного текста, не всегда находит и исправляет орфографические ошибки.

При чтении пропускает буквы и слоги, часто неправильно произносит окончания, допускает повторы, чтение по догадке. При пересказе Оксана не всегда может передать полный смысл прочитанного, требуются дополнительные вопросы, помощь взрослого, которую девочка активно принимает.

  1. Динамика освоения программного материала.

По итогам обучения программный материал усвоен в неполном объеме по причине пропусков.

Общий вывод:

8 октября 2019 г

Директор школы-интерната С.В. Куликов _____________________

МП Классный руководитель Е.Н.Грехнева _____________________

Педагог-психолог Н.Б. Щепихина ______________________

Источник

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«ШКОЛА № 1391»

108800 г. Москва, п. Киевский, пос. Киевский, дом 7а

тел. 8-495-846-31-54, 8-495-846-38-01, e-mail: 1391@edu.mos.ru

«__»_______________2019г.

Характеристика

Иванов Иван Иванович

2011 года рождения

подготовительная  группа

Общие сведения

Поступил в детский сад: 1 сентября 2014 года

Мать: Иванова

Отец: Иванов

Перечень фактов в период обучения:

Программа обучения: адаптированная общеобразовательная программа «От рождения до школы»

Форма обучения: очная, полный день

Группа: общеразвивающая

Коррекционно-развивающая, психологическая помощь:  учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры.

Информация об условиях и результатах образования ребенка в ДОО:

Показатели эмоционально- личностного развития: Иван спокоен, нетороплив, в меру общителен, настроение у него не устойчивое.  В игре не инициативен. Принимает условия коллективной игры, предложенной детьми и взрослым. С детьми и хорошо знакомыми взрослыми контактный, но с малознакомыми взрослыми молчит, избегает общения. Ребенок   не конфликтный, доброжелательный. Движения и мимика  вялые. Трудно засыпает и трудно просыпается.

Ребёнок обладает всеми необходимыми по возрасту навыками самообслуживания, но медленно раздевается и одевается, ест.  

Показатели изменения физического, моторного развития: Общая и мелкая моторика недостаточно развиты. Ведущая правая рука.

Показатели познавательного развития, речевого развития:

 Восприятие.

  • Цвет:  соотносит и называет все предъявленные цвета- красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой,  салатовый. Сличает, но не называет – бежевый, серый.
  • Плоскостные формы: сличает и называет все плоскостные формы- треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал.
  • Объемные фигуры: из предъявленных: шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик не смог обозначить ни одну.
  • Слуховое восприятие: предъявленный текст воспроизводит не полностью, ритмический рисунок не повторяет .
  • Целостное восприятие: складывает разрезную картинку из 5 частей, выкладывает картинку из 6 кубиков без опоры на рисунок.
  • Зрительное восприятие: наложенные изображения: узнал 8 из 8 (N); недорисованные изображения: узнал 4 из 6(N).
  • Восприятие величины: самостоятельно разложил 10 брусочков в убывающем порядке. Показал самый высокий и самый низкий. Владеет порядковым счетом в пределах 10. Самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец- методом зрительного соотнесения.
  • «Самое непохожее»: при первом предъявлении ориентируется только на два признака: форму и цвет, после обучения: учитывает все три признака (цвет, форма, размер).
  • Восприятие пространства:
  • Макропространство- самостоятельно ориентируется в групповом помещении, актовом зале, физкультурном зале, самостоятельно может дойти от кабинета психолога до группового помещения;
  • Микропространство – верно называет и опознает все стороны и части листа, выделяет центр.
  • Восприятие схемы тела, его частей и сторон:
  • Ориентировка на себе- показывает и называет части тела, левые и правые симметричные части тела (уши, коленки, пятки) дифференцирует левую и правую сторону (не уверенно)
  • Последовательность частей суток –  сформировано, с опорой на картинки. Утро, день, вечер, ночь – может назвать обобщающим словом.
  • Последовательность времен года – не сформировано, называет лето, зиму без опоры на картинки. Знает признаки каждого времени года, обобщающее слово. Путает смежные времена года (осень/весна)
  • Последовательность месяцев  – не знает.
  • Дни недели – порядок следования не сформирован.
  • Ориентировка на листе бумаги-  N, к концу года научился рисовать схему помещения и  находить предметы по схеме.
  • Ориентировка на листе в клетку – в начале года задание не выполнял, по результатам итоговой диагностики с заданием медленно, под контролем взрослого справляется.

Внимание.

  • Концентрация — низкая.
  • Устойчивость – недостаточная, быстро истощается, отвлекается на внешние раздражители.
  • Произвольность в стадии формирования.

Память

  • Слуховая механическая —  динамика запоминания слов:3,1,4,5,6. (ниже возрастной нормы)
  • Зрительная – 5 из 10 ( средний уровень).
  • Опосредованная —  из 5/4 (соответствует возрастной норме)

Мышление.

  • Наглядно- действенное – умеет действовать по образцу, схеме
  • Наглядно- образное – быстро собирает  разрезные картинки из 5-6 частей. Конструирует из 7 палочек по образцу.
  • Способность устанавливать причинно-следственные связи – простые связи устанавливает.
  • Словесно- логическое – не выкладывает серию сюжетных картинок из 4 и не составляет связанный рассказ.
  • Способность выделить лишний предмет – вызывает затруднение.
  • Обобщение – подбирает обобщающее слово в рамках программного материала.
  • Картинки- нелепицы- объясняет их смысл, рассказ со скрытым смыслом- не понимает.

 Воображение- сюжеты рисунков не выделяются большой оригинальностью и разнообразием.

С опорой на картинки определяет эмоциональные состояния людей: веселый, грустный, сердитый, удивленный.

         Речевое развитие

  • Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Объем непроизвольных движений губ и языка ограничен. Нарушена переключаемость артикуляционных движений.
  • Общее звучание речи. Речь смазанная, маловыразительная.
  • Понимание речи. Ориентируется в повторяющихся бытовых ситуациях. Грубо нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
  • Словарь. Пассивный и активный словари значительно ниже возрастной нормы.
  • Грамматический строй речи. Уровень сформированности грамматической компетенции значительно ниже возрастной нормы. Навыки словоизменения и словообразования находятся на стадии формирования. Трудности построения синтаксических конструкций: пропуск предлогов, ошибки согласования и управления.
  • Фонематическое восприятие. Грубо нарушено. Нарушена дифференциация звуков сходных по акустическим признакам, твердости-мягкости, глухости–звонкости. Навыки звукового анализа и синтеза не сформированы. Доступен анализ звукового ряда, состоящего из двух гласных звуков, анализ обратного слога.
  • Звукопроизношение. Полиморфное нарушение. Грубо нарушены звуконаполняемость и структура сложных слов.
  • Связная речь. Доступно понимание основной информации текста. Значительные трудности в построении собственного высказывания на основе визуальной информации. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. Связность изложения нарушена, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Пересказ может осуществить только по наводящим вопросам.

 Показатели состояния деятельности (игровой, учебной, продуктивной):

На занятиях ведет себя спокойно, малоактивен, медлителен, долго не может приступить к заданию, если в процессе деятельности появляются трудности, не пытается найти решения, не просит помощи, сидит и ждет. С педагогом в контакт вступает активно, не всегда может выразить правильно просьбу словами. В играх с детьми избирателен, играет с определенным кругом детей, пассивен.

Игры и их содержание не соответствуют возрасту.  

 Особого интереса к занятиям не проявляет. Наибольшие трудности вызывает рисование, лепка, аппликация (там, где нужно работать руками). Не усидчив, внимание рассеянное. С одного вида деятельности на другой переключается довольно быстро. Помощь взрослых принимает всегда с удовольствием, самостоятельность проявляет мало.

Освоение программного материала:

Динамика усвоения адаптированного программного материала подготовительной группы- средняя. На конец года адаптированная общеразвивающая программа усвоена частично. Наблюдается  положительная динамика развития по всем образовательным областям: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие. С мальчиком были проведены индивидуальные дефектологические, психологические и логопедические занятия в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с задержкой психического развития. Существенные затруднения в формировании физического, познавательного, речевого развития, эмоциональная незрелость.

Общий вывод: АООП для ЗПР усвоил частично.

Дата составления характеристики: 2.04.2019

Источник

Читайте также:  Нейройога воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья